Самооценка ва ковалев

Оглавление:

Техника создания высокой самооценки.

1. Оцените по 10-балльной шкале свое собственное общее отношение к себе — самоуважение и самооценку (можно как в целом, так и по отдельности, если между ними существует заметная разница). Если полученные (опять-таки общие) оценки достаточно высоки, определите специфический контекст или ситуацию, которая является для вас проблемной (например, вы можете терять самоуважение при разговоре с авторитетным начальником), и работайте именно с этим аспектом самоотношения. Если же оценки невысоки, работайте «в общем». То есть задайтесь вопросом, не ощущаете ли вы явственную склонность к самоосуждению, сомнениям в себе или не принятию себя — в целом или в каких-то контекстах и ситуациях. И оцените для выявленного уровень самоуважения и уверенности в себе по рекомендованной 10-балльной шкале.

2. Проанализируйте обнаружившиеся провалы (естественно, по одному). Сами для себе ответьте на вопрос, ведет ли подобное самоосуждение, сомнение в себе или не принятие себя к тому, чтобы сделать вашу жизнь экологичной, эффективной и счастливой? Придает ли оно вам силы в личностном плане? Является ли тем способом жизнедеятельности, который вам подходит? Может быть вам «этого» уже «довольно»? Тогда готовы ли вы дать себе шанс увеличить ваше самоуважение и уверенность в себе? Если нет, удовлетворите все возражения противящихся этому частей (см. С.В. Ковалев «Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания») либо просто попросите их не мешать эксперименту. Если да, сразу переходите к следующему шагу.

3. Локализируйте и опредметьте ваши самоуважение и самооценку и (или) представьте образ себя — такого, который их имеет в недостаточной степени.

4. Получите доступ к состоянию принятия, вспомнив или вообразив все что угодно (человека, ситуацию, природное явление и т. п.), что вам не очень нравится, но вы это принимаете (например, вам может не нравится снег, но вы его принимаете). Локализируйте, опредметьте, оцените и (при необходимости) усильте это состояние принятия.

5. Войдите в состояние принятия настолько полно и совершенно, насколько это для вас возможно, и привнесите его в свои самоуважение и самооценку, одновременно как бы спроецировав это состояние на образ самого себя.

6. Получите доступ к состоянию признательности (благодарности), вспомнив или вообразив то, что безоговорочно вызывает у вас это (эти) чувства. Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте данное состояние.

7. Войдите в состояние признательности (благодарности) полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав принятие на образ самого себя.

8. Получите доступ к состоянию почитания (благоговения или глубокого уважения), вспомнив или вообразив нечто, безусловно вызывающее у вас данные состояния (если не найдете ничего в физическом мире, используйте феномены мира высшего — Природа, Бог, Космический Разум или Абсолют). Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте эти состояния.

9. Войдите в состояние почитания полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав данное почитание на образ самого себя.

10. Оцените по 10-балльной шкале получившийся в результате процедуры уровень самоуважения и самооценки и в случае, если он вас устроит, введите в свое тело трансформировавшийся в результате образ самого себя, как бы втянув его внутрь и расширив там до своих телесных объемов.

11. Повторите шаги 1–10 для всех остальных контекстов и ситуаций, где вы чувствуете недостаток самоуважения и самооценки.

12. Осуществите подстройку к будущему, представив, как легко и элегантно вы будете теперь двигаться по жизни.

Поднять самооценку за 5 минут. Ковалев С.В.

Понравилось видео Ковалева С.В. в котором он рассказывает о том как быстро повысить самооценку. Упражнение достаточно просто выполняется и может быть использованно человеком не имеющим специального психологического образования.

Немного об авторе:

Ковалев С.В. Психолог, психотерапевт, консультант по управлению, политический консультант.

Доктор психологических наук, профессор, академик.

Психотерапевт Всемирного и Европейского регистра, сертифицированный Мастер-Тренер НЛП и специалист по эриксоновской гипнотерапии.

Действительный член Российского психологического общества и Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ).

Президент межрегионального отделения нейролингвистического программирования: НЛП-консалтинга, коучинга, психологии и психотерапии ОППЛ; консультант, сертифицированный сообществом; официальный преподаватель и супервизор практики международного класса ОППЛ

Повышаем самооценку


В психологии есть понятия, которые уже давно вышли за пределы научной терминологии и прочно укоренились в повседневном лексиконе людей. Например, депрессия – очень модное слово. Ты чего такой грустный? Да вот у меня депрессия. Стало скучно? Наверное, депрессия подкралась! В общем, сложное психическое расстройство превратилось в ярлык, который можно вешать на любое негативное состояние. То же самое с самооценкой. Слово обладает популярностью в повседневном обиходе, и это неспроста. Уровень самооценки человека определяет в его жизни очень многое.

Люди с высокой самооценкой, как правило, себя любят и в себе уверены. У них есть здоровые амбиции, они ставят перед собой серьезные цели и обеспечивают условия для их достижения. Живут они лучше других, они выделяются из толпы. Просто потому, что у них высокая самооценка. Соответственно, это влияет на их восприятие окружающими. Помимо внешних критериев, которые бросаются в глаза, есть еще и скрытые, неявные аспекты восприятия. Когда два человека вступают в коммуникацию, перед тем, как задействуется связь между сознательными компонентами их психики, происходит, скажем так, диалог на уровне Бессознательного каждого из них. И Бессознательное человека с высокой самооценкой дает соответствующий сигнал Бессознательному собеседника.

Именно поэтому простое повышение самооценки дает моментальный результат при общении с другими людьми. Вы для них становитесь буквально другим человеком. Если у вас высокая самооценка, вас больше любит мир и обстоятельства, которые так и норовят сложиться в вашу пользу. В этом нет никакой мистики, это действие Закона воплощения – все что находится в вашей голове, реализуется в вашей реальности. Это один из принципов Нейротрансформинга, о которых мы более подробно поговорим в отдельной заметке, а пока вернемся к нашей теме.

Как ни странно, ярлык «у тебя низкая самооценка» почти всегда соответствует истине. Впрочем, это вполне закономерно, если учесть, что проблемы с самоуважением и самооценкой являются характерной чертой подавляющего большинства наших соотечественников, как и проблемы с ассертивностью (кстати, это тоже неразрывные вещи, т.к. человек с низкой самооценкой не может быть ассертивен по определению). Данное явление обуславливается объективными, социальными, культурно-историческими и прочими параметрами, где определяющее влияние оказывает воспитание.

Если родители демонстрировали ребенку его значимость и уникальность, поощряли инициативу, хвалили за успехи и обеспечивали условия для естественного развития, то такому ребенку повезло, и у него без сомнения будет высокая самооценка и самоуважение. Только вот ребенку с детства все больше запрещают и указывают, что ему надо делать. При этом щедро одаривают критикой и акцентируют внимание на том, что он сделал плохо и неправильно. Чего уж тут удивляться, что у нас практически у всех макрокарта «я не в порядке», «другие в порядке» (более подробно о макрокартах — особенностях нашего мировосприятия, мы также поговорим отдельно).

