Как общаться с ребёнком еще в животе

Как общаться с малышом до его рождения?

Для малыша, который находится у вас под сердцем очень важно, чувствовать и ощущать, что вы его любите, принимаете и ждете его появления. Общаясь с малышом с первых недель беременности, вы даете ему понять это. Естественно, общение с будущим малышом важно и родителям, потому что оно является подготовительным этапом к встрече с деткой после рождения. Благодаря общению с крохой, вы сможете привыкнуть к нему, научиться его понимать. Это поможет вам быстрее адаптироваться к новой роли мамы после рождения малыша.

Тихая радость

Условно, чудное время беременности можно разделить на два периода, первый период – «тихая радость». Мама пока не чувствует шевелений малыша, и тем не менее настроение приподнятое, она живет ожиданием великого чуда. Уже в этот период женщина может общаться с малышом – разговаривать, рассказывать ему о том, как его ждут и любят родители. Начиная с 4-ой недели, малыш на гормональном уровне «переживает» эмоциональное состояния своей мамы, ведь оно передается биохимическим путем через пуповину с помощью многих химических веществ. В момент, когда вы рассказываете что-то крохе, он становится особенно восприимчивым — так на него влияют «переданные» от мамы гормоны.

Интересно то, что реакция мамы на окружающий мир, также является средством общения с крошечным жителем «пузика». Вот, например, когда будущая мама смотрит на что-то прекрасное, то у нее возникает ощущение этой красоты, которое, как мы уже знаем, на гормональном уровне передается ребенку. Многие мамы замечают, что им начинает нравиться то, на что раньше они могли не обращать внимание. Вот как мамы это описывают:

Света М., 12 нед. беременности «Хочется слушать классическую музыку, хотя раньше не любила, и плакать. полюбила мелодраматические фильмы».

Илона К., 10 нед. беременности «Первый раз в жизни пожалела, что в доме нет кошки. Хочется иметь неторопливую и пушистую компаньонку. Мне кажется, что мурчащая возле живота кошка должна очень понравиться и малышу».

Ольга Ф., 14 нед. беременности «Постоянное желание что-то читать, перечитала кучу классики, наверное, он хочет быть умненьким. Иногда, очень хочется рисовать, я сажусь и делаю это».

В этот же период можно подключать музыкальное общение. Не смотря на то, что детка начинает слышать только к 8-му месяцу, он уже в первом триместре способен воспринимать звуковую вибрацию, а точнее — голос поющей мамочки. По своим частотным характеристикам он гораздо богаче, чем во время обычного разговора. Доктор медицинских наук, профессор Лазарев М.Л. считает, что материнский голос – это камертон, по которому настраивается аппарат мировосприятия ребенка. Чем богаче будут интонации материнского голоса, тем богаче будет его мировосприятие. Причем, она может петь и в случае, если совсем не умеет этого делать, и даже если ее голос кажется некрасивым, поскольку для ребенка мамочкины голосовые вибрации являются чудесными вибрациями жизни. Так что если вы любите петь – пойте! Причем не обязательно детские песенки и колыбельные, можно петь все что угодно, важно, чтобы вы получали от пения удовольствие.

Особенно привлекательно для малыша, если мама в добавление к пению владеет и гитарой. Корпус гитары как раз прислоняется к животу и вибрация гитары передается и детке. Сколько впечатлений!

Совместная деятельность

Второй период беременности, разительно отличается от первого. Ведь в первом периоде общение (по ощущениям мамы) носит скорее односторонний характер, ведь малыш еще слишком мал, чтобы явно дать понять маме (толкнуть ножкой, например), что он ее хорошо понимает.
А вот второй период начинается как раз с того момента, как мама ощутила первое движение малыша. Обычно, это происходит не раньше пятнадцатой — двадцатой недели, поскольку каждая женщина индивидуально начинает чувствовать первые движения своего крохи. Итак, эта «парочка» перешла на новую ступень общения!

Подросший малыш много двигается в лоне мамы. Наталкиваясь на стенки матки, он начинает ощущать границу своего «домика». А мы-то с вами знаем, что эта граница принадлежит не только миру ребенка, но и миру матери, потому что она чувствует, что в какие-то моменты малыш затихает, а в какие-то начинает активно двигаться. И вот именно с этого первого «толчка» крохи, начинается их «совместная деятельность». Их общение переходит на более качественный уровень, ведь теперь малыш может своим движением давать маме обратную связь.

Первое время пока движения малыша не очень явные, женщина может их пропускать или игнорировать – это тоже реакция, которую воспринимает малыш. Но с каждым днем шевеление малыша становиться все заметнее и вот реакция мамы начинает изменяться.

Она начинает объяснять для себя те, или иные движения. В какой-то момент ей кажется, что малышу что-то не нравится, поэтому движения более резкие, а в другое время активное шевеление объясняет тем, что малыш озорничает. А что же малыш? Тут работает все тот же гормональный передатчик — если мамины объяснение шевеления хорошее, с положительной эмоциональной окраской, то кроха чувствует радость вместе с мамой. Если же мама чем-то огорчена, то и кроха испытывает стресс. Вот так они постоянно и обмениваются своими «впечатлениями».
С этого момента мама может начинать пробовать использовать еще один способ общения – гапотномию (контакт через прикосновение). Можно использовать разного рода поглаживания, легкие похлопывания, при этом хорошо было бы подбадривать малыша.

