Самооценка в дневнике

Повышение самооценки: дневник достижений и приятных моментов дня

Думаю, многие психологи, практикующие в России, сталкивались с тем, что большое количество их клиентов лучше знают свои слабые стороны, чем сильные, и довольно критично к себе относятся.

Когда критика становится не стимулирующей, а разрушающей, человеку приходится нелегко. Ситуацию в таком случае необходимо менять – учиться уменьшать критику, приобретать навык обнаруживать позитивное зерно в том, чему критика посвящалась ранее, да и просто видеть в себе хорошее, давать себе поддержку, повышать самооценку.

При самостоятельной работе нередко бывает немало падений, хотя и взлёты тоже случаются. Чтобы процесс шёл продуктивно, конечно, полезнее всего обратиться к психологу. Если же пока такой возможности нет, с чего-то можно начать и самому. Например, почему бы ни взяться вести дневник повышения самооценки?

Я предлагаю не зацикливаться на структуре записей, а в свободной форме фиксировать в тетради или блокноте ежедневно свои успехи, достижения и просто приятные моменты, произошедшие с вами за день, которые влияют на самооценку благоприятным образом.

Некоторым бывает трудно начать, но обычно потом становится легче, поскольку внутреннее состояние улучшается и это вдохновляет к новым действиям и новым записям. Ежедневная (даже пятиминутная) практика способна изменить ваши убеждения о себе без сверхусилий.

Что можно писать?

— телефонный звонок, ранее откладываемый;
— удавшийся пирог или вкусный борщ;
— поход к парикмахеру;
— восхищённый взгляд или комплимент мужа /приятеля/друга/соседа;
— доброе слово от подруги;
— разобранный завал на полке в шкафу;
— новая идея на работе или завершённый проект;
— удавшийся разговор;
— посаженный цветок
и.т.д.

Такие записи помогают уделять внимание себе, своим достоинствам, успехам или шагам к ним, словом, видеть себя в позитивном свете.

Многим действительно помогает. Проверено!

Особо вдумчивый читатель, вероятно, отметит, что такой подход может сопровождаться раздуванием эго. Что ж… В подобных случаях жизнь вносит свои поправки с помощью вмешательства других людей. Таким образом, происходит своеобразная коррекция. Но здесь важно не вернуться к отправной точке.

Трезвый взгляд на ситуацию нужен. Кто им обладает? И тут мы снова пришли к тому, что стоило бы отправиться к психологу.

Ещё одна сторона вопроса… Дневник дневником, но самооценка становится действительно устойчивой, когда есть полное и безусловное принятие себя. Было бы здорово учиться и этому. А записи о достижениях и приятных моментах – вполне достойное начало работы по повышению самооценки.

Буду рада, если кто-то возьмёт это за ежедневную практику.

Blog Detail

Самооценка.

Желаю высказаться по данному вопросу!
Но прежде чем читать то, что написано ниже, я желал бы призвать читающего, быть внимательным к своему внутреннему голосу!
Замечайте, что Вы слышите! К Вам обязательно будет обращение!

Отношения: «человек — человек»
Творец (Бог) сотворил человеков равными, как друг перед другом, так и перед Самим Собой!
Потому, у Нашего Отца и нет лицеприятия!
Но в силу определённых обстоятельств, один получают больше, другой — меньше, но при том, они все равно — человеки!
Один спит на шёлковых простынях, другой на картоне, но и тот, и другой — человеки!
Один кушает черную икру, другой и горбушке хлеба рад, но и тот, и другой — человеки!
Один живет в большом коттедже, другому негде даже голову приклонить, но и тот, и другой — человеки!
Человек так сотворен, что он ни чем не отличается от своего ближнего, дальнего, и вообще, от какого-то другого человека, где бы он не проживал, чтобы он не делал, какого бы цвета кожа у него не была!
В тоже время, каждый человек уникален, и имеет свои, только ему присущие черты тела, свой характер, свой голос…
Так вот, если я говорю другому человеку — ты «быдло», в каких бы я обстоятельства не находился, то «быдлом», оказываюсь я сам.
Происходит это от того, что у меня внутри, в силу определённых обстоятельств, появляется мерило, которым я измеряю окружающих меня людей!
А так как, все человеки равны друг перед другом, то степень моего возвышения, перед человеком к которому адресовано слово «быдло», равна степени моего падения перед ним же!
Другими словами, человек, к которому адресовано мое слово, хорошее оно, или плохое, является зеркальным отражением моих внутренних качеств!

