Ребенок 3 5 года не хочет сам есть

Едим сами! Первые навыки самостоятельной жизни

В жизни маленького человека однажды наступает момент, когда привычная бутылочка с соской уступает место «взрослым» столовым приборам – ложке, тарелке и чашке. Каждой маме хочется, чтобы малыш побыстрее научился есть самостоятельно и делал это аккуратно и правильно. И он обязательно научится, если мама ему немного поможет.

Дарья Павлова
Педагог

С чего начать?

С покупки необходимых аксессуаров. Обычная взрослая посуда не подходит для маленьких непосед, поэтому лучше подобрать малышу специальную детскую. Выбор в магазинах огромный, но хорошая посуда должна отвечать определенным требованиям.

Тарелочка сделана из небьющегося материала, ведь юный гурман обязательно попытается проверить ее на прочность, бросив на пол, или от души постучав ложкой. Пластик, специальная пищевая пластмасса – самые подходящие материалы. Веселые расцветки, или любимые мультяшные герои помогут малышу не скучать за обедом. Зная, что на дне тарелки его ждет Кот Леопольд, малыш точно доест кашу до конца. Размер первой тарелки не должен быть слишком большим, так как объем предполагаемой порции может напугать едока. Для неторопливых малышей существуют тарелки с подогревом. Под днище в специальную емкость заливается горячая вода, и пища не остывает дольше, чем в обычной тарелке. Активным и шаловливым можно купить мисочку на присоске. Она накрепко приклеивается к столу, и перевернуть ее вместе со всем содержимым практически невозможно. Для удобства и мамы и малыша на тарелке могут быть нескользящие ручки. Если дома есть соответствующая бытовая техника желательно чтобы тарелку можно было ставить в микроволновую печь и мыть в посудомоечной машине (обычно на обратной стороне посуды ставится специальный значок, разрешающий подогрев в микроволновой печи). Посуду с яркими рисунками, выполненными краской, в посудомоечной машине мыть нежелательно, так как от высокой температуры рисунок постепенно стирается.

Детская чашечка также должна быть сделана из небьющегося материала, легкая с нескользящей удобной ручкой, а лучше – двумя, с двух сторон. Переходить от бутылочки сразу к чашке малышу не всегда удобно, поэтому существуют детские поильники. На пластиковую чашечку надевается специальный колпачок с носиком, жидкость не прольется на стол, а попадет точно в ротик. Когда ребенок привыкнет к своей кружке, насадку с носиком можно снять. Для прогулок можно купить специальный поильник – непроливайку с крышечкой. Если малыш тяжело привыкает ко всему новому, приобретите ему специальный «тренировочный набор». К любимой бутылочке с соской докупаются ручки и крышечка-поильник. Для непосед существуют специальные чашки-непроливайки с тяжелым дном. Такую чашку малышу трудно перевернуть или бросить на пол.

Ложечки и вилочки малышу также нужны специальные. Небольшой размер и нескользящая удобная ручка обязательны. Приборы могут бытьплассмассовые, или металлические с пластиковой ручкой. Кстати, традиция наших дедушек и бабушек дарить серебряную ложечку на первый зубок тоже очень полезна. Серебро хорошо обеззараживает водичку и полость рта ребенка. Даже если до первых зубов еще далеко, водичку или смесь для докармливания тоже лучше давать с ложки. Зубчики у вилок должны быть неострые и закругленные, чтобы малыш не поранился. Детский ножик также должен быть неострым, с закругленным концом и удобной ручкой.

Отдельно скажем про такую необходимую вещь, как фартучки. Они могут быть сделаны из ткани с прослойкой клеенки, из легкого гнущегося пластика или аналогичного материала. Тканевых фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Но они мягкие и не мешают малышу. Пластиковые фартучки имеют внизу специальный кармашек, в него падает еда, которую малыш не донес до рта. Существуют также специальные фартучки с рукавами, в них чистым останется даже самый неаккуратный едок.

Осторожно, меламин!

Когда и как начинать?

