Самооценка учителя физкультуры

Оглавление:

Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры Гаранин, Станислав Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гаранин, Станислав Анатольевич. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.04.- Санкт-Петербург, 1993.- 22 с.: ил.

Введение к работе

В психолого-педагогической литературе прочно утвердилось положение о том, что личность учителя является важнейшим фактором успешности педагогической деятельности (Ушинский К.Д., 1974; Ананьев Б.Г., 1980; Легафт П.Ф., 1988 и другие). При этом, как показано в исследованиях Ф.Н.Гоноболина (1962,1965), Н.В.Кузьминой (1972,1976), В.А.Сластенина (1972,1976),А.И.Щербакова (1967,1971) сами профессионально-педагогические свойства личности формируются в процессе овладения деятельностью,приобретения педагогического мастерства.

Источником мастерства является не только эрудиция учителя в той или иной области научных знаний и «эталонный» набор профессиональных умений, навыков, личностных качеств, но и его субъективная готовность с высокой ответственностью решать поставленные перед ним задачи. Однако успешная реализация этих задач невозможна без глубокого осознания социальной сущности своего труда,,а также от осознания в себе профессионально-значимых черт личности, нормативных навыков и умений, необходимых в процессе урочной и внеурочной деятельности, другими словами -от уровня развития профессионального самосознания учителя. Поэтому профессиональное самосознание должно органично входить в структуру профессионального мастерства учителя и являться показателем его развития (Козиев В.И., 1980,1987). Исследование процесса осознания в себе профессионально-значимых качеств, знаний, умений мокет служить фундаментом для их формирования у студентов и учителей в процессе подготовки и переподготовки педатогических кадров.

В практике физического воспитания вопросы, связанные с профессиональной адаптацией специалиста, становлением его профессионального мастерства, изучением личности учителя как субъекта профессиональной деятельности разработаны явно недостаточно.Можно отметить лишь несколько лабораторий, где занимаются разработкой этих проблем (В.М.Выдрин, А.А.Деркач и А.А.Исаев, Е.П.Ильин, 0.В.Петунии). Общим для большинства встретившихся нам публикаций, касающихся проблем личности профессионала, является нормативный

подход: они .строятся не с учетом того, каковы реальные учителя и их личностные особенности, а фиксируют прежде всего желаемую модель — каким должен быть идеальный учитель.

Актуальность исследования определяется следующими основными причинами:

недостаточно изучен процесс становления профессионального самосознания учителей физической культуры;

не разработана система критериев самооценки и самоконтроля учителями физической культуры своего профессионального мастерства;

существуют неясности, связанные с проблемами профессиональной адаптации учителей;

в практике физического воспитания совершенно не ставился вопрос о профессиональной реадаптации учителей физической культуры, причем процесс реадаптации не изучен и в других сферах педагогической деятельности;

недостаточно изучена комплексная самооценка учителей, в основном изучались отдельные особенности и. детерминанты самооценки, поэтому вне анализа остается целостное представление учителей о себе и своем профессиональном мастерстве;

при изучении самооценки мало используется возможность понимать ее как свойство самосознания, как его отракение в процессе педагогической деятельности учителя.

Таким образом, понимание нами самооценки как отражения профессионального самосознания и как возможности контроля отдельных составляющих профессионального мастерства позволило нам избрать самооценку в качестве предмета исследования.

Цель исследования: Выявить особенности становления и развития самооценки педагогического мастерства учителей физической культуры.

Гипотеза исследования состояла в том, что как качественные, так и количественные изменения самооценки профессионального мастерства имеют определенную зависимость от

этапов профессиональной деятельности (студент ВУЗа, учитель-стажер, учитель с большим стажем);

пола учителей физической культуры;

— уровня специального образования учителей физической культуры.

В соответствии о тремя аспектами гипотезы были сформулированы следующие задачи:

Выявить динамику самооценки учителями физической культуры компонентов педагогического мастерства в период работы в школе.

Выявить особенности в самооценках учителей различного пола.

Выявить особенности в самооценках учителей физической культуры с различным уровнем специального образования.

Объект исследования: Профессиональное самосознания учителей физической культуры. Всего опрошено 410 учителей 16 районов г.Санкт-Петербурга, г.Владивостока, г.Уссурийска, Ленинградской области.

Методы исследования: В работе был использован комплекс методов, адекватных предмету, объекту и задачам исследования: включенное и невключенное наблюдение; анализ документальных источников; опрос экспертов в виде интервью, бесед; анкетирование учителей физической культуры, контент-анализ, сравнительный анализ, методы статистической обработки материала, а также методы графического отображения результатов.