Впрочем, хватит причитать, перейдем-ка лучше от проблемы к решению. Самооценку можно поднять, и сделать это довольно просто. Даже не понадобится получать докторскую степень, прыгать с парашютом, покупать себе крутую машину. Достаточно проделать психотехнологию, которую я вам сейчас расскажу.

Психотехнология повышения самооценки и самоуважения

Приготовление
Если еще не сделали, проделайте простые манипуляции, описанные в заметке Притча о 10 коровах, а именно, выпишите свои актуальные роли и оцените оценку себя по каждой из них от 0 до 10. Также оцените как бы себя-всего, то есть себя цельного, без разделения на роли, тоже по шкале от 0 до 10 баллов. Так сказать, обобщенный уровень самооценки и самооуважения на текущий момент. После этого можно начинать.

1. Выберите область работы – ту свою ипостась, у которой уровень самооценки и самоуважения ниже 7-8 баллов. Допустим, вы выбрали самооценку себя, как женщины, допустим, у вас 5 баллов.

2. Расположите где-нибудь в окружающем вас пространстве образ той себя, которая на 5 баллов как женщина. Посмотрите на нее внимательно. Не важно, как она будет выглядеть, во что одета и скакой прической. Тут важно другое — если вы все сделали правильно, образ будет действительно «не очень», пять коров, как в притче. Будем повышать.

3. Теперь делаем интересное – вам предстоит последовательно ощутить три состояния: «не нравится, но принимаю», «благодарность», «благоговение». Начнем с первого.

4. Ощутите состояние «не нравится, но принимаю». На что это похоже? Например, если бы вы собирались на пикник, но ваши планы сорвал дождь, или если ваш ребенок разрисовал фломастером обои на стенах. Это будет не то чтобы очень приятно, но и всерьез злиться вы на это не будете. Речь идет о философском, спокойном принятии. Ощутили? Теперь оцените интенсивность этого состояния от 0 до 10, и если меньше десятки, повысьте любым удобным вам способом, можно, например, представить шкалу от 0 до 10 и поднять показатель до максимального значения. Когда вы это сделаете, определите цвет этого вашего состояния «не нравится, но принимаю». Если цвет черный, коричневый, серый или темно-фиолетовый, состояние не подходит, повторите попытку. После того, как цвет прошел проверку на экологию (см. Таблица значений цветов при работе с Бессознательным), вы готовы двигаться дальше.

5. Передайте той себе, стоящей в комнате на 5 баллов как женщине, этот цвет. Она может получить его в виде луча света, в виде порошка который будет сыпаться на нее сверху и окрашивать ее в этот цвет, в виде облака или шара, который спустится на нее сверху, окутает ее или всосется через темечко, поры кожи или еще как-нибудь. Здесь важен сам факт получения ресурса. Убедитесь что эта вы получила ресурс сполна, столько, сколько ей необходимо, после этого можете двигаться дальше.

6. Кстати, обратите внимание, она преобразилась? Что, уже можно шестую корову за нее попросить? Плечи расправила? Голову подняла? То ли еще будет! Повторите манипуляции, описанные в пунктах 4 и 5 с двумя другими состояниями: благодарность и благоговение. Следите за интенсивностью ощущений, экологией цвета и полнотой принятия вашей ипостаси данного ресурса. Поскольку с благоговением в духовном плане могут возникнуть сложности, связанные с непривычностью ощущения, приведу пример, который можно взять за основу при получении доступа к ощущению. А именно – возьмите природные явления, поражающие своей фантастической красотой и природной гармонией – бесподобное звездное небо, красивый восход, море, горы и т.д. Ощутите благоговение перед этой красотой и ее почитание. Это состояние подходит.

7. Когда вы передадите себе все вышеназванное, посмотрите внимательно на этот свой образ себя как женщины. На сколько баллов вы ее оцениваете? В большинстве случаев приходит балл 9-10, и если это так, вы можете смело вводить ее в себя, ощущая, как она властно заполняет ваше тело, вытесняя все лишнее и ненужное. Вы сливаетесь и объединяетесь, становясь одним целым. Когда объединение произошло, повторите оценку собственной самооценки и самоуважения в этой ипостаси. Как вы как женщина? Хорошо? Если балл получился низкий до, или после объединения, то просто повторите технику. Результат будет, техника проверенная и доказавшая свою эффективность.

Пусть видимая простота техники не вводит вас в заблуждение. Пока мы тут жонглируем цветами и образами, в Бессознательном идет глобальная работа по преобразованию огромных объемов информации и связей. Вы буквально переписываете себя новую. Этим может объясняться усталость после выполнения техники, головная боль, а иногда и тошнота. В таких случаях сделайте ДПДГ – эта техника описана в заметке Первая психологическая помощь.

Если у вас возникли вопросы или недопонимания по описанному алгоритму, вы можете прочитать более подробное описание этой психотехнологии непосредственно ее автором, Сергеем Викторовичем Ковалевым, на сайте Института Инновационных Психотехнологий.

Посмотреть выполнение этой техники в моем исполнении вы можете здесь.

Рекомендую выполнить эту технику – она действительно великолепна и буквально творит чудеса. Люди находят новую работу, повышают свои заработки, им встречаются возлюбленные-их-мечты, их начинают уважать животные, которые их раньше недолюбливали, им во многих аспектах начинает попросту везти. Стоят ли этого потраченные на эту психотехнологию 15 минут времени? Думаю да. Иначе бы я вам дал что-нибудь более интересное.

По всем возникшим вопросам обращайтесь в комментарии к этой заметке, или на сайт www.blagopoluchnik2.ru. Следите за новостями!

Рекомендуются к прочтению заметки:

Возможно, вам будет интересно:

  1. Притча о 10 коровахНа семинаре, посвященном Нейротрансформингу любовных отношений (из цикла «Специалист по личному Благополучию»), Сергей Викторович Ковалев рассказал нам интересную притчу. Хочу.
  2. Цитата Марка Твена про самооценкуИзбегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим. Марк.
  3. Цитата Далай Лама XIV о высокомерииВысокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений. Запомним эти отрицательные черты. Будем же сознательно.
  4. Ювелир. Притча про самооценкуОднажды к Мастеру пришёл молодой человек и сказал: — Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и.
  5. Психотехнология «Звезда Благополучия»Сегодня мы продолжим тему опредения настоящего состояния. В заметке Психотехнология «Колесо жизни» я упомянул о Звезде Благополучия С.В. Ковалева, которая.
  • Posted in: Архивы
  • Tagged in: Нейротрансформинг, Психотехнологии, Самооценка, Самоуважение

Posted by Антон Ковалевский

Главный специалист Института инновационных психотехнологий

Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Ралькова, Елена Александровна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ралькова, Елена Александровна

I Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся в педагогической теории и практике.

