Самооценка индивидуальных особенностей методика

II Психодиагностика индивидуальных особенностей взрослого человека

Возрастной период, следующий за юностью, характеризующийся устойчивостью психической деятельности, обретением целостности и зрелости, называется периодом взрослости. Основные особенности данного периода — проблемы самовыражения, принятия себя и идентификации. Главное направление идентификации — идентификация в области профессии. Трудовая деятельность выступает в качестве условия и формы проявления зрелости. Развитие субъекта деятельности в период взрослости определяется в первую очередь влиянием профессиональной деятельности. Помимо профессиональной идентификации, важной сферой отношений в этот период является семейная жизнь, а также сфера личностного роста, включающая удовлетворенность собой и самоактуализацию. Учитывая вышеописанные особенности периода взрослости, необходимо рассмотреть методы диагностики эмоционально-волевой сферы, методы диагностики внутрисемейных отношений и методы диагностики, позволяющие оценить особенности формирования личности как субъекта деятельности.

Психодиагностика мотивационных и личностных особенностей взрослого человека Занятие 1. Методика «подставной самооценки» е.Ю. Увариной

Методическая процедура. При использовании данной методики можно работать с каждым испытуемым отдельно или же с группой обследуемых, но каждый испытуемый выполняет экспериментальное задание индивидуально.

Методическая процедура «подставной самооценки» включает два последовательно осуществляемых экспериментальных этапа исследования. Первый из них представляет собой один из вариантов традиционной самооценочной процедуры. Каждому испытуемому предлагается оценить степень выраженности у себя значимых для него качеств. В исследовании Е.Ю. Увариной таких критериев для самооценки 16: независимость от других, гордость, своеобразие характера, способность совершить поступок, оригинальность мышления, незаурядность личности, знание себя, ощущение превосходства над другими, смелость, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, ощущение себя личностью, своенравие, сила воли, самоуважение, ум.

Спустя несколько дней после завершения первого этапа проводится следующая, вторая часть исследования. Именно она и отличает рассматриваемую методику от традиционных вариантов самооценочного опроса.

Инструкция. Через несколько дней после того, как был проведен первоначальный этап тестирования (заполнение опросника), экспериментатор предлагает испытуемым повторно оценить себя по тем же характеристикам, что и на первом этапе исследования, объясняя необходимость повторного самооценивания якобы пропажей экспериментальных бланков. Но на самом деле каждому участнику эксперимента представляется его собственная самооценка. Экспериментатор специально оговаривает, что в процессе самооценивания испытуемого не должны смущать ни совпадения, ни резкие расхождения его самооценки и самооценки «другого», что эту «чужую» самооценку он попросту не должен принимать во внимание.

Обработка и интерпретация результатов. В процессе осуществления двух экспериментальных этапов, составляющих процедурное содержание методики «подставной самооценки», накапливается два класса эмпирических данных.

Во-первых, на начальном этапе исследования выявляется более или менее традиционная самооценка испытуемого.

Во-вторых, итоговым результатом следующего этапа исследования является новая самооценка испытуемого. Правда, некорректно анализировать ее традиционным способом. Более того, любой анализ, хоть сколько-нибудь претендующий на содержательность, был бы явно неправомерен без учета того собственно социально-психологического фактора, который по самим процедурным условиям определяющим образом влиял на специфику протекания этого процесса самооценивания.

Самооценка индивидуальных особенностей методика

Уровни выраженности показателей самооценки

в обыденном поведении

в общении в студенческой группе (трудовом коллективе)

в учебной (профессиональной) деятельности

От 4 — 1,0 до + 0,85

Самооценка высокая Неадекватная

От + 0,84 до + 0,53

Самооценка высокая Адекватная

Самооценка средняя Адекватная

Самооценка низкая Адекватная

Самооценка низкая Неадекватная

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

9. Методики изучения стилей руководства

9. Методики изучения стилей руководства

Методика «Самооценка стиля управления»

Методика, приведенная в книге А. В. Аграшенкова «Психология на каждый день» (М., 1997), несколько модифицирована мною, чтобы сократить число пунктов опросника (вместо 60 оставлено 33) и исключить те, которые имеют весьма отдаленное отношение к диагностируемым стилям.

Инструкция. По каждому пункту опросника ответьте, долго не задумываясь, «да» или «нет» в зависимости от того, согласны Вы или не согласны с высказанным в нем утверждением, и в бланке для ответов сделайте соответствующую пометку.

Текст опросника:

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

2. В трудных ситуациях я, принимая решение, всегда думаю о других, а потом о себе.

3. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

4. Как правило, я не полагаюсь на своих помощников.

5. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них сильных и слабых.

6. Я часто советуюсь со своими помощниками, прежде чем отдать ответственное распоряжение.

7. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у подчиненных раздражения.

8. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного выполнения моих распоряжений.

9. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

10. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

11. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаю своих ошибок.

12. На грубость подчиненного я стараюсь реагировать так, чтобы не вызвать конфликт.

13. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

14. Я всегда стремлюсь быть первым во всех начинаниях коллектива.

15. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступить против него.

16. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

17. Я предоставляю хорошим специалистам большую свободу в решении сложных задач, особо их не контролирую.

18. Мне нравится обсуждать и анализировать с подчиненными проблемы коллектива.

19. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими обязанностями.

20. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно «поставить на место».

21. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений, даже наперекор обстоятельствам.

22. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.

23. Самое трудное для меня – вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

24. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы подчиненных.

25. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: нельзя использовать ни железную непреклонность, ни панибратство.

26. Руководство людьми я представляю себе как мучительное занятие.

27. Я стараюсь развивать в коллективе сотрудничество и взаимопомощь.

28. Я с благодарностью отношусь к советам и предложениям подчиненных.

29. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.

30. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные являются лишь исполнителями решений начальника.

31. Лучше всего предоставлять коллективу полную самостоятельность и ни во что не вмешиваться.

32. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

33. Главное в руководстве – умело распределить свои обязанности между помощниками.

Обработка результатов и выводы. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл.

Ключ к расшифровке данных. О проявлении авторитарного стиля руководства свидетельствуют утвердительные ответы по пунктам: 1, 3, 4, 8, 10, 11, 14, 15, 21, 22, 30.

О проявлении демократического стиля руководства свидетельствуют утвердительные ответы по пунктам 2, 5, 6, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 27, 28.

О проявлении либерального (попустительского) стиля руководства свидетельствуют утвердительные ответы по пунктам 7, 9, 16, 17, 20, 23, 26, 29, 31, 32, 33.

Подсчитывается сумма набранных по каждой шкале (по каждому стилю) баллов и определяется степень выраженности каждого стиля:

– 0-3 балла – слабая,

– 4-7 баллов – средняя,

– 8-11 баллов – высокая.

Если по всем шкалам оценки низкие, то стиль не сформирован, если высокие – речь может идти о смешанном стиле управления. Преобладание оценок по одной из шкал на 3 балла и более свидетельствует о большем проявлении стиля, характеризуемого этой шкалой.

Методика «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев)

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного (авторитарного); коллегиального (демократического); либерального.

Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности Вашего руководителя и к каждой из них указано по 5 вариантов ее проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько из этих 5 вариантов, которые соответствуют его руководству, и отметьте их. Просим быть искренним.

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;

б) пассивен в выполнении управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а) переходит на более жесткие методы руководства;

б) не меняет способы руководства;

в) не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г) начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

д) плохо справляется со своими обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный, с людьми разговаривает мало;

б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;

д) общается в основном с активом коллектива.

4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а) исполнители работают хуже;

б) коллектив не снижает продуктивности;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу;

г) продуктивность работы повышается;

д) коллектив работает с переменным успехом.

5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

а) сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;

в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6. Контроль деятельности подчиненных:

а) контролирует от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу отдельных исполнителей и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;

г) контролируя, всегда выискивает недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношения людей друг к другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. Характер приказов руководителя:

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д) его приказы вызывают у руководимых им недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) обычно не обижается, прислушивается к ней;

б) выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если что-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;

в) не стремится пополнить свои знания;

г) когда чего-то не знает, скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостаток знаний;

д) если не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.

11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

в) всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12. Отношение руководителя к своим заместителям или помощникам:

а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;

б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

д) не желает иметь рядом очень квалифицированного специалиста.

13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;

д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;

б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

г) часто делает руководимым замечания и выговоры;

д) его замечания всегда справедливы.

15. Характер обращения руководителя с подчиненными:

а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым;

в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

д) характер обращения с подчиненными у него часто меняется.

16. Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает членов коллектива к управлению;

б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

г) бывает, что управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива, а не руководитель;

д) управленческие функции выполняет только руководитель.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;

в) умеет поддержать дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;

д) недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;

в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;

д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.

19. Характер принятия решения по руководству коллективом:

а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;

в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;

д) берется за решение в основном мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:

а) в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

б) старается, чтобы на работе у подчиненных было хорошее настроение;

в) в коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г) люди относятся к друг другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.

21. Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

г) исполнители предоставлены самим себе;

д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

22. Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;

б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) руководитель не может действовать сам, а ждет, когда его «подтолкнут»;

д) инициативу не проявляют ни руководитель, ни подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

б) он требователен, но заодно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный человек;

д) руководитель требователен к себе и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные организации;

б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе:

Методика изучения индивидуальных особенностей студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в учебно-производственной и воспитательной работе

мастер производственного обучения

Сущность индивидуального подхода и принципа воспитания личности в коллективе,

через коллектив, для коллектива …………………. …..…………4

Методы психологического исследования

Дифференциация фактов и причин …………………………………. ……..7

Изучение удовлетворённости образовательной деятельностью в техникуме

Определение самооценки (анкетирование)………………………………….………. 9

Определение уровня притязаний личности ……..………………………. 11

Изучение роли концентрации внимания в деятельности и оценка уровня

концентрации внимания …………………………………. ………….……11

Выявление преобладающего типа памяти ………………. ………………..12

Изучение особенностей мышления ………………………. …………….…12

Методы изучения межличностных отношений …………. …………………….13

Программное изучение личности студента. …………………. ……..……….17

Нет сомнения, что без знаний особенностей личности того или иного воспитанника не представляется возможным осуществить адекватный подбор методов его воспитания. Точно также как в медицине невозможно начинать лечение без постановки диагноза, учёта, так и в педагогике осуществление индивидуального подхода не представляется возможным без «диагностики» индивида, без выявления тех характеристик личности, которые присущи только данному учащемуся. И каждый педагог желает получить о конкретном студенте не субъективные, а объективные данные.

В настоящее время в педагогической практике, в том числе и в системе СПО, широко используются так называемые не инструментальные методы изучения индивидуальных особенностей личности студентов (метод наблюдения, беседа и т.п.). Но ещё в недостаточной мере входит в практику работы со студентами техникума психологическое тестирование. Выявление интеллектуального отсталых и особо одарённых детей, оценка причин академической неуспеваемости, пропусков занятий без причин, решение проблем межличностных отношений в группе – это лишь некоторые из областей использования тестов в системе СПО.

Психологическое тестирование всё шире и шире используется в различных сферах общественной практики. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности человека определяют его успех или неуспех в конкретных ситуациях. Тесты или иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученная таким способом информация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.

Как показывает практика, многие педагоги плохо знают своих студентов, что вызывает сопротивление ребят единым педагогическим требованиям. Диагностика личности даёт те минимальные сведения, без знания которых никакие меры педагогического воздействия на студента, особенно «трудного», не могут быть эффективными.

