Самооценка профессионального уровня

Оглавление:

Самооценка в профессиональной сфере

Самооценка неоднородна

В разных сферах человек может по-разному себя оценивать. Например, человек может высоко себя ценить в роли мужа, но низко — в финансовой сфере, высоко как любителя изобразительного искусства, но низко как спортсмена, иметь высокую самооценку с точки зрения успеха у противоположного пола, но низкую — с точки зрения на себя как на профессионала в своем деле. Самооценка неоднородна. Неправильно было бы говорить о самооценке как об общей личностной характеристике. Самооценка зависит от рассматриваемой сферы.

Самооценка непостоянна

Она меняется в зависимости от того, что с нами происходит. При положительных подкреплениях извне она растет, при неудачах — падает. Когда мы в приподнятом настроении, то и в профессиональной сфере самооценка растет, когда в подавленном — падает. Это не зависит от причины нашего настроения.

Формула самооценки

Американский психолог У.Джеймс вывел следующую форму самооценки:

Самооценка = УД/УП

Самооценка — это отношение Уровня достижений к Уровню притязаний.

Данная формула показывает, что чем большего мы добиваемся, тем выше наша самооценка. Чем ниже уровень притязаний (амбиций, ожиданий от себя, требований к себе), тем выше самооценка.

Простой вывод: чтобы поднять самооценку, необходимо увеличить уровень достижений и сократить уровень притязаний.

Есть похожие аналогии из других сфер жизни. Например, если мы хотим сбросить вес, то нужно повышать расход калорий и снижать их потребление. Если хотим повысить рентабельность предприятия, то нужно увеличивать доходы и минимизировать расходы. Человек так устроен, что что-то у себя урезать ему дискомфортно. Снижение в голове связано с ущемлением, потерей, это плохо.

Если мы говорим про самооценку в профессиональной сфере, то, не прилагая усилий к повышению эффективности себя как профессионала, можно просто снизить уровень притязаний, т.е. ожиданий от самого себя. Казалось бы, просто хотеть от себя меньшего в профессиональном плане. Снизить амбиции, довольствоваться меньшим. Вряд ли кто-то захочет повышать самооценку таким образом. Но задуматься о том, не чрезмерно ли завышены у Вас ожидания, не излишне ли требовательны Вы к себе, стоит. Перфекционисты часто этим грешат. Ваши притязания, сформулированные в виде целей, должны Вас мотивировать, а не заставлять опускать руки с чувством собственной несостоятельности.

Если с требованиями к себе у Вас все в порядке, то сосредоточимся на повышении уровня достижений. Перед тем, как перейти к следующей части, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне повышать самооценку в профессиональной сфере?» Ответ на этот вопрос поможет сохранить настрой в периоды, когда результат еще не виден.

Как повысить уровень достижений

Чтобы что-то улучшить, надо начать это измерять. Иначе, как Вы поймете, что стали в чем-то лучше? Поэтому, начать можно с определения ключевых показателей Вашей профессиональной деятельности. В западной практике это называется KPI — Key Performance Indicators. Это ключевые показатели деятельности, по которым оценивается эффективность в достижении целей и решении профессиональных задач.

Оцените текущую ситуацию. Проведите оценку себя как профессионала по выделенным KPI, запишите результат. Это начальная точка. Далее ставьте себе цели, краткосрочные и долгосрочные: цели на день, на неделю, на месяц, на 3-6 месяцев, на год, на 3-5 лет. Записывайте цели. Фиксация целей на бумаге увеличивает шанс их достижения. Записывайте результаты своей работы, отмечайте прогресс. Обязательно отмечайте свои достижения. Это — ключевой момент в повышении самооценки в профессиональном плане. Приучая себя фиксировать внимание на своих достижениях, Вы ощутите, что растете как профессионал. Плюс, положительный результат мотивирует.

Если у Вас возникают сложности с постановкой целей, попробуйте определить свои «зоны для развития». Это те навыки в профессии, которых Вам не хватает, те действия, которые у Вас не получаются. То, чего Вам не хватает для достижения идеального образа себя как профессионала. «Зоны для развития» легко переформулируются в цели.

Резюмируем. Чтобы повысить уровень достижений, необходимо:

  1. Определить ключевые показатели оценки профессиональной деятельности
  2. Зафиксировать текущее положение
  3. Ставить цели и определять «зоны развития»
  4. Фиксировать достижения и прогресс в профессиональной сфере
  5. Снова с п.3.

