Лист самооценки учителя математики для аттестации

Лист самооценки педагогической деятельности на высшую категорию

претендующей на высшую квалификационную категорию

Я безразличен(-на) к критике в свой адрес

Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся

Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися

Окружающие не прислушиваются к моим предложениям

Считаю важным различать цель и тему урока

На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся

Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения

Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока

Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития обучающихся

У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся

Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым)

Я умею разрешать конфликты оптимальным способом

Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся

Я отдаю предпочтение обучающимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя

При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны

Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег

Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания

У меня легко получается решать несколько задач одновременно

Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках

При подготовке к урокам, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы по предмету

У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных самостоятельно

Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мною материал

Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач

Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся; придумать задания для самостоятельной работы и т. п.)

Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету

«Новопавловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

Лист самооценки педагогической деятельности учителя_____________________________________________ (ФИО),

(образовательноеучреждение, преподаваемый предмет)________________

первая квалификационная категория_________ (имеющаяся квалификационная категория)

первая квалификационная категория__________ (категория, накоторуюВы претендуете)

Уважаемый учитель!

Вашапрофессиональнаядеятельностьоднаизсамыхважныхисложных.Длятогочтобы большеузнатьотом,какиеметодыиприемыВыиспользуетевсвоейработе,предлагаемВам заполнитьлист самооценки.Надеемся,что,предлагаемаяметодикабудетсодействоватьВашемупрофессиональномуразвитию. Высможетеподостоинствуоценить собственныесильныестороны,выявить резервыдлядальнейшегопрофессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:

5Вы абсолютносогласнысутверждением

3– Вы выбираете нечто среднее, Ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительныхфакторов

ОтмечайтеВашответ знаком«+»в соответствующейколонке.

Заранееблагодаримза сотрудничество!

После заполнения каждого раздела листа самооценки, Вам необходимо просуммировать полученное количество баллов и разделить данный результат на 12.

Сложите полученные результаты по шести основным педагогическим компетенциям и разделите полученную сумму на 6.

Статья по теме:
Лист самооценки для аттестации на 1 квалификационную категорию

Рада буду, если кому-то помогут мои материалы!

педагогической деятельности учителя

специального (коррекционного) образовательного учреждения

Колесовой Татьяны Юрьевны

КГБСКОУ «Барнаульская специальная школа-интернат VI вида», учитель химии

Не имею квалификационной категории

Претендую на первую квалификационную категорию

Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования. Она позволяет увидеть и устранить то, что мешает достичь успеха и на что я сама могла бы и не обратить внимания.
Главный принцип конструктивного восприятия — все, что я сделала, можно сделать лучше.
Меня критикуют — значит верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
Если критика в мой адрес отсутствует — это показатель пренебрежения ко мне как к работнику.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов (даже незначительных), продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.

Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету

Своевременно изучаю и хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по химии.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Всегда приветствую желание учеников задавать тон уроку, пусть определят для себя мотивы своей учебной деятельности, станут единомышленниками учителя на уроке, почувствуют себя хозяевами урока и осознают свою исключительную роль в его творении.

Учащиеся и коллеги прислушиваются к моим предложениям, многое берут себе на вооружение, например, благодаря этому у нас успешно организована внеурочная деятельность по химии, биологии, географии.

Цель определяет направление деятельности учителя и учащихся на уроке, обусловливает требования к их деятельности и помогает проектировать конечный результат . Строго определив понятия требований и результата, можно поставить цель. Цель урока не является темой. Тема урока – это обобщение требований к деятельности, или обозначение составляющей урока.

На моих уроках всегда присутствует положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера, считаю очень важным создание «ситуации успеха», особенно для низкомотивированных учащихся, т.е. стараюсь создать необходимые условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся.

Знания внутрипредметных и межпредметных связей позволяют актуализировать знания, уже имеющиеся у школьников, что способствует «встраиванию» нового учебного материала в контекст ранее изученного, повышаю тем самым интерес к предмету и позволяю учащемуся ощущать свою компетентность на протяжении всего процесса обучения химии, таким образом происходит формирование целостного системного представления об окружающем мире.

Новаторство – кредо каждого хорошего учителя

Новаторство- это новые идеи, новые методы и приемы в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Нельзя останавливаться на достигнутом. Я нахожусь в непрерывном поиске методов и форм урока, чтобы сделать его эффективнее.

