Захарова психология формирования самооценки

Захарова психология формирования самооценки

На основе анализа ведущих отечественных психологов в статье анализируются сферы проявления активности, решающие факторы, влияющие на формирование активности личности на основе обобщения исследований учёных составлена содержательная модель активности представлены результаты исследования содержательных компонентов и видов активности, их структурных особенностей в младшем школьном возрасте.

1. Аверин В. А. Психологическое развитие детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / В. А. Аверин. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 64 с.

2. Алексеева Л. Ф. Роль активности субъектов деятельности в развитии личностных качеств // Вестн. Бурят. гос. ун-та. – 2009. – Вып. 5 – С. 3–6.

3. Волочков А. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте / А. А. Волочков, Б. А. Вяткин // Вопр. психологии. – 1999. – № 5. – С. 10.

4. Джидарьян И. А. Категория активности и её место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии / И. А. Джидарьян. – М. : Наука, 1988. – С. 56–88.

5. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захаровf. – Минск : Новое знание, 1993. – 100 c.

6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. Воронеж : Ин-т практ. психологии : МОДЭК, 1997. – 383 с.

7. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Психол. журн. – 2002. – Т. 23, № 6. – С. 5–17.

8. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 с. – (Психологическая энциклопедия).

9. Ярославцева И. В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации : монография / И. В. Ярославцева. – Иркутск : ИГПУ, 2002. – 160 с.

Захарова А.В. Особенности развития самооценки у второклассников (феномен вторых классов)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ВТОРОКЛАССНИКОВ (ФЕНОМЕН ВТОРЫХ КЛАССОВ)

Прежде всего отметим, что становление у второклассников самооценки характеризуется наличием разнонаправленных тенденций; те показатели, которые по логике ее развития должны бы терять свою ведущую роль, иногда становятся более выраженными, «пиковыми»; а те, которые, наоборот, должны были бы набирать силу, проявляются либо сглаженно, незаметно, либо неоправданно ярко, с опережением темпа возрастного развития.

Так, в учебной деятельности наблюдается «пик» выбора трудных задач у первоклассников, а у третьеклассников — их уменьшение. Во втором же классе выявлено более резкое уменьшение подобных выборов. Более выражение, чем в третьем классе, у второклассников наблюдается рост выборов задач среднего уровня трудности. В

формировании адекватности самооценки во втором классе зафиксирован следующий «перекос»: более резко, чем в третьем классе, в учебной деятельности возрастает число заниженных самооценок.

Еще больше диссонансов выявлено в становлении меры адекватности ретроспективной самооценки: в учебной деятельности у второклассников интенсивнее, чем у третьеклассников, возрастает адекватность самооценки и столь же заметно уменьшается количество заниженных самооценок.

В игровой деятельности выявлен значительный «прирост» во втором классе адекватных ретроспективных самооценок, в третьем классе этот процесс сглаживается. Резкий скачок во втором классе наблюдается и в росте рефлексивности самооценки.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что возможна реализация двух линий развития самооценки в младшем школьном возрасте: а) линия дисгармоничного становления показателей самооценки — с «всплесками» разнонаправленных тенденций; б) линия последовательного нарастания функционирования одних показателей самооценки и столь же последовательного уменьшения других.

Первая линия отражает явление, которое может быть определено как «феномен вторых классов». Объяснение этому явлению, на наш взгляд, заложено в понимании данного этапа развития ребенка как переломного внутри младшего школьного возраста, когда происходят основные сдвиги в функционировании психических образований. Это своего рода «малый кризис», порождаемый сменой вех внутри того или иного возрастного периода.

Особая роль второго года обучения в психическом развитии ребенка связана, на наш взгляд, со следующими обстоятельствами. Первый год обучения является временем общей адаптации ребенка к новым социальным условиям — к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками. Накопление изменений в развитии ребенка может носить в этот период латентный характер. Наличие же латентного периода в становлении психических новообразований может иметь как конструктивные, так и деструктивные последствия.

Если конкретизировать это положение по отношению к развитию самооценки, то следует отметить, что латентный период в процессе усвоения ребенком критериев, оснований и средств, обеспечивающих ее функционирование, сказывается как конструктивно, оптимизируя ее развитие, так и деструктивно, вызывая конфликтные отношения между тем, что нарождается, и тем, что преобразуется.

Когда процесс адаптации к новым условиям заканчивается, в функционировании самооценки и проявляется конфликтность. Дальнейшая стабилизация возрастного развития ведет к нарастанию гармонии становления составляющих самооценки.

Захарова А.В. Психология формирования
самооценки. — Минск, 1993. — С. 32-34.

Психологическая модель развития самооценки в младшем школьном возрасте тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.13, кандидат психологических наук Рябышева, Елена Николаевна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Рябышева, Елена Николаевна

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения самооценки

1.1. Психологические особенности самооценки ‘ 1’ в младшем школьном возрасте.

1.2. Моделирование как способ изучения самооценки в младшем школьном возрасте.

1.3. Психологические факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте .

Выводы по первой главе.

Глава 2. Эмпирическое исследование динамики развития самооценки в младшем школьном возрасте

2.1. Учение как ведущая деятельность в модели развития самооценки в младшем школьном возрасте.

2.2. Реализация модели развития самооценки в младшем школьном возрасте.

2.3. Анализ результатов психологического сопровождения развития самооценки младших школьников контрольной и экспериментальной группы.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Психологическая модель развития самооценки в младшем школьном возрасте»

Актуальность исследования. В процессе демократизации российского общества обнаружились новые тенденции в развитии личности, а именно: активизация личностной позиции, формирование собственного мнения, утверждение индивидуальных принципов бытия и формирование «Я-концепции», начиная с раннего возраста (К.А. Альбуханова-Славская, A.A. Бодалев , A.A. Деркач, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон , В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.).

Особое значение приобрело повышение субъектной активности личности, то есть общей активации совокупности разных видов деятельности с более настойчивым утверждением себя в окружающей социальной среде (A.A. Волочков , E.H. Волкова, O.A. Конопкин, В.И. Моросанов , Е.А. Уваров и др.).

