Как поднять самооценку ребенку 7 лет

Оглавление:

Выявляем самооценку ребенка и воспитываем здоровое самовосприятие

Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Содержание

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе ↑

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.
  • Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

    При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.
  • Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

    Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.
  • Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

    Важность грамотной похвалы ↑

    Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

    Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.
  • Как определить заниженную самооценку? Читай здесь.

    За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;
  • Правила наказания ↑

    Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

    Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

    Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  • Соблюдайте сроки, на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  • Не переходите на личность, то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  • Не упоминайте старых огрехов, наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  • Должна быть последовательность.
  • Наказывая, вы не должны навредить здоровью.
  • При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  • За один проступок – одно наказание, которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  • Нельзя лишать родительского внимания, даже если вы сердитесь.
  • Не забирайте вещь, что подарена.
  • Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).
  • Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.
  • Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

  • Никогда не запугивайте предстоящей карой, говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
  • Никакого пристрастия! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
  • Не подойдет такой способ влияния на малыша, которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.
  • Хороший метод – наказание бездействием:

    поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

    Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

    Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

    Не допускается наказывать в следующих случаях:

  • при плохом самочувствии малыша;
  • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
  • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
  • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
  • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
  • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
  • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.
  • Как повысить самооценку ребенку ↑

  • Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
  • Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
  • Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
  • Следует поощрять инициативу.
  • Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
  • Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
  • Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
  • Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
  • Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
  • Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
  • Верьте в успехи вашего подростка.
  • Дайте выразить собственное мнение малышу.
  • Проводите доверительные беседы вместо ругани.
  • Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
  • Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.
  • Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

    Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.
    Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.
    Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.

    А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

    • учитывать желания и мнения окружающих;
    • воспринимать критические замечания;
    • проявлять уважение к чувствам других.
    • Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

      Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

      Игры и тесты ↑

      С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

      Как поднять самооценку подростку? Упражнения читай здесь.

      Читай о видах самооценки личности в зависимости от уровня в нашей статье.

    • Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
    • Игра «Имя». Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
    • «Жмурки». Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
    • «Зеркало». Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
    • Соревновательные игры, в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
    • «Связующие нити». Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
    • «Настроение». Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
    • «Проигрываем ситуацию». Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
    • Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
    • У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
    • Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?
    • Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

      Видео: Как поднять самооценку ребенка

      Как помочь ребенку повысить самооценку

      Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько советов, которые помогут родителям повысить самооценку ребенка и вернут веру в собственные силы.

      В настоящее время от адекватной самооценки человека напрямую зависит его успешность и самореализация. Уверенность в собственных силах, стрессоустойчивость, управление собственными страхами — все это прямое следствие самооценки. Она формируется большей частью в детском и подростковом возрасте, точнее, ее формируют у ребенка близкие люди — прежде всего родители, и окружение.

      Определите, какая самооценка у ребенка

      Чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах

      Для начала в принципе убедитесь в адекватности самооценки вашим отпрыском. Прислушайтесь, как он о себе отзывается, что говорит о своих способностях, умениях. Вас должны насторожить такие обороты, как «у меня ничего не получится», «я ничто», «другие это сделают лучше», «даже я понял (если это сказано без иронии)».

      При обнаружении тревожных симптомов проанализируйте причину. Возможно, его окружение намного умнее и успешнее (например, вы перевели вашего ребенка в математический класс, а у него и в обычном была по математике слабая четверка. В этом случае может возникнуть комплекс неполноценности). Или вы постоянно предъявляете ему завышенные требования. Или сравниваете с другими не в его пользу.

      Низкая самооценка — предтеча позиции «жертва», когда человек всю жизнь ищет поддержки извне. Любимый прием человека-жертвы — переложить ответственность за свою жизнь на других. Беда в том, что со временем желающих тащить на себе несчастных жертв становится все меньше.

      За хорошее — хвалите, за плохое — ругайте, но не личность, а поступки. И не бойтесь перехвалить, аргументируя тем, что «вырастет эгоистом». Если вы хвалите за дело — не вырастет.