Отношения: «христианин — человек»
Как относиться христианину к человеку, диктует ему его Новая Природа, которую имеет каждый христианин внутри себя!
Относиться к человеку необходимо как немощному сосуду, который как лист, трясущийся на ветру, куда ветер дует, туда его и несет.
Для человеков, мы, пример для подражания, письмо Божие, чтобы и человеки, видя наше благочестивое житие, возжелали быть такими же как мы, без слов были приобретаемы Господом!
И если я, будучи христианином, в силу определенных обстоятельств, вдруг называю человека плохим словом, или говорю ему не добрые слова, то я уподобляюсь язычнику, не знающего ни Бога, ни Его правды.
А если человек, видя мое не благочестивое житие, начинает говорить не доброе о моей вере, то, что мне вообще тогда делать.

Отношения: «христианин — христианин»
Чистые, светлые, полные уважения и почтения, полные любви и нежности, изливающиеся из наших сердец отношения любящих своего Отца детей, вот путеводная звезда для нашего с Вами ориентира!
Глядя на другого христианина, воплощения Живого Господа, как можно сказать ему что-то плохое?
Праведный, всегда будет мыслить только о праведном, где бы он ни был. с кем бы он не говорил, другими словами в нём нет зла, в нем нет плоти (ветхого человека) чтобы поступать сообразно ему!
Потому и написано:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Потому, если один христианин, говорит другому христианину «плохие слова», то он говорит эти слова Своему Отцу, ставя совершенство Нашего Отца под сомнение.
Страшно, страшно даже думать об этом.

Самооценка в дневнике

Дневник повышения самооценки

Ты чувствуешь себя хуже других?

Ты постоянно критикуешь себя?

Ты зависишь от чужого мнения?

Ты разрешаешь другим «вытирать об тебя ноги»?

Ты не умеешь отказывать?

Ты не умеешь принимать комплименты?

Ты чувствуешь, что ничего не заслуживаешь в этой жизни?

Тебя не ценят окружающие тебя люди?

Ты постоянно боишься поражения?

Если на большую часть вопросов ты ответил утвердительно, значит ты запутался в сетях низкой самооценки. Почему? Потому что ты подавил свою индивидуальность в угоду другим людям, чтобы почувствовать себя частью семьи, коллектива, общества, но ты способен разорвать удушающие путы, и почувствовать себя по-настоящему счастливым. Я поделюсь с тобой своим опытом, возьми все, что вызывает отклик в твоем сердце, и выкинь все, с чем ты не согласен, потому что ты уникальная неповторимая личность, идущая своим путем.

ПОЧЕМУ Я РЕШИЛА НАПИСАТЬ ЭТУ КНИГУ.

Я родилась в семье, где критика считалась нормой воспитания, меня никогда не хвалили, многочасовое стояние на табуретке без возможности пройтись, считалось в моей семье вполне обыденным наказанием. К своему совершеннолетию моя самооценка была ниже плинтуса, я была глубоко несчастна, и чувствовала себя хуже других.

Я читала много книг из серии «Помоги себе сам», но не находила ответов на свои вопросы. Почему так происходит? Что делать. Вопросы без ответа. Бесполезные советы мне не помогали, в мою жизнь притягивались не самые лучшие люди. Сплошная печаль.

