Самооценка и влияние ее на уровень притязаний личности

Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности Залученова Елена Александровна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Залученова Елена Александровна. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 Москва, 1995 187 с. РГБ ОД, 61:95-19/186-4

Содержание к диссертации

1. Самооценка, уровень притязаний и тревож ность: традиции и современные исследования 10 стр

1.1. Самооценка как компонент самосознания и фактор регуляции деятельности 10 стр

1.2. Самооценка и уровень притязаний 28 стр

1.3. Тревожность-черта и ее соотношение с самооценкой и уровнем притязаний 33 стр

2. Соотношение высоты самооценки и уровня притязаний в связи с уровнем тревожности

2.1. Проблема и предположения

2.3. Уровень притязаний и показатель тревожности

2.4. Самооценка и показатель тревожности

2.5. Сопоставление уровня тревожности с высотоЙсамооценки и притязаний 58 стр

3. Соотношение параметров устойчивости и адекватности самооценки и притязаний с уровнем тревожности 73 стр

3.1. Методика 74 стр

3.2. Связь тревожности с устойчивостью самооценки и притязаний 75 стр

3.3. Связь тревожности с адекватностью самооценки и притязаний 81 стр

4. Особенности фрустрационных реакций в связи с соотношением самооценки и уровня притязаний 90 стр

4.1. Методика 91 стр

4.2. Результаты и их обсуждение 92 стр 5.

5. Структура взаимосвязи личностных переменных и соотношение высоты самооценки и притязаний 105 стр

5.1. Методика 108 стр

5.2. Результаты и их обсуждение 111 стр

5.2.1. Анализ структуры взаимосвязи личностных переменных в связи с соотношением

самооценки и уровня притязаний 124 стр

а) Анализ корреляций личностных переменныхгруппы в целом 125 стр

б) Анализ корреляций личностных переменных испытуемых с совпадающими самооценкой

и притязаниями 129 стр

в) Анализ корреляций личностных переменных испытуемых с несовпадающими самооценкой и притязаниями 132 стр

Литература 142 стр

Приложение 162 стр

Введение к работе

В работе рассматривается соотношение одного из аспектов самосознания, самооценки, и уровня притязаний как паттерна це-леполагания с личностной тревожностью, фрустрационными реакциями, особенностями эмоциональности и другими темпераментными характеристиками .

Анализ взаимосвязей самооценки как элемента самосознания позволяет увидеть ту роль, которую этот основополагающий компонент играет в жизни и развитии личности, в процессе ее формирования, в приобретении ею значимых, сущностных характеристик. Самосознание, одной из составляющих которого является оценка субъектом собственных характеристик, имеет центральное значение в психологической жизни человека. «Я» и самосознание как процесс самоотражения являются, с одной стороны, той «реальностью», через которую в каждый момент времени преломляются внешние воздействия, а с другой стороны, что наиболее важно, представляют то активное начало, которое во многом определяет характеристики субъективного пространства, а нередко и собственно реальности, в которой живет и действует субъект, а также то, каким образом субъект действует на пути достижения своих целей, реализации своих наиболее общих и более частных тенденций, на пути самореализации.