С 6-7 месяцев (самого начала ввода прикорма) кормите ребенка в специальном детском высоком стульчике со съемным столиком. За ним малыш быстрее научиться есть сам. Сидя на своем месте, ребенок пробует брать пищу из тарелки руками. Это необходимый этап в усвоении культурного способа поглощения пищи, поэтому позвольте его юному гурману. Важно не пропустить момент, когда кроха сам потянется за ложкой, увидев ее у вас в руках. Обычно это случается в возрасте 10-12 месяцев.

Чем старше ребенок, тем сложнее заинтересовать малыша.

В 2 года может начаться период упрямства, и малыш не захочет есть самостоятельно. Поначалу кроха берет ложку в кулачок, пока ему так удобнее. Покажите малышу, как правильно ее держать, потренируйтесь. Но не настаивайте, если правильный способ ребенку не нравится, пусть держит ложку, как может. Позднее, когда пальчики станут более ловкими, малыш, глядя на папу с мамой, научится держать ложку как взрослые, а пока ему надо просто не промахнуться мимо рта. Для первых попыток есть самостоятельно лучше всего подходит густая пища – каши, пюре, творог. Давая малышу ложку первый раз, вложите ее в правую руку. В последствии следите, за тем, чтобы ребенок ел правой рукой, так как совсем маленькие детки часто пытаются есть обеими руками по очереди. Но если малыш упорно отказывается, и перекладывает ложку в левую руку, не заставляйте и не переучивайте его. Скорее всего, он левша и ему действительно так удобнее.

Первое время кушать самому получается плохо, до рта доходит не каждая ложка, поэтому в каше оказывается одежда, столик и пол вокруг. Не ругайте малыша, просто приведите его внешний вид в порядок и попросите есть аккуратнее. Разумеется, ему пока трудно это делать, но ваша задача сейчас — выработать у ребенка стремление к чистоте. Первое время держите руку малыша с ложкой в своей руке и покажите, как зачерпывать еду из тарелки и как донести ее до рта. Обязательно хвалите кроху за успехи и проявленную инициативу. Наберитесь терпения, теперь кормления будут занимать много времени, но с каждым разом получатся все будет лучше и лучше. И помните, что управляться с ложкой для малыша – тяжелая работа, поэтому если ребенок устал, не настаивайте и докормите его сами. Для ускорения процесса можно использовать две ложки. Одну малыш держит в ручке сам и пытается ею есть, второй его кормите вы.

В 1,5-2 года предложите малышу салфетку и покажите, как ею пользоваться. В первый раз остатки еды он, скорее всего, размажет по лицу, но постепенно освоит и этот предмет. Используйте обычные бумажные или заведите малышу персональную, из ткани с интересным рисунком. Рот следует вытирать по мере загрязнения. К полутора годам карапуз вполне способен успешно справляться с пюре и творогом, к двум — уже должен уметь есть жидкую пищу.

В 1,5-2 года можно предложить малышу детскую вилку. Обратите внимание ребенка на то, что вилкой пользуются по-другому, накалывают пищу. Предупредите, что она острая и можно пораниться. Освоение вилки пойдет значительно быстрее и проще, движения у малыша уже более точные. Чтобы малышу было интересно, разложите на тарелке нарезанные ломтики разноцветных фруктов и овощей и предложите съесть при помощи вилки сначала всё красное, потом зеленое, и т.д.

В 2,5-3 года дайте малышу неострый детский нож. Вначале объясните, зачем он нужен, покажите, как, придерживая пищу вилкой, резать ее ножом. Пусть сначала это будет мягкая котлетка, а не цельный кусок мяса. На этом этапе детский стол опять окажется измазанным, ведь из под ножа часто будут выскальзывать кусочки. Пусть карапуз не огорчается, напомните ему, как он учился есть ложкой, и заверьте в скором успехе.

Учимся пить

Менять бутылочку на поильник можно уже в 8-10 месяцев, как только малыш научиться самостоятельно его держать. Если с поильником ребенок успешно справляется, позднее можно попробовать снять носик и пить «совсем как взрослые». Налейте в чашечку совсем немного, буквально на один глоточек. Если жидкости будет много, малыш может захлебнуться, первый опыт окажется неудачным и знакомство с кружкой придется отложить. Предлагать ребенку чашку нужно тогда, когда он действительно хочет пить иначе он станет играть с новым предметом или не поймет, чего вы от него хотите. Помогите малышу правильно взять новый предмет в ручки, отрегулировать угол наклона. Обязательно похвалите ребенка за глоток, скажите, что он молодец и уже совсем большой, пьет, как взрослые.