1.1 Оценивание учебных достижений учащихся в парадигме системно-деятельностного подхода к обучению как научно-методическая проблема.

1.2 Самооценка в системе оценивания учебных достижений как психолого — педагогический феномен.

1.3 Педагогические условия формирования у учащихся готовности к самооценке учебных достижений с учетом системно-деятельностного подхода в обучении.

Выводы по 1 главе:.

II Готовность учащихся к самооценке личностного компонента учебных достижений в условиях реализации Стандарта общего образования в современной школе как цель и результат системно-деятельностного подхода в обучении.

2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по теме исследования Диагностика эффективности существующей системы оценивания учебных достижений учащихся ( констатирующий этап эксперимента).

2.2 Реализация! организационно-педагогических условий формирования готовности , учащихся к самооценке личностного, компонента учебных достижений в контексте требований нового образовательного Стандарта формирующий и контрольный этапы эксперимента).

Выводы по 2 главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования»

Актуальность исследования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного , ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [53; с.12]. Те же задачи ставят перед современной школой и Стандарты общего среднего образования нового поколения в их концептуальной части.

В этой связи все большее признание получает заявленный в названных документах системно-деятельностный подход к обучению [13; 45; 54; 82; 84; 114; 177; 199; 214], предполагающий максимальную опору на субъектный опыт каждого ученика, выбор оптимального содержания этого опыта и его « окультуривание ».

Нельзя не согласиться с авторами, которые отмечают, что указанные выше тенденции требуют большего внимания к личностным качествам ребенка и их формированию средствами образовательного-процесса [25; 40; 66; 175; 202; 212].

При этом долгое время оставался дискуссионным вопрос о результатах такого обучения — сущности и особенностях учебных достижений учащихся, полученных ими в ходе реализации системно-деятельностного подхода, обеспечивающего личностно формирующую направленность обучения.

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и общими положениями Стандарта образования содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку « предметных , метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур» [148, с. 6; 196, с. 26]. Включение этого компонента в структуру результата образования выявило необходимость оценить личностные приращения, сформировавшиеся у ребенка в процессе учения.

Очевидно, что согласно парадигме системно-деятельностного подхода такое оценивание не может осуществляться без участия ребёнка как субъекта деятельности учения-. Не случайно в Концепции и Стандарте воспитание обучающихся должно обеспечить их «готовность и способность к . саморазвитию и личностному самоопределению, самооценке, пониманию смысла своей жизни» [53, с.12; 197, с. 5].

Возникли и всё более осознаются противоречия между:

— необходимостью оценить личностные приращения, сформировавшиеся у ребенка в процессе учения, — и недостаточной разработанностью теоретико-технологической и критериальной базы такого оценивания;

— парадигмальными характеристиками системно-деятельностного подхода — и недостатком научных и практических оснований для обеспечения ребёнку позиции субъекта деятельности, оценивания результата освоения им образовательных программ;

— необходимостью формирования у учащихся, готовности к осуществлению деятельности самооценивания в учебном процессе — и реально существующими традиционными способами (средствами, приёмами, принципами) оценивания результатов освоения образовательных программ, осуществляемыми без участия ребёнка.

Данные противоречия определили проблему исследования: при каких педагогических условиях с учётом требований стандартизации образования возможно успешное формирование у учащихся готовности к самооценке личностного компонента своих учебных достижений?

Проблема определила тему исследования: «Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования».

Объект исследования — процесс оценивания учебных достижений учащихся в парадигме системно-деятельностного подхода к обучению.

Предмет исследования — педагогические условия* формирования у учащихся готовности к самооценке личностного компонента учебных достижений в контексте стандартизации российского образования.

Цель исследования заключается в определении педагогических условий, обеспечивающих формирование у учащихся- готовности к самооценке личностного компонента учебных достижений в соответствии с требованиями образовательного Стандарта общего среднего образования.

1. Проанализировать современные научные исследования- по проблеме оценивания учебных достижений учащихся, трактовки понятий « личностно ориентированный », «системно-деятельностный», « компетентностный » подходы в образовании в контексте стандартизации образования.

2. Проанализировать роль и место оценивания учебных достижений учащихся в современном учебном процессе и выявить воспитывающий потенциал оценивания в парадигме новых требований, к результату освоения образовательных программ в условиях стандартизации общего среднего образования.

3. Разработать и экспериментально проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования- у учащихся готовности к самооценке личностного компонента учебных достижений как компонента общего результата освоения образовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

4. Выявить критериальную базу сформированности готовности учащихся к самооценке личностного компонента учебных достижений в соответствии* с требованиями Стандарта общего среднего образования:

Гипотеза, исследования заключается в предположении о том, что формирование у учащихся, готовности к самооценке учебных достижений, в контексте стандартизации российского образования будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

— признания самооценки необходимым компонентом процесса оценивания учебных достижений учащихся;

— рассмотрения в качестве предмета самооценки не характеристик уровня обученности , а учебного поведения учащегося как внешнего проявления личностного компонента результата освоения им образовательных программ;

— представления о готовности учащихся к самооценке на уроке как о совокупности когнитивного, мотивационного и практического компонентов, и определение уровня её сформированности через систему критериев и показателей, адекватных её трёхкомпонентному составу;

— создания дидактической ситуации, предоставляющей ребёнку возможность осуществлять самооценку личностного компонента результата освоения учебных программ, необходимой для реализации названной готовности.

Теоретико-методологической основой исследования являются

— общая теория деятельности и теория педагогической деятельности, представления о человеке как субъекте деятельности, общепсихологические труды (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев , A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский ,

B.В. Давыдов , А.Н.’ Леонтьев, К.К. Платонов, A.B. Петровский ,

C.JI. Рубинштейн и др.);

— теория системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (П.К. Анохин , С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько , Б.С. Блум, Б.С. Гершунский, М.Ю. Демидова , B.C. Ильин, М.В. Кларин, А.П. Ковалев , В.П. Симонов, В.А. Сластенин, Ю.Г. Фокин , В.А. Якунин и др.); основные положения личностно ориентированного

E.B. Бондаревская , JI.И. Божович, И.В. Дробышева,

О-В. Заславская, Д.А. Овчинников , С.Д. Поляков, В.В. Сериков, A.B. Хуторской ., И.С. Якиманская и др.) и компетентностного (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, Б. Оскарссон , A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк, A.B. Хуторской и др.) подходов в образовании;

— теория воспитывающего обучения, формирования личности в учебном процессе (О.В. Заславская , В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Х.И. Лийметс , С.И. Маслов, Е.Б. Плотникова, С.Д. Поляков и др.);

— психологические и педагогические работы, посвященные проблеме оценивания результатов учебного труда школьников (Ш.А. Амонашвили, A.A. Аксенов, Б.Г. Ананьев , X. Век, Г.Ю. Ксензова, H.A. Курдюкова , С.А. Курносова, Е.В. Луцай, И.Е. Терещенко и др);

— психологические и педагогические работы, посвященные проблеме формирования у учащихся навыков самоконтроля и самооценки в учебном процессе (Л.В. Бороздина , Л.Г. Бортникова, И.С. Кон, А.И. Липкина , Т.Н. Педан, В.В. Рылова, А.Г. Спиркин , и др);

— психологические исследования готовности к деятельности с точки зрения индивидуально-личностного подхода (Б.Г. Ананьев , Л.И. Божович, М.И. Дьяченко, И.С. Кон , А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Ц. Пуни , В.В. Столин, А.Г. Спиркин, В.Ф. Сафин , И.И. Чеснокова и др.).

