Методика самооценка будасси

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;

Результат теста

Инженерные методы защиты окружающей среды

Экологические стратегии выхода из экологического кризиса

Экономический механизм природопользования

Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Экономический ущерб от загрязнения ОС.

Земельный кадастр. Водный кадастр. Лесной кадастр.

Понятие о лицензировании природопользования. Экологическое страхование Экологический аудит.

Прогнозы и модели мировой динамики. Эколого-экономическая стратегия. Концепции цивилизационного развития. Принципы экоразвития. Концепция Устойчивого развития.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Виды загрязнения окружающей среды (физическое, биологическое, химическое, радиационное).

Вторичные ресурсы – отходы производства и потребления. Системы сбора, хранения и утилизации отходов.

Безотходные и малоотходные технологии.

Система ПГУ (пылегазоулавливания) на предприятии: общая характеристика, функции, эксплуатация.

1. Тема «Глобальные экологические проблемы» включена в контрольную работу №2 вторично, т.к. студенты продемонстрировали слабые знания по этой теме!

2. Все вопросы, которые не были рассмотрены на лекциях, студенты изучают самостоятельно, что подтверждают краткими конспектами.

Посчитай сумму баллов и определи уровень своей самооценки.

0-25: высокий уровень самооценки.Ты не расстраиваешься из-за чужих замечаний и редко сомневаешься в своих действиях. Советую Тебе немножко больше прислушиваться к окружающим и пытаться лучше их понимать.

26-45:средний уровень самооценки.Ты редко страдаешь от «комплекса неполноценности» и время от времени пытаешься подстраиваться под мнение других. Продолжай в том же духе — Ты хорошо чувствуешь, чего стоишь!

46-128: низкий уровень самооценки.Ты болезненно воспринимаешь критические замечания в свой адрес, стараешься всегда считаться с чужим мнением и часто страдаешь от «комплекса неполноценности». Веселее — на самом деле Ты круче, чем думаешь! 😉

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

1 – выбрать 20 качеств – «мой идеал»

Методика Будасси для изучения самооценки личности;

3. На примере картины Репина И.Е. «Бурлаки на Волге» было разработано занятие для изучения отношения и реакций подростков (подвергавшихся и неподвергавшихся психологическому воздействию со стороны родителей) на сцену насилия.

Таким образом, изучив теоретические аспекты данной проблемы, пришли к выводу, что на процесс формирования личности влияет три генеральных фактора: биологический, социальный и психологический. Учитывая, что подростковый возраст является более уязвимым, в связи с рядом анатомо-физиологических, гормональных, эмоционально – личностных и психосексуальных изменений, то на этом периоде жизни со стороны взрослых к подростку необходимо относиться терпимее, внимательней, создавать благоприятный климат общения в семейном кругу. И если на данном периоде жизни ребенок попадает под отрицательные воспитательные воздействия, квалифицируемые как психологическое насилие, то это неблагоприятно скажется на дальнейшем развитии личности.

Под психологическим (эмоциональным) насилием мы понимаем – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у человека патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика, оскорбление и унижения его достоинства, угрозы в адрес ребенка, подростка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция подростка, предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия подростка. Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у подростка психическую травму, также входит в эту форму насилия.Эта форма насилия включает в себя: психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Так, психологическое пренебрежение проявляется в последовательной неспособности родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить подростку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологических нужд. Это может выражаться в грубом словесном обращении с подростком, в нелюбви, нерасположенности к нему.

Спектр психологического насилия включает:

а) активный аспект психологического насилия – психологическое воздействие (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей и т.п.);

б) пассивный аспект психологического насилия – психологические эффекты (утрата доверия с себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склонность к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития; личностная психопатология различной этиологии – наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и прочие личностные расстройства, амбулаторная шизофрения; соматические и психосоматические заболевания – язва желудка, аллергии, избыточный вес, нервные тики и т.п.; опыт психологического насилия в семье в некоторых случаях приводит к ранней интериоризации паттерна отношений «насильник – жертва», к его фиксации на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких эксквизитных психических и поведенческих расстройствах как садомазохизм и серийные убийства (А.Стевенс, Й.Прайс, А.Миллер и др.);

в) интерактивный аспект психологического насилия – психологическое взаимодействие (доминантность, аффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны насильников и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны жертв насилия).

