Развитие самооценки у дошкольника

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Крючкова
Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.

Представление людей о себе соответствуют реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет при адекватной самооценке. Такие люди правильно указывают на свои плюсы и минусы. От развитости оценочных способностей зависит адекватность самооценки. Их нужно развивать на ранних стадиях становления самооценки.

Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Дошкольники с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе в основном отрицательные качества.

Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие, положительные качества, часто переоценивают себя. Они высокомерны, бестактны, самоуверенны, не слушают мнения других людей. Такие качества отрицательно воспринимаются сверстниками.

Самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием внешних факторов, плохо поддается коррекции. Неустойчивая самооценка динамична, ее можно корректировать. Самооценка старшего дошкольника неустойчива и хорошо поддается коррекции.

Самооценка бывает абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная– отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими.

Самооценка связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Уровень притязаний личности – это «стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью».

При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же — является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка.

На развитие самооценки влияет множество факторов. Самым главным фактором является семья. Родившийся ребенок не имеет представления о себе и окружающим мире, о том, как надо себя вести, у него нет критерия самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на оценки, данные ему. До 5-6 лет его самооценка формируется исключительно под воздействием той информации, которую он получает в семье. Родители оценивают ребенка через слово, интонацию, мимику, жесты. В этот период ребенок не сравнивает себя с другими.

Другие факторы начинают влиять на самооценку ребенка посещающего детское дошкольное учреждение. Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Дети с адекватным уровнем самооценки справляются с неудачами и трудностями легко. Дети с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается переживаниями. Ребенок, через общение с другими, познает их, а через них и себя. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами, но с возрастом адекватность самооценки повышается. С возрастом происходит переход к более обобщенной самооценке.

Межличностные отношения оказывают большое влияние на развитие самооценки. Недостаток общения способствует плохому развитию оценочных способностей и неправильному формированию самооценки, т. е. человек не умеет видеть свои недостатки.

Общаясь, ребенок может увидеть свои плюсы и минусы, формируя и корректируя свою самооценку.

Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития.

В старшем дошкольном возрасте можно выделить четыре условия, влияющие на развитие самосознания:

— опыт общения ребенка с родителями;

— опыт общения со сверстниками;

— индивидуальный опыт общения;

— умственное развитие ребенка.

К старшему дошкольному возрасту более устойчивый характер приобретают знания, полученные в процессе деятельности. В этот период собственная оценка себя сопоставляется с мнением окружающих. Если нет значительных расхождений с собственными представлениями о себе и своих возможностях, то оценка со стороны принимается. Собственный опыт дошкольника еще не богат и оценка себя бывает ошибочна.

Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является важным условием развития самооценки и самосознания в дошкольном возрасте. Под индивидуальным опытом, мы имеем в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.

С помощью индивидуального опыта в конкретной деятельности ребенок определяет наличие у себя определенных качеств, умений, возможностей. Мнение окружающих не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Успех или неуспех в определенной деятельности является критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей. Ребенок постепенно начинает понимать границы своих возможностей путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни.

В старшем дошкольном возрасте личный опыт осознается частично и происходит непроизвольная регуляция своего поведения. Знания, в процессе общения с окружающими людьми, менее конкретны и более эмоционально окрашены, чем знания полученные ребенком на индивидуальном опыте.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать и ориентироваться в своих переживаниях.

Самооценку можно понимать как личностное образование, которое регулирует деятельность и поведение. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Важным новообразованием в дошкольном возрасте является соподчинение мотивов.

В дошкольном возрасте происходит соподчинение мотивов и образуется иерархия мотивов, которая придает определенную направленность всему поведению. В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей с окружающими: они сами оценивают свои поступки, определяют свое отношение к чему-либо. У дошкольника формируется самосознание — понимание того, что он собой представляет, какие у него есть качества, осознается отношение к нему со стороны окружающих и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке.

У ребенка к концу старшего дошкольного возраста формируется его самосознание, способность к самооценкам своих поступков, действий, переживаний.

Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью» Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня.

Тренинговое занятие для педагогов «Развитие самооценки» Цель: Повышение уровня педагогических знаний педагогов. Формировать понятие о самооценке и ее видах; показать влияние самооценки на процесс.

