Самооценка творческого мышления

Оглавление:

Gurutestov.ru

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Самооценка творческого потенциала личности

Шкалы: творческий потенциал

Назначение теста

Самооценка респондентом творческого потенциала.

Инструкция к тесту

Просим вас дать свои ответы на предложенные вопросы. Для этого в бланке ответов рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.

1. Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен?
1. да;
2. нет;
3. да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
1. да, в большинстве случаев;
2. нет;
3. да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей вызовут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выбрали?
1. да;
2. откуда у меня могут быть такие идеи;
3. может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
1. да;
2. очень маловероятно;
3. может быть.
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли вы в том, что дело получится?
1. конечно;
2. часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
3. чаще уверен, чем не уверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, то есть совершенно его не знаете?
1. да, все неизвестное привлекает меня;
2. нет;
3. все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
1. да;
2. что получается, то хорошо;
3. если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
1. да;
2. нет, надо учиться самому главному;
3. нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Если вы терпите неудачу,
1. то какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
2. сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите нереальность;
3. продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию нужно выбирать исходя из:
1. своих возможностей и перспектив для себя;
2. стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
3. престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
1. да;
2. нет;
3. если местность понравилась и запомнилась, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что говорилось во время нее?
1. да;
2. нет;
3. вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
1. да;
2. нет;
3. повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
1. остаться наедине, поразмышлять;
2. находиться в компании;
3. мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Если вы занимаетесь каким-то делом, то решаете прекратить его только тогда:
1. когда дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
2. когда вы более-менее довольны выполненным;
3. когда дело кажется сделанным, хотя его еще можно сделать лучше. Но зачем?
16. Когда вы одни, то вы:
1. любите мечтать о каких-то, возможно, абстрактных вещах;
2. любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
3. иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
1. независимо от того, где и с кем находитесь;
2. только наедине;
3. только там, где тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:
1. можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
2. останетесь при своем мнении, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка результатов теста

Начисляется по 3 балла за ответ «а», по 1 баллу за ответ «b», по 2 балла за ответ «c». Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация результатов теста

• 48 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы сможете реализовать свои способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
• 24 – 47 баллов. У вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры. Самый опасный – это страх, особенно если вы ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает ваше воображение – основу творчества. Страх может быть и социальным – страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывают вашу творческую активность, приводят к деструкции вашей творческой личности.
• 23 и менее баллов. Вы просто недооцениваете себя. Отсутствие веры в свои силы приводит вас к мысли, что вы не способны к творчеству, поиску нового.

Связь самооценки и уровня творческих способностей подростков

Развитие творческого потенциала школьника является одной из центральных линий его личностного развития. Для того чтобы его развивать необходимо в первую очередь обращаться к самооценке школьника, так как самопринятие и поддержка его окружающими позволит создать условия максимальной реализации его творческих возможностей.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой у учащихся с относительно более высоким уровнем развития творческих способностей будет выявлена более высокая самооценка. В частности, у учащихся художественной школы с более выраженными творческими способностями будет большая связь между креативностью и самооценкой; Респондентами были учащиеся общеобразовательной и художественной школы, всего 66 человек в возрасте 10-11 лет. Для исследования использовались следующие методики:

* батарея тестов творческого мышления П. Торренса;

* методика комплексной диагностики творческих способностей Е. Туник.