В связи с тем, что семья играет большую роль в жизни подростка и от того, какую модель поведения выберут родители в воспитании своих детей, зависит будущее ребенка, психологическое насилие в семье накладывает отпечаток на личностные особенности подростка.

Ведущей функцией семьи является воспитательная, ее рассматривают широко и, включая, не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность детей и поощряющих одни и подавляющие другие типы поведения. В такой практике оценка уровня культуры семьи должна вытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи видеть, что облик детей формируется под решающим воздействием всей атмосферы семьи, учитывают ли это в бытовом общении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания. Семейное воздействие на детей подросткового возраста уникально по интенсивности, эффективности и результативности. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры чувств и поведения. Отношения и атмосфера в семье представляются детям не только как надежное убежище от невзгод «большого» мира, но и его модель. Недостаток жизненного опыта детей и авторитет родителей приводит к тому, что отношения в семье и дела старших ее членов типичны для других семей, общества в целом [12; 8]. Родители передают детям свою нравственную позицию, мировоззрение, идеологию, свое представление о счастье и доме, жизненных принципах, вклада в дела общества, требований к нему и т.д. Однако не все семьи одинаковы. Многие родители ответственно относятся к своей воспитательной функции, стараясь, чтобы ребенок стал полноценной личностью. Некоторые не справляются с ролью родителей. Если подросток пребывает постоянно в неблагоприятной семейной атмосфере, у него деформируется самосознание, нарушается формирование его внутреннего мира, отношения к себе и окружающим людям. Неправильное понимание и оценивание подростком себя и своих качеств, приводит к нарушению его поведенческих реакций.

Для проверки гипотезы: психологическое насилие в семье как фактор риска, мы провели эксперимент на базе муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям. Было отобрано 2 группы подростков по 50 человек в каждой. Первая группа состояла из подростков, которые подвергаются психологическому насилию в семье. Вторая группа – подростки, которые не подвергаются психологическому насилию в семье.

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Испытуемому предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Из двадцати отобранных свойств личности испытуемому необходимо было построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с его точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды. Из отобранных испытуемым ранее свойств личности он должен построить субъективный ряд d2, в котором расположит данные свойства по мере убывания их выраженности у него лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для него несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 — d2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов У d 2 и внесите ее в формулу r = l — 0,00075 x У d 2 , где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности)

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Шамсутдинов Г.В.

аспирант кафедры социальной педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В статье рассматриваются процессы формирования и динамики адекватной самооценки обучающихся. Дается общая характеристика самооценки, ее особенностям. Рассматриваются процесс и результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы. Описываются применяемые нами методики исследования самооценки обучающихся и результаты, полученные по этим методикам. Нами предложена экспериментальная программа формирования адекватной самооценки обучающегося. Рассмотрены педагогические условия формирования адекватной самооценки обучающихся.

Ключевые слова: Динамика, адекватная самооценка, исследование динамики самооценки, адекватная самооценка обучающихся.

Shamsutdinov G.V.

Postgraduate student of the Department of Social Pedagogy and Sociology, Orenburg State Pedagogical University

STUDY THE DYNAMICS OF SELF-ESTEEM OF STUDENTS

Abstract

The article examines the processes of formation and dynamics of the self-esteem of students. We give a general description of the self-assessment of its features. We consider the process and the results of our experimental work. It describes the methodology used by us self-study students and the results obtained by these methods. We have proposed a pilot program of formation of the student self-esteem. Considers pedagogical conditions of formation of an adequate self-esteem of students.

Keywords: Dynamics, adequate self-esteem, self-study of the dynamics, adequate self-esteem of students.

