Особенности самооценки в позднем возрасте

Особенности самооценки в позднем возрасте

В зрелой личности усиливается когнитивный компонент самооценки, поскольку в этот период человек, успешно функционирует, имеет достаточно знаний для того, чтобы объективно оценивать себя

В зрелом взрослом возрасте, когда интериоризация оценок социального окружения уже состоялась, самооценка человека в большей степени ориентирована на внутренние эталоны. При этом эмоциональная составляющая самооценки становится б более сдержанной. По мнению. АВЗахаровои, эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом постепенно дифференцируются и обобщаетсяться.

Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонента самооценки, которая характерна для гармонично развитой личности на ранних стадиях взрослости, в период зрелости имеет тенденцию усиления когнитивных ной звена. Осознанное, взвешенное, реалистическое отношение к себе приводит к тому, что знания о себе начинают регулировать и контролировать эмоции, которые адресуются собственном»Яuot;Я».

В молодости и ранней взрослости существует значительное количество частных самооценок, пересекающихся конфликтно взаимодействуют, борясь приоритетности именно тех фрагментов личности, они детерминируют ( (внешность, профессиональные свойства, характерологические особенности и т.д.). В период зрелого взрослого возраста анализ и оценка частных. Я-образов для личности не является актуальным. Личность продолжает ческие ваться на то. Я-образ, который на предыдущих этапах развития был определен как наиболее значимый. Таким образом, количество частных, дискретных самооценок уменьшается и самооценка приобретает более обобщим ного видяду.

Некоторые исследователи утверждают, что общая самооценка, отражает положительное или отрицательное отношение ко всем аспектам сферы»Я», сводится к эмоционально-ценностного отношения личности к самой себе. О. Однако, положительное или отрицательное отношение является результатом соответствующего когнитивного программирования, отражением мыслей и установок человека. Эмоции в этом случае являются производными от эмпирической проверки лиц истисних когницийних когніцій.

Другая позиция исследователей по взаимодействию частных (дискретных) и общей самооценки связана с утверждением, что идентичность частных самооценок свидетельствует о незрелости общей самооценки особист занятости как целостного образования. При этом общая самооценка интерпретируется как иерархическая система частичных самооценок, находящихся в динамическом взаимозависимости; где целостная самооценка не является простой механической совокупностью отдельных компонентев.

ИИЧеснокова утверждает, что в процессе становления общей самооценки ведущую роль играет когнитивный компонент, поскольку он выполняет функцию обобщения важнейших для личности самооценок, й их синтез и формирование»ценностной»самооценки, которая отражает сущностные свойства властивості.

Анализируя временной аспект проблемы самооценки, исследователи выделяют несколько ее видов: прогностическая, актуальная (коррекционная) и ретроспективная

На каждом этапе развития личности данные виды самооценки проявляются по-разному, разные возрастные стадии характеризуются преобладанием одного из них. Так, в молодом возрасте самооценка личности имеет прогн ностичну направленность. В зрелом периоде она больше отражает актуальные проявления человека, выполняя регулирующую и корректирующую функции. В зрелом взрослом возрасте у профессиональной и личной жизни человека хо ется подведение итогов, по тем направлениям, где были сделаны наиболее значительные и самостоятельные шаги для самоактуализации. При этом личность не только констатирует свою успешность или неуспешность но и пытается объяснить причины этих успехов или неудач. Такой анализ обеспечивается ретроспективой развития и актуализации конкретных. Я-образов человека. В то же время ретроспективная самооценка детермини является анализ и выводы в соответствии с собственного поведения и деятельностиьності.

Удовлетворенность человека своими достижениями зависит от представления свой уровень результативности, то есть уровня притязаний в различных сферах. Прогностическая самооценка оценивается как уровень возможных достижений лю. Иудины в той или иной актуальной ситуацииї.

В зрелом взрослом возрасте, в структуре. Я-концепции успешной личности прогностическая составляющая самооценки начинает менять свое содержание. Если раньше ее содержимое шире и многоплановым (личность, жила ожиданиями и стремлениями к самоактуализации, планировала значительные достижения в разных сферах), то сейчас он концентрируется на тех направлениях деятельности, которые приносят удовольствие в ситуации дост ения, или требуют чрезмерных затрат сил (учитывая личностные ориентации).