Одной из значительных тем в психологии является формирование положительной самооценки человека. Старший дошкольный возраст – считается первым шагом в осознании ребенком самого себя, личных желаний, потребностей и мотивов в мире человеческих отношений.

Детство – является одним из наиболее активных этапов становления личности. Ни в одном другом возрасте индивид не постигает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в раннем возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в индивида с собственными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.

Главным центром личности считается самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека, степень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Главная цель, которую необходимо достичь детям старшего дошкольного возраста – это ясная, уверенная, эмоционально позитивная самооценка, которая определяет стремление детей к учебе [1].

Знакомство с исследованиями демонстрирует, что в детстве формируются возможности для воспитания элементов самосознания, в данном случае самооценки. Так, B. C. Мухина замечает, что самооценка предполагает осознание ребёнком того, кто он, какие качества в нем преобладают, как к нему относится окружение и чем определено это отношение. Наиболее заметно самосознание выражается в самооценке, в том, как дошкольник может оценить собственные достоинства, провалы, свои личные особенности и возможности [2].

Детский психолог В.Сатир отдавала самооценке главную роль среди причин, которые определяют успех или неудачу в воспитании ребенка и формировании индивида. Под самооценкой она понимала «способность человека честно с любовью и по достоинству оценить себя»: Личность с положительной самооценкой способна создавать возле себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такая личность ощущает свою важность и нужность, чувствует, что мир вокруг станет лучше оттого, что он в нем существует. Он полагается сам на себя, но может искать поддержку и в других людях в сложных ситуациях. Он убежден, что все время может находить независимые решения, осуществлять обдуманные поступки. Только ощущая собственную значимость, человек может видеть, принимать и уважать высокую значимость окружающих его людей. Личность, имеющая высокую самооценку, вселяет доверие и надежду. Он не пользуется правилами, если они не соответствуют его эмоциям. В то же время он не зацикливается по поводу своих переживаний. Он может сделать необходимый выбор. И в этом ему помогает его умственные способности [3].

Значимым шагом в становлении и формировании индивидуальности ребенка считается переход от предметных оценок другого человека к оценкам его индивидуальных качеств и внутреннего состояния самого себя. В исследованиях Э.И. Суверовой, все возрастные группы дошкольников показывают умение оценить другого человека наиболее справедливо, чем оценивают сами себя. Однако тут прослеживаются некоторые возрастные перемены. Не часто старший дошкольник на вопрос «Кто у вас самый хороший?» ответит «Я самый хороший», такой ответ характерен для маленького ребенка. Но это вовсе не значит, что самооценка личности дошкольника невысокая. Ребята уже стали достаточно «взрослыми» и понимают, что хвастаться некрасиво. Совершенно не нужно напрямую говорить о собственном преимуществе. Среди детей старшего дошкольного возраста, есть те кто оценивают себя с позитивной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» как правило говорят: «Я не знаю. Я тоже слушаюсь», «Я также умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т.п.

У дошкольников оценка и самооценка носят больше эмоциональный характер. Среди взрослых, которые присутствуют в окружение ребенка, более яркая положительная оценка достается тем из них, к кому ребенок чувствует любовь, доверие, привязанность [4].

У детей дошкольного возраста самооценка, чаще всего, завышенная – так как ребенок возвышенно дает оценку своим возможностям и успехам, внезависимости от действительности результата своих действий. Это происходит от того, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – ребенок еще не в состоянии отделить положительное отношение к себе от оценки своих определенных дел. По этой причине отрицательные оценки и замечания не оказывают необходимого воспитательного эффекта.

В период старшего дошкольного возраста наступает период половой идентификации. Дети этого возраста уже в состоянии понять, что пол невозможно изменить в течение времени, рода занятия или смены одежды и других внешних факторов.

Самооценка у девочки и мальчика не одинакова. Отношение к себе как к представителю конкретного пола имеет влияние и на формирование оценки себя как индивида в целом. Исследования гендерных отличий самооценки дошкольников являются значимыми как социально-психологические, так и с позиции возрастной психологии. Отношение к себе и к другим людям строится на гендерных стереотипах, под которыми понимаются традиционные и устойчивые роли и образы, типичные характеристики, которыми наделяют мужчин и женщин [5].