Однако на целенаправленное изучение личности подростка у мастеров производственного обучения и преподавателей обычно не хватает ни времени, ни педагогического мастерства. Поэтому нередко совершение студентами правонарушения воспринимается как гром среди ясного неба и застаёт врасплох не только инженерно-педагогических работников техникума, но и родителей ребят.

В данной работе я не ставил целью раскрыть специальные психологические методы, которыми обучены профессиональные психологи. Одни из них сложны по конструкции, другие – по положенным в их основу теориям. Но есть среди психологических тестов и такие, которые с пользой для практики могут быть использованы каждым мастером производственного обучения – центральной фигурой в обучении и воспитании студентов образовательных учреждений СПО. Это в большей степени необходимо, особенно на первом этапе учебно-производственной деятельности, т.к. обучение студентов в учебной мастерской – время, когда в процессе изучения основ профессии начинает складываться, формироваться и действовать коллектив учебной группы. Ведь одна из сложнейших и важнейших педагогических задач мастера производственного обучения – это сформировать такой коллектив, который стал бы работоспособным, надёжным помощником, опорой, союзником мастера в его учебно-производственной и воспитательной работе со студентами.

Сущность индивидуального подхода и принципа воспитания личности в

коллективе, через коллектив, для коллектива.

Процесс формирования личности современного молодого человека весьма сложный и длительный. Воспитание личности – социальный процесс, ибо зависит от среды, в которой живёт и трудится человек. Это трудовой коллектив, это любое звено нашего общества, в котором происходит становление личности.

Воспитание личности – процесс непрямолинейный, он зависит от многих факторов, в том числе и от условий воспитания ребёнка, его физического и умственного развития и многих других причин, которые нельзя нивелировать в применении ко многим личностям. Своеобразие индивидуального развития каждой личности ставит много педагогических проблем в воспитании. Пристального педагогического внимания требуют к себе подростки, и в первую очередь те, которые склонны к нарушениям, отступлениям от моральных, нравственных норм жизни нашего общества.

Образовательные учреждения СПО готовят пополнение квалифицированных рабочих и служащих, к которым предъявляются высокие требования. И это определяет особенности воспитательной деятельности техникума. В процессе воспитания и обучения нам, мастерам производственного обучения и преподавателям, приходится учитывать в основном то, что:

среди воспитанников техникума очень много подростков из неблагополучных или неполных семей (имеется только один из родителей, либо родители совершают безнравственные поступки и т.п.);

отдельным студентам в процессе их предыдущего воспитания не были привиты чувства коллективизма, товарищества, долга и др.;

среди выпускников девятых классов большая часть их имеет невысокие, а порою очень низкие достижения в усвоении общеобразовательных дисциплин.

Существуют, вероятно, и другие причины, однако уже названные позволяют представлять всю сложность индивидуального воздействия на студентов. Потому и требуется от педагога постоянного внимания к каждому подростку, учёта не только возрастных, а и индивидуальных его особенностей. Естественно, что мастер производственного обучения, преподаватель, классный руководитель, любой воспитатель в первую очередь обращает внимание в повседневной воспитательной работе на наиболее недисциплинированных и неуспевающих студентов. Это зачастую так и происходит. И поэтому «средние» (а тем более «сильные») студенты на протяжении всего срока обучения могут остаться и остаются вне поля их зрения. Однако понятие «средний» студент весьма относительное, т.к. нельзя оценивать подростка односторонне, например, по его отношению к дисциплине (поведению в общественных местах) или по его успеваемости. Ведь этот «средний» студент может обладать незаурядным талантом организатора, быть хорошим спортсменом, проявлять большие способности к творчеству, участвовать в художественной самодеятельности и т.п. И сегодня мы в большей мере убеждаемся в необходимости серьёзного осмысливания индивидуального подхода в обучении и воспитании студентов. Необходимость такого подхода вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех обучаемых одинаков.

Индивидуальный подход — это использование методов индивидуального воздействия, которое соответствовали бы индивидуальным особенностям личности.

Из приведённого определения следует: чтобы в полном объёме осуществлять индивидуальный подход к учащемуся, необходимо:

во–первых, знать индивидуальные особенности данного студента;

во–вторых, знать и уметь пользоваться методами, приёмами, способами индивидуального воздействия.

В данной работе рассматривается первый этап индивидуального подхода – определение (изучение, оценка, анализ) индивидуальных особенностей личности студента. Цели подхода были перечислены выше – это и определения направленности личности, способностей учащихся, особенностей их характера и т.д. Результатом же должен быть сформированный полноценный студенческий коллектив – это устойчивая самодеятельная организация студентов, объединённая единой целью и совместной общественного полезной деятельностью, обладающая органами коллектива и органически связанная с другими коллективами.

Объединение студентов в учебную группу ещё не означает, что создан коллектив группы. Формирование дружного, работоспособного, действенного коллектива – процесс сравнительно длительный, сложный и не самопроизвольный. Формирование студенческого коллектива в профессиональных учреждениях, особенно в начале учебного процесса, имеет определённую специфику и сложности. Дело в том, что в техникуме приходят подростки или юноши, имеющие уже некоторый жизненный опыт в том или ином коллективе, но этот опыт далеко не одинаков. Студенты ранее обучались не только в разных классах, но и разных школах, коллектив которых отличался различным уровнем развития и сплочённости, различными традициями и направлённостью интересов. С другой стороны, в техникуме ученический коллектив формируется под благотворным влиянием систематического участия в производительном труде, что в определённой степени облегчает решение многих организационно-воспитательных проблем.

Процесс становления студенческого коллектива проходит три основные стадии. На первой, начальной стадии, когда ещё не определился актив коллектива, групповой полностью руководит мастер, он предъявляет требования, которые определяют жизнь, деятельность и поведение студентов. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создаётся актив группы, поддерживающий требования мастера, которому мастер передаёт часть функций по руководству коллективом. Третья стадия – это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива и проверяет их выполнение. Такое деление, особенно в части изучения личности, конечно же, сугубо условное, т.к. изучение личности студентов – это не кратковременная кампания в начале учебного года, а серьёзная, систематическая, последовательная работа в течение всего периода обучения. Выдающийся русский педагог К.Г.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Методы психологического исследования.

