Самооценка как оценивается

Самооценка как оценивается

Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого.

Здесь тоже возможны варианты, в общем смысле подобные отмеченным ранее.

I. Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: «ребенок».

Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческой личности.

После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими.

Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева (1997, с. 90), заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них.

Отвергая эту позицию, можно вспомнить детские стихи:

Где ты была, киска?

— У королевы, у английской.

— Что ты видала при дворе?

— Видала мышку на ковре.

Восприятие некоторых людей так устроено, что даже на приеме у королевы они могут заметить «мышку на ковре», т. е. несущественные детали, — главное в королевской жизни пройдет мимо них. Подобным образом они могут воспринимать любой творческий результат. Поэтому оценки со стороны окружающих важнь! не всегда.

II. Протест против значения оценок окружающих звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Поэту».

Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты парь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуй плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай точпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

III. Слова А. С. Пушкина: «Ты сам свой высший суд . » -отражают обиду на оценку, обращение к самооценке (слово «суд» от слова судить, рассуждать), но по каким критериям судить о себе, себя оценивать?

Вряд ли человек может быть удовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих.

В прямую зависимость от отзыва самооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: кто сказал, что сказал и почему — все равно будешь зависеть от отзыва.

В то же время самооценка включена в структуру воли <Щербаков Е. П.,1990, с. 76).

Рис. 22. Варианты отношений к оценке со стороны окружающих и к самооценке

Р. М. Грановская (1997, с. 466) отмечает: «По мере формирования и укрепления самооценки возрастают способности к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции».

Как же объединить независимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно ли это?

Один из вариантов — оценивать свой труд по достижениям специалистов в твоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения по достижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится с учетом внешней реальности.

Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Java тренинги — работа на мобильном | Тест скорочтения — проверить скорость | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

Самооценка — то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.

Показатели самооценки не очевидны. О самооценке человека можно судить на основании того, что человек о себе думает («Я в этом разбираюсь» — или «Я в этом лох», «Меня здесь знают и уважают» — либо «Я здесь никто»), что человек по поводу себя чувствует (гордость либо желание провалиться сквозь землю) и как человек себя ведет, как он себя держит (уверенно и робко, достойно либо тушуясь). См.→

Иногда о самооценке говорят как о процессе оценивания, но чаще под самооценкой имеют в виду результат оценивания, итоговое живое мнение или ощущение человека по поводу себя.

Ай да Штирлиц, ай да сукин сын! Молодец!
скачать видео

У человека может быть высокая самооценка: «Я талантлив!» и одновременно низкое самоуважение: «Талантлив, и при этом порядочная скотина».

Самый простой вид самооценки — оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться. «Я умею прыгать через лужи» у ребенка или «Освоил быстрочтение» у взрослого – это все самооценка человеком своих способностей. Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место по жизни.

«Ты же знаешь, у меня плохой характер», «Я – не лидер, я всегда второй» или «У меня сложно с дисциплиной, я не умею себя организовывать!» — все это варианты различных личностных самооценок.

Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, и видение жизненных задач, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка –– обычно скорее ощущение, нежели знание, чаще стиль жизни и поведения, нежели ясные формулировки, — эта самооценка более трудно формулируемая и менее внутренне дифференцированная, чем самооценка способностей.

Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться. «Я прекрасно чувствую людей, талантливый музыкант и неплохо рисую, но по характеру разгильдяй, не уверен в себе, мнителен и не пойму, чего же я хочу» — позитивная самооценка способностей и одновременно негативная личностная самооценка.

Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях: так, обедневшая графиня все равно может ощущать себя дворянкой и вести себя соответственно, даже если сегодня ей приходится работать официанткой. У других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи.

Так, многие талантливые творческие люди вдруг решают: «Если это мое произведение публика не поняла, значит я вообще никто!»

Два основных вида самооценки — общая и конкретно-ситуативная. При этом самооценка бывает адекватной (высокой, средней, низкой) и неадекватной: заниженной или завышенной. Она может быть плавающей или стабильной, настоящей и «якобы».