Для реализации поставленных целей и задач нами выбраны методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование , беседа, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Приведение существующей оценочной системы в соответствие с парадигмой системно-деятельностного подхода к обучению требует признания самооценки учащегося необходимым компонентом процесса оценивания его учебных достижений.

Оценивание учебных достижений — это двуединый процесс деятельности учителя и учащегося по соотнесению полученного результата освоения образовательных программ с предварительно планируемым в единстве предметного , метапредметного и личностного компонентов; где последний выступает как предмет самооценки.

Осуществление самооценки в учебном! процессе не происходит автоматически, а является результатом реализации готовности к осуществлению такой деятельности.

2. Формирование готовности учащихся к самооценке личностного компонента своих учебных достижений возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

-рассмотрения в качестве предмета самооценки? учащегося не характеристик уровня, обученности ребенка, а еп> « учебного поведения » в единстве учебных поступков и учебных действий, осуществляемых на уроке, как внешнего проявления личностного компонента результата освоения образовательных программ: активности, самостоятельности , способности к волевому усилию и пр.;

-понимания готовности учащихся к самооценке на уроке как трёхкомпонентного феномена, представляющего собой динамическое единство когнитивной, мотивационной , и практической составляющих: наличие у учащегося понятий о самоконтроле и самооценке, потребности в самооценке и интереса к ней, умений и навыков, необходимых для ее осуществления;

-создания на уроке специально организованною дидактической ситуации, которая оставляет пространство для самооценки учащимся личностного компонента своих учебных достижений: использование форм- и методов проблемного обучения; творческая направленность учебных заданий ; включение специальных процедур индуцирования (наведения, побуждения) к деятельности самооценивания ; предоставление учащемуся максимальных возможностей для’ субъектного позиционирования во всех видах познавательной деятельности.

3. Определение уровня сформированное™ названной готовности опирается на. выявленные критерии’ и показатели, адекватные трёхкомпонентному составу феномена’ « готовность школьника к самооценке» на.уроке и характеризующиеся’наличием у учащегося понятий о самоконтроле и самооценке; потребности в-самооценке и интереса к ней, умений и навыков, необходимых для ее осуществления.

Организация исследования включала следующие этапы:

Г. Первый этап ( подготовительный )- (2004-2005 г.г.) связан, с изучением педагогической и психологической литературы, по проблеме исследования и ее анализом, определением цели,, задач, объекта и предмета исследования.

2. Второй этап (2005-2006 г.г.)? включал? в себя разработку педагогических условий формирования- готовности учащихся; к самооценке учебных1 достижений в условиях системно-деятельностного подхода в современной школе, выбор методов и базы исследования.

3. Третий этап (2006-2009 г.г.) был посвящен проведению« опытно-экспериментальной; работы, включающей констатирующий .и формирующий-этапы.

4. Четвертый: этап (заключительный) (2009-2011 г.г.) был посвящен проведению итоговой диагностики, анализу и обобщению результатов исследования; оформлению диссертационных материалов.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное . образовательное.учрелодение средняя общеобразовательная школа №14! г. Тулы, группы учащихся; 1 курса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тульский государственный технический колледж » имени конструктора-оружейника С.И. Мосина» (изучение общеобразовательных дисциплин).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнено понятие « оценивание учебных достижений учащихся » с учетом принципов системно-деятельностного подхода к обучению и общих требований Стандартов среднего образования к результатам освоения образовательных программ, включающее в себя характеристику оценивания как двуединого процесса взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.

2. Раскрыта психолого-педагогическая и социально-педагогическая сущность понятия « готовность к самооценке личностного компонента учебных достижений » в контексте системно-деятельностного подхода в обучении через характеристику её специфических свойств (единство когнитивной, практической и мотивационной составляющих).

3. Определено место самооценки в процессе оценивания учебных достижений учащихся в качестве его компонента.

4. Дано определение « учебного поведения учащегося » как предмета самооценки и внешнего проявления личностного компонента результата освоения образовательных программ.

5. Разработаны педагогические условия формирования готовности учащихся к самооценке личностного компонента учебных достижений в образовательном процессе ( самооценка является необходимым компонентом оценивания учебных достижений, в качестве её предмета выступает учебное поведение учащихся, дидактическая ситуация оставляет учащемуся пространства для осуществления самооценки своих учебных достижений).

6. Выявлены критерии сформированности у учащихся готовности к самооценке личностного компонента учебных достижений в учебном процессе на основе анализа природы изучаемого феномена.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты и выводы дополняют теорию воспитывающего обучения в части теоретико-технологических основ оценивания учебных достижений учащихся.

Результаты исследования в виде предложенных теоретико-технологических подходов к оцениванию учебных достижений учащихся могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, а также при разработке диагностических карт, моделей мониторинга образовательного процесса, уточнении аттестационных требований к учащимся и педагогам .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ралькова, Елена Александровна

1. С целью реализации условий формирования у учащихся готовности к самооценке собственных учебных достижений в учебном процессе в ходе эксперимента уделено внимание формированию трех ее компонентов: когнитивного, мотивационного и практического.

2. В рамках формирования когнитивного компонента готовности учащихся к самооценке уровень их информированности о самоконтроле и самооценке повысился по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента. Это было подтверждено на этапе проверки знаний на уроке по дисциплине « Обществознание ».

3. Благодаря внедрению системы заданий , оставляющих место для самооценки учащихся, на уроках создано пространство для формирования мотивационного компонента готовности учащихся к самооценке в учебном процессе; что проявилось в появлении у учащихся самоинтереса к собственным личностным достижениям в учебной деятельности.

4. Благодаря систематическому использованию коллективно-творческих заданий и « когнитивных карт » у учащихся сформирован практический компонент готовности к самооценке учебных достижений. Это нашло выражение в отмеченных учащимися навыках распределения и выполнения социальных ролей, планирования самостоятельной и коллективной деятельности, анализа собственных успехов на основе самоконтроля .

5. Экспериментально подтверждена существенная роль специальных процедур индуцирования (наведения, побуждения) учащихся к деятельности самооценивания в процессе создания дидактической ситуации как пространства формирования у них готовности к самооценке личностной составляющей своих учебных достижений.