В условиях активного взаимодействия со средой наблюдается парадоксальное явление ослабления роли социальной среды в регуляции личностных процессов. Одновременно усиливается роль индивидуальной саморегуляции , повышается значение собственного выбора и доминируют свои суждения о правильности, ценности и целесообразности осуществляемой деятельности (И.В. Дубровина , A.A. Комлев, O.A. Конопкин, А.К. Осницкий , Г.С. Прыгин и др.).

Данные тенденции связаны с психологическими изменениями в самооценке личности. Исследования показывают, что самооценка является одним из ключевых понятий, позволяющих изучить психологическую сущность развития личности в изменившихся социальных условиях (А.И. Липкина , И.С. Кон, В.В. Столин, A.B. Захарова ). Особую значимость приобретает исследование самооценки в начальный период адаптивной социализации личности, включая младший школьный возраст.

Среди многочисленных исследований, посвященных формированию самооценки в младшем школьном возрасте, выделяется группа исследователей, изучающих отношения к себе в данном возрасте (И.В. Дубровина , A.JI. Вен-гер, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн , Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.).

Эти исследования показывают, что отношение к себе в форме оценочного восприятия собственных достоинств и недостатков, выполняемой роли, занимаемого места в семье, классе и среди сверстников приобретает особое значение для развития личности (Т.Д. Марцинковская , B.C. Мухина, А.О. Прохоров и др.).

Формирование отношения к себе осуществляется в контексте общей активации рефлексивных процессов у младших школьников. По результатам исследования можно утверждать, что рефлексия, то есть осознание себя через самовосприятие , а также глазами окружающих, приобретает особую значимость в младшем школьном возрасте, создавая психологическую почву для возрастания роли социальной среды в развитии самооценки на более старших возрастных этапах (Л.И. Божович , Л.П. Буева, А. Валлон и др.).

Самооценка в младшем школьном возрасте представляет собой системную функцию, формирующуюся в связи с оценкой других (Т.Ю. Андру-щенко, A.B. Захарова , Г.А. Цукерман и др.). В этой взаимосвязи возможно различное сочетание таких вариантов, как критичное отношение к себе вместе с критикой других, критичное отношение к окружающим в сочетании со снисходительностью к себе и т.д. (И.С. Кон , А.И. Кочетов и др.).

Исследования показывают, что самооценка формируется не как самостоятельная функция, а вместе с другими формами оценочного отношения в общей системе отношений личности (А.Н. Леонтьев , М.И. Лисина, В.Н. Мя-сищев, H.H. Обозов и др.).

На основании анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что самооценка есть следствие системы взаимоотношений, в которую оказывается включенным младший школьник (B.C. Мерлин , В.В. Столин, A.B. Захарова, И.И. Чеснокова и др.).

Социальная среда с повышенной критичностью, обстановка чрезмерного восхваления, взаимная требовательность или избирательность оценки существенным образом влияют на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.

Развитие самооценки во многом определяется содержанием педагогической деятельности, когда индивидуальные показатели, стиль учения, нравственно-волевые качества, познавательные способности и участие в жизни коллектива становятся объектом как целенаправленного, так и спонтанного оценивания младшего школьника со стороны организаторов педагогического процесса. В исследованиях подчеркивается значимость правильно организованного исследования младших школьников для развития у них адекватной самооценки [17, 25, 34, 61, 89, 96].

Несмотря на внимание ученых к данной проблеме до сих пор не преодолены существенные противоречия:

— между общепризнанной в науке и практике необходимостью развивать самооценку в младшем школьном возрасте и неразработанностью теоретических основ психологического управления этим процессом;

— между имеющимися теоретическими разработками в области развития самооценки у младшего школьника и недостаточно эффективным психологическим моделированием этого процесса;

— между практическими рекомендациями для развития самооценки в младшем школьном возрасте и недостаточно совершенным технологическим решением этой проблемы.

Выделенные противоречия обусловливают существование проблемы, которая заключается в том, что самооценка младших школьников развивается стихийно, не всегда бывает адекватной, вызывает чувство разочарования в себе, снижает мотивацию учения, затрудняет самореализацию личности в младшем школьном возрасте. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования: развитие самооценки в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: психологическая модель развития самооценки в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: разработать психологическую модель развития самооценки в младшем школьном возрасте и апробировать ее в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что самооценка в младшем школьном возрасте будет более адекватной, если в учебно-воспитательном процессе реализовать модель ее развития, включающую рефлексивный, эмпирический и аналитико-обобщающий компоненты; самореализацию младшего школьника в учении под влиянием психологических факторов (учеба, мнения, результаты); раскрывающую уровни ее сформированное™; представляющую самооценку в виде ее психологической структуры с характерной возрастной спецификой.

— исследовать самооценку учащихся в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическую проблему;

— изучить специфику самооценки в младшем школьном возрасте;

— выявить психологические факторы развития самооценки у младших школьников;

— предложить программу « Семь шагов » для учителей начальных классов, построенную на основе психологической модели развития самооценки в младшем школьном возрасте, и проанализировать результаты опытной работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологии — детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев , JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев , C.JI. Рубинштейн, Е.В. Субботский, Е.Е. Кравцова , и др.); основные положения психологии развития (A.A. Деркач , Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов и др.); психологии личности (А.Г. Асмолов , Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.С. Выготский , В.В. Давыдов, Д.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концепция о со-циально-деятельностной природе личности (Л.И. Божович , Л.С. Выготский,

A.Н. Леонтьев ); теоретические положения разработанные в трудах Т.Ю. Ан-друщенко, Л.И. Божович , Л.С. Выготского, A.B. Захаровой, И.С. Кона, М.И. Лисиной , В.В. Столина, И.И Чесноковой о роли самооценки в самосознании, в развитии личности, о структуре и функции самооценки.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, самоотчеты , метод экспертных оценок; методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн « Лесенка », • адаптированная

B.Г. Щур; проективная рисуночная методика « Какой я есть и каким я хочу быть » (М.З. Дукаревич ); «Изучение уровня притязаний и потребности в достижении младших школьников в различных видах деятельности» (С.Я. Рубинштейн ); опросник самоотношения В.В. Столина в модификации С.Р. Пантелеева; опросник для выявления психологических факторов, влияющих на развитие самооценки у младших школьников (E.H. Рябышева ). Применялись математико-статистические методы обработки результатов исследования: факторный анализ, критерий знаков МакНемара, Стьюдента, Фишера, Ман-на-Уитни, биномиальный, качественный анализ результатов.

