Эмоциональность культура

Эмоциональность культура

Одни и те же эмоции присущи всему человечеству, но степень их выражения различна для представителей разных культур. В связи с этимТромпенаарс выделяет два типа культур — нейтральные и эмоциональные.
В эмоциональных культурах приемлемо проявлять свои эмоции в любой ситуации. Такие люди громко смеются, обильно жестикулируют, хмурятся и улыбаются, обладают живой мимикой. Представители эмоционального типа культуры говорят быстро, считают нормальным перебивать партнера и выражать свои мысли.
Яркими представителями данного типа культуры являются испанцы. Это темпераментный, страстный и шумливый народ. «Если для англичанина жить — значит нечто делать, а для француза — мыслить, то испанец живет, отдаваясь порывам страстей, в промежутках между которыми он лишь пассивно созерцает мир» [6]. Их эмоциональность просто безгранична и проявляется даже при работе с компьютером. «ПК становятся объектом жестокого обращения у 57 % их владельцев, которые признали, что частенько вымещают недовольство работой своего «электронного друга» на его клавиатуре, а 18 % испанцев сообщили, что, сталкиваясь с трудностями при работе с компьютером, они. горько плакали» [27].
В нейтральных культурах считается неправильным выражать свои эмоции, в особенности на рабочем месте, требуется умение контролировать свои чувства. Однако это не означает, что представители данного типа культуры холодны и бесчувственны. Просто, они менее экспрессивны в выражении своих эмоций. Поэтому представителям эмоциональной культуры зачастую кажется, что человек, принадлежащий к нейтральной культуре, ведет себя надменно, черство и незаинтересованно. В нейтральных деловых культурах люди стараются никогда не перебивать своего партнера. Говорят с паузами и строго по очереди. Особенно сильно умеренность в выражении своих чувств развита в Японии и Китае.
Тромпенаарсом было проведено такое исследование. Представителям разных стран был задан вопрос: «Если вас что-то не устраивает на работе, вы можете открыто об этом заявить?». Результаты опроса представлены в табл. 25 [11]. Как видно из таблицы, в Эфиопии и Японии эмоции жестко контролируются. Зато в Италии, Испании и Египте работники, вероятнее всего, дадут волю эмоциям и выразят свое недовольство.
Хотелось бы еще раз напомнить, что данные этого опроса условны. Тромпенаарс проводил исследование, скорее, на индивидуальном уровне, поэтому может возникнуть неправильное восприятие культурных особенностей нации в целом. Следовательно, надо с осторожностью относиться к результатам данного исследования, и для лучшего понимания позиции страны на шкале эмоциональности воспользоваться результатами исследований других ученых.

Традиционно к странам с нейтральным типом культуры относят Японию, Эфиопию, Китай, Скандинавию, страны Юго-Восточной Азии. Страны Востока, Латинской Америки и южной части Европы — это страны эмоционального типа культуры. Промежуточное положение занимают Англия, США, Германия, Швейцария и некоторые другие страны.
Каждый народ имеет свои особенности поведения, и, чтобы добиться расположения, их надо знать и учитывать в общении. Эти особенности приведены в табл. 26-28 [11].

Эмоциональная культура и ее составляющие

Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы

Понятие «культура» легло в основу некоторых научных концепций, различных трактовок того или иного явления. Так, например, создание социокультурной концепции диалогических отношений (Бахтин М.М.); культура помощи ребенку через организацию процесса его сопровождения в системе образования» (Лазарев В.А.) и т.д. Казанский ученый – педагог В.И.Андреев выявил универсальный закон – закон творческого саморазвития личности как человека культуры.

Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П. М. По его мнению, эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени.

Не претендуя на всесторонний анализ понятия «культура», мы предлагаем определение эмоциональной культуры, сформулированное с учетом имеющихся точек зрения точек зрения.

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.

Таким образом, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности.

Высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием следующих компонентов: социокультурный , поведенческий, собственно эмоциональный, мотивационный, этико-нравственный, которые находят выражение в следующих структурных элементах:

1. опора на собственные нравственные принципы при выборе эмоций;

2. соответствие эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;

3. соответствие эмоционального реагирования возрастным особенностям;

4. адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам;

5. осознанность эмоционального реагирования.

Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности: и знаниевую , и операционально-технологическую, и мотивационную.