Самооценка девочек и мальчиков отличается не только количественными (у кого-то выше, у кого ниже), но и качественными показателями. Представление о себе и самооценка у детей может измениться под воздействием семьи и окружения. Известны несколько факторов, имеющие влияние на гендерные отличия по устойчивости самооценки:

1) степень открытости во взаимоотношениях;

2) реакция на обратную связь;

3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;

Низкая самооценка девочек определяется переживаниями, которые могут возникнуть из-за ухудшения взаимоотношения с близкими людьми, к примеру, если семья или товарищи не прощают обиды, –у мальчика это событие не окажет влияние на его самооценку. Происходит это от того, что для девочек отношения с близкими считаются весьма значимы, и опять можно увидеть гендерные стереотипы –это социум присваивает девочкам именно такой стиль поведения и такие переживания.

Стандарты, которые прививают дошкольникам их родители и окружение, могут помочь построить верное понимание о нормах поведения и действиях. Отношение к себе, как к представителю конкретного гендера, оказывает влияние как на индивида в целом так и на формирование его самооценки. Самооценка обладает рядом нюансов: отношение к себе, оценка себя, которые могут касаться разных сторон личности и поведения [6].

Вся психическая жизнь малыша формируется под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретаемое ребенком, оценивается окружающими людьми. И вскоре дошкольник самостоятельно начинает находить оценку всем своим действиям, подтверждать правильность или неправильность познаваемой либо осуществляемой им действительности.

Самооценка бывает адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной. Каждая из них индивидуальным образом выражается в жизнедеятельности индивида.

Согласно взгляду М.И. Лисиной, дети с заниженной самооценкой узнаются по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Ребенок с низкой самооценкой уверен, что с ним не интересно играть — и на самом деле становится не интересно и скучно, в следствии того что он не разрешает себе увлечься игрой. Но так как, он нуждается в общение, другие ребята научат его выполнять роли — невыигрышные, скучные, исполнительские. Но если вдруг такой ребенок принимает решение совершить поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать — неважно), есть вероятность, что в дальнейшем ему придется переживать, стыдиться своего промаха или стесняться собственного успеха, прятать собственную сопричастность, сбегая от ответственности.

Некоторые авторы (А.И. Силвестру, М.И. Лисина) предполагают, что повышенная самооценка — последствие множественных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и, вероятно, являются манипуляцией со стороны родителей. К примеру, чаду не отказывают ни в чем материальном, но в тоже время и не принимают участия эмоционально в его в жизни, не дают оценку поведению, не занимаются его воспитанием. Вероятно, он вырастет с чувством, что все что у него есть материальное ему дано от природы, и это никак не взаимосвязано с тем, какой он в самом деле. Он уверен, что он абстрактно прекрасный ребенок. А вот за что можно похвалить — он не понимает, и слабо может отличить собственное достижение от чужого.

М.И. Лисина изучила как развивается и формируется самооценка дошкольников под влиянием детско-родительских отношений. М.И. Лисина подмечает, что ребята с четким представлением о себе обладают высокой самооценкой и воспитываются в семьях, где родители используют демократический стиль в воспитании, уделяют ребенку, довольно много времени, благоприятно расценивают его физические и умственные способности, но, не считают, что степень его развития выше, чем у их сверстников. Такого ребенка часто награждают, но не презентами. Наказывают, чаще всего, отказом от общения с ними. Ребенок с низкой самооценкой растет в семье, которая пользуется авторитарным, либеральным или же хаотическим стилем воспитания. С ребенком совсем не занимаются, однако призывают к полному повиновению (особенно авторитарный тип воспитания). Низко оценивают, нередко попрекают, наказывают, иногда — при посторонних людях. Не ждут от него успехов и достижений в дальнейшей жизни.

Еще один из основных факторов формирования самооценки старшего дошкольного возраста является увеличение и обогащение личного опыта ребенка. Под личным опытом, понимается общий результат тех интеллектуальных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.