Актуальность проблемы. В психологической литературе широко распространенным является представление о том, что самооценка отражается в уровне притязаний, что последний тождественен самооценке субъекта. Уровень притязаний рассматривается как прямой индикатор самооценки [Серебрякова, 1956; Мейли, 1975; Зейгарник, 1981; Резниченко, 1986; Валицкас, Гиппентрейтер, 1989; Арестова с соавт., 1992 и др.], как перспективная самооценка , то есть самооценка будущих достижений [Захарова, 1989], или как мотивационно-оценочный аспект образа «Я» [Кон, 1984]. В отечественной психологии принято считать параметры уровня притязаний характеристиками самооценки. Если авторы не говорят о таком тождестве самооценки и притязаний прямо, они часто подразумевают такой взгляд, он может быть реконструирован на основе приводимых данных, используемых в исследованиях экспериментальных техник, трактовки получаемых результатов. Наряду с этим в психологии сложились и другие точки зрения, при которых уровень притязаний трактуется как паттерн целеполагания, складывающийся в значительной мере в зависимости от структуры и сложности решаемых задач, валентности успеха или неудачи [Escalona, 1940; Festinger,, 1942]. Кроме того в последнее время отмечаются факты и появляются конкретные данные о расхождении между самооценкой и уровнем притязаний. Другими словами, отсутствует единая точка зрения на их соотношение. Решение вопроса о зависимости или автономности самооценки и притязаний представляется в связи с этим весьма актуальной проблемой. Дополнительный интерес представляет вопрос о тождественности или различиях самооценки и уровня притязаний по трем, традиционно выделяемым параметрам, высоте, устойчивости и адекватности.

Каждое из указанных образований традиционно сопоставляется в психологической литературе с устойчивыми личностными характеристиками, именуемыми чертами. Поэтому значительную роль в понимании личностных механизмов играет анализ взаимосвязи самооценки и особенностей процесса целеполагания, проявляющихся в уровне притязаний, их соотношения с личностными чертами. Одной из таких черт является тревожность, которая в литературе связывается как с самооценкой, так и с уровнем притязаний. Поскольку существенной составляющей паттерна притязаний являются переживания не только успеха, но и неудачи, неизбежно вызывающие фрустрацию, возникает вопрос о сопряженности самооценки и притязаний с особенностями фрустрационных реакций. Немаловажно соотношение диады самооценка-притязания с индивидуально-типологическими, темпераментными характеристиками.

Предметом исследования выступили соотношение между параметрами самооценки и уровня притязаний и связь его форм с отдельными личностными и темпераментными чертами. Два варианта соотношения между указанными образованиями, совпадение или несовпадение, сопоставлялись с личностной тревожностью, особенностями фрустрационных реакций, а также особенностями темперамента. Был проведен анализ и объяснение обнаруженных связей.

Объектом исследования явились индивидуально-психологические и личностные характеристики, выявленные у испытуемых на этапе зрелости (18-45 лет), когда большинство личностных структур приобретает полностью развитые формы и характеризуется большой устойчивостью. Такой выбор контингента позволяет установить наиболее существенные и наиболее значимые стороны взаимодействия и взаимовлияния рассматриваемых личностных структур.

В основу исследования были положены следующие гипотезы: самооценка и притязания являются независимыми, а потому различающимися по своим параметрам, образованиями; расхождение между самооценкой и уровнем притязаний может оказывать значимое влияние на другие личностные характеристики, в частности, на тре

вожность и фрустрационные реакции; рассогласование между самооценкой и притязаниями может определяться особенностями темперамента.

Приведенные гипотезы определили ряд задач, на решение которых было направлено данное исследование:

— во-первых, выяснение соотношения самооценки и уровня притязаний по таким традиционно выделяемым параметрам, как высота, устойчивость и адекватность;

— во-вторых, установление связи формы соотношения между самооценкой и притязаниями с личностной тревожностью, а также особенностями фрустрационных реакций;

— в-третьих, выявление зависимости между соотношением самооценки и притязаний и особенностями темперамента.

Методы. Для решения этих задач были использованы экспериментально-психологические методики: уровня притязаний (на материале таблиц Равена), целевого несоответствия (на материале лабиринтов Хекхаузена), выявления самооценки Дембо-Рубинштейн, рисуночного теста фрустрационных реакций Розенцвейга; личностные опросники, а именно: опросник 16PF Кеттелла, опросник личностной тревожности (MAS) Тэйлор, шкала реактивной тревожности из опросника Спилбергера, опросник для оценки характеристик темперамента Русалова, и поведенческая шкала опросника уровня невротизации Хека-Хесс; а также метод клинической беседы.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением стандартных, апробированных тестовых и экспериментальных техник, использованием методов статистического анализа для установления различий групп, взаимосвязей переменных и их достоверности.