Чем же необходимо руководствоваться при изучении особенностей студентов? Одними из основных не инструментальных методов изучения являются наблюдение и беседа. Стремясь избежать повторения очевидных положений, которые подробно и квалифицированно изложены в многочисленных учебниках и учебных пособиях, я выделю лишь основные моменты в практике применения этих методов.

Это не просто созерцание поступков, действий, деятельности студента – а это, прежде всего анализ учебной трудовой деятельности, анализ общественного положения (статуса) студента в коллективе.

Цель наблюдения. При наблюдении можно охватить широкую сферу психики, свободно переходить от одной сферы наблюдения (например, характера человека) к другой (мотивы поведения). Но такое преимущество, если им злоупотреблять, превращается в недостаток: чем шире зону пытаемся охватить, тем менее надёжными, менее глубокими будут его результаты. Поэтому, используя метод наблюдения для изучения индивидуальных особенностей личности студента, надо ставить перед собой цель исследовать не вообще индивидуальные особенности, а конкретные стороны: поведение в коллективе, переключаемость внимания и т.п.

Программа наблюдения. Для того, чтобы целенаправленно и эффективно вести изучение студентов, необходимо наметить для себя программу, основные направления такого изучения, которые будут зависеть от цели, ибо ни одна деятельность не может протекать эффективно, если она не планируется. Можно предложить примерную программу изучения:

Идейная направленность. Основные цели и стремления. Их влияние на учебную, трудовую и общественную работу. Чувство долга и ответственности и их проявление.

Интересы и склонности. Отношение к различным предметам и различным видам учебного и производственного труда. Отношение к успехам и неудачам. Характеристика знаний, умений и навыков, прилежание, аккуратность, добросовестность или небрежность в труде.

Отношение к коллективу и самому себе. Отношение к успехам и неудачам коллектива. Участие в общей жизни коллектива. Отношение к общественным поручениям. Проявление личной инициативы. Отношение к общественному мнению и критике со стороны одногруппников. Честность, правдивость, искренность. Отношение к мастеру, преподавателям, родителям. Имеет ли близких друзей, и на какой основе сдружился. Оценка собственной личности. Как реагирует на замечания, поощрения и взыскания.

Волевые качества. Настойчивость, отношение к трудностям. Стремление к самостоятельности. Выдержка, умение противостоять чужим влияниям. Дисциплинированность степень её сознательности.

Эмоноциональность. Возбудимость, глубина переживаний, устойчивость чувств. Преобладающее настроение.

Особенности умственного развития. Особенности мышления и речи. Особенности внимания. Рассеянность. Особенности памяти. Наблюдательность. Смекалка, творческое воображение, способности.

Систематизированность наблюдения. Как часто у педагога появляется желание сделать вывод по обнаруженному им факту поведения подростка? Например, студент нагрубил мастеру. Есть основания для вывода о его невоспитанности? Вроде бы есть, ведь воспитанный человек грубить не будет. Но всё же делать заключение по одному-двум фактам об особенностях характера или мышления неправомерно. Необходимо накапливать «статистику» актов поведения. О закономерности можно судить лишь по частоте и количеству проявлений.

Анонимность наблюдения. Если студенту известно, что за ним наблюдают, то естественного поведения ожидать не стоит. Студент не должен подозревать, что в данный момент является моментом наблюдения.

Пожалуй, единственное существенное отличие беседы от наблюдения следующее: при беседе педагог вступает в непосредственный контакт со студентами, в то время как при наблюдении такой контакт не обязателен. Это отличие имеет и свои плюсы, и свои минусы. Непосредственный контакт может дать больше информации, чем «общение» на расстоянии. Но, с другой стороны, во время беседы педагог сам становится её участником, поэтому он не может увидеть того, что заметно со сороны. И здесь особенно важно, насколько удостоверенными окажутся выводы, полученные в ходе беседы. Ведь преодолеть субъективизм в оценке обнаруженного в процессе беседы более сложно, чем при наблюдении. Чтобы такие беседы давали максимальный эффект, их следует проводить в атмосфере доверия, доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности, живо и непринуждённо, с соблюдением высокого педагогического такта.

Дифференциация фактов и причин

Метод наблюдения и беседа дают только факты и события, характеризующие студента. Анализ их осуществляется не в процессе, а после каждого этапа. Мастер производственного обучения не должен ограничиваться только мысленной фиксацией этих фактов. Желательно письменно закреплять полученные материалы, для чего полезно иметь дневник педагогических наблюдений. Записи в нём производятся по мере выявления и накопления соответствующих впечатлений, мыслей, фактов.

Примерные формы дневника:

Что намечено предпринять

Любит технику и уважает людей, знающих её.

Часто обещает и не стремится выполнить свои обещания

На уроках спец. дисциплин опирается на интерес к автомобилям. Усилить контроль.

Поощрения и наказания

Подготовил материал и организовал выпуск стен газеты ко дню «8 Марта»

Ценный приз студсовета техникума

Делая записи, нужно стремиться отобрать главное, наиболее важное, типичное, что характеризует студента, указывает на тенденцию изменения, развития, появления сдвига, перелома. Например:

В начальный период обучения

Ответственность и сознательность

Безразличен к нарушениям правил отдельными учащимися

Много замечаний на уроках

Замечания за разговоры на уроках

Отношение к коллективу

Вежлив со старшими и товарищами, но авторитетом не пользуется

Знание прав и обязанностей учащегося

Подготовил и провёл беседу по правовым вопросам

Активная жизненная позиция

В школе постоянных общественных поручений не имел

Избран профоргом группы

Часто приходится напоминать о выполнении поручений и принятых решениях

Чётко анализировать свои действия пока не может

Отношение к учёбе, успеваемость

В аттестате за девятый класс большинство оценок «3», трудовые навыки – слабые

Учится по спец технологии на «4», по общеобразовательным предметам в среднем на «4», по учебной и производственной практике на «4» и «5»

В школе в спортивных секциях не занимался

Участвует в соревнованиях по волейболу и мини – футболу

Интерес к художественной литературе

При использовании несколько других не более сложных и легко доступных для каждого мастера и классного руководителя методов психологического исследования в учебно-воспитательном процессе особое внимание следует обратить на условия, которые неукоснительно должны соблюдаться при проведении и использовании их результатов.