Если ребенок не хочет есть сам?

Попробуем заинтересовать. Устраивайте семейные обеды. Глядя на самостоятельно кушающих взрослых, малышу захочется соответствовать. Если семья редко собирается за общим столом, можно использовать авторитет значимого для ребенка взрослого. Обычно это папа, старший брат: «Ты хоть раз видел, чтобы я папу с ложечки кормила? Нет. Хочешь быть таким же сильным как братик?»

Многие вещи дети начинают делать, глядя на сверстников. Если подросший малыш упорно отказывается брать в руки ложку, сходите в гости, или пригласите на обед его друзей, которые уже умеют кушать сами. Обратите внимание ребенка на приятеля: «Смотри, Витя сам ложечку держит». Но ни в коем случае не нужно стыдить малыша и сравнивать с другом, достаточно просто вскользь заметить такое полезное умение товарища по играм. А в следующий раз за обедом предложите крохе ложку, вспомнив приятеля. Еще один способ обучения – игра. Поиграйте с малышом в «экскаватор». Экскаватор-кроха должен собрать ложкой–ковшом всё картофельное пюре и переправить в рот. От мамы требуется немного фантазии и соответствующие комментарии для игры. («Большой-большой экскаватор зачерпывает ковшом пюре и аккуратно отправляет его в рот! Молодец, а я за тебя буду гудеть, пока ты жуешь!»).. Можно использовать тарелочку с интересным рисунком на дне и объяснить крохе, что под кашей злой волшебник спрятал, например, маленького поросенка, который сам не может освободиться и помочь ему может только малыш, если сам возьмет ложечку и скушает всю кашу.

Решение о том, что малыш будет есть самостоятельно должно поддерживаться всеми членами семьи. Если мама настаивает на самостоятельности, а бабушка «жалеет маленького» и кормит с ложечки, положительный результат будет достигнут не скоро. Также обучение не должно зависеть от настроения родителей. («Вчера ты кушал сам, а сегодня мы в гости опаздываем, поэтому давай я тебя быстренько накормлю»). Надо выработать определенную последовательность и поэтапность в обучении. Например, по началу ребенок сам ест только творог, когда с одним продуктом он уже справляется, добавляем более «сложное» по консистенции пюре, далее жидкую кашу, и, наконец, суп. Иногда малыш с аппетитом начинает кушать самостоятельно, но быстро устает. Не настаивайте, докормите его. По мере взросления доля самостоятельно съеденного в любом случае будет увеличиваться. Также можно сделать исключение из правил, если кроха болеет.

Правила за обедом

С самого начала следует приучать ребенка относиться к приему пищи с уважением, кушать аккуратно и соблюдать необходимые правила. Даже самым маленьким нужно мыть руки перед едой, а к двум годам малыш сам напомнит вам об этом. Еда – это полезный ритуал, он дает ребенку чувство стабильности и ощущение собственной значимости, ведь малыш точно знает последовательность действий и почти со всем справляется сам!

Если вы помогаете малышу, все свои действия сопровождайте словами: «Ручки под краном вымыли, Сашиным полотенцем вытерли, теперь идем на кухню. Саша садится за свой столик, а мама наливает в тарелочку половником борщ. Смотри, какой он красный! И, наверно, очень вкусный!» Иногда, немного поев, ребенок начинает разбрасывать еду, кидать ложки, выливать на стол содержимое чашек. Если малыш просто устал кушать самостоятельно, докормите его сами. Но попытки пошалить за обедом лучше пресечь сразу же, не надеясь, что так ребенок лучше покушает. И строгое «нельзя» здесь обязательно. «Еда – это серьезно, ее можно только кушать, а если ты хочешь что-нибудь побросать, то мы после обеда поиграем с тобой в мячик». Если предостережения не помогают, просто уберите тарелку, вытрите рот салфеткой, это будет означать, что обед закончен. «Картошечка обиделась на Сашу, за то, что он бросил ее на пол. А сладкое яблоко увидело, как ты себя плохо ведешь, и укатилось. Так что десерта сегодня не будет». После еды ребенок должен говорить «спасибо», не забывайте напоминать ему об этом.