6. Организационно-педагогические условия, реализуемые нами на формирующем этапе эксперимента, позволили сформировать у учащихся готовность к самооценке личностной составляющей учебных достижений в учебном процессе, что подтверждают изменения, произошедшие в личности детей экспериментальных групп с точки зрения их интереса и готовности к самооценке, их стремлении оценивать себя.

Проанализировав современные научные исследования по проблеме оценивания учебных достижений учащихся, мы выяснили, что, по мнению учёных — педагогов и психологов — оценочная деятельность в учебном процессе имеет большое значение. Оценка позволяет удовлетворить потребность ученика или учителя в информации ©»соответствии качества знаний и умений учащегося по предмету требованиям’ программы, а также выполняет ориентирующую, стимулирующую, воспитывающую функции.

Теоретический анализ психологической и педагогической литературы и современных требований к планируемым результатам образования позволил сделать вывод о тесной связи личностно ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов к обучению на основании- признания, ребенка « целью и ценностью » образования, « субъектом деятельности учения », осуществляемого с целью « личностного развития» в специально созданной образовательной системе.

Современные требования к планируемым результатам обучения, так как она; делает ребенка субъектом, становится его личностным свойством, личным опытом:

Самооценивание как деятельность должно быть обеспечено готовностью к ее осуществлению. Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам дать рабочее определение понятия « готовность (учащихся) к самооценке в учебном процессе ». Иод готовностью к самооценке мы будем понимать совокупность, знаний, мотивов и практических умений, направленных на осуществление деятельности самооценивания в учебном процессе.

Готовность учащегося к самооценке как личностное новообразование включает в себя три составляющих: когнитивную, мотивационную и практическую, характеризующихся соответственно наличием у учащегося понятий о самоконтроле и самооценке, самоинтереса и потребности в самооценке, умений и навыков ; необходимых для ее осуществления;

На констатирующем этапе эксперимента, применяя методы наблюдения и анкетирования , ш. выявили низкий уровень сформированности всех составляющих готовности учащихся к самооценке в учебном процессе, незначительную степень реализации преподавателями возможностей для формирования такой готовности.

На формирующем этапе эксперимента, привлекая преподавателей дисциплины « Обществознание », а также, опираясь напомощь психологической службы учебного заведения ; мы сформировали у участников эксперимента знания о таком свойстве личности как самооценка (когнитивный компонент готовности к самооценке).

Формирование мотивационного компонента готовности учащихся к самооценке в учебном процессе осуществлено благодаря внедрению системы заданий, включающих не только коллективно-творческие, но и дифференцированные и индивидуально-личностные. Повышение уровня сформированности этой составляющей самооценки выражалось в появлении у учащихся самоинтереса к собственным личностным достижениям’ в учебной деятельности, что зарегистрировано методом анкетирования.

Систематическое использование на уроках названных учебных заданий^ когнитивных карт способствовало формированию практической составляющей готовности учащихся к самооценке ( навыки целеполагания, планирования, самоконтроля и др.)

Дидактико-воспитательная ценность специальных, процедур индуцирования? (наведения, побуждения) учащихся, к деятельности самооценивания личностного компонента учебных достижений получила экспериментальное подтверждение.

Таким образом, реализация разработанной модели формирования готовности учащихся к самооценке учебных достижений в условиях системно-деятельностного подхода в современной школе, осуществлена, разработаны критерии* оценивания^ сформированности у учащихся- указанной готовности, у участников эксперимента по всем выявленным критериям наблюдается положительная динамика.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ралькова, Елена Александровна, 2011 год

1. Абасов, З.А. Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников / З.А. Абасов // Завуч . 2004. — №8. — С. 21-44.

2. Абасов, З.А. Формирование субъектной позиции ученика в обучении / З.А. Абасов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — №5. -С. 41-45.

3. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии / К.А. Абульханова. — М. : Наука, 1973.-288 с.

4. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова. — М.: Наука, 1980. 335 с.

5. Абульханова-Славская, К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности. Проблемы психологии личности / К.А. Абульханова. М. : Наука, 1982.-245 с.

6. Аксенов, A.A. Педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода к оценке учащихся младших классов Текст. : автореф. дис. .канд. пед . наук : 13.00.01 / A.A. Аксенов. — Рязань, 2002. 15 с.

7. Амонашвили , Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. М.: Педагогика , 1984. — 296 с.

8. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т.2 / под ред. A.A. Бодалева и др. — М. : Педагогика, 1980. 280 с.

9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологически труды в 2-х томах. Т. 1 / под ред. A.A. Бодалева и др. — М. : Педагогика, 1980. 232 с.

10. Андреев, A.A. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащегося на уроке Текст. : автореф. дис. . .канд. психол. наук : 19.00.07 / A.A. Андреев. Л., 1984. 16 с.

11. Арет, А.Я. Очерки по теории самовоспитания / А .Я. Арет. Фрунзе : Киргизский гос . университет, 1961. — 124 с.

12. Аристова, Л.П. Повышение самостоятельности и активности учащихся по основам наук в школе Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.П. Аристова. М., 1959. 16 с.

13. Бабанский , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. М. : Педагогика, 1989. — 560 с.

14. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. М. : Просвещение, 1982. — 314 с.

15. Белоконь, М.А. Личность, самооценка , эталон в профессиональном становлении субъектов учения Текст. : дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / М.А. Белоконь. Краснодар, 1999. — 175 с.

16. Берне, Р. Развитие Я-концепции и- воспитание. Пер с англ. /■ под ред. В.Я. Пилиповского . М. : Прогресс, 1986. — 421 с.

17. Бжалава, И.Т. Психология установки и кибернетика. / И.Т. Бжалава // В кн.: «Психологические исследования, посвященные 85-летию Д.Н.Узнадзе». Тбилиси : Мецниереба, 1973. — С. 35-38′.

18. Бодалев , А. А. Психология о личности /А. А. Бодал ев. — М; : Изд-во МГУ , 1988.-286 с.

19. Божович , Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Избр. психол. труды — М. : Межд. пед. академия, 1995. 212 с.

20. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — №2. — С. 4-14.

21. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском , возрасте / Л.И.’ Божович. -М. : Просвещение, 1968. — 464 с.

22. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Большая Российская энциклопедия, СПб. : Норинт, 2000. 1456 с.

23. Большой энциклопедический словарь (Биология) / Гл. редактор А.Н. Гиляров. М. : Научное изд-во Большая российская энциклопедия, 1999. — 933 с.

24. Бондаревская , Е.В. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Е.В. Бондаревская. — Ростов на Дону : Госпедуниверситет , 1995. -285 с.

25. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования / Е.В. Бондаревская // Методист . — 2003. -№2.-С. 2-6.

26. Борисова, Л.Г. Педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьников Текст. : дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.Г. Борисова. Калининград, 2001. — 200 с.

27. Бороздина, Л.В. Теретико-экспериментальное исследование самооценки Текст. : автореф. дис. .доктора психол. наук : 19.00.01 / Л.В. Бороздина. -М., 1999. 45 с.

28. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка / Л.В. Бороздина // Вопросы психологии. 1992. — №3. — С. 99-100.

29. Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника Текст. : автореф. дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / Л.Г. Бортникова. Сургут, 2000. 16 с.

30. Бостанджиева , Т.М. Психологическое обеспечение внедрения инноваций в образовательной сфере / Т.М. Бостанджиева // Инновации в образовании. 2003. — №4. — С. 49-55.

31. Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение / A.B. Брушлинский — М. : Знание, 1983. 96 с.

32. Бунеев , Р.Н. Личностно ориентированное образование / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс до и после. — 2003. №2. — С. 3-6.

33. Валовик, В.И. Педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности Текст. : дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / В.И. Валовик. Саратов, 2003. — 274 с.

34. Волочков, A.A. Активность субъекта бытия: интерактивный подход / A.A. Волочков Пермь : Пермский гос.пед.университет, 2007. — 305 с.

35. Вульфов, Б.З. Основы педагогики / под ред. Б.З. Вульфов и др. М. : Педагогика, 1995. — 415 с.

36. Век, X. Оценки и отметки / Пер. с нем. Пособие для учителя. М. : Просвещение, 1984. — 128 с.

37. Выготский , JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. A.B. Запорожец. М. : Педагогика, 1984. — Т. 4. — 433с.

38. Вяткин, Л.Г. Теоретические основы развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка Текст. : автореф. дис. .докторапед. наук : 13.00.01 / Л.Г. Вяткин. — Саратов, 1988. 34 с.

39. Вяткин , Л.Г. Механизм реализации личностно ориентированного образовательного процесса. Монография / Л.Г. Вяткин, A.A. Кармаев , О.Б. Капичникова. Балашов : Изд-во БГПИ > 1999. — 98 с:I

40. Гавакова , Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся 5-8 классов в учебной деятельности Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.И. Гавакова. Киев, 1964. — 244 с.

41. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов 3-е изд. — М. : Книжный дом Университет, 2000. — 330 с.

42. Геллерштейн, С.Г. Проблема психологии профессий в системе советской психотехники / С.Г. Геллерштейн // VII международная психотехническая конференция. — М. — Л. : Государственное социально-экономическое издательство, 1931.-31 с.

43. Гин, A.A. Принципы педагогической техники: пособие для учителя / A.A. Гин М. :Бита-Пресс, 2004: — 88 с.

44. Гладкая, ИШ1 Особенности! контроля уровня достижений учащихся в системе развивающегося обучения Текст. : дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / И.В; Гладкая. СПб., . 1996. — 211 с.

45. Гладкая, И.В. Оценка образовательных результатов- .школьника: Учебно-методическое пособие / под общ.ред. А.П. Тряпицыной . — СПб; : КАРО, 2008. 144 с.

46. Гоголев, Н.В. Дидактические условия формирования реального жизненного опыта учащихся в процессе обучения Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук;: 13:00:01 / Н:В1 Гоголев. Тула; 2002: 22 с:

47. Гранин, Ю:Д. О1 гносеологическом содержании понятия « оценка » / Ю.Д. Гранин // Вопросы философии. — 1987. — №6. — С. 45—56.52. . Давыдов^ В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М: : 1996.-237 сг

48. Данилюк , А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: / А.Я. Данилюк , А.М. Кондаков, В.А. Тишков:-М: : « Просвещение », 2009. 23’с.

49. Дидактика : уч. пособие / под. ред. O.A. Абдуллиной . — М. : изд-во Прометей МПГУ им. В.И.Ленина, 1992. 249 с.

50. Добрынин, Н.Ф. Проблема активности личности, активности сознания: ученые записки t.XXXVI; вып. 2 / Н.Ф. Добрынин — М. : МГПИ им. В.П. Потемкина, 1954. 214 с.

51. Дошкольная педагогика: учебник / В.И. Ддэшко, Ф.И. Сохин , Т.А. Ильина. — М.: Просвещение, 1986. — 415 с.

52. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст. : автореф. дис. .доктора пед. наук : 13.00.08 / K.M. Дурай-Новакова. -М., 1983. 33 с.

53. Дьяченко , М.И. Готовность к деятельности в* напряженных ситуациях / М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович , В.А. Пономаренко. Минск. : изд-во Университетское, 1985. — 206 с.

54. Журавлев, А.И. Воспитываем профессионала и гражданина / А.И. Журавлев // СПО 2006. — №1. — С. 20.

55. Загвязинский , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших пед: уч. завед . / В.И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001.- 192 с.

56. Зайцев, В. Мониторинг как способ управления качеством обучения / В.Зайцев // Народное образование. 2002. — №9. с. 83-93.

57. Занков , Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. — М. : Педагогика, 1990. 424 с.

58. Заславская, O.B. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы / О.В.Заславская. — Тула : ТО ИРО , 1997. — 187с.

59. Заславская, О.В. Процесс обучения и его функции в развитии воспитательной системы школы Текст. : дис. .доктора пед. наук : 13.00.01 / О.В. Заславская. -М., 1997. 287 с.

60. Захарова, A.B. Генезис самооценки Текст. : автореф. дис. .доктора психол. наук : 19.00.07 / A.B. Захарова. М., 1989. 44 с.

61. Захарова, A.B. Психология учения старшеклассников / A.B. Захарова.- М.: Знание, 1986. №9. — 64 с.

62. Захарова , A.B. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности / A.B. Захарова, Г.Ю. Андрущенко // Вопросы* психологии. 1980. — №4. — С. 90-99.

63. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя / Н.М. Зверева.

64. М. : Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.

65. Зеер , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова , Э.Э. Сыманюк. — М. : Моск. психолого-социальный институт, 2005. 216 с.

66. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. — М. : Исследоват. Центр проблем кач-ва подготовки спец-ов, 2004. 135 с.

67. Зюбин, JI.M. Психологический анализ умственной активности учащихся в учебной деятельности Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук (по психологии) : 13.00.01 / JI.M. Зюбин. Л., 1955. 14 с.

68. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин — СПб. : Питер, 2006. -512 с.

69. Илюшин, Л.С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе Текст. : дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Л’.С. Илюшин. СПб., 1995. — 212 с.

70. Казакина , М.Г. Самооценка личности школьника и педагогическиеусловия ее формирования / М.Г. Казакина. — Л. : Ленингр. Гос. пед.’инст. им. А.И. Герцена, 1981. 69 с.

71. Казанина, С.М. Знаниие и (или) развитие / С.М. Казанина // СПО2006.-№1.-С. 5-9. ** «

72. Капитонова, Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.0Ь / Т.А. Капитонова. Саратов, 1996. 20 с. *

73. Каталин, Д. Роль оценки учителя® и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Д. Каталин. -М., 1981.16 с.

74. Кларин , М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. 2004. — №2. — С. 6-7.

75. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие / Е.А. Климов М. : АКАДЕМИЯ, 2004. — 239 с.