Исследование можно проводить только при наличии доверительных взаимоотношений со студентами, достигнутого взаимопонимания. Иначе результат не будет соответствовать действительности.

Предварительно нужно рассказать студентам о цели исследования, сформировать мотивацию на участие, студенты должны захотеть принять в нём участие.

Студенты должны знать, что результаты исследования ни в коем случае не будет использованы во вред личности.

2.4.Изучение удовлетворённости образовательной деятельностью в техникуме

Студентам предлагается выбрать одну из шести оценок суждений, приведённых в анкете:

Скорее неверно, чем верно — 2

Скорее верно, чем неверно — 3

Оценки следует проставлять на листке ответов, где имеются номера вопросов анкеты.

Без учёбы, которой я сейчас занимаюсь, невозможно достичь успехов в учёбе.

Трудности, возникающие в процессе учёбы, преодолимы.

Мои успехи в учёбе возрастают.

Учёба хорошо организована (педагогами, руководством и т.д.)

На занятиях, как правило, устанавливается спокойная, деловая атмосфера.

Мои отношения с членами группы можно характеризовать как открытые, доброжелательные.

Со стороны педагогов я испытываю отношения доброжелательности, справедливой требовательности.

В учёбе я имею возможность реализовать свои способности.

У меня достаточно умений, навыков для успешной работы.

Мой уровень образования, культуры непрерывно повышает в процессе учёбы.

Чем больше сумма баллов, полученных при ответе на анкету, тем больше выражена удовлетворённость учёбой.

Самооценка — это оценка человеком собственного «Я» в результате сравнения себя с некоторым «идеалом». Самооценка выступает как результат отношений, поведения. Она может быть завышенной, заниженной и средней.

На листке ответов против цифры, обозначающей номер вопроса, поставьте свой ответ, обозначив его цифрой:

Укажите, как часто Вы испытываете названные состояния:

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

Чувствую свою ответственность в учёбе, работе на практике.

Беспокоюсь о своём будущем.

Многие меня ненавидят.

Я менее инициативный, чем другие.

Беспокоюсь за своё здоровье.

Боюсь выглядеть глупцом.

Внешний вид других куда лучше, чем мой.

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

Допускаю существенные промахи, ошибки.

Как жаль, что я не умею говорить, как следует, с людьми.

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими людьми чаще.

Я слишком скромен.

Моя жизнь бесполезна.

Многие неправильного мнения обо мне.

Мне не с кем поделиться своими мыслями.

Люди ждут от меня очень много.

Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Я слегка смущаюсь.

Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

Я чувствую себя в безопасности.

Я волнуюсь понапрасну.

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

Я чувствую, что люди говорят за моей спиной.

Я чувствую себя скованным.

Я уверен, что люди почти всё принимают легче, чем я.

Мне кажется, со мной должна случится какая–нибудь неприятность.

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

Как жаль, что я не так общителен.

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

Я думаю о том, чего от меня ждут окружающие люди.

Для того чтобы определить уровень самооценки, нужно сложить все баллы, полученные за ответы, сверить полученное с таблицей.

Завышенная самооценка зачастую приводит к конфликтам с окружающими людьми.

Позиция человека с заниженной самооценкой чаще всего выражается словами: «Нет, я это не смогу…». Формированию заниженной самооценки способствуют частые неудачи в различных сферах жизнедеятельности человека.

Позиция человека со средней адекватной самооценкой – «я это смогу, раз смогли другие. Нужно только…». В воспитании гармонически развитой личности необходимо формировать адекватную (соответствующую действительному состоянию) самооценку, умение ставить цели, требующие всё больших и больших физических, интеллектуальных, волевых усилий.

Определение уровня притязаний личности.

Уровень притязаний определяется тем, какие цели, трудные или лёгкие, выбирает личность и его показатель напрямую взаимосвязан с самооценкой. Человек, выбирающий лёгкие цели, не требующие напряжения духовных и физических сил, лишает себя возможности совершенствования, развития. Постановка невыполнимых целей также приводит к частым конфликтам с окружающими людьми.

Инструкция. Вам предлагается для решения пять серий задач. Каждая серия состоит из семи задач возрастающей трудности: первая – самая лёгкая, которую Вы можете решить без напряжения, вторая – несколько труднее,… седьмая – самая трудная. Оценка всей работы определяется количеством решённых задач и их трудностью.

Серии предлагаемых задач.

Вам предлагается семь задач первой серии. Какую задачу Вы выбираете?

Обведите номер её кружком. Представьте, что Вы решили её.

Вам предлагаются задачи второй серии. Выберите задачу. Обведите её кружком. Представьте, что Вы решили и эту задачу.

Вам предлагаются задачи третьей серии. Выберите задачу. Обведите её кружком. Эту задачу Вы не решили.

Вам предлагаются задачи четвёртой серии. Выберите задачу. Обведите её кружком. Представьте, что Вы не решили и эту задачу.

Вам предлагаются задачи пятой серии. Выберите задачу. Обведите её кружком. Эту задачу Вы решили.

Исходный уровень притязаний определяется трудностью задачи, выбранной в первой серии. Выбор задачи № 4 соответствует среднему уровню притязаний, № 1, 2 – заниженному, № 6, 7 – завышенному.