Двухлетнего малыша можно уже попросить убрать за собой посуду в раковину. А протереть губкой столик сможет даже полуторагодовалый карапуз. Конечно, качество такой уборки далеко от идеала, но ваша задача сейчас – выработать хорошую привычку и научить ребенка аккуратности. И помните, что аппетит приходит во время еды. Красиво накрытый стол, симпатичная посуда, позитивный пример и поддержка взрослых – все это поможет ребенку научиться есть самостоятельно.

Ребенок 3 5 года не хочет сам есть

Здравствуйте.
Проблема следующая. Ребенку уже 3 года и 4 месяца. Взрослый такой мальчуган уже, но для мамы он по прежнему маленький видимо.
Потому что мама (и бабушка заодно) любят его кормить с ложечки. Он видите ли ничего не ест. И «мне главное, чтобы он поел».

Мои аргументы, что еще ни один ребенок не умер от голода перед тарелкой с едой, игнорируются. Ребенок должен покушать, как же он без еды то?

При этом самостоятельно пользоваться ложкой он умеет (правда не очень то и ловко, может разливать), например в гостях у моей мамы он все ел сам и никто его не кормил.

Но так бывает раз в месяц, остальное время ребенка пичкают с ложечки. Уже доходит до скандала, я заставляю жену прекратить кормление, она вроде прекращает, но стоит мне выйти с кухни — вновь берется за свое. Недавно обещала мне больше не кормить его с ложки. Только что ходил на кухню и снова увидел привычную картину — сидит пацан 3 года, ноги по земле волочатся, и мама с ложкой в руках (Тема, ну съешь капусточки).

Что делать? Как убедить жену, что ему уже пора «самому себе амлет готовить»? Просто кошмар какой-то. Такой важный момент, это же воспитание и так относятся к этому спустя рукава. Ведь это же понятно любому ребенку, что нельзя детей баловать, но почему же хоть они (взрослые две женщины) ведут себя как малые дети? Мои замечания воспринимаются в штыки (любая критика так воспринимается) и проносятся мимо ушей.

Не знаю как быть. стоять над ними при каждом кормлении и не давать его кормить. Только так вижу себе выход из ситуации. Но это будет ежедневный троекратный скандал (а ведь он еще после сада у бабушки питается, наверное так же с ложечки).
Помогите советом. Потом я избранное распечатаю отсюда и повешу дома на кухне. Дети в полтора года сами едят, а мой в 3 с половиной не умеет.

Как научить ребёнка кушать самостоятельно?

Здравствуйте! Если ребёнок кушает сам — это отлично. Но бывает, что ребёнок отказывается есть самостоятельно и приходится ему в этом помогать. Об этом и поговорим: как научить ребёнка кушать самостоятельно?

Здравствуйте, Людмила. Кушать мы научились благодаря Вашему курсу! Четко исполняя все рекомендации, потихоньку, не спеша, вводя новые правила! Даже и не заметила, как стало все получаться. Времени ушло где-то 1,5 мес.

Единственный вопрос, который остался это КАК научить ребёнка есть самостоятельно?

Мы пытались, но ложкой только играем и раскидываем еду, естественно из-за стола переместились за свой столик -играли там, но дальше размазанной каши по столу и раскрошенному хлебу дело не идёт…

Очень рада, когда вы делитесь своими успехами! Учитывая, что прошло всего 1,5 месяца, результаты замечательные.

Как можно научить ребёнка есть самостоятельно?

Как и в любом процессе, во взрослении ребёнка есть периоды, когда он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЙ интерес к познанию нового.

Научился ходить? Хочет ходить сам! Отталкивает руку и топает.

Дали чашку и учим пить? Хочет пить только сам и только из чашки. Уже никакие поильники, бутылочки не устраивают. В 1,2 уже немного поздновато, поэтому ребёнок видимо и не хочет сам кушать.

Что можно сделать?