Позицию обучаемого характеризуют следующие понятия:

— эмоциональный отклик, под которым понимается вызванная желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию,

— эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного человека, которое в отличие от эмоционального отклика предполагает длительную реакцию на какую-либо деятельность или информацию. По мнению Яновской М.Г., это устойчивое состояние в определенных условиях положительного эмоционального отклика. Однако эмоциональное настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего фактора мы предлагаем не только общий психологический настрой, но и продолжительность его реализации.

Эмоциональная культура тесно связано с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году.

— способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа;

— способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя;

— совокупность программ-“регуляторов” и “ мотиваторов ” деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.

Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде.

Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.

Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные (внешние) компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.

Анализ психологической литературы подтверждает существование двух основных способов управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными ситуациями.

Процесс воспитания эмоциональной культуры рассматривается нами как динамический процесс, который предполагает реализацию системы педагогических средств. В качестве основных мы предлагаем следующие: эмоциональная рефлексия и эмоциональное стимулирование. Эмоциональная рефлексия понимается нами как способность к самонаблюдению, самоанализу процесса возникновения эмоций и способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций, которые при этом выступают как средство самовыражения и самореализации. Эмоциональный стимул –с тимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу человека, вызывая у него ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого набора поведения. Высшим проявлением эмоциональной культуры является эмоциональная зрелость, которая предполагает наличие чувства ответственности за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми.

Источники и литература

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издательский центр

2. Ворохоб Ю.А. Аудиовизуальная культура будущего учителя. //Вестник Московского

университета.- 2008.- №2. –с.57-65.

3. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с

учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке. // Психологическая

наука и образование. – 2004. — №1 – С.63-73

4. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. – СПб .: Издательство «Питер», 1999.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001.

6. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. –

Кострома: КГПИ им. Н.А.Некрасова. — 1990

7. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. – М.: «Знание», 1976. – с.64

8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.:

СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ

Эмоциональная культура как фактор успеха.

Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Представьте себе что вам необходимо постоянно действовать вопреки вашим чувствам. Результатом будет глубочайшая демотивация. И наоборот – согласие с собой, внутренняя гармония окрыляют. Только совпадение рационального и эмоционального начал обеспечивают наш успех.

Еще не так давно считалось, что успешность обеспечивают аналитические способности, профессионализм и умение создавать концепции. Однако последние исследование показывают, что секрет успеха скорее лежит в так называемой эмоциональной культуре. Согласно принятому ныне подходу, эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут гораздо более удачными.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Самосознание — способность понимать и объяснять себе собственные эмоции. Навык осознания и дифференциации собственных эмоций является первым (но не последним) этапом умения управлять эмоциями. Можно выделить три основные причины, по которым люди, как правило, плохо распознают свои эмоции. Во-первых: человек считает свои эмоции, (особенно отрицательные эмоции, например, злость или обиду) чем-то неприличным, несерьезным или глупым. Во-вторых: согласно гипотезе Карла-Густава Юнга люди, относящиеся к типам с ведущей психологической функцией «логика» гораздо хуже осознают и выражают свои эмоции, чем люди с ведущей функцией «эмоции». В-третьих: в нашей культуре не принято обучать людей распознаванию своих эмоций и поэтому общепринято не обращать на эмоции внимания.

2. Эмпатия – способность чувствовать эмоции других людей, умение разделять те чувства, которые испытывают другие, и что не менее важно на интуитивном уровне чувствовать чего хотят другие люди. Эмпатия — важный навык для успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Именно умение понять, чего хочет другой человек, часто является залогом успехов на переговорах или в искусстве продаж.

Эмпатию не стоит путать с проекцией собственных эмоций и желаний на других людей, когда человеку кажется, что окружающие люди чувствуют и хотят того же, что чувствует и хочет он сам.

3. Самоуправление – способность управлять собственными эмоциями. Управление своими эмоциями дает возможность в любой ситуации выражать свои эмоции именно с той силой и что не менее важно, в той форме, которая нужна для успеха.

Управление эмоциями не стоит путать с подавлением эмоции. В процессе подавления эмоция вытесняется в подсознание и тем самым контроль над эмоций окончательно теряется. Как правило, подавленная эмоция оказывает негативное влияния на здоровье, вызывая такие психосоматические расстройства как нарушение функций сердечной деятельности, повышенное и пониженное давление, расстройства пищеварения и многое другое.

