Методика для самооценки школьников

Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника

Транскрипт

1 Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника Предлагаемая ниже методика представляет собой вариант известной методики Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Методика может проводиться фронтально и индивидуально. Она предназначена для школьников, начиная с 1 ти лет. Оптимальным является использование методики на стадии массового опроса для выявления отдельных школьников и групп, требующих особого внимания со стороны педагогов и психолога, входящих в категорию риска. Данная модификация представлена А.М. Прихожан. Материал Бланк методики, содержащий инструкцию и задания. Изображенные 7 вертикальных линий, размером миллиметров представляют собой биполярные шкалы. Верхняя, средняя и нижняя точка каждой линии отмечены черточкой: 1) здоровый больной; 2) умный глупый; 3) хороший характер плохой характер; 4) авторитетен у презирается сверстниками; 5) умелые руки неумелые руки; 6) красивый — некрасивый; 7) уверенный неуверенный. Процедура проведения Методика может проводиться как фронтально с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе после общей инструкции и раздачи бланков надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу бланка, правильность использования значков, точное понимание инструкции, ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкал вместе с чтением инструкции занимает в 5 7 классах 15 мин., в 8 11 классах 1 12 мин. Во время выполнения задания важно наблюдать и фиксировать особенности поведения школьников. Инструкция Каждый человек оценивает свои, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя на самую высокую. Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая их них означает. Оцени себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности черточкой (-), отметь на каждой линии эту самооценку. После этого представь, каким должно быть это качество, сторона личности, чтобы ты был удовлетворен собой, почувствовал гордость за себя. Отметь это на каждой линии знаком (х). Обработка результатов Обработке подлежат результаты на 7-ми шкалах. Однако шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости

2 данные по ней анализируются отдельно. Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 балла). 1. По каждой из 6-ти шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется: 1) уровень притязаний в отношении данного качества по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы до знака «х»; 2) величина самооценки от нижней точки шкалы до знака «-»; 3) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале. 2.Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника, ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам. 3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х» (для определения дифференцированности притязаний) и все значки «-» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности, деятельности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако это не является достаточно точным. 4. Особое внимание обращается на те случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются отдельные шкалы, значки ставятся за границами шкалы, используются значки, не предусмотренные инструкцией и т.п. 5. Выделяются группы испытуемых, характеризующие благоприятные или неблагоприятные тенденции в развитии личности, в соответствии с вариантами сочетаний показателей самооценки и уровня притязаний. [А.М. Прихожан «Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога»// Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик М.1988].

3 Оценка и интерпретация результатов Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (таблица 1, 2). Таблица 1 Параметр Количественная характеристика, балл Низкий Средний Норма высокий Очень высокий 5 7 классы Уровень притязаний Менее и более Уровень самооценки Менее и более 8 9 классы Уровень притязаний Менее и более Уровень самооценки Менее и более 1 11 классы Уровень притязаний Менее и более Уровень самооценки Менее и более

4 Параметр Степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки Степень дифференцированности притязаний Степень дифференцированности самооценки Степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки Степень дифференцированности притязаний Степень дифференцированности самооценки Степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки Степень дифференцированности притязаний Степень дифференцированности самооценки Таблица 2 Количественная характеристика, балл Слабая Умеренная Сильная 5-7 классы Более Более Более классы Более Более Более классы Более Более Более 25 Затем на основании анализа сочетаний уровня притязаний, уровня самооценки, степени расхождения подбирают индивидуальный вариант самооценки. Описание индивидуальных вариантов самооценки 1. За норму можно принять сочетание средней или высокой самооценки при умеренной степени ее дифференцированности. Таких испытуемых обычно характеризует средний или высокий уровень притязаний при умеренной их дифференцированности, а также умеренное расхождение между притязаниями и самооценкой. этого варианта может быть охарактеризована как гармоничная, притязания здесь выполняют свою основную функцию стимулируют личностное развитие. Дифференцированное отношение к различным сторонам своей личности у этих испытуемых в значительной мере сбалансировано: здесь, как правило, не встречаются предельно высокие и крайне низкие самооценки по отдельным шкалам. В целом, такая самооценка может быть

