Бесконфликтная самооценка это

Отрицательная Я-концепция. Проблема самооценки.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем

«Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер. «Я-концепция» представляет собой специфический продукт самосознания.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

Человек с положительной «Я-концепцией» меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого (Я способен, знаю, нужен, могу, творю, управляю, владею), лучше справляется с трудностями, неудачами.

Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.)

Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя

Отрицательная «Я-концепция» становится причиной негативного отношения к себе (слабой верой в себя, боязнью получить отказ), неуверенности, ощущению своей неполноценности, неумелости, неуверенности, отчужденности.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе.

Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане.

В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная.

В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.

При этом выделяют (Х. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:

1. Снижение самоуважения и часто как следствие — социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

Можно полагать, что главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса).

В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению личности подростка.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребность в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими личности подростка является адекватной самооценке или даже превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.

Самооценка (англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а значит, меняются ее представления о себе и отношение к себе. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка.; 5) устойчивости и др.

Любая неадекватная оценка себя — завышенная или заниженная — затрудняют жизнь человека. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он. Постоянное проявление родительской безусловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.).

Уверенность в себе

Эта посвящена вопросам самооценки и уверенности в себе. Заниженная самооценка очень распространенная проблема в наше время. Самооценка существенно влияет практически на все сферы жизни любого человека, на восприятие себя, на успешность в социальном плане, в работе и карьере, на успешность в создании личных взаимоотношений с другими людьми и даже на здоровье.

Большой психологический словарь, сост. Мещеряков Б., Зинченко В., 2004 г., определяет самооценку как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка рассматривается в качестве центрального личностного образования.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими. Отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Однако, защитная функция самооценки обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и отдельные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.

Самооценка – величина не постоянная, в зависимости от разного рода факторов она со временем может изменяться и характеризоваться такими параметрами, как: 1) уровень (величина) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичность — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная; 5) устойчивость самооценки и другими характеристиками.

Итак, откуда же берутся проблемы с самооценкой?! Причин существует несколько. И часто они воздействуют не по отдельности, а комплексно, в сочетании друг с другом.

Согласно психодинамического подхода взаимодействие матери и ребенка является стратегической точкой для развития личности в целом и самооценки в частности в будущем. Недаром говорят: «Все мы родом из детства…». Нарушенные детско-родительские отношения — одна из основных причин проблем с самооценкой и уверенностью в себе во взрослом возрасте.

В ходе эмпирических исследований (Дж. Боулби, М. Аинсворт) матерей и младенцев было выявлено четыре основных типа привязанности. Анализ поведения младенцев (детей до 18 месяцев), в лабораторной процедуре «незнакомая ситуация» позволил выделить сначала три следующие вида привязанности младенца и матери: безопасная привязанность (secure attachment), обозначенная авторами, как группа «В», дети этой группы чувствовали себя в безопасности, активно исследовали окружающую обстановку, не проявляли сильной тревоги по поводу отсутствия матери, радовались и тянулись к ней по возвращении; небезопасная привязанность избегающего типа (avoidant attachment, группа «А»), для детей этой группы детей было характерно отсутствие или небольшое проявление горя в ситуации ухода матери, они обращали внимание на окружение, но избегали контакта, по возвращении матери игнорировали ее появление; небезопасная привязанность тревожного, амбивалентно-сопротивляющегося типа (resistant-ambivalent attachment, группа «С»),даже в первых эпизодах в присутствии матери детки такого типа привязанности проявляют тревогу и некоторую амбивалентность во взаимодействии и значительно расстраиваются при выходе матери из комнаты, в ситуации воссоединения они ведут себя так, как будто хотят близкого контакта с матерью, однако в действительности сопротивляются контакту и взаимодействию. Позже был выделен еще один, четвертый вид привязанности, небезопасная привязанность дезорганизованного типа (disorganized attachment, «D»), дети с таким типов привязанности проявляли аномальные, противоречивые реакции в отсутствие матери или страх матери по её возвращении.