Исследование процесса формирования и динамики адекватной самооценки обучающихся сопряжено с задачей выявления педагогических условий, способов и форм, способствующих ее становлению и функционированию, и задачей определения показателей и уровней развития самооценки как социально и психологически обусловленного личностного образования, интегрирующего знания человека о себе и его отношение к себе. Развитие самооценки и ее изменения связаны с особенностями социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и опыта рефлексии.

Появление нового видения себя происходит в общении, когда ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. При этом окружающие: и взрослые, и сверстники, – транслируют ребенку не только свой собственный образ его, но и отношение к нему, вооружая ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, образами и делами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать. Индивидуальный опыт больше участвует в формировании у ребенка когнитивной части образа самого себя, самосознания, а аффективная часть конструируется в основном под влиянием общения.

Осуществление целенаправленных педагогических мер по формированию самооценки в ходе нашей опытно-экспериментальной работы определялось пониманием того, какими личностно-социальными качествами характеризуется адекватная самооценка обучающегося.

Самооценку мы определяем как личностное свойство, выраженное оптимальным соотношением между уровнем притязаний и достижениями человека, с помощью которого реализуются защитные функции личности, осуществляется осознание человеком самого себя, своей ценности, происходит регуляция своего поведения и взаимоотношений с окружающими в обществе, укрепляется чувство самоуважения, выраженное в концепции образа «Я» и самосознания личности. Самооценка выражается в личностных суждениях субъекта о себе, собственных характеристиках, об индивидуальных особенностях и достижениях, планах на будущее и отражает внутренние свойства психики личности.

Выделяют различные виды самооценки как результата умения объективно или субъективно анализировать свои поступки, достижения и деятельность в целом: адекватная, соответствующая реальным достижениям и характеристикам, и неадекватная (неверное оценивание себя в сторону завышения или занижения своих характеристик); высокая, средняя и низкая самооценки; устойчивая (стабильная) или плавающая (текущая); общая, частная или конкретно-ситуативная самооценки.

В ходе исследования было определено, что структура адекватной самооценки обучающегося включает совокупность компонентов:

  • когнитивный отражает знания и представления подростка о себе, своих качествах, особенностях, достижениях и планах, о сущности самооценки и ее роли в жизни и судьбе человека, в развитии личности;
  • эмотивный интегрирует эмоционально-чувственное отношение подростка к себе, мотивированную позицию подростка к самопознанию, саморазвитию, самореализации в познавательной и социокультурной деятельности, регулируя его поведение и взаимоотношения с окружающими;
  • рефлексивный отражает объективно-критический самоанализ изменений в личностных характеристиках, росте достижений, осознании успехов и неудач в поступках, создавая базис сознательного поведения в будущем;
  • деятельностный включает опыт подростка по реализации социальных ролей, образцов поведения, социальных норм и ценностей; показывает психологическую готовность к постоянному самоизменению, закреплению у себя «ресурса успеха» и уверенности в своих силах, способствуя становлению чувств социальной принадлежности и социальной идентичности.
  • Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценке обучающегося в образовательных учреждениях г.Оренбурга (углубленно с подростками МОУ № 67, № 54,) проводилась по специально разработанной программе и предусматривала цель, задачи, совокупность методов исследования, обеспечивающих научно-объективную и доказательную проверку правомерности гипотезы исследования.

    Поэтапное отслеживание результативности по формированию адекватной самооценки происходило поэтапно: диагностический (в начале эксперимента), промежуточный (в середине эксперимента) и итоговый (в конце эксперимента) с применением методик: ан­кетирование, социометрические карточки, метод «Незаконченные предложения», педагогическое наблюдение, экспертная оценка, тест–опросник «Измерение мотивации достижений» модификация теста-опросника А. Мехрабиана в редакции М.Ш. Магомед-Эминова; методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка», методика С.А. Будасси «Нахождение количественного выражения самооценки», изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н). Опросник В.А. Андреева «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию», тест рефлексии Карпова.