76. Ковалев, А.Г. Психология личности / A.F. Ковалев. — М. : ‘ Просвещение, 1970. — 27.7 с. 1

77. Ковалев, C.B. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / C.B. Ковалев -М. : Просвещение, 1991. 134 с.

78. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон -М. : Политиздат, 1984. 467 с.Л

79. Конаржевский , Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский М. : Педагогический поиск, 2000. — 336 с.

80. Колеченко , A.K. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. СПб. : КАРО, 2004. — 368 с.

81. Корнилов, К.Н. Воля и ее воспитание / К.Н. Корнилов. — М. : Знание, 1957.-74 с.

82. Коршунова, JI.C. Творчество и мировоззрение. Методологический аспект / JI.C. Коршунова. — М. : Знание, 1982. — 40 с.

83. Котик, М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. — Таллин : Валгус, 1981.-363 с.

84. Краснова, Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов Текст. : дис. . .канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.В. Краснова. Чебоксары, 1997. — 167 с.

85. Ксензова , Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова -М. : Педагогическое общество России, 2000. — 121 с.

86. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина — М. : Высшая школа, 1990.-117 с.

87. Кулюткин , Ю.Н. Личность. Внутренний мир и саморегуляция / авт.сост. Кулюткин Ю.Н. — СПб. : Тускарора, 1996. — 174 с.

88. Куненков, С.А. Место самооценки в структуре Я-концепции подростка / С.А. Куненков. М. : Московский откр. социал. университет, 2004. -42 с.

89. Курдюкова, H.A. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: дис. .канд. психол. наук. — Спб. : 1997.-201 с.

90. Курносова, С.А. Формирование у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференцированного обучения Текст. : дис. .канд. пед. наук-: 13.00.01 / С.А. Курносова. Челябинск, 2000.-212 с.

91. Левитов, Н.Д. Психология труда / Н.Д. Левитов. — М. : Учпедгиз , 1963.-321 с.

92. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.

93. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — М. : Изд-во Моск. университета, 1981. — 584 с.

94. Лернер , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер М.: Педагогика, 1981. — 185 с.

95. Лернер, И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? / И.Я. Лернер М.: Знание, 1978. — 47 с.

96. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. М. : Знание, 1974.-64 с.

97. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина.-М. : Просвещение, 1968. 144 с.

98. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника Текст. : автореф.i•дис. .доктора психол. наук : 19.00.01 / А.И. Липкина. -М., 1974. 35 с.

99. Липкина, А.И Самооценка школьника / А.И. Липкина. М. : Знание, 1976. — 64 с.

100. Липкина, А.И.,Критичность и самооценка в учебной деятельности /\

101. А.И. Липкина , Л.А. Рыбак. М.: Просвещение, 1968. — 144 с.

102. Липман, О. Профессиональные способности и выбор профессии / Перевод с нем. д-ра А. Молыси. Берлин : Практик, 1923. — 66 с.

103. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М. : Наука, 1999. — 350 с.

104. Луцай, Е.В.Контроль и оценка личностных достижений учащихся в современной развивающейся школе Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.В. Луцай. Псков, 2001. — 187 с.

105. Лында , A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся / А.С.Лында. М. : Высшая школа, 1979. — 156 с.

106. Марищук , B.J1. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств; Текст.;.: автореф дис. доктора психол. наук: 19.00.03 / В.Л. Марищук.- Л., 1982. 45 с.

107. Мартьянова, Ю.П. Я-концепция и самооценка школьника / Ю.П; Мартьянова // Психология и практика: : Ежегодник Росс Психолог. Общества -Ярославль, 1998t-Т.А вып.2. — €.131-133.

108. Марухина, О.В.,Системный подход к оценке качества образования / OiBi Марухина //. Стандарты ткачество. 2002.- №3; — С. 37-55.

109. Махмутов , М.И. Современный урок. Вопросы, теории / М.И. Махмутов М.: Педагогика, 1985. — 191 с.

110. М9. Менчинская ,H.A. Проблемы учения и умственного, развития школьника / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — • 224 с. ,

111. Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии.-Кировоград : 1988. — 56 с.

112. Накова, И.Р. Готовность к обучению й ее формирование / И.Р. Накова Нальчик : Кабардино-Балкар.университет, 2001. — 34 с.

113. Немов , P.C. Психология образования; / P.C. Немов. — М. : Просвещение, Владос , 1994. 315 с.

114. Об отмене- отметок. Постановление нар. комиссара по просвещению, май 1918. Сб. декретов. вып. №1. — С. 95.

115. Овчинников, Д.А. Формирование у старшеклассников опыта субъектногопозиционированиявучебномпроцессегимназии Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Д.А. Овчинников. Ярославль, 2008. 23 с.

116. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С И. Ожегов М. : Русский язык, 1984.-816 с.

117. Оскарссон , Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана / Б. Оскарссон // В кн. « Оценка качества профессионального образования » / Под ред В.И. Байденко , Дж.ван Затворта. М. : 2001. — 180 с.

118. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под;редакцией:Н:В. Дубровиной ; Б.С. Круглова. — М. : 1988. 135 с.

119. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий . Часть 1. М. : « Просвещение », 2009. -215 с.

120. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе / сост. Э.А. Красновский. М. : Дрофа, 2001. — 64 с.

121. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич . Мн; : Современное слово, 2005. — 720 с.

122. Педагогика / под ред. П:И. Пидкасистого . М. : Просвещение, 1996.- 423 с. ‘

123. Петровский; A.B. Введение: в психологию / A.B. Петровский. М. : Академия, 1995. — 367 с.

124. Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности / A.B. Петровский.-Р-н-Д.: Феникс,.1996. 509 с.

125. Пйдкасистый, П.И., Корогяев, Б.И. Организация деятельности ученика ; на*.уроке. / П.И. Пидкасистый, И^Б. Коротяев .,- Mi, : Знание, 1985. -№3: — 80с:

126. Пидкасистый , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьниковтюбучении / П;И. Пидкасистый. М. : Знание, 1980. — 176 с.

127. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории педагогики,, т.2. / А.И: Пискунов. М. : ТЦ Сфера, 2006. — 464 с.

128. Платонов, K.K. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-256 с.

129. Планируемые результаты начального общего * образования / под. ред. Г.С. Ковалевой , О.Б. Логиновой. -М. : Просвещение, 2009. 120 с.

130. Подласый , И.П. Педагогика / И.П. Подласый. М. : Владос, 1999. — кн. 1. — 576 с.

131. Полонский, В.М. Оценка знаний школьника / В.М. Полонский. — М. : Знание, 1981.-68 с.

132. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения / С.Д. Поляков. М.: Новая школа, 2004. — 304 с.

133. Прагнишвили, A.C. Проблема установки нач современном уровне разработки грузинской психологической школой / A.C. Прагнишвили. // В кн.: Психологические исследования, посвященные 85-летию Д.Н. Узнадзе . — Тбилиси: Мецниереба, 1973. С. 11-13.

