Курпатов аВ любовь психология взаимоотношений

Оглавление:

Андрей Владимирович Курпатов

Андрей Курпатов
Биография

Андрей Владимирович Тимченко (11 сентября 1974 года, Ленинград) — врач-психотерапевт, телевизионный продюсер, учёный, автор более 100 научных работ и монографий, автор 40 книг (10 из них — изданные монографии). Генеральный директор ООО «Красный квадрат».

Родился в семье военных врачей 11 сентября 1974 года в г. Ленинграде. Поступил в Нахимовское военно-морское училище в 1989 году. В 1991 году, по окончании НВМУ, поступил в Военно-медицинскую академию на военно-морской факультет, в 1997 году закончил академию по специальности «лечебное дело». Получал специализацию по терапии, психиатрии и психотерапии с 1997 по 1999 год, в Военно-медицинской академии и Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. После перенесённой нейроинфекции, в 1998 году был уволен из рядов вооружённых сил.

Начал работать в Клинике неврозов им. академика И. П. Павлова (СПб ГПБ № 7) с 1999 года — сначала врачом-психотерапевтом кризисного отделения, впоследствии заведующим Санкт-Петербургским городским психотерапевтическим центром, потом стал руководителем организационно-методического отдела по психотерапии Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга.

Выполнял обязанности эксперта по психотерапии Лицензионной палаты Санкт-Петербурга с 2000 года. Андрей Курпатов разработал две программы по аккредитации медицинских служб в учреждениях здравоохранения — психотерапевтическую и сексологическую.

В медиаотрасли с 2003 года. Продюсер, автор и ведущий программы «Нет проблем с доктором Курпатовым!», а также «Всё решим с доктором Курпатовым!», которая выходила на телеканале «Домашний» с мая 2005 года и по конец 2006 года. С 2007 года авторская программа «Доктор Курпатов» выходила на «Первом канале», сначала в ежедневном режиме, потом стала выходить в еженедельном режиме.

С 2007 года работает в компании «Красный квадрат» сначала в должности вице-президента по корпоративному строительству, а с мая 2008 года — ее генерального директора.

Под руководством Андрея Курпатова вышло множество телепроектов и телепрограмм для разных телевизионных каналов России.
Библиография

Решения на каждый день
Ребенок и семья
Муж и жена
Стресс и депрессия

Советы доктора. 7-12 выпуск. Вопросы и ответы

Соответствие произведений доктора Курпатова, изданных в разных книжных сериях:
— — — — —
1. Красавица и чудовище. Тайны мужской и женской психологии (серия «Классика»)
также издается:
5 великих тайн мужчины и женщины (серия «Бестселлер»)
— — — — —
2. Флирт глазами эксперта. Секреты личного и профессионального успеха (серия «Классика»)
также издается:
27 верных способов получить то, что хочется (серия «Бестселлер»)
— — — — —
3. Самые дорогие иллюзии. Страх, счастье, страдание, взаимопонимание и любовь (серия «Классика»)
также издается:
21 правдивый ответ. Как изменить отношение к жизни (серия «Бестселлер»)
— — — — —
4. Счастлив по собственному желанию (серия «Классика»)
также издается:
Счастлив по собственному желанию. Первая половина пути (серия «Бестселлер»)
Счастлив по собственному желанию. Вторая половина пути (серия «Бестселлер»)
Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью (серия «Лучшее»)
— — — — —

