Гордыня и самооценка

Самооценка, гордыня и комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности- это ощущение своей не ценности, ущербности, недостойности, неправильности, часто в сочетании с чувством стыда, вины и жалости. Появляется как правило в следствии недолюбленности и недружественной среды в детстве. Деструктивное поведение родителей, издевательства сверстников, влияние учителей в школах, после чего ребенок видя такую обратную связь, делает выводы о самом себе. Конечно корень проблемы именно в взаимоотношениях с родителями, ведь маленький ребенок воспринимает мать и отца, как идеальных людей, можно сказать как богов, и если они как-то плохо себя ведут по отношению к нему, то значит это он плохой и он виноват, ведь боги не могут ошибаться.

Гордыня или Эго появляется уже в следствии этого, это защитный механизм психики, целью которого является создать некий ложный образ себя, который хоть как-то улучшит это тягостное состояние ущербности и будет некой заплаткой на этой ране. Раздутое Эго создает иллюзию превосходства, ощущение что вы лучше других, что вы всегда правы а другие ошибаются, принижает окружающих людей. Эго постоянно требует подпитки в виде внешних проявлений и хвастовства: излишняя демонстрация материальных ценностей, стремление самоутвердится (вариант для пикаперов переспать со 100 женщинами), вызывающее поведение и попытки любым способом обратить внимание на себя, доказать любой ценой свою правоту в споре. Да эти достижения могут улучшить ваше состояние, и быть хорошей заплаткой, но это лишь способ устранить симптомы болезни, а причина остается без внимания. Беда в том, что сколько внешних проявлений бы не достигалось, внутренняя рана остается, и единственный способ ее устранить это провести внутреннюю работу над собой.

Другая сторона медали это ущербное поведение. Постоянное принижение себя, иррациональный стыд и вина. Различные способы вызвать жалость у окружающий людей, модель поведения и мышления жертвы. Также обычно это сопровождается повышенной тревожностью, внутренним запретом на агрессию, выражения недовольства, отстаивания своих границ и проявления своих желаний. Также свойственны вегетативные нарушения.

С какими проблемами сталкивается человек имея такие искажения личности?

Конструкция эго очень ранима и будет всегда бояться и защищаться от любых, как ему кажется, негативных проявлений извне. Общение людей с раздутым эго похоже на военные действия, где каждый хочет победить, отстояв свою правоту. Человек будет стремиться как-то нагнуть другого, показаться выше, подчинить, возможно как-то сломать по принципу «оступившегося подтолкни», «кто проявил слабину характера, того добей», «сильный жрет слабых».

Общение с противоположным полом будет похоже все на те же военные действия. Например, мужчина будет стремиться соблазнить женщину, не потому что он ее любит и желает, а что бы поставить некую галочку, что он смог ее победить, подчинить, влюбить в себя. Это поднимает самооценку и создает еще одну хорошую заплатку на рану, о которой говорилось выше.

Девушки имея такую проблему будут обладать стервозным характером, стремяться как-то принизить мужчину, подчинить, обесценить его, кидать провокации, манипулировать на чувстве вины, жалости, обиды. Возможно тоже попытаются соблазнить его, но когда дело дойдет до интима, жестко откажут, получая от этого извращенное удовольствие.

Беда в том что имея конструкцию ложного эго, человек постоянно будет находиться в некой иллюзии и постоянной борьбы с ветреными мельницами. Для него будет закрыта объективная реальность, не доступна настоящая любовь, где границы личности смываются, и вы воспринимаете человека всем своим естеством, там нет войны, обид, споров, недопонимания, все защиты и маски сняты, контакт происходит на глубоком бессознательном уровне (а не на уровне эго и эго), там нету социальных правил и программ, только чистые эмоции, тотальное присутствие здесь и сейчас, человек воспринимается безоценочно, можно сказать воспринимается как некое явление природы или Бога, принимаются все его качества и не делятся на плохие и хорошие. Единственный способ вырваться из клетки эго, это постоянно повышать уровень осознанности и расширять «карту мира.» (термин из НЛП)

В чем глубокий мотив гордыни, хвастовства, жалости, принижения себя и как от этого избавится?