О заниженном уровне притязаний может свидетельствовать отсутствие повышения трудности выбираемых задач при успехе в решении. О завышенном уровне – свидетельствует повышение трудности выбираемых задач после неуспешного решения.

Изучение роли концентрации внимания в деятельности

и оценка уровня концентрации внимания

Работа проводится фронтально.

Педагог вначале читает инструкцию и, убедившись, что она всеми усвоена, читает задание медленно, с паузами (где многоточия). Ответ на каждый из трёх заданий записывается студентами в отчёт.

Инструкция. Вам предлагается три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Полученные Вами числа также надо держать в уме. Результат вычислений записывается только тогда, когда я Вам скажу: «Пишите».

Даны два числа: 82… и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа. и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!

Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа… и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…. Пишите!

Даны числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделить на первую цифру второго числа…Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа……Пишите!

Анализ результатов. Для решения всех трёх задач необходимо сохранять устойчивость внимания. Правильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования. Правильное решение первой и третьей при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предложить относительно медленную включаемость в работу.

Выявление преобладающего типа памяти

А) Студентам предлагают серию слов для запоминания на слух:

Дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, мельница, попугай, листок, утка.

Данные слова читаются с паузой в 5 сек., затем студентам предлагается записать запомнившиеся слова.

Б) Самолёт Бревно

Студентам предлагается прочесть вышеприведённые слова в течение 20 –30 сек. и затем записать запомнившиеся слова.

В) Педагог диктует слова: малина, колесо, жук, конь, мел, гусь, куст, книга, дом. Студенты записывают их на отдельном листе бумаге, который сразу же после записи убирается. Затем педагог просит студентов записать запомнившиеся слова.

Студенты отмечают количество воспроизведённых слов, в каждой серии, что принимается за объём слуховой памяти (опыт А)), зрительной (опыт Б)) и моторно-слуховой (опыт В)).

Делается вывод о преобладании определённого типа памяти.

2.9. Изучение особенностей мышления

Мышление – высший познавательный процесс, особенности которого (глубина, самостоятельность, нестандартность, быстрота и т.д.) могут развиваться на протяжении всей жизни человека. Мышление человека включает всякий раз, когда перед ним встаёт новая задача, проблема. Развитое мышление связано, прежде всего, с умениями видеть и разрешать проблемы.

Без развитого мышления невозможен успех, как в учебной, так и во всех других видах деятельности, и, следовательно, формирование всесторонне развитой личности.

Тест на выявление конструктивных особенностей мышления. (составление фигур)

В каждом из двенадцати прямоугольников находятся несколько фигур. В первом – квадрат, это исходная фигура, в остальных прямоугольниках элементы, из которых можно собрать точно такой же по размерам квадрат. Каждый элемент обозначен буквой. Вам необходимо определить, из каких элементов можно собрать квадрат. Элементы можно как угодно поворачивать в плоскости, но нельзя переворачивать.

Ответы следует записывать в виды набора букв, обозначающих элементы, из которых собирается квадрат, например: а, б, в, г, д… Время выполнения 8 минут.

(Задание смотреть на следующей странице)

Конструктивные особенности мышления являются необходимым условием для успешной деятельности в области техники, обучения техническим дисциплинам.

Высокий уровень — не более 3 ошибок

Средний уровень — 4-7 ошибок

Низкий уровень — более семи ошибок

Конструктивные особенности мышления, как и все другие, развиваются при их тренировке.

Тест: Проявление рефлексии в мышлении.

Рефлексия состоит в том, что человек, решая мыслительные задачи, приходит к пониманию закономерностей, лежащих в основе их решения, к пониманию того, почему и как они решаются. Чем быстрее приходит человек к такому пониманию, тем выше уровень рефлексии.

По предложенным анаграммам найдите слова, из которых они образованы, запишите их. Работать следует быстро.

ЛВКО 5. ТИГО 9. ЕРАВШН 13. РГПУАП

РАНИ 6. ТУАК 10. РКДЕТИ 14. ЧУНЕЕИ

УПКС 7. РГЗУ 11. АШНРРИ 15. АРИПАР

ГИАР 8. УКСР 12. ЛФЖАКО 16. ДСЛЕАК

Чем быстрее найдены завкономерности в построении анаграмм, тем быстрее решается поставленная задача.

Среднему уровню рефлексии соответствует время выполнения всего задания за 4-5 мин.

Методы изучения межличностных отношений

В любой группе людей, в коллективе личность вступает в многочисленные взаимодействия с другими людьми, при этом складываются определённые межличностные отношения. Они могут быть отношениями симпатии, уважения, дружбы, любви и – безразличия, антипатии, даже враждебности.

В развитом коллективе межличностные отношения характеризуются, прежде всего, доброжелательностью, взаимопомощью, сотрудничеством, высокой требовательностью, связанной с чуткостью и заботливостью. Такой коллектив характеризуется благоприятным (для развития каждой личности) психологическим климатом, что проявляется в удовлетворённости каждым своей группой (коллективом), своей деятельностью, ради которой коллектив сформирован.

Каждый человек в группе занимает в данный отрезок времени определённое положение, имеет определённый статус: он более или менее уважаемый, предпочитаемый или отвергаемый, лидер, входящий в микрогруппировки по интересам (симпатиям) или оказавшийся в одиночестве и т.д.

Микрогруппировки имеются в каждом коллективе, они не уменьшают сплочённость коллектива, если их цели не противоречат главным целям коллектива (образовательные и производственные цели).

Лица, не входящие в группировки, находятся в состоянии дискомфорта, неудовлетворённости. Обычно это люди, не умеющие эффективно общаться или не находящие по каким-то причинам общих интересов с членами группы.

В группе выделяются лица, берущие на себя функции организатора, готовые оказать помощь другим, пользующиеся уважением. Это – неформальные (неофициальные) лидеры.

