Самооценка к чему относится

Мифология самооценки

Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психи ческого здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить ее любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе — залог успеха и процветания, и наоборот — заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем.

В Калифорнии в конце 80-х гг. по инициативе члена законодательного собрания штата Джона Васкончеллоса (John Vasconcellos) и губернатора штата Джорджа Дьюкмиджиана (George Deukmejian) была создана специальная комиссия по персональной и общественной ответственности. Васкончеллос утверждал, что повышение самооценки у молодежи приведет к снижению уровня преступности, наркомании, а также к предотвращению нежелательной беременности среди несовершеннолетних, загрязнения окружающей среды и т.д. Кроме того, он считал, что люди, высоко ценящие себя, якобы зарабатывают больше других, а потому платят немалые налоги. Помимо прочей деятельности комиссия собрала группу ученых для того, чтобы составить обзор литературы по данному вопросу. В результате в 1989 г. вышло в свет издание, озаглавленное «Социальное значение самооценки», в котором утверждалось, что «большая часть, если не все значительные проблемы, отягощающие жизнь общества, коренятся в низкой самооценке большого количества людей». Однако на самом деле в отчете не содержалось никаких доказательств в пользу данного утверждения.

Калифорнийская комиссия была распущена в 1995 г., однако ее дело продолжила некоммерческая организация под названием Национальная ассоциация за самооценку (National Association for Self-Esteem, NASE), основная задача которой сводилась (согласно ее официальному заявлению) к тому, чтобы «улучшать жизнь граждан, повышая их мнение о себе».

К сожалению, руководители NASE не ознакомились с новейшими исследованиями. Поэтому при поддержке Американского психологического общества мы составили обзор научной литературы по данной теме.

Как измерить самооценку? Для этого необходим надежный критерий ее анализа, однако большинство исследователей ограничиваются тем, что просто спрашивают у людей их мнение о себе. Ответы не всегда бывают объективны, поскольку все, естественно, хотят выглядеть лучше в глазах других. Но, к сожалению, психологи не располагают более удачным методом, позволяющим судить об уровне самооценки.

Результаты некоторых исследований говорят о том, что искусственное повышение самооценки учащихся может ухудшить академическую успеваемость.

Физически привлекательные люди склонны иметь высокое мнение о собственной персоне, поскольку окружающие чаще стремятся к общению с ними, они любимы супругами и друзьями и т.д. Но бывает и так, что люди с завышенным самомнением просто переоценивают свою внешность без особых на то оснований.

В 1995 г. Эдвард Динер (Edward F. Diener) и Брайан Волсик (Brian Wolsic) из Университета штата Иллинойс и Фрэнк Фуджита (Frank Fujita) из Университета штата Индианы в Саут-Бенда опросили большое количество людей, предлагая им поставить самим себе оценку. Затем их сфотографировали, и группа экспертов дала заключение об их внешних данных. Фотографии, сделанные в полный рост, не выявили достоверной корреля ции. Съемка крупным планом дала лучшие результаты, но и они вызывают сомнение, поскольку люди, которые себя любят, обычно стремятся выделиться, лучше одеваются, носят украшения. Затем экспертам показали фото тех же участников без прикрас, и было выявлено, что оценка, выставленная людьми своей внешности, не соответствует действительности.

Такое несовпадение должно было подействовать отрезвляюще. Вначале казалось, что тесная взаимосвязь между приятной внешностью и высокой самооценкой очевидна, но выяснилось, что она лишь отражает закономерность, согласно которой, поставив себе положительную отметку по одному параметру, люди обычно оценивают себя так же и по другому. Аналогично дело обстоит и с теми, кто обладает низкой самооценкой, они склонны к тому, что по-английски называется «флокси-носи-нигили-пили-фикацией» (floccinaucinihilipilification). Этот неудобо­произносимый термин, составленный из латинских корней, — одно из самых длинных слов, включенных в Оксфордский словарь, однако невозможно избежать соблазна привести его здесь. Оно переводится как «действие или привычка оценивать все как не имеющее никакой ценности». То есть люди, неудовлетворенные собой, склонны отрицательно оценивать не только себя, но и вообще все на свете.

Такая тенденция явно изменила некоторые выводы, сделанные учеными ранее. Например, некоторые психологи считали, что люди с низкой самооценкой относятся к окружающему миру с некоторым предубеждением. Однако Дженнифер Крокер (Jennifer Crocker) из Мичиганского университета в Анн- Арборе, подвергла сомнению такое мнение. В конце концов, если люди плохо думают о себе и о тех, кто отличается от них, вряд ли будет правильно назвать это предубеждением. Если попросить человека оценить членов некоей группировки или представителей сообщества, будь то национальность, профессия и др., то получится противоположный результат: с большим предубеждением к «чужакам» относятся как раз индивидуумы с высокой самооценкой. Привычка оценивать все как не имеющее ценности приводит также к тому, что те, кто пренебрежительно отзывается о себе, зачастую и к своей жизни относятся так же, в результате создается впечатление, будто именно низкая самооценка ведет к неудачам.