5 охарактеризована как гармоничная, с сочетанием разумных пропорций между притязаниями и оценкой собственных возможностей. Такой вариант свойственен зрелой личности (рис. 1). 2. Столь же благоприятным и близким по содержанию является вариант отношения к себе, при котором очень высокая самооценка сочетается с умеренной ее дифференцированностью. Важным условием здесь является также наличие очень высоких, но дифференцированных умеренно притязаний и умеренного расхождения между притязаниями и самооценкой. Данные проведенных ранее исследований [Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной — М., 1988, с ], показывают, что такие школьники часто отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлении о больших собственных возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия на достижение этих целей. Интересно, что у всех школьников с таким вариантом самооценки довольно ровные и при этом высокие показатели социально-психологической адаптированности. Такой вариант отношения к себе, по-видимому, является очень продуктивным. Для испытуемых этого варианта характерна сознательная постановка высоких целей и целенаправленные усилия по их достижению. Этот вариант можно рассматривать как достаточно продуктивный в плане самоопределения (рис.2). 3. Вариант, при котором высокая, слабо дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими недифференцированными притязаниями на фоне сильного расхождения между притязаниями и самооценкой, как правило, свидетельствует о том, что в самооценке школьника отражается лишь его общее положительное эмоциональное отношение к себе. При этом самооценка не основывается на анализе своих возможностей. Этот вариант непродуктивен с точки зрения перспективы развития личности. здесь не носит защитного характера и может выражать самые различные явления от инфантилизма до самодостаточности. Для испытуемого характерен средний или низкий уровень социально психологической адаптации и ярко выраженная тревожность (рис.3). 4. Неблагополучный вариант развития личности представляет сочетание низкой самооценки и слабой степенью ее дифференцированности. Здесь выделяются две подгруппы: для одной из них характерен средний или высокий уровень притязаний, сильное расхождение между притязаниями и самооценкой. Это свидетельствует о сильной, осознаваемой неуверенности, о том, что значительный разрыв между собственными притязаниями и оценкой своих возможностей осознается и переживается школьником. Как правило, такие учащиеся испытывают ярко выраженную тревожность и имеют низкий коэффициент социально-психологической адаптированности (рис.4 а); другая подгруппа характеризуется очень низкими притязаниями и соответственно слабым расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Эти школьники как бы полностью смирились со своей «малоценностью» (рис.4б). 5. Также неблагополучный вариант представляет сочетание низкой самооценки и умеренной степени ее дифференцированности на фоне значительного расхождения между притязаниями и самооценкой. Как показывают данные ранее проведенных исследований, для испытуемого здесь характерна высокая тревожность, что подтверждается низким уровнем социально-психологической адаптации [Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной — М., 1988, с ] (рис.5). 6. Сочетание низкой самооценки и сильной степени ее дифференцированности представляет неблагоприятный вариант с точки зрения личностного развития. Такое