В качестве методики исследования применялась анкета самооценки и сагяоконтроля педагогического мастерства, разработанная Е.П.Ильиным, состоящая из следующих блоков: педагогическая направленность- 7 оцениваемых позиций; профессионально-важные качества (нравственные, волевые, познавательные, физические) — 24 оцениваемые позиции; знания (уровень знаний, стремление к их совершенствованию) — 12 оцениваемых позиций; профессионально-важные умения (коммуникативные, конструктивные, управления, обучения, применения дидактических принципов, анализ урока) — 79 оцениваемых позиций; результаты труда — II позиций. Комплексная самооценка по всем позициям позволяет получить целостное представление учителя о себе и своем профессиональном мастерстве.

Новизна исследования: Впервые процесс профессиональной адаптации учителей физической культуры исследуется через сопо-

ставление уровня развития профессионального самосознания учителей, находящихся-на различных этапах профессиональной деятельности. Впервые на учителях апробирована анкета комплексной самооценки и самоконтроля профессионального мастерства, что, в частности, позволило проследить становление профессионального самосознания специалистов на всем протяжении профессиональной деятельности (от прихода выпускников в школу до окончания учителями педагогической карьеры).

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при разработке единых критериев в оценке педагогического мастерства учителей физической культуры. Поэтапное применение атжеты-гпрограммы самооценки педагогического мастерства позволяет выявить уровень осознания профессиональной готовности как в процессе обучения в ВУЗе, так и при работе учителей в школе, способствует формированию профессионального самосознания, позволяет вносить в этот процесс определенные коррективы. Выявленные закономерности становления профессионального самосознания могут быть использованы в лекционном материале при обучении студентов факультетов физического воспитания специальным предметам. Эти данные могут быть также учтены при разработке теоретической концепции подготовки специалиста.

Положения, выносимые на защиту:

I. Становление профессионального самосознания учителей фи
зической культуры проходит два периода, причем каждый из них
имеет свои этапы. Первый период связан с обучением студентов в
ВУЗе. Второй с профессиональной деятельностью учителей в школе,
в нем три этапа:

снижение числа’ положительных самооценок профессионального мастерства, повышение объективности оценки своих профессиональных возможностей; по отдельным компонентам профессионального мастерства — педагогической направленности, волевым качествам, физическим кондициям — это снижение продолжается вплоть до стажа 10 лет;

рост самооценок профессионального мастерства,’ вплоть до стажа 21-30 лет работы в школе;

снижение числа положительных самооценок профессионально-

го мастерства учителей со стажем более 30 лет.

Первые два этапа можно связать с профессиональной адаптацией учителей физической культуры, третий с их профессиональной реадаптацией.

Чаще всего учителя физической культуры считают, что обладают нравственными качествами, коммуникативными умениями,умением управлять поведением и действиями учащихся, обучать их;ре-же — что обладают профессионально-педагогической направленностью, профессионально-важными знаниями, волевыми, физическими, познавательными качествами, умениями, связанными с применением теоретических знаний в практической деятельности.

Самооценка учителями своего профессионального мастерства определяется уровнем специального образования и в меньшей степени различиями по полу.

Самооценка учителями физической культуры результатов своего труда повышается с увеличением стажа раооты в школе, выше у женщин, чем у мужчин, существенно не изменяется у учителей с различным уровнем специального образования.

Место выполнения работы, ее апробация и внедрение: Работа выполнена на кафедре теории и методики физической культуры Российского государственного педагогического университета Ш.А.И. Герцена. Тема исследования соответствует планам основных научных работ министерства просвещения РСФСР на 1986-1990 гг. и кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им.А,И.Герцена, где выполнялось исследование (направление I, проблема 3 «Совершенствование физического воспитания учащихся общеобразовательных школ»). Материалы диссертации докладывались на герценовсквх чтениях РГПУ им.А.И.Герцена в 1991,1992,1993 г.г., на факультете физического воспитания 7ссурийского государственного педагогического института (1992), на межвузовской научно-практической конференции в г.Петрозаводске (1993). Результаты диссертации используются в работе со студентами, учителями физической культуры в УГЛИ, РГПУ им.А.И.Герцена, институтов усовершенствования учителей г.Санкт-Петербурга и г.Владивостока.,По теме диссертации опубликовано две работы.

Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из вве-

дения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и’ трех приложений. Работа изложена на 155 страницах машинописного текста, включая 39 таблиц и 3 рисунка, библиография содержит 153 источника.

Психологическая адаптация начинающего учителя физической культуры к работе в школе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Быстрицкая Е.В., Бойцова О.Л.

В статье дается характеристика этапов и особенностей психологической адаптации начинающих учителей физической культуры к работе в школе. Предлагаются рекомендации по построению эффективного педагогического общения

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Быстрицкая Е.В., Бойцова О.Л.,

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF NOVICE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION FOR THEIR JOB IN THE SCHOOL

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация начинающего учителя физической культуры к работе в школе»

Третий этап — самокоррекция — связан с включением будущих учителей в деятельность по проектированию образа «Я-профессионального».

