Стиль семейного воспитания и самооценка

Стиль семейного воспитания и самооценка

Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»

Проблема становления и развития самооценки является одной из центральных в психологии. Любому воспитателю часто приходится сталкиваться с детьми с чрезмерно завышенной, либо заниженной самооценкой. Адекватная самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень и направленность его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

Традиционно основным институтом воспитания, развития и социализации ребенка считается семья. Именно в семье закладываются основы личностного развития ребенка, его самооценки. При этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора ее становления.

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и статусы в семье. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие, преломляет через призму собственных ценностей и норм влияние образовательных учреждений, общественных организаций, друзей, литературы и искусства. Родители, являясь первичной социальной средой для ребенка, оказывают наиболее весомое влияние на становление и формирование многих черт личности, а также и на формирование самооценки.

Всё чаще заметны дети, родители которых выбирают крайние, дисгармоничные стили воспитания, забывая о «золотой середине». Авторитарный и либеральный стили воспитания в семье несут в себе «бомбу замедленного действия».

Так, дисгармоничные стили семейного воспитания, проявляющиеся в авторитарном отношении к детям, а именно в проявлении гиперопеки, отношения к детям по типу «симбиоза», формировании у ребенка чувства тревожности, конфликтности в семье и чувства его неполноценности в семейной ситуации или либеральном (попустительском) отношении к дошкольнику (проявлении гипопротекции, эмоциональном отвержении и т.п.) обусловливают формирование неадекватной (завышенной или заниженной) самооценки у детей дошкольного возраста.

В качестве конкретных рекомендаций родителям по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующее.

Необходимо убрать из обихода негативное оценивание личности ребенка, его качеств, возможностей и т.д.

Критике должны подвергаться только те действия, которые являются неверными, ошибочными и являются результатом необдуманного выбора и поступка.

Родителям следует научиться проводить грань между оцениванием личности ребенка и его поступков. Здесь речь идет о том, что, если ребенок совершил тот или иной поступок, то оценку необходимо давать именно ему, а не в целом говорить ребенку, что он плохой, ни на что неспособен и т.д.

Сам же процесс оценивания со стороны родителей, придерживающихся авторитарного стиля воспитания, должен быть ослаблен.

Необходимо дать возможность детям наслаждаться процессом игры, освоения образовательной программы и т.д. Если постоянно давать оценку его действиям, то это чревато поселением в ребенке неуверенности в собственных силах, отсутствие ощущения благоприятной обстановки в семье и т.д., что наблюдается у ряда испытуемых детей.

Следует понимать, что попытки отдельными детьми компенсировать эту неуверенность и неверие в него, могут привести к появлению у него, наоборот, неадекватно завышенной самооценки, что наравне с заниженной не является нормой.

Родители детей, которые практикуют авторитарный стиль воспитания, должны отказаться от навешивания ярлыков на своих детей. Родители именно с таким стилем воспитания наиболее часто это делают.

Любовь к детям не должна измеряться тем, насколько он, по мнению родителей, хорош, способен и т.д. Родители должны его любить уже за то, что он есть и стремиться к доверительным отношениям, заинтересованности в делах ребенка и т.д.

Негативная оценка личности ребенка должна быть исключена из воспитания. Особенно ярко это проявляется в семьях, где родители используют авторитарный стиль воспитания, а также относятся к ребенку как к маленькому неудачнику. Это может в целом блокировать развитие личности ребенка.

Обязательным условием для формирования адекватной самооценки будет являться организация совместной деятельности с ребенком – прогулки, игры, занятия, посещение мероприятий и т.д. Особенно это касается родителей, которые придерживаются либерального (попустительского) стиля воспитания.

Конспект родительского собрания «Стили семейного воспитания»

Стили семейного воспитания

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные, педагоги. Среди них Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребёнка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребёнку. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

типы темпераментов родителей, их совместимость;

традиции семей, в которых воспитывались сами родители; научно-педагогическая литература, которую читают родители; уровень образования родителей.

Попустительский стиль семейного воспитания Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное

состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребёнка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Дети рано познают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребёнок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые они должны хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть всё время настороже. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами, хвастунами. Они не умеют искренне сочувствовать и сопереживать, не любят ни умственный, ни физический труд, быстро устают и стараются под любым предлогом увильнуть от работы. Такие учащиеся проявляют самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться уже в младшем школьном возрасте и ярко проявляется в старшем.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Их мало интересует процесс обучения, но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую оценку. Они не переносят никакой критики в свой адрес, у них всегда кто-то виноват. Зачастую они становятся инициаторами конфликтов, игнорирует всё, что происходит в классе, подвергая резкой критике, но при этом ничего не предлагая взамен. Однако нужно помнить, что если такому ребёнку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремлённым и инициативным.