      Как действавать, если самооценка занижена

      Если вы все-таки обнаружили, что самооценка хромает — начинайте действовать. Самооценка растет пропорционально преодоленным трудностям. То есть, чем больше трудностей ребенок преодолел, тем он увереннее в собственных силах. Только не берите на «слабо» (ты что, не можешь? Давай, дерзай, у тебя все получится). Действуйте аккуратно (давай еще раз попробуем, давай вместе). И поищите хорошие трениговые группы или психолога.

      Для школьников очень важно мнение ровесников — одноклассников, друзей. Внимательно присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, и не является ли его низкая самооценка результатом травли. Если выяснится, что это действительно так, немедленно переводите его в другую школу, пока ему окончательно не сломали психику. А уже потом будете бороться за справедливость.

      Попробуйте, говоря языком бизнеса, определить, конкурентное преимущество вашего ребенка, и развивайте его. Если ваше чадо хорошо рисует — отдайте его в хорошую художественную школу, если имеет изумительные густые волосы — найдите хорошего парикмахера, который сможет подчеркнуть это. Ребенку будет легче перенести неудачи, зная, что уже есть нечто, чем он выгодно отличается от окружающих.

      Формированию высокой самооценки способствует успешное преодоление трудностей. Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Подсказывайте, направляйте, но не делайте. Старайтесь оказывать достаточную, но не избыточную поддержку.

      Значительное повышение самооценки происходит в момент перехода из позиции «я не могу» к позиции «я сам в состоянии справиться со своими жизненными трудностями». Не загубите этот момент собственным излишним усердием.

      И последнее: ребенок всегда должен знать, что есть кто-то, кто любит его просто так, безусловно. По-чаще говорите своему отпрыску, что любите его. Не прячтесь за рассуждениями, что он уже взрослый, что любовь видна в поступках, и вообще, это все телячьи нежности. Школьники ранимы и нуждаются в поддержке может, даже больше, чем маленькие дети. А что может быть более ободряющим, чем слова самых близких людей: «Я люблю тебя, ты у меня замечательный!»

      Автор: Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»

      У ребенка заниженная самооценка – что делать?

      Формирование нашего «я» начинается чуть ли не с рождения

      В первую очередь наша самооценка складывается из совокупности мнений о нас окружающих. И начинается эта история в детстве. Если у ребенка занижена самооценка, проблемы в будущем ему просто гарантированы.

      То, как мы сами себя воспринимаем, зависит от отношения к нам в первую очередь родителей. А уже после – окружающих людей. Подрастая, ребенок начинает задавать себе вопрос: «Какой я?» И в первую очередь его самооценка складывается из мнений о нем окружения. То, что думают и говорят люди о его внешности, состоянии здоровья, способностях, недостатках, характере напрямую влияет на самооценку.

      Если над ребенком с детства начинают смеяться, концентрируют всё внимание на физических данных, с точки зрения окружающих некрасивых, если его осуждают, критикуют, обвиняют, обзывают, то самооценка медленно, но верно начинает звучать приблизительно так: «Я хуже всех!»

      А если при таком отношении окружающих у ребенка нет никакой моральной поддержки со стороны родителей, которые должны защищать от необъективных оценок других людей – самооценка неминуемо становится заниженной.

      Что же происходит, когда такой ребенок вырастает? Наивно предполагать, что став взрослым, он сможет себя достойно защитить от неадекватных нападок и несправедливой критики.

      Человек с такой самооценкой – вечная жертва. Он с детства убежден, что негативное отношение к нему окружающих абсолютно заслужено. Он ведь всегда был хуже других. А значит, не достоин лучшего. Его удел – то, что остается после умных и талантливых.