Положения, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:

— самооценка и уровень притязаний являются самостоятельными, хотя и связанными личностными образованиями, часто значительно расходящимися по основным традиционно выделяемым параметрам, высоте, устойчивости и адекватности;

— рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний по высотному параметру сопряжено с повышением личностной тре-вожности, в то время как рассогласование самооценки и притязаний по двум другим параметрам с таким повышением не связано;

— расхождение высотных параметров самооценки и уровня притязаний по сравнению с их гармоничным соотношением сопровождается пониженной фрустрационной толерантностью, которая проявляется в ситуациях обвинения в отличие от ситуаций препятствия;

— анализ результатов позволил установить, что источником расхождения высотных параметров самооценки и уровня притязаний могут служить особенности темперамента.

Новизна работы. Автор впервые делает предметом рассмотрения соотношение самооценки и уровня притязаний по трем выделяемым в литературе параметрам (высоте, устойчивости и адекватности) и, в отличие от традиционного взгляда, экспериментально и статистически доказывает, что это самостоятельные образования. В работе обнаруживается новая закономерность — рассогласование самооценки и уровня притязаний связано с ростом личностной тревожности и особым характером фрустрационных реакций. Анализируются возможные источники рассогласования самооценки и притязаний, лежащие в области темперамента.

Методологическую основу работы составили представления об активной роли психического образа, в том числе и образа Я, в возникновении и регулировании деятельности [Зинченко, 1991; Смирнов, 1993 и др.], о зависимости деятельности от образа мира [Леонтьев, 1986], а процессов саморегуляции — от образа Я, самосознания, представление о системной организации различных уровней регуляции деятельности.

Научно-практическая значимость. Исследование решает, с одной стороны, частную научную проблему взаимоотношения самооценки и притязаний, его влияния на личностные механизмы, а с другой стороны, имеет большое научно-теоретическое значение для развития целостного и непротиворечивого представления о структуре личности, для более глубокого и точного понимания личност-но-психологических механизмов.

Наряду с этим, решение перечисленных задач имеет важное методическое значение, поскольку позволяет оценить ранее применявшиеся приемы выявления самооценки.

Научно-практическое значение работы состоит также в том, что она позволяет увидеть новый аспект механизма формирования патопсихологических личностных характеристик и психосоматических нарушений и, тем самым, наметить дополнительные пути устранения и коррекции указанных нарушений.

Самооценка как компонент самосознания и фактор регуляции деятельности

Самосознание, будучи центральным, ядерным моментом в жизни личности, является предметом пристального научного анализа. Первоначально проблемы самосознания разрабатывались в рамках классической философии.

Во второй половине XIX века теория сознания и самосознания, широко разрабатываемая философами, начинает дополняться психологическими исследованиями. При этом формируются как бы два подхода, два взгляда на самосознание. Один, характерный для представителей персоналистической школы, видит в «Я» и самосознании воплощение души и свободной воли, которые открываются лишь путем интроспекции, причем нередко «Я» рассматривается как первопричина всех сознательных действий субъекта, а самосознание полагается основной функцией личности. Другой, детерминистский взгляд, отвергает идею субстанционального, творящего «Я», и предполагает, что действия субъекта порождаются не «Я», а вызываются мыслями и чувствами субъекта.

В первых психологических исследованиях, посвященных анализу «Я» и его становления, одни авторы (Дж.Ст.Милль, Ч.Пирс, В.Вундт) склонны были связывать возникновение «Я», чувства «самости» с памятью о собственных, совершённых действиях, с ассоциацией факта перемещения предметов с движениями собственного тела, со связанностью, последовательностью всех психологических переживаний, особая роль в формировании «Я», чувства «самости» придавалась кинестетическим, двигательным ощущениям. Однако в дальнейшем работы других авторов (Д.М.Болдуина, Ч.Кули, Д.Г.Ми-да) показали, что чувство «самости, «Я» включает не только органические, индивидуальные компоненты, но и социальные, в виде, например, критериев для самооценки, источником которых выступает взаимодействие с другими.

