Обязательство и самооценка

Семинар – практикум для родителей с элементами тренинга «Как развивать самооценку, ответственность и самоконтроль у подростков»

Отдел образования администрации г. Снежное

Городской методический кабинет

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 9 г. Снежное ДНР

Семинар – практикум для родителей

с элементами тренинга

«Как развивать самооценку, ответственность

и самоконтроль у подростков»

(Открытое мероприятие для родителей)

Практический психолог – Зинченко Ирина Алексеевна

Цель проведения семинара практикума с элементами тренинга: помочь родителям понять внутренний мир своих детей, определить значение «ответственности», «самооценки», «самоконтроля», дать советы, как помочь их сформировать, отработать полученные знания в практической деятельности.

Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.

Практический психолог: Добрый день, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства.

Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч, представится (имя ребенка, свое имя отчество, место работы).

2. С каким настроением вы пришли на занятие? Чего ожидае­те от него?

1. Мини-лекция «Подростковый возраст».

Тема нашей встречи «Как развивать самооценку, ответственность и самоконтроль у подростков» выбрана не случайно, ведь подростковый возраст – важнейший этап жизни человека, время выборов, которое во многом определяют последующую судьбу.

Подростки страдают от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые — дети стали замкнуты, грубы, неоткровенны. Я вам предлагаю поиграть со мной в игру «Никто не знает, что я . ». Участники встают в круг. Психолог бросает кому-либо мяг­кую игрушку, говорит: «Никто не знает, что я в детстве. » и добавляет то качество или поступок, о котором, на его взгляд, не догадываются участники семинара.

Да, мир подростка сложен, но он открыт для понимания. Быть понятым — самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, как.

Сегодня наша встреча и ставит цель: помочь этому пониманию.

2. Мини-лекция «Что такое ответственность и с чего она начинается?»).

Ответственность — это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Давайте с вами рассмотрим условия ответственности:

Условия воспитания ответственности:

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Учёт особенностей характера.

Продолжительность и постепенность.

Учёт личного опыта.

— С чего же начинается воспитание ответственности? А начинается оно с того, что:

1. Подросток должен знать, что окружающие люди нуждаются в нём, ощущать себя равноправным членом семьи.

2. Позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе, не торопите его. А если у него не получается как нужно, ваша главная задача — убедить, что он учится, растёт и каждый день у него прибавляется опыт и умение.

3. Сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.

4. Поручайте ребенку посильное дело, чтобы он понимал: если он не выполнит его, то он подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

5. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький.

6. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его и верите в его силы.

7. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Практический психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Ро­дители внимательно слушают то, что говорит ведущий, и вы­полняют указания.

— Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

Практический психолог обращается к родителям с вопросами:

— У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Каков смысл задания?

Модно сделать такой вывод:

— Каждый понимает инструкцию по-своему и все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли? Был бы пример — у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как пра­вильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит.

Мини-лекция практического психолога «Что же такое самооценка и что необходимо знать родителям».

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих способностей, возможностей, качеств, особенностей своей деятельности.

Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно. А в подростковом возрасте ее значение переоценить невозможно! В случае, если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Что означает «адекватная»? Когда ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом.

Отмечу сразу, что с первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь малыш сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят. Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других – понижается.

В подростковую пору на первый план выходит общение.

Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы подросток понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.

Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.

Что же необходимо делать родителям, чтобы самооценка подростка была адекватной:

1. Хвалить своего ребенка даже за небольшой успех.

2. Создавать “ситуацию успеха”.

3. Возвышать ребенка в его собственных глазах.

Воспитать ребенка, уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все!

4. Мини-лекция «Самоконтроль подростка».

Самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля — нет свободы, нет ответственности, нет личности.

Когда ребенок мал и почти не отвечает за свои поступки, родители берут практически всю ответственность за его поведение на себя. Когда же ребенок становится подростком, он испытывает тягу к независимости и стремится уже сам контролировать свои действия и принимать самостоятельные решения. Задача родителей — сделать этот переход по возможности ровным и безболезненным. Чтобы выполнить эту задачу нужно признать тот факт, что стремление к независимости — естественное явление.

