Формирование навыков самооценки учащихся

Статья по теме:
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Выступление на МО

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов Дубовик Е.В.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Контроль и оценка составляют
основу успешности обучения.
С.Т.Шацкий

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи.»Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, — что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения .

Самоконтроль – психологический термин. Умение контролировать собственные действия и эмоции. В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка как ребёнка к самому себе.

Самооценка , оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые учитель может использовать на уроках.
— На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
— При изучении букв, в конце урока предлагать детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.
— Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
— Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
— Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.
Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я предпочитаю словесную самооценку. –Как ты работал на уроке? –За что ты можешь себя похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах . Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения . Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс — I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ — ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

— ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

— ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

— — ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:

— не скупиться на похвалу

— хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

— «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

— ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

— «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

— формула «опять ты НЕ…» — верный способ выращивания неудачника.

— учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки .

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.

— За безотметочным обучением будущее

— Происходит реальное развитие оценочных умений

— Снижается уровень общей и учебной тревожности

— Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения

— Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта .

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, — что рациональнее всего в нач.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.

Рассматриваются некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые я использую на уроках.

Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника.

В работе обобщён педагогический опыт по теме «Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников», представлены фрагменты уроков.

Статья «Опыт создания системы формирования навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников»

Железнякова Мария Ивановна

учитель начальных классов

Школа-лицей № 2 г. Костаная

« Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо»

Современное развитие общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой цели необходимо развивать у учащихся способности к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей. Успешность решения данной задачи существенно зависит от сформированности у учащихся навыка самоконтроля и самооценки своих действий в контрольно-оценочной деятельности. В практике педагогической работы существенной проблемой является отсутствие целостной системы формирования навыков самооценки и самоконтроля. Понятно, что решить проблему содействия становлению критически мыслящего ученика, способного учить самого себя и саморазвиваться, невозможно внесением лишь отдельных приёмов в область рефлексивной деятельности. Достичь целей образования можно, создав целостную систему, в которой будут определены содержание, формы, техники и приёмы контрольно-оценочной деятельности ученика на уроке. Самоконтроль и самооценка являются отдельными учебными действиями. Сформированность этих действий у школьников в первые 4 года обучения даст им возможность на последующих этапах образования самостоятельно ставить и решать не только учебные, но и личностно значимые социальные задачи, такие как: -организация собственной учебно-познавательной деятельности; -самореализация в учебной и внеучебной деятельности. На протяжении трёх лет работы в классе создана система формирования самоконтроля и самооценки у младших школьников. Система основана на понимании ведущей деятельности учащихся начальных классов. 1 класс. На данном этапе ведущей для учащихся становится учебная деятельность. Любое выполненное учебное действие в первом классе требует оценки. Ребёнок должен знать, что он умеет, чего не умеет, над чем предстоит поработать. Его надо вооружить такими умениями, как умение выделять критерии оценки и их фиксировать, проводить пошаговый контроль, задавать «умные» вопросы, проводить самостоятельную коррекцию выявленных недостатков, высказывать свою точку зрения при оценивании сверстников. Предметом самоконтроля и самооценки со стороны учащихся в первом классе могут являться: -собственное самочувствие на уроке; -собственные учебные действия на основе заданного эталона; -действия одноклассников. Как показала практика нашей работы, следующие техники и приёмы действий самоконтроля и самооценки наиболее приемлемы и оптимальны для первоклассников: -добрые ладошки; -домик; -светофор; -задания- ловушки; -сопоставление своих действий с образцом; -составление задач, подобных данной; -классификация по способу решения задач; -работа с карточками для устного сообщения; -составление кластеров; -техника «Паучок»; -жесты согласия и несогласия; Применение данных приёмов и техник самоконтроля и самооценки позволило научить первоклассников самостоятельно ставить цели работы на уроке, овладевать механизмами самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия с учителем и сверстниками в индивидуальной и парной работе, способствовало развитию критического мышления детей, формированию адекватного отношения к оценке и отметке через словесную оценку и введение оценочных листов. 2-3 класс. Основная деятельность на этом этапе: формирование и становление личности школьника, как субъекта коллективной деятельности. На этом этапе на первый план выходят способы действий учащихся, все оценки достижений каждого ребёнка рассматриваются в динамике по отношению к собственным достижениям на предыдущей стадии обучения. Применение индивидуальных оценочных листов в системе помогает учащимся самостоятельно выделять и классифицировать ошибки, анализировать результат своей деятельности, отслеживать развитие и динамику качества обученности по изучаемой теме. Важным условием учебной успешности выступает работа в парах и группах. Поэтому, предметом самоконтроля, самооценки и взаимооценки на данном этапе являются: -отдельные учебные операции, входящие в состав способа действий; -создание алгоритмов и работа по ним в различных условиях; -соотнесение результатов решения задачи с её условием; -овладение различными техниками работы с текстом и техниками запоминания информации; -анализ проблем и трудностей, возникших в ходе выполнения заданий, в том числе и в групповой работе. Основными приемами и техниками самоконтроля, самооценки и взаимооценки учащихся являются: -дерево предсказаний «Хочу», «Могу»; -составление карточек-помощников; -умные вопросы; -софизмы (провокации на ложный путь решения задачи); -техники запоминания: группировка, пиктограммы, схематизация, ключевые слова, работа с текстом; -критерии оценки, разработанные совместно с одноклассниками. Такая система самоконтроля и взаимооценивания направлена на достижение качественного результата. Учащиеся с удовольствием работают на уроках, не боятся высказать свое мнение, учатся отстаивать свою точку зрения в диалоге, умеют самостоятельно добывать новую информацию и применять её в различных ситуациях в учебной и внеучебной деятельности, выполнять работу в группах и парах. К окончанию третьего класса прослеживается положительная динамика развития навыков самооценки и самоконтроля. 4 класс. На рассматриваемой стадии обучения наиболее эффективным средством становится разноуровневое обучение и учебное сотрудничество в группах. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика сочетается с групповой учебной работой. Предметом самооценки и самоконтроля становятся собственные учебные действия при разноуровневом сотрудничестве в группе и паре. Это: -рефлексивный контроль за применением известных способов в нестандартных, новых ситуациях; -создание ключа- образца для проверки работы, характеристика ошибок и выдвижении гипотезы об их причинах; -разработка критериев оценки. На данном этапе основной техникой самооценки является ученическое портфолио. Это способ анализа способностей ученика, основанный на подборке его работ, который учитывает результаты, достигнутые ребенком в различных видах деятельности (учебной, творческой, индивидуальной), способствует участию каждого ребенка в оценке своей собственной работы, закладывает основу для многосторонней оценки общей работы ребенка. Использование ученического портфолио и других техник (таблицы ЗХУ, синквейн, пазлы, работа с опорными словами , и.т. д.) обеспечивает воспитание таких качеств личности, как настойчивость, аккуратность, самостоятельность, уверенность в себе. Таким образом, к окончанию начальной школы при использовании предложенных нами техник у учащихся будет завершено формирование навыков самоконтроля и самооценки, сформирован устойчивый познавательный интерес к учению в процессе индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Сформированность навыков самооценки и самоконтроля в начальной школе является важным этапом в подготовке учеников к обучению в средней школе.