Можно выделить механизм формирования самооценки в дошкольном детстве, который происходит следующим способом:

  • через оценки значимых взрослых (родителей, педагогов);
  • на основе собственного практического опыта;
  • через ровесников, на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.

Важное воздействие на развитие самооценки оказывают: отношение окружающих взрослых и понимание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и итоговых результатов. И осмысление этого не возникнет автоматически: родители и воспитатели должны учить детей замечать и осознавать себя, учить координации собственных поступков с действиями окружающих, регулировать личные желания с желаниями и потребностями окружающих.

В процессе умственного развития дошкольника преодолевается непосредственное принятие оценок старших, происходит процесс опосредствования их собственным знанием себя.

Формирование самооценки у дошкольника происходит под воздействием активных действий: самонаблюдения и самоконтроля.

Наиболее подходящим для формирования положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста считаются виды деятельности, направлены на получение результата (игра с мячом, классики). В данном случае ребята руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как выполняя деятельность продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), мотивы самооценки уходят на второй план. Точность и объективность оценки и самооценки детей увеличиваются по мере освоения детьми правил игры, получения личного опыта [7].

Не только у школьников, но и у детей дошкольного возраста любое притеснение, насилие, принуждение осуществлять что-то против воли порождает сопротивление. Длительное психическое и эмоциональное напряжение порождает поиск суррогатных (искусственных) выходов. Внешние выходы предполагают поведение (протестные действия), вредные привычки (сосание пальцев, языка, губ, одежды, биение головой о подушку, грызение ногтей, раскачивание), внутренние – аутоагрессию (уход в себя). Развитие личности ребёнка становится дисгармоничным, нарушается понимание себя. Ошибки в воспитании порождают дидактогении – плохой результат последствия педагогической ошибки, негативного воспитательного влияния. К ним можно причислить угрозу, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом и т.д. [8].

Концепция формирования самооценки в дошкольном возрасте говорит о том, что с помощью конкретного вида оценок к обобщённым; через оценку значимого взрослого (родители, прародители, педагоги), далее ровесников, к развитию самооценки на основе данных о качестве результата при решении конкретных задач. Главную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста играют окружающие его взрослые, в первую очередь – это его родители [9].

Для того что бы сформировать позитивную самооценку у ребенка, нужно сформировать в семье ряд таких условий, чтобы ребенок чувствовал, что он охвачен вниманием, заботой и любовью семьи, невзирая на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Родители должны заострять внимание ребенка на его и достижениях, и успехах, а не подчеркивать его промахи и неудачи. Самооценка очень существенно влияет на жизнь ребенка. По этой причине родители должны суметь предусмотреть возникновение всевозможных трудностей в жизни ребенка, осознавать и соблюдать правила и общепризнанные нормы воспитания, принятые в мире, всеми силами стараться сформировать у ребенка позитивное отношение к самому себе.

Одобрение и критика должны быть в разумном соотношение: недопустимо всё, что делает ребёнок, безоговорочно одобрять, но и ругать за всё подряд – тоже не следует. В случае, когда критика превышает одобрение, ребёнок станет избегать общение с родителями. Но если есть необходимость в критике ребёнка, то нужно обязательно найти, за что можно высказать похвалу, к примеру, за самостоятельность, за умственные способности, силу воли. Кроме того, в окончание разговора нужно высказать искреннюю веру, в том что ребёнок правильно понял критику и быстро всё исправит [10].

Родители, которые проявляют постоянный интерес к трудностям своего ребенка, принимают участие в решении возникших проблемных ситуаций, помогают собственному ребенку оценить себя положительно, способствуют формированию полноценной личности.

Семья – важный элемент в развитии самосознания и формировании самооценки детей. Детский сад так же состоит в этой цепи – развития самооценки ребенка. Так как дошкольное учреждение – это первое общество для малыша. Малыш находится в детском саду, где родители отсутствуют, и их заменяет воспитатель. Как будет ощущать себя ребенок в детском саду: хорошо или плохо, сможет ли найти ребенок в этом незнакомом ему человеке поддержку?

Дошкольное образование — это система, где главная роль отводится процессу взаимодействия воспитателя и ребенка. Педагог для дошкольников – значимая фигура, а это значит, что рядом с детьми должен находиться высокопрофессиональный педагог [11].