Методическим механизмом выхода будущих учителей в рефлексивную позицию по развитию профессионального самосознания являются алгоритмические предписания по уровням рефлексии:

Первый рефлексивный уровень. Исследовательская часть: «Что я сделал?» (результат); «Как я это сделал?» (способы); «Зачем я это сделал, ради чего?». Критическая часть: «То ли я сделал, что хотел?»; «Так ли я это сделал, как хотел?» Нормативная часть: «Что я буду делать впредь в подобных ситуациях?»; «Как я буду делать это впредь?»; «Ради чего я буду это делать?»

Второй рефлексивный уровень: «В чем состоит моя работа в рефлексии?»; «Как я это сделал?»; «Произошла ли смена представлений о сделанном? Почему?»; «Произошла ли смена представлений о способах и средствах деятельности? Почему?»; «Произошла ли смена представлений об основаниях деятельности (ради чего я это сделал)? Почему?»

Третий рефлексивный уровень: «Достаточны ли те рефлексивные средства, которые использовались для оценки сделанного?»; Как это делалось?»; «Если рефлексивные средства и действия недостаточны, то в чем? Если достаточны, то почему я так считаю?»

Четвертый рефлексивный уровень: «Как строились мои мыследействия по оценке к достаточности рефлексивных средств и действий?»; «Как я буду оценивать достаточность рефлексивных средств и действий?» [4, с. 175-176].

Значимым в развитии профессионального самосознания будущих учителей как условия формирования

педагогической культуры является соотнесение уровня собственных возможностей с достигнутыми результатами, анализ и исследование собственной деятельности, самодвижение в освоении педагогической культуры и ценностей педагогической деятельности. В этом значительное место мы отводим дискурсам, дискуссиям, тренингам.

Наше исследование показало, что развитие профессионального самосознания будущих учителей, реализация механизмов инициирования выхода будущих учителей в рефлексивную позицию развивает потребность к усвоению целостного педагогического знания о педагогической культуре, ценностях педагогической деятельности и стремление к достижению более высоких результатов и самореализации.

1. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно-ориентиро-ванное профессиональное образование // Педагогика. — 2002. — № 2. — С.16-21.

2. Климова Т. Е. Конструирование дидактических тестов: Методические рекомендации. — Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 56 с.

3. Богин В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория — практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1993. — 176 с.

4. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Моногр. — М.: Педагогический вестник, 1977. — 244 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ фИЗИЧЕСКОй КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ В шКОЛЕ

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF NOVICE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION FOR THEIR JOB IN THE SCHOOL

Е. В. Быстрицкая, О. Л. Бойцова

В статье дается характеристика этапов и особенностей психологической адаптации начинающих учителей физической культуры к работе в школе. Предлагаются рекомендации по построению эффективного педагогического общения.

E. V. Bystritskaya, O. L. Boytsova

The article characterizes the stages and peculiarities of psychological adaptation of novice teachers of physical education for their job in the school. The authors provide recommendations on developing effective pedagogical communication.

Ключевые слова: молодой специалист, психологическая адаптация, проблемы педагогического общения, спортивная деятельность, учебная деятельность, стиль педагогической деятельности.

Keywords: new specialist, psychological adaptation, problems of pedagogical communication, sports activity, studies, teaching style.

Различают психологическую и профессионально-педагогическую адаптацию молодых учителей. Под психологической адаптацией понимают сложный динамический процесс, связанный с рядом трудностей, эмоциональными переживаниями и преодолением сложных ситуаций [1]. Она включает несколько стадий. Первой из них является формирование осознанной эмоциональной реакции на условия профессиональной деятельности. Вторая -это стадия интеллектуального анализа затруднений в профессиональной деятельности, когда педагог научился справляться с эмоциями, но еще не умеет анализировать причины своих удач и неудач. На этой стадии формируются: быстрота реагирования на изменение внешних условий, аналитические способности, педагогическое прогнозирование последствий своих действий и действий других людей в учебном процессе. Третья называется мотивационно-волевой и заключается в формировании самостоятельности, активности и других волевых качеств, навыков саморегуляции, мотивации достижения, что в совокупности становится основой преодолевающего поведения.