Само идентифи кация может быть неверной, поэтому мы решили отталкиваться от объективных критериев. Мы также не стали принимать во внимание утверждение о том, что корреля ция между самооценкой и некоторыми поступками означает наличие причинной связи между ними. Если высокая самооценка ведет к положительным результатам, то, вероятно, стоит приложить усилия, чтобы изменить в лучшую сторону представление человека о себе. Но если положительное представление о себе формируется вследствие достигнутых успехов, то повышение самооценки не приведет к положительным результатам. Мы начали нашу работу, длившуюся два года, с того, что познакомились с исследованиями, касающимися связи между самооценкой и академической успеваемостью.

Школьные годы чудесные

Вначале мы надеялись, что повышение самооценки станет мощным инструментом помощи школьникам и студентам: уверенность в себе позволит учащимся легче овладевать науками и защитит их от комплексов. Первые результаты опытов выявили положительную корреля цию между самооценкой и академической успеваемостью, подкрепив тем самым исходное утверждение. Однако дальнейшие исследования поставили под сомнение их прямую взаимозависимость.

Выводы о наличии причинно-следственной связи можно делать лишь в том случае, если испытуемых исследуют дважды в разное время. В 1986 г. Шейла Поттебаум (Sheila M. Pottebaum), Тимоти Кейт (Timothy Z. Keith) и Стюарт Эли (Stewart W. Ehly) из Университета штата Айовы протестировали более 23 тыс. учеников 10-го класса средней школы, а два года спустя, когда дети перешли в 12-й класс, опыт повторили. Самооценка десятиклассников лишь в незначительной степени позволяла предсказать, как они будут учиться в последний год. Академическая успеваемость школьников практически не влияла на их мнение о себе. Дальнейшие исследования показали, что повышение самооценки не способствовало улучшению отметок, а в некоторых случаях даже ухудшило успеваемость (см. иллюстрацию).

Сходные результаты были получены и при анализе взаимосвязи между степенью уважения к себе у работающих взрослых и результатами их деятельности. Простой поиск корреля ций дает некоторые положительные результаты, но не указывает прямо на то, ведет ли позитивное отношение к собственной персоне к успехам в работе или же дела обстоят как раз наоборот. В любом случае четкой взаимосвязи выявлено не было.

Отсутствие влияния самооценки на успехи в учебе или работе могло бы компенсироваться в том случае, если бы самоуверенность помогла человеку в общении. Обычно люди тянутся к самодостаточным, уверенным в себе и позитивно настроенным личностям, которые, как правило, убеждены в том, что популярны в коллективе, поэтому хорошо ладят со всеми. Между тем неуверенные в себе люди менее удовлетворены своими взаимоотношениями с обществом, конфликтны, и их стараются избегать. Однако, как показали исследования, проведенные в 1995 г. Джулией Бишоп (Julia Bishop) и Хейди Индербицен Нолан (Heidi M. Inderbitzen-Nolan) из Небрасского университета в Линкольне, такие утверждения не отражают реального положения дел. Ученые попросили 542 девятиклассников назвать самого популярного и самого нелюбимого одноклассника, и оказалось, что результаты никоим образом не соотносились с тем, что думали о себе тот и другой.

Исследования показали, что это верно и для взрослых коллективов. В конце 80-х гг. Дуэйн Бёрместер (Duane P. Buhrmester) из Техасского университета в Далласе и ее сотрудники обнаружили любопытное противоречие. Самоуверенные студенты были убеждены, что им легко удается завязывать отношения, оказывать эмоциональную поддержку однокурсникам и разрешать их конфликты. Однако их соседи по общежитию были совершенно иного мнения. По четырем из пяти исследуемых навыков общения корреля ция упала почти до нуля. Статистическая достоверность сохранилась лишь для способности идти на новые социальные контакты и заводить друзей: уверенные в своей привлекательности люди без стеснения вступают в разговор с незнакомцами, а личности, относящиеся к себе скептически, стараются воздерживаться от новых знакомств (см. иллюстрацию вверху).

Можно предположить, что подобные нюансы могут также влиять на удачливость человека в любви. В 2002 г. Сандра Мюррей (Sandra L. Murray) из Университета в Буффало пришла к выводу, что люди с низкой самооценкой часто ведут себя так, как будто постоянно опасаются быть отвергнутыми. Тем не менее, как выяснили исследователи, такое поведение не мешает семейным отношениям. Наоборот, угрозу семейному благополучию представляет повышенное самомнение партнеров. В 1987 г. Керил Расбалт (Caryl E. Rusbult), Грегори Морроу (Gregory D. Morrow) и Деннис Джонсон (Dennis J. Johnson) из Университета штата Кентукки выявили, что при возникновении проблем или конфликтных ситуаций самовлюбленные люди легче идут на разрыв отношений и начинают поиск нового партнера.