На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно

На моих уроках учащиеся при изучении отдельных тем, используют алгоритмы, но значительная часть учебного процесса проходит под девизом: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».Поэтому уроки стараюсь построить так, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания, я лишь «координатор» этого процесса .Изучение нового материала чаще носит проблемный характер.

Мой общий кругозор достаточно ограничен

Регулярно работаю над развитием своего кругозора, являюсь пользователем сети Интернет, с удовольствием смотрю познавательные телевизионные передачи, приобретаю методическую литературу.

Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока с опорой на наглядность

Постановка целей и задач происходит таким образом, чтобы цели и задачи были поняты и приняты учащимися, чтобы они стали их собственными личными целями, достижение которых стало бы личностно значимым. Практически ежеурочно постановка целей и задач происходит с опорой на наглядность.

Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития учащихся

Уровень усвоения показывает качество владения учебным материалом, поэтому я анализирую уровень предлагаемого материала и развития учащихся.

У меня достаточно поверхностное представление о психолого-педагогических особенностях обучающихся класса, в котором работаю

Для каждого ученика нашей школы разработаны рекомендации медико-психологическим педагогическим консилиумом школы, я их использую в своей работе.

Успехи ребёнка должны видеть взрослые. В присутствии родителей, классного руководителя, других учителей отмечаю успехи учащихся.

Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии

Применяю ИКТ на своих уроках: интерактивную доску, компьютер, проектор, соблюдая при этом санитарные нормы.

Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений выбранной мною образовательной программы

Не возникает затруднений.

Лучший способ предотвратить конфликт-это не допустить его, но, если конфликт всё же произошёл, постараюсь решить его, возможно, с привлечением школьного психолога.

Для меня характерно «держать себя в руках»

Считаю в любой ситуации, необходимо это умение. В нашей профессии ценится умение быть приветливым, располагать к себе, создавать атмосферу непринужденности, вызывать желание учеников, коллег, родителей прийти ко мне еще много раз.

У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов

Участвую в работе творческих групп «Работа с интерактивной доской», «Активные методы обучения», мы разрабатываем методические и дидактические материалы, но не могу сказать, что опыт большой.

Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся в соответствии с их актуальным уровнем развития

Навыки учебной деятельности это особые умственные действия, владение которыми облегчает решение учебных задач. К таким, например, относятся действия: внимательного и сознательного слушания учителя, действия по плану, самостоятельного выполнения поставленной задачи, пользования краткой и распространенной формами ответа, способность аргументирования и аргументированного доказательства, дополнения ответов товарищей, критической самооценки собственных знаний и умений и многие другие. Владение такими навыками облегчает учение и повышает его эффективность. Поэтому в течение урока я много внимания уделяю формированию этих навыков.

Во время урока я не отдаю предпочтения какой-либо группе обучающихся, стараюсь всех участников учебного процесса сделать полноправными и равноценными.

Используемый мною набор дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся достаточно ограничен

Мною накоплен и систематизирован дидактический и методический материал для разных категорий учащихся. Создана система работы со слабоуспевающими детьми, поэтому отстающих по химии не имею.

Важны, поэтому я стараюсь просчитать ситуацию и возможные последствия, чтобы их избежать.

Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые им оценки

Без оценивания работы ученика невозможен процесс усвоения. При анализе работы ученика считаю необходимым дать указания учащимся следующего характера: «Стал писать лучше. Очень похвально», «Избрал очень удачный вариант решения задачи» или: «Написал работу хуже, чем обычно», «Это недопустимо». На первый взгляд эти замечания кажутся малозначительными. Но в воспитании ответственного отношения к учению они играют большую роль.

Коллеги — обычные люди, у них может быть и плохое настроение. Предпочитаю в такие моменты не навязывать свою компанию. Но мне важно знать, какой учитель вел урок до меня, какое у него было настроение, для того чтобы знать как перестроить начало урока мне, чтобы создать комфортную атмосферу на уроке.

При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся

Определение целей урока производится прежде всего на основании требований учебной программы к знаниям и умениям и требований, предъявляемых обществом к развитию и воспитанности учащихся. Разработка целей производится с учетом реальных условий обучения. Следовательно, при постановке целей необходимо учесть и нормативные требования, уровни обученности и мотивации учащихся, уровни их развития и воспитания, тип и традиции школы; и реальные возможности данного урока: обучающие и развивающие возможности содержания, методов, форм и средств обучения, а также его воспитательный потенциал. Необходимо также учитывать уровень знаний и умений конкретных учащихся, их отношение к учению, мотивы учения.