Такие действия это отчаянный способ получить положительную обратную связь, именно ту обратную связь которой не хватало в детстве, а именно признание, принятие, любовь, поддержку, заботу, нужность, желанность. Именно этих ресурсов не хватает в эмоциональном интеллекте таких людей. И вся терапия будет направлена на внедрение их в психику, а также на обработку негативного опыта, установок и импринтов в прошлом, которые сложили определенные реакции и выводы о себе, людях, мире и жизни в целом. Работа с психотерапевтом + курс холотропного дыхания в сочетании с телесной терапией, позволит вспомнить и обработать негативные импринты раннего детства, именно те ситуации, где это было слишком больно для маленького ребенка и они травмировали психику. Как правило эти ситуации амнезированны, вы будете сильно удивлены когда их вспомните, но вы взрослый сможете справится с этими воспоминаниями, так как у вас есть силы и ресурсы, которых не было у ребенка. После исцеления психотравм детства, можно закрепить результат, выработав новые модели поведения с помощью КПТ.

Автор статьи: Чебану Иван Сергеевич. Клинический психолог
Специалист по работе с ВСД и тревожными расстройствами.

Мы сильнее, когда мы вместе.

Завышенная самооценка (гордыня)

Неспроста завышенная самооценка является одним из смертных грехов. Это действительно недостаток, который основательно портит жизнь его владельцу. Ведь гордыня не позволяет видеть реальность. Человек, пораженный этой болезнью живет в своем мире, где он более велик, чем есть на самом деле. И каждый раз, когда жизнь показывает обратное, человек воспринимает очень болезненно – падение с облаков иллюзий – это неприятно.

Гордыня — это болезнь, которая ослепляет человека, и если своевременно не выявить эту болезнь, она будет прогрессировать дальше. Гордыня один из смертных грехов, от которого происходят, такие душевные болезни (грехи) как зависть, эгоизм, жадность, неверие и т.д.

Гордый человек не может спокойно жить, ему постоянно надо самоутверждаться, доказывать свое «величие», проявлять себя, и т.д. Мира и спокойствия на душе никогда нет, горделивый всегда обеспокоен тем, что о нем думают другие, он вынужден подражать в чем-то другим, чтобы выглядеть «не хуже чем кто-то».

Сидит человек и представляет, как он что-то делает и как у него классно получается, лучше всех, все его хвалят, говорят комплименты. Но если реально начать делать, то может и не получится, а это удар по самооценке, уж лучше продолжать мечтать и делать ничего, что может повредить данным иллюзиям о себе.

Боязнь совершить ошибки, их не признание. Если я велик, значит не должен ошибаться. Страх ошибок очень мешает во всем – в делах, во взаимоотношениях, в личностном росте. Ошибка свидетельствует о наличии недостатков, а гордыня говорит «у меня их нет», вот и конфликт. Человек боится ошибиться, от этого напрягается, переживает и ошибается еще больше.

Завышенная самооценка отталкивает людей, ведь никому неприятно разговаривать с тем, кто его не уважает. Высокомерие, неуважение к людям, насмешки, ухмылки – показатель присутствия гордыни.

Самое опасное в гордыни то, что она маскирует все остальные недостатки, не позволяет с ними работать, утверждая «у меня нет недостатков». И так человек еще больше погружается в проблемы. Поэтому победа над гордыней поможет не только устранить прямые ее последствия, но и успешно работать с остальными недостатками.

«Кто заражен гордостью, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны». Св. Иоанн Кронштадтский

В последние десятилетия в США и в Европе на смену христианской морали начинает приходить сатанинская: любовь заменяется на секс, поощряется гомосексуализм и лесбиянство, вплоть до официального признания однополых браков. Т.е. общество духовно деградирует, его развращают и сознательно втягивают в содомские грехи.

Повсюду происходит подмена духовных ценностей на ложные, материальные ценности. Элитой сейчас считаются не те люди, которые внесли наибольший вклад в развитие общества – деятели науки, культуры, религии, а люди, имеющие огромные денежные средства.

К сожалению, большинство людей духовно «слепы» и не видят надвигающейся угрозы порабощения мира «темными» силами.

Итак, начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из-за гордыни превращается в глупца.

Каждый человек грешен, и только Господь Бог безгрешен. Человек постоянно грешит и имеет много греховных привычек, и все это ему и другим портит жизнь. Чем греховнее он, тем труднее ему жить, тем более он закоснел в зле и не понимает это, а если знает, то не умеет из него выбраться. Чем более он грешный, тем труднее ему нормально общаться, любить по настоящему и быть любимым.

