Методика самооценки дембо-рубинштейн для младших школьников

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  • здоровье;
  • ум, способности;
  • характер;
  • авторитет у сверстников;
  • умение многое делать своими руками, умелые руки;
  • внешность;
  • уверенность в себе.
  • На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

    Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

    Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

    Обработка и интерпретация результатов

    Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

  • По каждой из шести шкал определить:
    • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
    • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
    • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
    • Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
    • Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

      Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

      В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

      Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

      Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников

      Особенности социального поведения детей-учащихся начального звена.
      Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. В этот период происходит усвоение моральных и поведенческих норм, формирование отношений в коллективе. От этого этапа зависит уровень интеллекта и личности.

      Особенности социального поведения детей младшего

      Ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, запускается процесс сравнения себя с другими, желание быть лучше других, приходит осознание необходимости обучения, подчинения системе обучения, правилам поведения, чувство ответственности за их нарушение. Дети этого возраста ясно понимают смысл этих норм и правил и готовы к их выполнению. Взрослым и учителям необходимо быть очень бдительными, чтобы не упустить шанс своевременно использовать эту готовность. Он не должен бояться наказания за неисполнение правил, он должен понять необходимость их исполнения. Здесь большая роль отводится учителю и родителям. Им необходимо разъяснить ребенку о важности таких качеств как дисциплинированность, организованность и негативные последствия нерадивости и разболтанности.

      Постановка требований к ребенку должна всегда сопровождаться контролем выполнения этих требований ребенком. У учителя должны быть хорошо отработанные приемы контроля и поощрения исполнительности и обязательного реагирования на несоблюдение и неисполнение норм и правил. Иначе у ребенка сложится ощущение, что неукоснительное и обязательное соблюдение норм и правил вовсе необязательно и что это просто прихоть взрослых.

      Отношение ребенка к правилам поведения неоднозначно. Он пытается разобраться, какие бывают правила, какие бывают меры наказания за те или иные провинности, каким образом можно избежать наказания или как отличиться, чтобы достичь высшей похвалы от учителя или родителя.

      Социальная ситуация ребенка меняется, как только он выходит за рамки семьи. Круг знакомых расширяется, в жизнь ребенка вторгаются новые лица — как взрослые, так и ровесники, со своими привычками, со своим микроклиматом. Дети в этом возрасте доверчиво подчиняются авторитету взрослых, их требованиям. Они стараются копировать их манеры, поведение, рассуждения. Ребенок начинает внимательно следить за поведением окружающих его детей, такое поведение сопровождается сильным эмоциональным напряжением, чувством страха, испуга и смятения. Оказавшись в новой для него ситуации, ребенок замечает за собой несвойственное для себя поведение, он одновременно прислушивается к себе и пытается осмыслить происходящее. Для этого периода характерно конформное поведение, когда ребенок неосознанно следует за другими, вместе со всеми тянет руку на уроках, хотя вовсе не готов к ответу.

      С началом процесса совместного обучения устанавливаются контакты с одноклассниками, это чаще всего сосед по парте, ребенок со схожими интересами. В ходе установления взаимоотношений с одноклассниками, у ребенка обнаруживаются подлинные индивидуальные особенности. Сравнивая себя с другими, ребенок пытается дать себе оценку.

      Самооценка формируется через самопознание. Самооценка является неотъемлемым компонентом самопознания, то есть осознания своей значимости, своих способностей, физических сил, поступков, отношения к окружению. Самооценка формирует дальнейшее отношение ребенка к себе, в свою очередь, это влияет на его поведение в обществе. На самооценку влияют критичность, требовательность к себе и окружающим.
      В период обучения в начальной школе у детей формируется самооценка.

      При этом у них выявляются все виды самооценок:

      • адекватно-устойчивая;
      • завышенно-устойчивая;
      • неустойчивая (неадекватно завышенная либо заниженная).

      Обладающие адекватной самооценкой дети общительны, находчивы, бодры, активны. Адекватно оценивая свои возможности они выбирают соответствующие задачи, хорошо справившись с трудной задачей — они берутся за более сложные, тем самым повышая свою самооценку.

      Правильная оценка своих возможностей и способностей, вера в собственные силы характеризует детей с завышенной самооценкой. Как правило, это максимально самостоятельные дети. Им присущи такие черты личности как чрезмерная самоуверенность, бестактность, высокомерие, снобизм. Дети с неадекватно — заниженной самооценкой резко отличаются от остальных. Это робкие, неуверенные в себе школьники. Чаще всего такие дети будут избегать различного рода трудностей, в силу своей неуверенности. Если таких детей не поощрять и не подбадривать, то их них вырастают замкнутые, неуверенные в себе люди.