5. Человек Неразумный . Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности (серия «Классика»)
также издается:
3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью (серия «Бестселлер»)
— — — — —
6. С неврозом по жизни. Инстинкт самосохранения человека (серия «Классика»)
также издается:
3 роковых инстинкта: жизнь, власть, секс (серия «Бестселлер»)
— — — — —
7. Триумф гадкого утенка. Как избавиться от психологических комплексов (серия «Классика»)
также издается:
3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы (серия «Бестселлер»)
— — — — —
8. Пособие для эгоиста. Как быть полезным себе и другим (серия «Классика»)
также издается:
12 нетривиальных решений. Обрети мир в своей душе (серия «Бестселлер»)
— — — — —
9. Средство от ВСД. Практическое пособие (серия «Классика»)
также издается:
4 страшных тайны: паническая атака и невроз сердца (серия «Бестселлер»)
— — — — —
10. Средство от бессонницы. Практическое пособие (серия «Классика»)
также издается:
10 рецептов хорошего сна (серия «Бестселлер»)
— — — — —
11. Средство от страха. Практическое пособие (серия «Классика»)
также издается:
1 совершенно секретная таблетка от страха (серия «Бестселлер»)
— — — — —
12. Средство от депрессии. Практическое пособие (серия «Классика»)
также издается:
5 спасительных шагов. От депрессии к радости (серия «Бестселлер»)
— — — — —
13. Средство от усталости. Практическое пособие (серия «Классика»)
также издается:
7 уникальных рецептов победить усталость (серия «Бестселлер»)
— — — — —
14. Самоучитель по философии и психологии (серия «Классика»)
также издается:
Самоучитель по философии и психологии (серия «Бестселлер»)
— — — — —
15. Житейская психология: Как узнать все о себе и других (серия «Классика»)
также издается:
7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мысли (серия «Бестселлер»)
— — — — —
16. Брачная контора «Рога и копыта». Логика семейного счастья (серия «Классика»)
также издается:
3 главных вопроса. Семейное счастье (серия «Бестселлер»)
— — — — —
17. Как пережить развод. Пути преодоления кризиса (серии «Настоящие истории», «Классика»)
также издается:
7 настоящих историй. Как пережить развод? (серия «Бестселлер»)
— — — — —
18. Секс большого города с доктором Курпатовым (серии «Большой город», «Классика»)
также издается:
11 интимных вопросов. Секс большого города (серия «Бестселлер»)
— — — — —
19. Деньги большого города с доктором Курпатовым (серии «Большой город», «Классика»)
также издается:
10 дельных вопросов. Деньги большого города (серия «Бестселлер»)
— — — — —
20. Мифы большого города с доктором Курпатовым (серии «Большой город», «Классика»)
также издается:
5 судьбоносных вопросов. Мифы большого города (серия «Бестселлер»)
— — — — —
21. Психология большого города с доктором Курпатовым (серии «Большой город», «Классика»)
также издается:
5 наболевших вопросов. Психология большого города (серия «Бестселлер»)
— — — — —
22. Страхи большого города с доктором Курпатовым (серии «Большой город», «Классика»)
также издается:
11 самых актуальных вопросов. Страхи большого города (серия «Бестселлер»)
— — — — —
23. Руководство для Фрекен Бок. Счастье вашего ребенка (серия «Классика»)
также издается:
Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка (серия «Бестселлер»)
— — — — —
24. Ключ к тайнам подсознания. Основной инстинкт человека (серия «Лучшее»)
включает в себя книги:
Человек Неразумный. С неврозом по жизни
— — — — —
25. Источник силы и радости. Преодоление усталости, депрессии, бессонницы (серия «Лучшее»)
включает в себя книги:
Средсто от усталости
Средство от депрессии
Средство от бессонницы
— — — — —
26. Психосоматика. Психотерапевтический подход (серия «Философия психологии»)
включает в себя книги:
Пространство психосоматики
Психология сердца
По ту сторону вегетососудистой дистонии
Депрессия: от реакции до болезни
— — — — —
27. Любовь и измена
Конфликты в семье
Проблемный ребенок
Любить или не любить?
Здоровье и страхи
Одиночество и предательство
Трудности в общении
Как не комплексовать
Супружеская измена
(серия «Советы доктора Курпатова»)
2-е издание, дополненное.
1-е издание в серии «Все решим с доктором Курпатовым!» с аналогичными названиями.
2-е издание значительно дополнено теоретической частью.
— — — — —
28. Тайны Адама и Евы. Психология сексуальности. Книга первая и книга вторая (серия «Классика»)
Тайны Адама и Евы. В 2 книгах. Книга 1
Тайны Адама и Евы. В 2 книгах. Книга 2
также издается:
7 интимных тайн. Психология сексуальности. Книга 1 (серия «Бестселлер»)
7 интимных тайн. Психология сексуальности. Книга 2 (серия «Бестселлер»)
а также:
Секс. Психология интимной жизни (серия «Доктор Курпатов. Энциклопедии»)
— — — — —
29. Любовь. Психология взаимоотношений (серия «Доктор Курпатов. Энциклопедии»)
также издается в двух книгах:
Красавица и чудовище и Брачная контора «Рога и копыта» (серия «Классика»)
— — — — —
30. Инстинкт. Сознание и подсознание (серия «Доктор Курпатов. Энциклопедии»)
также издается в двух книгах:
С неврозом по жизни и Человек Неразумный (серия «Классика»)
Интересные факты

Награжден Почётной грамотой Президента Российской Федерации (9 декабря 2009 года) за активное участие в подготовке и проведении конкурса эстрадной песни «Евровидение-2009» в городе Москве

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ_2012 / Хрестоматия по Психологии развития / Мудрик АВ Общение

ЮНОШЕСКИЙ ТИП ОБЩЕНИЯ

Юношеский тип общения, проявляясь у отдельных школьников в VI классе, проявляясь как тенденция у части ребят в VII -VIII классах, занимает доминирующее положение в IХ-Х. Эмоционально-смысловой доминантой общения юношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.

Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек», «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития — физического, интеллектуального». (Здесь мы называем лишь те темы, которые подтверждают выделенную доминанту общения. Но это ни в коем случае не означает, что старшеклассники обсуждают только их.) В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. Этот анализ далеко не всегда идет явно, а чаще в диалектически снятом виде при обсуждении тем, на первый взгляд прямо его не предполагающих. И конкретные занятия, в процессе которых идет общение, могут часто служить лишь отправной точкой для анализа, который переходит часто в теоретический план.

В ранней юности значительно усиливается потребность в понимании тебя другим. Потребность в понимании фиксируют в IX классе 49% юношей и 53,7% девушек.

Доминанте юношеского типа общения соответствует появление нового типа диалога, специфичного для юношеского типа общения — исповедного. Юношескому типу свойственны и все остальные виды диалогов – фатический (Общение фатическое (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения), информационный, дискуссионный.

Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружеского общения со сверстниками своего и противоположного полов. (При этом необходимо иметь в виду, что дружбу со сверстниками противоположного пола очень трудно, если не невозможно, отличить от любви.)

В старших классах дружеское общение становится типичным. Лишь 13% юношей и 24% девушек, заполняя опросный лист, указывают, что у них нет близких друзей своего пола. Друзья противоположного пола есть у 43% юношей и 58% девушек.

Старшеклассники различают дружбу и приятельство. Более 65% десятиклассников (в VII классе лишь немногим более 30%), дописывая незаконченное предложение «Друг и приятель не совсем одно и то же, так как. », подчеркнули, что «друг знает о тебе все», «друг намного ближе», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу».

Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении старшеклассниками одних и тех же тем с друзьями и приятелями. Так, темы человеческих отношений с приятелями обсуждаются обычно в общем виде, а с друзьями обсуждаются конкретно свои личные симпатии и антипатии к людям. Если просто с приятелями обсуждение взаимоотношений между полами нередко идет на весьма примитивном уровне, то с близкими друзьями — на весьма возвышенном.

О будущем с приятелями старшеклассники рассуждают чаще не в личностном, а в социальном аспекте (проблемы поступления в вуз, воз­можности работы на предприятии, служба в армии и т.д.). С друзьями обсуждают свои жизненные планы, обговаривают возможные пути их реализации, вместе мечтают о будущем, говорят о личных планах в семейной сфере, о внепрофессиональных устремлениях и т.д.

Содержание общения старшеклассников со сверстниками своего пола кроме тем, о которых речь шла выше, включает еще целый ряд других: о международной и внутренней политике, о школьных проблемах (у девушек больше, чем у юношей) — об уроках, о занятиях вообще, о знаниях, общественной жизни класса, школы, об отношениях в классе, об учителях. Много места занимают разговоры о спорте, о своем физическом развитии, способах физического самосовершенствования (здесь юноши значительно опережают девушек). Много места в общении старшеклассников занимает обсуждение кинофильмов и телепередач (преимущественно информационных программ, кино, спорт, развлекательные программы). Старшеклассники беседуют о литературе и искусстве (чаще девушки). Особое место занимает тема современной музыки, проблемы музыкальных записей, достоинства различных вокально-инструментальных ансамблей. В разговорах старшеклассников много времени уделяется обсуждению моды, предметов одежды, возможностей их приобретения (участие юношей и девушек в обсуждении этой тематики почти равное). Немалое место в общении старшеклассников занимают рассказы о своем прошлом, о знакомых, о различных ситуациях, слышанных в семье и в других местах. Содержание общения в коллективах или группах старшеклассников связано с их увлечениями или школьной специализацией. Так, в классах с математическим уклоном особое место в общении занимают вопросы полунаучного познавательного характера. В спортивных коллективах — профессиональное содержание спорта.

Старшеклассники одновременно могут входить в несколько групп: диаду, небольшую приятельскую (5-6 человек), большую компанию (до 12-15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содержание общения этих групп не совпадает.

Содержание общения старшеклассников совершенно явно связано с той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки в воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности, привле­кательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников.

В ранней юности происходит наиболее интенсивное освоение жаргона. Юношеский жаргон — явление многослойное. Его основу образует совокупность слов и выражений, которые употребляются практически почти всеми ребятами этого возраста. Он включает в себя в основном три группы слов и выражений. Первая — ругательства, которые в ранней юности можно рассматривать «как своего рода дина­мические формулы откровенной правды», глубоко родственные всем остальным формам «снижения» и «приземления», свойственным восприятию жизни в этом возрасте наряду с возвышением и идеализацией жизни (М.Бахтин). Вторая — общеупотребительные слова и выражения, которым придается многозначная экспрессивная окраска. Это позволяет употреблять их в значительно большем числе случаев, чем это принято речевыми нормами (например, одно время словом «четко» старшеклассники могли охарактеризовать поступок, вещь, эмоцию и т.д.). Третья — общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение.