      Берем судьбу малыша в свои руки

      Ни один нормальный родитель не пожелает своему ребенку такой участи. Поэтому, если вы вдруг начинаете замечать, что сына или дочь обзывают в школе или в детском саду, если малыш отказывается туда идти, у него нет друзей, или он считает себя хуже других, – бездействовать не стоит. Лучше поискать причину такого поведения и постараться повысить самооценку ребенка.

      Часто причиной насмешек других детей становится какая-нибудь особенность внешности либо дефект речи, например, полнота или заикание.

      В таком случае нужно донести до сознания вашего ребенка, что идеальных людей на свете просто нет. У многих людей есть какой-то внешний дефект, которого не то что дети, а взрослые стесняются и даже стыдятся. Но дети особенно жестоки, они не умеют приукрашивать правду.

      Если у вашего ребенка есть дефект и его дразнят, вы, конечно, можете на правах взрослого человека вмешаться в конфликт детей и прекратить нападки на собственное чадо, наказав обидчика словесно или как-то иначе (можно даже затеять «разборки» с родителями грубияна). Но вы не сможете везде ходить за сыном или дочерью как телохранитель, и защищать их от нападок постоянно. Особенно это будет трудно сделать в средней школе, где дети уже не особенно боятся взрослых.

      К счастью, существует другой способ борьбы – повышение самооценки. Сначала займитесь этим сами, и постепенно ребенок научится тоже.

      Уровень самооценки и поведение

      Что делать, если вы не можете определить, какая самооценка у вашего ребенка? Здесь все просто. Просто понаблюдайте за ним пристально, особенно за тем, как он ведет себя в компании сверстников.

      Активность, бодрость, чувство юмора – качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они с радостью участвуют в совместных играх, не обижаются и не впадают в истерику, если проигрывают.

      Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, как правило, свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они стремятся быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

      Разумеется, это краткие описания. Но, возможно, кто-то из родителей все-таки узнал своего ребенка?

      Тест «Лесенка»

      Самооценку малыша легко проделать с помощью теста, который можно использовать для детей от 3-х лет.

      Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. После этого покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, грубые, завистливые) мальчики и девочки, на второй ступеньке – чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на последней, верхней ступеньке стоят самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках! А потом попросите ребенка нарисовать, на какой ступеньке хотел бы стоять он сам.

      Если ребенок поставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

      Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, – средняя (адекватная).

      Если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

      Правила 6-ти «не»

      Как повысить самооценку сына или дочери? Прежде всего, не нужно делать определенных вещей.

      1.Давая негативную характеристику действиям ребенка, не стоит говорить: «Ты не умеешь так делать, рисовать…и т.п.». В этих случаях ребенок теряет уверенность в своих способностях, силах.

      2.Не следует допускать, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка допустимо критиковать только за поведение. Негативная оценка личности может формировать комплекс неполноценности и, как следствие – заниженную самооценку.

      3.Недопустимо сравнивать ребенка с кем-то другим, кому-то его противопоставлять. Подобные сравнения являются психотравмирующими, формируют негативное отношение к жизни, эгоизм и зависть. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

      4.Ребенок реагирует не только на ваши слова, но и на эмоциональную окраску высказывания. Поэтому в интонации, обращенной к нему, не должны сквозить раздражение, злоба или агрессия.

      5.Если вы хотите, чтобы ребенок вырос уверенным в себе и без проблем с самооценкой, не оберегайте его от каждого повседневного дела. Пусть он поможет вам с уборкой, сам польет цветок, сходит в магазин, получит удовольствие от того, что справился с «заданием» и заслуженную похвалу.

      6.Не бросайтесь сразу решать за него все его маленькие проблемы.

      Завышение планкине выход

      Бывает так, что родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым лучшим, успешным и талантливым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок самый обыкновенный.

      Дети таких родителей посещают сразу несколько кружков и секций, при этом обучаясь в элитной гимназии и практически не бывая дома. На отдых у такого «страдальца» времени практически не остается. Ребенок старается изо всех сил, боится разочаровать родителей, но они, как правило, все равно чем-то недовольны.