Научная новизна исследования. Выявлены рефлексивный, эмпирический и эвристический компоненты модели развития самооценки в младшем школьном возрасте.

Раскрыта структура самооценки учащихся в младшем школьном возрасте, включающая личные ценности, осуществляемую деятельность, формируемые отношения, активность субъекта, мотивацию учения, рефлексию учебной деятельности и эмоциональное реагирование.

Обнаружена специфика развития самооценки в младшем школьном возрасте: самооценка трудолюбия, роль внешнего мнения, появляющаяся собственная позиция, развивающаяся речевая репрезентация, формируемое личное мнение, наблюдаемое самоутверждения и растущее самоуважение .

Показана роль психологических факторов обстоятельств, мнения и результатов на развитие самооценки учащихся в младшем школьном возрасте.

Теоретическая значимость исследования. Доказана зависимость развития самооценки учащихся в младшем школьном возрасте от индивидуальной рефлексии, центрального и периферийного пути получения эмпирических данных о себе, эвристического самопознания.

Конкретизированы уровни сформированности самооценки у младших школьников, включающие ориентацию на внешние оценки в учении (низкий уровень), на самооценку собственного отношения к учению (средний уровень) и на самореализацию в учении (высокий уровень).

Уточнено содержание самооценки реализации себя в учении, состоящее из самооценки трудолюбия, исполнительности, воспитанности.

Сформулировано определение самооценки учащихся в младшем школьном возрасте как имплицитное/эксплицитное знания учащимися своих сильных/слабых сторон в учении, проецируемых на создаваемый идеал, регулирующих познавательную деятельность, ценностное отношение к учению и активность субъекта в учебном процессе.

Практическая значимость исследования. Разработана программа для учителей начальных классов « Семь шагов » с целью развития адекватной самооценки у учащихся младшего школьного возраста.

Предложены методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию адекватной самооценки у учащихся.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы /у у’, в лекционных курсах « Возрастная психоЖРйя », « Педагогическая психология », « Психологическое консультирование ».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и выводы исследования освещались в научных докладах и сообщениях на Всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях « Психопрофилактика , психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России» (Воронеж, 2003), «Социально-педагогические проблемы: поиск и модели решения» (Воронеж, 2004), « Человек и общество: история и современность » (Воронеж, 2005), « Психология личностного роста специалиста » (Тамбов, 2007), 4-м съезде практических психологов России «Психология -будущему России» (Ростов н/Д, 2007).

Положения, выносимые на защиту:

1. Самооценка учащихся в младшем школьном возрасте функционирует в виде имплицитных/эксплицитных знаний собственных достоинств и недостатков в учебном труде, которые проецируются на формируемый идеал, регулируя познание, ценности и активность в учебно-воспитательном процессе.

2. К специфическим особенностям развития самооценки в младшем школьном возрасте относятся: формируемая самооценка трудолюбия, ее зависимость от внешнего мнения, начинающаяся индивидуализация самооценки, развивающаяся речевая репрезентация самооценки, появление личного мнения о себе, растущее самоутверждение себя в учении и зависимость самоуважения от учебных результатов.

3. Психологическими факторами развития самооценки в» младшем школьном возрасте являются учеба, мнения об ученике и его деятельности, результаты учения.

4. Модель развития самооценки в младшем школьном возрасте включает рефлексивный, эмпирический и аналитико-обобщающий компоненты, уровни сформированности самооценки, реализацию себя в учении, психологические факторы, а также структуру и специфику самооценки.

5. Программа работы с учителями начальных классов по развитию самооценки учащихся в младшем школьном возрасте может быть эффективно построена по принципу « семи шагов », а именно: знаю, умею, могу, хочу, стремлюсь, добьюсь, стану.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили ВОИПКиПРО (Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), общеобразовательные учреждения г. Воронежа: лицей № 7, средние школы №№ 4, 30. В исследовании приняли участие 126 человек: 105 учащихся третьих классов начальной школы и 21 учитель начальных классов (женщины) в возрасте 25-33 лет со стажем работы не менее трех лет. Исследование проводилось в период с 2002 по 2008 год.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками.

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Рябышева, Елена Николаевна

11. Результаты исследования показали, что в ходе реализации программы работы с учителями начальных классов и их целенаправленной деятельности в развитии самооценки учащихся произошли изменения: диагностическая беседа выявила рост самооценки успешности, трудолюбия, воспитанности, исполнительности, перспективы.

12. Программа работы с учителями начальных классов по развитию самооценки учащихся в младшем школьном возрасте построенная по принципу « семи шагов » может быть эффективно использована в учебно-воспитательном процессе.

Проблема развития самооценки является одной из актуальнейших в ряду тех, над которыми работает современная психологическая наука. Основными положениями теории развития самооценки детей в младшем школьном возрасте нашили свое отражение в работах известных авторов: К.А. Альбу-ханова-Славская, A.A. Бодалев , Л.И. Божович, A.A. Деркач, Д.А Леонтьев, И.С. Кон , Д.И. Фельдштейн и др.

Являясь ядром личности, самооценка во многом определяет жизненные позиции личности, его систему оценок, обуславливает динамику и направленность развития субъекта.

Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании, нами были использованы подходы таких авторов как: Т.Ю. Андрущенко , A.B. Захарова, М.И. Лисина, В.В. Столин , Г.А. Цукерман и др.

Теоретический анализ источников позволил нам выделить компоненты модели развития самооценки детей в младшем школьном возрасте: рефлексивный, эмпирический, аналитико-обобщающий, уровни сформированности самооценки; реализация себя в учении; психологические факторы; структура и специфика самооценки.

Представляя собой, имплицитные/эксплицитные знания собственных достоинств и недостатков в учебно-воспитательном процессе самооценка младшего школьника существенным образом оказывает влияние на формируемый идеал личности ребенка, регулирует его активность, ценности, потребности.