Неформальные лидеры могут быть и негативными, если они организуют, сплачивают группу на целях, противоречащих главным целям коллектива. Опираться в воспитательной работе можно только на неформальных лидеров, причём негативных лидеров необходимо переориентировать в целях так, чтобы они стали позитивными.

Несовпадение формального лидерства (лидеров назначенных, выбранных на общих собраниях) и неформального отрицательно влияет на сплочённость коллектива, на его развитие.

На каждом из трёх этапов исследования студентам задаётся вопрос, связанный с оценкой товарищей по группе в определённых жизненных ситуациях. Эти ситуации могут быть из реальной жизни, например, ситуация создания бригады, выбор бригадира и т.д., и вымышленными, например, ситуация создания взвода разведки и выбор командира взвода. Студентов нужно настроить так, чтобы они ярко представляли себе ситуацию и как можно точнее ответили на предлагаемый вопрос.

1 – й этап. Определение микрогруппировок.

Студентам задаётся вопрос: «С кем бы Вы хотели работать в одной бригаде?» (или другой вопрос, подобный этому)

в первую очередь ______________________

во вторую очередь ______________________

в третью очередь ______________________

Студенты отвечают на вопрос письменно, при этом должна соблюдаться полная самостоятельность.

Результаты заносятся в таблицу. Например, для группы из 21 человека эта таблица может быть следующей.

Обработка и интерпретация результатов.

Выборы каждого обозначены цифрой (она означает очерёдность выбора), которая ставится под номером, обозначающим номер по порядку того, кого выбирают. При взаимных выборах цифру обводят кружком (помечают маркером).

Например, Акульшин выбрал Кузнецова в первую очередь. Причём выборы с Лобановым и Мурашёвым взаимны. Учёт выборов даёт возможность выявить микрогруппы.

Например, в изучаемой группе имеется микрогруппа, состоящая из четырёх человек.

следует проанализировать цели, на которых произошло сплочение в группировки.

Лица, не вошедшие в группировки (не получившие взаимных выборов), должны привлечь особое внимание педагогов. В исследуемой группе это Ильичев, Ларионов, Надеждин и Некрасов. Важно выявить причины их изоляции. Они могут определяться их личностными качествами или несовпадением их жизненных ценностей с ценностями, одобряемыми группой.

2-й этап. Определение неформального (неофициального) лидерства.

Студетам задаётся вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть в роли бригадира?» (если 1-й вопрос был «С кем бы Вы хотели работать в одной бригаде?»).

в первую очередь _______________________

во вторую очередь _______________________

в третью очередь _________________________

При обработке результатов первоочерёдность выбора оценивается тремя баллами, выбор во вторую очередь – двумя, в третью – одним баллом. Суммируются набранные каждым лидерские баллы. Лидерами (их обычно несколько) являются те, кто набрал большёе количество баллов.

После обработки результатов следует проанализировать, какие качества оценивают учащиеся в личности, выбирая лидера; почему имеются несовпадения формального и неформального лидерства.

3-й этап. Определение статуса каждого учащегося в группе.

Статус — это показатель популярности, авторитетности человека в группе, уважения его другими.

Каждому студенту выдаётся список группы, из которого каждому предлагается вычеркнуть себя. Для определения статуса студентов просят ответить на вопрос, вытекающий, например, из следующей ситуации: «Представьте себе, что вашу группу расформировали и Вам предложили набрать новый состав группы. Кого из прежней группы Вы исключили бы в этот состав? Если Вы хотите, чтобы кто-то вошёл в состав новой группы, поставьте против его фамилии цифру (1), если очень хотите, чтобы (2), если безразлично относитесь к кому-то, поставьте (0), если не хотите, чтобы кто-то вошёл в новую группу, поставьте (-1), и если очень не хотите (-2)».

Таким образом, против фамилии каждого будет стоять одна из оценок:

Статус каждого члена группы оценивается по формуле:

St = 100 %

М – сумма баллов, полученных членом группы;

n — количество студентов в группе.

При анализе результатов следует отметить совпадение (или несовпадение) лидерства с высоким статусом, значения статуса у членов группы, не вошедших в группировки.

Референтометрический метод уточнить знания о межличностных отношениях, полученные с помощью социометрического исследования.

1-й этап. Студентам диктуется список группы, которой записывается каждым членом группы на отдельном листе. Каждый оценивает других по трём группам качества, используя пятибалльную систему.

Форма листа ответов

Как товарищ, друг

Заполненный лист попросить сложить, подписать фамилию, сдать.

2-й этап. На том же листе попросить каждого отметить фамилии тех, с листами которых он хотел бы ознакомиться

Выборы ограничить количеством человек не более пяти – шести.

Выбранные таким образом члены группы представляют референтную для данного человека группу, т.е. группу, на ценности, оценки которых он, прежде всего, ориентировается.

Выбранные большинством членов группы в первую очередь являются рефернтометрическими лидерами в группе.

Социометрические и референтометрические лидеры часто совпадают. Несовпадение может свидетельствовать об особых отношениях к лидерам или об уклонении студентов от ответов на предложенные вопросы.

Программированное изучение личности студента

В этом разделе я хочу попытаться представить себе определение уровня развития личности с использованием имеющегося в наличии компьютерного класса.

Составить такую компьютерную программу для специалиста не составит большого труда. Чётко построенное изучение личности студентов с помощью компьютера позволяет педагогу определить для себя те признаки, которые, проявляясь со знаком «минус», могут служить тревожным сигналом, а значит, реагировать на них надо незамедлительно и безошибочно. К таким признакам можно отнести направленность личности, отношение подростка к людям и себе, соотношение положительных и отрицательных качеств характера, сопротивляемость педагогическому влиянию.