Подросток, повзрослев, перестанет быть зависимым от родителей. От родителей требуется контролировать силу этого влечения, соизмеряя ее с уровнем зрелости подростка. Здесь лучшим индикатором является степень доверия своему подростку и его способность контролировать свое поведение. Чтобы подросток продолжал нормально развиваться и учился отвечать за свое поведение, он должен испытать на себе результаты этого поведения: положительные (вследствие правильного, ответственного поведения) и отрицательные (как следствие неправильного, безответственного).

Взрослые должны быть последовательны в своих решениях и справедливы и ни в коем случае не должны зависеть от чувств подростка.

Итак, мы вновь возвращаемся к тому, как важен самоконтроль родителей и умение принимать решения, основанные на четких, логических рассуждениях, а не на порывах и импульсах. Любое решение или правило требует обоснования.

Существуют две формы самоконтроля:

1. Поведенческий самоконтроль: контроль собственных действий и воздействий.

2. Эмоциональный самоконтроль: контроль собственных эмоций и состояний.

Родителям, желающим, чтобы подростки делились с ними в трудные моменты жизни своими переживаниями, нужно начинать общение с ребенком, когда он еще не умеет разговаривать.

И еще один важный момент: родителям необходимо уважать себя. Нужно взять обязательство помогать ребенку становиться полноценной, развитой личностью, работать над формированием положительных взаимоотношений с ними, помогать им справляться с агрессивностью.

Семья должна понять ребенка, его желания и интересы, терпеливо помогая осуществлению одних и столь же терпеливо отсекая другие. Нужно попытаться быть как можно честнее перед собой и перед ребенком.

4. Подведение итогов встречи.

Практический психолог: правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Поэтому старайтесь жить так, чтобы всё было хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и вы увидите — ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучать добро, ласку и заботу.

Счастливы там, где есть взаимопонимание. Только когда МЫ вместе, ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

Обязательство и самооценка

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

Пономарев Я. А Психология творчества,— М., 1976.’

Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976.

.. 7 * Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека — М., 1996.

Самосовершенствование как один из основных способов максимальной реализации творческого потенциала

Одной из составляющих предмета акмеологии являются про­цессы самореализации в профессиональной сфере: на этапе полу­чения образования в высшем учебном заведении; на этапе про­фессиональной деятельности (от начала самостоятельной работы до момента достижения вершин в реализации творческого потен­циала); на этапе реорганизации собственной деятельности при переходе (если в этом есть необходимость) на другие виды дея­тельности. Каждый этап может рассматриваться с учетом его осо­бенностей, однако более важно определить такой подход к про­цессу самосовершенствования, который можно было бы исполь­зовать на любом из этих этапов.

Самореализация в профессиональной сфере, начиная с поступ­ления в высшее или среднее специальное учебное заведение, ха­рактеризуется тем, что процессы воспитания, образования, обу­чения постепенно сменяются процессами самовоспитания, само­образования, самопознания, которые способствуют самосовершен­ствованию человека. Самосовершенствование связано с осозна­нием необходимости успешно осуществлять деятельность в инте­ресах общества. А для этого требуется выработать в себе постоян­ное стремление к устранению имеющихся недостатков, такие ка­чества, которые необходимы в жизни, деятельности для развития творческого потенциала. В связи с этим можно привести такой пример: студенты I курса Российской государственной академии физической культуры на первой лекции 1 сентября, отвечая на вопросы анкеты (1995 г. — 200 чел., 1996 г. — 200 чел.) и называя 10 наиболее значимых мотивов поступления в данный вуз, среди наиболее важных, как правило, называли потребность и возмож­ность постоянного самосовершенствования.

Процессы самовоспитания, самообразования, самопознания будут осуществляться более эффективно, если будут учитываться поставленные (осознанные) цели самосовершенствования. Пред­ставляет интерес рассмотрение этого вопроса Ю.М. Орловым. Приведем краткую характеристику целей самосовершенствования.

Стремление к гармонии наших черт характера. Каждый чело­век обладает множеством черт характера. Одни из них развиты лучше, другие хуже; может быть и так, что какая-то черта развита чрезмерно, а другая находится в «зачаточном» состоянии. Каждая черта характера имеет своего антагониста: оптимизм — пессимизм, общительность — замкнутость, уверенность — неуверенность, педантизм — неорганизованность, решительность — нерешитель­ность и т.д. Чрезмерное развитие какой-либо черты может привести к деформации характера и отразиться на поведении. При анализе развития наших черт важно понять, насколько оно гармонично и какие черты нуждаются в коррекции.