В воспитании таких детей серьёзное внимание нужно уделять сотрудничеству с их родителями, стремясь как можно больше привлекать их к общению со сверстниками их ребёнка, приглашать на встречи с педагогами, на праздники класса, в походы, вовлекать в работу родительского комитета.

Состязательный стиль семейного воспитания

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Иногда ребёнок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребёнок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребёнка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребёнок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своём превосходстве над другими детьми.

В воспитательном воздействии на ребёнка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребёнка идёт вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жёстким.

В своей любви к ребёнку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребёнка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребёнок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребёнка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребёнок.

В результате такого воспитания формируется поисковый социальнопсихологический тип личности ребёнка.

Учащиеся такого типа могут учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, они активно берутся за любые дела в классе, лишь бы их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности не будут оценены по достоинству или если у них что-то не получается.

В детском коллективе такие ученики претендуют на лидерство, любят командовать другими.

Такие дети глубоко переживают свои ошибки и промахи, у них очень развита воля, они дисциплинорованны и инициативны. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогами поможет таким детям открыть всё лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность. Поэтому в воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического осмысления своих поступков в различных ситуациях, культуры общения с взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.

Роль педагога в оказании помощи такой семье состоит в том, что он должен научить родителей видеть сильные и слабые стороны своего ребёнка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.

Рассудительный стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полнук свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путёл собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала ош исключают окрики и упрёки. Родители ребёнка считают, что его активност] должна находить естественный выход. В воспитании ребёнка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая что ребёнок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются тёплые и добрые взаимоотношения Ребёнок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребёнке никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребёнок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребёнку обдумать совершённое им, осознать свой проступок. Родители помогают ребёнку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги при работе с такими детьми должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно всё время быть в деятельности, к ним нельзя применять авторитарный стиль управления.

Предупредительный стиль семейного воспитания

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.

Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй — особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребёнка без внимания и опеки. Ребёнок в такой семье практически лишён активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

С раннего детства родители стараются оградить своё дитя от каких бы то ни было наказаний. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Родители делают всё возможное и невозможное для своего ребёнка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.

Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые поддерживают их во всех начинаниях и сочувствуют им. На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания.

Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Их способ мышления — от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Теоретический анализ вызывает у таких детей большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подаётся ученику в виде наглядного образа или примера.

В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Такие дети совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Они легко вовлекаемы в различные компании, на лидерство не претендуют, им не свойственна самокритичность, в своих неудачах они обвиняют других. Главными отличительными чертами таких детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений. Они часто пассивны, безответственны. Однако когда им предлагают интересную и необычную деятельность безразличие и флегматизм у них исчезают.

Классный руководитель таких учащихся должен серьёзно работать с семьёй, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребёнка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребёнком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.

Контролирующий стиль семейного воспитания

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

Ребёнок воспитывается в детском доме или растёт в семье опекунов, и они жёстко обращаются с ним.

Ребёнок длительное время находится без родителей.

Сами родители воспитывалисть в семьях, в которых к детям относились достаточно жёстко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.

Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие протестуют против такого отношения.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это

проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Зачастую в таких семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребёнка, считая его глупым и неуместным, придерживаясь принципа «Яйцо курицу не учит». Они иногда наказывают своего ребёнка демонстративно для того, чтобы показать степень своего превосходства. Родители мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос высоконравственным человеком. Но поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребёнка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчёркивать свои лучшие стороны. У таких учащихся возникают проблемы в учёбе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку. У них очень высокий уровень тревожности.

Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, очень нерешительны, замкнуты, но ценят дружбу и ради дружбы готовы на всё. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям. Замечания и критику в свой адрес они практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слёз.

Педагог должен знать, что школьникам с тревожным социальнопсихологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность, осторожность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защитить их.

Сочувствующий стиль семейного воспитания

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности.