Самооценку ребенка обычно определяют родители своим отношением к нему. Шире — самооценка ребенка формируется в связи с отношениями в семье, поскольку сама семья является миром ребенка. Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка — прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец — авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка. Если вы хвалите ребенка — это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. См.→

Главные факторы, которые определяют самооценку взрослого человека — статус и компетентность. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное, свою самооценку человек может определять сам — ведь это же «само»-оценка. Личный выбор здесь возможен всегда. Кто-то свою самооценку произвольно завышает, кто-то — занижает.

На что влияет самооценка? Сама по себе — ни на что. Самооценка — только инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит — вопрос отдельный. Один человек с низкой самоценкой опустит руки, другой — начнет работать над собой. Ваш выбор?

Чтобы поднимать себе самооценку, нужно в первую очередь развивать свои реальные умения, повышать свою объективную ценность для людей и жизни. Однако есть и много простых фишек, которые решат вопрос хотя бы ситуативно.

Самооценка и уверенность

Высокая самооценка — практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Низкая самооценка — практически то же самое, что отсутствие чувства уверенности в себе.

Любая самооценка может сочетаться с разной степенью уверенности высказываний и разной уверенностью поведения.

«Я уверен, что с этим я не справлюсь: моя квалификация явно недостаточна» — высокая уверенность и невысокая самооценка.

«Ну, не знаю. Но мне кажется, у меня это может получиться, мне же всегда везет!» — невысокая уверенность и высокая самооценка.

Самооценка и оценка других

Как часто бывает, сама жизнь преподносит нам уроки и негативных поступков, и моделей поведения, которые можно брать за образец.

Недавно наблюдал случай: мама, бабушка и сын (лет 5-6) шли по улице, говорили… Все было спокойно… Но вот мама сказала сыну: «Ты – злюка!». Реакция ребенка не заставила себя ждать. «Я не злюка! Я не злюка!» — обидевшись запричитал он и его слова вскоре переросли в настоящую истерику. Взрослые принялись его успокаивать, но это уже было не так просто…

Что же произошло? Почему ребенок так остро отреагировал? Можно ли было добиться позитивного результата, используя другие слова?

Если рассмотреть человека, то можно выделить такие составляющие: его личность, эмоции, мысли, поведение. Личность – самая устойчивая и незыблемая структура, включающая биологически и социально обусловленные качества и свойства, черты характера, тип темперамента и т.д. Она должна восприниматься нами как данность, ее практически невозможно изменить. Достаточно сложно поддаются коррекции эмоции и мысли человека… Вспомним, что вначале они появляются, мы чувствуем или думаем, а потом осознаем свою появившуюся эмоцию или всплывшую в сознании мысль.

А вот поведение мы вполне можем изменять, управлять им в зависимости от ситуации и нашего желания.

Чего же хотела добиться мама, назвав ребенка «злюкой»? Очевидно, она сделала это из самых добрых побуждений с целью скорректировать его поведение, что бы он вел себя более доброжелательно, спокойно. Мать оценила ребенка для того, что бы тот изменился в лучшую сторону. Т.е. цель была благородная, но форма ее достижения выбрана не самая удачная. Фактически мама сама того не ведая вторглась в святая святых ребенка – его личность, навесив на нее не лестный психологический ярлык. И ребенок бессознательно выбрал протестную, но естественную и эффективную форму противодействия такой психологической интервенции мамы, ведущей с снижению его самооценки, ухудшению Я-концепции (представления о самом себе) – истерику.

Кстати говоря, мы и себя зачастую оцениваем подобным образом, произнося про себя: «дурак», «недотепа», «истеричка», «боягуз» и т.д. Арсенал подобных, фактически ругательных, слов у нас прочно формируется еще с детских лет под влиянием семьи, детского сада, школы, знакомых, коллег, начальства… И применяя такие слова по отношению к себе мы не столько способствуем изменению себя в лучшую сторону, сколько накладываем на собственную личность еще один негативный отпечаток.

В качестве примера можно привести случай из жизни известного американского баскетболиста, который неожиданно потерял форму, ухудшил свои спортивные показатели. Видимых причин для этого не было. Работая с психологом они обратили внимание, что в последнее время во время неудачных бросков баскетболист ругал себя, обзывал не самыми позитивными словами… Из-за этого нервничал, начала формироваться неуверенность, что и привело к снижению спортивных достижений. Изменив форму реагирования на неудачи, перестав себя обвинять, спортсмен сумел преодолеть кризис и восстановил свои былые результаты.