Достижение согласия с самим собой. Сравнительный анализ того, каков ты есть сейчас, с тем, каким ты должен быть в соответствии со своей «Я-концепцией», не всегда нас устраивает. Возможное рассогласование вызывает отрицательные эмоции (стыд и т. п.). Это нередко приводит или к приспособлению к социальному окруже­нию, или к глубокому самопознанию, или к страданию, следстви­ем чего может быть неудовлетворенность жизнью.

Согласие с самим собой не может возникнуть без принятия самого себя таким, каков ты есть. Для этого надо выработать в себе терпимость к возможному рассогласованию, попытаться из­менить представление о самом себе с последующей коррекцией отдельных положений «Я-концепции».

Достижение гармонии с окружением. Окружение включает дру­гих людей, природную и вещественную среду. Вещественное и природное окружение можно привести к согласию с самим собой путем их изменения в нужном направлении и изменения своего отношения к этому окружению.

Сложнее достигнуть гармонии с окружающими людьми. Согласие с ними может нарушиться из-за их поведения, отдельных поступ­ков и т.д., что порождает эмоциональные барьеры и проявление неконтролируемых эмоций. Самосовершенствование будет заклю­чаться в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции и, ана­лизируя ситуацию, принимать логически продуманные решения.

Устранение вредных привычек. Привычки — составная часть наших черт характера. Вредные привычки нередко мешают дости­жению жизненных целей. Курение, обжорство, лень, ревность, тщеславие и т. п. не только блокируют путь к достижению про­фессиональных успехов, к реализации жизненных планов, но и мешают общению с другими людьми. Для решения проблемы не­обходимо знать механизм действия вредных привычек и уметь управлять своими потребностями.

Контроль своих потребностей. Чрезмерное удовлетворение от­дельных потребностей приводит к различным аномалиям поведе­ния. Стремление к власти, сексуальная распущенность и др. пре­вращают человека в раба этой потребности, которая становится доминирующей; в результате он не может нормально реализовать другие свои потребности. Удовлетворение таких гиперболизиро­ванных потребностей отнимает много сил — их уже не остается для творческих проявлений личности. Каждому необходимо заду­маться над тем, какая его потребность развита настолько сильно, что подавляет его индивидуальность и мешает ему жить; как сни­зить эту потребность и, наоборот, развить те, которые необходимы.

Развитие способностей.Для успешного выполнения профессио­нальной деятельности человеку необходимо развить определен­ные общие и частные способности. Многие общие способности могут быть полезны в любой профессии (например, умение мыс­лить); некоторые из них трансформируются в частные.

Развитие способностей важно также с позиции реализации возможностей человека в творчестве.

Овладение саногеаным мышлением. Для достижения перечис­ленных целей самосовершенствования необходимо изменить свое мышление, связанное с более глубоким самоосознанием. С этой точки зрения можно выделить два типа мышления: патогенное и саногенное.

Патогенное мышление —это обыденное мышление, при кото­ром непроизвольное воображение переносится на отрицательные образы, в свою очередь, способствующие отрицательным эмоцио­нальным реакциям. Например, если человек обдумывает обиду, то начинает непроизвольно разрабатывать план мести обидчикам. И это может привести к появлению у него такой черты, как обид­чивость. Для человека с патогенным мышлением характерно со­хранение в себе отрицательных образов и отсутствие способности рассматривать себя, свое состояние, свое поведение со стороны. При этом наблюдается включенность человека в ситуацию даже после того, как она прошла, Ю. М. Орлов называет патогенное мышление мышлением, порождающим болезнь. Поэтому необхо­димо задуматься над тем, как ослабить это мышление или изба­виться от него и овладеть саногенным мышлением, которое спо­собствует оздоровлению психики, ликвидации застарелых обид, комплексов и т.д.

Саногенное мышление(по Ю, М. Орлову) — это мышление, по­рождающее здоровье. Характерными его чертами являются:

а) динамизм связи нашего «Я»- с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации; способность «Я» справляться с этими ситуациями и проявлять активность, когда требуется эф­фективная деятельность, полностью погружаться в нее, в творче­ство, в общение. Кроме того, наше «Я» может отделяться от ситу­аций и образов, которые насыщены отрицательными эмоциями;

б) рефлексия как размышление, направленное внутрь себя. Осуществляется на фоне релаксации (расслабления), и это сни­жает эффект стрессовой ситуации;

в) знание тех психических состояний, которые анализируются и контролируются;

г) расширение кругозора и повышение уровня внутренней куль­туры. Без этого невозможно понять и объективно прогнозировать свое поведение, а также поведение другого человека;

д) высокий уровень сосредоточенности, концентрации вни­мания на объекте размышлений.

