Методика для самооценки психического здоровья степанов

Оглавление:

Занятие 4. Самооценка физического, психического и социального здоровья;

На биологическом уровне сущность здоровья рассматривается как динамическое равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее оно влияет на состояние психического и социального здоровья. Самооценка физического здо­ровья выявляет меру благополучия в функционировании организма.

Достаточно интересны работы, направленные на создание экс­пресс-диагностических методик оценки здоровья. Их преимущество связано с ускоренной диагностикой, основанной на нормативном подходе к оценке здоровья. Вместе с тем представляется невозмож­ным свести к какому-то одному, универсальному, критерию оценку как психического, так и социального здоровья.

В укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состоя­ние своего здоровья. В то же время эффективность самооценки здо­ровья непосредственно зависит от знания себя.

Для самооценки каждого из уровней рассмотрения здоровья мож­но использовать специальные методики.

Цель занятия.Ознакомление с методиками самооценки физиче­ского, психического и социального здоровья.

Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым (см. приложение 4.1).

Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физиче­ское здоровье по ряду наиболее важных показателей.

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соот­ветствуют следующие рекомендации:

Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физически­ми упражнениями.

Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резер­вы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.

Задание 2. Самооценка психического здоровья

Методика.Для самооценки психического здоровья используется ме­тодика определения душевного равновесия, разработанная С. Степа­новым (см. приложение 4.2), ответный лист (табл. 4.1), «ключ» (табл. 4.2).

Задание 3. Самооценка социального здоровья

Методика.Для самооценки социального здоровья используется ме­тодика определения степени конфликтности, разработанная С. Сте­пановым (см. приложение 4.3), ответный лист (табл. 4.3).

Порядок работы.Испытуемому предлагается ответить на вопросы согласно инструкции.

22-32 балла:вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от спо­ров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон — мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называ­ют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельст­ва сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

До 10 баллов:споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша крити­ка — ради самой критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто оказывается рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность здоровья на биологическом уровне?

МЕТОДИКА «ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ)

Инструкция. Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое со­стояние по ряду важных показателей.

2. Вес.Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. За каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 кг, тогда по второму показателю вы имеете ми­нус 45 баллов.

3. Курение.Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкурен­ную сигарету вычитается 1 балл. Если вы выкуриваете в день 20 сига­рет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.

4. Выносливость.Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин выпол­няете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, т. е. де­лаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердеч­но-сосудистую систему), вы получаете 30 баллов. Упражняясь 4 раза в неделю, вы набираете 25 баллов, 4 раза — 20, 2 раза — 10 и один раз — 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнасти­ки, прогулка, различные игры] в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.

5. Пульс в состоянии покоя.Если число сердечных сокращений в со­стоянии покоя у вас меньше 90 уд./мин, то за каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 уд./мин — 18 баллов.

6. Восстановление частоты пульса после нагрузки.После 2-минут­ного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов — 15 баллов, а на 20ударов и более баллы не насчитываются.

МЕТОДИКА «ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ»

Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов и выбрать тот ва­риант ответа, который в наибольшей степени соответствует вашим чув­ствам и вашему поведению. Выбранный вариант ответа отметьте в от­ветном листе.

1. Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?

Самооценка психического здоровья

Занятие 10. Самооценка физического, психического и социального здоровья

Г. С. Никифоров, Л. И. Августова

Вводные замечания.Один из основных вопросов психологии здоро­вья — определение критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. В соответствии с принципом иерархичности человек представляет собой сложную живую систему, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимосвязанными уров­нями функционирования. Можно выделить три уровня рассмотре­ния здоровья человека — биологический, психологический и социаль­ный, каждый из которых обладает своей спецификой.

Психологический уровень рассмотрения здоровья связан с лич­ностным контекстом, в рамках которого человек предстает как пси­хическое целое. Среди критериев психического здоровья особо зна­чимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, урав­новешенность, духовность, ориентация на саморазвитие.

Переход от психологического к социальному уровню весьма усло­вен. Однако во втором случае человек воспринимается как существо общественное, и здесь наиболее важными представляются вопросы влияния социума на здоровье личности, а также выполнение челове-комсвоих социальных функций. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степе­нью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств (конфликтностью, эгоцентризмом и т. д.).