Секс, наркотики, рок-н-ролл

А что можно сказать о подростках? Каким образом их самооценка влияет на любовь и в особенности на половую активность? Результаты исследований не подтвердили тот факт, согласно которому неуверенность в себе побуждает молодежь рано вступать в половые отношения из страха оказаться хуже других. Однако было выявлено, что самоуверенные подростки менее закомплексованы, более склонны к риску и эротическим приключениям. Правда, неудачный сексуальный опыт или нежелательная беременность могут серьезно травмировать их и подорвать уверенность в себе.

Многие психологи долгое время полагали, что самомнение помогает людям избежать алкогольной и наркозависимости, поскольку считалось, что именно слабые люди ищут подобным образом утешения. Однако данные исследований этого не подтверждают. В 2002 г. Роб Макги (Rob McGee) и Шейла Вильямс (Sheila M. Williams) из медицинской школы Университета в Отаго в Новой Зеландии обнаружили, что нет никакой связи между самооценкой в возрасте 9-13 лет и алкоголизмом или наркоманией в 15. Даже в тех случаях, когда некая закономерность все же прослеживается, она не выходит за рамки допустимой погрешности. Можно все же установить некоторую зависимость между употреблением наркотиков и низкой самооценкой. В частности, Джуди Эндрюс (Judy A. Andrews) и Сьюзен Дункан (Susan C. Duncan) из Оре­гонского исследовательского института заметили в 1997 г., что снижение успеваемости может вызвать понижение самооценки, что, в свою очередь, порой приводит к употреблению марихуаны. Однако такая взаимосвязь очень слаба.

Люди с высокой самооценкой значительно счастливее остальных. К тому же они меньше подвержены депрессии.

Интерпретация результатов изучения пристрастия к алкоголю и наркотиками осложняется и тем, что одни люди приобщаются к ним из любопытства или в поисках необычных ощущений, в то время как другие, погружаясь в иллюзорный мир дурмана, стремятся уйти от своих проблем. Поэтому никаких безоговорочных утверждений здесь сделать нельзя. То же самое относится и к табакокурению.

Кроме того, многие исследования включают в одну группу как людей со здоровым самоуважением, так и тех, кто лишь пытается демонстрировать уверенность в себе или страдает нарциссизмом. Неудивительно, что в результате появляются неубедительные или противоречивые результаты.

Неуспевающие студенты были в самом начале эксперимента разделены на две равные группы с примерно одинаковыми оценками. Раз в неделю ребята из первой получали по электронной почте сообщение, целью которого было повысить их самооценку (как в примере, приведенном слева). Вторая группа получала сообщения, которые должны были развивать в них чувство личной ответственности за свою успеваемость (справа).

К концу курса средняя оценка у студентов первой группы упала ниже 50%, т.е. стала неудовлетворительной. Средняя оценка у учащихся второй группы составила 62%, что считается хотя и очень плохой, но все же положительной отметкой.

Однако другие исследования показывают, что ученики, обладающие высокой самооценкой, не только лучше учатся, но и более уверены в своих силах.

Ученые попросили студентов записать, о чем они думали, когда стремились получить хорошие оценки. Те, кто с каждым разом учился все лучше и лучше, думали примерно так:
«Я могу гордиться собой».
«Мне это по силам».
«Я лучше большинства других учеников этой школы».
«Я доволен собой».
Студенты, успеваемость которых не улучшалась, думали так:
«Мне стыдно за себя».
«Я не достоин учиться в колледже».
«У меня нет никаких способностей».

ВЫВОД: Держи голову — и свою самооценку — выше.

Однако результаты других работ показывают, что учащиеся, сознающие собственную личную ответственность за свою успеваемость, не только лучше учатся, но и осознают, что сами могут влиять на результаты своего труда.

Ученые попросили студентов записать, о чем они думали, когда стремились получить хорошие оценки. Те, кто с каждым разом достигал все более высоких показателей, думали так:
«Мне нужно заниматься еще упорнее».
«Я смогу выучить материал, если постараюсь».
«Я могу контролировать то, что произойдет со мною на занятиях».
«У меня есть все, что требуется».
Студенты, успеваемость которых не улучшалась, думали так:
«Это не моя вина».
«Контрольная была слишком трудной».
«Я не силен в этом предмете».

ВЫВОД: Возьми на себя ответственность за свою успеваемость.

На протяжении десятилетий психологи были убеждены, что низкая самооценка — одна из причин агрессии. Р. Баумейстер в 1996 г. попытался опровергнуть это утверждение. Проанализировав многочисленные исследования, он пришел к заключению, что человек, осуществляющий преступный замысел, как правило, обладает хорошим или даже завышенным мнением о себе.

Дан Ольвеус (Dan Olweus) из Университета Бергена был в числе первых, кто усомнился в том, что под грубой внешней оболочкой хулигана скрывается страдающая и закомплексованная личность. Ольвеус не проводил непосредственных измерений самооценки подобных персонажей, но заметил, что, согласно самоотчетам, агрессивные дети меньше других страдают от тревожности и вполне уверены в себе. По всей видимости, то же самое относится и к взрослым, склонным к насилию, считает Баумейстер.