Проведенные в течение последних пятнадцати лет лонгитуюдные исследования показали стабильность проявления типа привязанности у ребенка со временем, связь между привязанностью и последующим развитием. Обнаружено, что различия в привязанности находят отражение в проявлении эмоций, торможении поведения и робости, в знаниях о себе, о матери и о мире в целом, в упорстве и энтузиазме при выполнении ребенком задания, в качестве игры, в решении проблем. В настоящее время несомненным является факт, что тип привязанности оказывает непосредственное влияние на самооценку и уверенность в себе уже во взрослом возрасте. Так же тип привязанности имеет большое влияние на так называемый терапевтический альянс, при взаимодействии клиента и психолога, психотерапевта.

Еще одна причина проблем с самооценкой – незнание человеком самого себя. Каждый из нас с детства примеряет на себя множество различных ролей, идентифицируясь с ними. Сначала это идентификация в пределах ближайшего окружения: с родителем своего пола, идентификация себя как сына, дочери, ученика, работника, подчиненного или руководителя, мужа, жены, родителя и многие другие. Отождествляясь, с этими ролями человек со временем уже плохо понимает, кем же является на самом деле. Например, если человек, будучи предпринимателем, таким образом, отождествляется со своей работой, утверждая, что его фирма это он сам и есть, то можно представить, какими будут последствия, если вдруг его фирма разориться. Отождествление с ролями делает «Я» неустойчивым, через уязвимую уверенность в себе. По сути, это сужение диапазона своих способностей и возможностей. Чувство определенности и понимание того, что есть Я, а есть некие роли, помогает обретению уверенности в себе в таких случаях.

Сюда же относится проблема незнания своих ценностей или конфликт ценностей, которые вносит хаос и разлад в жизнь человека, приводя к дезорганизующему поведению. Если человек не знает что для него важно и ценно в жизни, а что нет, начинает дела и тут же их бросает, не завершив, пренебрегает действительно важным ради надуманного или навязанного, то и самооценка и уверенность не на высоком уровне. Поэтому так важно расставить приоритеты, исходя из знания себя и своего Предназначения, разобраться со своими ценностями и внести определенность в свою жизнь.

Следующая возможная причина неуверенности в себе и снижения самооценки – отсутствие смысла жизни. Не секрет, что многие просто проживают свою жизнь, имея весьма смутное представление о том, ради чего собственно живут. Такое отсутствие мотивации не способствует продвижению вперед, реализации планов и идей. Такой человек пребывает в состоянии, когда ни жизнь в целом, ни работа, не дают удовлетворения. Если нет понимания для чего, то о какой уверенности может идти речь. Знание своего Предназначения или Миссии наполняет жизнь человека смыслом, раскрывает потенциал и внутренние ресурсы, проявляя огромный поток энергии для осуществления этого предназначения, дает возможность проявить себя наилучшим способом. Ощущение, когда мир открывается на встречу, осознание своей Миссии в жизни дает мощную зарядку и в разы повышает самооценку и уверенность в себе.

Современный человек живёт в основном «головой», воспринимая все с точки зрения рацио, так как ежедневная деятельность требует постоянных умственных затрат. Жизнь превращается в структурированный, логичный, рациональный и… несколько «безжизненный» процесс. Спонтанность, интуитивность, умение радоваться простым вещам уходят в этом случае на задний план, а то и совсем исчезают. Теряется целостность, голова отдельно, всё остальное тело – отдельно. Есть существенная разница между тем, чтобы думать о своих желаниях или чувствах и тем, чтобы действительно испытывать эти желания и чувства. Практики телесно-ориентированной терапии и арт-терапии незаменимые помощники в процессе возвращения к себе целостному и гармоничному, т.е. более уверенному.

И еще один важный момент, влияющий на самооценку – личностные границы. Все мы живем в социуме и ежедневно взаимодействуем с другими. Результаты и чувства этих взаимовлияний бывают разными, не всегда позитивными. Именно знание своих границ дает возможность человеку минимизировать отрицательные влияния, а позитивные сделать еще более полезными, правильно ассимилировав в свой опыт. Неумение говорить «нет» и противоположенная крайность, отгораживание от внешнего мира, являются признаками нарушения личностных границ. Оптимальный вариант – создание четких границ и избирательной проницаемостью. Знание границ совей личности, комфортный диапазон общения с другими и умение, в случае необходимости, отстаивать свои границы, объективно способствуют повышению самооценки и уверенности в себе.