  1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования РК.
  2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности- М.:Знание, 1981.
  3. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. – СПб.: Речь, 2007. – 119 с;
  4. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979.
  5. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Формирование навыков самооценки учащихся

Полежака Лариса Николаевна

«Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен…

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость»

Особенность первоклассников состоит в том, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать эмоции и поступки. Умение контролировать эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом.

Поэтому именно с 1 класса следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

С этой целью и вводится безотметочное обучение. Важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.

Безотметочное оценивание опирается на следующие принципы:

— самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Сначала должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

— оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки. Ребёнок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Например, уровень подготовки у первоклассников разный: одни дети только учатся читать (для них прочитать самостоятельно слоги уже достижение), другие же могут прочитать слова, а некоторые — целое стихотворение, причём с выражением. Поэтому практикую для оценивания задания на выбор. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

— содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. То есть ребёнка этому ещё нужно научить. На первых этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся — контроля для своих действий (а не просто достижение результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, сравнив с образцом и оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
При изучении букв и цифр, предлагаю детям выбрать самую правильную букву и жёлтым карандашом нарисовать корону, «выбрать королеву» и стараться, чтобы все буквы или цифры впоследствии были на неё максимально похожи. Важно также проанализировать вместе с детьми, почему не получились другие буквы.

При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулирую словесную оценку, показываю удовлетворение от успехов ученика: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься». Но обрати внимание на … ; «Отлично! Ты пишешь очень красиво» Только помни о наклоне письменных букв (Для этого следи, чтобы тетрадь всегда лежала под наклоном) и т. д.; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать». Обязательно нужно сначала похвалить ребёнка, отметить его успехи, то, что у него получатся очень хорошо, но потом указать, над чем нужно поработать, чтобы в следующий раз получилось ещё лучше.