Придя к выводу, что высокая самооценка не снижает склонности к асоциальным действиям, не отражается на пристрастии к алкоголю, табаку, наркотикам и сексу и не влияет на успеваемость или профессиональный успех, мы задались целью посмотреть, каким образом самомнение связано с представлениями о счастье.

Результаты исследований показали, в частности, что уверенные в себе люди меньше подвержены депрессии. В 1995 г. Эдвард Динер (Edward F. Diener) со своей дочерью Мариссой (Marissa Diener), психологом из Университета штата Юта, провели опрос более 13 тыс. студентов колледжей и пришли к заключению, что высокая самооценка — важнейший фактор, определяющий степень общей удовлетворенности своей жизнью. В 2004 г. Соня Любомирски (Sonja Lyubomirsky), Крис Ткач (Chris Tkach) и Робин Ди Маттео (M. Robin DiMatteo) из Калифорнийского университета в Риверсайде сообщили о результатах исследования, в котором участвовало более 600 человек в возрасте от 51 до 95 лет. И снова оказалось, что самооценка и ощущение счастья оказались тесно взаимосвязанными. Однако прежде чем можно будет с уверенностью сказать, что одно обеспечивает другое, необходимо провести специальные исследования, которые устранят недочеты всех предыдущих.

Во-первых, требуется выявить наличие причинно-следственной связи. Вероятно, человек с высокой самооценкой склонен считать себя счастливым, но этого не было доказано ни одним исследованием. Возможно, успех в профессиональной деятельности, учебе и личном общении одновременно дает и ощущение радости жизни, и хорошее мнение о своей персоне, а неудачи делают человека несчастным и неуверенным в себе. Скорее всего, сама склонность индивидуума к позитивному восприятию мира обеспечивает ему высокую самооценку.

Во-вторых, следует признать, что понятие счастья (как, впрочем, и депрессии) было исследовано в основном путем опросов, и в результате склонность некоторых людей к негативному отношению к окружающим может обусловить как низкую оценку самих себя, так и других аспектов жизни. Действительно, нелегко доказать, что человек на деле куда счастливее (или несчастнее), чем он сам полагает. Очевидно, объективные оценки счастья и депрессии получить трудно, но это не означает, что оценки, данные в самоотчетах, следует принимать безоговорочно.

Должны ли родители, педагоги и врачи любой ценой пытаться поднять самооценку у своих подопечных? В некоторых случаях это весьма полезно, т.к. уверенный в своих силах человек успешнее противостоит неудачам и хорошо работает в коллективе. А неудовлетворенность собственным имиджем может привести, например, к расстройствам аппетита, в особенности к булимии, как установила Кетлин Вос и ее коллеги в 1999 г. Другие взаимосвязи труднее доказать объективно, но в целом мы склонны согласиться с тем, что самооценка и ощущение счастья идут рука об руку.

Однако если возросшее самомнение позволит некоторым людям требовать особого отношения к себе или же эксплуатировать окружающих, это приведет к негативным социальным последствиям.

Таким образом, мы не нашли доказательств того, что завышенная самооценка граждан способна принести какую бы то ни было пользу обществу в целом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • The Social Importance of Self-esteem. Edited by Andrew M. Mecca, Neil J. Smelser and John Vasconcellos. University of California Press,1989.
  • Violent Pride. Roy F. Baumeister in Scientific American, Vol. 284, No. 4, pages 82-87; April 2001.
  • Does High Self-Esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? Roy F. Baumeister, Jennifer D. Campbell, Joachim I. Krueger and Kathleen D. Vohs in Psychological Science in the Public Interest, Vol. 4, No. 1, pages 1-44; May 2003.

    ОБ АВТОРАХ:
    Рой Баумейстер (Roy Baumeister), Дженнифер Кемпбелл (Jennifer D. Campbell), Джоаким Крюгер (Joakim I. Kruger) и Кетлин Вос (Katheleen D. Vohs) опубликовали статью о самооценке в журнале Psychological Science. Баумейстер, бывший ранее профессором психологии в Западном резервном университете Кейса, в 2003 г. стал профессором психологии в Университете штата Флорида. Кемпбелл является почетным профессором психологии в Университете Британской Колумбии в Ванкувере. Крюгер – профессор психологии в Университете Брауна. Вос заведует канадской научно-исследовательской кафедрой маркетинга и психологии потребителя в Школе бизнеса Саудера при Университете Британской Колумбии.

    Об авторе:
    Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

    Самооценка к чему относится

    Техники быстрого засыпания

    В практике осознанных снов очень важно научиться быстро засыпать. Случается, что после того как.

    Стадии переживания горя: не всё так просто

    Интернет-пользователь привык полагать себя сведущим в психологии. Хотя бы на самом общем уровне.

    Я люблю одиночество

    Психолог Лилия Ахремчик об одиночестве и любви к себе: Время, когда нет детей, мужчин.

    Как самооценка влияет на вашу жизнь


    То, как человек ощущает себя в обществе и как относится к себе, влияет в большей степени на его жизнь. Чаще всего люди с повышенной самооценкой добиваются наибольших успехов в жизни, а того, кто чувствует неуверенность в себе, наоборот преследуют неудачи.