Можно пробовать поиграть с крошкой. Вот вы удобно устроились за чашкой чая, а кроха выпятил вам свою ручку или ножку, попробуйте ухватить ее. Получилось? А можно просто постукивать по тому месту, где толкается детка. Приговаривайте малышу разные приятные слова. Если ему понравится такая игра, то он будет периодически выходить на «связь».
Как раз о таком общении рассказывает Оксана: «Месяце на седьмом мы с малышом получали огромное удовольствие от вечернего общения. Я устраивалась полусидя в кровати и оголяла наше «пузико». Несколько минут я лежала в предвкушении нашей вечерней игры, немного поглаживая живот по кругу. И вот оно! Мой животик начинал ходить ходуном, как будто детешка там кувыркался. Со стороны на нас было смешно смотреть! Ох, сколько было эмоций!»

На протяжении двух последних месяцев беременности, ребеночек, как мы знаем, уже способен слышать. Теперь ваше говорение, обращенное к малышу, он воспринимает и ушками. Детка слышит папу и голоса всех людей, которые находятся рядом с беременной женщиной.
Все также важна эмоциональная окраска звуков, которые слышит мама. Известен такой случай, когда будущей маме приходилось общаться с родственницей, которую она недолюбливала. Понятно, чтобы не обидеть ее, беременная женщина сдерживалась и продолжала с ней общаться, но внутри у нее все бушевало от эмоций. И вот, когда малыш родился, и родственница все также навещала новоиспеченную маму, малыш всегда, как только слышал ее голос, начинал плакать.

Отсюда мораль – избегайте неприятного общения во время беременности или хотя бы сократите его до минимума.

Да и музыкальное общение с деткой можно разнообразить. Однако, если мы хотим, чтобы малыш услышал звуки, идущие извне, надо сопоставлять их со звуками, раздающимися внутри организма матери. Оказывается, когда исследователи поместили микрофоны в матку овцы, они были поражены высоким уровнем шума!

Для малыша наиболее предпочтительна классическая музыка. Австрийские ученые Шурц и Киттельман своими исследованиями показали удивительную связь успокаивающей или возбуждающей музыки и движений внутриутробного малыша. Л.Бетховен и И.Брамс его волнуют, действуют на него возбуждающе. Музыка В.А.Моцарта, А.Вивальди успокаивает малышей, а музыка И.С.Баха заставляет малыша замирать. А вот низкочастотные и ритмичные звуки менее любимы и малыш может даже вас хорошенько «попинать», давая понять, что эта музыка ему не нравится и пора ее переключить.

Также не стоит приучать малыша к музыке, минуя мамино восприятие, то есть устраивать прослушивание музыки, прислоняя к животу наушники. В этом случае малыш будет лишен эталона в виде маминой эмоциональной реакции. Попытки тренировать сенсорные системы крохи, могут привести к возникновению у него внутриутробного стресса.

Мы видим, что мамочки могут общаются со своим ребенком посредством голоса, песен, но кроме этого, возможно общение в движении: «Движение в танцевальном ритме тоже может быть полезным для развития кинестетической чувствительности внутриутробного малыша, которая в дальнейшем станет основой чувства равновесия. Но кроме всего этого, пение и танцы — огромное удовольствие, а об удовольствии нельзя забывать, оно может быть только полезным для беременности», — пишет Мишель Оден.

С папой будем общаться?

Понятное дело, что будущий папа с замиранием сердца следит за ростом «пузика» и ему тоже хочется «поговорить с ним по душам». Можно начинать общение с малышом с того момента, когда движения детки можно ощутить прикосновением руки к животику. Наиболее удачным способом общения будет гаптономия и говорение с «пузиком». А если вы владеете каким-то музыкальным инструментом, то вы сможете устраивать для своих домочадцев вечера живой музыки! Главное, чтобы мама была настроена положительно, тогда малыш будет запоминать добрые и яркие эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Так что будьте внимательны к настроению будущей мамочки!

Замечено, что будущие папы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт.

Итак, важно, чтобы мама следовала своей интуиции и зову сердца в общении с крошкой. Вы можете пробовать любой из перечисленных выше способов общения, самое главное, чтобы это общение было вам в радость, чтобы вы получали удовольствие от него. Не делайте его «обязаловкой», не составляйте расписаний – сегодня у нас музыкальное общение, завтра гаптономия, а в третий день – просмотр картин в галерее. Лучшее в этом деле – спонтанность. Общайтесь на здоровье!

Как «воспитывать» ребенка еще до его рождения?


Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. С конца 70-х г.г. ХХ века о еще нерожденном ребенке стали активно говорить как о человеке. Ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» — это тоже давно известно. Поэтому сегодня будущие родители большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом, другие воспитание ребенка до рождения воспринимают как важную задачу.
Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку.

1. Развеем мифы и заблуждения.

А) Если Вы планируете развивать у еще нерожденного малыша интеллект, умственные способности или талант к чему-либо – выбросьте это из головы. Это невозможно. В силу сугубо физиологических условий. Что Вы действительно можете развивать – это эмоциональную чувствительность дитя, то есть стимулировать его органы чувств. Что, в свою очередь, и станет фундаментом успешного развития способностей малыша в будущем.
Поэтому не стоит пытаться учить ребенка в утробе алфавиту или «знакомить» его с таблицей умножения.

Б) Если Вы думаете, что маленький человечек в состоянии понимать смысл посылаемой ему речевой информации, то Вы однозначно переоцениваете его возможности. Чтобы понимать смысл речи, нужно знать значения слов (если Вам доводилось бывать в иноязычной среде без переводчика, вы догадаетесь, что я имею в виду).
Поэтому наивно думать, что, слушая сказку про репку, малыш в состоянии понять ее сюжет: он не имеет никакого представления ни о том, что такое «репка», кто такой «дед» и что означает «тянут-потянут, вытянуть не могут».
А вот ритмику, тембр и интонацию, которые присутствуют в Вашем голосе при чтении сказки, малыш улавливает отлично. На уровне вибраций. И если эти вибрации ему приятны, он действительно от сказки испытает настоящее удовольствие именно как от способа Вашего общения с ним.