* тест самооценки Дембо-Рубинштейна (модификация А.М. Прихожан);

* исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (20 характеристик качеств личности);

Проведя анализ полученных данных по общей выборке, можно сделать следующие выводы:

* чем на более высоком уровне выраженности находится у подростка характеристика креативности на образном материале, тем более высокие результаты он показывает на вербальном материале;

* значимые отрицаемые связи имеются между уровнем притязаний по характеру и такими характеристиками, как оригинальность, беглость, гибкость и точность, т. е. чем более доволен подросток своим характером, тем он менее креативен;

* чем выше самооценка школьника, тем выше оценка умственных способностей, уровень притязаний и меньше различие между этими характеристиками;

* чем выше различие между самооценкой и уровнем притязания по характеру, тем менее высокими баллами подросток оценивает свои притязания по уму и самооценку характера;

* чем более высоко подросток оценивает свой авторитет у сверстников, тем больше он претендует на хороший характер и имеет меньшую адекватность самооценки;

* чем подросток менее гибок и проявляет недостаточную беглость на невербальном материале, тем он больше претендует на авторитет у сверстников;

* уровень притязаний на авторитет у сверстников имеет у подростков отрицательную связь с адекватностью самооценки и самооценкой умственных способностей;

* чем меньше различия между авторитетом и его желаемым уровнем по отношению к сверстникам, тем меньше у школьника притязания на ум и хороший характер;

* чем большую ручную умелость отмечает у себя подросток, тем более завышенная у него самооценка, более высоко он оценивает свой ум, меньше притязания на хороший характер и авторитет у сверстников; чем меньше расходится его умелость и желание быть умелым, тем он выше оценивает ум, ручную умелость, тем у него выше притязания по умственным способностям, ниже по характеру и авторитету у сверстников, выше самооценка в целом.

Оказалось, что для подростков существуют значимые связи между представлением о своей внешности и невербальными творческими способностями. По полученным результатам было выявлено, что самооценка внешности отрицательно связана с оригинальностью и гибкостью, положительно с точностью. Можно отметить значимые связи между самооценкой внешних данных и авторитетом у сверстников, а также притязаниями на хороший характер. Уверенность в себе для подростка связана с внешностью и авторитетом у сверстников как в самооценке, так и в уровне притязаний. Для уровня притязаний по шкале уверенности в себе оказалось для подростка характерной обратная связь с ручной умелостью.

Общая гипотеза нашла свое подтверждение для учащихся общеобразовательных школ и относится только к их вербальным способностям. Для невербальных способностей, которыми в большей мере обладают подростки, посещающие художественную школу, такой тенденции не выявлено. Выявлено, что учащиеся художественной школы оценивают свой характер и авторитет у сверстников ниже, чем учащиеся ее не посещающие. Уровень притязаний у учащихся художественной школы тоже более низкий. Исследование творческих особенностей выявило, что «художники» более успешны в выполнении заданий с образным материалом, а школьники с вербальным. Частная гипотеза была конкретизирована только для невербальных способностей и самооценки своей внешности.

Полученные результаты важны психологам, педагогам и родителям для помощи подросткам в гармонизации их личности.

Портал поддержки одарённых детей ЮРЦРО

Наши контакты

Адрес: г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13
Телефон/факс: +7(863)230-32-07
E-mail: [email protected]

Самооценка творческих способностей

Самооценка творческих способностей (Е. Туник)

Назначение теста

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений найдите такие, которые определенно вам подходят лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не знаю».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что вы действительно чувствуете в отношении себя. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Вам выдана тестовая тетрадь, в которой содержатся все утверждения и лист ответов. Пожалуйста, отмечайте свои ответы только на листе ответов, ничего не пишите в тестовой тетради. Номера заданий тестовой тетради соответствуют номерам на листе ответов.

Данный этап тестирования рекомендуется проводить для детей начиная с 5 класса школы. К тому же возможен такой способ проведения. Ребенку выдается тестовая тетрадь, содержащая инструкцию и вопросы опросника. Также выдается лист ответов, на котором ребенок отмечает свои ответы. Оптимально, когда психолог зачитывает утверждения опросника вслух, а ребенок читает их про себя и самостоятельно отмечает свой ответ. Форма проведения тестирования – групповая. Время заполнения опросника не ограничено. Требуется около 20–30 минут в зависимости от возраста детей.

Опросник

1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед классом.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно, и не менялись.