    От вашей самооценки зависит многое, это и ваше отношение к себе, и восприятие вас окружающими. Ведь так, как вы себя чувствуете, так и другие люди будут вас воспринимать. Причин, которые влияют на самооценку очень много и у каждого они индивидуальные. У кого-то комплекс неполноценности заложен еще с детства, часто такое встречается, если ребенка не хвалили, не выражали любовь по отношению к нему, а только ругали. Так у человека появляется постоянный страх, что он опять сделает что-то не так, что он не умеет делать правильно. Также низкая самооценка может быть из-за особенностей внешности. Вы можете найти в себе множество недостатков, из-за которых будете чувствовать себя неуверенно в обществе. Некоторые постоянно себя сравнивают с другими и когда видят человека, который им кажется умнее и красивее, то сразу же чувствуют себя неловко и стараются меньше обращать на себя внимание.

    Все развитые в нас комплексы и наша низкая самооценка негативно сказываются на нашей жизни в целом. Если вы всегда чувствуете скованность и излишнюю стеснительность, то вам сложно построить личную жизнь. Ведь чаще всего мужчины выбирают девушек, которые уверены в себе. В работе также вас будут ждать неудачи, так как начальник лучше поручит важное дело активному и целеустремленному сотруднику, чем тому, кто боится одного его вида. Да и сами вы из-за неуверенности в своих силах вряд ли возьметесь за ответственную работу, и соответственно, так и будете сидеть в своей должности, только лишь мечтая о повышении. Также низкая самооценка отрицательно влияет и на ваше здоровье. Ведь из-за скованности и страха все ваше тело находится в постоянном напряжении, а это очень плохо для всего вашего организма. В тоже время, когда вы находитесь в компании людей, которых считаете лучше себя, вы испытываете стресс, который негативно влияет на ваше психологическое состояние.

    Если вам надоело жить в постоянном стеснении и страхе, необходимо избавляться от комплексов и повышать свою самооценку. Если вы считаете, что у вас имеются недостатки во внешности, то должны же быть и достоинства. Найдите то, что вам в себе нравится, перечислите все свои хорошие стороны, а лучше выпишите на лист и перечитывайте каждый день. Если вас не устраивает ваша фигура, то это всегда можно исправить с помощью физических упражнений. Какие это будут нагрузки, решите сами, может вам нравятся танцы, бег или фитнес, найдите то, что подходит вам. Перестаньте себя сравнивать с другими, ведь каждый человек индивидуален. Если у кого-то что-то получается лучше чем у вас, то это не значит, что этот человек во всем лучше вас, ведь наверняка есть те вещи, которые вы делаете лучше других. В этом и есть отличия между людьми, каждый имеет свои способности, но это не значит, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Также и в работе, не бойтесь браться за что-то новое, лучше попробовать и научиться на своих ошибках, чем не пробовать вообще.

    Чтобы изменить свою жизнь нужно начать с перемен в себе. Станьте увереннее, делайте то, что вам хочется, и не сравнивайте себя с другими. Ведь это ваша жизнь, и лишь от вас зависит, как она сложится.

    Когда ты веришь, ты способен достичь цели. (Губерт Хемфри)

    Почему для нас так важна самооценка и уверенность в себе? Самооценка дает нам чувство достоинства, а уверенность – право на счастье.

    Самооценка — это вера в себя и в свои силы.

    Уверенность в себе – это отсутствие страхов и эмоциональных комплексов. Без уверенности в себе трудно достичь желаемых целей. Как показывает практика то, чего человек добивается, чаще зависит от силы его уверенности в себе. Например, человек принял для себя решение открыть свой бизнес или написать диссертацию, а ему родственники и друзья говорят «Ты что, самый умный?», «Как ты собираешься это делать?» и т.д. И у нас после таких вопросов начинают появляться сомнения, страхи, неуверенность, которые мешают нам реализовать в жизнь свою заветную мечту, прийти к намеченной цели. В данный момент очень важно искренне дать себе ответ на вопрос «Почему этот человек задает мне такие вопросы?». Люди, которые в нас верят и искренне любят всегда поддержат, помогут реализовать намеченные планы.

    Неуверенность в себе основана на негативной информации, которая находится в подсознании человека: отношение к Вам близкого окружения, собственная самокритика, болезненный жизненный опыт и многие другие факторы. Эта информация закрепляется в виде установок («Ты лентяй» или «Ты труженик»), которые мы получаем от родителей, друзей, знакомых, коллег по работе и т.д. Порой мы не замечаем, что живем с чужими установками, считая их своими убеждениями. Психологи отмечают, что легко управлять неуверенными людьми. Неуверенный в себе человек всегда ведомый, он редко проявляет инициативу, озвучивает свои мечты. Уверенный в себе человек знает, что его способностей и энергии достаточно, чтобы добиться того, чего он хочет. Наша уверенность исходит из самооценки.