Какая же форма оценивания себя и других наиболее эффективна?

Нужно оценивать не личность, мысли и эмоции, а поступки. Например, говорить не «Ты – злюка!», а «Ты поступаешь со злостью»; не «Трус», а «В такой-то ситуации испугался». А еще лучше показать и себе, и другим путь изменения поведения: «Надо вести себя дружелюбнее», «Будь смелее!». При этом не пострадают самооценка и Я-концепция человека. И он не только осознает свое неадекватное поведение, но и увидит направление для исправления поступков, а следовательно – самосовершенствования.

Особенно важно умение адекватно оценивать другого для родителей, ведь неустойчивая, формирующаяся детская психика особенно подвержена внушению и «впитывает» любые родительские оценки. Более конкретные вопросы оценивания ребенка, его воспитания, изменения неадекватного поведения на позитивное рассматриваются в дистанционной учебной программе «Как изменить негативное поведение ребенка»: http://www.psycholog-help.blogspot.com/p/blog-page_6165.html

В предлагаемом курсе для родителей рассматриваются такие темы:

  • Как дети становятся «трудными»?
  • Пути влияния на «трудного» ребенка
  • Внушение – один из эффективных приемов воспитания ребенка
  • Как изменить нежелательное поведение ребенка без наказания?
  • Особенности применения методов, которые устраняют нежелательное поведение ребенка
  • Как эффективно ограничивать нежелательное поведение ребенка?
  • Как избежать насилия над ребенком в процессе воспитания?
  • Виды насилия над ребенком и последствия его применения
  • Правила использования наказания в воспитании детей

Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника

Самооценка школьника в основном ориентирована на оценки, выставляемые в журнал. Однако вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся.

Подавляющее большинство учителей считают, что ученики средних классов всегда согласны с их оценками, поэтому учителя не анализируют свои оценочные суждения и не пытаются искать причин педагогических неудач в этом направлении.

Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.

Такой способ работы учителя очень эффективен не только для воспитания учащихся (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной самооценки либо, наоборот, неуверенности в себе, ощущения своей неполноценности), но и для развития его собственных профессиональных качеств, таких, как уважение к ребенку, терпеливость, педагогический такт, эмпатия.

Основной причиной трудностей в воспитательной работе с учениками является неадекватная оценка учащимися своих личностных качеств. Точность оценки качества зависит не столько от действительного уровня его развития, сколько от уровня притязаний подростка, его отношения к себе в целом. Оценивая свои качества, подросток исходит не из анализа своих поступков, в которых проявляются эти качества, а из оценки себя в целом, из отношения к себе как к личности. Ребенок оценивает себя и других обобщенно и, исходя из этой интегральной оценки ( или ), отмечает наличие или отсутствие положительных качеств личности.

Переоценка или недооценка подростками своих качеств не влияет на точность оценки ими этих качеств у одноклассников. Значит, неадекватность подростков в оценке себя не является следствием недостаточного понимания смысла оцениваемых качеств или_ неумения анализировать поступки других. Она обусловлена притязаниями подростков быть лучшими среди сверстников, они не хотят быть .

Самооценка

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «Самооценка» в других словарях:

самооценка — самооценка … Орфографический словарь-справочник

самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к… … Большая психологическая энциклопедия

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система… … Википедия

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности … Большой Энциклопедический словарь

САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА, самооценки, жен. (книжн.). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков. «Трудовая, бойкая жизнь сильно приподняла ее самооценку.» Максим Горький. «Мертвые люди, потерявшие всякое уважение к себе,… … Толковый словарь Ушакова

САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА, и, жен. Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков. Трезвая с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

самооценка — сущ., кол во синонимов: 1 • оценка (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САМООЦЕНКА — англ. self rating/ evaluation; нем. Selbsteinschatzung. l. Оценка индивидом самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и соц. позиции. 2. Самоуважение, вера в себя, гордость. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА. Оценка самого себя как личности; важный регулятор поведения. С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также сопоставления образа реального с образом идеальным (каким человек желает себя видеть) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

самооценка — (напр. действий оператора в аварийной ситуации на ТЭС, АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN self assessment … Справочник технического переводчика

Самооценка как оценивается