35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

50. У меня есть много интересных дел в школе и дома

Обработка данных

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Получаются четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста. Отверстия в шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке 2 балла, также на шаблоне отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся в клетках и попадающие в отверстия, получают 1 балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус 1 балл в сырых баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с отверстиями ключа шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю». Если учащийся дает все ответы, которые не видны в отверстиях шаблона, то его сырая оценка может составить

50 баллов, если ни один пункт не помечен «Не знаю», то чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является. Все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста (способность пойти на риск, воображение и т. д.) в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная сырая оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Социально-психологические факторы, влияющие на проявление креативности в подростковом возрасте

Сегодня общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования. Помимо знаний они должны обладать такими качествами как самостоятельность, умение делать выбор, мобильность, креативность. Так называемый век информации принес с собой радикальные изменения. Приходится пересматривать классический тезис “тот, кто владеет информацией, владеет миром”, поскольку число “владеющих миром” необозримо расширится. Нередко теперь можно слышать, что “креативность – уникальное состояние человеческого ума – станет в первой половине нового столетия ресурсом, от “критической массы” которого будет зависеть все”. [1] Признана практическая важность креативности для сферы бизнеса и управления, для экономического роста в целом. Именно творческие личности внесли огромный вклад во все сферы приложения человеческого ума: и в искусство, и в науку, и в историю цивилизации вообще. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений человек должен активизировать свой творческий потенциал. А между тем, результаты участия наших российских школьников в международном исследовании образовательных достижений учащихся (PISA), которое трижды проходило более чем в 30 странах мира, нельзя назвать даже удовлетворительными. Одной из основных причин наших слабых показателей является то, что исследование было направлено не на выявление количества “заученных” учебных материалов, а на проверку “умения разрешать нестандартные ситуации”. Развитие креативности, таким образом, представляет собой одну из центральных линий личностного развития.

От природы во всех нас заложено творческое начало. Более того, можно утверждать, что все мы изначально обладаем весьма большими творческими задатками. К сожалению, этот бесценный дар мы утрачиваем в школьные годы. Влияние того, что мы называем воспитанием, фактором среды, способно сообщить мощное ускорение раскрытию таящихся в человеке творческих задатков или наоборот его затормозить.

С помощью тестов креативности мы можем выявить креативов, но не можем точно определить некреативов. Человек, давший оригинальный творческий ответ, заведомо обладает креативностью. Но, если человек не дает творческого ответа, это еще не свидетельство отсутствия у него креативности. Н.М.Гнатко предположил существование двух уровней развития креативности: потенциального и актуального. “Потенциальная креативность – это креативность додеятельностная, характеризующая человека с точки зрения его готовности к приобретению актуальной креативности”, т.е. к проявлению творческой активности. [2] Для формирования данного качества необходимо, прежде всего, знать условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека.

Подростковый возраст считается сензитивным периодом для развития креативности. В этот период на основе “общей креативности” формируется “специализированная креативность”: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Поэтому изучение факторов, влияющих на развитие и проявление креативности, именно в подростковом возрасте является особенно актуальным.

На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия “креативность”. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Оптимальным вариантом является их сочетание. [2]. Таким образом, интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

В психологии креативности принято считать, что высокая проявленность творческих способностей обычно сочетается с определенными личностными свойствами. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала. В экспериментальном исследовании Е.Л.Солдатовой был проведен корреляционный анализ связи креативности с некоторыми свойствами личности. Наиболее связанной с креативностью является толерантность. Существенные связи с креативностью обнаружены среди факторов, диагностирующих межперсональные качества личности, самоуверенность в общении и взаимодействии [5]. Данные качества характеризуют подростков с точки зрения их способности к самостоятельным мыслям и поступкам, стремления к достижению определенного статуса, наличия честолюбия, воли и активности, проявления настойчивости, инициативности, склонности к лидерству, обладания развитыми вербальными способностями. Иначе говоря, чем более развиты вышеперечисленные качества, тем более креативным должен быть подросток.