Я-образ зрелой личности в данный период трансформируется в. Я-образ, который связан с обеспечением развития других людей (детей, учащихся, младших коллег и т.п.)

В зрелом возрасте сокращение реального времени самоактуализации идеальной. Я-концепции человека предопределяет ее реорганизацию. Сбалансированное соотношение. Я-реального и. Я-идеального меняется усилением значущос сти. Я-реального.

Негативная оценка реальной. Я-концепции отдаляет в личностном пространстве и времени идеальный. Я-образ. Последствиями этого могут быть:

o попытка блокировать идеальный. Я-образ;

o попытка рационализировать неадекватный реальный. Я-образ;

o попытка найти замену негативному. Я-образа с помощью защитного. Я-образа (иногда с помощью патологических механизмов защиты)

Я-концепция и изменение социальных ролей

Как уже отмечалось ранее, человек в зрелом взрослом возрасте может менять свои социальные роли — социально одобренные формы поведения, которые ожидаются от индивида, занимающего определенную позицию в системе обще ильних и межличностных отношений. Она становится частью поколения, которое»управляет делами»: управляет различными органами государственной власти, предприятиями, выполняет созидательную роль в обществе и существенно влияет на о цесс его развития. Поэтому для людей этого возраста актуальна проблема социального одобрения. Эта проблема возникает в ситуациях внутренних самоотчетов (сравнение желаний и целей, убеждений и чувств с социал льным установками, ценностями, ожиданиями), касающихся сфер, где существуют общепринятые эталоны правильного способа (порядка) действий, рассуждения тощркування тощо.

Исследователи отмечают, что различные составляющие. Я-концепции связаны между собой слабее, чем каждая из них в отдельности со степенью социального одобрения. Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные власти ивости — одно из важных стремлений человека, которое существенно влияет на. Я-концепцию. Поэтому образ самого себя, в который человек верит, включает свойства, которыми человек стремится овладеть и сознательно признает в себе. Лю ди часто пытаются более выгодно представить себя с точки зрения социального одобрения, особенно в ситуациях, когда. Я-образ связан с определенным социальным статусом (понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и степень ее психологического воздействия на свою социальную группу):. Я-образ общественного деятеля,. Я-образ правозащитника т.п.. Таким образом, значительное количество людей используют ет определенную стратегию самопрезентации, которая влияет на. Я-образ, его социальную складовдову.

РБаумейстер выделяет две стратегии самопрезентации:»удовлетворяющая»,»самоконструювальна»

«Удовлетворяя»стратегия человека определяется критериями, которые закреплены в определенной социальной группе, и направлена ??на то, чтобы выгодно представить себя (подстроиться к социальной группе) и получить вин награду (одобрениесхвалення).

«Самоконструювальна»стратегия направлена ??на поддержку и укрепление идеального»Я», то есть предопределяется желанием человека произвести впечатление за счет тех свойств, которые входят в ее идеальное»Я»

Если поведение человека меняется в разных группах, это дает возможность утверждать использования»удовлетворяющей»стратегии, если не меняется -«самоконструювальнои»

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Последние новости

Фирсова Наталья

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ: ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ

ассистент кафедры возрастной и социальной психологии, факультет психологии НИУ БелГУ, аспирант,

г. Белгород, Россия

Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Большинство исследователей считает, что это время жизни человека начинается с 60 лет. Никоторые авторы полагают, что у женщин данный период начинается с 35, а у мужчин с 60 лет. Люди, достигшие данного возраста, I подразделяются па три подгруппы: люди пожилого возрасти, старческого возраста и долгожители [11, 214].

Существуют и другие возрастные классификация. Например, Бернсайд У. с соавторами разбили этот возраст на четыре периода: от 60 до 69 предстарческий; от 70 до.79 – старческий; от 80 до 89 – позднестарческий; от 90 до 99 — дряхлость.

Изменение социальной ситуации в этом возрасте связано с социальными изменениями, одно из которых, выход на пенсию.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных, доведенных до ритуала моделей поведения, что способствует структурированию нашего бытия. Первое время пенсионеры могут наслаждаться свободой, затем, как правило, возникает чувство опустошенности, ненужности, бесполезности. С течением времени они преобразуются во фрустрацию, что зачастую провоцирует гневную и раздражительную реакцию на мир; в некоторых случаях возможна необоснованная агрессия, направленная как на других, так и на себя.