Задание 1. Самооценка физического здоровья

Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым (см. приложение ЮЛ).

21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имею­щимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).

61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.

Методика.Для самооценки психического здоровья используется ме­тодика определения душевного равновесия, разработанная С. Степа­новым (см. приложение 10.2), ответный лист (табл. 10.1), «ключ» (табл. 10.2).

Порядок работы.Испытуемому предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, отве­тив на вопросы согласно инструкции.

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается набран­ное количество баллов в соответствии с «ключом»:

0-17 баллов:вы очень спокойный, уравновешенный человек, об­ладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою сознательную жизнь. Не теряйте своего хорошего ду­шевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять достаточно внимания своему организму.

18-35 баллов:что-то незаметно подтачивает ваше душевное бла­гополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы обретете внутреннюю гармонию.

36-50 баллов:вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психиче­ского состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упу­стите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.

Методика.Для самооценки социального здоровья используется ме­тодика определения степени конфликтности, разработанная С. Сте­пановым (см. приложение 10.3), ответный лист (табл. 10.3).

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее количество баллов, при этом за ответ «а» дается 4 балла, «б» — 2, «в» — 0 баллов:

12-21 балл:вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или при­ятельских отношениях. При этом не выходите за рамки коррект­ности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам ува­жение.

2. Какие критерии психического здоровья имеют особое значение?

3. В чем заключается специфика рассмотрения здоровья на соци­альном уровне?

1. Возраст.Каждый год дает один балл. Если вам 40 лет, вы получаете 40 баллов.

4. Выносливость.Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин выпол­няете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, т. е. де­лаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердеч­но-сосудистую систему), вы получаете 30 баллов. Упражняясь 4 раза в неделю, вы набираете 25 баллов, 4 раза — 20, 2 раза — 10 и один раз — 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнасти­ки, прогулка, различные игры] в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный об^ раз жизни, то теряете еще 20 баллов.

a) Да, довольно часто.

b) Нечасто. Стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям.

c) Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением

Самооценка здоровья — это оценка индивидом своего физического и психического состояния посредством ощущений.

Самооценка как интегральный показатель заключает в себе оценку не только наличия или отсутствия симптомов заболевания, но и психологического благополучия — своих возможностей и качеств, осознания жизненной перспективы, своего места среди других людей. Люди, как правило, оценивают свое здоровье с точки зрения возможности выполнять социальные функции и роли. Исследования показали, что психологический дистресс, депрессивные симптомы влияют на трудоспособность и самооценку здоровья сильнее, чем многие серьезные хронические заболевания. Это, собственно, и обусловливает регулятивную функцию самооценки здоровья. Вместе с тем самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей. Еще Гиппократ определял здоровье как субъективно-психологическое ощущение. Хотя субъективные оценки априори не могут быть полностью надежными при определении истинного состояния здоровья, обнаружена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья, выявленная в результате различных исследовательских процедур, в частности, путем сравнения самооценок и данных медицинских карт — совпадение зафиксировано в 70-80% случаев.

Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями.

Эффективность самооценки здоровья зависит от:

? знания самых необходимых сведений об устройстве организма и его функционировании;

? знания о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

? знания о том, какие лекарства противопоказаны, какие заболевания были перенесены и т. д.;

? знания индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

? знания своей наследственности;

? знания о своем телосложении;

? знания о признаках повышенного риска.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:

-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;

-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;

-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;

-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.

Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Экспресс-метод определения ЧСС:

Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.

Критерии ЧСС в состоянии покоя:

Реже 55 – отлично;

Реже 65 – хорошо;

65 – 75 – посредственно;

-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.

Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.

Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст. Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.

Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.

-учащение пульса на 50-70%;

-увеличение систолического АД на 15-20%;

-снижение диастолического АД на 20-30%.

У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.

Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.

Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;

Отличный показатель – 1 минута и более.

Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):

Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;

-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.

Жизненный показатель. Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.

Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.