Б.Ф.Ломов выделяет роль общения в развитии творческой личности [4]. Для формирования креативности необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации [3]. Одним из факторов, определяющих развитие творческой активности личности, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, затрудняет проявление творческих возможностей личности. Большинство авторов убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. А.Роу, исследуя биографии великих творцов, нашла единственное общее в их биографиях – приобщение к радости творческого открытия в подростковом возрасте. Поэтому развитие творческих способностей начинается с формирования потребности в познании. [3].

Социальные факторы могут тормозить, блокировать творческое начало, а могут способствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам. Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности, нерегламентированностью и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение. Для того чтобы подросток развивался как творческая личность, необходим позитивный образец творческого поведения, необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым бы подросток себя идентифицировал. Тяга к творчеству, новаторству возникает там, где появляется группа людей – потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, новаторство требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке людей.

Главным фактором, определяющим развитие креативности, является содержание взаимоотношений подростка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к нему. Взрослые обычно создают себе некоторый образ ученика, который они хотели бы сформировать, хотят видеть у детей такие черты, как послушание, выполнение поручений и т.п. Креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, готовность противостоять мнению окружающих. Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения. Во-первых, в отличие от других видов деятельности, учебный процесс не имеет для подростка индивидуальной значимости и ясной конечной цели. Во-вторых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на “средние оценки”, унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как “выскочек”, демонстративных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость.

Творческость – это реализация человеком своей индивидуальности. Но для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она должна быть в той или иной форме осознана человеком как таковая. Все, что делает или не делает человек, в большой степени обусловлено его концепцией самого себя. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность раскрытия творческих возможностей. Успехи в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Подростковый возраст является возрастом открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания. У подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним – интерес к своему внутреннему миру и средствам его выражения.

Предположив, что уровень актуального проявления креативности у подростка взаимосвязан с особенностями его образа Я, мы провели исследование на базе муниципальной средней общеобразовательной школы №158 г. Новосибирска. В исследовании принимали участие 95 учащихся 7-8-х классов в возрасте 13-14 лет. Для исследования использовали “Модифицированные креативные тесты Вильямса” (тест дивергентного (творческого) мышления), опросник творческих характеристик личности, шкала Вильямса – опросник для родителей по оценке креативности ребенка, методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, тест-опросник самоотношения В.Столина. Качество корреляционной связи определялось при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Одной из главных составляющих Я-концепции подростков является представление о своем физическом облике. Переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела, являются “провокатором” страха. Последствия страхов многообразны, но главное из них – это возрастающая неуверенность. Страх – самый опасный враг творчества. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Наше исследование подтверждает, что уровень самооценки значимо коррелирует со степенью удовлетворенности подростков различными характеристиками своего внешнего облика (коэффициент корреляции 0,68.) . Подростки, недовольные своей внешностью, негативно оценивают и другие стороны своего Я.

Исследования психологов показывают, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности подростков. Куперсмит провел лонгитюдное исследование подростков 10-12 лет, которое показало, что уровень самооценки коррелирует, в частности, со стилем рисунков. Рисунки детей, обладающих высокой самооценкой, отличались оригинальностью, юмором, в них проявлялись наблюдательность и творческий подход. У детей со средней самооценкой рисунки были более скованными, менее выразительными. В нашем исследовании с общей самооценкой подростков коррелирует уровень выраженности различных составляющих креативности. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше показатели креативности, тем выше уровень самооценки. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску, беглость, сложность. Для подростков, не проявляющих креативность, более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высококреативных подростков высокую самооценку имеют 84,6% , то в группе, проявляющей низкую креативность, такую самооценку имеют в 2 раза меньше подростков – 41,7% . Соответственно, низкую самооценку в группе высококреативных имеют только 7%, а в группе, не проявляющих креативность, – 25%.