Повышение самооценки Вас как профессионала не может идти без повышения мастерства. Наивно полагать, что получив профильное образование, Вы всю оставшуюся жизнь будете довольствоваться полученными знаниями и навыками. Профессионал постоянно работает над собой. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы повысить свой профессиональный уровень?»

Учиться. Учиться у лучших. Это курсы повышения квалификации, семинары, вебинары. Перенимать опыт у людей, состоявшихся профессионально в Вашей сфере. Найдите человека, который достиг того, чего хотите Вы, и попросите его стать Вашим наставником. Читайте профессиональную литературу. Рассматривайте книгу как возможность пообщаться с человеком, который достиг профессиональных высот в Вашей сфере и делится с Вами квинтэссенцией своих мыслей. Запрашивайте обратную связь у коллег и руководителя. Важно ее не просто спросить, но услышать и использовать на практике.

Самооценка и финансовая оценка профессиональной деятельности

Автор: О. Михайлова

САМООЦЕНКА И ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Финансовая оценка профессиональной деятельности — тема болезненная, деликатная, но позволяющая на этапе отбора персонала в процессе собеседования о желаемой оплате труда сделать выводы об уровне самооценки соискателя вакансии. Многие из нас так и не научились говорить о деньгах, даже став неплохими специалистами. Тем более что в русской культуре вообще неловко, неудобно говорить о стоимости профессиональной деятельности, и вообще — «сами придут и все дадут».

Тем не менее удовлетворенность профессиональной деятельностью — это результат соотношения мотивирующих и поддерживающих факторов. К поддерживающим факторам относятся заработная плата, условия, инструменты для работы, безопасность, надежность. К мотивирующим факторам — признание, карьерный рост, достижения, ответственность и полномочия. Если обе группы факторов отсутствуют, работа становится невыносимой. Если присутствуют только поддерживающие факторы — неудовлетворенность от работы минимальная.
Если присутствуют только мотивирующие факторы — сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить. Если обе группы факторов присутствуют — работа приносит максимальную удовлетворенность. Итак, заработная плата — значимый поддерживающий фактор, формирующий удовлетворенность работой. Следовательно, оценивая себя, соискатель с различным уровнем самооценки демонстрирует и потенциально желаемую удовлетворенность от профессиональной деятельности. Каков уровень желаемой заработной платы, таков и уровень самооценки. Попытаемся составить психологические портреты соискателей вакансий с наиболее часто встречающимися вариантами оценки оплаты своего труда, которые позволят нам понять личностные особенности потенциальных работников.

ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА, ИЛИ «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ»
Такой соискатель, как правило, озвучивает заниженные требования к оплате труда, действуя по принципу установки «я плохой, вы хорошие». Движущая сила работника с заниженной самооценкой — неуверенность в профессиональной компетентности, которая маскируется готовностью работать при минимальной оценке профессиональной деятельности.
Не спешите радоваться, что вы нашли идеального работника, который готов работать с утра до позднего вечера и получать символическую заработную плату. Люди, страдающие комплексом неполноценности, болезненно стремятся к власти. Они стараются компенсировать свою несостоятельность потребностью в первенстве с патологическим желанием самоутверждаться. Им нужны не деньги, а статусные полномочия, которых они часто добиваются, демонстрируя абсолютную приверженность и исполнительность долгое время с известной нам уже целью.

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА, ИЛИ «БРЕНД ИМЕНИ МЕНЯ»
Соискатели, которые слишком высоко ценят свой профессиональный капитал и запрашивают внушительные суммы оплаты труда, как правило, страдают «звездной болезнью», развившейся под влиянием установки «я исключительный». При оценке своей профессиональной деятельности они намекают на свою уникальность, дорого расценивают каждое свое профессиональное действие, живут в мире собственной воображаемой значимости. Хотят меньше работать и отвечать за деятельность, но получать большие гонорары. Соискатели, притязания которых по заработной плате необычайно завышены, как правило, конфликтны, капризны и привередливы, во всем винят других, постоянно требуют общественного признания своих «профессиональных подвигов».

НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА НЕДАВНЕГО ВЫПУСКНИКА ВУЗА, ИЛИ «СИНДРОМ ЛИШНИХ ЗНАНИЙ»
В некоторых европейских странах существуют документально и законодательно закрепленные правила: чем выше степень образования специалиста, тем грандиознее цифры минимальной гарантированной ему заработной платы. Иными словами, чем дольше учишься в вузе, тем более дорогим специалистом в профессии становишься, и работодатель не имеет права предложить соискателю доход меньше положенного. Но в России чем дольше учишься с отрывом от профессиональной деятельности, тем сложнее решается вопрос трудоустройства. Просто потому, Что работодатель не готов платить втридорога за престижный «бренд» диплома. Европейская тенденция не прижилась, но последствия ее зазвучали от вчерашних студентов на собеседованиях при приеме на работу. Молодые специалисты обременены внушительным багажом теоретических знаний, за которые их родители выложили немалые суммы в процессе обучения. Отсюда и стремление как можно скорее получать дивиденды под влиянием установки «я ценный», но, к сожалению, кроме требования неадекватно высокой заработной платы, начинающим дипломированным специалистам предъявить нечего. Умения и навыки в профессиональной деятельности требуют опыта, а диплом всего лишь гарантия выпускающего учебного заведения, что данный специалист может быть допущен к профессиональной деятельности. Жаль, что этому факту так мало придают значения в процессе профессионального обучения. Знания без практического опыта неконвертируемы.

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛИСТА, ИЛИ «ТОРГ УМЕСТЕН»

Человек, обладающий критическим представлением «о времени и о себе», как правило, реально оценивает сложившиеся обстоятельства, действует по принципу установки «я хороший, вы хорошие».
При оценке «себя, любимого» в денежном эквиваленте опирается на несколько показателей:

1) ориентируется на бюджет фирмы, в которой хочет работать;
2) реально оценивает свой опыт и квалификацию;
3) учитывает степень эксклюзивности специалистов своего профиля и уровня;
4) узнает заранее, сколько получают специалисты данного профиля;
5) учитывает географическое расположение будущего места работы;
6) узнает все о льготах;
7) четко оговаривает весь перечень своих обязанностей;
8) отталкивается от того, насколько ему нужна работа и насколько он нужен фирме;
9) конкретно отвечает на вопрос «На какую сумму вы рассчитываете?»;
10) не спешит соглашаться на предложенный оклад, обдумывает предложение.
Процесс развития самооценки взаимосвязан с желанием получать достойную оплату труда. Выяснение щекотливых финансовых отношений сопровождает человека на протяжении всей профессиональной деятельности. Поддержание адекватной самооценки позволит соискателю быть более успешным в поиске достойной работы. Работодателю собеседование на тему желаемой заработной платы позволит не только сориентироваться, насколько дорог для него специалист, но и узнать особенности самооценки потенциального работника и возможные личностные качества, стоящие за цифрами, которые называет собеседник, оценивая свой профессиональный потенциал.

Самооценка профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка (по результатам анкетирования педагогов дополнительного образования) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Высоцкая Анна Васильевна

Рассматривается вопрос оценки собственных компетенций преподавателями школы дополнительного образования. Проводится анализ результатов, полученных путем анкетирования респондентов преподавателей иностранного языка, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В анкету включены профессиональные компетенции , которыми должен владеть преподаватель. Эти компетенции респонденты оценивали по степени важности вообще для преподавания и конкретно для своей работы. Предлагается таблица, обобщающая результаты опроса 20 преподавателей разного возраста и пола, имеющих разный опыт работы. В виде диаграмм представлены результаты рефлексии учителей иностранного языка относительно владения разными видами компетенций: коммуникативной, информационной, организационной и творческой. Актуальность исследования обусловлена потребностью профессиональной оценки педагогической деятельности на новом уровне с применением методов опроса и рефлексии. Отмечается, что уже на этапе формирования эксперимента были замечены положительные изменения в работе преподавателей, поскольку профессиональная самооценка позволила им актуализировать проблемные места в процессе преподавания, обратить внимание на существующие недостатки в работе и, соответственно, исправить их. Указывается, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке курса повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Высоцкая Анна Васильевна,

Self-Assessment of Professional Competence of Foreign Language Teachers (according to Results of Questioning of Teachers of Additional Education)