Одним из первых проблему «Я» и связанных с ней вопрсов в психологии поставил У.Джемс [1868]. Рассматривая личность, он описывает ее составные элементы: физическая, социальная и духовная личность; чувства и эмоции, а также поступки, вызываемые ими. Говоря о «Я» и о самооценке, Джемс выделяет два ее вида: самодовольство и недовольство собой. В оценке Джемса «Нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в свете, его успех или неуспех. Чувства самодовольства и унижения одного рода, их можно считать первичными видами эмоций, наряду, например, с гневом и болью» [Джемс, 1898,с. 139].

С того момента, когда вопросы самосознания впервые были подняты в психологии, сложились различные, подчас ее противоположные трактовки. «Я» может рассматриваться либо как субъект, сознания и деятельности, либо как объект отражения. Одни склонны видеть в «Я» некую реальность, в то время как другие скорее видят его как некий конструкт, возникающий в результате мыслми-тельных построений исследователя; «Я» может выступать как системное целое или как совокупность элементов; в одних работах «Я» рассматривается как структура, в других — как процесс; как интраиндивидуальное, присущее личности свойств, либо в нем выделяются именно межличностные составляющие, порождаемые взаимодействием с другими.

Различные психологические школы по-разному интерпретируют «Я». Так, для представителей бихевиоризма «Я» выступает в качестве, естественно, поведенческой категории, причем обнаружить проявления «Я» и его свойства можно только в деятельности и поступках. Для представителей психоанализа и сходных направлений «Я» выступает как некий мотивационный феномен. Представители когнитивной ориентации рассматривают «Я» как когнитивную схему, с помощью которой субъект перерабатывает информацию о себе. Интеракционисты рассматривают «Я» как результат взаимодействия и коммуникаций и как медиатор этих процессов. Представителям экзистенциальной психологии сущность «Я» видится в процессах самореализации, самоактуализации, в актах творчества. Решение проблемы самосознания, его природы и функций, является существенной составляющей большинства теоретических направлений и школ психологии.

Уровень притязаний и показатель тревожности

Для определения уровня самооценки использовался вариант методики Дембо-Рубинштейн [Бороздина, Видинска, 1986; Рубинштейн, 1970]. Испытуемым предъявлялся набор шкал в виде буклета бланков с изображением вертикальной линии постоянной длины 12 см. Они самостоятельно заполняли шкалы, то есть находили и отмечали свою позицию в континууме людей, представленном в виде прямолинейной оси, вслед за чем проводился сеанс клинической беседы, целью которой было уточнение позиций испытуемых. В беседе участники эксперимента отвечали на ряд вопросов: они более или менее подробно поясняли свои точки отсчета, то есть описывали максимум и минимум каждой шкалы, кроме того, оценивали значимость той или иной характеристики, степень удовлетворенности своей позицией на той или иной шкале, аргументировали свою позицию, то есть давали некоторые содержательные, объективные доводы в пользу той или иной самооценки. Нередко в ходе беседы испытуемые несколько сдвигали свои отметки на шкалах, в случае, если их доводы представлялись существенными, принималась их вторая отметка на шкале. Материалы клинической беседы использовались при обработке данных, позволяя в пограничных случаях более точно отнести испытуемых к той или иной группе. Помимо четырех основных шкал [Рубинштейн, 1970] участникам эксперимента предлагалось несколько дополнительных: профессиональные знания и умения, профессиональная продуктивность, будущее и т.п., вводившихся с учетом контингента испытуемых (эксперимент проводился в учебных и трудовых коллективах).