В) Если «внутриутробное воспитание» своего малыша Вы превратите в работу, где четко расписан план по дням и «должностные обязанности» звучат как «прослушивание музыки», «чтение поэзии» и «ритмичные поглаживания живота», то польза от такого занятия будет невелика. Находясь в животе у мамы, ребенок воспринимает происходящее на уровне эмоций.
Довольна мама – доволен малыш. Мама грустит – грустит и дитя.
Поэтому механическое выполнение «плана развивающих мероприятий» без теплого и сердечного эмоционального сопровождения, когда это не «от души», а потому что «так модно», не принесет желаемых результатов.
Для дитя будет лучше даже если мама и вовсе ничего «специального» для него делать не будет, но при этом постарается окружить будущего малыша атмосферой безграничной любви к нему и радости ожидания.

Г) Если и предыдущий пункт мама доводит до абсурда и старается полностью исключить из своей жизни неприятные эмоции, желая оградить малыша от стрессов, это так же не сослужит ему доброй службы.
Ведь мы говорим, что в утробе матери ребенок получает свой первый эмоциональный опыт. А любой опыт всегда состоит как из приятных моментов, так и не очень. Если же мама «рафинирует» эмоциональную среду ребенка, искусственно исключит разнообразие эмоций, то он недополучит нужные представления о разных сторонах и проявлениях жизни, будет не готов к возможным стрессам.

Но, естественно, маме следует стремиться к преобладанию позитивных эмоций. Просто не стоит панически реагировать на любое возникновение во время беременности нерадужного настроения и не укорять себя за это.

2. Поговорим о том, как общаться с малышом.

А) Не превращайте его в средство своей самореализации.
Старайтесь удержаться от соблазна планировать его будущие успехи: говорить по-английски в 1 год, в 2 уже читать, а в 4 лучше всех цитировать классиков. Он будет одаренным, если вы просто дадите ему шанс прожить 9 внутриутробных месяцев и все его раннее детство в счастливой, жизнерадостной, доверительной атмосфере, снабжая информацией 5 органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух).

Б) Разговаривайте с ним.
Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца. Это касается не только мамы, но и папы.

В) Пойте ему.
Даже если Вы не в восторге от своих вокальных способностей. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Г) Слушайте музыку.
Не животу наушники одевайте, а слушайте сами. Малыш узнает, что нравится Вам, а Вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы у деток разные, однако учеными обнаружена закономерность, что малыши больше любят структурированные мелодии (Вивальди, Моцарт, народная музыка, детские песни), не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Познакомьте дитя со своими любимыми композициями и исполнителями – возможно, они придутся по вкусу и ему. Следует избегать резких и агрессивных, тяжелых музыкальных жанров.

Д) Двигайтесь.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка.

Е) Читайте вслух.
Это могут быть ваши любимые стихи или проза, детские сказки, потешки и т.д. Как уже говорилось выше, делайте акцент на тембре и интонации, ритмике голоса. Важна эмоциональная атмосфера при таком чтении – нужно, чтобы Вы сами получали от этого удовольствие, были настроены на занятие, а не выполняли это ради какой-то формальности, «гуляя» мыслями где-то далеко при этом.

Ж) Прикасайтесь.
Поглаживания животика и ответные толчки малыша станут первыми прообразами Вашего диалога с малышом. Таким способом Вы можете не только проявлять ласку и любовь, но и «играть» с ребенком, «успокаивать» его, если слишком уж резвится. Очень полезно подключать к этому процессу и будущего отца.

З) Просто любите его всем сердцем – лучшего «воспитания» еще никто не придумал!

«С ребенком нужно общаться, когда он еще живет в мамином животике»

«С ребенком нужно общаться, когда он еще живет в мамином животике»

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Мое имя – Марина. Я работаю финансистом. Мне 29 лет. Я замужем, дочь 2,5 года. Впервые я познакомилась с М.Е. Литваком на семинаре в 1997 году. Каких-то серьезных проблем в себе я тогда еще не видела, но впервые мне стала интересна философия. Гораздо позже я начала читать таких философов, как Сенека, Соломон, Эпиктет, Шопенгауэр и др.»

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Вы не удивляйтесь. О детях здесь тоже будет, но несколько позже. Я все же рекомендую дочитать до конца ее письмо. Это ее отчет за несколько лет работы над собой.

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Как-то после этого семинара я стала заниматься все реже, вышла замуж и вместе с мужем попала в огромную яму под названием «Секта».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Так часто бывает, когда человек приходит на занятия из любопытства, а не для решения какой-то конкретной проблемы. Но и я оплошал. Не смог ее заинтересовать реальной жизнью.

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «То время, которое я там провела, мне кажется, что я и не жила вовсе. Все же природа дала мне огромное стремление к жизни, и через 9 месяцев я решила выйти оттуда. Оказалось, что сделать это очень сложно».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. А вот от нас уйти очень просто, дорогой мой читатель. Возьмите и закройте эту книгу и идите по своим делам. И с наших занятий можете уйти в любую минуту. Хотя мы этому рады не будем, более того, будем огорчены. Но самое главное – это ваше благополучие. Если вам с нами плохо, уходите – и побыстрее. А если сомневаетесь, то лучше и не приходите к нам, не читайте наших книг. Ведь тогда и во время семинара, и при чтении книг ваша душа будет в другом месте. Ну и идите туда. Не должна душа отделяться от тела.