Христианство призывает нас жить по Заповедям Закона Божия, которое включает духовное самовоспитание — борьбу с нашими греховными привычками и воспитанием в себе положительных качеств. Соответствующий духовный рост достигается постепенно.

Чтобы не грешить гордостью нужно знать и помнить свои грехи и слабости, это смирит нас. Гордиться может действительно тот который себя мало знает. Потом нужно помнить что все что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме того нужно помнить что мы на земле временно и все наши достижения здесь — знания, слава, богатство — у Господа Бога не имеет никакой цены.

Нужно избегать почестей и стараться никогда не быть на первом месте. Нужно меньше говорить, избегать споров, вести себя скромно и ничего не делать напоказ, стараться не быть центром внимания и не настаивать на своем.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Св. Евангелие от Луки 6:31)

Очистим наши души от грехов, чтобы в ней поселилась любовь, ибо Бог есть Любовь.

И в заключении хочется напомнить слова из Священного Писания «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…»

Якобы низкая самооценка

За низкой самооценкой могут стоят самые разные вещи. За низкой самооценкой может стоять адекватная оценка своих малых возможностей, может — страх и неуверенность в себе.

Однако чаще за низкой самооценкой стоит совсем другое, «якобы низкая самооценка». Чаще это игра, декларирование, демонстрация, показуха, имеющее целью снять с себя ответственность, ничего не делать, не прилагать никаких усилий. Иногда это осознанная игра, иногда — неосознанная психологическая защита, иногда — философия жизни.

За низкой самооценкой может стоять и философия жизни, когда человек считает правильным оценивать себя максимально низко из тех или иных соображений (укрощение гордыни). Верующий православный может иметь (или декларировать) весьма низкую личностную самооценку и быть по жизни вполне адекватным, успешным и состоявшимся человеком. Что придает ему силы? Вера в Бога, в его помощь и заступничество.

Заниженная самооценка и позиция Жертвы

То, что часто принимают за низкую (заниженную) самооценку и почетно величают «синдром заниженной самооценки» или «комплексом жертвы», на самом деле может быть, напротив, самооценкой завышенной: завышенная самооценка плюс склонность к позиции Жертвы создает иллюзию низкой самооценки.

Если молодой человек якобы с заниженной оценкой страдает: «Красивые девушки на меня не обращают внимание, а некрасивые мне не нравятся…» — какая же это заниженая самооценка? Как же нужно себя ценить, чтобы рассчитывать на внимание красивых девушек, объективно не имея на это никаких оснований?! Нормальная самооценка подсказала бы: «На красивых девушек я не тяну, соответственно буду удовлетворяться такими же, как я». Низкая самооценка подтолкнула бы к тому, чтобы влюбляться только в некрасивых, потому что «Разве красивые — мой уровень?» А если человек полагает, что красивые девушки — как раз его уровень, и страдает, что они не отвечает ему взаимностью — это не заниженная, а завышенная самооценка. См.→

Гордость и гордыня: смысловая ловушка (+ВИДЕО)

Для христианина гордыня – однозначно грех. Однако в понимании большинства людей испытывать гордость за что-либо не всегда плохо: принято, например, гордиться своей страной, воинским подвигом предков, успехами детей. Психологи так вообще наперебой утверждают, что нужно уметь объективно оценивать свои собственные достижения и гордиться ими и что такая гордость, если при этом не сравнивать себя с другими, не вредит христианскому благочестию. Так может ли гордость быть добродетелью? Об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Есть ли разница?

Да, действительно приходится встречаться с мнением, что гордость как здравое чувство собственного достоинства и греховная гордыня – отнюдь не одно и то же. Но сразу скажу: на мой взгляд, какого-то существенного различия нет. Гордость – это страсть, а гордыня – это, наверное, некое проявление этой страсти в конкретном человеке. Вот и вся разница.