Уровень притязаний исследовался по методике Хоппе-Юкнат [Jucknat, 1937],стимульным материалом в ней служили матрицы Ра-вена [ Блейхер, 1976]. Проба на уровень притязаний строилась как тест интеллекта. На примере самой простой задачи (А1) испытуемым пояснялся способ работы со стимульным материалом. Затем, в соответствии с инструкцией, они самостоятельно выбирали предпочтительный для них в каждой пробе уровень сложности задач с помощью разложенных перед ними карточек с указанием этих уровней. После выбора испытуемому предъявлялась задача и давалась команда к началу работы. После того, как «время истекало» или раньше испытуемый называл ответ, который оценивался экспериментатором как верный или неверный. В ходе исследования мы старались избегать ложных «успехов» или «неуспехов», поскольку фальсификация результатов легко могла быть обнаружена испытуемыми. В целях создания успеха или неуспеха в ходе эксперимента использовалось не очень большое уменьшение или увеличение времени, отводимого на решение задач. Кроме того для получения неуспеха участникам эксперимента предъявлялись задачи из серии «Е», которые являются наиболее сложными, а для создания «успеха» — из серии «С». Нужно отметить, что в исследовании довольно редко использовались серии «А» и «В» в силу достаточно высокого интеллектуального уровня рассматриваемой выборки. Следует отметить, что испытуемые нередко в случае неуспеха спрашивали о правильных ответах. Для того, чтобы не сглаживать переживание неуспеха, ответы на эти вопросы откладывались до окончания экспериментальной процедуры, когда возвращение к неправильно решенным задачам осуществлялось лишь в случае повторной просьбы испытуемого. В ходе исследования регистрировались выбираемые испытуемыми уровни сложности, номера решаемых задач, успешность или неуспешность решения. Кроме того, в протоколе фиксировалась вербальная продукция испытуемых в ходе эксперимента, особенности поведения или эмоциональные реакции. Всего испытуемые должны были выбрать и решить 10-11 задач, о чем они предупреждались в самом начале исследования. Им объяснялось, что задачи усложняются по мере повышения их уровня, что на каждый уровень сложности имеется несколько вариантов задач (что позволяет материал таблиц Равена) и что поэтому их выбор в каждой пробе ничем не ограничивается.

Связь тревожности с устойчивостью самооценки и притязаний

Обратимся к данным, касающимся связи тревожности с устойчивостью двух личностных конструктов. Критерием устойчивости самооценки являлось стабильное расположение отметок самооценки в двух пробах по 2/3 шкал. Критерием устойчивости уровня притязаний являлось, как и в ранее рассмотренном случае, отсутствие в нем повторяющихся резких изменений зоны выбора величиной бо- с лее чем в 3 ступени сложности.

На основе устойчивости самооценки 27 испытуемых разделились на 2 группы (см. таблицу 3-1).

В группу с устойчивой самооценкой вошел 21 человек, средний показатель тревожности по группе составил 21.8 балла, причем показатели тревожности у испытуемых данной группы были очень разными, как низкими (7 баллов), так и крайне высокими (36 баллов).

Группа испытуемых с неустойчивой самооценкой оказалась меньше, в нее вошло всего б человек. Такая малочисленность этой группы вполне естественна, так как возраст испытуемых, соответствующий зрелости личности, обусловливает наличие у человека устойчивой системы оценивания самого себя. Средний показатель тревожности по группе составил 24.4 балла, причем разброс в данной группе также был довольно велик: от 12.5 до 37 баллов.

Различие между математическими ожиданиями показателей тревожности групп испытуемых с устойчивой и неустойчивой самооценкой по t-критерию (по критерию jf2″» для всех рассматриваемых вы — 77 борок нормальное приближение является допустимым) оказалось статистически незначимым (t = 0.5, f = 25). То есть статистически значимая связь между тревожностью и изолированным параметром устойчивости самооценки для данной выборки не обнаружена. Те же 27 испытуемых по признаку устойчивости уровня притязаний так же были разделены на 2 группы (см. таблицу 3-2).