Формулы оценки веса.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель): Является наиболее простым методом определения веса.

-при росте 155-165 см минус 100;

-при росте 165-175 см минус 105;

-при росте свыше 175 см минус 110.

Индекс массы тела (показатель Кетле):

Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

25-30 – ожирение 1 степени;

30-40 – ожирение 2 степени;

Более 40 – ожирение 3 степени.

Идеальный показатель – 22.

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

1. Показатели осанки:

Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

-Норма – 1 и более;

— 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

— 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:

Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

Рассчитывается следующим образом:

К = масса тела (кг) / длина тела (см) х 100.

Оценка индекса К:

— 35 — 24 – истощение;

— менее 37 – достаточная упитанность;

— более 40 – повышенная упитанность;

— 45 – 54 – ожирение.

Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

Рассчитывается по следующей формуле:

К = обхват грудной клетки (см) / длина тела (см) х 100.

Критерии индекса К:

— 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

— менее 50 – узкогрудость (астеническая);

— более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

— 10 и менее – крепкое телосложение;

35 и более – очень слабое.

Измерение окружности плеча:

Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

Формула для определения степени развития мускулатуры:

(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.

— 12 и более – атлетическая мускулатура.

Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем

организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

Все мы знаем о том, что такое здоровье – наиболее емко это понятие отражает словосочетание «отсутствие болезни». Можно назвать здоровым человека, который не имеет никаких нарушений функционирования органов и систем, заболеваний, однако в отношении здоровья психического оно утрачивает смысл, потому как это определение не ограничивается отсутствием патологии.

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Не существует четких норм понятия психическое здоровье, поскольку каждая из составляющих может быть истолкована субъективно.

Бесспорно, имеется утвержденный перечень психических заболеваний, но, как уже говорилось ранее, их отсутствие не гарантирует полного здоровья, поэтому и трактуется одно неоднозначно. Несмотря на это существуют определенные детерминанты – социальные, психологические факторы, наличие которых позволяет утверждать о хорошем здоровье.

Функциональное состояние психики определяется такими аспектами, как:

1. Умственная работоспособность. Познавательные процессы на высоком уровне – показатель здоровья.

2. Стремление к осуществлению осознанной деятельности. Обучение, профессиональная, творческая деятельность, реализация себя в ином качестве – свидетельство наличия интересов, мотивации.

Существует несколько мнений о том, что может свидетельствовать о психическом здоровье и какие его составляющие являются обязательными. Большинством исследователей признаны следующие особенности.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные (с узким кругом людей). В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть, избегать идеализации и необоснованных претензий, эффективно решать конфликтные ситуации, способность не только брать, но и давать. Это относится не только к супружеским отношениям, но и детско-родительским.

Важным моментом является здоровье самих отношений: они не должны быть угрожающими, насильственными, тревожными, разрушающими. Здоровые отношения несут в себе только продуктивность. Сюда же можно отнести «экологичность» — способность человека выбирать для себя в основном комфортное окружение.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества – важно для психически здорового человека.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека, поэтому важно пояснить, что она в себя включает:

3.1. свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;

3.2. танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность, не страдает зависимостью, не пытается компенсировать отсутствие контроля за одной из сфер жизни гиперконтролем в другой.

5. Понимание этических норм. В первую очередь, здоровый человек осознает смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого, понимает, что другой человек – отдельная личность со своими особенностями и отличиями.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше и что это повлечет – эти умения также отличают здоровую личность.

10. Адекватная самооценка. Одна из составляющих психического здоровья – реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

Как правило, отсутствие одного или двух пунктов – редкий случай, поскольку это влечет к разрушению всей «конструкции». Так, неадекватная самооценка провоцирует завышенные или заниженные ожидания, мешает выстраивать гармоничные отношения с окружающими, эффективно рефлексировать. Эмоциональная неустойчивость не позволяет проявить осознанность в той или иной ситуации, управлять собой, а также сказывается на способности работать.