Я так организую урок, чтобы обучающиеся учились рассуждать, выполнять нестандартные задания

Решение нестандартных заданий развивает логику, смекалку, развивает креативное мышление, что позволяет ребёнку реализовать свой творческий потенциал, свою индивидуальность, поэтому я организую урок так, чтобы обучающие учились рассуждать.

Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач

Образовательная программа определяет содержание образования, которое должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Использование информационных технологий позволяет мне как учителю решать сразу несколько задач:

• реализовать личностно-ориентированный подход в обучении химии;

• обеспечить качественно иной уровень наглядности; предметно-исследовательской и проектной деятельности;

• способствовать развитию информационной компетентности учащихся.

Я не трачу время на то, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке

Формулируем цель на уроке совместно с учащимися. Цель урока реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности ученика и достигается только в случае, если к этому стремятся обе стороны.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материал. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения, которые я использую на своих уроках.

При использовании дополнительного материала, учитываю возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. Использование занимательности требует минимума времени, но должно внести яркий, эмоциональный момент в уроке. Считаю, что разумнее привести на уроке один-два примера, чем перечислять ряд интересных и эффективных фактов, которые своей многочисленностью не только не решат поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план.

В связи с многообразием цифровых образовательных ресурсов, компьютерных и медиа-пособий, чаще перерабатываю и дополняю уже имеющиеся материалы, но мною разработаны мультимедийные презентации, разнообразные тематические карточки, опорные схемы.

К сожалению, случается слышать такое. Как правило, учащийся, пропустивший по болезни, несколько занятий, не может усвоить новый материал, основанный на ранее полученных знаниях.

Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена

Стараюсь быть в курсе актуальных событий социальной жизни.

Я помогаю моим обучающимся осознать причины своих успехов и неудач

  1. Если школьники терпят неудачу, а учитель помогает почувствовать ответственность за свой провал, приписывая его недостаточным усилиям, то такая «атрибутивная терапия» способствует улучшению деятельности, росту достижений. Необходимо учитывать индивидуально – типологические особенности учащихся: если ученик имеет демонстративные черты характера, то публичное представление его успехов подстегнет его к дальнейшей успешной учебе.
  2. Не сравниваю учеников друг с другом. Лучше сравнить успехи самого ученика, например: «Сегодня ты отвечал значительно лучше, чем на прошлом уроке».

Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, придумать задания для самостоятельной работы и т. п.)

Учащимся предлагаю приготовить презентацию, при подготовке которой предоставляется высокая степень свободы, но в то же время и ответственности. Во время проведения предметных декад учащиеся готовят самостоятельно ребусы, придумывают кроссворды и пр. На уроке использую приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся. Это создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения заданий, использование заданий с недостающими и излишними данными. Организую поисковую и исследовательскую работу учащихся на уроке, создаю преодолимые интеллектуальные затруднения в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся.

«Внештатная» ситуация помогает формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом, активизирует деятельность учащихся. В этот момент проявляется умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения.

Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях

Фразу «спокойствие, только спокойствие» использую и как шуточный предлог прекратить ненужную панику , и как вполне серьёзный.

Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы

Я обращаю внимание учащихся на достижения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекаю всех к активному наблюдению за этими достижениями, формирую в сознании ребёнка объективные критерии оценок, привлекаю детей к совместному оцениванию.

Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров

Владею языковыми средствами: умею ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии.

Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами с опорой на наглядность

Учащиеся перед каждым разделам знакомятся с требованиями, которые будут предъявлены по окончании изучения, результаты тестов сохраняются для того, чтобы учащиеся могли видеть свой прогресс. Проверочные работы построены так, чтобы учащиеся могли проследить сами за количеством правильных и неправильных ответов и оценить себя или своего товарища.

Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени, подготовка разноуровневых заданий помогает каждому ученику почувствовать свой успех.

Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся с учетом их актуального уровня развития и общего состояния

Это является обязательным условием личностно-ориентированного подхода к уроку.

Моя рабочая программа недостаточно обоснована

Достаточно обоснована, т.к. составлялась мной с учётом нормативных требований.

У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

Имею опыт совместной работы по проведению интегрированных уроков, предметных декад, творческих вечеров, педагогических советов, семинаров, ученических конференций.

На моем рабочем месте всегда порядок

Учитель — образец для подражания, поэтому своим внешним видом, поступками, поведением, стараюсь быть неплохим образцом, рабочее место содержу в порядке, т.к. и в этом дети подражают нам. Кроме того, когда все необходимые средства, рационально расположены, чувствую себя комфортно.