Выход на пенсию приводит к изменениям паттернов поведения в семье. Например, многие супружеские пары начинают проводить не много больше времени вместе. Некоторые избавляются от негативных моментов пенсионного периода, переезжая в новый дом или квартиру, но это влечет за собой другой негативный момент – потерю круга знакомых, друзей и соседей. Переход от продуктивной в экономическом смысле роли к непродуктивной может оказаться стрессовым. Все эти факторы говорят о том, что психологическое приспособление к пенсии необходимо, и те, кто в состоянии разработать стиль жизни, сохранив связь с прошлым, и определить новые смыслы жизни, приспосабливаются хорошо.

Было выделено шесть фаз пенсионного процесса и вхождения в роль пенсионера, каждая из которых требует приспособления. Фазы не соответствуют какому-либо определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке, и вовсе не обязательно, чтобы все, выходящие на пенсию, пережили каждую из этих фаз [7, 146].

Шесть фаз пенсионного процесса:

Предпенсионная фаза. В этой далекой от пенсии фазе выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем. Более близкая к пенсии фаза может начаться с выходом на пенсию старых друзей и коллег по работе, что сопровождается личным ощущением по поводу предстоящих изменений образа жизни, в частности финансовых изменений.

Фаза «медового месяца» (сразу после выхода на пенсию). Как правило, эта фаза включает в себя эйфорию отчасти из-за обретенной свободы, и это очень насыщенный чувством освобождения от обязанностей период (может быть длительным либо коротким).

Фаза разочарования, освобождения от иллюзий. С течением времени после выхода на пенсию пожилых людей охватывает чувство разочарования и даже депрессии. Степень разочарования прямо пропорциональна состоянию здоровья и финансовому положению. К тому же ожидаемые после выхода на пенсию виды деятельности (например, путешествия) могут потерять свою первоначальную притягательность из-за состояния здоровья или неудовлетворительного материального положения. Разочарование может быть вызвано несбыточными «предпенсионными» мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

Фаза переориентации. Этот продуктивный для разработки более реальной картины жизненных альтернатив период может включать в себя новые сферы занятости, иногда через местные организации (например, добровольная или оплачиваемая работа для пенсионеров). Это способствует уменьшению чувства потери профессиональной роли и означает, что человек достиг самореализации.

Фаза стабильности. Эта фаза предполагает выработку критериев для того, чтобы сделать окончательный выбор. Осознание своих слабых и сильных сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.

Завершающая фаза. Болезнь или инвалидность обычно затрудняют выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают вовсе невозможным выполнение повседневных обязанностей, что приводит в результате к роли больного или инвалида (в отличие от роли пенсионера) [7, 149].

Оказывается, что люди, уходящие на пенсию по собственной воле, редко испытывают трудности в приспособлении. Однако уходящие на пенсию из-за достижения пенсионного возраста, как правило, сначала испытывают неудовлетворение, хотя постепенно привыкают к новому положению. Менее всего удовлетворены те, у кого плохое здоровье при выходе на пенсию (что и служит ее причиной), хотя состояние здоровья часто затем улучшается.

Существует переходный этап между работой (занятостью) и пенсионным периодом, в котором молодой пенсионер сталкивается с проблемой адаптации. Те, кто более всего удовлетворен в период пенсии, – это ученые, писатели и другие представители гуманитарных профессий, которые продолжают заниматься своим делом с минимальным отрывом от доставляющих удовольствие видов работ. Другие пенсионеры, открывшие для себя различные виды досуга, доставляющие удовольствие, также хорошо приспосабливаются.

В этот возрастной период происходит изменение личностных характеристик. А так как самооценка является важнейшим личностным показателем, имеющим многофакторный характер, социально обусловленный и неодинаково выраженный у разных людей, то и она претерпевает изменения. Самооценка – это то, что индивид значит сам для себя, это ценностный, а не когнитивный показатель. «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, отвечая на вопрос: «Не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает?» [4, 99].

В поздний период жизни, когда прекращается трудовая деятельность или снижается ее объем, появляется переизбыток свободного времени и при этом сужается круг общения, происходят изменения или утрата многих социальных ролей, нарушается жизненный стереотип, что ведет к необходимости его смены и адаптации к новым социальным условиям. В то же время с возрастом происходит ухудшение здоровья, снижается память, творческая и социальная активность, нарастает неуверенность, тревожность, раздражительность.