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Я занималась у психолога по методике М.Е. Литвака. Было чувство, что я выбираюсь из могилы. Осенью 1999 года я уже пришла на семинар Литвака с проблемами. И эти проблемы нужно было решать. Сначала я злилась на свое окружение, на жизнь за то, что так влипла. Когда я поняла, почему это произошло, стала злиться на себя. К тому же после осмысления всего произошедшего у меня появился иммунитет к толпе, группировкам и к навязыванию чужого мнения. Сложным для меня было (да и сейчас еще иногда бывает) менять саму себя, свое поведение».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Да, это сложно, но возможно. Изменить же другого человека так же невозможно, как и изобрести вечный двигатель. И времени даже на это тратить не нужно.

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Как легко обвинять всех вокруг, ссылаться на обстоятельства, когда у тебя что-то не получается! И как поразительно быстро можно вернуться к своему прежнему мышлению, поведению – к тому, что в течение 20–25 лет жило в нас! Тяжело выводить эти психологические «шлаки» из себя! И если потом, после чистки, начинаешь опять вести неправильный образ жизни, то опять засоряешься. И через это я тоже прошла – занимаешься, бросаешь и опять оказываешься в полном дерьме. Потом выбираешься из него, а ведь можно было обойтись и без этих ям! Это не только сохраняет мои физические и моральные силы, это еще и деньги сберегает»!

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Это и моя проблема! Не знаю, как объяснить моим подопечным, что психологической подготовкой нужно заниматься так же регулярно, как умыванием, чисткой зубов, физической культурой…. Но, к сожалению, только в несчастье или в болезни человек начинает вести правильный образ жизни. А как только выбирается из ямы, так сразу становится на тот путь, который привел его к падению в яму или к болезни.

Мне иногда кажется, что многие люди живут до сих пор только потому, что периодически с ними случаются несчастья или тяжелые заболевания. Но неужели это так необходимо?! Как убедить человека, что психологической подготовкой нужно заниматься всю жизнь? Не обязательно ходить в баню. Можно дома принять ванну. Но мыться обязательно.

Не обязательно посещать психолога. Но психологической подготовкой заниматься обязательно. Еще Христос указал нам путь к благополучию, когда велел нам заботиться о своей душе, а остальное все приложится. Я только уточнил, что значит заботиться о своей душе – это обеспечить личностный рост. Стать профессионалом экстра-класса. И ведь действительно, остальное все само собой приложится.

Продолжим чтение письма.

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Мне самой на семинарах очень интересно, но в то же время все еще бывает тяжело. Сначала нужно было решать проблемы с родителями, с мужем и его родственниками. Теперь уже все другое. Действительно, решились одни проблемы, появились другие – связанные с работой, со своим профессиональным ростом. С самого начала своей трудовой деятельности я старалась добиться мастерства на любом участке работы, но все равно рабочие проблемы возникли. Оказалось, что я совсем мало знаю об управлении! Оказалось, что мало того, что я просто хорошо выполняю свою работу, нужно еще и с руководством уметь общаться правильно! И если я пока еще не руководитель, прежде всего я хотела бы стать хорошим «солдатом». И я ничего не знала о происходящих процессах в группах. Если раньше я как-то была недовольна своим руководством, то сейчас я понимаю и ценю то положительное, что мое начальство для меня сделало. Улучшились отношения с мужем, и в 2001 году у нас родилась дочь».

Удовольствие от того, что я довел до белого каления своего начальника или своего родителя, как-то смягчает перец огорчения. И вообще, если у вас пища пересолена или переперчена, не надо выбрасывать мясо в мусорную корзину – добавьте еще немножко мяса. И тогда вы будете спокойно к этому относиться.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Вот она, настоящая подготовка к рождению ребенка – налаживание отношений с мужем и на работе, чтобы можно было спокойно вынашивать ребенка. Ведь семья – самое сложное предприятие. Почему же, когда люди строят семью, они не учитывают те обстоятельства, которые учитывают при создании предприятия – экономические, финансовые, психологические, физиологические, генетические, форсмажорные. Ведь в семье приходится играть очень много ролей: воспитателя, финансиста, судьи, экономиста, строителя, прачки, кухарки, слесаря-сантехника, психолога-психотерапевта и пр. А поскольку предприятия по названием «СЕМЬЯ» плохо рассчитаны и организуются безо всяких на то оснований, на авось, которые многие называют любовью, то именно эти предприятия распадаются чаще всего. Но здесь мои подопечные к рождению ребенка специально готовились. Молодцы!

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Во время беременности я два раза была на семинарах у М. Е. Литвака. На последнем семинаре у меня было уже 38 недель беременности. Тогда у меня была одна главная проблема: плод лежал в ягодичном положении. Врачи уже предупредили, что, возможно, будут роды путем кесарева сечения. Я же хотела рожать естественным путем. Семинар начался в понедельник. И в этот день я проговаривала свою проблему, как-то мы все вместе говорили с нашим ребенком. Помню, что в этот день в моем животе все переворачивалось. Я думала, что это все от того нового, что я узнаю на семинаре».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Мы и впрямь с ребенком говорили. У нас разработана техника общения с ребенком, когда он находится еще в животе у матери.

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Во вторник я пошла на прием к врачу. Врач-гинеколог, заведующая отделением, сначала даже не поверила, что плод встал в правильное положение – головой вниз! Ведь так долго наш ребенок был в ягодичном положении!»

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Вот ради этих слов я и публикую это письмо. Как вы думаете, я доложил этот факт медицинской общественности? Конечно нет! Меня бы затюкали, как это было не раз, когда я хотел поделиться своим опытом даже тогда, когда была убедительная статистика. А здесь – это единичный факт, и связывать его с психологической работой будет слишком смело. Может быть, здесь действовали какие-то другие факторы. В общем, будем накапливать материал.