Условием формирования такого стиля являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребёнок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие интересного игрового материала приводит к тому, что ребёнок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями. Достаточно много времени ребёнок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребёнок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много работать. Однако ребёнок npi этом сильно замыкается на семье и её жизни. Он становится малоактивным безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребёнок ведёт себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и своей семье. В подобных семьях не’ нужды использовать методы поощрения и наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живёт их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможностей их родителей. Дети эти понимают, так как родители делают всё для своих детей, но в пределам разумного и своих возможностей. Это говорит о том, что родители любят своего ребёнка, но никогда его не балуют. Они понимают, что из родительская задача — научить ребёнка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой свои трудом победе. В таких семьях ребёнка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе. Дети хорошо всё видят и понимают, стараются оказать родителям поддержку.

Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребёнка. И педагог может всегда положиться на них в своей деятельности, такие родители с больших удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

Семья старается быть для ребёнка примером нравственного поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребёнок может допускать, родители н« перестают общаться с ребёнком доброжелательно. По этой причине также дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков быстрее попасть домой.

Дети интровентированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир, они организованны и ответственны, но застенчивы, стыдливы, осторожны, даже неуверенные, не любят быть на виду. Такие дети исполнительны.

Особенностью этих детей является то, что они часто занижают свои способности, но, поставив перед собой цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Они всегда уважительно относятся к нормам морали, старшим людям.

Педагог должен знать, что такие учащиеся тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять. Этим детям свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью самокритичностью, сильной волей.

Гармоничный стиль семейного воспитания

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В таких семьях ребёнок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребёнок рождается, воспитывается и растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем возрасте показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребёнку мотивированно и осознанно.

Уже в начальной школе такие дети проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят её скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое. Учёба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности. У них очень развита самооценка. Дети не боятся брать слово и держать его. Они не пытаются решить конфликтную ситуацию с позиции силы.

У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Этим ученикам свойственны такие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.

Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребёнка в семье строго регламентированы и ребёнок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик. Однако, многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.

Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, помочь создать ситуации успеха для многих учащихся и преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.

Типы и стили воспитания в семье

Семья – это первое звено, где будущему члену общества передается социально-исторический, эмоциональный опыт. Здесь ребенок учится взаимоотношениям между людьми, у него формируются взгляды на различные предметы, жизненные явления. Взаимоотношения с родителями имеют базовое значение в становлении личности, какой она станет, зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Каждая «ячейка общества» создает свои неповторимые условия со строго распределенными семейными ролями. Условно, все типы можно подразделить на три варианта:

  • Традиционный, основа которого авторитарные отношения.
  • Детоцентрический , где чадо – центр вселенной, с вращающимися вокруг взрослыми.
  • Провозглашающий сотрудничество, где родители наделены авторитетом, а главной ценностью для них является внимание, сопереживание друг к другу, детям.
  • У хороших отца и матери — хорошие дети

    Маленькое человеческое существо нуждается в родительской любви, которая обеспечивает ему жизнь и безопасность. По мере взросления, она становится не только источником благополучия, но выполняет функцию поддержки, влияет на эмоциональное, психическое здоровье.

    Родителям должны быть интересны все, даже наивные проблемы ребенка, им нужно наблюдать за всеми изменениями его сознания. Проявления такого контакта вариативны , зависят от возраста, индивидуальности и сами собой не возникают. Взаимоотношения необходимо активно строить.

    Изучение профильной литературы, консультации с психологами, знание методов и способов воспитания необходимо, но недостаточно. Взаимопонимание, контакт устанавливается, если старшие искренни, только так ребенок почувствует привязанность и заботу. В каждой семье строится своя система взаимодействия, индивидуальные условия, которые влияют на развитие личности ребенка.

    Стили семейного воспитания

    Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

    Демократический, авторитетный стиль

    Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

    Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;
  • предполагают дальнейший путь развития чада.
  • Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

    • способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
    • самостоятельность, ответственность за свои действия;
    • проявления инициативы, активность;
    • адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
    • наличие собственного мнения, уважение к чужому.
    • Авторитарный стиль

      Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

      Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

    • Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
    • Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.
    • Индифферентный стиль

      Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

      Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

      Либеральный или попустительский стиль

      С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

    • Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
    • Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.
    • Негативные типы семейного воспитания

      Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:

      • из-за психологической неграмотности взрослых;
      • отсутствия гибкости;
      • наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
      • перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и матерью;
      • эмоциональная холодность воспитателей.