Таким образом, овладение саногенным мышлением способ­ствует сохранению и укреплению здоровья человека, направляет его активность на творческую деятельность.

Восхождение к индивидуальности.Напомним, чтоиндивидуаль­ность— это социально значимое отличие человека от других лю­дей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Похожесть людей вызвана тем, что процесс социализации создает и поддерживает в каждом индивиде определенные черты, наибо­лее адекватные для данной культуры. В то же время с развитием личности в каждом человеке зреет индивидуальность, которая от ­личает его от других людей. Процесс самосовершенствования мо­жет рассматриваться как движение по пути индивидуализации. Этот процесс связан с раздвоением человека: с одной стороны, ему не­обходимо придерживаться морали, требований норм повседнев­ной жизни; с другой стороны, он проявляет признаки индивиду­альности (любовь, добро и т. п.). При этом не имеет значения, как они реализуются на определенном этапе жизни общества.

Каждый человек, занимающийся самосовершенствованием, должен определить свои цели таким образом, чтобы в любом слу­чае и при любых обстоятельствах их достижение способствовало успеху. Таковыми могут быть только общие цели, которые были сформулированы выше. Если рассматривать самовоспитание как сознательную деятельность, направленную на максимально воз­можную реализацию человеком себя как личности, то это опре­деление понятия в широком смысле охватывает и самообразова­ние, и самопознание. Этап профессиональной подготовки в вузе является одним из самых благоприятных для самовоспитания. Да­лее будут рассмотрены этапы и методы самовоспитания.

На первом этапе осуществляется изучение самого себя и соот­ветствия своей личности требованиям, предъявляемым к ней об­ществом. В результате самоанализа можно оценить: свои способ­ности; глубину и прочность полученных знаний, умений и навы- ков; черты характера; возможности собственной памяти усваивать новую информацию; время наивысшей работоспособности, оп* тимальный ритм и темп деятельности и т.д. !

Для этой цели используются такие методы, как самонаблюде­ние, самоанализ и самооценка.

Самонаблюдение. Представляет собой наблюдение человека за различными аспектами своей жизни, позволяющее фиксировать их проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Этот метод необходим при осмысленном подходе к самовоспитанию. Он име­ет особую значимость в овладении социальным опытом.

Самоанализ. Юношеский возраст, в котором происходит под­готовка человека к профессиональной деятельности, характери­зуется двумя основными позициями личности во взаимодействии с внешним миром: «позицией субъективного реализма» и «пози­цией максимализма самостоятельности». Большинство молодых людей считают, что они хорошо знают свои способности, досто­инства и недостатки, темперамент; прекрасно владеют своими эмоциями, умеют планировать рабочее время и т.д. Однако, как показывает практика, многие из них не умеют работать система­тически, устанавливать связи изучаемого предмета с другими пред­метами, обобщать полученную информацию, применять в своей деятельности полученные в вузе знания; лишь единицы способны управлять своим вниманием, быстро настраиваться на учебную деятельность, переключаться с одного вида деятельности на дру­гой, отделять главное от второстепенного, самостоятельно нахо­дить нужную информацию.

Не умея правильно анализировать свои качества, абстрагиро­вать их из единства с поступками, осознавать их как совершен­ствование своей личности, молодые люди становятся субъектив­ными в самооценке.

Задачами педагога на данном этапе являются: пробуждение интереса обучаемых к собственной личности; формирование у них представлений о самоанализе и самооценке; акцентирование вни­мания обучаемых на том, что нужно анализировать не только эмо­ционально-мотивационный аспект своих поступков, но прежде всего свою деятельность и ее результаты.

Самооценка. Это оценка самого себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка является одним из регуляторов поведения человека; от нее зависит взаимо­отношение человека с окружающим миром, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она также позво­ляет ему увидеть расхождение между своими притязаниями и ре­альными возможностями.

Для самооценки могут применяться различные тесты, т.е. сис­темы заданий, позволяющих определить уровень развития опре­деленного психологического качества (свойства) личности. Тест, созданный для определения какого-то одного свойства, называ­ется гомогенным.Совокупность гомогенных тестов, связанных об­щей концепцией или определением различных качеств личности, называетсягетерогеннымтестом.