В действительности наличие всех пунктов встречается достаточно редко и лишь в определенной среде, это вовсе не значит, что люди в основном являются психически нездоровыми. В отношении психики более применима схема «здоровье-отклонение(тенденция)-пограничное состояние-болезнь», поэтому многие «упущения» формируются на стадии тенденции к определенным нарушениям, и от самой болезни еще далеко. Однако психика является конструктом достаточно нестабильным, и даже при отсутствии нарушений в течение жизни является высоким риск развития негативных тенденций, поэтому очень важно уделять психическому здоровью достаточно внимания.

Как укрепить психическое здоровье?

1. Питание – основа физического здоровья, которое, как мы выяснили, оказывает влияние на психику. Избыточное количество пищи, продукты, содержащие большое количество сахара, жира, а также провоцирующие нарушение гормонального баланса в организме могут достаточно ощутимо отразиться на психическом состоянии. Известен ряд заболеваний, которые провоцируют эмоциональную нестабильность – патологии щитовидной железы и обмена ее гормонов, репродуктивные заболевания, болезни сердца и т.д., а в таком случае сохранять спокойствие и анализировать собственные мысли и поведение очень сложно.

2. Физическая активность. Она не только формирует вышеописанную способность «играть», но и положительно сказывается на здоровье. Полноценные занятия спортом позволяют насытить организм, и, что немаловажно, мозг кислородом, вызвать выброс гормонов «счастья», настроиться на нужный лад и устранить угнетенное состояние.

3. Стремление к пониманию себя. Это – важная составляющая, которую образует несколько процессов:

3.1. принятие своих сильных и слабых сторон – открытое признание самому себе в том, что нравится и не нравится;

3.2. обучение контролю за своими эмоциями – для этого важно понимать причину их возникновения;

3.3. выявление скрытых талантов и потенциала к решению определенных задач – для этого важно начать пробовать себя в нескольких сферах деятельности, заниматься тем, что интересно.

4. Преодоление зависимостей. В первую очередь, явных физических – курение, злоупотребление спиртным, даже в ряде случаев ненужные «автоматизмы» – всему этому не место в жизни здорового человека. Здесь нужно действовать очень аккуратно, возможно, с помощью специалиста, особенно если зависимость приобрела устойчивый характер и выраженную степень.

Зависимости психологические представляют собой более сложные связи, поэтому также требуют вмешательства специалиста. Как правило, они представлены болезненными отношениями с другой личностью.

5. Стрессоустойчивость. Управление стрессом – часть пункта по обучению контролю за собой и эмоциональными проявлениями, однако она выделена в отдельную категорию, поскольку включает в себя также и обучение техникам релаксации. Что толку, если человек понимает, какими событиями у него вызваны определенные эмоции, если не может с этими событиями ничего сделать? В его силах лишь эффективно противостоять неблагоприятным факторам, а это – залог успеха.

6. Изменить образ мышления. Выполняя каждый из пунктов, человек, сам того не замечая, уже запускает этот процесс. Однако изменение мышления с негативного на позитивное – процесс всеобъемлющий, требующий каждодневных усилий. Важно:

6.1. по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;

6.2. искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;

6.3. перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;

6.4. не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;

6.5. не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;

6.6. положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а ее мы в силах изменить.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Психическое здоровье

Психическое здоровье человека – одно из условий его счастья. Речь идет не только об отсутствии душевных недугов. Ментальное благополучие, называемое в народе здравомыслием, – это возможность конструктивно решать жизненные проблемы, плодотворно трудиться, полноценно общаться, достигать самореализации.

О том, насколько актуальна эта тема, можно судить по вниманию к ней международных организаций. Ежегодно 10 октября по инициативе ООН во многих странах мира отмечают День психического здоровья.

К нему приурочиваются мероприятия, поднимающие проблемы душевнобольных людей, психического здоровья детей, подростков, женщин, стариков, мигрантов, неимущих. Главный месседж этого дня – каждый индивид должен получать удовлетворение от жизни.

Модель психического здоровья человека

Многие мыслители пытались вывести критерии душевной нормы. У каждого она получалась своя. А. Маслоу видел ее в самоактуализации личности, К. Роджерс – в полноценной жизнедеятельности, Дж. Бюдженталь – в аутентичности, В. Франкл – в стремлении к смыслу, З. Фрейд – в любви и творчестве.