Особый слой юношеского жаргона образуют местные слова и вы­ражения. Так, жаргон старшеклассников преимущественно в больших городах длительное время включает в себя много «англицизмов». В то же время ребята из малых городов, с окраин больших городов и в сельской местности употребляют немало вульгаризмов и элементов «блатной» лексики. При этом речь идет не о том, что, скажем, юноши и девушки в больших городах не употребляют вульгаризмов, а лишь о тенденциях. И наконец, особый слой жаргона образуют слова и выражения, характерные для различных географических регионов (Прибалтики, Сибири и т.д.). В этом слое нередко происходит своеобразное «всплытие» уже неупотребляемых слов. В этом же слое жаргона помещаются слова, созданные старшеклассниками, которые, однако, имеют корни в общеупотребительном языке (например, «прикид» — пиджак, «отпад» — очень хороший и т.д.) или не имеют таковых (например, «констролить» — делать, «клевый» — отличный и др.).

Круг общения старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола. В старших классах общение между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер.

Общение между юношами и девушками на товарищеском уровне происходит главным образом в тех коллективах, в которые входят старшеклассники. Содержание этого общения, его интенсивность определяются во многом жизнедеятельностью коллектива, формами ее организации.

Приятельское общение юношей с девушками складывается и в коллективах и за их пределами. Оно основывается на избирательности предпочтений. Развитость приятельского общения в различных коллективах неодинакова; в одних — его практически нет, в других — оно очень интенсивно. Включенное наблюдение показало, что это связано либо с содержанием жизнедеятельности коллектива (оно может не предполагать приятельское общение юношей и девушек или даже препятствовать ему), либо со спецификой состава класса и внешкольных связей учащихся. Приятельское общение юношей и девушек порой возникает как эпидемия: стоит в классе или в группе появиться такому общению у лидера или привлекательного члена коллектива, как к приятельскому общению начинают стремиться и другие члены класса, группы и т.д.

60% юношей предпочитают общение с девушками в паре и 20% — в смешанной компании. У девушек картина менее четкая, но и у них предпочтение пары довольно ощутимо (37-56%).

Юноши и девушки общаются между собой на приятельском уровне намного более доверительно, чем на аналогичном уровне со сверстниками своего пола. В их беседах присутствует вся тематика однополого общения, но преимущественное место занимают личные дела, планы на будущее, отношения с родителями, отношения между собой знакомых сверстников, т.е. темы, наиболее личностно значимые для партнеров. Особое место в этих разговорах занимает тема взаимоотношений юношей и девушек.

Около 13% старшеклассников почти не общаются со сверстниками другого пола. Объясняется это по-разному: отсутствием интереса (в силу уровня развития), недостатком активности, неуверенностью в успехе. Одновременно выделяется группа старшеклассников (около 4%), которые общаются только со сверстниками другого пола. Чаще всего это юноши и девушки, у которых не сложилось общение со сверстниками своего пола (в силу индивидуальных особенностей, особенностей окружения, специфики отношений с родителями).

В ранней юности увеличивается объем общения со старшими ребятами (разница в возрасте 2-7 лет): около 33% старшеклассников регулярно участвуют в таком общении.

Небольшое число старшеклассников (около 3%) общаются с ребятами моложе себя (разница 2-4 года). Среди друзей своего пола юноши называют 3% ребят младших по возрасту, девушки — 2%. Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Если у семиклассников таких сверстников в круге общения около 27% у мальчиков и 29% у девочек, то к X классу этот процент увеличивается до 46 у юношей и 43 у девушек.

Расширение круга общения происходит и за счет сверстников — представителей других социальных групп. Так, среди друзей юношей представители других социальных групп своего пола составляют 28,2%, противоположного — 26,3%, У девушек соответственно — 21,1 и 55,1%. Эти данные свидетельствуют об определенной тенденции и имеют под собой социально-экономические и социально-культурные основания: резкий рост числа старшеклассников в связи со всеобщим средним образованием, сближение культурного уровня различных социальных групп населения, общие источники информации у молодежи, мода как интегрирующий фактор.

Круг общения старшеклассников расширяется и за счет включения в него взрослых людей. Стремление к общению со взрослыми свойственно уже 70% старшеклассников, при этом особенно растет необходимость в общении с родителями. Отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», старшеклассники в первую очередь называют мать, на втором месте — отца. Около трети юношей и девушек хотели бы иметь больше родительских советов по важным для них вопросам, чем они фактически получают, и лишь около 10% считают, что число советов избыточно. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца.

Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением со взрослыми у старшеклассников дело обстоит довольно сложно.

В ранней юности происходит резкое снижение доверительности в общении с родителями и учителями. На вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» утвердительно отвечают 61% подростков 11-13 лет и более 90% юношей и девушек 15-18 лет. Утвердительные ответы на вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваши родители понимают вас не так хорошо, как ваши друзья?» составили по этим же группам 56 и 88%.

В старших классах опять происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигает максимума число юношей и девушек, ориентированных преимущественно на общение дома и в школе (45-53%), минимальным становится число ориентированных на общение на улице (15-32%). У большинства старшеклассников происходит дальнейшее освоение социального пространства. Они интенсивно осваивают свои регион и центр города, определяя в них предпочитаемые места общения. Наиболее явно это прослеживается у юношей и девушек, ориентированных на общение на улице и в общественных местах. У старшеклассников расширяется групповое персонифицированное пространство общения. С одной стороны, они рассматривают в качестве «своих» те улицы, по которым регулярно гуляют в своем районе, а с другой — считают своими те центральные улицы города, на которых ежевечерне прогуливаются молодежные группы из разных районов города. Причем чем более интеллектуально развиты члены группы, тем чаще их персонифицированное пространство общения и в своем районе и в центре города включает в себя не только и не столько большие магистрали, сколько тихие переулки. Это, вероятно, связано с тем, что для менее развитых старшеклассников толпа большой улицы, ее предметно-эстетическая среда выступают как информационный источник, стимули­рующий и дающий пищу их общению. Наряду со стремлением персонифицировать определенные улицы и переулки как пространство своего общения старшеклассники склонны к своеобразной «клаустрофилии» (любовь к ограниченному пространству). Именно в этом возрасте ребята очень высоко ценят возможность общаться в комнате на чьей-либо квартире, укрыться своей группой от посторонних глаз в школьном радиоузле, фотолаборатории и т.д., наконец, стать завсегдатаями небольшого кафе или бара.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Опросы показали, что потребность в уединении реализуют более 75% юношей и 83% девушек. Более половины девушек и около 45% юношей осознают у себя наличие этой потребности. Некоторая часть старшеклассников (до 20% юношей и 3% девушек) предпочитают уединение как наиболее приемлемый для них вид свободного времяпрепровождения.

В ранней юности важный смысл приобретает коммуникативное уединение, в котором старшеклассники общаются с неким идеальным партнером, со своим «Я», с представляемыми реальными лицами из своего окружения или с лицами, общение с которыми им недоступно либо в силу статусных различий, либо в силу исторической дистанции. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это как в играх-грезах, так и в мечтах. Отличие юношеских игр-грез от подростковых состоит в том, что они по преимуществу рефлексивны и социальны. Уединение в ранней юности в процессе игр-грез и мечтаний реализует все названные ранее функции: познавательную, рефлексивную, продуктивно-репродуктивную, адаптивную, компенсаторную и целеполагающую.

Мудрик А. В. Юношеский тип общения // Общение как фактор воспитания школьников.- М., 1984.-С. 59-69.

Психология отношений: 10 популярных книг

Топ-10 книг по психологии отношений

Во все времена одной из самых интересных для человечества тем была, есть и будет психология отношений между людьми. В силу того, что различия полов так многообразны, мужчинам и женщинам сложно понять друг друга, поэтому литература, помогающая наладить отношения, всегда имела успех.

Предлагаем вашему вниманию рейтинг, состоящий из 10 самых популярных книг, посвященных психологии отношений.

«Мужчины с Марса, Женщины с Венеры» Джон Грей

Мировой бестселлер об отношениях между полами стал настольной книгой многих людей. Автор ставит во главу угла известный постулат: мужчины и женщины во многом различаются, поэтому им сложно достичь взаимопонимания, не приложив к этому определенные усилия.

Книга полна доступной информации на тему половых различий в восприятии, поведении, в эмоциональном мире. Каждая ситуация подробно разбирается, приводятся примеры из жизни для более яркой картины и легкого восприятия материала.

Данная книга отличается от многих ей подобных тем, что в ней есть практическая часть, позволяющая оттачивать навыки правильного общения. Именно эта часть книги помогла многим парам во всем мире сохранить увядающие отношения, создать семью и в целом наладить жизнь, поскольку описанные в ней принципы позволяют продуктивно общаться не только со своим партнером, но и с окружающими людьми.