      К чему такое родительское поведение приводит? Ребенок замыкается в себе. И тем самым делает первый шаг к одиночеству. Ведь оно так притягательно своей безопасностью! В нем нет риска стать отвергнутым как взрослыми, так и детьми. Одиночество само по себе – не катастрофа. Но это прекрасная питательная среда для «выращивания» всяких комплексов, особенно если ребенок не получает эмоциональной поддержки со стороны близких людей.

      Укрепляем «слабые места»

      Для формирования нормальной самооценки родителям важно создать такие взаимоотношения с ребенком, в которых он сможет воспринимать себя благоприятно. Тогда он будет нормально, без снижения самооценки, воспринимать чужие успехи.

      Если малыша дразнят за внешность, можно, например, объяснить ребенку, что каждый орган нашего тела выполняет определенную функцию, а то, как они выглядят – уже второстепенно.

      Неплохо также научить его некоторым ответам, которые можно использовать, если его будут обзывать. Например: «Я, может, и толстый, зато умный. А ты худой, но глупый, умеешь только обзываться».

      Если у ребенка будут в запасе подготовленные ответы, он почувствует себя более уверенно.

      В том случае, когда дразнят девочку, можно постараться ее модно одеть – одежда и аксессуары в подростковой среде играют очень весомую роль. Если ребенок полный или некрасив внешне, но у него есть что-то, что другие дети мечтают иметь, они не придадут особого значения дефектам.

      Попробуйте научить своего ребенка быть популярным. Постарайтесь донести до него, что это вовсе не значит стать хвастунишкой. Но популярность – это не только умение быть красиво одетым. Это еще и способность делать что-то лучше других, например, интересно рассказывать. Чем популярнее станет ребенок в среде своих сверстников, тем больше у него будет друзей и меньше помех в учебе. А чем лучше он будет учиться, тем быстрее он займет в этой жизни место, которое заслуживает.

      Научите своего ребенка говорить «нет». Не только дети, но и взрослые, имеющие свое мнение и умеющие отказать, пользуются уважением окружающих.

      Перехваливать детей не стоит, но не надо забывать их поощрять, если они этого заслуживают.

      По возможности, старайтесь разбудить даже в застенчивом малыше инициативу, чтобы он учился делать что-то самостоятельно. Если ребенок осознает, что сам умеет справляться с трудностями, это реально повысит самооценку.

      Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте на собственном примере адекватность отношения к успехам и неудачам.

      Внимательно наблюдайте за ребенком. Тогда вы не упустите момент и заметите, какие он испытывает трудности. Как только обнаружите слабые места, ищите способ их укрепить. И конечно, первым делом повысьте свою собственную самооценку, особенно если с этим есть проблемы.

      И самое главное: не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему всю свою любовь!

      Как повысить самооценку ребенка и надо ли «подкреплять» хорошие поступки? Рассказывает эксперт

      Психика у детей невероятно хрупка. Очень часто им не хватает уверенности в себе, они очень впечатлительны. И нередко те страхи и.

      На вопросы читателей отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского Детского фонда Татьяна Шишова.

      Перехвалить невозможно

      Как повысить самооценку ребенка?

      И. Локтева, Мичуринск

      – Повышение самооценки начинается с похвалы. Похвала – это своего рода топливо, без которого человек, особенно неуверенный в себе, далеко не уедет. Ребенку, особенно дошкольнику, похвала нужна больше, чем взрослым, ведь ему не на что иначе опереться. Не бойтесь, захвалить человека с заниженной самооценкой невозможно. Даже если вы с утра до ночи будете говорить ему, какой он замечательный, это лишь частично вознаградит беднягу за пережитые обиды. Такие дети очень впечатлительны и часто воспринимают болезненно мельчайшие уколы самолюбия.