Опираясь на заключения выдающихся умов человечества, ВОЗ вывела современную формулу психического здоровья. Вот семь ее составляющих:

  • ощущение стабильности и идентичности своего «Я»;
  • постоянство в проявлении эмоций в схожих ситуациях;
  • самокритичность по отношению к своей душевной деятельности и ее результатам;
  • адекватность психических реакций внешним влияниям;
  • способность к саморегуляции в соответствии с нормами общежития;
  • умение планировать свою жизнь и осуществлять задуманное;
  • склонность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

    Личность, обладающую этими критериями, считают психически зрелой. Возникает вопрос: каждый ли может достичь столь высоких ступеней совершенства? Специалисты дают на него позитивный ответ, но предупреждают: важно учитывать факторы, влияющие на психическое здоровье человека:

  • биологические: дисбаланс химических процессов в организме, обусловленный наследственностью;
  • личностные: акцентуации характера, погружение в мир иллюзий, подвластность вредным привычкам;
  • социально-экономические: гендерная дискриминация, ущемление прав человека, резкие перемены в социуме, стрессы на работе, отчуждение в обществе, угроза нищеты, насилия, физической болезни;
  • природные: такие стихийные бедствия, как цунами, землетрясения, пожары.

    Избежать многих из перечисленных риск-факторов позволит профилактика душевных недугов, о чем пойдет речь дальше.

    Психическое здоровье детей

    Внутреннее равновесие, помноженное на крепкую нервную систему ребенка, – главное условие его нормального развития. Достичь этого можно только в доброжелательной и спокойной обстановке. Она должна быть как дома, так и в детском учреждении – саду или школе.

    Взрослым наставникам – родителям и педагогам – следует проявлять чуткость к юным воспитанникам, демонстрировать им личным примером уважительное отношение к окружающим. Играя или беседуя с ребенком, нужно постоянно наблюдать за ним, приучать его не только к дисциплине, но и к самостоятельности.

    По уровню психического благополучия можно разделить детей на три группы:

    • креативную – с достаточным уровнем стрессоустойчивости и большим творческим потенциалом;
    • адаптивную – с навыками приспособления к обществу, но сохранением некоторой доли тревожности;
    • дезадаптивную – со стремлением освоиться в социуме вопреки своим потребностям либо благодаря подчинению окружающих своим желаниям.

    Последние две группы ребят нуждаются в психологической поддержке взрослых. Таким детям нужно прививать навыки:

  • положительной самооценки;
  • принятия окружающих;
  • осознания своих чувств;
  • анализа своих поступков, понимания их причин и следствий;
  • внутренней мобилизации в сложных ситуациях.
  • При оказании психологической помощи ребенку одобрение и поощрение эффективней действуют, чем запреты и наказания. В атмосфере доверия пропадают многие фобии, зажимы и комплексы.

    Сохранение психического здоровья

    Для выработки стойкого иммунитета к внешним раздражителям специалистами предлагаются следующие рекомендации:

    1. Составьте распорядок дня

    Сбои чаще всего происходят тогда, когда нет четкой организации жизненного уклада. Внесите в свою жизнь упорядоченность. Установите четкое время подъема, работы, отхода ко сну.

    2. Контролируйте свои эмоции

    Не «взрывайтесь» по пустякам. Учитесь сдерживать свои порывы, старайтесь направлять негатив в продуктивное русло. В экстремальных стрессовых ситуациях также хорошо поможет счет в обратном направлении или медитация.

    3. Избегайте раздражающих факторов

    Постарайтесь не поддаваться на «провокации» нервирующих вас явлений. Составьте для себя список наиболее досаждающих вам моментов: общение с неприятными людьми, негативная информация по каналам СМИ, отвратительная музыка по радио. Сведите действие всего этого к минимуму, а потом заполните освободившееся время любимым занятием.

    Не заваливайте себя работой, с каждым днем все больше превращаясь в «ломовую лошадь». Выкройте в составленном вами распорядке дня время для того, чтобы перевести дух. После восстановления сил организму будет гораздо легче адекватно переносить вызовы окружающего мира.