Я наблюдала крайности, люди с низкой самооценкой и завышенной самооценкой. Превосходство и унижение. Правота и оправдания. Недаром говорят, что Бог в мелочах, а дьявол в крайностях. Я видела, что люди «излечившиеся» от низкой самооценки, обрели завышенную самооценку, которая стояла на шатком фундаменте превосходства над другими, и это не вдохновляло меня. Неудачница превращалась в стерву с высокомерным взглядом, лузер в пикапа-обольстителя, использующего других для обретения самоуверенности. Маятник качался. Сплошные крайности. А мне всегда хотелось найти золотую середину. Гармонию. Равновесие. Баланс.

Наконец, я обрела баланс, устойчивое равновесие, и я расскажу тебе, как у меня это получилось. У меня получилось, и у тебя получится!

ЧТО ТАКОЕ НИЗКАЯ САМООЦЕНКА?

Низкая самооценка – это подавление себя в угоду другим. Подавляются мечты, желания, цели, ты боишься, что проявив свою индивидуальность, ты потеряешь общность с человеком или группой людей.

Человек с низкой самооценкой очень хочет быть частью какого-либо сообщества, будь это семья, круг друзей, рабочий коллектив, именно поэтому он стремится не высовываться, не выделяться из того сообщества, частью которого он стремится быть.

Дети стараются угодить родителям, которых любят. Жена старается угодить мужу, чтобы не портить отношения. Сотрудник стремится угодить начальству, потому что он хочет быть частью рабочего коллектива. Парень стремится угодить девушке, которую боится потерять. Для человека с низкой самооценкой коллективность важнее индивидуальности, общее важнее частного, океан важнее капли, дерево важнее листика.

Возьмем для примера, страну восходящего Солнца – Японию. В Японии ребенку с детского сада прививается коллективность, что несомненно важно, но когда возникает сильный перекос, начинаются проблемы. По результатам международного опроса учащихся старших классов, 84% японских школьников положительно ответили на вопрос «Ощущаете ли вы порой себя никчемными?», вдвое обогнав по этому показателю Китай и Южную Корею.

Индивидуальность также важна, как и коллективность. Капля также важна, как и океан. Осенний листок, также важен, как и дерево, несмотря на то, что северный ветер унесет его далеко прочь. Каждый человек важен, как и общество в целом.

Напиши, в чем проявляется подавление твоей индивидуальности?

Я отказываюсь от перемен во внешности, чтобы не выделятся

Я считаю, что моя мечта не так уж и важна

Я не пытаюсь отстоять свои принципы, когда на меня давят

ПРИЗНАКИ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ.

Ты чувствуешь себя неполноценным.

Ты постоянно чувствуешь себя хуже других? Ты концентрируешься на своих недостатках? Ты чувствуешь себя неполноценным? Мысли о собственных дефектах постоянно крутятся у тебя в голове? Ты ругаешь себя за собственную ничтожность? Это абсолютно нормально для человека, отрицающего собственную индивидуальность.

Неполноценность. Неполная цена. Почему неполная цена? Потому что у человека есть убеждение, часть не стоит столько же, сколько целое. Семечко дешевле дерева, стакан воды дешевле озера, человек дешевле общества. У него неполная цена. Вы уверены? Стакан воды, поданный человеку, умирающему от жажды, разве не является ли таким же ценным, как и озеро? Семечко, посаженное после долгой засухи, и пустившее свои мощные побеги, разве не является таким же ценным, как и дерево? Человек, проявивший свою уникальность в творчестве, разве не является таким же ценным, как и общество?

В чем ты считаешь себя неполноценным?

Я учусь хуже всех в нашей группе

Я низкий, а все мои родственники высокие

Я толстая по сравнению со своими подругами

Я не вписываюсь в стандарты красоты общества

Я зарабатываю меньше моих друзей

Ты пытаешься заслужить одобрение окружающих.

Ты всеми силами пытаешься заслужить одобрение окружающих. Заслужить, за службу, за услуги – все эти слова имеют общий корень. Слуга. Ты стоишь на ступени ниже других. Почему? Потому что слуга ценен лишь своей службой, никого не интересует его индивидуальность.

Индивидуальность имеет ценность сама по себе. Неповторимость. На земле 7 миллиардов людей, а ты знаешь точно такого же, как ты? На земле периодически происходят снежные бури, заметая всё на своем пути, но нет двух одинаковых снежинок.