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Меня даже направили на УЗИ. Подтвердили! Я благодарна Михаилу Ефимовичу и всем присутствующим на том семинаре за поддержку, от которой моя умница-дочка все сделала так, как надо, и я смогла родить сама, без операции».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Конечно, мне приятна эта благодарность, я признателен Марине, но как ученый я не могу принять ее на свой счет. Но вот ее успехи в развитии отношений на работе и в семье – совсем другое дело. Здесь есть доля моего участия. Но все основное сделала она сама. За это я ей очень признателен. Ведь она подтвердила правильность некоторых моих гипотез.

СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА. «Сейчас дочери 2,5 года. Сложно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Как матери мне сложно дать объективную оценку развития дочки. Мне нравится, что уже сейчас она говорит, что хочет стать доктором, что сама заработает деньги и купит себе машину, что уже сейчас говорит, что хочет зарабатывать деньги и спрашивает как можно заработать. Такое от маленького ребенка я слышу впервые. Конечно, бывают у меня промахи в воспитании. Как только расслабляешься, забываешься, так сразу начинаешь вести себя со своим ребенком так, как вели себя со мной мои родители. Очень помогает то, что мы с мужем придерживаемся единой стратегии в воспитании: если я сама не вижу своей ошибки, то он видит со стороны. За все эти годы, что я занимаюсь по методике Литвака, я поняла одно – работать над собой нужно постоянно! Свое мышление нужно так оттачивать, чтобы я, уже долго не думая, быстро принимала правильные решения для себя! Свое тело, свой мозг нужно тренировать постоянно. Только при таких условиях можно достичь своих личных и профессиональных вершин. А для этого, по моему мнению, нужно набраться смелости быть честным прежде всего перед самим собой! Как поется в детской песне: «Тот, кто честен, тот и смел, тот и есть волшебник!»

Чаще гладьте живот будущей матери

В настоящее время активно разрабатывается пренатальное воспитание плода. Эта новая проблема является хорошо забытой, и не просто старой, а, пожалуй, древней проблемой. Система «тай-кье» — пренатальное воспитание плода на протяжении всего срока беременности — существовала еще в Древнем Китае, а в Древней Индии контроль плода и воздействие на него начиналось с 3-го месяца беременности и включало словесное и музыкальное воспитание. О том, как родить здорового, счастливого ребенка, рассказывает заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской медицинской академии Владимир Трошин.

В настоящее время активно разрабатывается пренатальное воспитание плода. Эта новая проблема является хорошо забытой, и не просто старой, а, пожалуй, древней проблемой. Система «тай-кье» — пренатальное воспитание плода на протяжении всего срока беременности — существовала еще в Древнем Китае, а в Древней Индии контроль плода и воздействие на него начиналось с 3-го месяца беременности и включало словесное и музыкальное воспитание. О том, как родить здорового, счастливого ребенка, рассказывает заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской медицинской академии Владимир ТРОШИН.

К ТРЕТЬЕМУ месяцу внутриутробного развития у нерожденного ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов. Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся работать совместно под руководством главного компьютера, управляющего жизнедеятельностью человека, — его мозга.

Каждая новая жизнь уникальна

ЕЩЕ недавно мы были уверены в том, что в утробе матери ребенок развивается только физически, а его духовно-психологическое формирование начинается лишь после рождения. Между тем за последние 25 лет появилось множество научных данных, свидетельствующих о том, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциональное развитие человека идет параллельно.

Каждый человек уникален с момента зачатия. Полагают, что в генетической памяти записаны не только биологические, но и духовно-психологические события предыдущих поколений. Кроме того, родители, которые дают жизнь новому человеку, уникальны сами по себе по состоянию здоровья и уровню интеллекта. Наряду с этим во время зачатия соединились только один из миллиона сперматозоидов и лишь одна из тысяч яйцеклеток, уникальные по своей структуре. Это произошло в определенном месте Земли, при уже неповторимом стоянии Луны и планет, состоянии электромагнитного поля, солнечной активности и многих других факторов, которые в таком сочетании никогда больше не повторятся. Вот почему мы должны с достаточным уважением относиться к любой развивающейся жизни, к способностям и возможностям каждого человека.

До недавнего времени врачи жили со знанием, что плод глух и нем, что он ничего не видит и не ощущает, не имеет ни памяти, ни мышления. Мы жили с представлением о том, что матка — замкнутое пространство, куда не проникают ни свет, ни звук, а плацента — мощный барьер, не пропускающий вредные вещества (алкоголь, наркотики, никотин, кофе, лекарства). Учитывая все, мы могли позволить себе вести себя как хотим, без учета того, что неродившийся ребенок может что-то чувствовать, переживать, что уже идет формирование его характера. Вместе с тем сегодня новые методы исследований позволили ученым заглянуть в полость матки, «прийти в гости» к неродившемуся ребенку, сфотографировать его, заснять на видеопленку и в течение длительного времени наблюдать жизнь человека до рождения.

В настоящее время неврологи и психологи пришли к выводу, что характер человека фактически формируется внутриутробно, а после рождения идет лишь корректировка. При этом родители часто не замечают, что ребенок демонстрирует им их же черты. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был добрым, любил вас, тянулся к знаниям, необходимо самим проявлять эти качества во время беременности и после рождения.

С приближением сроков родов у женщин усиливается тревога, что может привести к нарушению нормального развития родовой деятельности, при котором требуется применение различных лекарств или оперативное родоразрешение. Кроме того, страх, испытываемый матерью в течение беременности, улавливается ребенком, и, как показали исследования зарубежных психоаналитиков, сохраняется в памяти человека на долгие годы, проявляясь в виде различных отклонений в его физическом и психическом здоровье.