По целевому назначению можно выделить следующие виды тестов: тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативно­сти, критериально ориентированные тесты, личностные тесты.

Тесты достижений— это методы психологической диагности­ки, выявляющие у испытуемого степень владения конкретными знаниями, умениями и навыками. Различают тесты действия, те­сты письменные и тесты устные.

Тесты интеллекта— методы психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала инди­вида. Успешность испытуемого определяется по числу правильно выполненных заданий, что и позволяет вывести коэффициент интеллектуальности.

Тесты креативности— это совокупность методов для изучения и оценки творческих способностей личности. Среди интеллекту­альных способностей особо выделяется способность высказывать необычные идеи, отступать от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Это и есть креативность (со­творение, создание). Факторы творческих достижений изучаются в двух направлениях: жизненный опыт и индивидуальные особен­ности творческой личности (личностные факторы); творческое мышление и его продукты. К факторам креативности относятся быстрота, четкость и гибкость мышления, конструктивность ре­шения творческих задач.

Критериально ориентированные тесты— это методы психоло­гической диагностики, выявляющие, насколько испытуемый вла­деет знаниями, умениями и навыками умственных действий, ко­торые необходимы и достаточны для выполнения определенных учебных или профессиональных задач. По своей сущности эти те­сты представляют собой инструмент обратной связи в организа­ции процесса обучения.

Личностные тесты— это методы психологической диагности­ки, с помощью которых оцениваются различные стороны лично­сти индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы по­ведения.

Различают следующие виды личностных тестов: 1) шкалы оценки и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия, ис­пользующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи; 3) проективные тесты, основанные на психологической интер­претации результатов проектирования личности.

Естественным завершением первого этапа может быть самоак­туализация человека, т.е. стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

На втором этапе разрабатывается программа самовоспитания, где определяется его цель, которая реализуется посредством ре­шения конкретных задач. Цель самовоспитания вытекает из тре­бований, предъявляемых к личности обществом. Главная цель — сформировать себя как всесторонне развитую личность, высоко­квалифицированного специалиста, глубоко изучившего теорети­ческие дисциплины, умеющего применять полученные знания на практике, правильно строить отношения внутри коллектива. Дру­гими словами, на этом этапе важно ориентировочно предвидеть свое развитие.

Ясно представляя себе, каким он может стать в результате са­мовоспитания, студент намечает последовательность действий в работе над собой, создает определенную систему. Под системой самовоспитания понимается постановка общей и частных целей, организация работы на собой, применение различных ее форм, методов и средств. Системность в работе над собой аксиоматична: общеизвестно, что бессистемно нельзя добиться высокого уровня научного познания, выработать в себе те или иные качества, не­обходимые для установления нормальных межличностных отно­шений в коллективе.

При постановке конкретных задач самовоспитания нужно ори­ентироваться на исходный уровень развития личности и после­довательно добиваться ожидаемого результата. Ошибками начи­нающих заниматься самовоспитанием являются: 1) постановка нереальных, невыполнимых задач, без учета своих возможностей; 2) попытка решить одновременно несколько задач; 3) игнори­рование учета фактора времени, необходимого для закрепления и автоматизации вырабатываемых навыков.

Для того чтобы помочь студентам в разработке программы про­фессионального самовоспитания, им предлагается как вариант сле­дующая ее форма (табл. 3).

Еще один вариант программы самовоспитания — профессио­нальное самовоспитание будущего педагога. Здесь могут быть вы­делены три блока качеств личности.

Общие качества личности:

педагогическая нравственность, педагогические убеждения.

теоретическая и методическая подготовка по специальности;

психолого-педагогическая подготовленность к профессио­нальной деятельности;

уровень развития педагогических умений и способностей.

Индивидуальные качества личности:

особенности проявления познавательных процессов, их пе­дагогическая направленность;

Форма программы самовоспитания (вариант)

Совершенствование общих качеств и свойств

а) самообразование по специальности;

б) развитие профес­сиональных знаний, умений, способностей *

Развитие индивидуаль­ных черт:

а) психических свойств личности;

б) культуры темпера­мента

волевые качества и др.

Естественно, что могут быть и другие варианты разработки программы самовоспитания.