      Неосторожное слово, презрительный жест, резкий тон могут врезаться им в память, оставив след на долгие годы. Ребенка вообще нужно как можно чаще хвалить НИ ЗА ЧТО. Просто за то, что он есть на свете. («Как мы рады, что ты у нас родился!») Иначе ему начнет казаться, что родителям важны лишь его успехи, а сам он не представляет для них ценности. В подростковом возрасте это может привести к демонстративным выходкам. По принципу «полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».

      Стимулировать или нет?

      Психологи призывают подкреплять хорошие поступки ребенка разными стимулами. Но мне кажется, если он не научится выполнять свои обязанности просто так, из чувства долга, он вырастет безответственным.

      Л. Карпенко, Белгородская обл.

      – А вы ответьте, положа руку на сердце: вы много делаете просто так, безо всяких подкреплений? Разве вы не ждете за свою работу награды, неважно, моральной или материальной? Набор наших стимулов разнообразен: тут и зарплата, и самоутверждение, и интерес, и радость творчества, и многое-многое другое. Но главное – стимулы есть.

      Чувство долга формируется у детей очень поздно. Это чувство не присуще дошколятам, и от них нельзя его требовать, точно так же, как, скажем, физической выносливости или знания высшей математики. Волю, ответственность надо развивать понемногу, всячески поощряя ребенка за проявление этих качеств. Если ребенок устал или перевозбудился, не надо заставлять его убираться в комнате сразу после ухода гостей. Чередуйте разные стимулы, чтобы, например, уборка игрушек не связывалась в его представлении с обязательным получением шоколадки или жвачки.

      Прекрасным стимулом может быть и совместное чтение книжки. Ответственность развивается в тесной «связке» с самостоятельностью, так что обратите внимание и на этот аспект. Однако устраняйтесь от помощи ребенку постепенно, и лучше не афишируя это, а под каким-то благовидным предлогом. Когда же ребенок сможет справиться с работой самостоятельно, отметьте это, расскажите другим родственникам, какой он молодец. Не скупитесь на похвалу.

      Ночной кошмар

      Мой сын не хочет засыпать один и часто жалуется, что ему снятся кошмары. Как ему помочь?

      Г. Ломакина, Астрахань

      – Многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. Таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются детьми как нечто совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное. Дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон, и заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные страдания. Многих детей страшные образы, когда-то привидевшиеся им во сне, преследуют долгие годы. Поэтому родителям нужно побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать в сценках кукольного театра.

      Важно, чтобы вы активно сопереживали малышу, но не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игру, вызвать у малыша улыбку и смех. Подмечайте смешные детали в его рисунках, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту. Во сне он не мог убежать от чудовища и проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску, и чудовище покатится кубарем. Придумывая счастливую концовку своего сна, ребенок осознает себя его хозяином и пусть не сразу, но избавляется от страха.

      Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

      Что выбрать — поощрение или наказание? Правила для родителей, тест и игры для детей 3-7 лет.

      На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

      Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

      Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

      Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

      Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

      При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

      Если хвалить, то правильно

      Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

      Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

    • За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
    • Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
    • Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
    • Нельзя хвалить из жалости.
    • Из желания понравиться.
    • Похвала и поощрение: за что?

    • Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
    • Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
    • Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
    • Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

      Наказания: правила для родителей

      Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

      1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
      2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
      3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
      4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
      5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
      6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
      7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
      8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
      9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
      10. Не наказываем:

        1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
        2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
        3. Сразу после душевной или физической травмы.
        4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
        5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
        6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
        7. Для развития адекватной самооценки у ребенка

          • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
          • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
          • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
          • Поощряйте в ребенке инициативу.
          • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
          • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
          • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
          • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
          • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
          • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
          • Игры и тесты

            Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

            Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

            Этот тест используют с 3 лет.

            Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

            А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

            Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

            Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

            А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

            Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

            «Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

            Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

            Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

            «Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

            Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

          • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
          • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
          • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
          • Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

            Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе

            Как поднять самооценку ребенку 7 лет