  1. Обязательно кушайте всей семьей. Ребёнок должен видеть, что все взрослые пользуются столовыми приборами по назначению. Включается врожденное стремление «быть взрослым» и ребёнок начинает повторять за вами ваши движения.
  2. Ходите в гости к подругам с более старшими детьми. Пусть ребёнок везде видит подтверждение того, что взрослые детки кушают сами. У них это получается и они это делают.
  3. Всегда вначале давайте ребёнку время кушать самому. В 1,2 ребенок уже может сидеть на своём месте (идеально, если это взрослый стул, придвинутый к столу), у него есть своя чашка и свои столовые приборы. Накладывайте ребёнку еду и давайте ложку/вилку в зависимости от пищи. Сами садитесь и активно кушайте, не заглядывая в его тарелку. Не делайте тревожное лицо, выражающее «Нет, у тебя не получится. Надо тебе помочь».
  4. Столовые приборы должны быть удобными ребёнку. Сейчас много разных видов ложек и вилок продаётся: ортопедические, супер-изогнутые и т.д.
    Честно говоря, я ни одной из дочерей не покупала специальные приборы. Выдавала по возрасту: обычная вилка и вначале чайная ложка, потом десертная, и сейчас обычная большая столовая ложка. Но в практике были случаи, когда ребёнок обычной ложкой не ел, а вот специальной детской, облегчённой и яркой, с мультяшными рисунками, ел. Можно попробовать этот вариант.
  5. Вилкой ребёнок учится есть быстрее, чем ложкой. Ложкой хорошо кушают к 2-м годам, а вилкой могут прекрасно управляться уже в 10-11 месяцев. Главное в этом деле тренировка и практика. Поэтому разрешайте ребёнку кушать самому. Давайте возможность тренировки, но не «свинячества» за столом.
  6. Если ребёнок пока плохо ест ложкой, то обязательно докормите его после еды.

Ребёнок действительно устает справляться с этим «непослушным» предметом и может из-за усталости съесть 1-3 ложки супа и отказаться. Если вы видите что он в принципе готов кушать, но не может – то просто возьмите к себе на ручки и докормите.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о том как научить ребенка кушать самостоятельно:

После прохождения курса Едим с удовольствием: как добиться, чтобы ребенок ел с аппетитом вы сможете отличить, когда ребёнок хочет есть, а когда нет – и я уверена, не станете насильно его накармливать.

Ведь вы четко понимаете, что способствует аппетиту ребёнка, а что мешает.

Задавайте свои вопросы по питанию ребёнка в комментариях.

Детский психолог. Консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма

Щас набегут мамаши вундеркиндеров :)) и всё Вам грамотно объснят. Как в Вашем возрасте их детки уже сами кушали, «спасибо» говорили, выходя из-за стола, и сразу же на горшок шли, напевая мелодии Шостаковича.

:023: К двум годам ребенок обязательно должен прилично говорить и, желательно, читать :ded:

На горшок начала учить дочку ходить только в 1,6.Из кружки сама научилась пить тоже примерно так же)Ложкой есть сама не хотела долго, умела,но лентяйничала)где то ближе к 1,9 проявила интерес))

Спасибо, успокоили меня) Рано-значит -РАНО)))))
А то еще свекровь меня «добивает» словами-Как же так. не ест сам и не пьет, ой. да и на горшок не ходит-А ВЕДЬ УЖЕ ПОРА. Ты, наверно, не учишь его. Ну и все в таком духе. (

Свекровь просто посылается лесов со своими советами. И не парьтесь. Рано еще. Ребенок сам научится, когда придет время. У кого-то раньше, у кого-то позже.

Не расстраивайтесь,и правда рано,нам вот 1,5 года,ничего тоже самостоятельон не делаем,НО ВОТ СВЕКРОВЬ:wife: своими «пора все уметь уже»:wife: меня добивает. горшок у нас появился благодаря ей в 7 мес,ложку с борщом нам втюхивали в год,с ней же и чашку. ничего не пошло. 016. ох уж эти свекрови. Учимся потихонечку всему и не слушаем рассказы о маленьких гениях:flower:

А то еще свекровь меня «добивает» словами-Как же так. не ест сам и не пьет, ой. да и на горшок не ходит-А ВЕДЬ УЖЕ ПОРА.