Группу с устойчивыми притязаниями составили 23 человека, неустойчивые притязания оказались лишь у четверых, что отражает характерную для лиц рассматриваемого возраста тенденцию к более стабильному способу формирования целей деятельности.

Влияние самооценки, уровня притязаний и типа темперамента на личность

Понятие, виды самооценки, уровень притязаний………………..5

Методика на самооценку личности Г. Н. Казанцевой…………. 12

2.1. Свойство нервной системы и её влияние на формирование типов темперамента…………………………………………………………………….14

2.2. Сравнительная характеристика типов темперамента…………….19

2.3. Рисуночный тест типов темперамента……………………………..20

2.4. Тест «формула темперамента» (А. Белов)………………. ………. 21

Список используемой литературы…………………………………..25

Актуальность данной темы контрольной работы продиктована важностью в формировании личности высокой самооценки с учётом присущего темперамента. Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.

Достаточно высокая самооценка личности является одной из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и «снятие» психологических защит. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению человека. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим [2].

Проработанность данного вопроса велика как в отечественной, так и в западной литературе и отмечена трудами таких учёных, как К. Юнг, З. Фрейд, Адлер, Фромм, Э.Берн, К.Роджерс, К.Левин, Платонов, продолжается в трудах современных исследователей.

Цель контрольной работы – обобщение и использование теоритических знаний по проблеме самооценки личности и темперамента. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи :

— Рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки личности, типов темперамента; влияние свойств нервной системы на формирование типов темперамента;

— Изучить методики позволяющие исследовать самооценку личности и определить тип темперамента. Объект исследования : психологических и физиологические феномены, определяющие особенности развития личности . Предмет исследования : влияние самооценки, уровня притязаний и типа темперамента на личность. Цель эмпирического исследования : научиться определять вид самооценки (завышенная, заниженная, адекватная), тип темперамента.

1.1 Понятие, виды самооценки, уровень притязаний

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке: Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств, в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. Она проявляется в оценивании личностью себя самой, своих психологических и физических качеств, и может быть охарактеризована уровнем, степенью адекватности.

Таким образом, самооценка – это оценка своих способностей, возможностей, личностных качеств, своего места в окружении и своего внешнего вида. И имеет следующие виды : текущая и личностная . Текущая изменяется, не постоянна и зависит от результата в деятельности. Личностная постоянна, не изменяется, формируется в утробном развитии. Личностная подразделяется на адекватную и неадекватную (завышенную и заниженную).

Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая , адекватная или неадекватная , завышенная или заниженная.

Адекватная самооценка бывает высокой, низкой или средней . Если речь идет о завышенной или заниженной самооценке, значит, она не подходит под определение адекватной. Под адекватной самооценкой подразумевается верная оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни. Психологи, изучая особенности самооценки, выявили, что этот фактор может зависеть от возраста и даже пола. Селевко Г.К. различает текущую и личностную самооценки. « Текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.

Личностная самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а так же к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня». [6]

Захарова А.В. различает самооценки по модальности . Она может выражаться либо в категоричной форме , отражающей уверенную оценку субъектом своих психических и физических качеств, либо в проблематичной , реализующей рефлексивное отношение субъекта к себе. За ним может лежать не только некоторая неуверенность субъекта в себе, но и ориентация на предмет оценки (по отношению к которому он примеривает свои силы) с допущением возможности его трансформации.[4] С точки зрения Захаровой А.В. [4] можно выделить три вида самооценок: прогностическую самооценку, актуальную и ретроспективную .

Прогностическая самооценка – определение субъектом отношений к своим возможностям. Она связана с развитием у человека способности к прогнозированию, предвосхищению результатов действий. Якобсон С.Н. [5] отмечает, что прогностическая самооценка включает представления человека о своем будущем.