6 сочетание обычно имеют школьники, переживающие сильную неуверенность и испытывающие желание разобраться, в своих возможностях. Для них, как показывают ранее полученные данные [Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной — М., 1988, с ] характерна высокая тревожность и низкий уровень социально-психологической адаптации. Эти случаи обычно свидетельствуют о перестройке самооценки. Учащиеся с подобной самооценкой, как правило, очень охотно идут на общение с взрослыми, ищут в нем поддержки, опоры (рис.6). 7. Неблагоприятным представляется и вариант, когда средней самооценке соответствует слабая дифференцированность, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой. Испытуемого как бы удовлетворяет его «средний» уровень, он не ждет от себя никаких «взлетов», никаких изменений и даже не хочет их (рис.7). 8. Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкал), слабо дифференцированными (обычно совсем недифференцированными) притязаниями и характеризующаяся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, указывает на глобальное, завышенное представление о себе. Такая «глобальная удовлетворенность собой» по большей части носит ярко выраженный защитный характер. Это именно те случаи, когда школьник «закрыт», нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям, оценкам окружающих. В других случаях подобная самооценка может выражать самые различные явления — инфантилизм, самодостаточность. Она может также выступать и как реактивное образование на какое-то сильное внешнее неблагополучие, остро переживаемый внутренний конфликт. В последнем случае, как показывают ранее проведенные исследования [Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной — М., 1988, с ] она сочетается с ярко выраженной тревожностью. Таким образом, однозначно охарактеризовать этот вариант самооценки достаточно трудно (это можно сделать только в общем контексте широкого изучения личности школьника). Несомненно, однако, что подобная самооценка не несет стимула для личностного развития, т.е. является непродуктивной (рис.8). 9. При сильно дифференцированных самооценках среднего и высокого уровня притязания часто оказываются ниже самооценки по некоторым или по всем шкалам. При этом и уровень самооценки, и уровень притязаний могут оказаться очень высокими, но даже если уровень притязаний указывается на высшей точке шкалы — балах, самооценка выносится за верхнюю точку. Это может сочетаться с предельно низкими самооценками по другим шкалам. Данные ранее проведенных исследований [Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научнометодические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной — М., 1988, с ] показывают, что учащиеся с подобными вариантами самооценки обычно испытывают повышенную тревожность. Эти варианты самооценки характеризуют конфликтное отношение школьника к себе, когда чрезмерно высокие притязания и переживание несоответствия между ними и оценкой своих возможностей заставляют его оценивать себя по принципу «все или ничего». Подобные варианты самооценки свидетельствуют об искажениях в личностном развитии, высокой самооценке и высокой степени ее дифференцированности, характеризуют конфликтное отношение к себе, когда высокие притязания и переживание несоответствия между ними и оценкой своих возможностей заставляют оценивать себя по принципу «все или ничего». Такой вариант свидетельствует об искажениях в развитии личности (рис.9).

7 Здоровье 1. Кроме перечисленных выше индивидуальных вариантов сочетаний самооценки и притязаний нами был выделен вариант, при котором между сильно дифференцированной самооценкой высокого, среднего и низкого уровня одновременно имеется сильная, умеренная и слабая степень расхождения с сильно дифференцированными притязаниями (рис. 1). Важно отметить, что перед тем как приступить к непосредственным измерениям особенностей самосознания учащихся, заканчивающих обучение в средней школе, нами была проведена процедура нормирования выбранной методики на выборке учащихся 5 11 классов городских и сельских школ, составляющей около чел. Таким образом, все вышеперечисленное дает достаточные основания считать адекватным выбор данного методического средства как основного психологического инструментария, с помощью которого возможно судить об особенностях самосознания старших подростков. 1 Высокая (средняя) умеренно дифференцированная самооценка 1вариант Рис.1

8 Здоровье Здоров Авторитет. Ум.руки Высокая, умеренно дифференцировання самооценка 2 вариант Рис.2 Высокая слабо дифференцированная самооценка 3 вариант Рис.3

9 Здоровье Здоровье Авторитет Низкая слабо дифференцировання самооценка 4а вариант Рис.4а Низкая слабо дифференцированная самооценка 4б вариант Рис.4б

10 Здоров Авторитет. Ум.руки Здоровье Низкая умеренно дифференцированная самооценка 5 вариант Рис.5 Низкая, сильно дифференцированная самооценка 6 вариант Рис.6

11 Здоровье Здоровье Средняя слабо дифференцированная самооценка 7 вариант Рис.7 Очень высокая слабо дифференцированная самооценка 8 вариант Рис.8

12 Здоровье Здоровье Сильно дифференцированная самооценка среднего и высокого уровня (притязания при этом ниже самооценки по некоторым или всем шкалам) 9 вариант Рис.9 Сильно дифференцированная самооценка высокого, среднего и низкого уровня 1 вариант Рис.1

Методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя и окружающих. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. Первоначально техника была направлена на выяснение отношения людей к понятию «счастье». Но в 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками. «Лесенка» представляет собой набор для оценки особенностей своей личности, состоящий из 9 карточек с 9 ступеньками на каждой, которые обозначают выраженность важнейших составных качеств личности:

  • здоровья;
  • роста;
  • принятия в классе;
  • счастья.
  • Счастливый.
  • Счастливый более или менее.
  • Средне счастливый.
  • Более или менее несчастный.
  • Несчастный.
  • Самый несчастный.
  • Задача малыша — выбрать ту ступеньку, а соответственно, и качество, которое, как кажется самому испытуемому, обозначает степень проявления этой черты. «Лесенка» помогает:

  • научиться работать не только индивидуально, но и в группах;
  • В чём вклад в методику «Лесенка» психолога Щур

    1. Я ленивый.
    2. Я очень ленивый.
  • Учитель объясняет задание: нужно представить себе, что поднимаешься по лестнице. Наверху — самый здоровый (как карточке «Здоровье»), самый добрый (на карточке «Доброта»), а внизу — самый больной, скорее больной, а не здоровый, больной, тяжело больной.
  • Малышу предлагается карандашом отметить своё место на этой шкале.
  • Затем ребёнок делает пометки на других шкалах, отвечая на вопросы: «Каким ты хочешь стать?», «На какую ступеньку поставила бы тебя мама (папа, бабушка)?», «Как бы оценила тебя твоя учительница?»
  • Виды тестирования

  • Учитель на доске рисует ступеньки лестницы.
  • Каждый из испытуемых должен представить себя на этой шкале и обозначить своё место на лесенке кружочком.
      • 2-я, 3-я ступени. Адекватное оценивание себя. Малыш обладает уже сформированным позитивным отношением к собственной личности. Он умеет объяснить оценку: «Я хорошая, потому что помогаю родителям в работе по дому». Такое развитие самооценки является нормальным вариантом.
      • 5-я, 6-я ступеньки. У ребёнка явно занижена самооценка, но это явление ситуативное: «Я плохая, потому что на перемене забрала у Тани куклу, и она от обиды расплакалась». Обычно через 1–2 дня на этот же вопрос у малыша уже будет совершенно другой ответ, с адекватной самооценкой. Правда, если таких ответов у малыша большинство, то есть смысл задуматься, ведь подобная картина может означать, что у ребёнка нарушена мотивация. И опасность такой ситуации в том, что негативное оценивание собственной личности может сохраниться на всю жизнь.
    • 7-я ступень. Критически заниженная самооценка. Такие результаты показывают те дети, которые находятся в эмоциональном неблагополучии. То есть в школьном коллективе и среди родных они получают стабильно отрицательную оценку. В этом случае необходимо проводить беседы с родными малыша на предмет создания для него ситуаций успеха, а также создавать благоприятные условия для общения с одноклассниками (привлекать к общественно полезному коллективному труду, задействовать во внеклассной и внешкольной работе).
    • Тестирование младших школьников с помощью методики «Лесенка» позволяет вовремя распознать проблемы, связанные с самооценкой малышей. Таким образом, у педагога есть возможность повлиять на формирование и коррекцию основополагающих для личностного роста качеств. И всё это возможно при оптимистическом, одобряющем и положительном отношении к детям, постоянном контакте с той средой, в которой воспитывается каждый конкретный ребёнок в классе.

      Как провести диагностику самооценки младших школьников с помощью методики «Лесенка»

      Младший школьный возраст — это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников. Постоянно находясь в школьном коллективе, важно, чтобы ребёнку было комфортно в нём, а значит, задача учителя — приложить все усилия для создания благоприятных условий. Однако педагогу очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определённый отрезок времени. В этом поможет методика диагностики младших школьников «Лесенка».