М.В. Лаврентьева установила, что статус ребенка в коллективе воздействует на самооценку дошкольника. Так, к примеру, тенденцию к переоценке больше показывают «непопулярные» ребята, авторитет которых в коллективе невелик; недооценку — «популярные», эмоциональное состояние которых довольно хорошее.

Воспитатель оказывается влияние на формирование личности дошкольника (начальным шагом в развитии личности считается самооценка дошкольника), развивает его многосторонне. Любой ребенок — это личность и к каждому малышу нужен свой индивидуальный подход. Этот подход реализуется при взаимодействии воспитателя и ребенка. Взаимодействие педагога и дошкольника может происходить по-разному. Как общается воспитатель, оценивает поступки, указывает на них, зависит от него самого. В случае если в данном взаимодействии отсутствует любовь, забота, привязанность к ребенку, то ребенок становится, замкнутым, безразличным, агрессивным, он отказывается посещать детский сад и т.д., у ребенка снижается собственная самооценка. Вот почему так важна роль общения педагога с воспитанником детского сада.

Трудности преподавательского взаимодействия широко об­суждаются на психологических съездах, конференциях, семинарах. Ничего необычного в этом нет. Так как невозможна без педагогического общения деятельность ни учителя, ни вос­питателя, ни музыкального руководителя, ни инструктора физического воспитания. И успех в воспитании и обуче­нии, рост профессионального мастерства в значительной степени обуславливается тем, на­сколько совершенно педагогическое взаимодействие. Можно отметить, что педагогическое взаимодействие активно воздействует на формирование самооценки ребенка. Эксперты полагают, что педагог окажет положительное влияние на самооценку своих воспитанников, если, взаимо­действуя с ними, научит гордиться тем, что любой из них может делать хорошо, помогая понять тем самым собственные способности.

Воспитателям немало важно понимать и не забывать, что все без исключения оценочные воздействия взрослого имеют влияние на развитие самостоятельности и самооценки ребенка.

Большое значение при этом имеет овладение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих (Б.Г. Ананьев) функций педагогической оценки. Положительные результаты в развитии самооценки неуверенных в себе детей достигаются, когда педагоги следуют путем развития способностей ребенка, создания для него ситуаций успеха, часто хвалят, проявляют эмоциональную поддержку ребенка. Это положительно влияет на уверенность ребенка в собственных возможностях. Это доказывает, как передовой педагогический опыт, так и специально проведенные исследования.

Как считает В. Абраменкова, развитие в ходе дошкольного обучения правилам коллективного поведения дошкольников и привычки этого поведения вырабатывают у детей осознание необходимости действовать согласно этим правилам, оценку своего поведения с точки зрения поведения должного, основанного на мнении группы. В воспитание целенаправленности и планомерности волевых действий ребенка важную роль играет именно это сознание правил поведения, как регулирующих удовлетворение своих желаний, так и стимулирующих процесс преодоления своего нежелания.

Таким образом, можно отметить, что роль взрослого в психическом развитии ребенка имеет особое значение. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Родители для ребенка на первых порах становятся единственными носителями социальных отношений и единственным соединяющим звеном между остальными связями ребенка с миром. Однако, одного только общения с родителями недостаточно для полного развития малыша. Колоссальную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста имеют количество и качество общения с родителями, особенности семьи, родительское отношение к ребенку, супружеское взаимодействие и др.

Так же, нельзя не отметить что, в формирование самооценки большую роль играет детский сад и воспитатели. Именно развитие самооценки в младшем возрасте позволяет ребенку в дальнейшем осуществлять активный жизненный выбор, определяет уровень его стремлений и отношения с окружающим обществом. При этом важна гармоничность, согласованность в педагогическом и психологическом воздействии, которое оказывается на ребенка. Абсолютно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели и психолог стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение в группе, а дома родители или старшие братья, сёстры в силу своей некомпетентности сводили эти усилия к нулю. Поэтому важно проводить обучающие семинары, для ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

Уважение к детям, бережное отношение к личности ребенка это основа стратегии позитивного оценивания.