Актуальная самооценка – определение субъектом правомерности своих действий. Она соотносима с действием самоконтроля.

Ретроспективная самооценка фиксирует итоги деятельности.

Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К.Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста.

Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального.

В структуре самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.

Самооценка выражается в двух формах – общей и частной . Самооценка может быть как более, так и менее категоричной («думаю», «наверное», «мне так кажется», «я так полагаю» и т.п.)

Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании. [1]

Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения . С самооценкой связано и другое личностное образование – уровень притязаний , который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи – на оценку выше остальных.

Уровень притязаний личности уровень требований, или трудность тех усилий, которые ставит себе человек в конкретной деятельности. Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. и влияет на самооценку человека.

В новейшем психологическом словаре Шапарь В.Б. и др. определяют уровень притязаний так. Они пишут, что уровень притязаний характеризует: 1) уровень трудности , достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций: 1) повышения притязаний , чтобы одержать максимальный успех; 2 ) снижения их , чтобы избежать неудачи.

Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. [2]

Формула зависимости самооценки от уровня притязаний:

СО = Успех/УП , где при высоком УП – уровне притязаний и низкой самооценке – СО, Успех уже не несёт ожидаемой радости то достижения цели, т.к. трудность была высокая. В результате самооценка не повысится.

1.2 Примеры самооценки

В художественной литературе, в искусстве и в кинофильмах мы можем получить достаточно примеров самооценки личности. Приведём лишь основные.

1.Пример заниженной самооценки. «Зачем судьба кует такие ковы столь беззащитным существам, как я? » — Джульетта. («Ромео и Джульетта»). Низкий уровень самооценки мешает в осуществлении наших желаний и целей.

2.Пример завышенной самооценки. Сказка «Колобок». «А лиса говорит: — Хорошо поёшь, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок. Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса…

Не успел допеть, лиса его «ам» – и съела!» В результате предыдущих успехов у Колобка сформировалась завышенная самооценка и он недооценил хитрость лисы.

3.Пример адекватной самооценки. Текст сценария к фильму «Форест Гамп, рассказывающего о человеке с ограниченными возможностями здоровья.. Рассказ главного героя. «Меня зовут Форест-Форест Гамп.

Я Дороти Харрис.

Ну, вот мы теперь знакомы.

Это место занято.

Ты не можешь сюда сесть.

Знаете, смешно вспоминать юный возраст,

Но вот как я родился, я не помню. И не могу вспомнить,

что я делал в мое первое Рождество.И я не знаю,

когда я в первый раз выехал на пикник.

когда я в первый раз услышал самый сладкий голос на всем свете.

Ты можешь сесть сюда, если хочешь.

Я никогда не видел ничего красивее в своей жизни.

Она была как ангел.

Ну, ты собираешься садиться или нет? Что у тебя с ногами?

Ммм, ничего такого, спасибо. Мои ноги красивые и модные.

Я просто сел в автобусе рядом с ней.

И всю дорогу до школы мы болтали.

Моя спина кривая как знак вопроса.

Кроме мамы, со мной никто больше не разговаривал

и не задавал мне вопросов. Ты тупой или как?

Мама сказала: «Глупый — тот, кто глупо себя ведет»

Я Форест — Форест Гамп.

С этого дня мы постоянно были вместе.

Дженни и я были похожи на морковку с горошком.

Она показала мне, как надо карабкаться на деревья.

Давай, Форест, ты сможешь сделать это.

Я показал ей как надо раскачиваться.

Она помогла мне научиться читать,

А я показал ей, как надо раскачиваться на ногах.

Иногда мы просто сидели и ждали звезд.

Мама будет волноваться за меня.

Останься еще ненадолго.

По каким то причинам, Дженни никогда не хотела идти домой.

ОК, Дженни. Я остаюсь.