Важным показателем следует считать различное отношение к выходу на пенсию – отчетливо установлен факт прямой связи между негативным отношением к выходу на пенсию (как 1 один — два года до выхода, так и в период наступившего затем заболевания) и последующей психической декомпенсацией.

В связи с этим авторы выделяют два типа старения. Представители людей первого типа выходят на пенсию мужественно, без особых эмоциональных нарушений. Люди этого типа, старающиеся правиться с «шоком отставки», занимаются поиском новых путей включения в общественную жизнь, планированием свободного времени, предвидением негативных состояний и событий в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием ощущения свободы, перехода в слабо конструированную область жизненного мира у личности появляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях [9, 13].

У многих выход на пенсию связан со стремлением передавать профессиональный опыт своим ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

У людей второго типа после выхода на пенсию развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта ситуация – пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций. Люди этого типа тяжело переживают свой поздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми, быстро дряхлеют. Привычные жизненные стратегии не включали приемов активного совладания с трудностями. Неспособность контролировать события, особенно неожиданные и негативные, обусловливает восприятие жизненного мира лишь как источник непреодолимых трудностей и неприятностей.

Исследование отношений к выходу на пенсию было проведено Н. В. Паниной в 1979 г . [10, 156]) и позволило выделить следующие их типы:

Лица, у которых преобладает один из первых трех типов, лучше адаптируются к выходу на пенсию, чем те, у которых преобладающим является один из второй тройки. Для большинства людей предпенсионного возраста характерна неопределенность отношения к выходу на пенсию, что может привести к негативным последствиям в процессе адаптации пожилых людей к статусу пенсионера [10, 156].

Требуется специальная подготовка для преодоления неопределенности отношения к выходу на пенсию, для активного формирования в сознании пожилого человека положительно-определенного типа отношения к выходу на пенсию. И. Кемпер также считает, что курс подготовки к старости может устранить многие проблемы этого опасного порога на жизненном пути.

Очевидно, что люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к изменениям социальной ситуации, но и реагировать на изменения в самих себе. В этой связи возникает вопрос: как пожилой и старый человек оценивает себя и свое существование в свете новых обстоятельств, в которых он оказался, и те изменения, которые он наблюдает у себя, т. е. вопрос о самооценке в позднем возрасте как важнейшем регуляторе поведения.

Анализ самооценки чаще используется при изучении ощущения счастья или степени удовлетворенности жизнью в позднем возрасте и реже при изучении «Я»-концепции или самосознания, самоощущения. Выполненные работы содержат весьма противоречивые сведения. В одних высказывается мнение о том, что возраст не влияет на ощущение счастья, удовлетворенность жизнью, на самоуважение. В других работах определенно подчеркивается факт возрастного влияния на самооценку. При этом авторы либо отмечают у пожилых и старых людей более позитивный образ «Я», склонность выделять у себя меньше недостатков и в целом более высокое самоодобрение, чем у молодых, либо показывают, что с возрастом «Я»-концепция становится все более негативной, самоуважение падает, иногда крайне резко. Так, В.В. Болтенко [2, 163] отмечает, что наряду с фактами низкой локализации самооценки в позднем возрасте имеются данные о ее высоком уровне в сочетании со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения. Автор делает вывод, в частности, об отсутствии тенденции к снижению самооценки в геронтогенезе, объясняя это нарастающей некритичностьк и психологической защитой, что выражается в подчеркивании и демонстрации испытуемыми своих качеств. Сфера социальных контактов (это не только общение, но и помощь людям, отношения с людьми в целом, отношения с противоположным полом, друзьями> влияет на самооценку, так как степень удовлетворенности социальными взаимоотношениями служит одной из базовых детерминант ощущения счастья в старости. Однако этот вывод был получен на специфической категории испытуемых (дома-интернаты для престарелых). Вне рамок этого исследования есть достаточно широкий круг лиц пожилого возраста, динамика личностных изменений которых не вписывается в отмеченные выше особенности. Это объясняется тем, что, во-первых, их жизнь проходит в существенно другой среде. Во-вторых, в дом-интернат попадает определенная категория людей из семей со специфическими межличностными отношениями.

