Самооценка я концепция личности

Я — концепция личности

Главная > Контрольная работа >Психология

Министерство Образования Московской Области

Московский Государственный Областной Университет

Кафедра психологического консультирования

Специальность: психология 5,5 лет обучения

По предмету: Психология личности

Тема: «Я» — концепция личности»

Выполнил: студентка 4 курса

1. Понятие «Я» — концепции

2. Составляющие «Я» — концепции

2.1 Когнитивная составляющая «Я» — концепции

2.2 Оценочная составляющая «Я» — концепции

2.3 Поведенческая составляющая «Я» — концепции

3. «Я» — концепция в различных теориях личности

4. Развитие «Я» — концепции

4.1 Факторы, влияющие на развитие Я — концепции

4.2 Источники развития и формирования Я — концепции

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция. Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она есть для других.

Человек все больше и больше контактирует с обществом, строит различные социальные связи, становится взаимозависимым с окружающими, и поэтому самоопределение и самореализация чрезвычайно важны в жизни каждого человека. Что личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой бы ей хотелось быть на самом деле? Эти и многие другие вопросы освещает «Я — концепция».

Поэтому, целью данной работы является рассмотрение общего понятия, структуры, различных психологических теорий Я — концепции, факторов ее развития и значения, для чего стоит обратиться к научным трудам известных психологов.

1. Понятие «Я» — концепции.

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я — концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

Образ Я – представление индивида о самом себе.

Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

2. Составляющие «Я» — концепции (по Р.Бернсу).

Рассмотрим подробнее эти три основные составляющие Я-концепции:

2.1 Когнитивная составляющая «Я» — концепции.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Оценочная составляющая «Я» — концепции.

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

2.3 Поведенческая составляющая «Я» — концепции.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

Мы рассмотрели понятие Я-концепции. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

Самооценка как компонент Я-концепции личности

Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).

Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.

Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.

Самооценка – один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности – стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

Самооценка – сложно е образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Источником оценочных представлений человека о себе являются окружающие люди, социальные реакции на появления его личности. Иными словами, не только сам о себе выносит суждение, а склонен оценивать себя так. Как, по его мнению. Его оценивают другие. На самооценку влияют достижения личности. Чем значительнее будут успехи личности. Тем выше будет ее самооценка.

Принято различать адекватную и неадекватную самооценку. Термин адекватность предполагает наличие в самооценке той или иной степени самокритичности, понимания резервов собственного развития.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои достижения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого. Любая неадекватная самооценка – завышенная или заниженная – затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной заботой и любовью независимо вне зависимости от того, каков он.

Постоянное проявление родительской безусловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Психология располагает экспериментальными методами для выявления самооценки человека. Так, например, идеально и реальное «Я» по ряду эталонных качеств: успех, красота, ум и др. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность экспериментатору судить о том, каков «Я-образ» человека, выраженный количественно.

Самосознание, «Я-концепция» личности, самооценка и уровень притязаний личности. Их взаимосвязь;

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Критерии самосознания:

1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2. осознание своей активности – «Я управляю собой»;

3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1. отношение к себе;

2. отношение к другим людям;

3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Самосознание и Я — концепция личности. Самооценка и уровень притязаний.

Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок Я-Концепция — это обобщение нашего опыта, которая дает вам знание того, кто вы есть ( или более точно, как вы о себе думаете), созданная из множества разных качеств. Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция — это \»теория самого себя\». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.

Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья.

Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.

С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.

Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.

Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».

Самооценка основывается на вашей оценке (+/-) вашей Я-концепции на соответствие вашим ценностям. Если вам нравится содержание вашей Я-концепции, то у вас «высокая» самооценка, если оно вам не нравится, то ваша самооценка низкая. (Самооценка находится на более высоком логическом уровне, чем Я-Концепция, поскольку это обобщение в отношении обобщения).

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности\:

— оценка других людей\;

— круг значимых других или референтная группа\;

— актуальное сравнение с другими\;

— сравнение реального и идеального Я\;

— измерение результатов своей деятельности.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Психология — конспекты, шпаргалки, рефераты, лекции

Самосознание и Я-концепция личности

Сознание человека сориентирована не только на отражение внешних объектов — она может быть направлена на познание себя (внутреннего мира, деятельности). Осознание человеком самого себя называют самосознанием.

Самосознание — осознание человеком себя как личности (своих качеств и черт, отношений с другими людьми, места и роли в обществе).

Самосознание позволяет осмыслить свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, свое место в обществе. Ее объектом является сама личность. В ней она предстает и как субъект, и как объект познания. Благодаря ей человек осознает себя как индивидуальную реальность, отделенную от природы и других людей. Через самопознание человек приобретает определенные знания о себе. Сначала они предстают как ситуативные образы собственного Я, возникающие в конкретных условиях деятельности и общения. Затем эти образы постепенно интегрируются в целостный, адекватный, субъективный образ своего Я. Результатом самопознания является создание Я-концепции личности.

Я-концепция личности. Формируется она в процессе жизнедеятельности, одновременно влияя на развитие, деятельность и поведение личности, как установка по себе.

Я-концепция (лат. conceptio — восприятие) — динамическая система представлений человека о себе, на основе которой она строит взаимоотношения с другими людьми.

Как любая установка, она имеет три компонента:

1) когнитивный — представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;

2) эмоционально-оценочный, в котором отражается отношение к себе (самоуважение, самокритичность, самовлюбленность и др..)