«Пять языков любви: Как выразить любовь вашему спутнику» Гэри Чепмен

Многие, казалось бы, многообещающие отношения разваливаются из-за неумения партнеров выразить свои чувства. Автор, понимая весь трагизм ситуации, постарался создать для таких пар инструкцию по способам выражения своей теплоты по отношению к любимому человеку.

Уникальность идеи автора заключается в том, что он выделяет пять каналов передачи своих эмоций партнеру, которые нарекает «языками любви»:

  • Вербальный канал – слова поддержки, ласковые прозвища, комплименты, одобрение, похвала.
  • Временные затраты – количество времени, которое человек проводит наедине с партнером, уделяя все свое внимание только ему.
  • Подарки – преподнесение даров любимому человеку: от подарков по случаю и маленьких сюрпризов без повода до нахождения рядом в трудную минуту.
  • Служение партнеру – выполнение просьб и поручений близкого человека.
  • Физический канал – прикосновения и сексуальные отношения.

Автор делает упор на том, что умение равномерно выражать свою привязанность к партнеру на всех пяти «языках любви» является залогом счастливых и полноценных отношений.

«Любовь или влюбленность?» Виктор Доброславович

Автор поднимает достаточно актуальную для современного мира тему: чем отличаются мимолетная влюбленность, влечение, страсть, стремление обладать и другие похожие чувства от настоящей Любви? Встретить любовь всей своей жизни получается не у всех, но вот распознать ее должен уметь каждый.

Благодаря наличию множества примеров из жизни, кинематографа и литературы, автор достигает необыкновенной легкости в описании сложного и глубокого вопроса о различиях влюбленности и любви.

Прочитав эту книгу, вы сможете определять, имеют ли будущее ваши отношения, является ли чувство партнера к вам или ваши собственные эмоции истинными.

«У доктора» Лопинау

Книга посвящена разбору одной из самых распространенных причин разводов – личному несоответствию партнеров.

Доктор Лопинау заявляет, что данная проблема связана с тем, что все люди взрослеют по-разному, причем некоторые вплоть до старости остаются на уровне детского восприятия действительности. Данный факт определяет и отношения человека с близкими людьми.

Разница между степенью взрослости супругов может быть значительной, не смотря на одинаковый возраст.

«Между сексом и любовью» Семен Чайка, Наталья Толстая

Это одна из немногих книг по психологии, которая позволяет взглянуть на проблему с двух сторон, благодаря наличию двух разнополых авторов.

Известный дипломированный психотерапевт и практикующий психолог Наталья Толстая и пользующийся большой популярностью столичный телеведущий Семен Чайка высказывают собственное мнение о проблемах взаимоотношений между людьми, о любви и страсти, ревности, изменах, понимании, расставании и многом другом.

«Школа стервы. Стратегия успеха в мире мужчин: пошаговая технология» Евгения Шацкая

Известная русская писательница Евгения Шацкая поставила своей целью создание обширной энциклопедии для успешных женщин. Данная книга – одна из ее частей, посвященная отношениям с мужчинами.

В современном мире термин «стерва» давно уже не является оскорбительным. Под ним понимается знающая себе цену, сильная и независимая, целеустремленная и сексуальная женщина.

Автор призывает читательниц не забывать о своей женственности и сексуальности, учит использовать их правильно во благо собственных целей и устремлений, говорит о необходимости разнообразить отношения.

«3 главных вопроса. Семейное счастье» Андрей Курпатов

В своей книге доктор Курпатов раскрывает самые проблемные аспекты семейных отношений. Данная книга рассчитана на людей, живущих в браке, однако, и для неженатых партнеров она также будет полезной.

Автор рассматривает такие важные вопросы, как построение стабильных и надежных отношений, достижение взаимопонимания между супругами, разделение бытовой и сексуальной жизни, борьбу за главенствование в семье, проблематику измен и различия между мужской и женской изменой.

«Мужские секреты + Женские секреты, которые надо узнать, прежде чем жить вместе долго и счастливо» Наталья Толстая

Популярное произведение известного психотерапевта Натальи Толстой посвящено раскрытию различий восприятия поступков партнера с женской и с мужской точки зрения.

Автор подчеркивает, что мужчины и женщины воспринимают одно и то же по-разному, отсюда и проистекают все проблемы в отношениях. Книга состоит из двух частей, описывающих тонкости женского и мужского миропонимания. С какой стороны начинать читать, остается решать только вам.

«Поступай как женщина, думай как мужчина» Стив Харви

В жизни так заведено, что женщины предпочитают обсуждать свои отношения и выслушивать советы по их улучшению от других женщин, тогда как куда логичнее обратиться за помощью к мужчине – уж он-то лучше знает особенности мужской психологии. Однако, мужчины в обычной жизни выяснять и обсуждать чужие отношения не стремятся.