На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос «Что должно быть достигнуто в результате занятия?» даже с опорой на наглядность

Ученики не просто принимают тему урока и цели, предложенные мной, а в диалоге, высказывая свои мысли, предположения, затем приходят к коллективному выводу, что должно быть достигнуто в результате занятия, и какие задачи решены в ходе урока. Поэтому затруднений этот вопрос не вызывает

Мотивация обучающихся – это ответственность учителя

Считаю, что главная роль в создании положительной (и наоборот) мотивации, принадлежит учителю.

Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза

Я специализируюсь на обучении школьников среднего и старшего звена, методы и приемы преподавания соответствуют этому возрасту.

Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений

Невозможно изложить новый материал, не основываясь на ранее полученных знаниях и умениях, т.к. не будет сформирована прочная система знаний.

Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы

Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, позволяет мне поддерживать разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы

Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач

Наполняемость классов в коррекционных школах, позволяет 100% учащихся активно участвовать в учебном процессе, в т.ч. и в постановке целей и задач урока.

Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся

Химия -это наше настоящее и будущее. Химия – это прежде всего наука, дающая благодатные возможности для улучшения жизни людей. Она помогает людям беречь здоровье, лучше питаться, способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур, защите растений от вредителей, хорошо одеваться, участвуя в изготовлении добротных и красивых тканей. Конечно же, изучение этой науки не может не интересовать учащихся.

Мнение и реакция других участников образовательного процесса не важны при принятии педагогических решений

Положительных результатов в образовательном процессе, можно добиться только в ходе совместных усилий педагогов, родителей, учащихся, медицинских работников, воспитателей.

На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся

Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев.

Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки

Я всегда отношусь с интересом, к тому, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки.

Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия и акцентирую внимание обучающихся на ней

На различных этапах урока можно обращаться к поставленной цели урока, с тем, чтобы проанализировать в диалоге с учениками, достигнута цель или нет, что еще необходимо сделать.

Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи

Мои учащиеся участвуют в конкурсах как внутришкольных, так и общероссийских «Эрудит России», международных «Гелиантус».

Я владею ограниченным набором современных методов преподавания

Владею достаточным набором современных методов преподавания: создаю и применяю презентации с помощью PowerPoint. Имею навыки по работе с интерактивной доской.

Использую различные формы коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся для создания условий успешного обучения. Изучение активных методов обучения позволяет мне использовать их на уроке.

Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами

Предпочитаю демократический стиль управления учебным процессом.

В плане урока я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели

Обязательное прописывание этапов достижения цели необходимо для определения оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся. Оно необходимо для планирования всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и, прежде всего, при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности

Значительная роль в формировании негативного отношения к учёбе принадлежит педагогу, но не стоит умалять и влияния социума (занятость ребёнка, влияние родителей, друзей).

Нет «каверзных» вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя

Я не боюсь «каверзных» вопросов от своих учеников. При ответе на них привлекаю к работе всех учеников, обсуждаем все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие вопросу, предлагаю обратиться к книгам, возможностям Интернета для расширения знаний.

Мои методические и дидактические разработки никогда не приносили мне победу в профессиональных конкурсах

За участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» имею сертификат.

Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы

Основное направление модернизации образовательного процесса – это его гуманизация. Осуществлять обучение, соответствующее требованиям современного образования, должен учитель, важным критерием работы, которого является гуманизм.

Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся

Для того чтобы цели урока стали целями учащихся, я использую приемы целеполагания, которые строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут.

Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ

Да, иногда. Успешность обучения строится на индивидуализации и дифференцированном подходе к оценке способностей каждого ученика, при этом учитываются его способности, затраченные им усилия.

Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях

Планирую уроки с учетом социальной ситуации в классе и взаимоотношений обучающихся для создания атмосферы радостного, искреннего общения, делового контакта, во избежание конфликтных ситуаций на уроке.

Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации

Стараюсь быть лабильной и изменить решение в связи с возникновением новых фактов или информации.

Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя

Формирование навыков самооценки у обучающихся — задача родителей, друзей и конечно же, учителя.

Подпись ______________________ ( Т.Ю.Колесова_)

Предварительный просмотр:

В аттестационную комиссию Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края

(наименование аттестационной комиссии)

Колесовой Татьяны Юрьевны,

(фамилия, имя, отчество)

КГБСКОУ «Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

(должность, место работы)

Прошу аттестовать меня в IV квартале 2012 года на первую квалификационную категорию по должности «учитель».