    Самооценка – это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе, оценивание себя, своих личностных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка является одним из важнейших регуляторов поведения личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

    Самооценка выполняет ряд функций:

    * регуляторную, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;

    * защитную, обеспечивающую относительную стабильность и независимость личности;

    * функцию развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

    В современной психологии есть три вида самооценки: заниженная, адекватная и завышенная. Если самооценка занижена, человек просто не способен увидеть и оценить свои хорошие качества – он считает себя неудачником («Я неудачница», «Я недостойна того, что имею», «Я всегда поступаю неправильно»), у него постоянно присутствует чувство вины (чаще всего абсолютно необоснованное), нет стимулов добиваться поставленных целей. Низкая самооценка может привести к различным проблемам, как в карьере, так и в личной жизни. Люди, которые имеют заниженную самооценку, не добиваются своих целей, не могут радоваться жизни, считают, что недостойны даже того, что по праву заслужили…а значит, не могут стать счастливыми. Низкая самооценка легко может перейти в депрессию, так же способна создать психическое, физическое и социальное отчуждение. Причиной формирования низкой самооценки является то, что люди больше всего обращают внимание на негативные вещи, нежели на положительные.

    Если человек имеет адекватную самооценку, он способен использовать свои хорошие качества и бороться с плохими. Адекватная самооценка позволяет оценить нам свою индивидуальность: развиваться в работе, достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, радоваться своим успехам и стремиться к большему развитию.

    Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного и счастливого человека, независимо от вида деятельности. Люди с высокой самооценкой, как правило, ставят перед собой большие задачи и стремятся к большим достижениям. Вы часто встречали людей с заниженной самооценкой, стремящихся к великим успехам?

    О самооценке человека можно судить на основании того, что человек о себе думает («Меня здесь знают и уважают» — либо «Я здесь никто»), что человек по поводу себя чувствует (гордость либо желание провалиться сквозь землю) и как человек себя ведет, как он себя держит (уверенно и робко, достойно либо тушуясь). Главное не в том, насколько Ваша самооценка высока или низка, а в том, насколько она адекватна. Любая самооценка субъективна, главное каждому человеку выявить свои способности и реально оценить свои возможности.

    Самооценка зависит от самого человека, значит, в наших силах её повысить и приобрести уверенность.

    Предлагаю Вам 10 советов по коррекции заниженной самооценки.

    1. Любите и цените себя! Невозможно относится с уважением к человеку, если он сам себя не уважает и не любит.

    2. Будьте верны себе, своим взглядам и убеждениям. Тот, кто только и делает, что оправдывает ожидания других, рано или поздно потеряет себя. Каждый имеет право быть таким, какой он есть. Постоянно следуя чужим советам, самооценка будет понижаться, поэтому прислушивайтесь к себе, своим потребностям и желаниям!

    3. Старайтесь заниматься тем, что Вам нравится. Найдите в своей работе то, что доставляет Вам удовольствие, дает возможность почувствовать себя ценным и незаменимым. Все что мы делаем с любовь, приносит нам радость и счастье.

    4. Планируйте свои дела. Это поможет избежать «безвыходных» ситуаций, которые могут вывести Вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.

    5. Заведите журнал успеха. Каждое свое достижение (в любой области, будь то работа, хобби или отношения с женщиной/мужчиной) записывайте. Периодически перечитывайте свои записи.

    6. Избавляйтесь от жалости к себе. Жалея себя, Вы будете вызывать жалость у других, казаться окружающим беспомощным и неполноценным. Самодостаточные и уверенные в себе люди не вызывают у нас к себе жалость.

    7. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Каждый из нас индивидуален и уникален, со своей судьбой, своими радостями и трудностями. У каждого свой жизненный путь, который ему надо достойно пройти.

    8. Составьте список своих достижений и положительных качеств. В первый список внесите все свои успехи, начиная со школьных лет и по сегодняшний день. Возьмите себе за правило каждый день вносить в список достижений новый пункт, вписывайте даже самые, казалось бы, незначительные мелочи. В список положительных качеств внесите все свои хорошие качества, не менее 20 пунктов. Просматривайте эти списки каждый день – очень способствует повышению самооценки!

    9. Используйте аффирмации (краткая фраза, которая при многократном повторении закрепляет установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в его жизни). Например: «Я – успешная личность», «Я создаю жизнь, полную изобилия», «Я развиваюсь и становлюсь лучше во всем» и др. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда

    Вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

    10. Обратите внимание на свою одежду и прическу, что и как Вы носите? Одевайтесь красиво и аккуратно дома и на работе.

    11. Перестаньте жаловаться. Если Вы жалуетесь, то Вы – источник негатива. Это опасно, потому что у окружающих формируется определенное мнение: «Он (она) всегда такой (-ая) несчастная, ей уже не поможешь!». Вы этого хотите? Только слабые и неуверенные в себе люди пытаются вызвать к себе жалость.

    12. Перестаньте оправдываться перед собой и окружающими. « Никогда не оправдывайся — твоим друзьям это не нужно, а враги все равно не поверят». Успешный человек с адекватной самооценкой всегда адекватно признает свои ошибки.