Такая словесная оценка важна на всех этапах обучения.

В рамках новых ФГОС, наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе, гораздо важнее, чтобы ребенок самостоятельно научился их добывать, применять, анализировать свою деятельность. Поэтому одной из важных задач считаю формирование умения у ребенка давать самостоятельную оценку своих умений, способностей.

С этой целью использую РОМАШКУ УСПЕХА. Дети на каждый день рисуют в блокнотах ромашку из 8 лепестков. В течение дня фиксируют свои успехи, разукрашивая лепестки в зелёный, желтый и красный цвет в соответствии с качеством выполненных заданий. Следует отметить, что способствовало успеху («Почему твой лепесток зелёного цвета, как тебе удалось добиться успеха?)» и обязательно указать на причину неудачи, если лепесток красного цвета («Над чем нужно поработать?») Если лепесток жёлтого цвета, выяснить, что вызвало трудности в выполнении задания. (Например, плохое знание состава числа 7. Ребёнок делает вывод, что повторив состав числа 7, ему удастся в дальнейшем избежать ошибки). Мы даже записываем возле лепестка причину неудач.

Используем также СВЕТОФОРЧИКИ УСПЕХА. Ими тоже сигнализируем правильность выполнения отдельных заданий. При этом учитель и одноклассники имеют возможность корректировать оценку, объяснить своё несогласие с самооценкой товарища. Например, прошу оценить свою работу в группе. Вот здесь ребята иногда не соглашаются, при этом указывая на ошибки товарища. Таким образом, учимся взаимооценке. Здесь важно, чтобы ребята понимали, что оценивается не личность, а выполненное ими задание и понимали, над чем нужно поработать, чтобы достичь успеха в дальнейшем.

Начинаю с самой простой – парной работы. Знакомимся с правилами общения: тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Именно в такой совместной деятельности дети начинают обращать внимание на самого себя – оценивать свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

При оценивании работ в тетради часто использую приём «Лесенка» или «Волшебная линеечка». Ученики на ступеньках ЛЕСЕНКИ отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька — требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЕЧКА. На полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.

Это лишь некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать на уроках.

Важным моментом самооценки первоклассников становится заполнение «Листа достижений» на уроках закрепления и обобщения предметных результатов. Метод «Самооценка» заключается в том, что дети имеют возможность определить границы своего знания или незнания, а также отметить те вопросы, к которым действительно им хочется стремиться и которые они хотели бы больше изучить.

ЛИСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ и самооценка по предметам показывают динамику обучения учащегося. Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.

В системе оценивания учитываем следующие правила:

· обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ;

· обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ученика;

· оценивание только работы ученика, а не его самого.

Я также практикую словесную самооценку.

· Как ты работал на уроке?

· За что ты можешь себя похвалить?

· Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Научить учеников самостоятельно оценивать свой труд – главная задача учителя, так как формирование самооценки, а именно адекватной — залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

В своей работе частично использую принципы безотметочного оценивания, разработанные Г. А. Цукерман:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания первоклассников я выбираю только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания.

2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. В первом классе я стараюсь учить ребёнка видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

  • оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Лесенки», «Волшебных линеечек» и т.д.
  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку. Формирование умения оценивать собственные учебные действия связано с решением всех проблемных, творческих заданий. При обдумывании таких заданий ученик ставит цель, планирует, рассуждает, анализирует, рефлексирует. В результате ребенок приобретает опыт, необходимый для выполнения проектно-исследовательской деятельности. Безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой, оценивать свои успехи с выделением своих трудностей, определять личные достижения в учебной и внеурочной деятельности.

Формирование навыков самооценки и самоконтроля младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Самооценка меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне, как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку, для этого ищу методы и пути, для того, чтобы помочь ребёнку в развитии дифференцированно и адекватно контролирова

Карташова Валентина Федоровна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина

Формирование навыков самооценки и самоконтроля младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Формирование самооценки начинается с оценки своих возможностей и принятия решения: «Смогу выполнить самостоятельно; необходима помощь; не смогу выполнить».

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих.

Предметом оценки является задание, которое ученик выбирает сам или предлагает учитель. Выбираются критерии оценки, даются индивидуальные рекомендации по решению возникшей проблемы. Ученик может обратиться за помощью к учителю, к ученику-консультанту, который успешно справляется с заданием. При формировании самооценки в 1 классе я ребятам говорю, что наши цветные карандаши «волшебные». Они нам помогут достигнуть успеха. Дети с удовольствием выражают свои мысли и чувства цветом.