Книга Стива Харви, правдивая и местами довольно жесткая, позволяет женщинам проникнуть в мужской мир, взглянуть на своих партнеров другими глазами и понять их лучше.

«Женщина. Руководство продвинутого пользователя» Михаил Львов

Одна из немногих психологических книг, ориентированных исключительно на мужчин. Михаил Львов написал ее в формате, который наиболее привычен большинству современных мужчин – в форме руководства.

В своей книге автор старается донести до мужчин тот факт, что женщина – это человек со сложной и тонкой душой, поэтому правильное обращение с ней требует определенных знаний и навыков. В то же время, автор призывает своих читателей во всем соблюдать меру, держать себя в руках и не терять себя в отношениях с избранницей.

Наталья, г. Новосибирск

Комментарий психолога:

(Комментарий психолога к этой статье пока отсутствует.)

История одной из наших читательниц Ирины Володиной:

Особенно удручали меня глаза, окруженные крупными морщинами плюс темные круги и отеки. Как в убрать морщины и мешки под глазами полностью? Как справиться с отеками и покраснением? А ведь ничто так не старит или молодит человека, как его глаза. Но как их омолодить? Пластическая операция? Узнавала – не меньше 5 тысяч долларов. Аппаратные процедуры – фотоомоложение, газожидкостный пиллинг, радиолифтинг, лазерный фейслифтинг? Чуть доступнее – курс стоит 1,5-2 тысяч долларов. И когда на все это время найти? Да и все равно дорого. Особенно сейчас. Поэтому для себя я выбрала другой способ.

Измена в браке

“Каждая жена хоть раз изменила мужу с другим. Если жена не изменила, то это не потому, что хотела остаться верной, а потому, что не было удобного случая совершить неверность” (Принц де Линь).

Во всех сказках злоключения героев обычно кончаются свадьбой. Все препятствия устранены, злодеи побеждены и ничто не мешает двум влюбленным жить-поживать да добра наживать. Тут и сказке конец, и с этим не поспоришь. Сказка действительно кончается и начинаются суровые будни. Среди многочисленных проблем, возникающих в браке, проблема неверности, наверное, одна из самых болезненных.

Первоначальное проявление супружеской верности исходило из необходимости мужчины быть уверенным в единокровии своих детей.

В XV и XVI веках не состоять в законном браке считалось пороком. Муж признавался неограниченным властителем семьи. Жена должна была быть кроткой настолько, чтобы даже стерпеть измену мужа, и даже когда это происходит у нее в доме, она должна молчать.

В привилегированных слоях общества к XVI веку возникли более свободные отношения. Женщина превратилась в предмет роскоши. Воплощением добродетели считается в эти времена женщина, отдающаяся другим только в период беременности от мужа. “Беременная женщина не может быть неверной”, то есть муж не рискует в таком случае воспитать детей, принадлежавших не ему. Подобные отношения получили свое распространение и среди придворной аристократии. Тем из придворных, чьи жены отличались особенной красотой, приходилось делиться ими с королем, принцами и фаворитами. Для дамы это не считалось позором, а мужья таких жен строили на этом всю карьеру. Вместе с тем во многих семьях мужья строго охраняли своих жен, и если жена все же домогалась посторонней любви, то это грозило ее жизни.

И все же высшим законом брака во все времена была верность. И хотя брак по любви считался идеалом, во многих слоях общества любовь не считалась необходимым условием для брака. Для поддержания уверенности мужа в том, что жена родит ребенка именно от него, иногда верность жены обеспечивалась при помощи механических средств — так называемого “пояса верности”.

Первым изобретателем такого пояса в Европе был тиран Франческо II, так считают некоторые исследователи. По другой версии обычай запирать женщину на замок появился в Германии в среде аристократии: каждый раз, отправляясь в военный поход, муж заставлял кузнеца надевать на супругу железный пояс, который лично снимал после своего возвращения. Пояс представлял собой металлическую конструкцию со множеством замков, которая закрывала нижнюю часть тела женщины — от пояса до таза.

Особый интерес к этим приспособлениям вспыхнул с началом крестовых походов — “пояса целомудрия” вошли в моду.

Примечательно, что женщина, которая не носит этот “пояс”, считалась порочной и развратной, поэтому многие жены рыцарей сами просили надеть им пояса. Очень многие “пояса” были сделаны из серебра, золота и отличались красивой чеканкой и инкрустацией. Однако с течением времени “пояса целомудрия” не исчезли. Кое-где и поныне запирают женщин “на ключ”. В современных изделиях используют новейшие материалы и достижения электроники. В Германии до сих пор действует мастерская, производящая до 100 экземпляров в год “поясов верности”, причем заказы поступают со всей Европы и из Америки.