Она была моим лучшим другом. Моим единственным другом.» [5]

Сформированная матерью с детства адекватная самооценка позволила имеющему нарушения в развитии Форесту стать членом общества и не избегать общения, но пользоваться своими возможностями.

1.3 Методика на самооценку личности Г. Н. Казанцевой

Существует множество методик на самооценку. Для этой контрольной работы возьмем одну из самых простых. «Общая Самооценка ЛИЧНОСТИ» (опросник Г.Н. Казанцевой) http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00351.htm Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме опросника.

В эмпирической части нашей контрольной работы была исследована самооценка десяти человек, возрастной диапазон которых – от 24 до 65 лет. Результаты исследований показали высокий и средний уровень самооценки преобладающими.

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки. Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество. Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д. Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат. Наиболее благоприятна адекватная самооценка , предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать. Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. [4]Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

2. Типы темперамента

2.1. Свойство нервной системы и её влияние на формирование типов темперамента

Психологический портрет личности складывается из: 1) самооценки, 2)типов темперамента, 3) психологических типов. Рассмотрев связь самооценки и уровня притязаний, их определения и роль в формировании личности, перейдём к рассмотрению вопроса о влиянии нервной системы на формирование типов темперамента. В психологической литературе существует несколько определений темперамента, отражающих развитие научных знаний в ходе исторического формирования психологических наук, а также различные взгляды авторов. Наиболее известны следующие.

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде ([6], C.287). При рассмотрении Немовым Р.С. темперамента, как психобиологической категории [2], со ссылкой на работы В.М. Русалова, им высказывается точка зрения, что свойства темперамента не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Он считает, что генетически заданные свойства темперамента в процессе взаимодействия со средой трансформируются, приобретая новое качество. В литературе разнообразны подходы к описанию свойств темперамента. В курсе лекций Е.И.Рогова ([4], C.387) рассматриваются сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость как свойства темперамента, позволяющие выделить 4 основных типа темперамента.

По мнению В. М. Русалова, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному. Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость. Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы. Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей. Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой – в медленном темпе. От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется. В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко в
ыражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок. Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого.

Таким образом, с психологической точки зрения, выделяются два вида нервной системы : низшая и высшая, характеризующие нервные процессы возбуждения и торможения. Низшая отвечает за организацию деятельности всех частей организма. Высшая – за связь организма с окружающей средой.

Нервные процессы (НП) имеют следующие свойства: сила, равновесие, подвижность. От их совокупности и зависят типы темперамента. Характеризуются НП их силой, т. е. способностью НС выносить сильное напряжение (длительную работоспособность, стрессовые ситуации).

По силе НС бывает сильной и слабой . Человек с сильной нервной системой более работоспособен, стрессоустойчив.

Уравновешенной нервной системой (НС) принято считать ту, в которой НП по силе одинаковы. Обладающий уравновешенной НС человек «живёт без случайных взлётов и падений» (Е. А. Смолякова). Преобладание одного из процессов (возбуждения или торможения) делает НС неуравновешенной.

Кроме того, НС характеризуется её подвижностью . Подвижная НС даёт возможность человеку хорошо адаптироваться к изменениям окружающей среды, её процессы протекают быстро, легко сменяя друг друга. Человек легко переходит от покоя к деятельности, способен на мгновенное запоминание, быстрый темп речи и действий.

У человека с малоподвижной НС (инертной) НП протекают медленно, их смена затруднена.

По этим трём свойствам выделяют четыре типа НС:

Сильная, уравновешенная, подвижная – сангвиник;

Сильная, неуравновешенная, подвижная – холерик;

Сильная, уравновешенная, малоподвижная (инертная) – флегматик;

Слабая, слабая, слабая НС – меланхолик.

2.2. Сравнительная характеристика типов темперамента

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Таблица: сравнительная характеристика качеств типов темперамента

Самооценка и влияние ее на уровень притязаний личности