Самооценка учащихся, сводилась к пяти аспектам, каждый из которых был обусловлен учебной деятельностью: успешности, трудолюбия, исполнительности, воспитанности и перспективы.

Эффективность разработанной нами психологической модели развития самооценки детей младшего школьного возраста апробировалась путем реализации ее в учебно-воспитательный процесс учреждений образования. В основу работы, направленной на адекватное формирование структурных компонентов модели развития самооценки младших школьников, была положена программа « Семь шагов », включающая занятия с учителями и младшими школьниками.

Результаты эксперимента показали, что младшие школьники (экспериментальной группы), прошедшие полный курс нашей программы, имеют более адекватную самооценку по сравнению с детьми контрольной группы. Суждения младших школьников экспериментальной группы стали более аргументированными, доказательными и адекватными.

Если до проведения экспериментальных работ суждения младших школьников затрагивали такие аспекты, как возникающие трудности в процессе учения, стремление аккуратно выполнять учебные задания, прилежание, отношение учителя к ученику, получаемые оценки, то после реализации модели изменения, произошедшие в самооценке учащихся, проявились в суждениях детей о своей учебе, деятельности. Они стали более конкретными, доказательными, развернутыми и адекватными.

Использование программы « Семь шагов » позволило осуществить конструктивное управление процессом развития структурных компонентов самооценки у детей младшего школьного возраста. Важным моментом в работе с детьми явился процесс закрепления позитивных изменений, происходящих с детьми в ходе проведения экспериментальных работ. Совместные поиски решений и путей улучшения результатов, возможность самореализации ребенка в учебно-воспитательном процессе, поощрение активности, инициативности, самостоятельности, использование учителем стиля общения с младшим школьником, основанного на принятии, поддержке, доброжелательности, эмпатии и т.д., способствуют в значительной мере развитию адекватной самооценки.

В содержание представления детей (экспериментальной группы) после прохождения программы вошли многие, а главное сложные и обобщенные качества личности. Учащиеся этой группы характеризуются умением и стремлением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти учащиеся больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Исследования, проведенные в ходе теоретико-экспериментальной работы, свидетельствуют о том, что реализация нашей модели в учебно-воспитательный процесс оказывает эффективное и разностороннее влияние на развитие такого важного элемента личности как самооценка.

Таким образом, сформулированная нами в начале исследования гипотеза о том, что самооценка детей младшего школьного возраста будет более адекватной, если реализовать модель развития самооценки в учебно-воспитательный процесс, нашла свое подтверждение в теоретической и практической частях диссертационного исследования.

Однако внедрение модели развития младшего школьника в значительной степени обусловлено тем, насколько понимается педагогическим коллективом значимость развития оценочного компонента ребенка, готовности учителей, родителей к саморазвитию, самообразованию в данном направлении.

К концу эксперимента произошли изменения в личностных проявлениях. На более высоком уровне у младших школьников экспериментальной группы, чем у учащихся контрольной группы, представлены все содержательные характеристики самооценки. Дети экспериментальной группы адекватнее оценивали свои возможности и соотносили их с уровнем сложности задания.

Исследования, проведенные в ходе теоретико-экспериментальной работы, свидетельствуют о том, что реализация нашей модели в учебно-воспитательный процесс оказывает эффективное и разностороннее влияние на развитие такого важного элемента личности, как самооценка.

В этом случае возможность обеспечить благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, в частности его самооценки, значительно повышается.

Таким образом, поставленные задачи решены, рабочая гипотеза доказана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Рябышева, Елена Николаевна, 2008 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности Текст. /К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980.

2. Абульханова-Славская, К.А. Субъект символ российского самосознания Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном обществе. -М., 1995.

3. Акмеология Текст. : учебник / под общ. ред. A.A. Деркача . — М.: Изд-во РАГС, 2002. 650 с.

4. Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики Текст. / H.A. Алексеев. Тюмень, 1997. — С. 24.

5. Амонашвили, Ш. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалва Амонашвили, 1995. — С. 496.

6. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка Текст. / Ш. Амонашвили // Новое в жизни, науке, технике. 1980. — № 1. — 96 с. — (Серия: Педагогика и психология).

7. Ананьев, Б.Г. Вестн. Моск. ун-та. Сер. XIV Психология Текст. / Б.Г. Ананьев. 1983. — № 3.

8. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды Текст. / Б.Г. Ананьев. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. — Т. I. — 230 с.

9. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития самосознания Текст. : избр. псих, труды в 2-х томах / Б.Г. Ананьев. М.: Педагогика. — Т. И. — СЛ 03-127.I

10. Ю.Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б.Г. Ананьев; под ред. A.A. Бодалева . — М.: Изд-во « Институт практической психологии »; Воронеж: НПО « МОДЭК », 1996. 384 с.ч

11. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. 282 с.

12. Анастази , А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази. В 2-х т. М.: Педагогика. 1982.

13. Андреева, Г.М. Психология социального познания Текст. / Г.М. Андреева.-М., 199J8. — С. 96.

14. Андрущенко, Т.Ю. ^Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте Текст. : автореф. дис. канд. психол . наук / Т.Ю. Андрущенко. — М., 1978. — 118 с.

15. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте Текст. / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы^ психологии. 1978. — № 4. — С. 147-152.

16. Анисимов, О.С. Механизм развития: методологические и психолого-педагогические аспекты. Сущность развития (методологический аспект) Текст. / О.С. Анисимов // Мир психологии. — 2007. — № 2. -С. 32-42.

17. Анкундинова, Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4 классов в учебной деятельности Текст. / Н.Е. Анкундинова // Вопросы психологии. 1968. — № 3. — С. 131-138.

18. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы Текст. : избр. труды / П.К. Анохин. М.: Наука, 1978. — С. 400.

19. Ануфриев , А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей Текст. / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина . М.: Издательство «Ось-89», 1997. -222 с.

20. Анцыферова , Л.И. Методологические проблемы психологии развития Текст. / Л.И. Анциферова // Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978.-С. 3-20.

21. Анцыферова, Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности Текст. / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 2. — С. 8-9.

22. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1980. С. 3-19.

23. Арестова, O.K. Влияние мотивации на структуру целеполагания

24. Текст. / O.K. Арестова // Вестник МГУ . Сер. 14. Психология. 1998. -, № 4. V

25. Архиреева, Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника Текст. / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. -2006. — № 3. С. 67-77.

26. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А.Г. Асмолов. М., 1984.

27. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности Текст. / А.Г. Асмолов. -М.: МГУ, 1986.-96 с.

28. Асмолов, А.Г.Психология личности: Принципы обгцепсихологическо-, го анализа Текст. / А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. — 367 с. .

29. Байбакова, О.Ю. Избранные психологические труды Текст. / О.Ю. Байбакова; под редакцией Д.И. Фельдштейна. М., 1995. — 212 с.

30. Бархаев , Б.П. Субъектность ученика как целевой ориентир образования Текст. / Б.П. Бархаев, И.В. Сыромятников // Психология обучения. 2006. — № 12.

31. Басина, Е.З. Становление самооценки и образа Я Текст. / Е.З. Басина // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина , А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — С. 56-65.

32. Берн, Ш. Тендерная психология Текст. / Ш. Берн. СПб., 2001.

33. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст. / Э. Берн. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.

34. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. — М., 1986.-420 с.

35. Бернцфаи, Л.В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач Текст. / Л.В. Бернцфаи, A.B. Захарова // Вопросы психологии. 1975. — № 6. — С. 59-67.

36. Бирюков, Б.В. Модель // Философский энциклопедический словарь Текст. / Б.В. Бирюков; редкол. С.С. Аверинцев и др. М., 1989. -С. 374

37. Богуславская, З.М. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника Текст. / З.М. Богуславская. — Ротапринт. — М., 1974.

38. Бодалев , A.A. Личность и общение Текст. / A.A. Бодалев. М., 1983. -271 с.

39. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982.

40. Божович , Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте Текст. / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

41. Божович , Л.И. Вопросы психологии воспитания Текст. / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина // Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов / под ред. A.A. Смирнова.-М.: АПН РСФСР, 1969.-С. 106-183.

42. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе Текст. / Л.И. Божович // Вопросы психологии. — 1976.-№6.-С. 45-53.

43. Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека Текст. / Л.И. Божович // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика. — 1978. -№4.-С. 168-179.

44. Божович , Л.И. Случаи неправильного взаимоотношения ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности Текст. / Л.И. Божович, Л.С. Славина // Вопросы психологии. 1976. — № 1.

45. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний Текст. / Л.В. Бороздина. -М., 1985-2000.

46. Бороздина, Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки Текст. : дисс. . докт. психол. наук / Л.В. Бороздина. М., 1999.

47. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний Текст. : учебное пособие / Л.В. Бороздина. М.: МГУ, 1985.- 103 с.

48. Бороздина , Л.В. Самоотношение самооценки и уровня притязаний Текст. / Л.В. Бороздина, Л. Видинска // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.

49. Бороздина , Л.В. Притязания и самооценка Текст. / Л.В. Бороздина, Л. Видинска // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. 1986. -№ 3.

50. Бороздина , Л.В. Притязания и самооценка Текст. / Л.В. Бороздина, Л. Видинска // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. М., 1986. -№3.-С. 21-30.

51. Боязитова , И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе Текст. / И.В. Боязитова // Психологический журнал. 1998. -Т. 19.-№4.

52. Брунер, Д. Психология познания / Текст. / Д. Брунер. М., 1977.

53. Братусь , Б.С. Психологические проблемы изучения и коррекции личности Текст. / Б.С. Братусь, И.Я. Розовский , В.Н. Цапкин. -М.: Изд-во Московского университета, 1988.

54. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Текст. / Г.М. Бреслав. -М.: Педагогика, 1990. 140 с.

55. Брушлинский , A.B. Психология субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. -СПб.: Алетейя, 2003.

56. Брушлинский, A.B. Избранные психологические труды Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН », 2006.

57. Бюлер, К. Духовное развитие ребенка Текст. / К. Бюлер. М.: Новая Москва. 1924.-180 с.

58. Василюк , Ф.Е. Психология переживания Текст. / Ф.Е. Василюк. М.: МГУ, 1984.-200 с.

59. Вейсова, З.А. Особенности преодоления нравственно критических ситуаций в зависимости от степени адекватности самооценки Текст. : автореф. канд. дис. / З.А. Вейсова. — Тбилиси, 1987.

60. Венгер, JI.A. Психологическое консультирование и диагностика Текст. : практическое руководство / JI.A. Венгер. — Ч. 1, 2. — М.: Генезис, 2007.

61. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья Текст. / В.В. Ветрова. -М., 2000.

62. Вилюнас , В.К. Психологические механизмы мотивации- человека Текст. / В.К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. — 286 с.

63. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности Текст. / А.Б. Воронцов. М.: Издатель А.И. Рассказов, 2002.

64. Вольваченко, А.Г. Социально-педагогический тренинг педагогического общения Текст. : методические рекомендации педагогам-психологам / А.Г. Вольваченко. Ростов-на-Дону: Изд-во ОблИУУ, 1995.- 19 с.

65. Воспитание гуманных чувств у детей Текст. / под ред. JI.H: Проколи-енко, В.К. Котырло . — Радянська школа, 1987. 175 с.

66. Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии Текст. / JI.C. Выготский. СПб.: Союз, 1999. — С. 224.

67. Выготский, JT.C. Проблема развития Текст. / JI.C. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. — Т. 4.

68. Выготский , JI.C. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок Текст. / JT.C. Выготский, А.Р. Лурия . М.: Пресс, 1993. -221 с.

69. Самооценка как метод изучения личности Текст. / Т.М. Габриял . -М., 1984.-44с.

70. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия Текст. / П.Я. Гальперин. СПб.: АО « СФЕРА », 1994. — 160 с.

71. Гиппенрейтер , Ю.Б. Сам или вместе Текст. / Ю.Б. Гиппенрейтер // Семья и школа. 1988. -№ 10. — С. 21-23.