Существует много различных методик для повышения самооценки до адекватного уровня и обретения уверенности в себе. Повышение уровня своей компетентности, один из таких способов. Чем лучше Вы будете разбираться в том или ином вопросе, тем большую уверенность будете чувствовать. Предлагаю начать с себя и желаю продуктивной работы в обретении уверенности в себе и повышении своей самооценки!

5.3. Самооценка

Конкретный аспект самосознания и самопознания выражается в самооценке. Основу самооценки составляет система личностных смыслов (т.е. осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него) индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выражается в представлениях человека о значимости и важности своей личной деятельности в обществе и оценивании себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов субъекта. Самооценка выполняет регуляторную (на ее основе происходит решение задач личностного выбора) и защитную (обеспечение относительной стабильности и независимости личности) функции.

В отечественной литературе можно встретить характеристики самооценки по следующим параметрам:

• по уровню – высокая, средняя, низкая самооценка;

• по соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);

• по особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная (причем конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер);

• по степени стабильности – устойчивая и неустойчивая;

• по характеру временной отнесенности – прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

Для развития полноценного субъекта эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием повой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивной деятельности.

Самооценку субъекта нельзя рассматривать как продукт исключительно самопознания или исключительно аффективной подструктуры самосознания, поскольку она включает и когнитивные, и аффективные компоненты. Вместе с тем не вполне правомерно считать самооценку абсолютно независимой составляющей самосознания, рядоположенной Я-пониманию и Я-отношению. Мы полагаем, что самооценка является обобщенным продуктом процессов самопознания и самооценивания, не сводимым ни к тому, ни к другому.

Если у субъекта есть знание о себе, о своих личностных качествах, то на основе данных знаний и самооценивания возникает эмоционально-оценочное отношение к себе. И э го не может отразиться в его внешнем поведении и взаимодействии с другими людьми. Указанные внешние проявления и характеризуют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. Названный компонент самосознания характеризуется уровнем саморегуляции субъектом своей деятельности, общения и своего личностного развития. У

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих, при этом оценка усваивается в готовом виде без критического анализа [1] . Ее основа сохраняется до подросткового возраста.

В младшем школьном возрасте выражена зависимость самооценки младшего школьника от оценки его учителем. Оценки со стороны учителя влияют на собственную оценку себя младшим школьником, а также и на оценку своих одноклассников. Если педагог оценивает ребенка как отличника или троечника, то и сам ребенок считает себя таковым и его одноклассники относятся к нему соответствующим образом. При этом каждая подобная категория – отличники, хорошисты, троечники, двоечники – наделяется детьми набором определенных качеств, что, в свою очередь, часто влияет на самоотношение детей, их самооценку и статус в классе. Так, постоянно высокие оценки, получаемые на уроках, могут способствовать формированию у отличников завышенной самооценки, а систематический неуспех и низкие оценки отстающих могут оказать негативное влияние на уверенность в своих силах и возможностях.

В исследованиях А. И. Липкиной были обнаружены следующие особенности динамики самооценки в начальных классах неуспешных в учебе детей [2] . На первом и втором году обучения такие дети не принимают позицию отстающих и стремятся сохранить высокую самооценку. Свои учебные работы они оценивают практически всегда выше, чем эти работы реально заслуживают. Для них характерны такие высказывания: «Учительница мне никогда не ставит четыре, все тройки и двойки, я сам поставил себе четыре», «Я не хуже всех, у меня тоже может быть четыре». Однако постоянные неудачи в конце концов приводят к потере веры в себя. Число школьников, получающих низкие оценки, которые считают себя еще более слабыми, чем есть на самом деле, от 1 к 4 классу возрастает почти в три раза. Если в 1 классе дети имели завышенную самооценку, то к 4 классу она становится заниженной.

Напомним, что, согласно концепции Э. Эриксона, центральным новообразованием данного возраста является чувство компетентности. Поскольку ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте выступает учебная, то отсутствие чувства компетентности в этой деятельности у неуспевающих детей приводит к искажению в развитии личности. Успехи в других, находящихся за пределами учебной, видах деятельности хоть и повышают самооценку ребенка (причем порой очень резко и неадекватно), но эта самооценка имеет компенсаторный характер и ощущение ущербности только маскируется.