    13. Любите свое тело. Начните заботиться о теле, посещайте косметолога, массажиста, занимайтесь физическими нагрузками. Регулярные занятия спортом повышают настроение, уверенность в себе.

    14. Окружайте себя позитивными и целеустремленными людьми. Именно такие люди помогут Вам поднять самооценку, вселят в Вас чувство уверенности.

    15. Помогайте тем, кому Вы можете помочь. Когда вы делаете что-то для других, Вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а Ваши самооценка и уверенность повышаются.

    16. Улыбайтесь себе. Говорите комплименты. Делайте себе подарки. Проснувшись утром, встаньте перед зеркалом и скажите себе, что Вы самая красивая и самая умная. Вы самая обаятельная и привлекательная. Вы самая лучшая. Говорите себе добрые слова. Не забывайте себя хвалить за каждое дело. Дарите себе цветы и другие подарки, например, поход по магазинам. Восхищайтесь собой!

    Самое главное – действуйте! Повышайте свою самооценку и уверенность в себе, тогда сможете добиться многого в этой жизни. Радуйтесь каждому дню и верьте в себя!

    Любовь Пляка, ведущий практический психолог НФаУ, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

    Как формируется самооценка человека?

    Чтобы решить проблемы, связанные с самооценкой, необходимо знать, как она формируется. В этой статье мы разберем этот вопрос, а также узнаем, что такое самооценка, зачем она нужна, чем она нам может быть полезна.

    Что такое самооценка?

    Самооценку можно определить, как навык, способность воспринимать и оценивать себя как личность, свои действия, свои результаты. То есть самооценка — это некий фильтр между тем, что проецируется в голове человека и тем, кто он есть на самом деле. Самооценка — это внутренний образ «Я», призма восприятия. Самооценку можно сравнить с зеркалом или сенсором, благодаря которому человек получает обратную связь на свои действия.

    Чем полезна самооценка?

    Во-первых, благодаря самооценке человек может развиваться. С её помощью он воспринимает себя, как часть социума, и видит, что у него в каких-либо проявлениях жизни есть слабые стороны. Во-вторых, при помощи самооценки он может понять, как это можно исправить. Т.е. получая объективную информацию через инструмент самооценки, человек может себя трансформировать, менять, улучшать и, соответственно, получать лучшие результаты, меняя свою жизнь в качественную сторону, становиться более счастливым. Самооценка помогает улучшать свою жизнь в материальном, духовном плане, делать её эмоционально насыщеннее. Но всё это возможно только в том случае, если человек реально воспринимает себя и получает объективную информацию с помощью своей самооценки.

    Как формируется самооценка?

    Важно понимать, что самооценка — это динамическая часть личности. В процессе жизни она постоянно меняется. Это может происходить раз в несколько лет, может чаще, в зависимости от того, что окружает человека. Начав формироваться в раннем детстве, в течение жизни самооценка постоянно меняется. Это динамичный показатель.

    Самооценка начинает формироваться, как только ребёнок начинает воспринимать себя, как личность, примерно в возрасте 1-1,5 года. Ребёнок считывает различные навыки взрослых, копирует их, в том числе и самооценку. То есть, он учится воспринимать мир так же, как люди, с которым он взрослеет, как принято в той среде, в которой он растет. Ребёнок копирует различные моменты поведения, в том числе и самооценку. Именно в детстве закладывается базис – то, как человек относится к себе. Так же на формирование базиса самооценки оказывает влияние эмоциональное отношение к ребёнку. Если к нему относятся с любовью, то будет адекватное восприятие себя. Если к нему относятся пренебрежительно, то самооценка будет значительно ниже, и себя он будет воспринимать по-другому. Таким образом, в детстве закладывается глубинный уровень самооценки. Но это только начало.

    Дальше ребенок попадает в социум. Например, в детский сад, или сразу в школу. Его круг общения расширяется. Он начинает взаимодействовать с друзьями, в школе со сверстниками, одноклассниками, может быть, с более старшими ребятами. И уже в социальном взаимодействии на самооценку влияет отношение к нему – то, как его воспринимают. Если он попадает в достаточно адекватный, здоровый социум, самооценка у него будет выше. Если к нему относятся хорошо, уважительно. Если в том социуме, куда он попал, принято уважительно относится друг к друг, то его самооценка будет выше. Отношения формируют дальнейшие слои структуры самооценки. Если ребёнок попадает в низкоранговый, маргинальный социум, например, в класс, где учатся одни двоечники или дети алкоголиков, то и отношения в этом коллективе, и собственная самооценка других детей будет другая. Если с раннего детства к ним относились, как к чему-то, чего не существует, то соответственно, и самооценка у них «ниже плинтуса». Через взаимодействие, через коммуникацию в таком социуме самооценка ребёнка страдает.