      Развитию психических процессов способствует учебная деятельность в начальных классах. Ученики начальных классов отличаются жаждой познания окружающего мира, любознательностью, здоровым любопытством. В этот период у них ярко выражена эмоциональность восприятия. С возрастом у ребенка этот процесс становится целенаправленным и управляемым. Ученики начальных классов, не прилагая усилий, запоминают все новое, так как у них сильно развито непроизвольное внимание.

      Импульсивность, общая недостаточность воли – отличительная черта характера детей этого возраста. На данном этапе большое влияние на ребенка имеет коллектив. Участие в общественной жизни школы, в коллективных мероприятиях закладывают основу коллективистских отношений.

      Методика «Дембо-Рубинштейн»

      Методика — это исследование самооценки. Методика отображает разное отношение между двумя структурами личности: «Реальным Я» и «Идеальным Я». Качество этого отношения влияет на самооценку человека. Большая разница между «Реальным Я» и «Идеальным Я» указывают на человека с заниженной самооценкой. Равное соотношение «Реального Я» и «Идеального Я» дает адекватную самооценку. Человек, считающий себя идеальным, имеет завышенную самооценку.

    • Цель Методики: определить степень сформированности самооценки учащегося.
    • Возраст испытуемого: 6-7 лет
    • Форма: беседа
    • Перед ребенком лист бумаги, где изображены четыре круга, с нумерацией от 1 до 4. Ребенку разъясняется ситуация: «Дети твоего класса заняли эти круги».

      1. Круг под №1 заняли успешные дети, которые никогда не ошибаются, все знают, у них всегда готовы ответы на все вопросы, они все умеют, хорошо себя ведут.
      2. В круг под №2 собрались дети, у которых не все получается, они могут ошибаться, что-то не знать, иногда могут неправильно себя повести.
      3. В круг под №3 вошли дети, не совсем успешные, у которых мало что получается. Они могут дать ответ лишь на самые простые вопросы, они нередко выслушивают замечания, часто не выполняют задания.
      4. В круг под №4 встали дети с плохим поведением, они редко отвечают на поставленные вопросы, не выполняют задания, много ошибаются, часто выслушивают замечания.

      Какой из этих кругов ты бы занял и почему?

      Как правило, дети, с завышенной самооценкой, занимают круг под №1, №2 или №3 — с адекватной, №4 — с заниженной. Уровни сформированности самооценки налицо.
      Учителю важно в процессе общения с ребенком учитывать его самооценку. Для того чтобы на стадии формирования личности, когда самооценка поддается воздействию и ее можно изменить, благоприятное воздействие учителя принесет хорошие плоды в становлении и развитии личных качеств.

      Вместо заключения

      Верная самооценка способствует успешной реализации человека, помогает правильно определить цели в жизни, самоутвердиться. Поэтому очень важно помочь ребенку в период развития сознания помочь выявить скрытые возможности, утвердиться, помочь верно оценить себя и свои возможности. Ведь нередко неверное представление о себе приводит к срывам, депрессии и болезням.

      Методика самооценки дембо-рубинштейн для младших школьников

      Представим данные таблицы графически в виде гистограммы.

      Рис. 7. Гистограмма количественных характеристик уровня притязаний и самооценки у девочек

      Рис. 8. Гистограмма количественных характеристик уровня притязаний и самооценки у мальчиков

      Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

      Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

      Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

      Рис. 9. График уровня самооценки средних значений девочек и мальчиков по методике «Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан»

      Представленные данные нам наглядно показывают, что у мальчиков преобладают такие шкалы, как «Характер, авторитет и умелые руки», тогда как у девочек на 1 месте «Внешность», затем «Характер и авторитет»

      Результаты исследования показали высокий уровень самооценки у учащихся по всем шести шкалам. Они могут адекватно сравнивают себя с другими людьми, сопоставляют свои качества с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Они высоко оценивают себя, свою личность, более уверены в себе, в своих способностях. Становление самооценки связано с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно — мотивационной роли [20 c. 135].

      Для мальчиков высокая самооценка связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности — самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.

      Отличия между мальчиками и девочками в содержательных характеристиках, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для мальчиков, большую значимость, чем для девочек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

      Диагностика самооценки

      Рассмотрение методов изучения личности и психологических тестов, используемых для оценки персонала. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и ее интерпретация. Проведение тестирования и анализ результатов.

      Подобные документы

      Общее понятие, виды и параметры самооценки. Особенности развития самооценки в онтогенезе. Исследование уровня самооценки у юношей с помощью методики самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан и методики самооценки личности Будасси.

      курсовая работа, добавлен 02.06.2014

      История изучения самосознания подростков. Самосознание и самооценка как сознание самости. Особенности подросткового развития. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин).