Для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие приемы:

«Прогностическая оценка»

оценка своих возможностей для решения той или иной задачи. При выполнении самостоятельного задания по определенному критерию ученик оценивает свою работу выбранным знаком. Если уверен в правильности выполнения — зеленый кружок, если сомневается — красный. Затем работу проверяет (сравнивает с эталоном) и рядом ставит еще один кружок. Таким образом, ученик после проверки подтвердил правильность выполнения задания, допустил ошибки, сомневался в правильности, но увидел, что работа выполнена верно.

«Оценочные круги»

В 1 классе на уроках чтения вводятся оценочные круги, которые дети делят на 3 части, оценивая правильность, выразительность, громкость чтения. Цветовые комбинации оценки могут быть разными, в зависимости от качества чтения ребёнка. В 1 классе особенно важно научить читать громко, чтобы все смогли объективно оценить чтение своего товарища. В дальнейшем, оценивая выразительность чтения, вводятся новые критерии: интонация (логические паузы, логическое ударение, смена темпа чтения) и драматизация (инсценирование).

«Светофор»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется «Светофор».

В 1 классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях.

-ЗЕЛЕНЫЙ — хочу и могу знать, мне интересно знать, можно двигаться дальше;

-ЖЕЛТЫЙ — я готов работать, но мне не все удается, мне иногда нужна помощь;

-КРАСНЫЙ — я себя плохо чувствую, не понимаю задания, мне нужна помощь. Можно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения.

«Волшебные линеечки»

Удобным инструментом для дифференцированной оценки оказался прием описанный Г. А. Цукерман. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. Оценка ученика предшествует оценке учителя. Такая оценка: -позволяет ребенку увидеть свой успех; удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке показывает продвижение в изучаемом материале; -не допускает сравнения детей друг с другом (оценочная линеечка только в собственной тетради). Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей я хвалю (вне зависимости от того низко или высоко ребенок оценил свою работу). Эти ребята умеют делать трудное, но важное дело — оценивать себя самостоятельно.

Особую заботу вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребенку следует проявить больше внимания: не критиковать (в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи.

Ученики, оценивающие себя выше, чем учитель, нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой пропущено 3 буквы?, 5 букв?, написано без ошибок?

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

«Многоступенчатый выбор»

Данный прием позволяет ученику оценить свои возможности путем свободного, многоступенчатого поиска.

  • Выбери для себя конверт с заданиями по определенной теме; 2.Выбери те задания, которые ты сможешь решить;
  • 3.Выбери задания наиболее трудные для тебя, наиболее легкие, самые интересные;

  • Выбери те задания, за которые учитель положительно оценит тебя;
  • Придумай сам задания для ребят из числа трудных, интересных, понравившихся.
  • «Лист успехов ученика»

    Для объективного и систематического оценивания продуктов практической деятельности. Фиксация достижения планируемых личностных метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи по обучению грамоте» — дети заполняют таблицу цветным карандашом. Например: списывание с печатного текста. Дети оценивают свою работу так: ЗЕЛЕНЫЙ — молодец, ЖЕЛТЫЙ — хорошо, СИНИЙ — постарайся. «Лист успехов ученика» заполняется так же по математике, окружающему миру. В конце учебного года можно по цветам оценить успехи первоклассников.

    Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах. Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе, оценить свои умения, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

    Самооценка меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне, как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку, для этого ищу методы и пути, для того, чтобы помочь ребёнку в развитии дифференцированно и адекватно контролировать собственные учебные действия, самооценку и взаимооценку его «успеха».

    Список использованной литературы:

  • Контроль и оценка в начальной школе «Начальная школа»./ Виноградова Н. Ф. — №15, 2006
  • Оценка без отметки./Цукерман Г.А.- Москва-Рига: П «Эксперимент», 1999.
  • Педагогика школы: новый стандарт./ Воронов В.В. — М.,2012
  • Теория развивающего обучения./ Давыдов В.В. — М., 2009
  • Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие/. Ларина А. Б. — Калининград, 2011
  • Материал по теме «Формирование навыков самоконтроля и самооценки, как важный фактор повышения качества образования младших школьников»

    Описание разработки

    В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоя-тельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без формирования у него самооценки (СО)и самоконтроля (СК ), которые являются частью фундамента для дальнейшего успешного образования в современной школе.

    Самоконтроль и самооценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения.

    Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.

    «Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?»

    Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале.

    1. Предварительный : проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

    2. Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

    3. Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания).

    — Предварительный, упреждающий или прогнозирующий контроль проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

    — Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

    — Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания).

    Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.

    -Над чем работали?