4. Способность выстраивать отношения и разрешать конфликты. Умение налаживать отношения со многими и главное с разнообразными людьми. Тонкое понимание ситуаций, знание когда нужно пойти на компромисс, а когда твердо и бескомпромиссно стоять на своем. Умение видеть подводные течения в действиях других людей и гибкость собственного поведения.

Умение разрешать конфликты не нужно смешивать с умением отступать от своих желаний в пользу желаний других людей, когда человек «разрешает» конфликты всегда в ущерб своим собственным интересам. Также умение разрешать конфликты отличается от стремления не участвовать в конфликтах вовсе, которое является одной из форм избегания трудностей.

5. Самомотивация – использование собственных желаний для достижения цели. Наши желания являются основным источником энергии нашей деятельности и без этой энергии все наши действия обречены на неудачу. Само содержание желания при этом не имеет значения, это могут быть эгоистические (заработать деньги) или альтруистические (помочь другим) желания, главное чтобы это были настоящие желания, присущие именно этому человеку, а не желания навязанные извне. Именно стремясь выполнить свои настоящие желания, человек действует с большой энергией.

Осознавание собственных желаний стоит отличать от «понимания» желаний. Карл-Густав Юнг выделил четыре функции психики — логику, эмоции, интуицию и ощущения. Понимание в узком смысле слова означает понимание только на уровне логики. Такое понимание не затрагивает три другие функции и поэтому является довольно бесполезным, а зачастую и вредным, так как дает человеку ложное представление о собственных желаниях. Именно «понимание» в узком смысле часто является причиной такого распространенного психологического феномена, как сопротивление, когда человек «понимает», что ему обязательно нужно что-то сделать, но он не может себя заставить. Настоящее осознавание своих желаний включает в себя осознавание на уровне всех четырех психологических функций. Только в этом случае в этом случае «голова», «сердце», «тело» и «душа» действуют согласованно.

6. Способность мотивировать других людей. Способность вдохновить, способность увлечь других людей своими идеями – есть одно из важнейших качеств успешного человека. Одной из важнейших составляющих этого умения является умение делится своими позитивными эмоциями с окружающими людьми, тем самым, мотивируя их на более эффективную работу. Любой харизматичный лидер обладает способностью «зажигать» других людей на свершения, которых они сами от себя не ожидали.

Как мыслить позитивно.

В последние годы много пишут о позитивном мышлении, но часто не объясняют, что же это такое. Позитивное мышление не имеет ничего общего с приукрашиванием действительности. Приукрашивание реальности бесперспективно: оно ведет к разочарованию и вечному недовольству собой.

Позитивное мышление – это определенное отношение к миру — открытое, активное и объективное. Позитивное мышление — это превалирование позитивной установки над негативной. Установка — неизбежно влияет на наше восприятие и тем самым на нашу способность действовать.

Оттачивайте позитивную установку:

Мотивирующая нас позитивная установка — это в первую очередь осмысленное отношение к жизни, оптимизм, личная заинтересованность в происходящем, дающая человеку энергию, и чувство реальности. Для укрепления у себя позитивной установки пользуйтесь приемами самостимуляции (самовнушения), описанными ниже.

Позитивная установка «Осмысленность»

Вы убеждены: ваши действия имеют смысл. Вы идете к достойной цели, и это вселяет в Вас уверенность. Вы:

— строите долгосрочные планы

— соблюдаете баланс целей

— имеете четкое представление о собственной позиции и направлении Вашей деятельности

— всегда видите перед собой объект, на который можете направить свою энергию

— используете как эталон собственную шкалу ценностей и целей.

«У меня есть цели, которых я непременно достигну»

«Я знаю, чего я хочу, и знаю, почему я этого хочу»

«Мои мысли и мои поступки не противоречат моим ценностям и целям. Я могу в любое время «посмотреть себе в глаза»»

Позитивная установка «Оптимизм»

Вы верите, что Ваши действия благотворно повлияют на общий ход событий.

— стремитесь не упустить ни одной возможности

— открыты для окружающих.