Чем я уникален, спросишь ты у меня? Ты существуешь в этой Вселенной в единственном экземпляре. Представляешь! Один на всю Вселенную. Ты такой, какой есть. Я не говорю, что ты идеален. Я говорю, что ты неповторим. Такого, как ты, больше нет, и никогда не будет. Прими это. Цени. Не пытайся быть тем, кем ты не являешься.

Кому ты пытаешься угодить? Какими способами? Как это обычно происходит?

Ты постоянно критикуешь себя.

Неумёха. Дура. Бестолочь. Страшила. Идиот. Лох. Лузер. Ты постоянно унижаешь сам себя. Критикуешь нещадно. Не щадя собственных чувств. Слово «критика» происходит от греческого kritikë — «судить». Ты жестокий судья для самого себя. А где твой внутренний адвокат?

Этот мир – мир дуальностей, мир равновесия, мир бесконечного баланса. Нет чисто белого или черного, абсолютного добра или зла, 100% добродетели или порока. Всё в этом мире находится в смешанном состоянии. В черном есть белое, в белом — черное. В добре присутствует зло, в зле – добро. В добродетели живет семя порока, в пороке – добродетель.

Ты не можешь быть ни абсолютным злом, ни абсолютным добром. Ты смесь и того, и другого, как и любой человек в этом мире. Нет совершенных людей. Нет безнадежных людей.

Судить себя бесполезно, в загробном мире оценят бесплатно. Стоит ли тратить время на бесконечное осуждение себя? Да, возможно, ты в чем-то ошибся. Ошибся, как и 7 миллиардов людей на земле. Нет людей без ошибок. Нет людей без недостатков. Ты несовершенен, как и остальные, ибо нет абсолютного совершенства на этой земле.

Без Знаний нет УСПЕХА

Конспекты, помогающие жить

Дневник успеха и самооценка


Дневник успеха
. Многие наслышаны о нем. Кто-то скептически говорит об этом, а кто-то изливается восторгом.

Вот и я решила больше узнать о том, для чего нужен дневник успеха. Веду его уже год и считаю, что это не только полезно, но и нужно.

Сегодня на страницах «Без знаний нет успеха» хочу поговорить о том, как дневник влияет на самооценку .

Зачем вести дневник успеха

Сейчас человек, несмотря на то, что живет в окружении людей, часто чувствует себя одиноко. И поэтому когда с вами нет рядом того, от кого можно было бы зарядиться энергией, откройте свой дневник успеха, вспомните те минуты, часы и даже дни, когда вы были полны сил и энергии. И это придаст вам уверенности в себе.

В рутине дел мы не замечаем своих достижений. Так устроен человек, что негатив, плохие события и тяжелые моменты оседают в памяти надолго и как-то сразу. А успехи, минуты радости, как вспышка могут и не зафиксироваться. Если бы вас спросили: что было сегодня запоминающегося, что ты смог сделать такого, что принесло тебе радость и удовлетворение? Многие скажут: день прошел как обычно.

Если же вы ведете такой дневник, то вы всегда сможете вспомнить не только приятное событие, но и то состояние когда вы испытали эту радость.

Дневник успеха влияет на самооценку

Как-то я решила перелистать свои записи. И поняла, как многого я достигла. Результат — самоуважение. Теперь я понимаю, раньше сайтостроение, написание статей и общение с теми, кто разделяет мои взгляды, для меня было чем-то несбыточным. Я даже не представляла, что смогу это сделать. Но то, что для меня было достижением всего несколько месяцев назад, стало сегодня обычным. Значит, я смогла, я справилась, не смотря, в первую очередь, на свой скептицизм. Это дает сил узнавать, применять в жизни свои знания, делиться ими с вами, мои дорогие читатели. Дневник — это фиксирование тех ступенек личного успеха, которые можно просто не заметить.