The assessment of own competencies by teachers of additional education is covered. The analysis of the results obtained by the questioning of the respondents foreign language teachers working with children of preschool and younger school age. The questionnaire includes professional competencies which should be taken by the teacher. The respondents estimated these competencies according to the degree of importance for teaching in general and specifically for their work. A table is provided summarizing the results of the survey of 20 teachers of different age and sex, having a different work experience. The results of reflection of foreign language teachers regarding the ownership of different types of competencies, communicative, informational, organizational, and creative, are presented in the form of diagrams. The research urgency is caused by necessity of professional evaluation of teaching activities at a new level with the use of survey and reflection methods. It is noted that even at the stage of experiment forming there were positive changes in teachers’ work as professional self-esteem allowed them to actualize the problem areas in the teaching process, pay attention to the existing shortcomings in work and, consequently, correct them. It is indicated that the results of the study can be used in the preparation of the training course of teachers further education.

Текст научной работы на тему «Самооценка профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка (по результатам анкетирования педагогов дополнительного образования)»

Высоцкая А. В. Самооценка профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка (по результатам анкетирования педагогов дополнительного образования) / А. В. Высоцкая // Научный диалог. — 2017. — № 5. — С. 359—372. — DOI: 10.24224/22271295-2017-5-359-372.

Vysotskaya, A. V. (2017). Self-Assessment of Professional Competence of Foreign Language Teachers (according to Results of Questioning of Teachers of Additional Education). Nauchnyy dialog, 5: 359-372. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-5-359-372. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ fiO БИБЛИОТЕКА

Журнал включен в Перечень ВАК

Самооценка профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка (по результатам анкетирования педагогов дополнительного образования)

© Высоцкая Анна Васильевна (2017), orcid.org/0000-0002-5679-5362, аспирант, Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, Россия), апп. [email protected]

Рассматривается вопрос оценки собственных компетенций преподавателями школы дополнительного образования. Проводится анализ результатов, полученных путем анкетирования респондентов — преподавателей иностранного языка, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В анкету включены профессиональные компетенции, которыми должен владеть преподаватель. Эти компетенции респонденты оценивали по степени важности вообще для преподавания и конкретно для своей работы. Предлагается таблица, обобщающая результаты опроса 20 преподавателей разного возраста и пола, имеющих разный опыт работы. В виде диаграмм представлены результаты рефлексии учителей иностранного языка относительно владения разными видами компетенций: коммуникативной, информационной, организационной и творческой. Актуальность исследования обусловлена потребностью профессиональной оценки педагогической деятельности на новом уровне — с применением методов опроса и рефлексии. Отмечается, что уже на этапе формирования эксперимента были замечены положительные изменения в работе преподавателей, поскольку профессиональная самооценка позволила им актуализировать проблемные места в процессе преподавания, обратить внимание на существующие недостатки в работе и, соответственно, исправить их. Указывается, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке курса повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: профессиональное развитие преподавателя иностранного

языка; профессиональные компетенции; навык; метод опроса; анкетирование; шкала важности; метод рефлексии.

1. Профессиональное развитие преподавателя иностранного языка

В образовательной среде постоянное развитие педагога необходимо. Преподаватели понимают важность собственного профессионального роста. Несмотря на существование определенных требований работодателя, которые предъявляются к педагогу, система, стимулирующая и поддерживающая развитие преподавателей, работает недостаточно хорошо, поэтому в большей мере самообразование и развитие профессиональных качеств зависит от самого работника.

Проведенное исследование со всей очевидностью показало, что многим преподавателям не хватает поддержки со стороны коллег и руководства. Все хотят развиваться, но не знают, как это делать и кто это оценит.

Цель данного исследования — выявить представления педагогов иностранного языка о важности владения профессиональными компетенциями, необходимыми для работы с детьми 3—9 лет.

2. Метод опроса как способ оценки преподавателя

В качестве метода исследования был выбран метод опроса [Мягков, 2000].

На первом этапе нашего исследования мы выделили компетенции, которыми должен владеть преподаватель иностранного языка, работающий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На втором этапе проведен эксперимент на базе школы дополнительного образования «Аструм», в рамках которого руководством школы были представлены критерии отбора преподавателей, осуществлена совместная с автором статьи доработка данных критериев и проведен опрос преподавателей (табл. 1).

В данной работе под профессиональной компетенцией понимается способность преподавателя «выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности — задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли» [Мирошниченко, 2012]. Навык рассматривается как «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [Педагогический. 2003, с. 156].