Роль отца во время внутриутробного развития ребенка также очень важна. Во-первых, он дал ребенку генетический материал и фактически заложил, в равной мере как мать, его будущие возможности. Во-вторых, отец проявляет свое отношение к ребенку через отношение к матери, через свою любовь к ней. Необходимо, однако, иметь в виду, что он должен быть искренним. Ведь кроме вербального канала передачи информации — слова, существуют еще взгляд, интонация, прикосновение, которые невозможно подделать.

Формирование физического здоровья ребенка

ОДНИМ из важнейших моментов в формировании физического здоровья является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что «наше здоровье — в нашем позвоночнике». Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.

Возраст 6-7 лет — это критический период в жизни ребенка, когда заканчивает свое становление большинство физиологических функций.

Второй важный (тоже «критический») период в жизни ребенка — это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем.

Особого внимания заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационными воздействиями пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция. Девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди.

Мама — первая вселенная ребенка

СЕЙЧАС не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, «играет» пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама — это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психологической точки зрения. В качестве примера можно привести тот факт, что вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери. Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы.

Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге «Микропсихоанализ» высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал «внутриутробной войной», которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку.

Человек — существо парадоксальное

ИНТЕГРАТИВНАЯ психологическая модель беременности структурно включает в себя критический и два стабильных периода: каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога):

— кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития — отделение оплодотворенной клетки от организма матери метафорически;

— стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития — отождествление с организмом матери, психологически проявляется как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, «обособление» материнского опыта через отреагирование и осознание;

— кризис фетальности. Механизм развития — снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологическое значение этого кризиса — мать получает возможность придать смысл движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка;

— стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития — отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии — в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

— кризис внутриутробного младенчества, или родовой, относится к следующей ступени, ступени оживления.

Кризис инобытия. Психологический смысл этого периода — в противостоянии ребенка и матери (родителям), он принадлежит к «иному», бестелесному, миру, а они предлагают ему телесный способ бытия. Он разрушает тело матери, буквально поедает его. Когда тебя едят, естественная реакция — держаться подальше от зубов. Естественная, но не человеческая. Человеческая реакция парадоксальна. Для того чтобы пренатальная общность обрела фундамент, родители должны вести себя противоположным образом, а именно: искренне желать всех этих неприятностей. Звать ребенка, приглашать его, идти навстречу разрушению, принимать его. Если, несмотря на сознательные усилия зачать ребенка, он остается в инобытии, необходимо с повышенным вниманием отнестись к собственной бессознательной жизни.

Стадия принятия совместности — «плод». На этой стадии, когда душа и тело согласны принять в себя ребенка, он получает свободу быть и стремится слиться, отождествиться, оккупировать тело и сознание матери. Ему понравилось в животе, он принял правила игры «идти навстречу». Именно это «естественное» состояние описывается в книгах по психиатрии беременности и в журналах для женщин. Девиз этого периода (примерно от 3 недель до 22): «Я так одинока!». Это время тоски, депрессий, капризов, наивности, обидчивости, требовательности к окружающим, инфантильности, ребячливости. В целом состояние и поведение женщины в этот период представляют собой в той или иной мере удовлетворенное желание оккупации чьей-нибудь жизни и сознания. Она хочет занять собой все, но не может и поэтому чувствует себя одинокой и брошенной. Если все так и оставить до конца, то и получится как раз симбиоз, злокачественный и губительный. Беременность пройдет так же естественно, как бурчание в животе, а ребенок не сможет почувствовать себя отдельным. Да и мамашу ждет разочарование, когда он родится. Она должна быть готова иметь дело с младенцем, а не с собственными состояниями души и тела. Нужно принять одиночество не как слабость, а как возможность действовать отдельно, самостоятельно, а не по указке, как возможность свободы. Если же муж и семья удовлетворяют инфантильные желания беременной и заняты только ею, как будто она — ребенок, а они — беременные ею, будущая мать тем более должна проделать духовную работу по обособлению от «плодного» состояния, хотя бы не увлекаться особым положением и брать на себя «взрослую» ответственность, как и раньше.

Кризис плодной жизни. Итак, после того как семья соединилась с ребенком и поставила себя с ним в родительское отношение, пренатальная общность построена. Сложились условия для самобытия. Он начинает действовать сам, начинается период собственно человеческий, период самостояния. Когда будущая мать ощущает движение ребенка, она может сказать «он шевелится», а не «меня тошнит». В ее сознании появляется «другой». Снова противостояние, он не подчиняется матери, он автономен. Девиз этого периода: «Я не справлюсь!».

Последняя стадия ступени воплощения называется «внутриутробный младенец». Это уже человек, откликающийся на другого человека, имеющий дело с человеческой реальностью, но пока в искаженном виде. Он приспособлен к жизни по эту сторону. Интересен тот факт, что на этой стадии подавляющее большинство женщин ведет себя и чувствует не «естественно», а «нормально», то есть думает о родах и покупает приданое. Правильно, на этой стадии нужно быть в будущем, нужно буквально «видеть» своего ребенка после рождения и свои отношения с ним.

Жизнь начинается не с рождения, а с зачатия

СЕГОДНЯ во всем мире, включая Россию, реанимируются принципы и методы пренатального воспитания на современном уровне, нередко дополненные религиозными взглядами. Однако роль медицины во многих созданных для пренатального воспитания центрах пока весьма ограничена.

Современное рутинное ведение беременных и рожениц, конечно, включает заботу о плоде, но в абсолютном большинстве случаев — о его вегетативном, а не эмоциональном состоянии.