Несколько советов по ведению дневника успеха

  • Сложность заключается в том, что трудно зафиксировать моменты успеха. Ведь они бывают иногда такими кратковременными. Не нужно относится к себе слишком строго, если когда-то забыл сделать запись или не знал, что писать. Сам факт, что вы начали писать этот дневник уже приближает вас к успеху.
  • Попробуйте ведение дневника успеха включить в вашу ежедневную привычку. Как это сделать можно прочитать в статье «Как выработать привычку». Привычка вести записи в дневнике успеха научит вас концентрироваться на личных достижениях.
  • Когда вы начнете вести дневник, вы незаметно для себя увидите, как ваша жизнь станет более насыщенной интересными делами и вашими достижениями, а это в свою очередь придаст сил и энтузиазма.
  • И все же, если вы никак не можете найти в вашем дне то, что принесло вам истинное удовлетворение, то психологи предлагают использовать технику «Зато». Предложение, которое говорит о вашем неуспехе, продолжите словом «зато». Например, — «Мне отказали в приеме на работу, зато есть время побыть больше с детьми». Обратили внимание, как почти безысходность сглаживается приятными мыслями от предстоящего общения с детьми?

Я часто думаю о том, что с самого детства нас учат замечать ошибки, а не достижения, что ломает самооценку. Родители, детский сад, школа своими оценками: «ты не сделал», «ты не выучил», а еще хуже характеристиками: «какой ты бестолковый», «у тебя ничего не получится», как бы программируют нас на сомнения в своих способностях. Но это уже тема отдельного разговора. Поэтому, чтобы помочь себе самому повысить самооценку, ведите дневник своих успехов.

Как вести дневник успеха

  1. Кто-то советует приобрести красивую тетрадь, кто-то писать свои достижения в небольшом блокноте, чтобы дневник, можно было всегда носить с собой. У меня это не прижилось (слишком много блокнотов и слишком много времени, на все это нужно). Я делаю такие записи в своем ежедневнике.
  2. Стараюсь записывать туда пять приятных моментов моей жизни. Но не всегда это получается. Но даже если я нашла в своем дне хотя бы один жизненный момент, приносящий удовлетворение, то считаю, что это уже хорошо.
  3. Иногда делаю такие записи вечером, но чаще в течение дня (ежедневник всегда рядом).

Я знаю, что есть люди, которые ведут свои дневники успеха в социальных сетях, на блогах. Оценка и поддержка друзей мотивирует. Но мы все разные, кому то это очень нужно, а кому то неловко. Да и интернет такой непредсказуемый сегодня. Кто знает, что может случиться с такими записями.

Как вести дневник успеха. Выбор за вами. Но то, что это помогает самооценке и просто хорошему психологическому состоянию проверено на себе.

Кто-то может поспорить с названием: «Дневник Успеха». Но для меня успех не просто материальное состояние, а внутреннее удовлетворение в жизни. И к этому в первую очередь нужно стремиться. Об этом можно прочитать в статье «Формула успеха». Поэтому, с моей точки зрения, название очень даже правильное. Конечно вы можете назвать по разному: «Дневник или журнал достижений», «Моменты счастья», «Минуты радости». Не это главное. Главное сам факт записывания того, что быстро ускользает из памяти.

Наш мозг устроен так, что он больше запоминает негатив, чем позитив. Однако, сила влияния позитивных моментов намного сильнее, чем негативных. Поэтому фиксируйте свои достижения и успехи – это хороший мотиватор к счастливой жизни. Чем больше мы обращаем внимание на положительное, тем светлее становится наша жизнь.

И еще одно. Вспомните успешных людей прошлого. Большинство из них вели свои дневники. И начинали они это делать задолго до своего признани.

Бодо Шефер и его «Дневник успеха»

В своих выступлениях Бодо Шефер очень часто говорит, что преуспевание зависит от мотивации и самооценки. И инструментом этого является обычный дневник успеха. Он утверждает, что ведение дневника успеха в бизнесе всего в течение трех месяцев приведет к увеличению дохода. Бодо Шефер в видео рассказывает как правильно вести дневник успеха, чтобы он оказывал влияние на вашу жизнь.