    На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика уровня адекватной самооценки обучающегося в ракурсе его представлений о сущности самооценки и отношения к ней. В соответствии с этим был произведен отбор адекватного диагностического инструментария, позволяющего отслеживать состояние и динамику изменений на различных этапах эксперимента по когнитивному, эмотивному, рефлексивному, деятельностному критериям и уровневым показателям, что обеспечивало научность и достоверную точность измерений. Диагностический этап эксперимента проводился на выборке 239 человек (участвовали педагоги, классные руководители, психологи, социальные педагоги, подростки, родители подростков).

    Подробное диагностическое исследование адекватной самооценки обучающегося включало в себя изучение знаний и представлений подростка о своей личности и самооценке, ее роли в развитии личности; эмоционально-чувственного отношения подростка к себе, мотивированную позицию подростка к самопознанию, саморазвитию, самореализации в познавательной и социокультурной деятельности; объективно-критический самоанализ, психологическую готовность подростка к постоянному самоизменению, укрепление у себя «ресурса успеха» и уверенности в своих силах; опыта подростка реализации социальных ролей, образцов поведения, социальных норм и ценностей обучающихся, формированию чувств социальной принадлежности и социальной идентичности.

    С целью изучение знаний и представлений подростка знаний и представлений подростка о себе и самооценке, ее роли в развитии личности было проведено анкетирование подростков на основе разработанного нами опросника «Что я знаю о самооценке?».

    Анализ ответов подростков позволил выявить следующие данные о знаниях и представлениях подростка о самооценке:

  • определение понятия самооценки уверенно объяснили 14,4 % подростков, неуверенно смогли объяснить 55,9% подростков, 29,7% подростков не смогли объяснить, как они понимают самооценку;
  • виды самооценки уверенно назвали 11,3%, подростков, 55,3% неуверенно перечислили, 33,4% не знают виды самооценки;
  • зависимость самооценки от человека и от его окружения уверенно обозначили 9,8% подростков, неуверенно 57,1%, не имеют об этом представления -33,1%
  • значимую роль самооценки в жизни человека отметили 13,6% подростков, смутное представление роль самооценки в жизни человека отметили 56,2% подростков, не смогли охарактеризовать роль самооценки в жизни человека 30,2% подростков;
  • возможность изменения самооценки человека с уверенностью отметили 12,5% подростков, неуверенно 60,1%, не знают -27,4% подростков.
  • Результаты опроса, в целом, показали, что на начальном этапе экспериментальной работы по формированию адекватной самооценке обучающихся когнитивный компонент адекватной самооценки на высоком уровне проявлен у 12,1% подростков, на среднем уровне у 56,5%, на низком уровне 31,4% подростков.

    В процессе формирования адекватной самооценки обучающихся учитывалась степень эмоционально-чувственного отношения подростка к себе, насколько они мотивированы к самопознанию, саморазвитию, самореализации в познавательной и социокультурной деятельности, обеспечивающей регуляцию своего поведения и взаимоотношений с окружающими в обществе. С этой целью выявлялся уровень адекватности самооценки обучающихся по эмотивному критерию. Были проведены исследования с помощью теста–опросника «Измерение мотивации достижений» модификация А. Мехрабиана в редакции М.Ш. Магомед-Эминова, опросника В.А. Андреева «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию».

    Мы исходили из того, что существует тесная связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Подростки, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, шли в гущу интересующих событий, попадая в сложные ситуации, были уверены в успешном исходе, искали информацию для суждения о своих успехах, принимали на себя ответственность, были решительны в неопределенных ситуациях, проявляя настойчивость в стремлении к цели, получали удовольствие от решения интересных задач, не терялись в ситуации соревнования, показывая большое упорство при столкновении с препятствиями.

    Анализ результатов тестирования «Измерение мотивации достижений» показал, что мотивация достижений на высоком уровне проявлен у 12,6% подростков, на среднем уровне у 42,8%, на низком уровне 44,6% подростков.

    Результаты опроса по методике В.А. Андреева «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию» показали, что на начальном этапе экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки обучающихся высокий уровень способности к саморазвитию и самообразованию проявлен у 16,7% подростков, средний уровень у 37,9%, низкий уровень 45,4% подростков.