Профессионально-педагогическая адаптация молодых учителей к условиям работы в школе — это личностное приспособление педагога к условиям и специфике работы в образовательном учреждении [2]. Однако в действительности эти процессы происходят слитно, что можно обозначить как процесс психолого-педагогической адаптации начинающего учителя к профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая адаптация -это процесс приближения психической деятельности и личности педагога к социальным и социально-психическим требованиям образовательной среды, условиям и содержанию профессиональной педагогической деятельности. Все указанные стадии психологической адаптации повторяются на новом уровне на каждом этапе обучения в вузе в рамках психолого-педагогической адаптации и требуют новых методов воздействия в связи с изменяющимися условиями образовательной среды.

Молодые учителя физической культуры и студенты, находящиеся на практике в школе, часто испытывают профессиональную педагогическую дезадаптацию. Под дезадаптацией будем понимать снижение эффективности профессиональной педагогической деятельности учителя физической культуры вследствие рассогласования внешних (социальных) требований к субъекту деятельности и его внутренних представлений об этой деятельности, приводящее к необходимости чрезмерного эмоционально-психологического напряжения [3].

Критерии успешной психолого-педагогической адаптации молодых педагогов можно разделить на две группы [1]. К объективным критериям относятся: успешность собственной учебной деятельности в вузе (академическая успеваемость), стабильность в процессе учебы функционального состояния организма студента, рост спортивных достижений, повышение мотивации достижения успеха, снижение уровня тревожности при начале профессиональной деятельности и т. д. Субъективными критериями успешной адаптации являются удовлетворенность учеб-

ным и педагогическим коллективом, сложившимися в них отношениями, субъективное самочувствие, соотношение уровня профессиональных притязаний и самооценки своих педагогических способностей, иерархия профессиональных мотивов.

Вопросы оптимизации профессионально-педагогической адаптации начинающих учителей рассматривают такие ученые, как Е. Н. Кирпичникова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков, Х. А. Абдукаримов, М. О. Бабуцидзе, Г. П. Баранова, Л. Ф. Бенедиктова, Л. Г. Борисова, С. Г. Вершловский, Г. А. Горошидзе, Г. Н. Касабеко-ва, Г. В. Кондратьева, Л. Н. Лесохина, Н. А. Мельников, А. Г. Мороз, О. П. Морозова, Г. И. Насырова, А. А. Утуков, Г. М. Федосимов, П. А. Шептенко, Ф. Р. Юзликаев и др.

Одной из причин снижения эффективности адаптации и проявления дезадаптации молодых педагогов по физической культуре в профессиональной педагогической деятельности может стать специфика естественной и привычной для них спортивной деятельности. Спортивная деятельность состоит в сопоставлении физических и интеллектуальных способностей людей, а также включает подготовку к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе. Она осуществляется с целью соревнования и получения морального удовлетворения от личных спортивных результатов [2]. Это значит, что при занятиях спортом студенты факультетов физической культуры привыкли ориентироваться на свой собственный результат или результат команды, а не на результат деятельности своих воспитанников, как этого требует педагогическая деятельность. В основе спортивной деятельности лежит позитивный спортивный конфликт (соперничество), тогда как в педагогической деятельности важно сформировать бесконфликтное общение.

Замечено [3, 4, 5], что у студентов-спортсменов, достигших высоких спортивных результатов, наблюдаются качества, снижающие эффективность их адаптации к педагогической деятельности, среди которых: мотивация к узконаправленной спортивной деятельности в ущерб другим видам социально значимой деятельности, завышенная самооценка, конфликтность и снижение уровня вербальной активности. Показателями дезадаптации учителей физической культуры к условиям работы в школе являются, в частности, снижение уверенности в себе, сомнение в правильности выбора профессии, снижение способности к пониманию состояния и интересов учащихся, понижение чувствительности к возникновению конфликтных ситуаций, повышенная чувствительность к внешней оценке своего труда. Таким образом, процесс психолого-педагогической адаптации учителей физической культуры имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при построении образовательной среды в вузе.

Цель нашей работы состоит в теоретической разработке условий повышения эффективности психолого-педагогической адаптации начинающих учителей физической культуры к работе в школе, а также в разработке и внедрении рекомендаций по профилактике профессиональной дезадаптации.

В ходе экспериментального исследования были определены временные рамки стадий адаптации студентов факультета физической культуры к работе в школе. Для этого авторами были выделены и охарактеризованы периоды предпрофессиональной адаптации студентов факультета физической культуры в ходе их обучения в вузе согласно виду осуществляемой ими непрерывной педагогической практики.

Так, на 1-2-м курсах студенты участвуют в учебной практике, которая состоит в проведении ими фрагментов учебных занятий в качестве преподавателя со студентами своей группы (курса). На 3-5-м курсах студенты факультета физической культуры проходят четыре этапа школьной педагогической практики. После окончания 3-го и 4-го курса для будущих учителей физкультуры организована летняя практика в детских оздоровительных лагерях в качестве вожатых и специалистов по физической культуре.