Не обращайте внимание на свекровь, моя вообще говорит, что уже поздно учить ходить на горшок, я отшучиваюсь, отвечаю «ну что ж поделать, будет до 18 лет теперь в памперсах ходить» :))

А старший у Вас прямо с первого раза в 1 год и ложкой ел и на горшок садился (не в холостую) и из чашки пил, как только в руки ее получил?:010:

А Ваши детки в 1,3 умеют кушать ложкой, пить из чашки и ходить на горшок? И как Вы их научили?

Моей тоже 1,3. Ложкой только ковыряется в тарелке и размазывает еду по столу. На горшок не ходит, предпочитает одевать его на голову. Пьет из поильника. На прогулке спрашиваю у мамочек, что детки умеют: так вот почти все уже в 1,2 -1,3 пищу кусочками едят, на горшок ходят, сами едят и пьют из чашки. Сначала комплексовала жутко, что моя не умеет, а теперь расслабилась. Всему свое время.

мы в 1,3 не ходили на горшок, ложкой тоже только ковырялись в тарелке, правда из чашки пили, но это потому, что я с 6 мес. приучила к чашке, бутылочки мы никогда не знали, и поильником не пользовались. У вас все нормально. Не забивайте себе голову!

ТС, простите, пожалуйста, можно я в Вашей темке вопрос задам? А как ребенка научить пить из трубочки? Мой умеет пить из чашки, но вот из трубочки не получается. Ребенок не понимает, что нужно всасывать жидкость, а просто грызет трубочку.

Маленький он у вас еще, научится, куда денется.

В 1,3 только начинали осваивать чашку и ложку, на горшок стала проситься в 1,9.

Научитесь еще всему

Госпидя. Моему будет два в марте..он только-только стал позволять высаживать себя на горшок. Только два месяца назад стал есть ложкой. ну а из бутылки пьет до сих пор. не вижу проблемы..))))

PS Свекровь моя бывшая тоже мне говорила,что ВОТ ЕЕ дети знали что такое горшок уже в два месяца. )))гыыы. Хочется спросить — Иии ?

Имхо: Свекровь просто таким способом пытается выяснить занимаетесь ли вы обучением ребенка всему этому :). Успокойте её, скажите, что вы «в процессе». И можно еще поинтересоваться у неё во сколько научился кушать ложкой и ходить на горшок ваш муж

:023: К двум годам ребенок обязательно должен прилично говорить и, желательно, читать :ded:
:046::046::046: ппкс

PS Свекровь моя бывшая тоже мне говорила,что ВОТ ЕЕ дети знали что такое горшок уже в два месяца. )))гыыы. Хочется спросить — Иии ?
Свекровь тоже рассказывала, что в год её сын уже полностью самостоятельно ходил на горшок. Правда, в следующий раз выяснилось, что в год с чем-то там она ещё стирала груды его мокрых штанов. Так что свекрови или забыли уже всё или придумывают просто.

PS Свекровь моя бывшая тоже мне говорила,что ВОТ ЕЕ дети знали что такое горшок уже в два месяца. )))гыыы. Хочется спросить — Иии ?
И вообще во времена наших свекровей раннее приучение к горшку и самостоятельной еде было жизненной необходимостью. Попробуй перестирай каждый день вручную столько пелёнок и штанов! Кормить ложкой было, наверное, некогда. И в ясли отдавали детей гораздо раньше, чем сейчас.
Сейчас, слава Богу, другие времена.

И вообще во времена наших свекровей раннее приучение к горшку и самостоятельной еде было жизненной необходимостью. Попробуй перестирай каждый день вручную столько пелёнок и штанов! Кормить ложкой было, наверное, некогда. И в ясли отдавали детей гораздо раньше, чем сейчас.
Сейчас, слава Богу, другие времена.

Расслабьтесь и получайте удовольствие. Скоро оно закончится :065:
А пока Вы можете быстренько покормить с ложечки и не мыть после процесса всю кухню, попоить из бутылочки, не переодевая ребзя, и не мыть пол-трусы-простынки в процессе приучения к горшку.

По теме — у Вас на все еще куча времени. Не нагнетайте.