«Я воспринимаю мир как неплохое место для жилья и хочу сделать его чуточку лучше»

«Я надеюсь, что события будут развиваться в нужном направлении, если я поспособствую этому»

Позитивная установка «Энергичность»

— вы активны, полны жажды деятельности

— вы выдержите большие нагрузки

— вы знаете когда и как расслабиться.

— Чередование напряжения и расслабления.

Позитивная установка «Чувство реальности»

Вы строго придерживаетесь фактов и принимаете вещи такими, какие они есть. Убегать от неприятностей или приукрашивать действительность не в Ваших привычках. Вы:

— не убегаете от проблем;

— не боитесь риска;

— умеете анализировать свои ошибки и честны с самим собой.

«Не все идет так. как мне бы хотелось, но я в силах кое-что изменить»

«На ошибках я могу научиться избегать ошибок»

ОСЛАБЛЯЙТЕ НЕГАТИВНУЮ УСТАНОВКУ

Если мы представляем себе, где цель и как ее достичь, наша задача — убрать с дороги все, что мешает; причем зачастую главное препятствие на пути к цепи — мы сами. Мы либо мучаемся неуверенностью, либо не можем ни на что решиться, либо просто ленимся.

А виновата в этом наша негативная установка. Именно «благодаря» ей мы стараемся выбирать более примитивные варианты, идем на уступки или просто ждем непонятно чего. Вот несколько приемов, с помощью которых можно ослабить негативную установку.

Негативная установка «Нежелание принимать решения»

Как все это знакомо: без конца отодвигаешь решение проблемы просто потому, что боишься:

— принять неверное решение;

— что остальные не поддержат твое решение;

— упустить другие возможности.

— не найти то самое, единственно верное решение (которое вообще-то не существует в природе).

Уясните: решение в любом случае окажется не в Вашу пользу, если его примет кто-то другой!

Негативная установка «Зона комфорта»

Наверняка бывает так, что Вы не можете сосредоточиться, преодолеть себя и вообще хоть что-либо сделать. На то может быть несколько причин:

— убеждение, что все, в основном, и так в порядке

— ощущение стабильности, которое дает привычка, потому что все новое — эго шаг в неизвестность.

Как помочь себе?

Постарайтесь сконцентрироваться на том, что требует вашего вмешательства. Таким образом будет создана зона сильного напряжения, которая заставит вас действовать.

Негативная установка «Болезнь тревожности»

Вы по натуре перфекционист (всегда стремитесь к совершенству и потому хотите действовать наверняка, поэтому постоянно напряжены. Вы стремитесь удержать контроль над ситуацией, а еще лучше — сделать все самому. Эта установка характеризуется тем, что Вы:

— боитесь любой паузы

— неспособны «ничего не делать»», а попросту говоря — отдыхать

— считаете себя универсальной «палочкой-выручалочкой»;

— всегда стремитесь сделать любую работу как можно лучше и добросовестнее, чтобы застраховаться на все случаи жизни.

Планируйте долгосрочные рабочие проекты, чтобы иметь возможность выполнять их спокойно. Не спешите на работу, как на пожар, И позвольте себе изредка ошибаться, поверьте: избыток самокритики не всегда делает жизнь лучше.

Негативная установка «Зависимое мышление»

Вы избегаете перемен, потому что боитесь неких необратимых последствий. Чувствуете себя зависимым от обстоятельств и людей. Вы верите:

— в эффект домино: полагаете, что любая ошибка неизбежно приведет к катастрофе, так как все взаимосвязано:

— в капкан зависимости; туда Вас приводит именно зависимое мышление.

Обдумайте, в каких областях Вы можете сами повлиять на ход событий, и какие последствия это будет иметь. Вспомните случаи, когда что-то изменилось, но никакой катастрофы не произошло, хотя были допущены ошибки.

Как не волноваться на экзаменах?