Результаты экспериментов Л.В. Бороздиной и О.Н. Молчановой [5, 23] подтверждают некоторые черты самооценки лиц позднего возраста, описанные В.В. Болтенко, например, ретроспективный характер самооценки, ее неустойчивость. Однако относительно уровня самооценки и его возрастной динамики установлен противоположный факт: все элементы самооценки с возрастом снижают сферах, что проявляется пониженным настроением, чувством невозвратимости жизненных потерь, «замыканием» интересов на вопросах здоровья, социального и материального благополучия, развитием ипохондричности, тревожности.

Третий тип – полярный второму – характеризуется субъективной недооценкой возрастных изменений, несколько преувеличенным представлением о своих способностях наряду с недооценкой сниженных возможностей. Два последних типа при нарастающем заострении представляются граничащими с акцентуацией личности соответственно по типу депрессии и гипомании.

В основе различий этих типов самооценки лежит фактор субъективной оценки убывающих с возрастом психофизиологических возможностей и социальных утрат. Другие исследования показывают, что отсутствие свободы выбора, невозможность самостоятельно осуществлять контроль над ситуацией влияют на понижение самооценки.

Зарубежные авторы обнаружили, что самопринятие с возрастом возрастает, становится более позитивной оценка своей физической внешности, а также своего поведения и жизненных ценностей. Были выделены два фактора повышения самооценки в пожилом возрасте. Первый связан с тем, что с возрастом уменьшаются расхождения между реальным и идеальным «Я». Происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению своей жизнью. Второй фактор относится к опыту взаимодействия пожилых с другими людьми. Так, в 20 лет опыт отношений с другими довольно ограничен, и человек вынужден учиться быть гибким. С возрастом появляется умение строить разные отношения с разными людьми. Это, в свою очередь, ведет к тому, что человек в позднем возрасте выстраивает устойчивый круг общения и получает возможности для обретения помощи и поддержки.

У зрелых личностей усиливается когнитивный компонент самооценки, так как к этапу средней зрелости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобы объективно себя оценивать. В этом случае редкими оказываются «аффекты на себя», связанные с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей [6, 121].

В зрелом возрасте, когда интериоризация оценок других уже произошла, самооценка человека уже в большей мере ориентирована на его внутренние эталоны. При этом эмоциональное сопровождение самооценки становится более сдержанным и свернутым к категориальным характеристикам. По мнению А.В. Захаровой , эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом постепенно дифференцируется и обобщается [11, 521].

Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонентов в самооценке, характерная для наиболее гармонично развивающихся личностей на этапе ранней взрослости, к моменту зрелости приобретает тенденцию усиления когнитивного звена. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».

Временная отнесенность содержания самооценки позволяет выделять ее разные виды: она может функционировать как прогностическая, актуальная (корригирующая) и ретроспективная [1, 105].

На каждом из этапов развития личности имеют место эти три разнонаправленные во времени виды самооценки. Однако на каждом из этапов один из этих видов является превалирующим. Так, на этапе ранней молодости самооценка личности имеет преимущественно прогностическую направленность. В зрелом возрасте она в большей мере отражает актуальные самопроявления человека и тем самым выполняет регулирующую и коррекционную функции.

В конце зрелого возраста в профессиональной и личной жизни человека происходит подведение итогов по тем направлениям, в которых личность предприняла наиболее значительные и самостоятельные шаги в самоактуализации. При этом личность не только констатирует свою успешность или неуспешность, но и пытается объяснить причины этих успехов или неудач. Обеспечивается этот анализ ретроспективой развития и актуализации конкретных «Я-образов» человека. В то же время ретроспективная самооценка детерминирует анализ и выводы относительно собственного поведения и деятельности [8, 90].

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд – во ЛГУ, 1974.

2. Берльер Ф. Старение и старость. М., 1964

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ, 2004. – 672 с.

4. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой половине старости // Вестник Моск. ун-та, — Психология.– Сер. 14.– 1990.– №2.

5. Бороздина Л.В. Молчанова О.Н. Самооценка в первой половине старости // Вестник Моск. ун-та, — Психология. – Сер. 14. – 1996. — №4, 1997. — №1.

6. Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности ∕∕ Проблемы психологии. М., — 1972. – с. 105 – 117.

7. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 34 — 59.

8. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. М., 1984. – 335с.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

10. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в поздно возрасте // Психология зрелости и старения. – 1999. – № 3 (7, 8). С. 13-17.

11. Прихожан А.М. К проблеме исследования самооценки. // Личность в системе коллективных отношений. – М. 1980. – С. 156 — 161.

[1] Статья выполнена в рамках научной программы внутривузовского гранта «Инициатива» НИУ БелГУ.

Психологические особенности людей пожилого возраста

4. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте.

По вопросу об изменении личности старых людей существует множество противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды исследователей на сущность старения и на трактовку понятия «личность». Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие, все соматические и психические изменения, да и саму старость, считают заболеванием (Пархен и др.) Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается смертью. Это крайние точки зрения и существует еще множество вариантов.

Е.С Авербух пишет в своей работе, что у людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение к явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение круга интересов, частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализация прошлого, тенденция к воспоминаниям. У старого человека зачастую снижается самооценка, возрастает недовольство собой, неуверенность в себе. (Авербух Е.С.1969г.)

Отмеченные изменения не в одинаковой степени присущи всем людям в старости. Общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности и творческие возможности. Все мелочное, неважное отпадает, наступает известная «просветленность духа», они становятся мудрыми.

Ю.Б Тарнавский пишет о том, что старость — крайне критичный период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу. Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным. (Тарнавский Ю.Б.1988г.).

Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптационных возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные механизмы действительно снижаются, но это может быть успешно компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора. Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). Косаревская Т.В. пишет, что человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность» (Косаревская Т.В. 1989г.)

Старение личности может проявляться в синдроме «неприятия старения», в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит к явлению фрустрации и разным формам социально- психологической дезадаптации личности.

Влияние социальных и психологических моментов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Этот эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Таким образом, изменения статуса человека в старости, вызванной, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально — бытовой, так и психологической адаптации к новым условиям. Точное и полное знание особенностей влияния социально — психологических и биологических факторов на процесс старения личности позволит направленно изменить условия, образ жизни старых людей таким образом, чтобы способствовать оптимальному функционированию личности старого человека и оказывать тем самым сдерживающее влияние на процесс ее старения.

Одной из важнейших систем, входящих в понятие личности, является образ самого себя. Это представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отношение к себе. Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации. Имеет место тенденция к поддержанию постоянного представления о собственном «Я». Постоянство образа «Я» очень важно для сохранения личностного и эмоционального равновесия. Внезапное разрушение самооценки и восприятие собственного «Я» может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную роль играет обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в которой живет человек.

Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений, многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность. (Бороздина Л.В. Молчанова О.Н.)

Г. Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроля над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни.

Отрицательная модальность субъективного отношения к себе — важный фактор не только психического, но и физического старения человека.

Социально — психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связана с другими неблагоприятными для их полноценного функционирования обстоятельствами. К ним, в первую очередь, относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно — значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.

Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложности и непривычности ситуацию неопределенности. Человеку приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию.(Г.Крайг 2000г.)

В литературе содержатся противоречивые сведения относительно самооценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение о том, что возраст не влияет на самооценку, самоуважение, другие авторы отмечают факт возрастного влияния. При этом по отдельным данным самооценка снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие, а по другим данным характерен высокий уровень самооценки в позднем возрасте в сочетание со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения.

А.В Бороздина и О.Н Молчанова в своей работе описывают результаты исследования самооценки. При описании себя, наиболее часто упоминаемыми у мужчин являются категории деловой сферы, а женщины делают акцент главным образом на личностные качества. Значительное место в описании занимает сфера интересов, увлечений. Часть людей констатирует общий интерес к миру, но большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных — чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед.

Существенной в самоописании является сфера социальных контактов и, в частности, семьи. Особенно значима эта сфера для женщин. Также важное место занимает описание здоровья, самочувствия. Все перечисленные темы являются важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых некоторые из них особо акцентируются.

У престарелых, в вопросе выделения ведущего элемента самооценки, как основы регуляции поведения, ориентация идет на реальную самооценку, а не на идеальную, что типично для предыдущих периодов жизненного цикла. (Бороздина Л.В.Молчанова О.Н.1998г.)