72. Гиппенрейтер, Ю.Б. Конфликты сотрудничества Текст. /Ю.Б. Гип-пенрёйтер // Семья и школа. 1989. — № 12. — С. 22-23.

73. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Текст. / Ю.Б. Гиппенрейтер. М. : «МАСС-МЕДИА», 1995. — 240 с.

74. Гиппиус, C.B. Гимнастика чувств. Секреты развития психики Текст. / C.B. Гиппиус. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 352 с.

75. Горбачева, В.А. Роль оценки и самооценки у детей дошкольного возраста Текст. М.: Известия АПН РСФСР . — 1948. — № 18. — 34 с.

76. Давыдов, В.В. Виды обобщения в учении Текст. / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1972.

77. Давыдов, В.В. Проблема развивающего общения Текст. / В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986.

78. Давыдов, В.В. Психическое развитие младшего школьника Текст. / В.В. Давыдов. -М., 1990.- 81. Давыдов, B.B. Теория развивающего обучения Текст. / В.В. Давыдов. — М.: Интор, 1996.

79. Давыдов , В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности Текст. / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков , Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. — № 3. — С. 14-19.

80. Деркач , A.A. Акмеологические резервы творческого потенциала личности Текст. / A.A. Деркач. М., 2001.

81. Деркач , A.A. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития Текст. / A.A. Деркач, Э.В. Сайко // Мир психологии. 2008. — № 1. — С. 218-226.

82. Деркач , A.A. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза Текст. / A.A. Деркач, Э.В. Сайко // Мир психологии. 2007. — № 2. — С. 43-55.

83. Дидактика средней школы: некоторые проблемы дидактики Текст. / под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. — С. 192.

84. Доценко, E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита Текст. / E.JI. Доценко. СПб.: Речь, 2003.

85. Дубровина, И.В. О единстве обучения и воспитания младших школьников Текст. / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. 1978. — № 6. -С. 129-133.

86. Дубровина, М.В. Самооценка в речи детей младшего школьного возраста Текст. : автореф. канд. дис. . — психол. наук / М.В. Дубровина. -М., 1994.- 16 с.

87. Дусовицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. / А.К. Дусовицкий. -М.: Дом педагогики, 1996.

88. Ермолова , Т.В. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет Текст. / Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова , Н.И. Ганошенко // Вопросы психологии. 1999. -№ 1. — С. 50-60.

89. Зазыкин , B.B. Акмеологические проблемы профессионализма Текст. / В .Г. Зазыкин, А.П. Чернышов . М., 1993. — 48 с.

90. Зак, А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников Текст. / А.З. Зак // Вопросы психологии. — 1978. — № 2.

91. Запорожец, A.B. Развитие и восприятия и деятельность Текст. / A.B. Запорожец // Избр. психол. труды. М., 1986.

92. Захарова, A.B. Деятельностный подход к изучению самооценки Текст. / А.И. Захарова // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980

93. Захарова, A.B. Психология формирования самооценки Текст. / A.B. Захарова. Минск , 1993.

94. Захарова , A.B. Роль самооценки в формировании познавательной активности младшего школьника Текст. / A.B. Захарова, М. Мамоджа-нов // Новые исследования в психологии. — 1983. — № 1. — С. 28; № 2. — С. 25.

95. Захарова , A.B. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте Текст. / A.B. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Новые исследования в психологии. — 1981. — № 1. -С. 24; №2.-С. 25.

96. Захарова , A.B. Исследование самооценки младшего школьника Текст. / A.B. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. 1980. -№ 4. — С. 90-99.

97. Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний Текст. / Е.В. Зинько. Часть 1. Самооценка и ее параметры //

98. Психологический журнал. 2006. — Т. 27. — № 3. — С. 18-30.

99. Зинченко, В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания Текст. / В.П. Зинченко // Мир психологии. 1999. -№ 1. — С. 97-104.

100. Знаков , B.B. Самопознание субъекта Текст. / В.В. Знаков, Е.А. Пав-люченко // Психололический журнал. 2002. — Т. 23. — № 1. -С. 31-41.

101. Зотова, Н.Г. Формирование сферы личности педагога (на материале изучения псих.-пед. цикл, в физкультурном вузе) Текст. : дис. . канд. пед. наук / Н.Г. Зотова. Волгоград, 1998. — С. 84—85.

102. Изучение мотивации поведения детей и подростков Текст. / под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. -351 с.

103. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения Текст. / М.Н. Ильина. СПб.: Питер, 2004. — 205 с.

104. Юб.Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке Текст. / И.А. Ильницкая. М.: Знание, 1985. — 80 с.

105. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / И.С. Кон. М.: Полиздат. 1984. — 335 с.

106. Кон, И.С. Открытие Я Текст. / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -С. 367.

107. Козырев , А.К. О самоутверждении школьника Текст. / А.К.Козырев, H.A. Козырева // Духовная сфера деятельности человека : сборник научных статей. — Саратов, 2001.

108. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач) Текст. / Т.В. Кудрявцев. М., 1975.-С. 264.

109. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.

110. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст Текст. / Н.С. Лей-тес. М.: Педагогика, 1971. — С. 44.

111. Лейтес, Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности Текст. / Н.С. Лейтес // Проблемы дифференциальной психофизиологии. -М.: Педагогика, 1977. Т. 9 — С. 164-179.

112. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А.Н. Леонтьев. -М., 1972.

113. Липкина, А.И. Самооценка школьника Текст. / А.И. Липкина. М.: Знание, 1976. — № 2. — 64 с.

114. Липкина , А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности Текст. / А.И.Липкина, Л.Н. Рыбак . М., 1968.

115. Лисина, М.И. Влияние отношений с близкими взрослым на развитие ребенка раннего возраста Текст. / М.И. Лисина // Вопросы психологии. 1961. — № 3. — С. 117-124.

116. Лисина, М.И. О Механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни Текст. / М.И. Лисина // Вопросы психологии. 1978.-№5. -С. 73-78.

117. Лисина, М.И. Общение ребенка с взрослыми как деятельность Текст. / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: АПН ССР , 1974. — С. 3-24.

118. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка Текст. /

119. М.И. Лисина. — М.: Моск. психолого-социальный институт, 1997.

120. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения Текст. / М.И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986.

121. Лисина , М.И. Психология самопознания у дошкольников Текст. / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру . Кишинев, 1983.

122. Литова, С.Ю. Мотивационно-психологические факторы успеха Текст. / С.Ю. Литова. Йошкар-Ола, 1996.

123. Лурия, А.Р. Язык и сознание Текст. / А.Р. Лурия. М., 1979.

124. Люблинская, A.A. Учителю о психологии младшего школьника Текст. / A.A. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — С. 212-218.

125. Лютова , E.K. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Текст. / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина . СПб., 2001.

126. Маргун, B.C. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности Текст. / B.C. Маргун // Психологические методы. Л., 1976.

127. Маркова, А.К. Движущие силы личности Текст. / А.К. Маркова // Семья и школа. 1980. — № 9. — С. 28.

128. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М., 1972.

129. Мейли , Р. Структура личности Текст. / Р. Мейли // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса , Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. -Вып. 5.-С. 197-283.

130. Мерлин , B.C. Проблема экспериментальной психологии личности Текст. / B.C. Мерлин // Ученые записки Пермского пед. инситута. — Т.77 сп. XII. Пермь, 1970.

131. Мухина, B.C. Детская психология Текст. / B.C. Мухина. М., 1985.

132. Мухина, B.C. Психология дошкольника Текст. / B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1975.

133. Мясищев , В.Н. Психология отношений Текст. : Избранные психол. труды / В.Н. Мясищев; под ред. A.A. Бодалева. — М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО « МОДЭК », 1995. 356 с.

134. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1957. — № 5.

135. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных Текст. / А.Д. Наследов. -СПб.: Речь, 2004.

136. Наследов, А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках Текст. / А.Д. Наследов. СПб.: Питер, 2005.

137. Немов, P.C. Психология Текст. : учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / P.C. Немов. В 2 кн. — Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение; Владос, 1994. — 496 с.

138. Никандров, В.В. Метод моделирования в психологии Текст. : учеб. пособие / В.В. Никандров. — СПб.: Речь, 2003. 55 с.

139. Носова, Е.С. Влияние самооценки на развитие мотивации достижения успеха Текст. / Е.С. Носова. М., 2001.

140. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст. / Л.Ф. Обухова. М.: Триволта, 1995.-357 с.

141. Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста: научно-практические рекомендации Текст. / под ред. A.A. Аксенова. Коломна: КГПИ , 2004. — 189 с.

142. Орешкина, М.Ю. Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Текст. : дис. . канд. психол. наук / М.Ю. Орешкина. М., 2002.

143. Осницкий , А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности Текст. / А.К. Осницкий. М.: Знание, 1986.

144. Оценка без отметки Текст. / В.А. Миндарова, М.П. Романенко , Л.А. Суховершина, Н.Л. Табачникова, Г.А. Цукерман ; под редакцией Г.А. Цукерман. — Москва-Рига: Педагогический центр « Эксперимент », 1999.

145. Пантилеев , С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система Текст. / С.Р. Пантилеев. — М.: Издательство Московского университета, 1991.

146. Пантилеев , C.B. Методика исследования самоотношения Текст. / C.B. Пантилеев, В.В. Столин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XIV. Психология. 1989.-№ 1.

147. Передугов, Ф.И. Введение в системный анализ Текст. / Ф.И. Пере-дугов, Ф.П. Тарасенко . -М.: Высшая школа, 1989. 367 с.

148. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности Текст. / В.А. Петровский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С. 512.

149. Петрунек , В.П. Младший школьник Текст. / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран.-М., 1981.

150. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя Текст. / В.П. Петрушин. М.: Центр « Педагогический поиск », 2001. — 160 с.

151. Пиаже , Ж. Избр. психол. труды Текст. / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969.

152. Помощь родителям в воспитании детей / общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского; пер. с англ. -М.: Прогресс, 1992. 256 с.

153. Подольская, Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности Текст. / Е.А. Подольская. Харьков, 1991. — С. 52.

154. Прихожан , A.M., Толстых H.H. Оценивая себя Текст. / A.M. Прихожан, H.H. Толстых // Семья и школа. 1986. — № 8. — С. 20-21; № 12.- С. 24-26.

155. Психологическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование Текст. / под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1990. 160 с.

156. Розенова, М.И. Психология обучения и воспитания Текст. : учебное пособие / М.И. Розенова. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 176 с.

157. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. — 668 с.

158. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике Текст. / С.Я. Рубинштейн. М.: Медицина, 1970.-С. 216.

159. Савонько , Е.И. Возрастные особенности соотношения школьников на самооценку и на оценку другими людьми Текст. : автореферат канд. дис. . / Е.И. Савонько. М., 1970. — С. 23.

160. Савенков, А.И. Коллективное творчество младших школьников Текст. / А.И. Савенков. Ярославль, 2004.

161. Сартран, Г.А. Тренинг самостоятельности у детей Текст. / Г.А. Сар-тран. М.: ТЦ « Сфера », 2000 — 128 с.,

162. Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения Текст. / В.Ф. Сафин // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 62-72.

163. Селезнева, Е.В. Самоосуществление как акмеологическая категория Текст. / Е.В. Селезнева // Мир психологии. 2007. — № 2. -С. 192-202.

164. Семенова, Л.Э. Тендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста Текст. / Л.Э. Семенова // Вопросы психологии. — 2002. — № 6. С. 23-31.

165. Сергиенко, Е.А. Психология субъекта: поиски и решения Текст. / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. 2008. — Т. 29. — № 2. -С. 16-28.

166. Серебрякова, Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников Текст. : дис. . канд. психол. наук / Е.А. Серебрякова. — М., 1965.

167. Сериков, В.В. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В.В. Сериков. М.: Издательская Корпорация « Логос », 1999.-С. 206-218.

168. Сидоров, K.P. Самооценка в психологии Текст. / K.P. Сидоров // Мир психологии. 2006. -№ 2. — С. 224-233.