Даже на тех экзаменах, когда я знал все практически идеально, я начинал волноваться и прочее. Когда я получаю билет на руки, вся уверенность просто уходит куда-то. И я никак не могу сосредоточиться на экзамене.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ САЙТА

КАК ВЫБРАТЬ МЕЖДУ ДВУМЯ МУЖЧИНАМИ КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ ЧУВСТВО ВИНЫ

Я РАССТАЛСЯ С ДЕВУШКОЙ ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ УЧИТЬСЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

КАК ПОБОРОТЬ ЛЕНЬ СУБЛИЧНОСТИ КАК ПРОСТИТЬ ИЗМЕНУ

ЛЮБОВЬ К ДРУГУ КАК ПОМИРИТЬСЯ С ДЕВУШКОЙ КАК ВЫБРАТЬ ПСИХОЛОГА

СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ АРХЕТИПЫ УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

ТИПЫ ЖЕНЩИН ПЕРФЕКЦИОНИЗМ Я РАССТАЛАСЬ С ПАРНЕМ

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РЕВНОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИСТ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

ЛЮБОВЬ К ДРУГУ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДЕПРЕССИИ

ДЕВУШКИ ОТНОСЯТСЯ КАК К ДРУГУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Статья просмотрена: 493 раза

Библиографическое описание:

Сергеева О. А. Способы воспитания эмоциональной культуры школьников // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 282-285. — URL https://moluch.ru/archive/4/155/ (дата обращения: 03.10.2018).

«Культура (от лат. «cultura» — возделывание) – это мир для существования личностей, чьи биологические потребности мотивируются уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями; это сфера для осуществления именно интеллектуальных и социальных необходимостей». (2, с.57).

Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П.М. По его мнению, эмоциональная культура есть «комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени» (7, c.64). C точки зрения Якобсона П.М, эмоциональная культура включает

— отзывчивость на достаточно широкий круг объектов

— способность ценить и уважать чувства другого человека

— способность к «сопереживанию» с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и умение делить свои переживания с другими людьми.

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний школьника о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования. Это тесно связано с эмоциональной эмпатией педагога и способствует оказанию эмоциональной поддержки школьникам.

Таким образом, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие как личности учителя, так и личности ученика.

Высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием компонентов: социокультурный, поведенческий, мотивационный, этико-нравственный, которые находят выражение в следующих структурных элементах:

  1. опора на собственные нравственные принципы при выборе эмоций;
  2. соответствие эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;
  3. соответствие эмоционального реагирования возрастным особенностям;
  4. адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам;
  5. осознанность эмоционального реагирования.

Эмоциональная культура педагога включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под «эмоциональной грамотностью» нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью — осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить и проанализировать их.

Позицию ученика характеризуют следующие понятия:

— эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле ученика,

— эмоциональный отклик, под которым понимается «вызванная педагогом желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела» (8, с.14) и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию,

— эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного ученика, которое в отличие от эмоционального отклика предполагает длительную реакцию на какую-либо деятельность или информацию. По мнению Яновской М.Г., это устойчивое состояние в определенных условиях положительного эмоционального отклика. Однако эмоциональное настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего фактора мы предлагаем не только общий психологический настрой, но и продолжительность его реализации.

Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то составляющие эмоционального интеллекта следующие:

— сложившееся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы творческого её изменения;

— совокупность программ-“регуляторов” и “мотиваторов” деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.

Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, что любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные (внешние) компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.

Анализ психологической литературы подтверждает существование двух основных способов управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными ситуациями. Это легло в основу определения этапов воспитания эмоциональной культуры, предлагаемых нами:

Первый этап Восприятие эмоций, что предполагает понимание эмоций, диагностику (распознавание) эмоции и определение причин возникновения данной эмоции.

Второй этап — Осуществление самоанализа, что предполагает анализ эмоциональной реакции ученика (адекватную оценку эмоций), адекватную реакцию на эмоцию, а также анализ собственного эмоционального реагирования.

Третий этап — Управление эмоциями, что предполагает вызов желаемой эмоциональной реакции, устранение негативной эмоции, если эмоция возникла, а также использование эмоций для преодоления стресса.

Процесс воспитания эмоциональной культуры школьников рассматривается нами как динамический процесс, который предполагает реализацию системы педагогических средств. В качестве основных мы предлагаем следующие: эмоциональная рефлексия, использование юмора как педагогического средства и эмоциональное стимулирование.

Эмоциональная рефлексия понимается нами как способность к самонаблюдению, самоанализу процесса возникновения эмоций и способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций, которые при этом выступают как средство самовыражения и самореализации.

Юмор мы определяем как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным и т.д.), связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение, способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.