Больше на эту тему можно узнать из статей сайта «Без Знаний нет УСПЕХА»:

Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте

Интерес ребенка к своему “я” — к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” — говорит трехлетний малыш. И это значит , что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.

“Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” — спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: “…Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку”.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

При определенных условиях уже у дошкольника можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребенка, когда его учат анализировать ее ход.

В одном из психологических исследований было рассмотрено. Как меняются оценки дошкольниками своей работы и работы товарищей (на материале трудовых умений), если их учить анализировать свои действия и сравнивать их с действиями товарищей. Оказалось, что в ходе такого обучения у малышей заметно возрастало критическое отношение к своей деятельности, усложнялись критерии оценки. Старшие дошкольники уже высказывали недовольство собой, искали пути исправления своих недостатков.

В определенном отношении самооценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности – в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя или самостоятельно. Такая самооценка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Ее можно выразить либо обобщенными суждениями: “Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)”, либо частными, касающимися отдельных сторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Однако формирование самооценки у младших школьников не обходится без сложностей. В чем именно они состоят?

В одном из психологических исследований учащимся было предложено самостоятельно оценить выполненное ими учебное задание. Одна из девочек, слабая ученица, поставила себе двойку, в то время как учительница оценила ее работу тройкой. На вопрос экспериментатора, почему поставила себе такую низкую отметку, ученица ответила: “Я не знаю, где ошиблась, но знаю, что ошибки есть, поэтому я сама себе поставила двойку”. Это – не редкий случай: ученица не видит, не выделяет ошибок, поскольку не может достаточно детально проанализировать свою работу. Однако она заранее ориентируется на неуспех и поэтому ставит себе низкую оценку.

Довольно часто ребята оправдывают заниженные самооценки внешними причинами: “плохой почерк”, “неудобная ручка”, “кто-то (или что-то) мешает работать”. Иногда школьники используют спасительные штампы: “память плохая”, “нет способностей”, заимствованные из оценок взрослых.

Завышенная самооценка – наоборот – очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они “много работали”, “очень старались”, “занимались дополнительно”. И в этом случае налицо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требованиями, которым она должна отвечать.

Еще один пример, раскрывающий особенности формирования самооценки младших школьников. Второклассников учили решать задачи, сконструированные по единому принципу. После достаточно длительной тренировки они должны были по своему усмотрению и по своим силам выбрать одну задачу из серии однотипных задач разной сложности – легких, средних и трудных. После решения задачи – успешного или неуспешного – школьникам предложили объяснить свой выбор. И вот обнаружилось. Что далеко не у всех учащихся критерием выбора оказалось знание способа решения задачи и меры его освоенности при тренировках. Многие ребята говорили примерно так: “Выбрала среднюю, потому что я сама средняя ученица”, “Я не хочу решать легкие задачи, легкие задачи только для первоклассников”, “Я легкие не люблю, я уже был в одной четверти отличником. Я не люблю легкие решать, я их знаю наизусть”. В этих обоснованиях самооценки, как видим, явно звучат престижные моменты. Были комментарии и другого типа: “Я всегда начинаю с трудных”, “Дома делаю сначала легкие уроки, потом трудные”. Значит – самооценка учащихся в данном и, видимо, во многих подобных случаях основывалась на общих представлениях о себе или была взята, что называется, со стороны, а не связана с анализом собственных умений в каком-то виде учебной работы. И всегда, когда главным оказывается что-то не имеющее существенного значения по отношению к выполняемой деятельности, когда школьник обращается к внешним оценкам (“все говорят, что у меня нет способностей к математике”), к количеству затраченных усилий (“я очень старался, поэтому должен получить пять”), к личностным качествам (“я невнимательный…”) – лишь в малой степени можно надеяться, что в самооценке отразится истинное положение дел. Иной, более высокий уровень самооценки – у тех детей, которые во главу угла берут анализ самого учебного материала и способов действия с ним.

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Самооценка в дневнике