Получена положительная корреляция (0,38) между общим показателем теста самооценки творческих характеристик и общим результатом теста дивергентного мышления. Эти данные позволяют сделать предположение, что подростки способны адекватно оценивать свои творческие возможности. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску и воображение . Это явление известно в психологии под названием “самореализующееся пророчество”. Оно срабатывает и в случае позитивной установки на себя: в результате подтверждения ее данных формируется благоприятная Я-концепция. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и в своих возможностях. Эта вера в себя делает подростков восприимчивыми к новым идеям. Они меньше заняты своими внутренними проблемами.

Сочетание самооценки и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности. В том случае, когда высокая самооценка сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при сочетании креативности с невысокой самооценкой, человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения.

Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Карпова Людмила Григорьевна

В данной статье раскрываются психологическая сущность самооценки и творческих способностей , их структура, основные показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на основе корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между самооценкой и показателями развития творческих способностей детей.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Карпова Людмила Григорьевна,

THE ROLE OF SELF-ASSESSMENT IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In given article the psychological essence of a self-estimation and creative abilities , their structure, the basic indicators of development of creative abilities of children of younger school age reveals, on the basis of the correlation analysis the interrelation between a self-estimation and indicators of development of creative abilities of children is traced.

Текст научной работы на тему «Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников»

УДК 159.99 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.24.129

Омский государственный педагогический университет

Л. Г. Карпова, Е. П. Щербаков, Омская гуманитарная академия

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В данной статье раскрываются психологическая сущность самооценки и творческих способностей, их структура, основные показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на основе корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между самооценкой и показателями развития творческих способностей детей.

Ключевые слова: самооценка, творческие способности, структурные компоненты творческих способностей, младшие школьники.

В становлении и развитии личности велика роль самооценки как осознание себя, своей деятельности, как важное звено внутренней регуляции своего поведения. «Умение оценить свои возможности наряду с умением «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды делает самооценку важным фактором в формировании личности», — отмечает Е. И. Савонько [6, с. 107].

Роль самооценки в развитии личности подчёркивается в многочисленных зарубежных исследованиях. Так, А. Адлер рассматривает самооценку как стремление человека к совершенству, К. Роджерс — как стремление к росту, А. Маслоу — как стремление к самоактуализации.

Отечественные учёные (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Столин, И. И. Чеснокова и др.), рассматривая самооценку как компонент самосознания личности, трактуют её как стержень процесса самосознания личности, его интегрирующее начало, показатель индивидуального уровня его развития. Так, по мнению И. С. Кона, самооценка — это «компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков» [4, с. 71].

Под самооценкой в психологии понимается ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [5, с. 343].

Самооценка, являясь ядром самосознания личности, позволяет человеку оценивать самого себя, свои физически силы, умственные способности, своё отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе, а также свои поступки, мотивы и цели своего поведения. Можно согласиться с Е. И. Савонько, который считает, что количество детей, ориентированных на самооценку, увеличивается с возрастом, а количество детей, ориентированных на оценку, уменьшается [6].

Самооценка как психологический феномен имеет определённые особенности, структуру и функции.

Что можно отнести к отличительным чертам самооценки?

Во-первых, самооценка, являясь структурным компонентом самосознания личности, выступает побудителем деятельности человека.

Во-вторых, самооценка может быть общей и частной (парциальной). Общая самооценка, являясь показателем меры уверенности личности в себе или силы «Я», связана с развитием у индивида волевых качеств и эмоциональной стабильности. Она отражает степень развития у индивида самоуважения, принятия себя, то есть позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу «Я». Частная самооценка отражает оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, способностей, физических данных и личностных особенностей [1].

В-третьих, отличительными чертами самооценки являются эмоциональность, адекватность, устойчивость.

Эмоциональный компонент самооценки интерпретируется психологами чаще всего в терминах «принятие-непринятие себя», «удовлетворённость-неудовлетворённость собой» [7]. Эти оппозиции связываются с переживаниями успеха или неуспеха при реализации целей и задач, которые человек ставит перед собой. Успех, как правило, вызывает у человека чувство гордости, удовлетворённости собой. Неуспех порождает чувство недовольства собой, раздражение.