169. Сильвестру, А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников Текст. / А.И. Сильвестру // Исследования по проблемам возрастной и пед. психологии / под ред. М.И. Лисиной . М., 1980.-С. 119-139.

170. Славина, Л.И. Дети с аффективным поведением Текст. / Л.И. Славина.-М., 1966.

171. Слободчиков , В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте Текст. / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 25-36.

172. Слободчиков , В.И., Исаев И.Е. Основы общей психологической антропологии: психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. / В.И. Слободчиков, И.Е. Исаев . -М., 2000.

173. Слуцкий, В.М. Влияние оценки взрослого на формирование отношений к себе у детей Текст. : автореферат канд. дис. . / В.М. Слуцкий. -М., 1986.-С. 22.

174. Соколова, Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии Текст. / Е.Т. Соколова. -М., 1976.

175. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание Текст. / А.Г. Спиркин. -М., 1972.

176. Столин, В.В. Самосознание личности Текст. / В.В. Столин. -М., 1983.

177. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л.Д. Столя-ренко. -4-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 542 с.

178. Субботский , Е.В. От подражания — к независимости Текст. / Е.В. Субботский // Семья и школа. 1987. -№ 12. — С. 17-19.

179. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника Текст. / Н.Ф. Талызина. М., 1988.

180. Тульчинский, М.М. Особенности самооценки и уровня притязаний в позднем возрасте Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук / М.М. Тульчинский. М., 1996.

181. Турецкая, Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена Текст. / Г.В. Турецкая // Психологический журнал. 1998. — Т. 19.-№1.

182. Фельдштейн, Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе Текст. / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 1981. -№ 6. С. 36-46.

183. Фельдштейн, Д.И. Психологическое становление личности Текст. / Д.И. Фельдштейн. -М.: МПА , 1994. 192 с.

184. Фопель, К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего : практическое пособие Текст. / К. Фопель; пер. с нем. М.: Генезис, 1999.-256 с.

185. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Пер. с нем. / Практическое пособие для педагогов и психологов. — М., 2002.187. рейд, 3. Психология «Я» и защитные механизмы Текст. / 3. Фрейд. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С. 140.

186. Хайди, Кэдьюсон. Практикум по игровой психотерапии Текст. / Хай-ди Кэдьюсон, Чарлз Шеффер. СПб.: Питер, 2002. — 416 с.

187. Хеккаузен , X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хеккаузен. -М., 1986.

188. Хухлаева, О.В. Динамика структуры самосознания младшего школьника Текст. : автореф. канд. дис. / О.В. Хухлаева. М., 1990. -С. 22.

189. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Текст. / Г.А. Цукерман. М. — Рига, 2000.

190. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности Текст. / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1999. — № 6. — С. 3-18.

191. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки Текст. / Г. А. Цукерман. М.Рига, 1999.

192. Чамата , Г.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности Текст. / Г.Р. Чамата // Проблемы сознания. М., 1968.

193. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И.И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — С. 144.

194. Чеснова, И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного отношения подростка Текст. : автореф. канд. дис. . /И.Г. Чеснова. -М., 1985.

195. Чирков, В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция Текст. / В.И. Чирков // Вопросы психологии. — 1997. -№ 3. С. 102-111.

196. Шорохова, Е.В. Проблема «Я» и самосознание Текст. / Е.В. Шорохо-ва // Проблемы сознания. — М., 1966.

197. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. Текст. / Г.П. Щедровицкий. М., 2005.

198. Шериф, М. Анализ социальных ситуаций Текст. / М. Шериф // Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. — СПб. Питер, 2001. — С. 159-165

199. Щур, В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей Текст. / В.Г. Щур // Психология личности. -М, 1982.

200. Щурова, М.Ю. Противоречия школьного воспитания: семь проблем -семь решений Текст. / М.Ю. Щурова. М., 1998. — 95 с.

201. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений Текст. / К.Д. Ушинский. М., Л., 1984.

202. Эльконин, Д.Б. Детская психология Текст. / Д.Б. Эльконин. -М., 1960.

203. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1974. — С. 64.

204. Эргашева, J1.A. Как я оцениваю учебные достижения своих учеников Текст. / J1.A. Эргашева // Начальная школа. 2005. — № 3.

205. Юлдашева, С.М. Особенности проявления самооценки учащихся подростков Текст. / С.М. Юлдашева // Вопросы психологии. — 1966. — № 4. С. 87-93.

206. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. —1. C. 14-16.

207. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей Текст. / С.Г. Якобсон. М., 1984.

208. Brewer, М. В. Self-evaluation effects of inter-personal versus intergroup social comparison / M. B. Brewer, J. G. Weber // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. — Vol. 66, № 2. — P. 268-275.

209. Chang L. et al. Subjective overachievement in American and Chinese college students // J. Cross-cultural Psychol. 2004. — V. 35. — № 2. -P.152-173.

210. Cheng, S. K. Relationships among life stress, problem solving, self-esteem, and dysphoria in Hong Kong adolescents: test of a model / S. K. Cheng,

211. D. J. Lam // Journal of Social and Clinical Psychology. 1997. — Vol. 16, №3.-P. 343-355.

212. Cicchetti, D., Toth Sh. Perspectives on research in developmental psycho-pathology // Handbook of Child Psychol. V. 4. — N. Y., 1998. -P. 479-583.

213. Cohen, J., Westhues, A.A comparison of self-esteem, school achievement and friends between inter-country adoptees and their siblings// Early Child Devel. 1995. V. 106. P. 205-224.

214. Gordon, W. Synectics. New York, 1961.

215. Kovar, L.C. V/asted Lives: A Study of Children in mental Hospital and their Families. M. Y., 1979. P. 1-27.

216. Liberska, H. Development of intellectual efficacy in young people and its conditioning // Abstracts osf the VII Eur. conf. on devel. psuchol. Krakow, Jugellonian Univ. Aug. 23-27,1995.

217. ПА1АЕ1А. TWENTIETH WORLD CONGRESS OF PHILOSOPHY. Philosophy Educating Humanity Философия в воспитании человечества. PROGRAM. Copley Place. Boston, Massachusetts USA/10-16 august, 1998.

Захарова психология формирования самооценки