      дипломная работа, добавлен 22.03.2011

      Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки, критерии ее формирования. Межполовые и возрастные особенности самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн и А.И. Липкиной. Тест «Оцени себя сам» и «Справлюсь или нет?».

      курсовая работа, добавлен 16.02.2011

      Характеристика методики проведения теста Дембо-Рубинштейн. Описание 4 обязательных шкал: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Процесс интерпретации результатов. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеевым, главные особенности.

      реферат, добавлен 04.03.2013

      Рассмотрение методик, позволяющих выявить уровень самооценки детей младшего школьного возраста. Исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан. Исследование социального поведения детей младшего школьного возраста.

      курсовая работа, добавлен 04.12.2015

      Направления и принципы исследовательской работы студента в период психолого-педагогической практики. Схема изучения личности школьника. Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Тест школьной тревожности Филипса.

      учебное пособие, добавлен 29.05.2015

      Особенности влияния темперамента младшего школьника на поведение в конфликтной ситуации. Проявление темперамента у младших школьников. Игровые методы разрешения конфликтов. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

      дипломная работа, добавлен 06.01.2011

      Экспресс-методика анализа особенностей характера человека. Метод Дембо-Рубинштейн, его специфика, направления и отличия. Изучение особенностей самооценки. Жизненная стратегия, позиция и базовое поведение в межличностном общении. Исследование личности.

      практическая работа, добавлен 16.12.2013

      Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры. Взаимосвязь самосознания и самооценки личности. Экспериментальное исследование развития самооценки студентов с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси и методики Дембо-Рубинштейн.

      курсовая работа, добавлен 12.01.2011

      Сущность самооценки и её роль в младшем школьном возрасте, развитие межличностных отношений. Характеристика методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, специфика социометрического теста Дж. Морено. Связь между показателями межличностных отношений.

      дипломная работа, добавлен 28.05.2017

      Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

      Дата публикации: 18.12.2015 2015-12-18

      Статья просмотрена: 567 раз

      Библиографическое описание:

      Шилова А. А. Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1050-1053. — URL https://moluch.ru/archive/104/24422/ (дата обращения: 02.10.2018).

      Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас cталкиваются с рядом проблем, вызванных различными негативными факторами: неустойчивым экономическим положением, ростом преступности, зависимостью от алкоголизма или от каких-либо других наркотических средств, жестоким обращением в семье и т. д.

      Детское восприятие зачительно отличается от взрослого. Иногда сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно травмировать и расстроить маленького человечка. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить все ту боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

      В современной психологии дается ряд определений термину «трудная жизненная ситуация». Так педагог Н. Ф. Басов под трудной жизненной ситуацией понимает ситуацию, нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которое он не может преодолеть самостоятельно [4].

      По мнению Л. С. Выготского трудная жизненная ситуация — это не субъект и внешние обстоятельства жизни, воздействующие на него, а человек, находящийся внутри ситуации и оценивающий, интерпретирующий, понимающий ее как трудную для себя.

      В трудах И. Е. Холостовой трудная жизненная ситуация трактуется, как ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов.

      Необходимо подчеркнуть, что трудная жизненная ситуация влияет на формирование самооценки ребенка. Учеными доказано, что между самооценкой ребенка и сплоченностью семьи, вовлеченностью в его жизнь родителей существует прямая зависимость [2. с.31].

      По мнению А. А. Белана, самооценка — это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст [3, с.41].

      Психолог Л. В. Бороздина утверждает, что ребенок в младшем школьном возрасте еще не способен к полноценной самооценке и имеет тенденцию переносить на себя оценочные суждения. [1, с.62]. Отсюда следует, что основным критерием самооценки младшего школьника является отношение окружающих к нему. Не получая должной заботы и внимания от родителей, наблюдая за конфликтами в семье, ребенок ищет причины именно в себе, и, ощущая негативное или безразличное отношение, начинает чувствовать себя изгоем, неудачником, переживает большое психологическое напряжение, а это, в свою очередь, приводит к снижению самооценки и уверенности в себе и своих силах. Для успешного развития ребенка и его совершенствования необходимо формировать у него адекватную самооценку.

      Для изучения самооценки младших школьников на базе ГКУСО ВО «Владимирского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» было проведено эмпирическое исследование, выборка которого составила 20 детей.

      В качестве инструментария использовался ряд методик:

      1) методика исследования самооценки Дембо-Рубенштейн;

      2) методика исследования самооценки В. Г. Щур «Лесенка»;

      3) методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте;

      4) методика на определение эмоционального уровня самооценки, автор А. В. Захарова;

      5) тест на определение самооценки из методического пособия Л. С. Бочкаревой.