Наряду с общими особенностями имеют место резко выраженные индивидуальные различия самооценки. Это является, по-видимому, следствием общего закона геронтогенеза — закона разнообразия, проявляющегося в том, что показателем состояний, функций или свойств в этом периоде приобретают усиливающуюся вариативность, значительно превышающую таковую в группах людей зрелого возраста.

Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.

Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция «интеллектуального дефицита», то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию. (Хрисанфрва Е.Н.1999г.)

Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания.

По мере того, как доля престарелых в населении увеличивается, все более важным становится понимание их когнитивного функционирования. Наиболее важный и существенный вопрос заключается в том, насколько морфо — функциональные сдвиги, определяющиеся биологическими возрастными процессами, могут отражаться в психике человека и его интеллектуальных характеристиках.

Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект, преимущественно, направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации. Большое значение имеет степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто сохраняют ясность ума до глубокой старости.

Американские психологи считают, что в большинстве случаев снижение интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем, экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также недостаточным образованием и некоторыми другими факторами, напрямую не связанные со старением.

Важное место при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.

Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его личности.

При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.

5. Психологические факторы старения

«Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость — нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза» (Хрисанфова Е.Н;1999г. с.9) Для этого возрастного периода, как в прочем и для каждого периода жизни человека — детства, юности, зрелости — характерны свои особенности, своя возрастная норма.

Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.

Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического старения человека.

Какие же изменения происходят в организме человека? Д.Ж. Курцмен пишет, что с возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает желание экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности (Курцмен Дж. 1987г.)

Автор приводит данные, что год безработицы может уменьшить вероятную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет. Д.Ж Курцмен говорит о том, что отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей. Одним из важных моментов в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям — как к большим переменам, так и серьезным изменениям в жизни.

Исследователи данного возраста указывают и на позитивные моменты в процессе старения. Старение — внутренне противоречивый процесс. Наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы.

Многие их этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом.

Украинский геронтолог В.В Фролькис так же выделяет в старении два противоречивых процесса. Первый сводится к сокращению приспособительных возможностей — резервов организма, ограничению механизмов само регуляции, нарушению обмена и функций организма. Другой же процесс- это мобилизация важных приспособительных механизмов. Научиться управлять процессом старения означает, научиться подавлять его первую составную часть и стимулировать вторую.

Для того чтобы долголетие рассматривать как достижение человеческой цивилизации, социального прогресса, необходимо людей преклонного возраста рассматривать как особую группу, как носителей знаний и опыта, а не как обузу, приносящие только издержки обществу. По отношению к старости и старым людям можно судить о зрелости данного общества, так как существенное значение имеет тот факт, что старость, как и отрочество в любой культуре обозначена не только биологическими факторами, но и в значительной мере определяются факторами общественной природы.

Как уже говорилось ранее, нужно учитывать, что старость является не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют негативную окраску. Б. Пухальская к таким изменениям относит утрату общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменений функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Более того, окончание профессиональной работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни. (Пухальская Б. 1996г.)

Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.

Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия. (Пухальская Б.1996г.)

Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.

Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других — самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.

6. Выход на пенсию как психологическая проблема.

Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предыдущей. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказать долговременное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления работы.

Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т.п. Человек «примеривается» к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым. (Авербух юЕ.С.1969г.) Он также отмечает, что «преждевременный физический и духовный покой — это изнуряющий ад», под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей.

Творческий труд — главное лекарство от старости.

Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий, сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.

Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью не умением найти новые занятия, находить новые контакты по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.

Выход на пенсию — это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой — окружение приспосабливается к новой социальной роли.

Российские исследователи изучали представление пожилых людей об образе жизни на пенсии. Человек впервые, сталкивается с ситуацией полной и постоянной незанятостью на работе, он не располагает практически никаким личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую ситуации. Оценивая последствия прекращения работы, человек обобщает доступный ему опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требований, ценностей. (Шапиро В.Д. 1983г.)

Большинство авторов сходятся во мнении о том что:

— после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что подставляет собой процесс адаптации.

— существенным фактором такой адаптации является рациональная организация и правильный выбор занятий

— семья выполняет компенсаторную функцию, т.е. становится основной сферой межличностных контактов.

Р.С Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:

Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.