Тут важно заметить, что младшие школьники ориентированы на высокие отметки и порой стремятся добыть их любой ценой и с помощью любых средств, иногда путем подтасовок и обмана. При условии сохранения внутренней позиции школьника стремление соблюдать принятые в школе правила мешают проявлению подобных форм поведения. Сознательно принятые нравственные установки способствуют совершению просоциальных поступков, что повышает самоуважение детей. Взрослым следует объективно оценивать деятельность ребенка, но ни в коем случае его личность. Для самооценки ребенка вредно как захваливание, так и уничижение со стороны взрослых. И здесь особую роль играет семейное воспитание. Ценности, принятые в семье, могут определять и отношение школьника к своим успехам и неудачам в школе. Например, завышенные ожидания родителей относительно ребенка, их перфекционистские устремления могут привести ребенка к ощущению собственной неполноценности, мыслям о своем несоответствии требуемому образу. В таких случаях получение четверки рассматривается порой как трагедия.

В то же время нельзя не отметить, что в современных социально-экономических условиях факторы, влияющие на самооценку ребенка, довольно сильно изменились. Снижение ценности образования привело к тому, что многие младшие школьники не стремятся к высоким оценкам и знаниям и сохраняют при этом достаточно высокую самооценку, прогнозируя для себя успешное будущее, в котором, по их мнению, высокий уровень образованности не потребуется.

Однако общая тенденция, выявленная еще в работах А. В. Захаровой, все же сохраняется и в наши дни: на протяжении младшего школьного возраста самооценка снижается от неадекватно высокой к более адекватной и дифференцированной, у детей появляется критичное отношение к себе и способность к рефлексии своих достижений и личностных качеств [3] .

Прослеживается зависимость особенностей самооценки младших школьников от уровня сформированности учебной деятельности, характера ориентации на способ деятельности. От того, как учащиеся подходят к решению учебной задачи (по параметру содержания ориентировки в ситуации задачи), в значительной степени определяется характер самооценки младшего школьника.

А. В. Захарова и Т. Ю. Андрущенко выделили две группы младших школьников по особенностям самооценки в учебной деятельности:

1) учащиеся, ориентирующиеся на способ действия, – им присущ исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей включения в новый вид или новый контекст деятельности: относительная эмансипированность от внешне выраженных успехов на этапе первичной ориентировки в деятельности; использование в качестве оснований самооценки обращения к анализу предмета деятельности и способов его преобразования;

2) учащиеся, не ориентирующиеся на способ действия, – им в большей степени характерны категоричный тип самооценки, недостаточная рефлексивность; зависимость самооценки от внешне выраженных успехов на этапе первичной ориентировки в деятельности; использование в качестве оснований самооценки обращение к результативным сторонам деятельности, к эмоционально-потребностной сфере, к внешним оценкам [4] .

Таким образом, важно понимать, что становление самооценки младших школьников во многом зависит от успешности их в ведущей деятельности. Это определяется как внешними обстоятельствами (оценками учителя, отношением родителей), так и внутренними регулятивами (рефлексивными способностями, критическим мышлением).

  • [1]Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.
  • [2]Лапкина А. И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.
  • [3]Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Минск: Ось, 1993.
  • [4]Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90-100.

Психологический анализ самооценки

В. утверждает, что » самооценка есть результат своего рода проекция реального «Я» на «Я» идеальное» [44; С. 411].

«Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [60, С. 343]. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я — концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я — концепции».

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира. Если личность — это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка [60; с. 220].

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально — ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя [62].

Б. Г. Ананьев высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного Я [63]), являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п. Так И. С. Кон [25; С. 367] говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение «Я», выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А. Н. Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [32; С. 304].

М. И. Ковель «Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации» — высказывается, что самооценка является основой внутренней мотивации и тесно связана с процессом познания [64].

Чтобы понять отличие самооценки от интроспекции, процитируем Ю. Б. Гиппенрейтер [15; С. 34-47], которая показывает различие, говоря словами всемирно известного сказочника-, Г. Х. Андерсена из сказки «Гадкий утенок»: «Помните тот волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным птицам и сказал: «Убейте меня!», все еще чувствуя себя уродливым и жалким существом. Смог бы он за счет одной «интроспекции» изменить эту самооценку, если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы».