Адекватность самооценки рассматривается как её соответствие реальным проявлениям качеств субъекта или экспертным оценкам. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит

свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели.

Неадекватно завышенная самооценка приводит, как правило, к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. У него возникает идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может привести к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности, к развитию у человека комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказу от инициативы, безразличию, самообвинению и тревожности. Такие люди часто слишком критичны к себе.

Чрезмерно высокая или чрезмерно низкая самооценка нарушают процесс управления человеком своим поведением, что особенно заметно в общении, где лица с завышенной или заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов, возникающих в первом случае из-за пренебрежительного отношения к другим людям, во втором — из-за чрезмерной критичности этих людей, постоянно указывающих на недостатки и промахи как свои, так и других.

Можно предположить, что при адекватной самооценке в большей степени происходит более продуктивное развитие личности.

Ещё одной отличительной чертой самооценки является её устойчивость, когда оценка поддерживается внутренними детерминантами: позицией личности в отношении к себе, самоконцепцией, сложившимися принципами самоактуализации и эмансипирована от случайных успехов-неуспехов.

Особенностью самооценки является также её полифункциональность. Так, исследователь А. В. Захарова выделяет следующие функции самооценки: актуальную (оценка и коррекция исполнительных действий по ходу развертывания деятельности, поступка), ретроспективную (оценка субъектом достигнутого уровня развития, итогов деятельности, последствий поступков), прогностическую (оценка субъектом своих возможностей) и регулятивную (регуляция поведения человека) [2].

Данные функции самооценки позволяют человеку всесторонне проанализировать свою деятельность и поступки, соотнести их с требованиями морали, принятыми в обществе, и в случае несоответствия скорректировать их.

Следует заметить, что самооценка в младшем школьном возрасте находится в стадии формирования, но её отличительные особенности в большинстве своём присущи и детям этой возрастной группы.

Следует согласиться с А. В. Захаровой, которая считает, что недостаточные знания ребёнка о себе ведут к уязвимости младшего школьника перед внешними отрицательными оценками, что может блокировать активность ребёнка в различных видах деятельности и негативно влиять на его отношение к себе. При работе со школьниками А. В. Захарова считает необходимым обучение детей самостоятельной и аргументированной оценке своих возможностей, умений и личных качеств, как с собственной точки зрения, так и с точки зрения других людей [2, 3].

Таким образом, оценка себя помогает младшему школьнику мобилизовать собственные силы и реализовать скрытые возможности, свой творческий потенциал, что способствует развитию творческих способностей.

Под творческими способностями обычно понимают индивидуально-психологические особенности человека, отличающие его от других людей, возникающие на основе творческих задатков и определяющие успешность овладения человеком различными видами деятельности, носящими творческий характер.

Как и многие психологические феномены, творческие способности имеют свою структуру. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, где рассматриваются различные структуры творческих способностей, а также из нашего понимания данного феномена, можно выделить следующие компоненты творческих способностей: когнитивный, эмоциональный и мотивационный.

Когнитивный компонент включает в себя знания, умения и навыки, помогающие младшему школьнику реализовываться в различных видах деятельности и решать нестандартные задачи.

Эмоциональный компонент творческих способностей отражает отношение младших школьников к выполняемой им деятельности, склонность ребёнка эмоционально проявлять себя в процессе выполнения нестандартных заданий, выражать те или иные эмоции.

Мотивационный компонент творческих способностей представляет собой систему побудителей, включающую мотивы, интересы, потребности. В качестве основной составляющей данного компонента выступают мотивы — внутренние побудители младшего школьника к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности в творчестве.

Изменение этих компонентов при целенаправленной работе с младшими школьниками влечёт за собой изменение и творческих способностей в целом.

Акцентируя внимание на структуре творческих способностей, можно определить последние как интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и моти-вационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер.