Вначале респонденты отмечали напротив каждой из профессиональных компетенций, насколько она важна для их работы [Бозаджиев, 2007]. Считается, что персональные интервью более эффективны, поэтому опрос проводился с каждым педагогом отдельно или в малых группах до 3—4 че-

Оценка профессиональных компетенций преподавателями иностранного языка по критерию степени важности

1.1.1 Говорить на иностранном языке, НАЧИНАЯ с уровня UPPER-INTERMEDIATE

(выше среднего) 0 1 0 9 10

1.1.2 ПОСТОЯННО развивать свое владение иностран-

ным языком 0 0 0 3 17

1.1.3 Говорить на уроке ТОЛЬКО

на иностранном языке 0 1 6 10 3

1.1.4 Говорить с ребенком на «ПОНЯТНОМ» ему языке (с помощью детских

картинок, жестов, видеоматериалов) 0 0 0 8 12

1.1.5 Произносить слова ОТЧЕТ-

ЛИВО и в нужной степени ГРОМКО 0 0 0 9 11

1.1.6 Близко КОНТАКТИРОВАТЬ с ребенком: обнять,

приласкать, погладить 0 2 0 12 6

1.1.7 ВЫСЛУШИВАТЬ ребенка во время урока, если у него есть какая-то просьба или

пожелание 0 0 0 9 11

1.1.8 ХВАЛИТЬ и поощрять

ребенка за выполненное задание 0 0 0 5 15

1.2.1 РАЗГОВАРИВАТЬ с роди-

телями после урока о развитии их ребенка 0 0 2 12 6

1.2.2 РАЗГОВАРИВАТЬ с родителями по телефону, если

не удалось после урока 0 0 7 10 3

1.2.3 Ставить с родителями

ЦЕЛИ по развитию их ребенка (доносить до родителей цели обучения) 0 0 0 14 6

1.2.4 Сообщать родителям о РАЗВИТИИ их РЕБЕНКА 0 0 0 11 9

1.2.5 Сообщать родителям о ПРОБЛЕМАХ их ребенка 0 0 3 8 9

1.2.6 ВСЕГДА разговаривать

с родителями уважительно 0 0 0 8 12

1.2.7 Говорить с родителями так, чтобы они ВСЕГДА проявляли уважение к Вам, как

личности и педагогу 0 0 2 8 10

1.2.8 ДОНОСИТЬ до родителей

полную и достоверную информацию о своем курсе 0 0 0 12 8

1.2.9 ВСЕГДА рассказывать ро-

дителям о том, как прошел урок 0 1 3 12 4

1.3.1 ПРОВОДИТЬ праздничные

выступления, презентации 0 1 2 10 7

1.3.2 ПРОВОДИТЬ родительские собрания 0 0 3 9 8

1.3.3 ВЫСТУПАТЬ на методиче-

ских собраниях перед коллегами (делиться интересной информацией по своим курсам) 0 0 0 15 5

1.3.4 РЕГУЛЯРНО вести устную / письменную коммуникацию с коллегами для уточнения организационных, методических или личных (соб-

ственных) вопросов. 0 0 2 12 6

2.1 Уметь осуществлять ПОИСК необходимой информации на определенную тему (в бумажном / электронном форматах, спросить коллег / осведом-

ленного человека) 0 0 0 9 11

2.2 АНАЛИЗИРОВАТЬ необхо-

димый материал (изучать, делать выводы, формировать свое мнение) 0 0 0 12 8

2.3 Делать САМОАНАЛИЗ

по проведенным урокам / курсу / проекту 0 0 2 11 7

2.4 Уметь ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ полученную информацию (находить интересный материал в целях решения своей задачи для своего курса / проекта и менять какую-либо часть для развития / улучшения курса / проекта; комбинировать информацию; сравнивать; отсекать ненужное;

отличать новый материал от устаревшего) 0 0 2 8 10

2.5 ИСПОЛЬЗОВАТЬ добытую

информацию (проверять на практике на уроке/ семинаре с учениками/ коллегами) 0 0 1 14 5