На третьем этапе осуществляется реализация выработанной программы самовоспитания. Он предусматривает формирование у студентов осознанного стремления к самовоспитанию, комплекс­ное использование методов самовоспитания и организацию прак­тических занятий по овладению ими.

Педагог, управляющий процессом самовоспитания студентов, должен:

информировать студентов об особенностях профессиональ­но-педагогической подготовки, о типичных трудностях, возника­ющих в процессе самостоятельной работы над учебным материа­лом, о психологических особенностях мыслительной деятельно­сти, различных типах человеческого характера;

охарактеризовать систему самовоспитания как педагогическую категорию и рассказать о ее значении в работе личности над собой;

провести со студентами курс бесед-лекций об использовании методов самовоспитания и организовать практические занятия по овладению ими;

регулировать процесс комплексного применения этих мето­дов;

создать естественную обстановку на занятиях, которая Спо­собствует положительному взаимодействию педагога с учебной группой.

Регулирование процесса усвоения методов самовоспитания и овладения ими на практике может осуществляться педагогом не­посредственно на учебных занятиях.

Вначале педагог, как правило, сталкивается с пассивным от­ношением студентов к информации о целях и методах самовоспи­тания, поскольку они считают, что уметь управлять собой не обя­зательно. Осознание эффективности подобных занятий приходит позднее, когда студенты убеждаются в значимости самоуправле­ния. Это происходит после достижения определенных положитель­ных результатов.

На третьем этапе используется вся система методов самовос­питания.

Основные методы самовоспитания

Для студентов наиболее эффективными являются следующие методы: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самообяза- тельство, самовнушение (самоприказ, самоубеждение), самоконт­роль, самоотчет. О самонаблюдении, самоанализе и самооценке мы уже говорили выше, теперь вкратце охарактеризуем другие методы самовоспитания.

Самообязателъство.В соответствии с выбранными целями са­мосовершенствования нужно взять на себя определенное обяза­тельство, которое должно быть посильным. Это обязательство мо­жет быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков его выполнения. Если с программой зна­комы близкие, друзья и наставник обучаемого, это дает мощный стимул к ее выполнению. Однако, если обязательство оказалось невыполненным, не следует огорчаться и винить себя — видимо, его помешали выполнить какие-то веские, объективные причины. Ни одно обязательство не должно превращаться в самоцель.

Самовнушение.Методика самовнушения описана в многочислен­ных научно-популярных книгах и статьях. Интерес к этому методу вполне объясним: если слово с такой эффективностью воздейству­ет на сознание людей, то можно и нужно использовать его на пользу общественного развития. П. К. Анохин научно обосновал необхо­димость воспитывать и тренировать эмоции как мышцы, подчер-

кивая ведущую роль таких методов, как самовнушение, интеллек­туальная и эмоциональная саморегуляция, психорегулирующая тренировка. Результаты многочисленных экспериментов свидетель­ствуют о том, что систематическое использование метода самовну­шения для работы над собой способствует повышению волевой и трудовой активности, коррекции некоторых форм поведения, мо­билизации интеллектуальных ресурсов.

Для реализации намеченных целей самовоспитания обучаемым часто не хватает силы воли. В этом случае помогают формулы са­мовнушения, подкрепленные какими-либо стимулами, так как люди всегда в первую очередь выполняют те задания, которые им больше по душе, отодвигая на последний план то, что сделать нужно, но не хочется. На основании этого врач-психиатр В. И. Ле­ви составил формулу самовнушения: «должен—хочу—могу—есть».

Все формулы самовнушения должны быть сугубо индивиду­альными, сочетаться с образными представлениями (зрительными, слуховыми и т.д,), вызывать доверие, быть краткими, составлять­ся в утвердительной форме (например, «Занимаюсь сосредото­ченно!» — правильно; «Не отвлекаюсь!» — неправильно). При со­ставлении формулы самовнушения нужно следить, чтобы каждая последующая фраза была короче предыдущей на одно (первое) слово: «Я совершенно спокоен!» — «Совершенно спокоен!» — «Спокоен!». Занятия самовнушением проводится 2—3 раза в день: утром, сразу после пробуждения; днем, сидя в мягком кресле или лежа; вечером, непосредственно перед сном. Каждая формула по­вторяется 5—10 раз подряд.

Некоторые студенты из-за слабости волевых побуждений не могут заставить себя систематически заниматься самовнушением, поэтому на начальном этапе самосовершенствования можно ре­комендовать им перед началом учебных или домашних занятий, а также при переключении с одного вида деятельности на другой использовать метод самоприказа.