      Деструктивные виды семейного воспитания, причины которых кроются, прежде всего, во взрослых, имеют целый ряд классификаций. Среди них выделяют наиболее типичные, которые отрицательно сказываются на формировании детской личности.

    • Ребенок-кумир. Полный восторг многочисленных родственников, потакание любому желанию. Даже шалости окружающих умиляют. Ребенок в такой семье превращается в эгоиста, капризен, своеволен, готов лишь потреблять.
    • Воспитание по типу «Золушки» демонстрирует ребенку, что он плохой, ненужный и ущербный. Тот изо всех сил старается походить на родительский идеал, но его все равно наказывают по любому поводу.
    • Предъявление повышенных моральных требований. Ребенка не по возрасту нагружают заботами о младших или старших, заставляют читать и писать чуть не с пеленок, учить иностранные языки, заниматься музыкой. Минус такого воспитания – нагрузки не в меру приведут к развитию ранних неврозов.
    • «Ежовые рукавицы». Родители в жесткой форме навязывают свое мнение, диктуют и приказывают, срывают на ребенке злость. Требование беспрекословного подчинения чревато, из не знающего ласки малыша вырастет неотзывчивый человек, склонный к демонстративным протестам.
    • Гиперопека и гипоопека одинаково вредны, плохо отражаются на психике. Чрезмерное внимание или полная безнадзорность приводят к развитию неполноценной личности, дети пополняют ряды неудачников.
    • Привилегированность ввиду болезни. По-настоящему ребенок болеет или его физические слабости преувеличены, постоянно трясущиеся о нем родители делают своему чаду медвежью услугу. Дети в таких семьях вырастают с хорошо усвоенными правами, но ничего не ведают о своих обязанностях, становятся неженками-приспособленцами или подхалимами.
    • Противоречивое воспитание. Характерно для большой семьи, где бабушки и дедушки придерживаются своих методов, а отец с матерью «тянут» в другую сторону. Стили воспитания неустойчивы, детям навязываются противоречивые роли, они трудно адаптируются к переменам, а со временем проявляют невротические реакции.
    • Почему нельзя рукоприкладствовать

      1. Ребенок слабее. Самооценка малыша страдает. Даже если он начнет слушаться, это не прибавит ему счастья.
      2. Маленький человек начинает всего бояться, перестает доверять взрослым. Кому же еще доверять, как не родителям?
      3. Воспитываемые таким методом легко попадают в плохие компании. Не находя любви у семьи, чувствуют себя более уютно с «добрыми» ребятами, которые делятся сигареткой, а потом «колесиком».
      4. Неуверенность в себе приводит к последующей гиперкомпенсации . Стараясь чего-то добиться, битый в детстве пойдет «по трупам».
      5. Рекомендации

        • Детям необходима душевная теплота. Не бойтесь проявлять теплые чувства, почаще беседуйте, интересуйтесь мнением собеседника.
        • Распределите семейные обязанности. У младших членов должны быть свои поручения.
        • Нужно, чтобы даваемые вами инструкции выглядели предложением, а не сухим приказом. Любое общение должно быть доверительным, эмоциональным.
        • Система запретов и наказаний обсуждается и понимается заранее. Любые порицания не адресуются личности. Ребенок никогда не плохой. Он поступил неправильно, взрослый объясняет, почему это нехорошо.
        • Подросток имеет право на выбор друзей, одежды, родители не вмешиваются в телефонные разговоры и выбор музыки для прослушивания.
        • О старых прегрешениях забывайте, всегда говорите о сегодняшнем состоянии, объясняйте, почему вы расстроены, не давите, не унижайте физически.
        • Любите свое дитя, не стесняйтесь проявлять это чувство, будьте искренни, старайтесь проявлять инициативу.
        • Скачать презентации по теме

          ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Орлова А.В.

          Аспирант, Российский университет дружбы народов

          ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Аннотация

          В статье рассматривается проблема влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка. Приводятся основные классификации стилей воспитания и их особенности. Отмечается, что стиль воспитания позволяет не только влиять на развитие личности ребенка, привить ему те или иные качества, убеждения, установки, но и помочь ему адаптироваться к условиям социальной среды. В заключении автором утверждается, что наиболее эффективным, а, главное, способным решить множество проблем, связанных с развитием психически и психологически здоровой, интеллектуально развитой, коммуникабельной личности, является демократический стиль воспитания, в основе которого лежит взаимная любовь между ребенком и родителями, уважение, забота друг о друге.