В настоящее время квалификационной категории не имею.

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории:
Владею современными образовательными технологиями: ИКТ, технологией развивающего обучения, технологией дифференцированного обучения, технологией проблемного обучения, технологией развития критического мышления, игровыми технологиями, технологией метода проектов и эффективно применяю их в своей практической деятельности в рамках внедрения ФГОС.

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

Проводила открытые уроки для учителей, предметные недели, праздники, выставки, викторины и конкурсы, 2011-2012 год;

являюсь руководителем творческой группы « Активные методы обучения» и принимаю активное участие в работе творческой группы, 2011-2012 год;

имею стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ , успеваемость по химии-100%, качество знаний-60% ,2012 год;

результаты сдачи ЕГЭ по химии – 46 баллов, 2011 год;

подготовлены выступления-презентации на педагогических советах: «Адаптация и самореализация личности в процессе обучения курса «Мир химии», «Применение активных методов обучения на уроках химии в условиях коррекционной школы»,2011-2012 год;

проведена индивидуальная работа с обучающимися для участия во Всероссийском конкурсе «Эрудит России», международного конкурса «Гелиантус», 2011-2012 год;

приняла заочное участие в V Международной научно-практической конференции «НИТО 2012», с публикацией статьи «Активные методы обучения на уроках химии», 2012 год;

участвовала и сертифицирована в Общероссийском проекте «Школа цифрового века», 2011-2012 год;

принимаю активное участие в работе творческой группы «Работа с интерактивной доской», 2011-2012 год;

разработаны программы по коррекционным курсам «Мир химии» в 8-9 классах, 2011-2012 год;

Сообщаю о себе следующие сведения:

Образование: высшее, Горно-Алтайский государственный педагогический институт, 1993год, биология, химия, учитель средней школы

стаж педагогической работы (по специальности) 11 лет,

в данной должности 11 лет; в данном учреждении 2 года.

Не имею наград, звания, ученой степени, ученого звания.

Сведения о повышении квалификации:

  1. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, 10.10.2008-23.01.2009 «Роль общественных управляющих в развитии государственно-общественного управления образовательными учреждениями» 72 часа (удостоверение);
  2. Центр развития образования города Барнаула муниципального образовательного учреждения «Барнаульское педагогическое училище №2», 22.12.08-24.12.08 «Использование интерактивной доски в образовательном процессе» 24 часа (справка);
  3. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования 22.10.2012-01.12.2012 сетевые курсы повышения квалификации учителей естественнонаучных дисциплин «Управление качеством образования по предмету на основе ФГОС» 108 часов (удостоверение).
  4. Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести без моего присутствия .

    С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлена.

    «01» октября 2012 г. Подпись: (Т.Ю.Колесова)

    Лист самооценки учителя математики для аттестации

    Аттестация педагогических работников – важнейшее социально-педагогическое явление, реализуемое в сфере профессионально-трудовых отношений. Аттестация педагогических работников проводится в целях установления соответствия их уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям на основе оценки результатов их профессиональной деятельности.

    Задачами аттестации педагогических работников являются [3]:

    – стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного, профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

    – повышение эффективности и качества педагогического труда;

    – выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

    – учет требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

    – определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

    – обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

    Квалификация педагогического работника в соответствии с профессиональным стандартом педагогической деятельности [5] может быть описана как совокупность педагогических компетенций и компетентностей. Сразу же заметим, что компетенция – это характеристика, связанная с деятельностью, а компетентность – с субъектом деятельности.

    Последний профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) [5] был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. за № 544н. Профессиональный стандарт педагога − документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, начнет повсеместно вводится на всей территории РФ с 2016 года. В этом документе предусмотрен как необходимый минимально достаточный уровень профессиональных компетенций, так и расширенный, ориентированный на перспективу развития перечень требований к педагогу, который нельзя предъявлять к нему без создания необходимых и достаточных условий.

    В новом профессиональном стандарте педагога приведен расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий.

    В стандарте [5] приведены психолого-педагогические требования к квалификации учителя. В этом стандарте указаны профессиональные требования к учителю математики и информатики (часть А) и к учителю русского языка (часть Б).