Иногда возникают различного рода искушения, мешающие выполнить действия, предусмотренные программой. Тогда-то и следует приказать самому себе выполнить какое-либо действие (например, утреннюю зарядку) во что бы то ни стало. Однако не следует злоупотреблять самоприказом, так как любой приказ есть насилие над собой. Обычно к этому методу часто прибегают люди, которые в детстве воспитывались в условиях жесткой дисциплины.

Задача состоит в том, чтобы соединить свои желания с необхо­димыми и полезными действиями. Человек, который с удоволь­ствием по утрам бегает трусцой, достиг гораздо больших успехов, чем тот, кто каждый день с усилием заставляет себя бегать быст­рее и дольше.

Несостоятельность активного применения метода самоприказа демонстрируют и спортсмены, достигшие высоких результатов путем систематического насилия над собой. Когда же они уходят из большого спорта, их сила воли ослабевает, и они перестают даже делать утреннюю зарядку. Поэтому самоприказ как частный метод должен применяться ограниченно.

Тем, у кого самовнушение в форме самоприказа вызывает внут­реннее сопротивление, рекомендуется составлять формулы в мяг­кой форме, в виде пожеланий. Например, вместо «Я совершенно спокоен!» произносить: «Пусть я стану совершенно спокоен!».

Эффективность самовнушения зависит от убежденности чело­века в необходимости его использования в данный период време­ни («Мне нужно сейчас (а не позже) выполнить именно эту (а не какую-то другую) работу»). В случае сомнения занимающегося в правильности и нужности какой-либо формулы самовнушения лично для него применяется метод самоубеждения.Самоубежде­ние осуществляется на основе фактических данных и логических доводов. Девизом самоубеждения может стать английская посло­вица: «Если не можешь делать, что тебе нравится, пусть тебе по­нравится то, что ты делаешь!».

Самоконтроль.В процессе самовоспитания обучаемым необхо­димо контролировать решение каждой поставленной задачи, осоз­навать и оценивать собственные действия и психические состоя­ния. С этой целью используется метод самоконтроля. В значитель­ной степени необходимость самоконтроля определяется требова­ниями общества к поведению человека.

Самоотчет.Достигнутые результаты самовоспитания фикси­руются в устной или письменной форме. Самоотчет как метод пред­ставляет собой описание себя в относительной целостности пси­хических, личностных и профессиональных проявлений челове­ка; подведение итогов самосовершенствования за определенный период времени; соотнесение поставленных задач с их решением и полученными результатами.

Положительные результаты создают сильные положительные эмоции и стимулируют процесс самосовершенствования. Если человек узнает, что в данный момент уровень его способностей выше, чем был раньше, черты его характера позитивно изменя­ются, самочувствие улучшается, работа выполняется быстрее, точнее и эффективнее, чем вчера. Если у человека преобладает оптимистическое настроение и не возникает тревоги при мысли о предстоящем ответственном деле; если в напряженной обстанов­ке он может действовать спокойно, осмотрительно и уверенно; если опасности его не пугают, а рассматриваются им как испыта­ние на прочность, значит, он уверенно продвигается по пути к самосовершенствованию.

Практическое овладение методами самовоспитания помогает правильно организовать учебную деятельность, улучшает концен­трацию внимания, обеспечивает достижение предельной моби­лизации психических и физических сил в нужный момент, более быстрое переключение с одного вида деятельности на другой или с режима труда на режим отдыха, что, в свою очередь, уменьша­ет затраты нервно-психической энергии. В процессе занятий само­воспитанием увеличивается подвижность психики, ликвиди­руются недостатки и развиваются положительные черты характе­ра, человек освобождается от раздражительности, застенчивости, склонности к излишним волнениям, способен преодолевать так называемые «психологические барьеры».

В комплексе с другими методами обучения и воспитания мето­ды самовоспитания позволяют подготовить высококвалифициро­ванного, всесторонне развитого, эмоционально устойчивого спе­циалиста.

Саморегуляция как составная часть самосовершенствования спортсмена

Изложенные выше положения имеют важное значение для любого человека, в том числе и для занимающегося спортом. Са­мовоспитание спортсмена имеет свою специфику и особую зна­чимость в системе его психологической подготовки, без которой в современном спорте невозможно достичь выдающихся резуль­татов. Одна из задач педагога — оказание помощи своим подопеч­ным в самообразовании и самовоспитании.