    Реализация способности личности к саморазвитию и самообразованию обусловлена наличием рефлексивности. Это способность человека выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо на основе самосознания, сравнения событий, поступков, личностей. Как противоположность импульсивности, она характеризует людей, которые, прежде чем действовать, внутренне просматривают все гипотезы, отбрасывая те из них, что кажутся им малоправдоподобными, принимают решения обдуманно, взвешенно, учитывая различные варианты решения возникших задач.

    С целью выявления уровня адекватной самооценки по рефлексивному критерию подростков на начальном этапе экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки обучающихся было проведено исследование с помощью теста рефлексии А.В. Карпова. Результаты тестирования показали, что на начальном этапе экспериментальной работы по формированию адекватной самооценке обучающихся рефлексивный компонент адекватной самооценки на высоком уровне проявлен у 10,6% подростков, на среднем уровне у 25,4%, на низком уровне 64,3% подростков.

    Опыт подростка по реализации социальных ролей, образцов поведения, социальных норм и ценностей обучающихся, способствующий формированию чувства социальной принадлежности и социальной идентичности – как показатель деятельностного критерия адекватной самооценки обучающихся изучался методом педагогического наблюдения в естественной организации познавательной, внеучебной и социокультурной деятельности на основе экспертных оценок классных руководителей, психологов, социальных педагогов.

    Выявлено, что на начальном этапе экспериментальной работы по формированию адекватной самооценке обучающихся деятельностный критерий адекватной самооценки на высоком уровне проявлен у 13,2% подростков, на среднем уровне у 39,5%, на низком уровне 47,3% подростков.

    Для выявления уровня самооценки подростков применялась методика определения адекватности самооценки у подростка, разработанная Дембо-Рубинштейн «Лесенка». Эта методика была выбрана, потому что она доступна в использовании при обследовании подростков соответственно особенностям их возраста. В соответствии с процедурой исследования по этой методике для обследования подростков готовился необходимый материал -10 графических шкал в виде лесенок, по 10 ступенек. При проведении давалось объяснение: «Представь себе на одном краю этой лесенки самого счастливого человека, а на другом краю этой лесенки самого несчастного. Подростку предлагалось всего 10 лесенок оценки себя (лесенка красоты, лесенка ума, лесенка счастья, лесенка доброты, здоровья, честности, трудолюбия, аккуратности, старательности, общительности). Данные обследования подростков записывались в протокол по каждому критерию, подсчитывался средний балл самооценки подростка, затем полученные результаты анализировались по следующим показателям: от 0 до 3,9, (неадекватная) заниженная самооценка; от 4 до 7.9, – средняя, (адекватная) самооценка; от 8 до 10, – самооценка подростка неадекватная, слишком высокая.

    Результаты исследования по методике определения адекватности самооценки у подростка, разработанной Дембо-Рубинштейн «Лесенка» показали, что у 45,9% подростков выявлена неадекватная (слишком высокая) самооценка, у 31,8% проявлена адекватная (средняя) самооценка, 22,3 % подростка присуща неадекватная (заниженная) самооценка.

    С целью выявления «идеальных» и «реальных» представлений подростков о самом себе, применена диагностическая методика, разработанная С.А. Будасси «Нахождение количественного выражения самооценки». Для проведения обследования испытуемым раздавались специально подготовленные карточки с таблицей.

    Подросткам давалась инструкция по выполнению диагностики. Сначала необходимо выбрать выберите наиболее неприятное для Вас слово, затем поставьте напротив него (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся слов наиболее неприятное качество и поставьте цифру 2. И так далее. Потом из этих же слов выберите качество, наименее характерное для Вас и выполните постановку цифр по предыдущему примеру в колонке «Реальное Я».

    Результаты показали, что у 43,6% подростков выявлена высокая самооценка, у 32,1% проявлена адекватная (средняя) самооценка, 24,3 % подростка присуща неадекватная (заниженная) самооценка.

    Общая самооценка подростков на начальном этапе экспериментальной работы изучалась так же с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н. для среднего школьного возраста): у 47,5% подростков выявлена высокая самооценка, у 31,2% проявлена адекватная (средняя) самооценка, 21,3 % подростка присуща неадекватная (заниженная) самооценка.