    В профессиональном стандарте учителя математики и информатики приведены общие положения; роль учителя математики и информатики; предпосылки работы учителя математики и информатики; предметная компетентность учителя математики и информатики (указано 7 положений, которые должен уметь решать учитель); профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру (указано 23 положения, которые должен уметь решать учитель); общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики (указано 9 положений, которые должен уметь решать учитель). Итак, к учителю математики и информатики предъявлено 39 требований (к учителю русского языка – 30 требований).

    Заметим, что в самый разгар обсуждения профессионального стандарта педагога вышло Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

    Анализ этого документа показывает, что в нем не учтены те новые задачи, которые предстоит решать образовательным организациям в условиях освоения нового профессионального стандарта педагога.

    Налицо явное рассогласование в работе министерств и ведомств. Можно сделать вывод о том, что для создания условия продвижения нового профессионального стандарта педагога следует привести в соответствие с ним всей нормативно-правовой базы.

    Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развития, ибо педагог – ключевая фигура реформирования образования. Приведем слова К. Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

    К педагогу можно отнести такие характеристики деятельности успешного профессионала: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

    Е. А. Ямбург в своей работе [6], всесторонне анализируя новый профессиональный стандарт педагога, приводит три разных ответа на вопрос: «Что принесет учителю новый стандарт профессиональной деятельности педагога?», каждый из которых предполагает свой сценарий развития событий, связанных с введением в действие стандарта педагогической деятельности:

    – сценарий первый (скептический): введение стандарта ничего не даст; как работали, так и будем работать;

    – сценарий второй (пессимистический): станет гораздо хуже, чем было. Новые непомерно высокие требования к профессиональным компетенциям в руках чиновников и администрации образовательных организаций станут дополнительным инструментом угнетения учителя как при проведении процедуры аттестации, так и при начислении денег из стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников;

    – сценарий третий (сдержанно оптимистический): новый стандарт профессиональной деятельности педагога вернет нас к сути педагогической деятельности.

    В любом случае учителю, готовящегося к аттестации, следует помнить, что в настоящее время в модели оценки качества образования реализуется компетентностный подход, смещающий приоритеты в сторону индивидуально-личностной компоненты, акцентирует роль социальной составляющей качества педагогического труда.

    Т.В. Перегонцева отмечает, что «Соблюдение адекватного баланса между интересами работника (педагога) и требованиями общества возможны, если обеспечить взаимосвязь декларированной (формальной) и общественной (неформальной) аттестации, при соблюдении объективности, прозрачности, достоверности процедуры, активизации деятельности института независимых экспертов» [3, c. 4].

    В регламенте аттестации выделяют три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе аттестации педагог должен осмыслить личные приоритеты и ценностно-мотивационные установки, фиксирует и прогнозирует общие направления своего профессионального развития. На основном этапе реализуется комплексная программа аттестации, расширяются социальные связи и социальная мобильность педагога. На заключительном этапе аттестации проводятся коррекционно-диагностические процедуры, а субъект аттестации выносит решение о признании результатов качества педагогического труда.

    Конструктивные предложения по подготовке и проведению аттестации педагогических работников учитель найдет в работе [2], в которой предложена методика оценки уровня квалификации учителя профессиональными экспертами, разработанная и апробированная научно-педагогическим коллективом под руководством В.Д. Шадрикова и И.В. Кузнецовой.

    Интерес в работе [2] представляет экспертный лист оценки уровня квалификации учителя, включающий оценку 90 компетентностей: в области личностных качеств; в области постановки целей и задач педагогической деятельности; в области мотивации учебной деятельности; в области обеспечения информационной основы деятельности; в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений; в области организации учебной деятельности.

    В этой же работе педагог найдет востребованную им карту компетентностного анализа деятельности учителя (это по сути лист самооценки, в котором требуется оценить 72 утверждения, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности).

    Много полезных советов по подготовке к аттестации педагог найдет в работе [3]: экспертный лист оценки уровня компетентности учителя; структурные элементы учебного занятия; карта анализа и самоанализа урока с позиций компетентностного подхода; карта оценки портфолио учителя; информационная карта оценки результатов опытно-экспериментальной работы учителя; анкета «Самодиагностика личностных качеств учителя»; анкета для учащихся «Мой учитель». Полезные рекомендации по подготовке к аттестации читатель найдет в нашей публикации [1].

    Хочется надеяться на то, что новый профессиональный стандарт педагога позволит:

    – преодолеть технократический подход к оценке труда педагога;

    – обеспечит координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;

    – мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

    Лист самооценки учителя математики для аттестации