    Следующий уровень – это непосредственно оценки, которые дети получают, начиная со второго класса. И хотя в первом классе оценки не ставят, учителя интонационно по привычке показывают своё отношение, что тоже оказывает влияние. Вся система образования в школе и институте построена на том, что человек приучается сдавать экзамены, его постоянно оценивают в числовом варианте. С одной стороны, это объективный показатель качества учебы, а с другой стороны, он имеет негативное влияние, потому что и школа, и институт отучают людей ошибаться. Человек делает ошибку — ему ставят двойку. Это влияет на самооценку, на его внутренний образ «Я». Он воспринимает это так: «Раз мне поставили двойку, значит, я стал хуже». А на самом деле, количество ошибок – это активность, вероятность того, что он чего-то достигнет, чему-то новому научится. Чем больше человек ошибается, тем больше практических навыков и результатов он может получить. В этом смысле наша система образования имеет существенный минус.

    На дальнейшее формирование самооценки влияют непосредственные результаты, когда человек начинает взаимодействовать с другими людьми в рабочем порядке. Например, он устраивается на наемную работу, или у него появляются какие-то коммерческие взаимоотношения с окружающими людьми, он что-то продает, предлагает какие-то услуги. На самооценку влияет само это взаимодействие, заработанные деньги. Если человек работает на наёмной работе, то там компания выстраивает систему правил, мотивации, определяет, что можно, что нельзя. Через обратную связь в виде премиальных выплат, отношения начальника, также оказывается влияние на самооценку сотрудников. В зависимости от системы мотивации в компании, люди могут себя воспринимать и ощущать совершенно по-разному.

    Если человек находится во фрилансе, то, на мой взгляд, это более здоровая среда для формирования самооценки. Человек получает более объективную обратную связь. Не компания выстраивает для него правила, а живые клиенты. Им не интересно влиять на его самооценку, им интересно получать результат, что-то полезное. У них есть свои реальные интересы. Благодаря такому реальному взаимодействию с клиентами, формируется и даже видоизменяется самооценка. Поскольку постоянно идет объективная обратная связь, то это самый здоровый и полезный вариант взаимодействия. Человек понимает, чего ему не хватает, что он хорошего даёт людям, за что они готовы платить, за что не готовы платить. Это даёт возможность оперативно обучаться, развиваться, предлагать более качественные услуги. И в результате человек очень быстро растет, в отличие от наёмной работы, где система выстроена и она стабильна. Так же и в предпринимательской деятельности, в свободном плавании, человек более динамично развивается, потому что сами условия взаимодействия заставляют его меняться и выходить на новый уровень. Тогда он может получать больший доход, меньше работать, достигать своих личных целей, преследовать личные интересы.

    Даже пройдясь по этим четырем уровням, можно понять, как поднять самооценку. Самооценка – это динамический параметр, она меняется. И если человек занимается правильной деятельностью, самооценка будет с каждым новым чеком, с каждой полученной премией подниматься сама по себе.

    Что делать, если проблема с самооценкой сформировалась в раннем детстве?

    Другая ситуация, если есть негативное влияние прошлого. При формировании самооценки слои накладываются последовательно. Детство находится в самых глубоких слоях психики, оно уже забыто, и детский опыт влияет на самоощущение как фоновое состояние. Если ребёнок в детстве скопировал пример плохой самооценки от родителей, то во взрослом возрасте, когда он получает хорошие результаты, внутренне, на эмоциональном уровне, опыт детства будет мешать радоваться своим достижениям. Результаты хорошие, а приятных эмоций и ощущений от этого мало.

    И наоборот, если в детстве ребенок был, допустим, единственным в семье, получал большое количество внимания, ему всё разрешали, всё прощали, то на уровне эмоций и ощущений у него формируется мнение, что он центр земли. Он принимает решение, что он самый главный. При чём, он неосознанно это принимает, а на уровне ощущений. В самых глубинных слоях это отпечатывается. И у него формируется внутренняя потребность быть в центре внимания, быть самым лучшим. Если попадая в социум, взаимодействуя с людьми, он не реализует эту потребность в его работе, в его социальном окружении, поскольку у других людей свои интересы и его эгоцентризм никому не нужен, у человека возникает конфликт. Это конфликт между глубинным самоощущением, которое заложилось в детстве, и теми реальными результатами, которые он получает во взрослом состоянии.

    Психика так устроена, что эти глубинные слои медленно меняются. Человек приходит в этот мир и сначала формирует правила, они запечатываются в его психике, и потом он по ним живет. Известны случаи, когда дети вырастали в среде животных. Детский период, когда они обучаются копированию проходил, и в дальнейшем такие дети уже не были способны социализироваться и взаимодействовать в людском обществе. Человеку дана возможность научиться в детстве очень быстро и многому. И то, что он вобрал в детстве, остаётся с ним на всю жизнь. Точечно, не полностью все, но самые насущные, наболевшие проблемы детства можно прорабатывать подробными и глубинными методами психологической работы. Например, гипнозом, трансовыми техниками. Это устраняется не за один-два раза, а целенаправленной работой, в течение одного, двух, трёх месяцев. В основном это связано с измененными состояниями сознания, с трансовыми техниками. С их помощью можно каким-то образом подкорректировать, изменить эмоциональный фон на более полезный и адекватный.

    Самооценка к чему относится