Развитие творческих способностей младших школьников — это динамический процесс, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности творческой направленности.

Исходя из определения творческих способностей, их структуры, возрастных особенностей младших школьников, мы выделили следующие показатели развития творческих способностей младших школьников: оригинальность (способность младшего школьника давать нестандартные ответы), абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную), беглость (способность выражать большое количество идей) творческого мышления; невербальное воображение (создание новых образов), наглядно-образное мышление (оперирование различными образами и представлениями при решении задач), эмоциональное отношение к творческому учителю (положительные или отрицательные эмоции в процессе взаимодействия школьника с учителем), проявление эмоциональных переживаний в творческой деятельности (эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в творческую деятельность) и творческую мотивацию (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности в творчестве).

На основе данных показателей были определены уровни развития творческих способностей младших школьников: средний, который был присущ 41 ребёнку (54 %), низкий, присущий 23 детям (30 %) и высокий, отмеченный у 12 детей (16 %).

Дети с высоким уровнем развития творческих способностей демонстрировали положительное отношение к различным видам деятельности, проявляли творческую активность, стремились думать и рассуждать. Они легко усваивали новые знания, проявляли интерес к творческому учителю, стремились к преобразованию и созданию нового на основе полученных знаний, имеющегося опыта как самостоятельно, так и совместно с одноклассниками.

Школьники со средним уровнем развития творческих способностей также демонстрировали положительное отношение к различным видам деятельности. Они самостоятельно решали типовые задачи, проявляли интерес к новому материалу и творческим заданиям, творческому учителю, но при этом интерес был ситуативный, они испытывали потребность в одобрении со стороны учителя. У этих детей преобладали социальные мотивы: общение, стремление соответствовать новой социальной роли, мотив долга и ответственности.

Младшие школьники с низким уровнем развития творческих способностей характеризовались отрицательным или безразличным отношением к творческой деятельности, новый материал они усваивали фрагментарно, к творческим заданиям и творческому учителю не проявляли интереса, нуждались в постоянном одобрении, демонстрировали стремление соответствовать новой социальной роли и стремление избежать неприятности.

Далее мы определили уровни самооценки младших школьников. Из 76 детей, участвовавших в эксперименте, большая часть школьников имеет завышенную самооценку — 58 %, что согласуется с возрастными особенностями детей, у 25 % детей была выявлена адекватная самооценка, что свидетельствует о тенденции выравнивания самооценки у младших школьников по сравнению с дошкольниками, и у 17 % школьников отмечена заниженная самооценка, что может быть связано с индивидуальными особенностями этих детей: застенчивостью, тревожностью, неуверенностью в себе.

Нас интересовал вопрос: влияет ли самооценка на развитие творческих способностей младших школьников?

С этой целью был проведён корреляционный анализ. С помощью линейной корреляции Пирсона были выявлены корреляционные связи между показателями самооценки и показателями творческих способностей младших школьников. Обратимся к анализу полученных результатов (см. таблицу).

Матрица корреляции показателей самооценки и показателей компонентов творческих способностей младших школьников экспериментальной и контрольной групп

Самооценка Показатели компонентов творческих способностей

То Тб Тн НВ НОМ М ЭП Э

Завышенная 0,234** 0,430** 0,562** 0,537** 0,477** 0,659** 0,573** 0,489**

Адекватная 0,427** 0,456** 0,454** 0,364* 0,278 0,461** 0 ,481** 0,378*

Заниженная 0,044 0,142 0,178 0,155 0,102 0,321* 0,474** 0,331*

Условные обозначения: показатели когнитивного компонента: То — оригинальность, Тб — беглость, Тн — абстрактность названия, НВ — невербальное воображение, НОМ — наглядно-образное мышление, М — творческая мотивация, ЭП — эмоциональные переживания в творческой деятельности, Э — эмоциональное отношение к творческому учителю.

Примечание: * — корреляция значима при р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Самооценка творческого мышления