    Диагностические процедуры, проведенные на констатирующем этапе, позволили выявить уровни сформированности адекватной самооценки обучающихся в начале экспериментальной работы: высокий уровень адекватной самооценки проявлен у 12,3% подростков, средний уровень у 45, 1% подростков, низкий уровень – у 42,6%.

    На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была реализована экспериментальная программа формирования адекватной самооценки обучающегося, включающая модули: научно-методический семинар для педагогических работников «Адекватная самооценка обучающегося: теория, практика, проблемы», социально-педагогический практикум «Познай себя», педагогический лекторий и психологическое консультирование для родителей.

    Координация всех воспитывающих усилий организаторов деятельности подростков, способствующей росту адекватности самооценки (классных руководителей, учителей-предметников, родителей, социальных педагогов, психологов), – первое педагогическое условие, – осуществлялась в рамках научно-методического семинара для педагогических работников «Адекватная самооценка обучающегося: теория, практика, проблемы», при выступлениях на педагогических советах, методических объединениях учителей-предметников, классных руководителей, психологов, социальных педагогов.

    Включение подростков во внеучебную и социокультурную деятельность для формирования адекватной самооценки обучающегося, – второе педагогическое условие, – осуществлялось на основе планирования воспитательной работы педагогическим коллективом совместно с ученическим самоуправлением. В ходе экспериментальной работы подростки участвовали в творческих конкурсах рисунков, посвященных значимым датам; экологических конкурсах (презентации о животных Оренбуржья, занесенных в «Красную книгу», эко – листовки «Сбережем природу России», в социальных акциях («Письмо водителю», Аллея ветеранов, ярмарка «Масленица-лакомка», праздник «Маршрутами здоровья»), волонтерской деятельности (проект «Жизнь без зависимостей»). Этим обеспечивалось накопление опыта реализации социальных ролей, образцов поведения, социальных норм и ценностей обучающихся, что способствовало формированию чувств социальной принадлежности и социальной идентичности.

    Опора на индивидуальные особенности, способности и интересы подростков осуществлялась при реализации социально-педагогического практикума «Познай себя», включавшего разделы: «Самопознание», «Позитивное общение».

    Раздел «Самопознание» предусматривал занятия по темам: «Зачем нужно знать себя?», «Я глазами других», «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги», «Ярмарка достоинств», «Ищу друга», и был направлен на обогащение знаний и представлений обучающихся о самооценке, ее роли в жизни человека, на развитие объективно-критического самоанализа, психологической готовности к постоянному самоизменению, укрепление у себя «ресурса успеха» и уверенности в своих силах.

    Раздел «Позитивное общение» включал занятия «Почему люди ссорятся?», «Барьеры общения», «Предотвращение конфликтов», «Умение слушать», «Нужна ли агрессия», «Пойми меня», направленные на обучение подростков конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации, развитие умения выслушать других людей. Это способствовало формированию позитивной моральной позиции, и реализации потребности подростков в признании взрослыми, особенно родителями, их равноправного партнерства в общении. При проведении занятий использовались различные методические приемы и ролевые игры, помогающие развитию умения расслабиться, снять внутреннее напряжение и тем самым снять двигательное возбуждение у одних подростков и скованность и зажатость у других подростков.

    В течение всех занятий участники эксперимента вели Дневник самооценки, в который записывали основные понятия, тематические тезисы, свои достижения, результаты творческих работ, тренировочных упражнений, тестирования и анкетирования. Каждое занятие включало в себя задание, предполагающее погружение детей в изучение и анализ проблемной ситуации из жизни подростков, её групповое обсуждение и выработку социально приемлемого и лично осознанного решения. Обучение методам продуктивного (конструктивного) решения проблем осуществлялось на занятиях в парах, в мини-группах и в группе.

    В ходе экспериментальной работы проводилось промежуточное отслеживание уровня сформированности самооценки подростков, и на аналитическом этапе итоговое измерение результатов по выбранным методикам. В целом, ОЭР свидетельствует об эффективности функционирования структурно-функциональной модели, разработанной и апробированной в ходе исследования, что подтверждается позитивной динамикой адекватной самооценки подростков.