Извините, можно уточнить?
Нам 1,1 пьем из кружки, бутылочки, а трубочку грызем. При этом первый «глоток» из трубочки — дунет сам туда, сок польется обратно, он проглотил. А вот как научить его дальше сосать сок через трубочку?

я слегка надавливала на коробочку, поначалу ребенок удивлялся, но было интересно, потом сам стал давить, и понял, как обращаться с трубочкой:) только нам уже 1и7 было.

Что и книжки не читает ещё?!

но сейчас снова ввела поильник, потому что сил моих больше нет — только налью — он все в тарелку с едой выливает. С горшком потерпите до весны, когда потеплее будет, да и он созреет к тому времени. Я насчет ложки и кружки моя няня говорит — в школе еще никто без ложки и кружки не обходился)))

+100
а мой наоборот еду из тарелки в кружку складывает.

Я не парилась усиленным развитием этих навыков:065:. Иногда показывала\сажала на горшок в игре. В 2 года сам отказался от памперсов и стал все дела делать в горшок. Пить из кружки тоже сам захотел, в начале пробовал и давился\разливал. Я приносила в кружке что-то вкусное во время купания в ванной (играючи учился пить) — там и не жалко, если обольётся.
:flower:

+1000 про учебу в ванной — супер, Вы молодец:flower:

и у нас так было. Сама как-то научилась. ГОворят, нужно дунуть в трубочку, и сразу же моментально ребенку в ротик, по закону физики, сок польется ему в ротик, и он смекнет, что надо сосать из трубочки)

Сколько премудрости!:flower:
Я просто пакет с соком немножко сжимала и сок лился

я слегка надавливала на коробочку, поначалу ребенок удивлялся, но было интересно, потом сам стал давить, и понял, как обращаться с трубочкой только нам уже 1и7 было.

Девушки, милые. Может у меня руки не из того места растут, но когда на коробочку давлю, то сок лезет не из трубочки, а из отверстия, в которое вставляется трубочка (фольга) :091:
Вы какой сок (коробочку) пили?

а нам 2,7 ложкой до сих пор не едим ложкой сами,вернее в саду едим со слов воспитателей а дома ни в какую,а вы в год и три расстраиваетесь
начится

:046:
И мы, нам два едим когда мама кормит, а если сам то только пару ложек и вылазит из-за стола. На горшок ходит сам с 1,8 ну просится чтобы подержали горшок, сам еще штаны не снимает. пьет с трубочки ровно с 6 месяцев, кружку освоил очень давно уж и не припомню:))
я не давила сок и на «высасывала» сам погрыз ее и принаровился:))

нам 2.3 умеем только пить из чашки:fifa:

Нам 1.6м,кушать с ложечки умеем (но ручкой-то обязательно нужно поковырять),пить с кружечки тоже,но на горшок-ни в какую))Когда захочет сделать «дела свои»-не скажет.Но когда покакает,сразу-«Мамулииии.фууууу»:))Да я как-то и не парюсь по поводу этого,почитав выше прочитанные топики)),когда созреет-покажет сама на горшок))Так что и вы не переживайте-всему своё время,а детки растут быстро)):);)

Ложкой орудовать умел (половину доносил всегда), но он у меня с ложкой за столом с 5-ти месяцев (стучал он ей, бросал на пол, возюкал по тарелке, грыз — ну как положено). По назначению — с 8-ми мес пытался. Придерживала за кончик ложки.
Но мы кушаем всегда всей семьей (т.е. я, старший 3-х лет и малой, в выходной еще и папа). Так что как кушать — наглядный пример. Сейчас 2,2 — умеет, но ленится. больше половины порции докармливаю.
И вилкой любил накалывать макароны или картошку, цветную капусту.
Пить тоже умели.
Пить легче с узкого стакана или со стопки : держать ребенку легче (диаметр не большой), и вам через стекло видно уровень жидкости, чтобы котролировать наклон стакана — жидкость должна касаться губ ребенка (ребенок должен «сосать» компот, а не компот вливаться в него).
Ну все ИМХО

И дети очень разные.:ded:

Просто помогать — хвалить, и все получится.:flower:

У меня ребенок сам так сжимал пакет с соком ,что всю одежду заливал :001:

А чтоб лилось из трубочки, а не из дырочки пакета: трубочку вставляйте в пакет, чтобы не было больших зазорв между трубочкой и фольгой, и льется при нажиме хорошо из целого пакета.