В чем тут ловушка? В том, как воспринимаем те или иные слова и понятия мы, люди верующие, и как воспринимаются те же самые слова, понятия и явления в жизни светской. Современный человек не всегда бережно пользуется тем уникальным инструментом, каковым является слово. Например, лозунг одного из проектов к 70-летию Победы звучал так: «Я помню, я горжусь». Верующий христианин, понимающий, что такое духовная жизнь, под этими словами никогда не подпишется. Казалось бы, разве грешно испытывать гордость за свою страну? Здесь нужно вспомнить, что гордость, или гордыня, в любом ее виде никогда не доводила ни отдельно взятых людей, ни целые народы ни до чего хорошего. Мы видим в окружающем нас мире осколки некогда великих держав, империй, жители которых сегодня могут лишь вспоминать – кто-то с гордостью, а кто-то с болью и сожалением – о былом величии, от которого не осталось никакого следа. И разве это не то, что должно каждого из нас привести, наоборот, к смиренному мнению о себе, о своих соотечественниках, о своей нации как таковой.

Лучше любить

Важнее не гордиться своей Родиной, а заботиться о ней, делать то, что необходимо для ее процветания

Мне кажется, что гораздо важнее не гордиться своей Родиной, а любить ее, дорожить ею, заботиться о ней, делать то, что необходимо для того, чтобы она была сильной, успешной. А гордость – каково ее полезное наполнение? Допустим, я горжусь своей страной – и что с того? К чему это приводит? К тому, что я могу где-то встать и заявить: «Вот я – русский, и я этим горжусь»? Может быть. Но мне всегда вспоминается в таких ситуациях пример из «Отечника», когда некий брат не очень благочестивой жизни, придя в одно сообщество монашествующих, все время говорил: «А я ученик такого-то старца… а такой-то старец мой наставник», – и в конце концов кто-то из присутствующих зрелых мужей сказал ему приблизительно следующее: «Не говори об этом, потому что ты – кислый плод от истинно доброго дерева, и многие, зная это дерево как доброе, могут усомниться в нем». Поэтому лучше просто делать для своей страны то, что ее и сегодня будет прославлять. А гордость питает наше самолюбие, но не дает ничего доброго окружающим.

Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять

Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять, стараться делать всё от него зависящее, чтобы оправдать этот дар. Я не выбирал Отечество, не выбирал, к какому народу принадлежать, так судил Господь. Где здесь основание для гордости? Но человек в своем падшем состоянии во всем находит это основание. Ему дают какие-то богатства – он гордится тем, что богат. Он становится нищим – гордится тем, что, хотя он и нищий, он все равно лучше всех этих богатых. Он что-то умеет – гордится умением. Он ничего не умеет – гордится этим своим пребыванием в «ничего неумении» и полной невостребованности и все равно считает, что он – центр Вселенной.

Блестящий порок

Еще блаженный Августин очень точно охарактеризовал то, о чем мы говорим. Он сказал, что добродетели героев древности были блестящими пороками. Гордость, когда ее кто-то пытается представить в качестве добродетели, является как раз таким блестящим пороком. Порок может быть облечен в крайне привлекательную, яркую оболочку, и гордость также бывает внешне красивой. Практически любой идол современности – это гордый самим собой человек, а те, кто составляет толпу его почитателей, гордятся тем, что они его почитатели. Это какая-то непрерывающаяся ярмарка тщеславия.

Точно так же порой происходит и с какими-то другими вещами, которые на самом деле достойны осуждения, а иногда насмешки или горьких слез, а люди их превозносят, ими живут и думают, что это вполне правильная жизнь. Иногда подобное случается и с верующими, которые, наверное, не очень внимательно читают Евангелие.

В Интернете можно встретить бесчисленное количество публикаций социологов и психологов, которые говорят о том, что человек должен уметь по достоинству оценивать себя и свои успехи. На этом же постулате построено множество столь востребованных сегодня тренингов. И получается, на первый взгляд, такой парадокс: с одной стороны – постоянные попытки вытащить человека из-под гнета заниженной самооценки, а с другой – констатация того, что главная болезнь современного человека – это гордыня.