В ходе учебной практики авторами было выявлено преобладание интеллектуального компонента адаптационного процесса и разработаны методы, активизирующие это процесс. К ним относятся: решение и комментирование психолого-педагогических ситуаций, составление и решение тематических тестов, самодиагностика профессиональной направленности будущего учителя физической культуры и т. д.

В системе организации летней педагогической практики было установлено, что эмоциональный компонент психолого-педагогической адаптации доминирует, этим обусловлен выбор методов профилактики и коррекции проявлений дезадаптации. Со студентами в ходе этого вида практики проводились психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, на формирование навыков эффективного взаимодействия.

В процессе школьной педагогической практики

было определено, что этот вид учебной деятельности студентов в наибольшей степени активизирует механизмы осознанной адаптации (активной). Здесь первостепенным становится мотивационно-волевой компонент адаптации. Для усиления эффективности этой составляющей психолого-педагогической адаптации проводилась эмоционально-волевая тренировка, работа с «внутренним наставником», индивидуальные и коллективные формы организации самостоятельной работы студентов, научно-исследовательская деятельность, отраженная впоследствии в виде научных отчетов в кружках НИРС, в форме экспериментальной части курсовых и дипломных работ.

В результате проведения контрольно-диагностических процедур было выявлено достоверное снижение проявлений дезадаптациии по следующим компонентам:

— интеллектуальный компонент (увеличение адекватности уровня притязаний и самооценки, усиление включенности в деятельность группы, повышение качества академических знаний, повышение гибкости мышления);

— эмоциональный компонент (увеличение удовлетворенности выбором профессии, снижение уровня тревож-

ности и агрессивности, повышение эмоциональной устойчивости, снижение конфликтности, гармонизация психологического состояния);

— мотивационно-волевой компонент (увеличение ин-тернальности локуса контроля, повышение работоспособности, усиление мотивации достижения успеха, расширение спектра профессионально значимых мотивов, повышение уровня самостоятельности, активности, целеустремленности).

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Об успешности психолого-педагогической адаптации можно судить по критериям: улучшение результативности, темпа и ритма учебных занятий и при уменьшении эмоциональных затрат, повышение работоспособности и улучшение общего эмоционального состояния.

2. Продолжительность стадий психологической адаптации у молодых педагогов определяются их индивидуальными качествами, такими как: гибкость мышления, общепедагогические компетенции (знания и умения, мотивы и способы их реализации), рефлексия, мотивация к профессиональной деятельности, темперамент, характер, самооценка.

3. Стадии психологической адаптации педагогов по физической культуре также зависят от спортивной биографии педагога, от вида спорта, которым занимается (занимался) педагог, от характерных черт его спортивного характера, от взаимоотношений со своим тренером и товарищами по команде.

По итогам проведенного исследования были сформулированы рекомендации по профилактике и преодолению проявлений дезадаптации к профессиональной деятельности для выпускников факультетов физической культуры:

— диагностировать индивидуальный стиль педагогической деятельности при содействии школьного психолога и скорректировать его с учетом результатов диагностики;

— фиксировать конфликтные ситуации, указать примененный вами способ решения конфликта, а затем совместно со школьным психологом проанализировать их и выработать индивидуальный эффективный стиль педагогического общения;

— регулярно проводить рефлексию педагогической деятельности и педагогического общения с целью выявления моментов своей работы, которые приносят удовлетворение вам, приятны и полезны для других людей;

— регулярно консультироваться у школьного психолога по вопросам коррекции своего психологического состояния;

— участвовать в тренингах на повышение резистентности (устойчивости, тренированности);

— активизировать занятия спортом, в том числе участие в соревнованиях различного уровня в качестве спортсмена;

— регулярно посещать курсы повышения квалификации;

— активно включаться во внеурочную учебно-воспитательную работу школы.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пережогина А. А. Профессионально-педагогическая адаптация начинающего преподавателя вуза. — Курган, 2000. — 165 с.

2. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. — СПб., 2008. — 275 с.

3. Колмогоров К. Л. Адаптация к спорту. — М., 2007.

4. Пирелин В. И. Адаптация к физическим упражнениям. — М., 2003.

5. Чумаков Б. Н. Валеология. — М., 2008.

6. Мазоха Д. С. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности в школах и группах продленного дня. -Киев, 2009.

7. Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. — М., 2004.

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОй ГИБКОСТИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА,

функции и уровни развития

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL FLEXIBILITY: ORIGIN OF THE CONCEPT, STRUCTURE, FUNCTIONS AND LEVELS OF DEVELOPMENT

Н. Н. Колмогорцева, М. В. Наумова

В статье предпринята попытка дать целостную характеристику эмоциональной гибкости специалистов социономического типа в педагогической психологии, конкретизировать ее структурные составляющие, функциональное назначение и определить уровни развития.