Подготовительная работа к получению некоторой информации о студенте должна начинаться задолго до первого сентября. Уже в приёмной комиссии, изучая документы студенты и особенно «трудных», надо подготовить данные для введения в память компьютера. Эти данные включают в себя год рождения, место жительства, сведения о том, какую школу окончил студент, какой имел средний балл, каковы положительные основные и отрицательные черты его характера, сведения о семье и т.д. А вначале учебного года (сентябрь) провести собеседование с использованием компьютера в режиме диалога. Как организовать собеседование студентов с компьютером? Прежде всего, диалог должен проходить в игровой форме. Студентов к беседе с компьютером необходимо готовить, т.е. им надо объяснить, что компьютер, если они пожелают, будет следить за данными ими обещаниями, сможет посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Поэтому, беседуя с ним, необходимо как можно честнее отвечать на вопросы.

Очень важным моментом организации подобных бесед является этический аспект педагогической диагностики, заключающийся в добровольности участия ребят в беседе. Ни в коем случае нельзя заставлять ребят рассказывать машине всё о себе будто бы для того, чтобы машина могла контролировать поведение, и нельзя «отыскивать» отрицательные черты в характере ребят. Помня об этих этических моментах, можно начинать диалог с компьютером. В ходе беседы надо выяснить, почему учащийся выбрал именно этот техникум и именно такую-то профессию, как он относится к людям, к общественной работе, способен ли открыто выражать своё мнение. Затем компьютер предлагает ему проанализировать, например, такую ситуацию: «Твоему приятелю дали общественное поручение, а он не выполнил его, перепоручил другому. В каком случае ты будешь на его стороне?» Студент должен выбрать ответ из трёх вариантов: он поступил так, потому что не справился с работой; поручение было не интересным; ему было некогда, помешали занятия в музыкальном кружке, в спортивной секции, был намечен поход в кино с другом или он просто не хотел. Тут наступает кульминация беседы, т.к. компьютер «говорит» учащемуся: «Ты честно и правильно отвечаешь на вопросы. У тебя слова не расходятся с делом. Молодец. С тобой приятно беседовать» или «Ты не совсем честно отвечаешь на вопросы. Ты хочешь показать лучше, чем ты есть на самом деле. Постарайся точнее отвечать на вопросы, ведь мы об этом договорились в начале».

И затем снова идёт серия вопросов и ситуаций. В зависимости от ответов студента компьютер задаёт те или иные вопросы, ответы на которые выявляют убеждения подростка, его достоинства и недостатки.

Информация, полученная во время бесед, помогает, во-первых, подростку лучше узнать себя, он слышит не назидательные замечания от родителей, мастера или преподавателя, а как бы от одногруппника, причём замечания высказаны в благожелательном тоне. Во-вторых, мастер и преподаватель получают более глубокое представление о мотивах поведения студента, в частности, о том, как он объясняет, например, свой отказ от общественных поручений, нежелание выполнять домашние задания и т.д.

Анализируя отрицательные признаки, компьютер определяет по заранее установленным критериям уровень трудновоспитуемости студентов, что позволяет инженерно-педагогическим работникам вовремя наметить зону оптимального педагогического воздействия. Преподаватель или мастер производственного обучения может запросить у компьютера перечень положительных и отрицательных качеств того или иного студента, выяснить, каков уровень направленности его личности, каков тип может проконсультировать у машины, на что надо опереться перевоспитании данного подростка.

Например, что выяснил компьютер, беседуя с Сергеем Ивановым, будущим слесарем-авторемонтником?

Уровень направленности личности. Направленность неустойчива. Сергей не думает о будущем, ему важнее сегодняшний день. Сергей часто обещает, но даже не стремится выполнять свои обещания, добрые намерения не осуществляет, неудачи долго не переживает. Весьма легко поддаётся чужому влиянию.

Отношение с окружающей и педагогической средой. Сергей имеет слабую активность и ограниченное общее развитие, небольшой жизненный опыт. При этом изменение поведения обусловлено изменением окружающей среды.

Уровень трудновоспитуемости. Сергей имеет первый уровень трудновоспитуемости: отклонения в поведении проявляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Успеваемость удовлетворительная, больших пропусков занятий не имеет, резко выражена нестандартность характера, слабы самокритичность, требовательность к себе.

Положительные качества и особенности студента. Хороший организатор, хотя проявляется это качество не в том направлении (может «организовать» уход с уроков, опоздание на урок и т.д.). Любит технику и уважает людей, знающих её.

Точки опоры в перевоспитании. Использование самолюбие и стремление к лидерству. Опираться на уроках спец.технологии и производственного обучения на интерес к техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, перспективам развития автомобилестроения.

Система поручений, направленных на формирование социально ценного жизненного опыта. Предложить использовать свои организаторские способности в учебно-производственных мастерских техникума (звеньевой или бригадир слесарей-ремонтников из состава учащихся). Предложить подготовить в стенгазету заметку, доклад или реферат на тему: «Модернизация ДВС автомобилей» или «Перспектива развития автомобилестроения», предложить должность заместителя руководителя кружка «Творчество в моей профессии».

Таким образом, компьютер помогает из всего контингента студентов выявить тех, у кого показатели по направленности, отношению к себе и к людям, соотношению положительных и отрицательных качеств и сопротивляемости педагогическому влиянию приближаются к опасной зоне. Это даёт возможность своевременно обратить на них внимание и применить воспитательно-профилактические средства, соответствующие тому или иному уровню деформации личности подростка, составить прогноз её дальнейшего развития.

Задача инженерно-педагогического коллектива состоит в том, чтобы создать в образовательном учреждении благоприятные условия для положительного развития личности каждого студента. Необходимые меры могут осуществляться как на индивидуальном уровне (мастерами, классными руководителями, воспитателями, администрацией техникума), так и на уровне коллективном (в рамках учебной группы, курса, совета профилактики, совета общежития и т.д.).

Итак, результатом педагогической диагностики в процессе предупреждения и преодоления трудновоспитуемости среди студентов техникумов является информация. Но именно она даёт возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы, как всего техникума, так и групп, согласовать все элементы и звенья воспитательного процесса.

Самооценка индивидуальных особенностей методика