2.6 Создавать СВОЙ ПРОЕКТ /

КУРС 0 0 5, 5 10, 5 4

2.7 ЗАВЕРШАТЬ начатый про-

ект / курс / статью 0 0 1, 5 10, 5 8

2.8 Проводить анализ РАЗВИТИЯ своих учеников

в начале, середине и конце обучения 0 0 2 8 10

2.9 Реализовывать на ПРАКТИ-

КЕ Ваши идеи 0 0 0 14 6

3.1. СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ образовательные ЗАДАЧИ на выполнение собственного проекта / разработки курса / написания статьи / повышения квалификации / уровня языка / поиска решения проблемы для развития своей профессио-

нальной деятельности 0 0 0 13 7

3.2 ПЛАНИРОВАТЬ траекторию

развития поставленной задачи (писать план действий) 0 0 3 13 4

№ Навыки Совсем-неважно Неважно Не имеет значения Важно Очень-важно

3.3 Всегда ориентироваться на РЕЗУЛЬТАТ 0 0 2 8 10

3.4 Осознавать СМЫСЛ своих

действий и их ПОСЛЕДСТВИЯ 0 0 0 11 9

3.5 Выполнять свои планы

В СРОК 0 0 3 11 6

3.6 Вести учет своих действий

(делать регулярные ЗАПИСИ в своем дневнике) 0 0 3 15 2

3.7 Предъявлять свои достижения для общей оценки и дальнейшего использова-

ния полученного материала (РАССКАЗЫВАТЬ коллегам на собрании) 0 0 8 10 2

4.1. Расти и РАЗВИВАТЬСЯ (быть готовым меняться, повышать свой профессио-

нализм, постоянно учиться в практических целях) 0 0 0 5 15

4.2 Выходить ЗА РАМКИ привычных решений поставленной задачи (применять творческий подход, осознавать

существование нескольких путей решения задачи) 0 0 1 8 11

4.3 Предлагать СВОИ РЕШЕНИЯ по поводу наших уроков / детей и их родителей /

развития организации / собственного развития 0 0 2 15 3

4.4 Использовать МАКСИМУМ своих способностей для достижения результата (применять свои таланты для выполнения любой об-

разовательной задачи) 0 0 1 7 12

4.5 Применять ТВОРЧЕСКИИ (художественный, музы-

кальный, актерский и др.) подход к образованию 0 0 3 8 9

ловек [Мягков, 2000]. Затем преподаватели оценивали, насколько хорошо они владеют каждой компетенцией.

В эксперименте приняли участие 20 преподавателей, работающих или проходящих стажировку в школе «Аструм».

После обработки данных колонка «Совсем не важно» оказалась пустой, то есть ни один из 20 опрошенных не отметил ни одну из перечисленных компетенций как совсем неважную. Однако в качестве неважных были указаны следующие компетенции: говорить на иностранном языке, начиная с уровня Upper-Intermediate (5 %), говорить на уроке только на иностранном языке (5 %), близко контактировать с ребенком (10 %), всегда рассказывать родителям о том, как прошел урок (5 %), проводить праздничные выступления, презентации (5 %).

Очень важными для респондентов оказались компетенции, предполагающие постоянное развитие своего владения иностранным языком (85 %), похвалу и поощрение ребенка за выполненное задание (75 %), профессиональные рост и развитие (75 %). Следует отметить, что больше половины опрошенных считают важным развитие всех профессиональных компетенций, указанных в таблице.

Однако больше четверти опрошенных считают, что некоторые профессиональные компетенции не имеют значения для учителя иностранного языка, работающего с детьми 3-х—9-ти лет, в частности, способность говорить на уроке только на иностранном языке (30 %), правило разговаривать с родителями по телефону, если не удалось после урока (35 %), умение создавать свой проект или курс (27,5 %), а также готовность предъявлять свои достижения для общей оценки и дальнейшего использования полученного материала (40 %)

3. Профессиональная самооценка преподавателей иностранного языка, работающих в системе дополнительного образования

После определения степени важности каждой из компетенций, преподаватели выполнили задание на рефлексию. Под рефлексией в данной работе понимается способность дать оценку уровню владения своими навыками в рамках определенной компетенции [Степанов и др., 1985]. Респонденты поставили себе оценку от 0 до 10 баллов, где 0 — не владею данным навыком, а 10 — владею очень хорошо. 3.1. Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция предполагает умение налаживать контакт с учениками и их родителями, развитые языковые навыки как родной речи, так и иностранной речи, владение «детской» иностранной ре-

чью [Высоцкая, 2017]. Результаты рефлексии по поводу владения коммуникативной компетенцией представлены на диаграммах: навык общения с детьми (рис. 1), навык общения с родителями (рис. 2), навык общения с широкой аудиторией (рис. 3).