Для спортсменов важными являются процесс психорегуляции и ее составная часть — саморегуляция. Саморе1уляция осуществ­ляется без посторонней помощи как управление самим собой. Спортсмену необходимо понимать, что собой представляют ме­ханизмы саморегуляции. Конкретные их проявления относятся к структурным единицам отражения отношений и деятельности. Ре­гулирование отражения может привести к управлению структури­рованием и продолжительностью сохранения мысленных образов, понятий, переживаний и действий. В итоге это позволяет форми­ровать ситуативно необходимые психические состояния. Если та­кие состояния создаются самостоятельно, это есть саморегуляция. Таким образом, можно предложить такое определение: саморщу- ляция — это самостоятельное, целенаправленное и организован­ное изменение регуляторных механизмов сознания на уровне пси­хических процессов, психофизических состояний и действий че­ловека.

Когда создание и сохранение каких-либо состояний отличают­ся систематичностью и большой продолжительностью, то доми­нирующие стабильные состояния постепенно становятся свойства­ми личности, ее деятельности. Если достигнутые положительные изменения сохраняются надолго и закрепляются, то такие изме­нения рассматриваются как развитие человека. В этом процессе выход на свойства личности представляет собой переход на ста­дию самовоспитания.

В самовоспитаний одним из путей развития личности является создание и поддержание ситуативно необходимых состояний. На­пример, постоянно создаваемое состояние внимания способству­ет формированию внимательности; волевое состояние при пре­одолении препятствий — формированию воли; уравновешенность и здравый смысл в разнообразных жизненных ситуациях — фор­мированию самообладания и т.д. С психическими состояниями тесно взаимосвязаны отношения. Управляя своими состояниями, регулируя и изменяя их продолжительность, можно постепенно изменять и наши отношения. А система отношений одна из стержневых составляющих характера человека.

Те отношения, которые спортсмен формирует у себя самосто­ятельно и систематически, могут оказаться такими, какие невоз­можно создать внешними воздействиями.

Для саморегуляции необходимо овладеть способами ее осуще­ствления. Способы саморегуляции классифицируют по различным принципам и признакам. Возможный логический подход к клас­сификации может быть следующим. Наше сознание отражает то, на что оно направлено. В самом общем виде объекты сознания делятся на внешние и внутренние. Внешние объекты — это окру­жающий мир, который отражается в сознании человека посред­ством системы анализаторов. Внутренние объекты — это внутрен­ний мир человека (его духовное, социальное и физическое «Я»). Это тройственное «Я»- и является основным компонентом про­цесса саморегуляции.

В связи с таким подходом Г. Д. Горбунов выделяет четыре груп­пы способов саморегуляции психических состояний.

Отключение—переключение. Эти способы связаны с контро­лем, чувствованием, переживанием в процессе восприятия окру­жающего мира.

Контроль и регуляция тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи; специальные дыхательные упражнения, разрядка. Эти способы связаны с контролем и изме­нением соматических и вегетативных проявлений эмоций — сво­его физического«Я».

Сюжетные представления и воображение, самовнушение- самоубеждение. Эти способы связаны с контролем и изменением образов, представлений, понятий, сопутствующих им переживаний и волевых усилий — того, что определяет содержание духовного«Я».

Варьирование целеполаганием, создание системы ценност­ных ориентаций; предоставление себе права на ошибку; оптими­зация реакции на критику; объективное соотнесение задач дея­тельности и своих возможностей в ней и др. Эти способы связаны с контролем и изменением значимости деятельности, ее резуль­татов, ценностных ориентаций, самооценок своих возможностей и достижений, своего социального статуса и т.д. — того, что оп­ределяет содержание социального «Я».

На основании этой классификации становится понятно, что саморегуляция осуществляется на следующих уровнях: физиоло­гическом, психическом, личностном и социальном.

Все способы саморегуляции взаимосвязаны и дополняют друг друга, В различных ситуациях доминирующим становится тот или иной способ. Овладеть ими необходимо, чтобы не оказаться зас­тигнутым врасплох. Важным является развитие способности пред­видеть возможные негативные изменения психического состоя­ния и не допускать их возникновения. В таких случаях отпадает необходимость в саморегуляции. Предвидение ситуации и готов­ность к ней могут быть одним из принципов жизненной стратегии.

Обязательство и самооценка