Для того что бы у дошкольника сформировалась адекватная самооценка, необходимо что бы действия воспитателя в детском саду и семье ребенка были согласованы. На любом этапе жизни ребенка, семья воспринимается как личный пример. Для ребенка такая взаимосвязь имеет важное значение, она имеет влияние на развитие жизненных ценностей, на формирование его поведения, характера и на отношение к окружающим его людям, и конечно же имеет большое значение на формирование личности в целом.

1. Долгова В.И., Попова Е. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками. Монография. — М.: Перо, 2015. — 208 с.

2. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1999. – С. 112.

3. Сатир В., Как строить себя и свою семью. — М. Педагогика-Пресс,1992. — 190 с.

4. Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm

5. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Гюру Эйестад; Пер. с норвежского Н. Шинкаренко. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 294 с.

6. Долгова В.И., Апплеева И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2016. — № 6 (136). — С. 222–226.

7. Аникович О.А., Лебедева О.В. Проблема формирования самооценки в период дошкольного детства

8. Долгова В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2016. — № 8. — С. 100–105.

9. Долгова В.И., Василенко Е.А. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 5. — Ч. 3. — С. 530–534.

10. Гармаш Л. Н. Рекомендации для воспитателей по формированию адекватной самооценки старших дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//kak znate.ru/docs/index-63727.html

11. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. — Кишинев: Штиинце, 1983. 112 с.

Развитие самооценки у дошкольников

Татьяна Плотникова
Развитие самооценки у дошкольников

Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания – осознанием себя и отношением к себе как физическому, духовному и общественному существу. Решающую роль в отношениях с окружающими людьми играет наше представление о себе. Осознание себя появляется на втором году жизни. В возрасте приблизительно полутора лет дети узнают свои лица и показывают себя на фотографии, называя свое имя. Предпосылка развития самосознания – отделение себя от других людей происходит в конце раннего возраста. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. А. В. Петровский отмечает, что в раннем возрасте, совершая объективно положительные поступки (принести маме тапочки, подать воду и т. п., дети не отдают отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которую дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференциация того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они научаются оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить и свои собственные поступки. Так развивается самооценка. Л. И. Божович, Н. А. Менчинская считают, что к концу раннего возраста в самосознании ребенка появляется центральное новообразование – «система я» и потребность действовать самому, потребность в реализации и самоутверждении своего Я. После возникновения «системы я» в психике ребенка появляется следующее новообразование – самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослого, «быть хорошим». В. С. Мухина, Л. А. Венгер, исследуя проблему формирования самосознания у дошкольников, отмечают, что, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт того, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, своих качествах. У младшего дошкольника нет еще обоснованного, правильного мнения о себе. Ребенок приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, даже не зная, что они собой представляют. Когда одного ребенка, утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, то он ответил: «Я не боюсь». Чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать сначала других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Но это происходит не сразу. Сначала дети повторяют оценку, высказанную взрослыми. То же самое происходит и при самооценке: «Я хороший, потому что мама так говорит».

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинается строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества.

Самооценка — одно из основных новообразований дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности. Самооценка определяет те свойства характера человека, которые он сам считает в себе самыми важными. Один выделяет такие качества, как доброта, другой же придает особое значение тому, интересный он человек или нет. В зависимости от возраста у детей в описании себя постоянно меняются категории. До семи лет, считают английские ученые, дети характеризуют себя в основном с внешней точки зрения. Они называют определенные заметные свойства, такие, как цвет волос, рост или любимое занятие. Они не отделяют внутренний мир от своего поведения и описания внешности

Одновременно с формированием представлений о себе дети оцениваю свои качества, на основе чего формируется самооценка. Психологические процессы самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Часть Я-Концепции может быть окрашена положительно или отрицательно, часть может быть нейтральной. Тот факт, что у человека темные или светлые волосы и тихий голос, входит в Я-концепцию, но свойства эти не рассматриваются как хорошие или плохие. Понятие самооценки, наоборот относится к тому, как человек оценивает свои собственные качества.

С. Г. Якобсон в своих исследованиях делает вывод о том, что регуляция морального поведения возможна уже в конце дошкольного возраста. После 5 лет возникает интерес детей к нормам и правилам поведения как ориентирам и основаниям для произвольного управления своим поведением. К шести годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими.

Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько отмечают, что в старшем дошкольном возрасте самооценка приобретает ряд возрастных особенностей. Самооценка ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Критерии самооценки в значительной степени зависят от педагога. Б. Г. Ананьев по этому поводу говорил, что оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитателя. В исследованиях установлена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы в группе. Оказалось, что дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит положение их в группе. Так, по данным исследования Т. В. Юркевич адекватно оценивали свои успехи в учебной деятельности 57% детей посещающих первый класс школы, на овладение которой обращал повышенное внимание педагог. В игровой деятельности 70% дошкольников оценивали себя адекватно, данная деятельность подвергалась частой педагогической оценке. Данные результаты подтверждают вывод о влиянии оценки педагогов на самооценку детей.

Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и педагогов наблюдается в системе межличностных отношений. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Эту особенность должны использовать воспитатели и родители при формировании самооценки у ребенка. Учеными установлено, что дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижают самооценку.

Л. И. Уманец считает, что развитие самооценки у дошкольников происходит при условии, когда ребенок не только объект, но и субъект деятельности. Регулятивная функция самооценки, по мнению автора, успешно развивается в игровой деятельности. Автором изучены особенности проявления регулятивной функции самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста, раскрыты механизмы влияния оценки игровой группы на самооценку старших дошкольников, выявлены формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности. Остановимся более детально на анализе проведенного исследования. Особенности самооценки в своем исследовании Л. И. Уманец рассматривал прежде всего в связи с выбором ролей; в качестве динамической характеристики самооценки использовались изменения притязаний ребенка исполнять ту или иную роль. Высокому уровню притязаний отвечал выбор детьми главных ролей, средний уровень притязаний был связан с выбором ролей помощников исполнителей главных ролей; низкий – с выбором рядовых ролей. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в воображаемых ситуациях дети всех возрастных групп выбирали для себя, как правило главные роли. В реальных игровых ситуациях была зафиксирована динамика притязаний. Она оказалась различной у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Так, испытуемые среднего дошкольного возраста не снижали свои притязания в реальных игровых ситуациях, претендуя на главные роли. При этом ожидали, что сверстники оценят их так же высоко. Дети старшего возраста изменяли свои притязания, включаясь в реальные игры: 22% испытуемых старшей группы и 61% подготовительной в условиях игр со сверстниками не выбирали главные роли. В старшем возрасте проявилась тенденция сближения самооценки с групповой.

Экспериментальные данные показали, что оценка игровой группы сверстников оказывает существенное влияние на самооценку детей старшего дошкольного возраста. Механизм данного влияния обусловливает сближение самооценки с групповой оценкой. Л. И. Уманец в своем исследовании показал. Что для изучения игровой деятельности дошкольников, особенно творческих игр, требуется разработка нового подхода. По мнению ученого, важно, чтобы каждый ребенок стал объектом положительного оценивания (на нравственной основе) со стороны других детей группы. Тем самым создаются предпосылки для повышения уровня реалистичности самооценки. В свою очередь, реалистичность, рефлексивность и нравственное содержание самооценок обеспечивают развитие их регулятивной функции. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности ученый выделяет наиболее существенные:

• собственные достижения и их самооценка;

• соотнесение своей оценки с общественной оценкой;

• отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.

Анализ исследований М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Г. А. Урунтаевой позволил выделить основные направления в развитии самооценки дошкольника:

1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;

2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;

3) возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе. Самооценка дошкольников опирается на учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Способность к самооценке ориентирует ребенка в его общении с окружающими. Самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка. Дети стремятся общаться со взрослыми не только по поводу внешних действий, но и по поводу внутренних состояний и переживаний. Понимание собственных переживаний возникает через высказывание вслух и осмысление их значения для себя. Развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста. Таким образом, в период дошкольного детства формируется особое миропонимание, которое включает общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире.

«Развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе» По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е. Е Кравцова.

Что стоит за формированием личности дошкольника? Что стоит за формированием личности дошкольника? Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ.

Развитие самооценки у дошкольника