    Укрепление психического здоровья

    Душевная гармония позволяет людям легко добиваться успехов в жизни. Она избавляет их от боязни перемен и дает силы с уверенностью смотреть в завтрашний день. Как же стать одним из тех, кто стойко переносит перипетии судьбы?

    Движение – это жизнь и здоровье, причем и духовное в том числе. Физические упражнения высвобождают гормон счастья эндорфин. Этот нейромедиатор приносит спокойствие и повышает настроение. Можно заняться йогой, спортивной ходьбой или же начать бегать по утрам.

    Уделяйте ежедневно около 30 минут на то, чтобы сосредоточиться мысленно на чем-то приятном. Даже такой небольшой отдых может оказать благотворное влияние на общее состояние вашего организма. Во время сеансов медитации фокусируйте внимание на настоящем моменте и отпускайте напряжение. Позвольте приятным мыслям и чувствам свободно циркулировать по вашему сознанию.

    Постарайтесь пореже отдавать себя на растерзание своему внутреннему критику. Сосредоточьтесь на имеющихся у вас достоинствах: это поможет в стрессовой ситуации легче перенести ее последствия. Не зацикливайтесь на упаднических мыслях, чаще подбадривайте себя духоподъемными аффирмациями.

    4. Поддерживайте здоровые отношения

    Укрепление психического здоровья предполагает благоприятный социальный климат. Окружайте себя надежными людьми, которые смогут поддержать вас в житейских коллизиях. Старайтесь избегать тех, кто эмоционально «выпивает» вас или намеренно пытается использовать в своих целях.

    Известный американский врачеватель душ Дейл Карнеги утверждал: человек должен жить только настоящим днем. Такая установка во многом способствует укреплению и сохранению психического здоровья.

    Жизнь полна неприятных сюрпризов. Чтобы достойно на них реагировать, нужно бережно относиться к своим внутренним резервам, не растрачивая на несбыточные надежды или пережевывание прошлых обид.

    Самооценка как фактор психического развития и здоровья детей младшего школьного возраста

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Институт (факультет) Гуманитарный

    Кафедра Теоретической и прикладной психологии

    Специальность 050700 «Педагогика »

    по психологии развития

    на тему «Самооценка как фактор психического развития и здоровья детей младшего школьного возраста»

    Гнатюк Наталья Вадимовна

    Костакова Ирина Владимировна

    (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

    Глава I . Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 6

    1.1 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6

    1.2 Понятие психического здоровья и самооценки личности в психологии и педагогике 10

    1.3 Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 14

    Выводы по I главе 23

    Глава II . Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте 24

    2.1 Оранизация и методы экспериментального исследования уровня самооценки у детей в младшем школьном возрасте 24

    2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста 34

    Выводы по II главе 40

    Список литературы: 44

    Традиционно в практике школьного обучения основное внимание уделяется знаниям и умениям. Психическое здоровье детей оказывается не столь значимо для педагогов, поскольку оно не оценивается и не определяет качество их работы. Однако мы считаем, что связь между успешностью обучения и психическим здоровьем ребёнка существует. Рассмотрим один из факторов психического здоровья – самооценка.

    Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

    Формирование у младших школьников адекватной положительной самооценки влияет не только на отношение к школе и к процессу обучения в целом, но и способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развития личности учащихся, который должен быть понимаем педагогом как одна из важнейших задач на начальном этапе обучения.

    Л.И. Божович, А.И. Липкина и т.д. большое внимание уделяли становлению личности в обществе. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субьекта.

    В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. самооценка психический здоровье школьник

    Актуальность темы исследования связана с тем, что большинство педагогов не учитывают некоторые аспекты и особенности личности. Одним из таких факторов является самооценка. Корректировка самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но также утвердить свои позиции в обществе.

    Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить такие факторы, как самооценка, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

    Проблема: Каким образом самооценка влияет на психическое здоровье младших школьников?

    Цель курсовой работы: изучить влияние самооценки на психическое здоровье детей младшего школьного возраста.