Заниженная самооценка – болезнь гордых людей

На самом деле никакого противоречия здесь нет. Заниженная самооценка – болезнь гордых людей. Если в человеке нет болезненной гордости, он не будет так страдать от несоответствия своим представлениям о себе. Человек, который не настолько поражен гордыней, понимает, что жизнь – это школа, в которой он является учеником; понимает, что есть какие-то стартовые условия, с которыми он в эту школу вошел, и теперь надо просто заботиться о том, чтобы стать лучше, опытнее. Человек осознает, что нужно концентрироваться не на том, каким он стал, а на том, чего ему еще не хватает, – но это не вызывает чувства ущербности, ощущения неудачности выбранного пути, потому что, как правило, такой человек имеет помимо необходимого стремления учиться еще и терпение, а оно неразрывно связано со смирением. А те, кто имеет проблемы с заниженной самооценкой, вроде и хотят быть гораздо лучше, чем они на самом деле есть, но при этом ничего не готовы для этого делать. Психологам надо бы таким людям не самооценку повышать, а объяснить, что такое жизнь и как ею жить. Однако ощутимая доля представителей этой профессии работает даже не на культ успешности, который столь развит сегодня в нашем обществе, а в большей степени на самих себя. В современном мире психолог, особенно в западной традиции, – это человек, который замыкает на себя свою клиентскую базу и становится своего рода костылями, без которых пациенты просто не могут по жизни двигаться. Хотя на самом деле психолог должен был бы помочь человеку правильно на себя взглянуть, разобраться, что у него в жизни не так, и на этой основе уже свою жизнь строить.

Что же касается культа успешности, он является на самом деле очень мощным двигателем торговли. Нарисован некий идеальный мир, образец, к которому нужно стремиться, и человек, не задаваясь вопросом, чем в своей сущности этот мир и этот образец идеала является, желает ему соответствовать и со всех ног к нему бежит. А по дороге ему говорят: вот это надо приобрести, за это надо заплатить, без этого ты не обойдешься – и таким образом фактически моделируют его личность.

Быть успешным человеком – это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил

А ведь что значит быть успешным человеком? В истинном смысле этого слова – это значит быть самим собой и реализовать в своей жизни все те таланты, которые дал Бог. Это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил, а не пытаться стать кем-то другим. И уж тем более – не пытаться достичь чего-то внешнего, что на самом деле никогда не даст ни счастья, ни ощущения полноты жизни. Если же человек не способен здраво оценить навязываемые ему ложные цели, то он, безусловно, станет их рабом.

Христианин по определению должен иметь представление об истинных ценностях. Самая главная – собственно Господь и жизнь с Ним. Но вот тут-то, наверное, и происходит разделение на тех христиан, которые это понимают, и тех, которые этого совершенно не сознают. И это еще один повод задуматься: а христианское ли у меня мировоззрение и представление о жизни и о том, что после нее.

Не гордись, но бойся

Конечно, большинство из нас все равно в те или иные моменты ощущает гордость в каком-то ее проявлении. Возможно ли усилием воли это чувство трансформировать во что-то менее предосудительное? У апостола Павла есть очень хорошие слова: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11: 20). То, чем ты гордишься, не твое, тебе это дали, но могут и забрать, и тогда ты останешься ни с чем. О том же говорит и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Когда человек понимает, что такое «Бог гордым противится», он этого начинает бояться, потому что не хочет находиться в состоянии противления Богу. Надо помнить, что какие-то неприятные, тягостные, порой даже трагические события в жизни – это то, что является следствием той самой гордости, которой противится Бог.

Как только в сознании человека все это соединится, он поймет, что гордыню в своей жизни надо как-то очень существенно потеснить, и каждый раз, когда она будет поднимать свою главу, будет прижимать ее пятой к земле.

Найди себя, или ключ к изменению судьбы

— Они и будут появляться. Чтобы повысить свою заниженную самооценку, тебе необходимо иметь тех, у кого она еще ниже. Ты выбираешь себе мужчину и видишь в нем низкую самооценку, но благодаря этому сама переходишь в сторону более высокой самооценки. Самооценка — это абстрактное представление. Надо разбираться, в чём именно она низкая. Твоя самооценка может быть, например, высокой по поводу того, что ты можешь всех переплюнуть, плюнув дальше всех. Так по поводу чего у тебя низкая самооценка? Мы опять входим в структуру дуальности. Самооценка аналогична гордыне. Гордыня является камнем преткновения в религиозных, эзотерических системах. Они борются с гордыней, но понять ее происхождение, механизм ее образования не могут. Механизм образования гордыни исходит из дуальности. Одна сторона дуальности возвышается над другой. Это подобно качелям, когда одна сторона дуальности поднимается вверх, но в тоже время другая опускается вниз. Точно такой же механизм взаимодействия противоположных сторон любой дуальности, являющейся частью структуры личности. Вопрос о самооценке — это вопрос о том, какая сторона дуальности тобой в данный момент сознается как то, что есть ты. Гордыня это следствие борьбы противоположных сторон дуальности, и надо видеть ее, чтобы понять механизм ее возникновения.