Юмор может выступать и как свойство характера человека (в этом случае мы говорим о остроумии), и как умение реагировать на различные ситуации (в этом случае мы говорим о чувстве юмора). Мы остановимся на тех приемах юмора, которые, по нашему мнению, способствуют формированию умения управлять эмоциями, а значит, и воспитанию эмоциональной культуры:

1. Педагогический парадокс.

2. Доведение до абсурда в педагогических целях.

3. Педагогическое сравнение по отдаленному или случайному признаку.

4. Повторение как прием остроумия с педагогической целью.

5. Обратное сравнение в педагогических целях.

6. Остроумие нелепости в педагогических целях.

7. Педагогический псевдоконтраст или ложное противопоставление

8. Педагогический намек.

9. Саморазоблачение в педагогических целях собственных недостатков, которые могут вызвать смех.

10. Мнимое игнорирование того, что может вызвать смех, в педагогических целях.

11. Утрирование определенных черт, сторон поведения в педагогических целях.

12. Знакомство учащихся в педагогических целях с собственным эмоциональным состоянием через указание на тот или иной факт в содержании учебного материала.

Эмоциональный стимул – «стимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу школьников, вызывая у них ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого набора поведения». (8, с.18).

Обобщая имеющиеся точки зрения, мы предлагаем следующую классификацию эмоциональных стимулов:

1. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании дидактического материала:

— анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов

2. Эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений искусства:

— анализ художественных произведений

— анализ произведений живописи

3. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода обучения:

4. Эмоциональные стимулы, основанные на межличностном взаимодействии:

Суть эмоционального стимулирования как педагогической технологии заключается в том, чтобы помочь ученику выработать собственный способ эмоционального реагирования, основанный на его индивидуальных особенностях.

Высшим проявлением эмоциональной культуры является эмоциональная зрелость, которая предполагает наличие чувства ответственности за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми.

На основе культурных образцов, прежде всего через процесс социализации, определяется не только характер предпочитаемых эмоций, которые считаются «хорошими» или «плохими» в соответствии с социальными нормами, но и степень и форма их выражения, а также характеристики ситуаций, которые могут эти эмоции вызвать. При этом негативные эмоции представлены более дифференцированно, поскольку «именно негативные изменения более чреваты последствиями для жизни, здоровья и социального статуса людей» (1, с.466).

Основная задача, которая стоит перед педагогом, заключается в том, чтобы эмоциональное состояние, возникающее в конкретной ситуации, не трансформировалось в устойчивое качество личности. В этих условиях большое значение приобретает умение диагностировать те или иные эмоциональные состояния личности, правильный выбор способа педагогического воздействия на школьника, что способствует формированию у учащегося «личностного смысла учения», поскольку эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение.

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Ворохоб Ю.А. Аудиовизуальная культура будущего учителя. //Вестник Московского университета.- 2008.- №2. –с.57-65.

3. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке. // Психологическая наука и образование. – 2004. — №1 – С.63-73

4. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

6. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. – Кострома: КГПИ им. Н.А.Некрасова. — 1990

8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 160с.

Эмоциональная культура

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое «Эмоциональная культура» в других словарях:

Эмоциональная культура — культура чувств и эмоций, как способ внешнего выражения чувств. Состоит в способности человека адекватно реагировать на окружающую действительность. Эмоциональная культура проявляется в межличностных отношениях, в речевом этикете, в… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КУЛЬТУРА — (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

Культура цыган — В Википедии есть портал «Цыгане» … Википедия

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. cultura возделывание, воспитание) система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упорядочения политического опыта и регулирования политического поведения … Политологический словарь-справочник

Коммуникативная культура — совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная культура – это часть базовой культуры… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Корпоративная культура — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Организационная культура — Совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Содержание 1 Другие определения 2 … Википедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П.к. находит свое выражение в деятельности институтов общества… … Политическая психология. Словарь-справочник

КАНАДА. КУЛЬТУРА — Фон, на котором развивалась современная культура Канады. Разнообразие является наиболее характерной чертой культурной жизни Канады, что естественно для такой большой страны с относительно редким населением, которое делится на многочисленные… … Энциклопедия Кольера

Наука и культура. Музыка — Ансамбль иеса. Куба. Наука и культура. Музыка Музыкальная культура Латинской Америки сформировалась на основе американской (индейской), европейской и африканской музыки. Эти три генетические корня чётко прослеживаются в современной народной… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Эмоциональность культура