    Объект исследования: психическое здоровье детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования: самооценка как фактор психического здоровья личности детей младшего школьного возраста.

    Гипотеза курсовой работы: самооценка у детей младшего школьного возраста влияет на такие критерии психического здоровья как успешность обучения, на отношения со сверстниками и взрослыми, на установку своих желаний и целей и т.д.

    1) Проанализировать и обобщить теоретические источники по данной теме;

    2) Сформулировать теоретическое обоснование того, что самооценка влияет на психическое здоровье;

    3) Установить влияние самооценки на психическое здоровье младших школьников;

    4) Провести качественный и количественный анализ и интерпретировать полученные знания;

    5) Сформулировать выводы исследования.

    Глава I . Проблема самооценки в младшем школьном возрасте

    1.1 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

    Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. [14]

    В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

    К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25- 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

    Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

    По мнению Л.И. Божович, возрастные особенности психики детей зависят, следовательно, прежде всего от того, в каких конкретно-исторических условиях протекает развитие детей, какое воспитание они получают. На разных ступенях развития человеческого общества, а в условиях классового общества и у детей, принадлежащих разным классам, в одном и том же возрасте наблюдаются различные психологические черты (6, с. 22).

    Умственное развитие не является синонимом мышления, это более широкое понятие, включающее в себя прогрессивные изменения: целостной динамической системы связанных между собой сенсорных, мнемических, мыслительных, речевых и других компонентов. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.

    10 советов по поддержанию психического здоровья

    Дата публикации 12 ноября 2017 . Опубликовано в Статьи по психологии

    Уход за психическим здоровьем не менее важен, чем за физическим. Вот несколько советов, которые помогут сохранить вам ваше психическое здоровье.

    1. Поддержание высокой самооценки.

    По мнению экспертов в области психического здоровья, высокая самооценка — лучший инструмент, который мы можем использовать против трудностей в жизни. Исследования показывают, что люди с высокой самооценкой обладают большей уверенностью в себе и своих способностях.

    2. Правильно питайтесь.

    Диета играет решающую роль в психическом здоровье. Если вам нужна помощь, проконсультируйтесь с диетологом.

    3. Регулярно тренируйтесь.

    Физические упражнения положительно влияют на ваше психическое здоровье. Физические нагрузки, способствуют химическим реакциям, которые, как доказано, уменьшают беспокойство и стресс и дают вам хорошее настроение.

    4. Узнайте, как управлять стрессом.

    Стресс — это часть жизни, поэтому вы должны научиться справляться с ним. Откройте для себя источник своего стресса, чтобы найти способы лучше справляться с ним.

    5. Наслаждайтесь настоящим.

    Узнайте, как сосредоточиться на настоящем, а не быть занятым прошлыми или будущими событиями. Это поможет вам по-настоящему наслаждаться жизнью.

    6. Найдите свой баланс между работой и жизнью.

    Если вам кажется, что вы тратите слишком много времени и энергии на одну часть своей жизни, ваш баланс между работой и жизнью может быть нарушен. Научитесь делать то и другое! Лучший способ сделать это варьировать от одного к другому. Найдите стратегию, которая лучше всего подходит для вас.

    Недостаток сна влияет на ваше психическое здоровье, так как это может вызывать эмоциональные и психологические проблемы. Ложитесь спать рано и постарайтесь поспать 8 часов. Это поможет вам максимально выспаться и отдохнуть

    8. Развивайте отношения.

    Развитие и поддержание прочных личных отношений очень полезно для вашего психического здоровья. Поэтому работайте над установлением хороших отношений с людьми вокруг вас, дома, на работе. Эти контакты обогатят вашу жизнь и обеспечат вам большую поддержку.

    9. Получайте удовольствие!

    Проводите время, чтобы смеяться и веселиться. Смех держит вас в хорошем настроении и высвобождает стресс. Найдите способы смеяться: комиксы, забавные видеоролики или шутки с друзьями.

    10. Получите помощь, если вам это нужно.

    В какой-то момент вашей жизни вам может потребоваться помощь. Если она вам действительно нужна, не стесняйтесь!

    Методика для самооценки психического здоровья степанов