Ключевые слова: эмоциональная гибкость, эмоциональная устойчивость, саморегуляция, самоконтроль, рефлексия.

N. N. Kolmogortseva, M. V. Naumova

The article attempts to give an integral characteristic of emotional flexibility of socionomics type specialists in educational psychology, specify its structural components, functional purpose and define levels of development.

Keywords: emotional flexibility, emotional stability, self-regulation, self-control, reflection.

Проблема изучения эмоциональной гибкости в педагогической психологии является достаточно молодым явлением как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Описание и раскрытие его сущности представлено в небольшом количестве работ (Л. М. Митина, 1994-1995, 1998, 2004; Е. С. Асмаковец, 2000, 2007, 2008; Е. М. Семенова, 2002; и др.). Вследствие того, что педагогическая теория и практика долгое время развивались в технократическом направлении, внимание к эмоциям человека (а главное — в профессиональной сфере) не было востребовано. На современном этапе развития общества не только предъявляются новые требования к умственным и интеллектуальным способностям специалистов социономического типа, но и уделяется особое внимание развитию его эмоциональной культуры, и в частности эмоциональной гибкости, которая входит в структуру последнего.

В отечественной психолого-педагогической литературе впервые было опубликовано следующее определе-

ние «эмоциональной гибкости»: это оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости [1]; «как интегральная характеристика личности учителя, целостное структурное образование, представляющее собой такое сочетание определенных личностных качеств, которое способствует позитивному эмоциональному и психическому состоянию учителя и учащихся; оптимизирует педагогическую деятельность, общение» [2]; «с одной стороны, способность «оживлять» подлинные эмоции, проявлять богатство эмоциональных переживаний (быстрое и разнообразное эмоциональное реагирование) и адекватно внешне выражать их (эмоциональная экспрессивность, выразительность), с другой стороны, это способность педагога правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся (воспитанников), проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатийные качества личности» [3].

Опираясь на теоретический и экспериментальный анализ изучаемого феномена, под «эмоциональной гибкостью»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

МКОУ «Новоберёзовская СОШ»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
учителя основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Учитель физкультуры: Губина Елена Валерьевна

1.САМОАНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ
ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ

В этой части анализа профессиональной деятельности вам необходимо четко определить особенности своих должностных функций в качестве учителя конкретной школы. Результаты заполнения таблицы 1 помогут вам уточнить круг своих должностных функций и при осуществлении самоанализа и самооценки профессиональной деятельности определять дефициты, связанные с этими функциями.

На основании какого образовательного стандарта вы реализуете образовательную программу (отметить нужное)

Образовательный стандарт основного, среднего общего образования 2004г.

ФГОС основного общего образования 2010г.

Количество учащихся, обучаемых вами по данному образовательному стандарту на момент самоанализа

Какие из указанных ниже направлений включены в вашу профессиональную деятельность (отметить нужное)

– работа с одаренными обучающимися;

– работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

– преподавание математики обучающимся, для которых он не является родным;

– работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии;

– работа с детьми с ОВЗ;

– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми категориями обучающихся, в том числе имеющими отклонения в социальном поведении

– другое (указать, что именно )

2. САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЯ

В этой части анализа вам предстоит соотнести планируемые и реально полученные результаты образовательной деятельности в условиях реализуемого ФГОС; выявить, достижение каких образовательных результатов ваших обучающихся является сильной стороной вашей профессиональной деятельности; какие вы намерены улучшать?

Если указанные ниже метапредметные образовательные результаты не являлись предметом мониторинга качества образования в вашей образовательной организации или лично у учителя, то в данном случае могут быть два варианта действий при заполнении таблицы 2:

1) на этапе перехода на ФГОС в качестве показателей могут быть зафиксированы те результаты, которые являлись предметом отслеживания в школе, у учителя;

2) учитель, понимая, что мониторинг указанных в таблице 2 образовательных результатов является обязательным в условиях реализации ФГОС ООО, планирует освоение компетенций, связанных с формированием и отслеживанием метапредметных и личностных образовательных результатов.