134. Прихожан, A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / A.M. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М. : 1988. — 44»с.

135. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсмена к соревнованиям / под ред. П.А. Рудика и А.Ц. Пуни. М. : Физкультура и спорт, 1969.-272 с.

136. Психологический словарь. М. : Педагогика, 1983. — 827 с.

137. Психология. Словарь. / Под. общ. ред. A.B. Петровского , М.Т. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990. — 494 с.

138. Психология и педагогика. Учебное пособие / под ред. К.А. Абульхановой , Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина . М. : Совершенство, 1998. — 320 с.

139. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е.Д. Божович. — М. : Моск. психолого-социальный институт, Воронеж : МОДЭК , 2000. 192 с.

140. Психология развития: Учеб. для студ . высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М. : Академия, 2005. — 528 с.

141. Пуни , А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте : избранные лекции / А.Ц. Пуни. — М. : Физкультура и спорт , 1973. 31 с.

142. Пушкин,В.Н. Железнодорожная психология / В.Н.Пушкин, J1.C. Нерсесян. М.: Транспорт, 1972. — 239 с.

143. Реан , A.A. Практическая диагностика личности: учеб. пособие / A.A. Реан. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 224 с.

144. Реан, A.A. Социально-педагогическая психология: учеб. пособие /

145. A.A. Реан , Я.Л. Коломинский. СПб. : Питер, 2000. — 445 с.

146. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. -М. : Вече аст, 2000. 783 с.

147. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / гл.ред.

148. B.В. Давыдов. -М. : Большая Российская Энциклопедия, 1993. 608 с.

149. Рубинштейн , С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн -СПб.: Питер, 2002. 720 с.

150. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн* М.: Педагогика, 1973 — 416 с.

151. Рудик , П.А. Структура спортивной деятельности: лекции для студентов институтов физической культуры / П.А. Рудик М. : ГЦОЛИФК, 1980.-40 с.

152. Рылова, В.В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников Текст. : дисс. . .канд. пед. наук : 13.00.01 / В.В. Рылова. Киров, 2001. — 200 с.

153. Селиванов, В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производительным трудом / В.И. Селиванов. М.: Высшая школа, 1980′ — 93 с.

154. Селиванов, В.И. Волевая регуляция активности личности / В.И. Селиванов // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — №4. — С. 105—110.

155. Сериков , В.В Образование и личность: теория и практикагпроектирования педагогических систем / В.В. Сериков. — М : Логос, 1999. —384 с.

156. Сериков, В.В. Субъективная реальность педагога / В:В: Сериков,’// Педагогика.-2005.-№10.-С. 53-61. ‘ ‘

157. Симоненко , И.А. Развитие адекватности и устойчивости самооценки младших школьников в учебной деятельности Текст., : автореф., дис: • .канд. психол. наук : 19.00.07 / И.А. Симоненко. СПб, 2000. 20 с.

158. Симонов, В.П. Педагогический»менеджмент:’.ноугхау в образовании:: учеб. пособие по курсу « Управление педагогическими системами » / В.П. Симонов. М.: Высш. образование, 2007. — 357 с. ;

159. Слободчиков , В.И. Основы психологической антропологии.

160. Степанова, Е.В. Коммуникативная готовность дошкольников к учебной деятельности Текст. : автореф. дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / Е.В. Степанова. -М., 1999. 25 с.

161. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М., : изд. МГУ, 1983.-284 с.

162. Стратегия- модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М. : Национальный фонд подготовки кадров, 2001. — 95 с.

163. Страхов, И.В. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся / И.В: Страхов // Советская педагогика. 1962. — №2. — С. 45-55.

164. Субетто , А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И. Субетто. СПб. — М. : Исследоват. центр проблем кач-ва подгки спец-ов, 2006. — 72 с.

165. Сулейманова, J1:M. Самооценка и уровень притязаний учащихся 9 классов в разных социокультурных условиях Текст. : автореф. дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / Л.М. Сулейманова. Калуга, 2004. 22 с.

166. Сухов, В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: Монография. / В.П. Сухов. СПб. : изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 155-с.

167. Талызина , Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студентов средн. пед. уч. заведений / Н.Ф. Талызина М. : Академия, 1999. — 287 с.

168. Тарасова, Н.В. Мировой опыт реализации» компетентностного подхода в профессиональном образовании / Н.В’. Тарасова // СПО: 2007. — №2. -С. 35-40.

169. Терещенко, И.Е. Гуманизация процесса оценивания достижений-учащихся в современном общем начальном образовании Текст. : дисс. .канд. пед. наук : 13.00.01 / И.Е. Терещенко. -М., 1996.-220 с.

170. Трофимова , Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, E.H. Еремина // Педагогика. 2003. -№2.-С. 42-47.

171. Туулик , М.А. Оценивание как социально-воспитательное явление Текст. : автореф. дис. .доктора, пед. наук : 13.00.01 / М.А. Туулик. Таллин, 1991.27 с.

172. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. 50 с.

173. Федеральный;-государственный образовательный стандарт общего образования: среднее (полное) общее образование. Проект. — М.: Институт стратегических исследовании в образовании РАО , 15.04.2011 г. -41 с.

174. Федяев; A.A. Соотношение уровня притязаний, мотивации достижения и самооценки на этапе профессионального становления личности* Текст.: дисс. .канд. психол. наук : 19.00.13/ A.A. Федяев. СПб., 2005. -229 с.

175. Фокин, ЮЛ ‘. Теория и технология обучения ( деятельностный подход) / Ю.Г. Фокин. М:: Академия; 2008.-240 с.

176. Хуторской , A.B. Современная’ дидактика: учебник для вузов / A.Bi Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 353 с.203: Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И: Чеснокова. М. : Наука, 1977. — 144 с.

177. Шафранова, A.C. Из опыта изучения труда работников просвещения / A.C. Шафранова. — М.: Работник просвещения, 1925. 193 с.

178. Шевандрин , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. М. : Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 148 с.

179. Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сб. научно-методических работ / под ред. В.В. Серикова , Т.В. Черниковой. М. : Междунар. пед. академия, 2003. — 320 с.

180. Шумилина, Н.Х. Формирование готовности учащихся старших классов к самоконтролю в процессе обучения Текст. : дисс. .канд. пед. наук.: 13.00.01 /Н.Х. Шумилина. Пенза, 2002. — 197 с.

181. Щукина , Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. М. : Педагогика, 1988. -205 с.

182. Якиманская , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 2000. — 125 с.

183. Якиманская, И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования / И.С. Якиманская // Психологические критерии качества знаний школьников: сб. научн. трудов. М. : 1990. — С. 5-20.

184. Якунин , В.А. Педагогическая психология: учебн. пособие / В.А. Якунин. СПб. : Европ. институт экспертов Изд-во Михайлова В.А., Полиус, 1998.-639 с.

Самооценка ва ковалев