:)) мы любим «сады придонья» и «сок малышам» (маленький, 125мл) — был послушным, ничего никуда не лезло. Вы сначала потренируйтесь, слегка надавливая, а потом ребенку предлагайте. удачи:flower:

Сыну 1,3 и он не ест сам ложкой (ковыряется пальчиками в тарелке, может и ложкой поковырять и «раскидать» еду везде:) ), не пьет из чашки (только соска с бутылочкой), из чашки глотнет-подавится или выплюнет все. Поильник не признает-так как не понимает-что с ним делать)И не ходит на горшок-просто играет с ним.

А Ваши детки в 1,3 умеют кушать ложкой, пить из чашки и ходить на горшок? И как Вы их научили?
вы больно много хотите.Мы все это стали делать полноценно в 2,3.

Мой сын в 1г3 месяца плохо ел ложкой, к 1 г.5 месяцев научился.
С горшком дружим с 1 года, просто понял, что мать не отстанет, проще пописать и заниматься своими делами. Да, и дома ходил без подгузника с 9 месяцев. Чтобы отучить от подгузника, нужно его просто снять.
Пить из чашки рано стал. Просто альтернативы не было. Сначала придерживаешь ребенку чашку, потом перестаешь, придерживать, и все.

Девочки, дети наши умнее и хитрее, чем мы о них думаем. =)

это очень напоминает мои мысли после разговоров с нашими родителями. что в 8 месяцев мы уже горшок сами просились, в 1, 3-1,5 говорили предложениями осознанно, сами ели еще года не было, в 1 год сами одевались и раздевались :):):):):) разве что попу сами не вытирали:ded:
только у нас такие дети бездарные, т.к. мы такие бестолковые:fifa:

гам 1 год и 8 мес., кушает самостоятельно с 1 года и 3 мес, правда по началу все было на дочке 🙂 пьет из чаши с года примерно, правда сейчас самой не даю, т.к. она начинает на пол выливать. на горшок ходили до года, в год как отрезало, от слова горшок и от его вида чаще истерика, хотя иногда может подойти, сесть на него и сделать дело, но это редко. я и не пристаю :))) чаще кукол по квартире в горшке катаем :)))

Как научить ребенка есть самостоятельно?

Новый вопрос из рубрики Задать вопрос психологу”:

Яна

Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он — мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку — он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.

Татьяна Егорова

Яна, добрый день!

Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.

Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала — хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия — кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

Следующий момент, о чем необходимо знать — не нужно заставлять ребенка есть. Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи, надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам.

Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще. еще разочек. за маму, за папу. ». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет — ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.

Есть два способа.

Первый — быстро покончить с бутылочкой. Как это лучше сделать?

1 этап — Подготовка

Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно, как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

2 этап — Расставание

После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.

Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» — не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном — сок, воду или компот из чашки, к примеру).

Через недельку привязанность ослабнет. Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

Второй и более мягкий способ — десенсибилизация — это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

1 этап — Еда только за столом

Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала — непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна — полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом — так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды — любимая манка).

Если сын не может заснуть без бутылочки — постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций, а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится). Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка — для самых маленьких.

Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились — и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном.

2 этап — Бутылочка + тарелка

Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении — предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл — 180 мл — 150 мл — 100 мл и т.д.) А рядом — поставьте тарелку с манной кашей. Цель — переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки.

И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается — захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало — обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки — не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

3 этап — Только тарелка

Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!

4 этап — Приучаемся есть самостоятельно

Чтобы благополучно добраться до заветного финиша — запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду — не ест? — убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? — снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации — постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он — вас, а вы — его. Как научится ловко владеть ложкой — предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет — опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем — не отступать на пути искоренения вредной привычки.Дадите слабинку — процесс отучения придется снова повторить.

Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.

Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.

Все у вас получится!

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.

Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога.

Ребенок 3 5 года не хочет сам есть