Результативность освоения рабочей программы учебного предмета, элективного курса, внеурочной деятельности

Динамика достижения обучающимися предметных результатов

Приведите сводные данные (показатели) по достижению школьниками предметных результатов за 3 года или со времени начала реализации программы:

Доля школьников, освоивших учебный предмет на базовом уровне: 100%

Доля школьников, освоивших учебный предмет на повышенном уровне: 75%

Динамика достижения обучающимися метапредметных результатов

– образовательная компетентность (умение учиться, учебная грамотность)

– коммуникативная компетентность (учебное сотрудничество, коммуникативная грамотность)

– информационная компетентность (грамотность чтения информационных текстов – информационная грамотность)

Приведите сводные данные по группам показателей в динамике за 3 года или со времени начала реализации программы:

Доля школьников, обладающих готовностью к постановке новых учебно-познавательных задач: 81%

Доля школьников, обладающих готовностью к решению новых учебно-познавательных задач: 75 %

Доля школьников, обладающих контрольно-оценочной самостоятельностью: 62 %

Доля школьников, обладающих готовностью, работать в кооперации с другими: 100 %

Доля школьников, способных понять разные точки зрения, отличные от собственной, вступать в диалог 81 %

Доля школьников, обладающих готовностью удерживать различные позиции в общении и взаимодействии: 81%

Доля школьников, обладающих умением осуществлять поиск, отбор, структурирование учебной информации: 75 %

Доля школьников, обладающих знаково-символическая грамотностью
(в т. ч. моделированием, преобразованием модели и др.):
62 %

Доля школьников, обладающих умением решать практические, учебно-познавательные задачи с применением ИКТ: 47 %

Динамика развития обучающегося

Динамика достижения обучающимися личностных образовательных результатов:

– осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории

– социальное действие и моральное поведение

– здоровье и безопасность

Приведите сводные данные по достижению личностных результатов обучающихся в динамике за 3 года или со времени начала реализации программы:

Доля школьников, обладающих образовательной самостоятельностью: 91 %

Доля школьников, умеющих выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию 39 %

Доля школьников, умеющих принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях:62 %

Доля школьников, освоивших социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах: 81 %

Доля школьников, имеющих опыт участия в школьном управлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетентностей с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей: 62 %

Доля школьников, обладающих осознанным и ответственным отношением к собственным поступкам:81 %

Доля школьников, осознающих ценность здорового и безопасного образа жизни: 91 %

Доля школьников, усвоивших правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и правил поведения на дорогах: 100 %

Развивать у обучающихся осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории, социальное действие и моральное поведение.

Сделайте выводы по результатам самооценки:

Достижения вашей профессиональной деятельности (к ним следует относить те результаты, которые являются стабильными или имеют положительную динамику): Использую и апробирую специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся. Формирую универсально учебные действия. Формирую мотивацию к обучении.

Результаты вашей профессиональной деятельности, которые хотите улучшить: основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, основы психодиагностики.

3. САМООЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ФГОС общего образования ориентирует систему образования на получение качественно новых образовательных результатов через реализацию деятельностной парадигмы. Это требует от учителя владения психолого-педагогической компетентностью.

В этой части анализа вам предстоит определить уровень своей психолого-педагогической компетентности.

Компетенции (трудовые
действия)

Самооценка в баллах
(0-2)

Комментарий, примеры
своего взаимодействия
со специалистами

Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся

Взаимодействие с другими учителями, обучающими данных детей; родителями или лицами, их замещающими; медицинскими специалистами, педагогами и обучающими других школ.

Выявление логопедических проблем у обучающихся

Взаимодействую с медицинскими работниками школы и района.

Выявление психологических проблем у обучающихся

Взаимодействую с классными руководителями при составлении диагностики учащихся, применяю психолого-педагогические технологии

Сделайте выводы по результатам самооценки психолого-педагогической компетентности:

Достижения вашей профессиональной деятельности (к ним следует относить те результаты самооценки, которые совпадают с внешней оценкой, например, оценкой учителей, которые обучают этих же детей): разрабатываю и применяю современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Результаты вашей профессиональной деятельности, которые хотите улучшить: взаимодействие со специалистом психологом своей школы или других организаций.

4. САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

В этой части анализа вам предстоит проанализировать собственную профессиональную деятельность с точки зрения соответствия её требованиям профессионального стандарта «Педагог», выполняемым обязанностям или обязанностям, которые предстоит выполнять в перспективе, например, подготовка к обучению детей с ОВЗ с 1 сентября 2016 г., (см. столбцы 2 и 4 таблицы 4); осуществить самооценку, т.е. определить уровень сформированности соответствующих компетенций (см. столбец 3 таблицы 4). В колонке «Комментарий» конкретизируйте, что именно в данной компетенции вы считаете своими достижениями в профессиональном развитии, а что вызывает у вас трудности.

Пример заполнения таблицы по результатам самооценки

Самооценка в баллах
(0–2)

Комментарий
(обоснование
выставленного балла)

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

Достижения: умею планировать образовательные результаты обучения предмету в каждом классе с учетом ФГОС, ООП НОО школы, авторской программы. Могу обучить этому другого.

4.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция.
Обучение»

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Умею планировать образовательные результаты обучения предмету в каждом классе с учетом ФГОС, ООП НОО школы, авторской программы. Могу обучить этому другого.