Материал на тему:
САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования
на основе профессионального стандарта «Педагог»

образовательная организация, подразделение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2092 имени И.Н.Кожедуба» Дошкольное подразделение «Надежда».

Предварительный просмотр:

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования
на основе профессионального стандарта «Педагог»

Ф.И.О. Назаренко Марина Александровна

В соответствии реализацией Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (№ 3241п-П8 от 28.05.2014) с 1 января 2017 года во всех общеобразовательных организациях управление профессиональным развитием педагогов будет осуществляться на основе дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогов образовательной организации и индивидуальных планов профессионального развития педагогов. Новые инструменты управления качеством кадрового состава общеобразовательной организации направлены на создание условий для участия всех педагогических работников в непрерывном образовании, повышения профессиональной мобильности; усиления роли работодателей в развитии профессиональных компетенций работников; установления соответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта «Педагога» (ПСП).

В данном самоанализе представлены материалы, использование которых поможет произвести оценку психолого-педагогической компетентности, результативности своей профессиональной деятельности и соответствия ее требованиям ПСП.

Для определения уровня профессиональной компетентности рекомендуется использовать следующие критерии:

0 баллов – низкий уровень владения компетенцией: выполнение деятельности под руководством наставника при ограниченной личной ответственности за совершенствование трудовой и учебной деятельности; применение знаний и практических умений при решение стандартных (типовых) задач;

1 балл – средний уровень владения компетенцией: частичная самостоятельность при управлении и трудовой или учебной деятельностью в стандартных ситуациях; разработка методических материалов в соответствии с ФГОС;

2 балла – высокий уровень владения компетенцией: полная самостоятельность выполнения профессиональной деятельности; выбор альтернативных методов при решении (реализации) поставленных задач; осуществление мониторинга деятельности, рефлексии и коррекции поставленных целей в соответствии с изменениями условий.

В дальнейшем, результаты самоанализа и самооценки профессиональной деятельности будут использованы при разработке индивидуальных программ профессионального развития педагогов и дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации.

1. САМОАНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДОЛЖНОСТНЫХ ФУНКЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В этой части анализа профессиональной деятельности вам необходимо четко определить особенности своих должностных функций в качестве воспитателя конкретной дошкольной образовательной организации. Результаты заполнения таблицы 1 помогут вам уточнить круг своих должностных функций и при осуществлении самоанализа и самооценки профессиональной деятельности определять дефициты, связанные с этими функциями.

На основании какой примерной программы в вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М. А. Васильевой.

Н. М. Крылова «Дом радости».

Другая программа (указать, какая именно)

Количество воспитанников в группе на момент самоанализа

Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность? (отметить нужное)

– работа с одаренными детьми;

– работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

– обучение русскому языку воспитанникам, для которых он не является родным;

– работа в разновозрастной группе;

– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и попавшими в сложную жизненную ситуацию воспитанниками;

– работа с детьми с ОВЗ;

– работа в г руппе кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания;

– работа в г руппе предшкольной подготовки, дошкольной группе в малокомплектной школе;

– другое (указать, что именно)

2. САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В этой части анализа вам предстоит соотнести планируемые и реально полученные результаты образовательной деятельности; выявить, достижение каких целевых ориентиров развития ваших детей является сильной стороной вашей профессиональной деятельности; какие дефициты можете обозначить, что вы намерены улучшать?

Целевые ориентиры
в соответствии с ФГОС
дошкольного образования

Сильные стороны профессиональной деятельности

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами.

Научить ребенка проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

Ребенок использует специфические, культурнофиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.

Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Ребенок владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек

Дети могут обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

Ребенок владеет активной речью, включённой в общение.

Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого

Ребенок подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им

Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства

Ребенок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматривании картинки, стремится двигаться под музыку.

У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, обладает чувством собственного достоинства участвует в совместных играх.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения и, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Ребенок может самостоятельно соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Самостоятельно склонен наблюдать, экспериментировать.

3. САМООЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОС дошкольного образования ориентирует на осуществление психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. Это требует от воспитателя дошкольного образования владения психолого-педагогической компетентностью.

В этой части анализа вам предстоит определить уровень своей психолого-педагогической компетентности.

Самооценка профессионального уровня