    -Что надо было сделать?

    Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала.

    Самоконтроль как свойство личности приобретается в процессе развития.

    Так в 1классе дети учатся:

    -сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

    -воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

    Во 2 классе ученикам предлагается:

    -сравнивать промежуточный результат с эталоном;

    -перечислять последовательность действий и операций контроля;

    -осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

    В 3 классе ученики тренируются в:

    -сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

    -составлении проверочных заданий для самоконтроля;

    -выполнении действий по инструкции с ограничениями;

    -составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя;

    В 4 классе школьники упражняются в:

    -сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

    -самопроверке по плану с отсутствующими (неопределёнными) звеньями;

    Полную информацию смотрите в файле.

    Содержимое разработки

    «Формирование навыков самоконтроля и самооценки, как важный фактор повышения качества образования младших школьников»

    Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения. С.Т.Шацкий

    В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоя-тельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без формирования у него самооценки ( СО ) и самоконтроля ( СК ) , которые являются частью фундамента для дальнейшего успешного образования в современной школе.

    СО и СК — важнейшие личностные качества школьника, позволяющие контролировать и оценивать собственную деятельность с точки зрения социальных норм и строить на их основе своё поведение. Поэтому необходимо начинать формирование действий СК и СО с первого года обучения ребёнка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят механизмы действия СК и СО, будет зависеть их дальнейшее обучение.

    Самоконтроль и самооценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения.

    «Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?»

    Остановимся на видах самоконтроля.

    1.Предварительный : проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

    2.Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

    3.Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания).

    Назначение контроля: предварительный контроль проверяет исходное состояние к выполнению задания, к решению задач

    Процессуальный контроль может быть в устной форме и в письменной форме.

    Назначение: обеспечить произвольность внимания и оперативное видение ошибки.

    Так в 1классе дети учатся:

    -выполнять действия по развёрнутой инструкции;

    -осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

    -использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем;

    Во 2 классе ученикам предлагается:

    -выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

    -участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям;

    В 3 классе ученики тренируются в:

    -коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

    -самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

    В 4 классе школьники упражняются в:

    -определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;

    -выполнении действий по общим инструкциям;

    -целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога;

    Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников: формирование положительной мотивации к самоконтролю;

    В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

    При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

    В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

    Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности.

    Обучающая функция — заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.

    Стимулирующая функция — стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

    Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

    Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

    Аналитическая функция — связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

    Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной — залог успешности ученика.
    Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

    — что нужно оценивать;

    — какие формы оценок существуют.

    Самооценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
    Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя.

    Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. Самооценка должна предшество-вать учительской оценке.

    СК и СО складываются под воздействием определённого жизненного опыта, являются результатами переживаний человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретном случае, делать выводы, строить на их основе свою дальнейшую деятельность.

    С учебной точки зрения педагог должен в каждом ученике просматривать одну из четырёх стадий формирования у младших школьников СК и СО:

    1. Отсутствие всякого СК и СО. Не усвоив материал, ребёнок не может ничего контролировать. Для работы с таким учеником имеется необходимость в полном внешнем контроле.

    2. Полный самоконтроль. Ребёнок сам проверяет полноту и правильность своих действий. Эти действия выполняются очень быстро и немедленно, но после указания на ошибку со стороны, полностью исчезает необходимость во внешнем контроле.

    3. Выборочный самоконтроль. Ученик работает только над главным, не обращая внимания на мелкие задания, в которых порой закладывается главное.

    4. Видимый контроль. Дети работают по принципу: «Я это знаю!» «Я это уже делал!» опираясь на свой прошлый опыт.

    В формировании у учеников СК и СО педагог должен оказывать ребёнку индивидуальную помощь, полностью владея информацией о том, что данный ребёнок знает, что он может в конкретной ситуации, на что он вообще способен.

    Целенаправленная работа педагога по формированию и развитию умений СК и СО младших школьников позволяет к концу начальной школы сформировать у детей адекватное оценивание выполненных заданий. Конечно, остаются затруднения в отдельных вопросах построения своей работы, но они исчерпывают себя по мере взросления, приобретения жизненного опыта, направляющих действий старших наставников. И уже на фоне сформированных качеств СК и СО идёт их дальнейшее развитие.

    . Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

    Современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности

    учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.

    — А.Б.Ларина « Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников»;

    — Е. Г. Фирсина, Н. П. Мурзина «Формирование СК и СО у младших школьников»;

    — Е. В. Ишмаметьева «Развитие самооценки в младшем школьном возрасте»

    Формирование навыков самооценки учащихся