Трагедия с талидомидом, безобидным на первый взгляд снотворным средством, привела к рождению множества уродов, появившихся на свет без конечностей. А в 1995 г. в Копенгагене провели исследование взрослых людей, родившихся от матерей, получавших во время беременности барбитураты в качестве снотворного. Результаты оказались впечатляющими: коэффициент интеллекта и другие критерии умственных способностей у обследованных людей оказались на 7-12% хуже, чем у людей равноценного возраста, образования и социального статуса.

Психологи Америки считают, что «жизнь начинается не с рождения, а с зачатия». Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже «слышали» до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать «эмоционально уравновешенных детей» с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями. Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, домашние дрязги, конфликты и взаимоотношения, отсутствие денег, трудности с продуктами — каков бы ни был наш тяжкий быт, все-таки, будущие мамы, выкраивайте каждый день хоть несколько минут, чтобы подумать о вечном, о доброте, послушать красивую музыку, доставить себе маленькое удовольствие, — всякая радостная и добрая минута многократно усилится и станет частью существа вашего будущего ребенка. Разговаривайте с ним, посылайте ему ваше тепло, вашу нежность. Каждый день хоть пять минут представляйте себе своего ребенка, разговаривайте с ним, сосредоточивайте на нем свои мысли, всю свою любовь. Этот тайный диалог идет на самом деле все время — обмен чувствами и ощущениями. Просто мы в силу своего неумения сосредоточиться не можем это почувствовать как следует. Но если будущая мать, ежедневно сосредоточиваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку, то она создает глубочайшие взаимоотношения со своим будущим ребенком, устанавливая с ним перинатальные узы любви.

Привет, малыш, я — твой папа

СОНДРА Рей в книге «Идеальное рождение» советует: «Прикасайтесь к своему животу и говорите: «Детка, слушай очень внимательно. Я, твоя мать, говорю тебе: «Иди путем красоты, божественности и правды в своей жизни. Я хочу, чтобы ты был прекрасным физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Ты должен всегда пытаться быть добрым, любящим, полезным людям, быть смелым и бесстрашным. Не позволяй другим людям неправильно обращаться с собой. Что бы ни случилось в твоей жизни, ты всегда будешь радостен. Ты будешь смелым и бесстрашным в работе по созданию нового мира».

Можно придумать и другие слова, но попробуйте каждый день выкроить тихую минуту сосредоточения и разговаривать со своим будущим ребенком. Тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет приносить вам глубокое удовлетворение и радость.

В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения, кладите руку на живот жены каждый день и говорите: «Привет, малыш, я — твой папа, я жду тебя с радостью, мы будем друзьями», — или что-нибудь вроде этого. Исследователи отмечали, что «неразумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже знакомого им ранее, и не плакали, а улыбались. Уважаемые папы, если вы хотите быть любимыми своими детьми, учитесь выражать эту любовь к своим будущим детям через любовь к беременной жене. Доказано, что чем больше будущая мать будет совершать различных встреч, прогулок, наносить визитов, тем лучше (причем отрицательные эмоции тоже необходимы). Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив.

Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу — тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода. Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек «танцует» под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками. Аудиолог Мишель Клементе в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка. Одни из любимых композиторов еще не родившихся детей — Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводят их в волнение. Возможно, если вы будете давать слушать музыку вашему еще не родившемуся ребенку, у него возникнет глубокий интерес к ней на всю жизнь.

Потакать ребенку во всем — себе дороже

НИКОГДА два человека не бывают так интимно связаны друг с другом, как мать и ребенок. Материнство — это важнейшее призвание, которое природа определила для женщины. Величайшие произведения искусства, созданные человеком, изображают мать и ее ребенка.

Ребенок порой требует присутствия матери чаще, чем того требуют обстоятельства, что, конечно, не нравится взрослым. Но здесь всегда нужно помнить, что дело идет о защитном механизме, бывшем когда-то в филогенезе жизненно необходимым. Цивилизация со временем изменила ситуацию, а вопрос о необходимости присутствия матери остается ребенку неизвестным. Лежа в постели, он точно так же имеет установку на мать, как и будучи в ее теле. Поэтому он вынужден все время проситься к матери на руки, так как лучше всего чувствует себя с ней. Обычно ребенок лучше засыпает на руках у матери или лежа рядом с ней. Однако в настоящее время не рекомендуется приучать ребенка к родительской постели.

Слишком сильная материнская любовь, при которой стараются выполнить любое желание ребенка, превращается в слабость. Многие дети потом с трудом привыкают к другому образу жизни и всеми силами пытаются ему воспротивиться. Можно, конечно, преодолеть это сопротивление, но многие матери не в состоянии добиться этого, хотя прекрасно осознают неправильность своего поведения. Чем старше становится ребенок, тем труднее оказывается выполнить все его желания, так как необходимо учитывать интересы и других людей. Особенно хорошее влияние оказывает школа, которая приучает ребенка к коллективу. Товарищи обычно не склонны считаться с ним, как это делает мать.

Преувеличение заботы о ребенке часто вызывает недоверие к врачу. Если результат лечения сказывается не тотчас же, матери обращаются ко второму, к третьему врачу и т. д. В общем, чем больше забот о ребенке, тем быстрее меняются врачи. Однако смена врачей не идет на пользу ребенку. Кроме того, такую мать бывает трудно уговорить поместить больного ребенка в лечебное учреждение, хотя в этом заключается порой единственный шанс на его спасение. Ей кажется, что именно ее ребенок какой-то особенный и обязательно погибнет среди посторонних людей от тоски по дому. Если все же удастся уговорить маму поместить ребенка в больницу, она к вечеру или на следующий день вновь появляется, чтобы его забрать, потому что дома не находит покоя из-за тревоги за него. Порой такой ребенок преждевременно забирается из больницы.