Закончив этот небольшой исторический экскурс, вернемся от рыцарей и крестовых походов в наши дни.

Несмотря на ход времени, понятия “измена и верность” не утратили своей актуальности. Любовь для современной семьи — важное основание брака, часто являющаяся единственным мотивом его заключения.

Поэтому измена может вести к разрушению брака или серьезному кризису.

Верность — это обязательства перед партнером по браку, она является скрепляющим узлом не только брачного союза, но и любого другого. Верность родине, воинскому долгу, идеалам всегда культивировалась. Противоположностью верности является измена. Измена всегда считалась позором и приравнивалась к предательству.

Измена в браке является следствием противоречий, конфликтов, несет в себе массу психологических мотивов. В результате измены зачастую разрушается супружеская жизнь. К измене человека приводит разочарование в семейной жизни, но как и почему это происходит, как первоначальное чувство любви переходит в безразличие, неприязнь и даже ненависть? Супружеская неверность может встречаться в практически здоровых семьях, а может отсутствовать в разрушенных. Нужно заметить, что в практике семейного консультирования неверность встречается довольно часто — это каждый четвертый случай. Что же касается причин измены, то в основном они сводятся к следующим:

Как правило, такая причина измен характерна для браков, в которых изначально любовь была незначительной или вовсе отсутствовала. Это рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, традиции, страхе одиночества или иных побуждениях.

Ряд супружеских измен основан на желании отомстить за неверность супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.

3. Поруганная любовь

Измена встречается в браках с невзаимным чувством. Один из супругов страдает от неприятия его любви, безответности чувства. Это побуждает утолить его в другом партнерстве, где взаимность возможна. Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его чувство, сочувствуя безответно любящему его человеку.

4. Поиск новых любовных переживаний

Этот тип измен характерен для супругов со значительным стажем совместной жизни, когда чувства поблекли. Такой вариант может случаться под влиянием киношных образцов “красивой жизни”, как подражание сексуальной свободе.

При этом типе измен человек компенсирует недостаток любовных отношений, который возникает из-за длительных разлук, болезни супруга или иных ограничений.

6. Тотальный распад семьи

В данном случае измена — это фактически создание новой семьи, когда прежняя по тем или иным причинам уже не воспринимается как семья.

7. Случайная связь

Как правило, такая измена не характеризуется регулярностью, она бывает спровоцирована определенными обстоятельствами (опьянение, удобный случай, настойчивость партнера и пр.).

Измена не только угрожает целостности семьи, затрагивает супружеские чувства, а также чувство личного достоинства, но и сопровождается глубоким переживанием ревности, разрушительным самим по себе.

Ревность возникает как реакция на угрозу распада отношений в ситуации соперничества. Угроза может быть реальной или основанной лишь на предположении. Некоторые люди активно переживают ревность, то есть ищут нужную информацию, кричат, ругаются, пытаются объясниться, стремятся вернуть партнера — соревнуются с соперником, стараются затруднить встречи с ним. При пассивном переживании человек держит все внутри себя, не разговаривает с партнером.

Острые и глубокие переживания ревности являются результатом полной неожиданности, внезапности на фоне благополучных отношений. Переживание зависит от того, насколько часто это встречалось раньше, измена больше ранит доверчивого и преданного человека, у которого она не вписывается в его мораль.

Ревность становится затяжной, если партнер ведет себя противоречиво, не давая определенного решения.

Для ряда людей очень важно раскаяние партнера, откровенное объяснение. Если об измене становится известно третьим лицам, и если они начинают вмешиваться, то ситуация только ухудшается.

Глубина переживания измены больше всего зависит от силы любви к партнеру и величины страха его потерять. Здесь появляется вопрос о том, рассказывать ли своему партнеру об измене или нет. Понятно, что человек, допустивший измену, носит тяжесть на душе и ему хочется от нее избавиться. Иногда переживания вины настолько сильны, что человек даже хочет быть наказанным, лишь бы избавиться от груза. Он желает разделить эту ношу с партнером, но будет ли тому она по силам, об этом часто не задумываются.

Нужно также предвидеть реакцию партнера — он будет глубоко уязвлен, оскорблен вашим признанием, почувствует себя преданным и униженным. Не всякий человек сможет простить измену или никогда не попрекнуть ею. Однако, видя искреннее раскаяние, любящий человек все же сможет простить, многие семьи, пережившие такую ситуацию, сплачиваются сильнее, понимая, насколько ценны для них отношения, которые однажды едва не были разрушены.

Курпатов аВ любовь психология взаимоотношений