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования

Владею формами и методами обучения, в том числе и выходящими за рамки учебных занятий.

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Формирую у обучающихся, культуру здорового и безопасного образа жизни, создаю на уроке и вне урока комфортную образовательную среду.

Планирование и проведение учебных занятий

Владею основными методиками преподавания, основными принципами деятельностного подхода, видами и приёмами современных педагогических технологий.

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Нахожу ценностный аспект учебных знаний и информаций обеспечивающих его пониманий и переживаний обучающимися.

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Организую мониторинг достижений учащихся, с выставлением оценок на уроке, результатом соревнований и тестирования.

Формирование универсальных учебных действий

Формирую метапредметные компетенции, умения учится и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ.

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

Владею ИКТ — компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования , реализации и оценки образовательной работы с детьми. Формирую навыки обучающихся к применению ИКТ, на уроке физкультуры для информирования учащихся и для умения учиться.

Формирование мотивации к обучению

Выстраиваю партнёрские отношения с родителями, использую в практике своей работы психологические подходы: соревновательные, культурно-исторические, деятельностные и развивающие.

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Владею объективной оценкой знаний и профессиональной установкой на оказание помощи любому ребёнку вне зависимости от его реальных учебных возможностей для методов контроля и оценивания.

Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам? Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приёмы современных педагогических технологий.

4.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Строю воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Анализирую реальное состояние дел в учебной группе, поддерживаю в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Владею основными законами о правах ребенка в сфере образования, с уставом школы.

Проектирование и реализация воспитательных программ

Сотрудничаю с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)

Общаюсь с детьми, признаю их достоинство, понимаю и принимаю их.

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Защищаю достоинство и интересы обучающихся, поддерживаю в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

Создаю в учебных группах (классе, кружках, секциях, во внеурочной деятельности разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей. Вовлекаю обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Регулирую организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (соревнования, экскурсий, походов)

Создаю в школе кружки, секции, внеурочную деятельность разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей.

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Формирую поведение с соблюдение правовых, нравственных и этических норм в социальных сетях.

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Оказываю помощь в решение вопросов физического воспитания ребёнка на школьном уровне и вне школы.

Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам? Организацию и проведение мероприятий в образовательном учреждении и за пределами территории образовательной организации (соревнования, экскурсий, походов и т. д.)

Компетенции (трудовые действия), которые вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.

4.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Комментарий
(обоснование выставленного балла)

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Владею методами и приёмами в оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

Использую в своей работе психологические подходы к комфортной образовательной среде.

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Провожу мониторинг уровня и динамики развития ребёнка.

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Владею методами спортивно-оздоровительной работы с различным контингентом обучающегося.

Оказание адресной помощи обучающимся

Формирую детско-взрослые сообщества.

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

Владею методикой преподавания с курса «Всё, что тебя касается»

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Провожу беседы с родителями о физическом состоянии и здоровье ребёнка, о его благополучном развитии.

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Использую работу в форме тренинга и работу сопряжённого характера в развитие ребёнка.

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Оцениваю образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции.

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Реализую программу физического воспитания с учётом развития универсальных учебных действий, отслеживаю и наблюдаю за виртуальным миром ребёнка.

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Формирую с помощью образовательного процесса и спортивного интереса поведение и деятельность учащихся.

Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам? Как формировать в учебном процессе и во внеурочной деятельности метапредметные результаты разновозрастной категории учащихся.

4.4. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего
общего образования»

Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира

Применяю современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы

Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития

Осуществляю контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе в урочное и внеурочное время.

Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся

Определяем вместе с обучающимися и родителями основные этапы физического развития и реализации.

Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования

Использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, владею методами убеждения, аргументации своей позиции.

Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения

Применение спортивной терминологии в спортивной жизни школы государства

Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения

Применяю интернет ресурсы, социальные сети с терминологией (профилактики здорового образа жизни, гигиены и безопасности учащихся).

Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

Организую и провожу мероприятий в образовательном учреждении и за пределами территории образовательной организации (соревнования, экскурсии, походы, олимпиады, внеклассные мероприятия и т. д.)

Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам? Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой. Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмет. Как организовать самостоятельную деятельность обучающихся.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В этой части анализа вам предстоит определить перечень профессиональных дефицитов, которые вы планируете восполнить в ближайшие 3 года, и зафиксировать во втором столбце таблицы 8.

В дальнейшем, содержание данной таблицы будет использовано вами для составления индивидуального плана профессионального развития на 2016–2018 гг.

Компетенции
(трудовые действия), оцененные баллом «0»

Ранжирование
дефицитов по годам их восполнения

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Самооценка учителя физкультуры