Показательно и то, как дети таких матерей ведут себя в больнице. Они легко и без трудностей подчиняются общему порядку, хотя у них, как и у других детей, появляется в первые дни тоска по дому. Но как только показывается мать, картина сразу меняется. До того приветливый ребенок становится капризным, беспокойным. Если до прихода матери он хорошо ест из рук сестры, то теперь, когда мать хочет его покормить, он в ее присутствии пищи не берет ни у нее, ни у сестры. Теперь он отказывается от каждой ложки. Но чем больше ребенок сопротивляется, тем сильнее возбуждается мать, которая в своем воображении уже видит ребенка, умирающего в больнице от голода. Очень редко бывает, что мать не любит своего ребенка. Даже в случае внебрачного рождения, когда наличие ребенка делает ее существование чрезвычайно трудным, материнская любовь сохраняется и даже порой усиливается.

В заботах о ребенке особенно молодые и неопытные матери часто поддаются влиянию окружающих. Знакомые и родственники охотно дают советы, которые те воспринимают как должное. Иногда с матерями заговаривают по поводу ее ребенка даже посторонние люди на улице. Сочувствие выражается, например, следующими словами: «Как плохо выглядит ваш ребенок». Мать, чувствующая в этом выражении упрек, идет к врачу. Перед врачом тогда возникает нелегкая задача успокоить ее, доказать необоснованность волнений.

Ничего даже приблизительно похожего почти никогда не бывает между отцом и его потомством. Чувства отцовства являются филогенетически более поздними приобретениями человека, поэтому отец менее привязан к детям, чем мать.

Желание родить мальчика — причина появления на свет девочек

ОТЕЦ, чью фамилию носит семья, желает большей частью иметь мужское потомство, носителя фамилии и наследника. Мать, напротив, сама недавно переменившая фамилию, относится к этому вопросу не столь серьезно. Однако пол новорожденного не зависит от желания родителей, поэтому разочарование человека бывает велико, когда надежды повторно не оправдываются. Бывает даже, что отец не хочет видеть новорожденную дочь, хотя эта неприязнь вскоре проходит. Кроме того, следует знать, что пол ребенка зависит от отца, а не от матери. Вина, если вообще можно говорить о какой-то вине, лежит, следовательно, на отце. Эта биологическая зависимость, однако, большей частью родителям неизвестна. Во всяком случае, родителям не возбраняется делать новые попытки. Таким образом, желание родить мальчика является причиной появления на свет многих девочек. Насколько женщины проявляют живой интерес к младенцам, настолько мало ими интересуются обычно молодые мужчины. В комнате с новорожденным отец чувствует себя вначале лишним и неловким. Он не знает самых простых приемов ухода за младенцем, поэтому его приходится учить. Некоторые отцы в этом случае переоценивают свои знания. К сожалению, забота отца о ребенке нередко выражается в упреках по адресу матери. Если ребенок кашляет, значит, она плохо смотрела за ним и не уберегла, если плачет ночью — неправильно его воспитывает. А когда ребенка надо наказывать, отец начинает возражать.

Отец, бывший весь день на работе, придя домой, имеет совершенно законное желание поиграть немного с ребенком. Если это происходит очень поздно, разумная мать понимает и соответственно организует распорядок дня ребенка. Конечно, отцу после тяжелого и трудного дня хочется видеть дома веселые лица, а не выслушивать сообщения о бывших в течение дня шалостях и выступать при этом в роли карающего судьи. Из-за этого между родителями легко возникают конфликты.

То обстоятельство, что мама все время проводит с детьми, имеет свои преимущества и недостатки. Маму дети всегда предпочитают отцу, и некоторые папы бывают задеты таким пренебрежением. Хотя дети больше любят мать, у нее больше трудностей при общении с ними при непослушании. Она значительно больше, чем отец, страдает от непослушания ребенка. Если отец слаб и податлив, то он разрешает то, что запрещает мать, и тогда падает авторитет матери в глазах детей. Дети чувствуют себя лучше всего под сильным и уверенным руководством обоих родителей, хотя при этом многие их желания и не выполняются. Ссоры родителей, происходящие на глазах у детей, являются для них всегда тяжелым переживанием, и эти воспоминания остаются у них на всю жизнь.

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й — 20 см, на 28-й — 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см.

Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку. С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Именно в связи с тем, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом, так важен эмоциональный климат в семье, главная цель которого — умиротворение, доброжелательность, терпение и радостное ожидание нового человека. Женщина, которая разговаривает со своим будущим ребенком, читает ему стихи, слушает свою любимую музыку, постоянно настроена на одну эмоциональную волну со своим малышом. Она всегда помнит, что мать и дитя представляют собой единое взаимозависимое целое, и это обеспечит ребенку эмоционально благополучный старт в жизни.

В первые месяцы беременности иногда без видимых причин женщине хочется плакать или смеяться. Эти эмоциональные перемены беременной женщины, связанные с гормональной перестройкой, должны знать и учитывать близкие, они должны стараться быть с ней ласковыми, нежными, не обращать внимания на капризы, утешать, если неожиданно всплакнет. А сама будущая мать должна учиться переключаться: вспомнить смешной случай или анекдот, послушать веселую музыку, пойти погулять, принять теплую ванну. Она должна знать, что эти эмоциональные всплески коротки и можно научиться держать себя в руках, пока они не пройдут.

Когда пара молодоженов в середине медового месяца спросила у мудреца, когда следует заняться воспитанием их будущего ребенка, тот ответил: «Вы опоздали на две недели».

Как общаться с ребёнком еще в животе