      Результаты, полученные после интерпретации исследования по методике Дембо-Рубенштейн представлены на рис.1.

      Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у детей данной выборки преобладает заниженная самооценка, в особенности по шкалам уверенности в себе (60 %) и отношение к своей внешности (55 %).

      Рис. 1. Результаты методики Дембо-Рубенштейн

      Анализируя результаты методики «Лесенка», представленные на рис.2, мы видим, что дети с завышенной и заниженной самооценкой находятся на одном уровне (30 %), но при этом у 60 % детей наблюдается несовпадение их оценки себя самих с отношением, по их мнению, окружающих к ним. Из них 40 % считают, что о них думают хуже, чем они сами о себе. 20 % детей думают, что их переоценивают. Такие результаты говорят об эмоциональном неблагополучии у детей младшего школьного возраста.

      Рис. 2. Результаты методики «Лесенка»

      Методика А. М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя» показала, что количества детей с заниженной самооценкой значительно много (40 %). Однако, у 45 % диагностируемых наблюдается адекватная самооценка (рис.3). Тем не менее, результаты исследования свидетельствуют о наличии психических переживаний у детей, что сказывается на эмоционально-ценностном отношении их к себе и своей самооценки.

      Рис. 3. Результаты методики «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте

      На следующем этапе исследования самооценки использовалась методика

      А. В. Захаровой на определение эмоционального уровня самооценки.

      По итогам данной методики можно сделать вывод о том, что существует тенденция к заниженной самооценке (35 %), но при этом количество детей с адекватной превалирует (45 %), это мы можем видеть на рис. 4.

      Рис. 4. Результаты методики А. В. Захаровой

      Следующим тестом для выявления уровня самооценки является методическое пособие Л. С. Бочкаревой «Как стать уверенным».

      Результаты теста показывают, что у детей младшего школьного возраста преобладает низкая самооценка (40 %).

      Рис. 5. Результаты теста на определение самооценки Л. С. Бочкаревой

      Подводя итоги по результатам всех проведенных методик, можно сделать вывод о том, что существует тенденция к заниженной самооценки у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Результаты исследования показали, что количества детей с адекватной самооценкой — 40 %, но у 25 % она является неустойчивой, также было выявлено 20 % детей с завышенной самооценкой, из которых 15 % — с устойчивой завышенной. Важным моментом является то, что большой процент детей исследуемой группы (40 %) имеет заниженный уровень самооценки. Такие дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокритичность.

      Для здорового развития таких детей и их дальнейшей успешной жизнедеятельности необходимо с раннего возраста воспитывать у них адекватную самооценку к себе. Дети, которые не получают полноценного развития в семье, нуждаются в этом как никто другой.

      Для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, была составлена программа, в которой использовались такие приемы как беседа, проективные рисунки, игры, этюды, упражнения. Перечисленные приемы были направлены на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уровня уверенности в себе и свои силы, развитие способности видеть в себе «хорошее», формирование коммуникативных навыков. Программа состояла из 12 занятий, общее время реализации программы составило 8 недель.

      По завершению работы у детей были сформированы доверительные отношения, был понижен общий уровень тревожности, налажены коммуникативные способности, а также повышена активность и уверенность детей в своих силах.

      Для проверки результативности программы было проведено итоговое тестирование с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте.

      Результаты вторичных проведенных методик показали, что уровень детей с адекватной самооценкой резко вырос. У 35 % детей самооценка перестала быть заниженной, из них у 25 % сформировалась устойчивая адекватная самооценка.

      Контрольный этап данного исследования показал, что работа по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет результативна, если программа будет состоять из мероприятий, направленных на снижение уровня эмоционального напряжения у детей; формирование доверительных отношений в группе; повышение уверенности детей в себе и своих силах; формирование коммуникативных навыков.

      Таким образом, самооценка детей формируется с момента осознания себя. Ее формирование зависит от того в каком социальном окружении находится ребенок, и какое участие в его жизни принимают взрослые.

    • Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я-концепцией// Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология, — № 1. — 2011. — С. 54–65.
    • Белоборыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 31–38. ISSN 0042–8841
    • Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие / Молчанова О. Н. — М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2010. — 392с.
    • Пронина, А. Н. Самооценка и её значение в процессе социализации ииндивидуализации детей-сирот дошкольного возраста // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Научный потенциал мира — 2008». — Т. 4. Педагогические науки, — 2008. — С.109–120.
    • Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с. ISBN 5–305–00089–0.
    • Формирование смысложизненных ориентаций личности — фактор профилактики социальных отклонений молодёжи/ Под общ. Ред. В. А. Попова. — Владимир: ВГПУ, 2008. — 260 с. ISBN 978–5-87846–612–7
    • Методика самооценки дембо-рубинштейн для младших школьников