      Суть диагностики младших школьников по Дембо-Рубинштейн

    • умственного развития;
    • красоты;
    • смелости;
    • доброты;
    • черт характера;
    • Например, блок счастья представляется следующим образом:

    • Самый счастливый.
    • Очень счастливый.
    • Очень несчастливый.
    • выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде;
    • вовремя принять меры по социальной адаптации ребёнка в случае необходимости;
    • развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.
    • Психолог В. Г. Щур несколько упростила методику проведения теста, адаптировав его под дошколят и первоклассников. В результате стало меньше блоков (5–6, касающихся здоровья, умственного развития, доброты, черт характера, принятия в классе) и меньше вопросов (около 3 на каждой карточке). Например, карточка о чертах характера:

    • Я очень трудолюбивый.
    • Я трудолюбивый.
    • Я ни трудолюбивый, ни ленивый.
    • Как правильно провести

      От правильности проведения «Лесенки» зависит, насколько правдивыми будут результаты.

    • Ребёнку даётся набор карточек с изображением деток (животных, героев мультфильмов).
    • В процессе составления такого рейтинга малыша нужно спрашивать: «Ты на самом деле такой или хочешь таким казаться?», чтобы избавить ребёнка от долгих раздумий и колебаний.

      Тест «Лесенка» может проводиться в двух видах.

    • Дети в классе получают бланки для ответов и карандаши.
    • Педагог объясняет, например, что на верхней ступеньке стоят самые добрые ребята (при этом взрослый указывает на 1 ступеньку). Затем — добрые (показывает на 2, 3 ступеньки). Далее — ни добрые, ни злые (4 ступенька). Потом злые (5, 6 ступеньки). На 7 ступени — самые злые.
    • Индивидуально. Процедура проведения такая же, только каждый выбор ребёнка следует попросить прокомментировать.
    • Обработка и интерпретация результатов теста

      Анализ готовой «Лесенки» довольно прост. Необходимо подсчитать, какое количество ответов ребёнок расположил на той или иной ступени. Результат будет зависеть от того, каких позиций оказалось больше.

    • 1-я ступенька. У малыша явно завышенная самооценка. Но для учащихся 1-х классов она является нормой. Сами дети объясняют свой выбор так: «Мама говорит, что я самый лучший», «Я себя очень люблю» и т. д. Однако чаще всего испытуемые никак не объясняют свой выбор, так как в этом возрасте у них ещё слабая способность к рефлексии и анализу своей личности. Кстати, именно поэтому первоклассникам нельзя ставить баллы за учебную работу, так как малыш оценивает себя через призму полученного поощрения: «Я хороший, потому что у меня 3 «солнышка», «звёздочки». Или «Я плохой, потому что у меня сегодня «тучка» по чтению».
    • 4-я ступенька. Самооценка занижена. Такая позиция связана с тем, что у ребёнка нарушены эмоциональные связи со взрослыми, имеющими для него ключевое значение — мамой, учительницей. «Я ни хороший, ни плохой, плохой, потому что у меня не получается красиво писать буквы, а мама ругает за плохие оценки. Но я быстро читаю, поэтому по чтению у меня уже 2 «солнышка» за неделю».
    • Французский писатель В. Гюго говорил: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

      В этой ситуации важно узнать причину ответа. Это могут быть ссоры с родителями («Я нарисую свой кружок на нижней ступеньке, потому что папа говорит, что я очень невнимательный, некрасиво и с ошибками пишу в тетрадях»). В любом случае необходимо разговаривать с родителями, объясняя им, что у каждого малыша свой темп и особенности процесса обучения.

      ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

      студент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

      Проблема развития личности ребенка в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью является важной на сегодняшний день т.к. количество детей с нарушениями остаются достаточно высокими и постоянно увеличиваются. Развитие личности — главный фактор становление адекватной самооценки и уровня притязаний в будущем ребенка, а особенно у детей данного контингента.

      Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Самооценка в общей психологии определяется, как личностное образование, принимающее непосредственно прямое участие в регуляции поведения и деятельности, формирующееся участии самой личности и своеобразно отражающее её внутренний мир (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др.) [1].

      Структура самооценки содержит в себе два элемента: когнитивный и эмоциональный. Эмоциональный компонент отражает отношение к себе, то есть, эмоции, которые у человека вызывает его деятельность и его личностные характеристики. Когнитивный компонент отображает обобщенные представления человека о себе разной степени осознанности и дифференцированности. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, тип личности, темперамент, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

      Самооценка может быть заниженной, завышенной, адекватной. Так же различают общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я- идеальное, Я-реальное.

      1. Условие внутренней саморегуляции

      2. Познавательная (когнитивная) функция

      3. Механизм психологической защиты

      4. Отражение уровня притязания личности [2].

      Диагностическое исследование личностных особенностей и развитие самооценки являться важным явлениям в личностном становлении ребенка в младшем школьном возрасте. Как будет сформирована самооценка, будет зависеть многое: поведение ребенка, проявление его деятельности и как непосредственно будет развиваться сама личность.

      В младшем школьном возраст (от 6-7 лет до 10 лет) самооценка ребёнка складывается, по большей части, под влиянием его школьных успехов. Особенностью детей данного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Младшие школьники оценивают себя так, как о них отзываются взрослые. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. У младшего школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний [3].

      Данное нарушение, как умственная отсталость — это выраженное, необратимое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате диффузного органического повреждения коры головного мозга. При этом нарушаются все мыслительные операции. Самооценка умственно отсталых младших школьников отличается от самооценки их полноценных сверстников, т.к. формируется с ранних лет завышенной, так как родители склонны радоваться каждому, даже самому малому успеху. В младшем школьном, 8-9 годам, у ребёнка формируется более глубокое осознание себя, благодаря оценочным моментам в школе и отношению педагога. Самооценка умственно отсталого младшего школьника в большей мере зависит от его окружения , и роли педагога специальной школы .Неправильно сформированная самооценка в младшем школьном возрасте вызывается незрелостью личности, не правильным воспитаниям ,непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др. И поэтому завышенная самооценка часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. Чтобы этого не случалось необходимо проведения соответствующих мероприятий, развить у умственно отсталого ребёнка адекватную самооценку, так как не правильная самооценка приводит к формированию у ребёнка многих негативных черт личности, таких как озлобленность, инфантилизм, предрасположенность к депрессии и многих других проявлений [4].

      Тема самооценки разработана в отечественной литературе достаточно хорошо. Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработана в трудах следующих отечественных психологов – Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, зарубежных –У. Джемса (первым начал разрабатывать проблематику Я – концепции) Ч. Кули (первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я,), Дж. Мида (детально показал, каким образом именно на основании социального взаимодействия происходит формирование того, что У. Джеймс называл «Я-как-объект), Э. Эриксона (вклад в формирование современной нам теории Я-концепции), К. Роджерса (Современное понимание Я — концепции в гуманистической психологии). Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.А. Горбачевой.

      Целью нашего диагностического исследования явилось изучение самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Для исследования самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. была разработана диагностическая программа, включающая в себя психодиагностические методики, представленные в таблице 1.

      Таблица1.

      Характеристика диагностического инструментария, применяемая для изучения оптимизации самооценки младшего школьного возраста с умственной отсталостью

      2.6. САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

      интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, т.е. проект его будущего.

      Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование — уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи — на оценку выше всех остальных.

      Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки школьника каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и обобщить результаты.

      Для изучения самооценки можно использовать методику А-ИЛипкиной «Три оценки». Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят:«Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

      1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

      2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

      3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

      Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

      совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

      характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

      Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат.

      1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная,заниженная).

      2. Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень успеваемости.

      3. Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.

      4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на неучебные ситуации.

      Данный анализ позволит выявить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся у них оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у слабоуспевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний.

      Материалы экспериментов показывают, что в реальном учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.

      Методика для самооценки школьников