В этом есть энергия. Ты вчера говорил о разведении дуальности. Я просмотрела, что именно это давало мне много энергии. Переход из одного состояния в другое, на чём я довольно долго держалась.

— Что значит, «довольно долго держалась»? Что, сейчас ты не держишься? Персонаж ни на чём другом не может строить свое выживание. Ничего, кроме этого, в персонаже нет.

— Нет. Эго, личность, персонаж это в моей терминологии названия одного и того же, описывающие психологическую структуру или социальную надстройку над животными в человеке. Человек в том виде, в котором он сейчас существует, является социальным животным. Человек как социальное — это тело-ум. Социум порождает определенные обусловленности, закладывающиеся в структуру личности.

У меня вопрос. Реализации желаний и сценариев, существующих во мне, мешают тормоза. В какой-то момент, когда надо сделать шаг, срабатывает что-то. Идет осуждение, что ты выглядишь плохо, говорить не умеешь и делать ничего не умеешь. Сразу же все желание закрывается.

— Что это за дуальность? Ты пришла сюда недавно и пока не понимаешь, что такое дуальность в тебе. Обрати внимание, я постоянно говорю тебе о дуальностях, да и всем об этом напоминаю. Вы можете возмущаться, что я говорю одно и то же. Да. Я буду постоянно говорить об этом, потому что это так и есть. Сейчас ты просто перечисляешь ситуации, связанные с твоими внутренними конфликтами. Я же тебе показываю, как надо рассматривать эти ситуации, чтобы выйти из них.

Пока я вижу оба состояния и себя в этих состояниях.

— Какие оба состояния?

Состояния уверенности в себе, высокомерия, гордыни.

— Ты сейчас описываешь верхний уровень одной из сторон дуальности. Нам же нужно опуститься на причинный уровень дуальности. Я тебе говорю о механизме возникновения гордыни, ты же говоришь, что просто ее чувствуешь. Я тебе только что говорил, что гордыня появляется как следствие внутренней игры эго в повышение и понижение противоположных сторон его дуальных сторон. Следующий вопрос. Какая дуальность твоей личности порождает в тебе гордыню? Дуальностей, порождающих гордыню, много. Поэтому самоисследование очень непростой процесс. Вся жизнь самоисследователя посвящена выявлению в своем персонаже механизмов, порождающих гордыню. Ты сейчас говоришь, что видишь в своем персонаже гордыню. Замечательно. Это может сказать любой из присутствующих здесь.

Но я вижу и противоположную сторону гордыни.

— Ты видишь механизм поддержания такой гордыни? Какая дуальность у тебя активизирована? На почве чего у тебя гордыня?

На почве чего? Например, ментальность. У меня хорошо работают мозги. Я хорошо разбираюсь в каких-то логических конструкциях.

— Значит, ты умная?

— Что значит всякие? Если они всякие, то значит, что среди них есть и такие, которые умнее тебя. Ты говоришь, что они всякие, но ты всегда умнее. Посмотри, как ты используешь слова.

Уровень может быть разный. Они любые. Это для сравнения.

— Если ты всегда умнее, значит, они уже не могут быть умнее тебя, выходит — не любые и не всякие. Получается, что они глупее тебя.

Если я встречаю человека, которого считаю умнее себя, то сразу начинаю наращивать часть, которая с моей точки зрения оказалась в завале. Либо говорю, что мне этого не надо, бросаю все и не хочу с ним ничего иметь.

— Правильно. Ты бежишь от него, потому что боишься встретиться с тем, кто умнее тебя. Я умнее тебя?

— И что ты чувствуешь?

Я чувствую удовольствие.

— А что с гордыней?

У меня и не было представления о том, что ты окажешься глупее. Я уже шла с уверенностью, что чему-то могу у тебя научиться.

— Что с твоей гордыней? Ты встретила того, кто умнее тебя.

Ты знаешь, я рада тому, что есть умные люди, умнее меня. Есть еще куда карабкаться.

— Твоя гордыня говорит: «У нас есть идеал, и мы будем к нему карабкаться. В конечном счете, мы станем умнее, чем он». Это то, о чём вчера Оля говорила в конце семинара: «Я хочу быть такой, как ты». Нет. Она хочет быть лучше, чем я.

Гордыня и самооценка