3) поведенческий — стремление завоевать авторитет, повысить свой статус или пытаться быть незаметным, скрыть свои недостатки.

Вследствие повседневной деятельности и взаимодействия с другими людьми в личности возникает множество образов Я, каждый из которых доминирует зависимости от ситуации. Так, различают Я-прошлое, Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое и др.. Я-реальное — представление человека о себе в данный момент. Я-идеальное — представление о том, какой она должна быть, чтобы соответствовать общественным нормам и ожиданиям окружающих. Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным является мощным стимулом для работы личности над собой.

Становления Я-концепции личности происходит постепенно в процессе накопления жизненного опыта. Развиваясь, она начинает влиять на оценку этого опыта, на мечты и прогнозы собственного будущего, на отношение личности к себе. Центральным компонентом Я-концепции является самооценка.

Познавая черты другого человека, личность получает необходимые сведения для выработки собственной оценки. По сравнению своих качеств с соответствующими качествами других людей в личности формируется самооценка.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

За соответствием реалиям самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка, в свою очередь, делится на завышенную и заниженную. Сильно завышена, как сильно занижена, самооценка чревата внутренние конфликты личности. Завышенная самооценка часто вызывает противодействие окружающих, что порождает озлобленность, подозрительность, агрессию и приводит к разрыву межличностных отношений. Очень низкая самооценка обусловливает развитие комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, тревожности, безынициативности.

Самооценка выполняет регулятивную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми. Тесно связана она с уровнем притязаний.

Формируясь на основе самооценки, он является важным внутренним фактором саморазвития и самореализации личности.

Уровень притязаний — стремление достичь цели той сложности, на которую человек считает себя способным.

Зависимости от самооценки он тоже может быть адекватным возможностям человека, заниженным или завышенным. Человек с заниженным уровнем, встретившись с новыми задачами, переживает неуверенность, тревогу, боится потерять свой авторитет, а потому пытается отказаться от них. Поэтому и не использует свои потенциальные возможности. При завышенном уровне притязаний индивид берется решать непосильные проблемы, а потому часто испытывает неудач.

Самосознание личности через механизм самооценки чувствительна к соотношению уровня притязаний и реальных достижений. С этим феноменом связана самоуважение.

Являясь важным компонентом образа Я, она определяет отношение притязаний человека к тому, на что она претендует. Термин «самоуважение» не определяют, а используется в бытовом понимании как компонент самосознания, в котором выражается бережное и уважительное отношение к собственному Я. Личность всегда характеризует забота о себе.

По мнению американского психолога У. Джемса, самоуважение можно представить формулой: самоуважение = успех: притязания. Для сохранения самоуважения человек в одном случае должна проявить большую активность, чтобы достичь успеха, что является непростой задачей. В другом — снизить уровень притязаний, при котором самоуважение сохраняется даже при незначительном успеха. Второй путь является одним из случаев психологической защиты своего образа Я, причем пассивного.

В ситуациях возможного или реального неуспеха в деятельности для реализации потребности быть полноценной личностью часто прибегают к психологической защиты.

Психологическая защита — регулятивная система, которую личность использует для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих Я-образа, и сохраняет его на желаемом и возможном при определенных обстоятельствах уровне.

Защитные механизмы вступают в действие, когда личность при определенных условиях не может достичь поставленной цели. К этим механизмам относятся отрицание, вытеснение, проекция, рационализация, замещение и др..

Отрицание — попытка человека не воспринимать сообщение ее волнует и может привести к внутреннему конфликту.

Так, при массовом опросе людей на вопрос «убедили вас сообщения прессы о том, что курение может вызвать заболевание раком легких?» Положительно ответили 54 процента тех, кто не курит, и только 28 процентов курильщиков.

Вытеснение — способ избежать внутреннего конфликта, удалив из сознания неприятную информацию.

Человек быстро забывает о тех безобразиях, которые совершила, и горести, которые нанесла другим людям.

Проекция (лат. projectio — выбрасывание) — неосознанное перенесение собственных желаний и переживаний, в которых человек не хочет признаться себе через их социальную неприемлемость, на других людей.

Например, оскорбив партнера по общению, индивид неосознанно пытается переложить на него за это вину, мотивируя тем, что он ее спровоцировал.

Рационализация (лат. rationalis — понимание) — псевдорозумне объяснение человеком своих желаний, поступков, обусловлено причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

Не достигнув желаемого, человек убеждает себя в том, что объект желаний для нее не очень важен и она его не очень стремилась.

Замещение — перенос действия с недоступного объекта на доступный.

Оно снимает напряжение и вызывает психологическую разрядку. Например, раздражение, возникшее во время неудачного испытания машины, конструктор часто переносит на подчиненных.

Действие защитных механизмов направлена на сохранение внутреннего равновесия путем вытеснения из сознания всего того, что угрожает системе имеющихся ценностей.

Все компоненты самосознания личности, о которых говорилось выше, не являются врожденными. их формирование и развитие зависит от условий жизни человека и воспитания.

Таким образом, процесс развития личности и совершенствования ее качества происходит через усложнение форм ее психической деятельности вследствие продолжительной активного взаимодействия с окружающим миром. Этот процесс является длительным, сложным. Появление новых психических образований происходит путем преодоления личностью внутренних противоречий, которые постоянно возникают.

Самооценка я концепция личности