          Ключевые слова: стиль семейного воспитания, развитие личности, демократический стиль, самооценка, классификация стилей.

          Orlova A.V.

          Postgraduate student, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN)

          INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION STYLE ON A DEVELOPMENT OF PERSONALITY OF SCHOOL-AGED CHILD

          Abstract

          The article deals with the problem of the influence of family education on the formation of child’s personality. The basic classification of education styles and their peculiarities are also given. It is noted that the education style allows not only to influence the development of the child’s personality, but to acquire particular qualities and beliefs, and also helps a child to adapt to the conditions of a social environment. In conclusion, the author states that the democratic style of education, based on the mutual love between the child and parents, respect, and taking care of each other is the most effective and, what is more important, able to solve many problems associated with the development of mentally and psychologically healthy, intellectually developed, communicative person.

          Keywords: family education style, development of a personality, democratic style, self-evaluation, classification of styles.

          Семья традиционно считается одним из важнейших институтов воспитания, значимость которого определяется, прежде всего, тем, что ребенок в кругу семьи проводит большое количество времени. По силе и продолжительности своего влияния на личность ни одна система воспитания не может быть сопоставлена с семьей, поскольку именно в ней формируются процессы, направленные на развитие личности ребенка. Семья, будучи некой «микромоделью общества», определенным образом воздействует на развитие системы общественных установок и личностных черт ребенка [5, С. 16-25]. Степень воздействия на развитие личности ребенка зависит от многих факторов, в частности: от возраста, темперамента, менталитета, пристрастий, интересов, отношений ребенка и его родителей, и, конечно же, от стиля семейного воспитания, который позволяет не только воздействовать на развитие личности ребенка, привить ему те или иные качества, убеждения, установки, представления [12, С. 35-41], но и помочь ему адаптироваться к условиям социальной среды.

          Вопрос влияния стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка сегодня особенно актуален, поскольку из него (вопроса) вытекает куда более важная для современного общества проблема, а именно: проблема развития психически и психологически здоровой, открытой, интеллектуально развитой, самодостаточной и коммуникабельной личности, которая формирует нацию и общество в целом. Кроме того, актуальность данного вопроса обуславливается и тем, что сегодня наблюдается рост социальной дезадаптации детей [3, С. 62-65], которая проявляется в потере социальных связей с семьей; а также необходимостью возрождения семейных ценностей, воссоздания функционального значения семьи как института, который способствует формированию элемента социума [10], где определяющую роль играет стиль воспитания.

          Под стилем семейного воспитания мы понимаем способ взаимоотношений в семье, подразумевающий использование родителями комплекса приемов и методик влияния на ребенка, которые определяются оригинальной манерой вербального и невербального взаимодействия, а также характеризуются уровнем контроля, опеки и заботы, качеством психоэмоциональных контактов между взрослыми и детьми, характером влияния на поведение ребенка со стороны родителей, числом запретов и т.д. [4, С. 101-114]. На сегодняшний день существует множество классификаций стилей семейного воспитания, традиционной считается классификация Д. Баумринд, которая включает в себя следующие типы [2, С. 54-72]:

          1) авторитарный стиль воспитания (характеризуется беспрекословным подчинением и послушанием взрослым (взрослому); в таких семьях не учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка, его интересы, желания, стремления, что отрицательно сказывается на развитии его личностных качеств);

          2) либеральный стиль воспитания (предполагает, что ребенок получает полную свободу действия, в отношении его не устанавливается никаких рамок и ограничений; при этом родители стремятся больше отдавать, чем требовать, не ждут от ребенка зрелого поведения и самостоятельности, что в последствии отражается и на самом ребенке, он становится неуверенным в себе, неспособным противостоять ежедневным трудностям, подверженным депрессиям и фобиям [8, С. 18-29]);

          3) демократический стиль воспитания (в основе лежит взаимная любовь, поддержка, уважение, забота друг о друге, частое общение и т.д.; родители тверды, справедливы и последовательны в своих требованиях (используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, но не силу), поощряют личную ответственность и самостоятельность ребенка, при этом настаивают на подчинении установленным стандартам поведения [12, С. 44-53]; ребенок получает хорошие возможности для своего личностного развития, он менее подвержены негативному воздействию со стороны сверстников и взрослых, успешно выстраивает с ними отношения);

          Э. Маккоби и Дж. Мартин дополнили классификацию Д. Баумринд еще одним типом [5, С. 16-25]:

          4) индифферентный стиль воспитания (характеризуется отсутствием требований, определенных реакций на потребности ребенка, а также близкого взаимодействия с ним; родители хоть и удовлетворяют все основные потребности ребенка, однако в целом практически не интересуются его жизнью (им безразлично, что с ним происходит), все это отражается на ребенке – он становится замкнутым, отчужденным, зачастую агрессивным [3, С. 79-84]).