Фаза «Медового месяца» (сразу после выхода на пенсию)

Эйфория от вновь обретенной свободы.

Фаза разочарования, освобождение от иллюзий.

Разочарование может быть вызвано несбыточными «предпенсионными» мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.

Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.

Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

Фазы не соответствуют определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке.

Шапиро В.Д. анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения. (Шапиро В.Д. 1983г.)

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленность к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально — психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем.

Под социальной адаптацией обычно понимают:

— постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды,

— результат этого процесса.

При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация связывается с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.

При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

7. Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста

Прежде чем определить профилактику старения, необходимо знать те стрессоры, что ухудшают состояние бодрствования пожилого человека.

Основными стрессорами людей пожилого и старческого возраста можно считать:

— отсутствие четкого жизненного ритма;

-сужение сферы общения;

— уход от активной трудовой деятельности;

— синдром «опустошения гнезда»;

— уход человека в себя;

— ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации.

Наиболее сильным стрессом является одиночество в старости. У человека нет ни родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания, дум, размышлений старого человека может быть исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от старых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающим кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Нередким сегодня можно назвать и такое явление, как геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.

Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения к старикам и к процессу старения в целом. Известный американский врач и основатель Института соматических исследований Томас Ханна пишет: что прославление молодости — это оборотная сторона ненависти к старению… Презирать факт старения — это то же самое, что презирать жизнь. Молодость- это не то состояние, которое надо сохранить. Это состояние, которое надо сохранить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт -это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность помогает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и принимать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Молодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оценить их свершение и выполнение.

Молодость — это время сеять и обрабатывать посевы, но это не время сбора урожая. Молодость — это время невинности и незнания, но это — не время мудрости и знания. Молодость- это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития… Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и прогресса, то мы не поймем основные принципы жизни…» (Ханна Т.1996г.)

Таким образом, в заключение данного исследования на основе изученных материалов и исходя из поставленных в работе цели и задач, можно сделать следующие выводы:

1.Старость является заключительной фазой в развитии человека. Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет — у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.

2.Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе инволюции.

3. Все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования.

4.Период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования.

5. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразований) должно усиливаться.

6.Существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма (поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.

7. Для психологического портрета старого человека характерными чертами являются — эгоцентричность и эгоистичность. И.С. Кон выделил следующие социально-психологические типы старости:

— активная творческая старость;

— самообразование, отдых, развлечения;

— у женщин — приложение своих сил в семье;

— люди, смысл которых — забота о собственном здоровье.

Это все — благоприятные типы старости.

Отрицательные типы развития старости:

— разочарованные в себе и собственной жизни;

— разочарованные в себе и собственной жизни.

8. Выделяют четыре типа приспособления к старости:

— конструктивное отношение человека к старости;

— отношение враждебности к окружающим;

— отношение враждебности человека к самому себе.

9. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущими психологическими среди которых можно считать такие: развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Один из лидеров протестантизма Лютер мрачно изрек: «Старость – это живая могила». В наше время более популярны афоризмы в духе легкого французского юмора, вроде принадлежащего А.Моруа: «Старость – это дурная привычка, для которой у активных людей нет времени». Между этими крайними точками лежит бездна, заполненная человеческими мнениями, каждое из которых имеет свой резон, свое эмпирическое оправдание, свой смысл и свое значение.

Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л. 1976 — 159 с.

Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л. 1969 — 285 с.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М., 1980

Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии 1989 №1.

Болтенко В.В Особенности межличностных отношений в старческом возрасте Под ред Портнова 1976г. С.163-167

Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте.1998гг.

Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л. 1989г.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984

Курцмен Дж. Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление

человеческой жизни. М. 1987.

Пухальская Б. Старость как фаза развития человека. Старость. Популярный справочник. М. 1996. с.33-41

Рощак К. Психология старости. Хрестоматия. Самара: Изд.Бахрах-М, 2004г. 736с.

Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. М. 1988. — 110 с.

Толстых А. Возрасты жизни. М. 1988. — 223с.

Ханна Т. Искусство не стареть. ( Как вернуть гибкость и здоровье). Пер.с англ.- СПб.: 1996г.

Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М. 1999.- 192с.

В.В.Фролькис Синдром старения Вестник АМН СССР №1 1990г.

Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. 1983.

Особенности самооценки в позднем возрасте