    Методика самооценки личности

    Психодиагностика самосознания направлена на выявления продукта самосознания – представления о себе. Самооценка – важный фактор, в значительной мере определяющий поведение человека, направление его деятельности и общение с окружающими.

    Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно. Наиболее часто практикующие психологи используют методики самооценки личности, разработанные С.А. Будасси, Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, а также Л.П. Пономаренко.

    Методика самооценки личности Будасси

    Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни и социуме, то есть с одной из основных потребностей человека.

    Тестирование С.А. Будасси позволяет измерять самооценку в количественном выражении, основываясь на ранжировании. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. При этом качества, которые человеку свойственно приписывать самому себе, не всегда адекватны. Методика самооценки личности Будасси определяет уровень и адекватность самооценки, как соотношение между идеальным и реальным Я.

    Самооценка личности происходит двумя путями:

  • Сопоставляя уровень своих желаний с реальными достижениями;
  • Сравнивая себя с другими людьми.
  • При этом она всегда субъективна, а ее показателями являются уровень и адекватность.

    Собственное отношение к себе складывается у человека под влиянием оценок окружающих людей, это распространяется на отдельные формы активности: поведение, общение, деятельность и переживания. Методика самооценки личности Будасси предполагает оценку четырех блоков качеств, каждый из которых является отражением одного из уровней активности личности. По результатам исследования самооценка может быть:

    • Оптимальной – человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой – излишней критичности к себе;
    • Неоптимальная – слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности – как несправедливо низкая.
    • Данная методика самооценки личности также позволяет выявить заниженную самооценку, то есть ниже реальных возможностей человека. Это, обычно, приводит к робости, неуверенности в себе и как следствие, невозможности реализовать свои способности. Такой человек боится поставить перед собой сложные цели, ограничиваясь решением обыденных задач.

      Неадекватная самооценка нарушает процесс самоуправления и зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Человек с завышенной самооценкой провоцирует конфликт из-за пренебрежительного отношения к другим и неуважительного обращения с ним. При заниженной самооценке люди чрезмерно критичны, они требовательны к себе и не менее требовательны к другим. Из-за этого также могут возникать конфликты, так как такой человек не прощает промахов и склонен постоянно подчеркивать недостатки других, хоть и делает это из лучших побуждений.

      Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания.

      Только познав и оценив себя, человек может сознательно контролировать свое поведение и заниматься самовоспитанием.

      Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн

      Эта методика названа по имени двух ее авторов, Тамары Дембо и Суссаны Яковлевны Рубинштейн. Дембо разрабатывала свою методику для изучения представлений о счастье, а Рубинштейн создала ее модификацию для изучения самооценки, расширив по количеству шкал и вариантам интерпретации.

      Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн основана на непосредственной оценке по шкале ряда личных качеств, таких как характер, здоровье, способности и др. В рамках этого тестирования, обследуемые должны на вертикальных линиях отметить знаками уровень развития у них определенных качеств и притязаний, то есть какое развитие этих качеств могло бы их удовлетворить. Основными параметрами самооценки является ее высота, устойчивость и реалистичность. Эта методика самооценки личности часто используется психологами в практической работе со школьниками.

      Методика «Дерево»

      Изучение самооценки качеств личности по методике Л.П. Пономаренко используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Эта методика направлена на определение особенностей протекания адаптационного процесса и позволяет выявить возможные проблемы ребенка.

      В ходе тестирования детям предлагается лист бумаги, на котором изображено дерево с расположенными на нем и под ним человечками. Рассмотрев внимательно дерево и человечков обследуемый должен обвести фломастером красного цвета ту фигурку, с которой он себя ассоциирует, а зеленого – человечка, на месте которого он бы хотел находиться. При этом каждая ветка дерева может быть равна личным достижениям и успехам. Каждому человечку присвоен номер. Интерпретация результатов выполнения этой методики самооценки личности проводится исходя из того, какие позиции выбирает школьник.

      Методика самооценка будасси