          Существуют и другие классификации стилей семейного воспитания, в частности, классификации: Е.П. Алексеевой и Л.П. Кибардиной (включает в себя шесть стилей семейного воспитания) [1]; А.В. Петровского (пять стилей) [9]; В.В. Столина (пять стилей) [12]; В.М. Миниярова (семь стилей) [8]; А.С. Спиваковской (три стиля) [11]; Э.Г. Эйдемиллер (шесть стилей) [14] и др. Как отмечает Т.Л. Кузьмишина, в современной психологии существует множество работ, которые рассматривают типы семейного воспитания. Классификации в этих работах, как правило, базируются на авторских интерпретациях, в связи с этим очень трудно «определить единую типологию стилей семейного воспитания»[5, С. 16-25].На наш взгляд, все рассмотренные нами типологии, в той или иной степени, пересекаются с классификацией, предложенной Д. Баумринд, поэтому в статье мы исходим именно из нее.

          Следует также отметить, что в реальности очень сложно встретить семью, которая применяет лишь один из вышеназванных стилей воспитания. Как правило, практикуется их (стилей) сочетание [7, С. 201-220] (к примеру, отец использует авторитарный стиль, мать – демократический; либо каждый из родителей в процессе воспитания использует приемы как авторитарного, так и либерального стилей). Поэтому для более глубокого понимания вопроса влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка необходимо рассматривать все нюансы относительно того, как складываются взаимоотношения в каждой конкретной семье, какие методы используются родителями для наказания и поощрения, каких нравственных ценностей придерживается семья и т.д. [9, С. 80-95]. Только после этого можно говорить о наиболее характерном для данной семьи стиле воспитания.

          Таким образом, стиль воспитания является многоаспектной категорией, обладающей условным характером и изменчивой природой (например, авторитарный стиль воспитания, который используется родителями, с течением времени может перейти в демократический, либо либеральный стиль – в авторитарный [3, С. 73-89] и т.д.). Соответственно, все это необходимо учитывать при анализе особенностей стиля воспитания, влияющего на развитие личности ребенка, его самооценки, представления о самом себе. Так, демократический стиль, в отличие от либерального и авторитарного, способствует формированию в ребенке адекватной самооценки, которая, в свою очередь, позволяет ему правильно выбирать те личностные качества, которые необходимо развивать [5, С. 16-25]. При этом ребенок будет адекватно оценивать свои способности, не преувеличивая их и не приуменьшая.

          Адекватная самооценка подразумевает определение не только тех направлений, где могут быть достигнуты большие результаты, но и тех, где человек не может на них претендовать [8, С. 33-51], иными словами самооценка формирует четкое представление своих сильных и слабых сторон. Неадекватная самооценка негативно воздействует на личность ребенка, она провоцирует появление чувства неуверенности, страха и апатии. Как отмечает М. И. Лисина [7, С. 201-220]:

          – ребенок с точным (адекватным) представлением о себе, растет в семье, где взрослые уделяют ему необходимое количество времени; адекватно оценивают его физиологические и интеллектуальные способности (демократический тип воспитания);

          – ребенок с завышенным (преувеличенным) представлением о себе растет в семье, где его часто хвалят, балуют, преподносят подарки; взрослые наказывают его довольно редко, система требований носит мягкий характер (либеральный стиль);

          – ребенок с заниженным (преуменьшенным) представлением о себе растет в семье, где взрослые с ним практически не занимаются, однако требуют послушания; невысоко оценивают, очень часто упрекают и наказывают (индифферентный либо авторитарный стиль).