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворённости собой [67].

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое /И.И.Чеснокова/.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровню — высокая, средняя, низкая

2) соотношению с реальной успешностью — адекватная и неадекватная

3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная

По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности» [19; С. 343].

Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить несколько её функций: прогностическую (заключающуюся в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности); корректирующую (направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек); ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами [61; С. 22]).

Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности — результат, средство, операции:

1) В качестве результата самооценки исследователями выделяются следующие характеристики: в результате осуществления самооценки индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт, равняется ему или не достигает его [58; С. 45-47]; личность сверяет себя с эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольна или недовольна собой [41]; констатация личностью качественных, содержательных особенностей своего Я, своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и себе [61; С. 22]; самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой [17; С. 88]; самооценка отвечает на вопрос: «не что я имею, а чего это стоит, что это значит» [9; С. 99].

Таким образом, результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.

2) Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют исследования средств самооценки.

В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации и идеалы личности (А. В. Петровский), мировоззрение (C. Л. Рубинштейн), уровень притязаний (Л. И. Божович, X. Хекхаузен и др.), «Я» — концепция (Е. Т. Соколова, В. В. Столин), требования, предъявляемые коллективом (Е. И. Савонько).

Итак, в функции средств самооценки могут вступать два типа: когнитивные (Я — концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Подводя итоги по этому пункту, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в том числе и сама самооценка) может быть им самооценен, то есть содержательное поле самооценки бесконечно.

3) В самооценке выделяют следующие операции: самопознания как построения образа «Я-реальное» [10], сопоставление оцениваемого качества со стандартом [61; С. 22], каузальная атрибуция результата сопоставления; реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат [17; С. 88]. Каузальная атрибуция результата рассматривается как дополнительная процедура, которая может быть применима как к результату сопоставления, так и к результату самоотношения, если они чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается, что в самооценке присутствуют лишь два типа фундаментальных операций: сопоставление и самоотношение, которые, помещаемые в разные контексты, приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется проектирование «Я — реального» на «Я — идеальное», А.

В. Петровский), самокритика. В качестве своей основы самоотношение имеет самоприятие (Л. B. Бороздина), самодовольство и недовольство собой [9].

Самооценка является доминирующей, а её выражением считается уровень притязаний, заключает Л. B. Бороздина [10; С.141]. То есть уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения. Например, X. Хекхаузен утверждает, что «мотив достижения выступает как система самооценки» [58].

По данным Е. А. Серебряковой [53; С. 173], представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.

Уровень притязаний — характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент);

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке [66].

У. Джемс выдвинул свой постулат относительно самооценки [58,с. 162] — «самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь», в виде формулы это может быть представлено таким образом:

Самооценка = притязания / возможности.

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека [67].

Со слов Р. Бернса, многие психологи считают, что структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека [9].

Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей [39; С. 132]. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; — сравнение реального и идеального Я.

Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе [48; С. 440].

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе [54; С. 410].

Р. Бернс высказывается по этому поводу: «Если родители, выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств» [9; С. 157].

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я — концепцию, был Скотт [9]. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Вирджиния Н. Квинн высказывается по данному вопросу так: «Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я» — концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я» — концепцией, возникавшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка» [39, С. 285].

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью [9]. «Более позитивно здесь отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого» [9; С. 149-150].

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше [9]. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И, наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

«Высокая самооценка,- говорит Р. Бернс,- [9, с. 151] обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития». Мы видим, что авторы солидарны в своём мнении о формировании самооценки в детском возрасте, который, тем не менее, закладывает основу на всю последующую жизнь индивида; например, И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий [24] подчёркивают, что у детей с завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно.

Чак Т. Фолкэн [54] говорит, что если человек занимается любимым делом, со временем он приобретает опыт и мастерство, которыми имеет право гордиться. Это одно из условий составляющих нормальную самооценку. Каждый человек создаёт для себя образ идеального «Я». Оно обладает качествами, имеющими ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом [39]. Оно может изменяться в зависимости от окружения. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка.

«Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки» [54, с.485].

Подводя итоги, мы можем сделать заключение: самооценка — компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я — реального», «Я — идеального», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я».

Бесконфликтная самооценка это