          Так, нами было проведено исследование (на базе методики А.И. Липкиной «Три оценки» [6, С. 55-89]) в московской школе среди учеников 5-х классов; всего участвовало 83 человека. Ученикам предлагалось письменно выполнить учебное задание, после чего работы школьников были собраны и оценены учителем тремя различными оценками: соответствующей адекватной оценки, завышенной, а также заниженной. Далее перед тем, как объявить оценки ученикам мы сообщили, что их работу оценивали три учителя из разных школ, у каждого сформировалось свое мнение, в результате чего они поставили неодинаковые оценки – ученикам необходимо было указать, с какой оценкой они согласны.

          На основе полученных данных мы определили уровень самооценки учеников, при этом были важны следующие показатели [13, С. 31-50]: а) совпадает или не совпадает самооценка с адекватной оценкой учителя; б) уровень аргументации самооценки; в) устойчивый или неустойчивый тип самооценки, который характеризуется степенью совпадения определенной для себя оценки. Исследование показало, что 63% школьников, участвующих в эксперименте, адекватно оценивают свои способности, 16% – завышают и 21% – занижают (рис.1).

          Рис. 1 – Уровень самооценки учеников младших классов

          В рамках данного исследования также было предложено родителям всех участвующих в эксперименте школьников ответить на вопрос: «Какой тип семейного воспитания они используют при взаимодействии со своим ребенком?» (предварительно объяснив родителям, что подразумевается под типом семейного воспитания, а также какие существуют основные типы воспитания). Нами было установлено, что дети, которые адекватно оценивают свои способности, как правило, воспитываются в семьях с демократическим и демократически-индифферентным стилем воспитания. Дети с завышенной самооценкой воспитываются в семьях с авторитарно-индифферентным и либеральным стилем воспитания. Дети с заниженной самооценкой – в семьях с авторитарным, индифферентным и авторитарно- индифферентным стилем воспитания.

          Таким образом, проблема влияния стиля воспитания на формирование личности занимает одно из важнейших мест среди проблем психологии. Поскольку в основу личности входит самооценка, которая базируется на представлениях о самом себе [11, С. 301-324], то особое внимание следует уделять проблемам влияния семейного воспитания на детскую самооценку.

          Семья в этом смысле играет одну из главных ролей; она создает определенную систему (речь идет о решении целей и задач, об обоснованном применении комплекса методик, и т.д.), которая позволяет воздействовать на формирование личности ребенка. Например, взрослые, использующие демократический стиль воспитания, принимают своего ребенка таким, какой он есть, любят его и уважают, используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, тем самым, способствуют формированию полноценной, самостоятельной, адекватно оценивающей себя личности.

          Что нельзя сказать об остальных стилях: так, либеральный стиль воспитания приводит к тому, что ребенок становится неуверенным в себе, тревожным, эгоистичным, неприспособленным к жизни; авторитарный стиль – делает ребенка мнительным, агрессивным, некоммуникабельным; и т.д. Именно демократический стиль воспитания является наиболее эффективным, и, главное, способным решить проблему развития психически и психологически здоровой, интеллектуально развитой, коммуникабельной личности, которая в будущем сформирует нацию и общество в целом.

          Список литературы / References

          1. Алексеева Е. П., Кибардина Л.П. Родительское собрание / Е. П. Алексеева. – М., 2002. – 88с.
          2. Баумринд Д. Практическая психология / Д. Баумринд. – М., 1995. – 411с.
          3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга // Краткий лекционный курс. – СПб.: «Речь», 2001. – 143с.
          4. Венгер А. Л. Психология развития. Психологический лексикон / А. Л. Венгер // Энциклопедический словарь в 6-ти томах. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176с.
          5. Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина. – М., 2014. – С.16-25.
          6. Липкина А. И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / А. И. Липкина. – М.: Просвещение, 2007. – 326 с.
          7. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: «Питер», 2009. – 320с.
          8. Минияров В. М. Психология семейного воспитания / В. М. Минияров. – М.: изд-во МПСИ, 2000. – 256с.
          9. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – М.: «Знание», 1981. – С.80-95.
          10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2007 г. N АФ-163/06 «О концепции государственной политики в отношении молодой семьи» // Электронный ресурс. – Режим доступа (дата обращения – 27.06.2017): http://base.garant.ru/191723.
          11. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья (т.2) / А. С. Спиваковская. – М.: ООО «Апрель Пресс», 2000. – 463с.
          12. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: «Педагогика», 2006. – 212с.
          13. Шаповаленко И. В. Возрастная психология // Психология развития и возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М., – 348 с.
          14. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1999 – 655 с.

          Список литературы на английском языке / References in English

          Стиль семейного воспитания и самооценка