Рефлексия как средство самооценки

Рефлексия как средство самооценки учащимися начальных классов собственной деятельности и её результатов

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. рефлексия деятельности

3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

1. Самый простой вариант — показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

2. Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

Завершая урок, учитель может использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор», «Яблоко и стрелы» .

3. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант — эмоционально-художественную рефлексию:

• Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

• Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

• Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

Письменная: « Продолжи фразу». Ребятам раздаются листы бумаги, на которых сначала написаны фразы, необходимо их продолжить.

Сегодня на занятиях было интересно, потому что…………..

Я бы хотел похвалить себя за то, что …………………….

На уроке понравилось, аж мое сердце поет от того, что …………….

Устная: « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Приемы организации рефлексии:

1. Продолжи фразу :

–Мне больше всего удалось…

-Я могу себя похвалить…

-Мне было интересно….

-Мне было трудно…

-Я хочу сказать спасибо…

2. Рисуем настроение: Мы с детьми договорились об использовании цветов. Красный-сигнал тревоги, плохого настроения, жёлтый – «нейтральное» настроение, зелёный-все у меня получилось, у меня сегодня хорошее настроение. Каждый учитель может предложить ребятам на обсуждение другие цвета, которые будут использовать у себя в классе.

3. Огонёк общения (уместно использовать после проведения классных, внеклассных мероприятий) Дети садятся в круг, передают по кругу сердечко или любой другой предмет, принятый в классе, и каждый говорит то, что по его мнению было самым интересным, запоминающимся, кто помог, кому скажем «Спасибо».

4. Мистер Настроение. Рисуем личико человечка, передавая свои эмоции

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

1. Самооценка активности на каждом этапе урока.

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

1. Прием незаконченного предложения.

2. Прием «Выбор афоризма или пословицы»

3. Рефлексия достижения цели.

Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

Мы учимся выразительно читать стихотворение С.Я.Маршака «В лесу над росистой поляной…»

Мы ставили правильно ударение в словах. Мы повторяли несколько раз труднопроизносимые слова. Мы соблюдали паузы и т. д.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

— первая строка – название темы (одно существительное);

— вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

— третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

— четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

— последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Вот несколько вариантов.

Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1. Дедушка Мазай и зайцы.

2. Добрый, бедные.

3. Плыл, спас, чуть не утонули.

4. Дед Мазай спас зайцев. Молодец!

5. Друг животных.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

10. у меня получилось …

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал …

2.Своей работой на уроке я …

3.Урок для меня показался …

6.Материал урока мне был …

7.Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

интересно / не интересно

Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия

Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю – тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица, а также синквейн, о котором мы уже говорили выше.

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

Тема урока: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

— Что, если бы Иванушка не напился воды из копытца?

— Что, если бы ты оказался на месте купца?

Коллективная или групповая рефлексия

1. Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:

Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и т. п. .

Мы учились вырезать…,

Саша мне помог решить…,

Мы вместе рисовали…,

Мы хотели написать… .

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

— Каковы результаты моей деятельности?

— Как я этого достиг?

— Можно ли сделать лучше?

— Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

1. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста [Текст] / Н.Г. Алексеев // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. – Новосибирск, 1984. – С. 100-102.

2. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория — практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. — М., 1993..

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10.

4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 20-26.

5. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114.

6. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974г

7. Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? (Текст) / В.Б. Новичков // Педагогика. – 1988.-№8. –С.6-8

8. Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.
  • Дать представление о классификации рефлексии.
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
  • Ход мероприятия

    Подготовка к мастер-классу.

    1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
    2. Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.
    3. Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.
    4. – Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

      Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

      Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».

      Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

      Моя цель: Слайд 2

      Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

      А Ваша цель? (ответы)

      Слайд 3. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

      Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым Слайд 4

      нужным Слайд 5

      а главное, успешным. Слайд 6

      А что же такое рефлексия?

      Слайд 7. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexioобращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

      При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: Слайд 8.

    5. физическую (успел – не успел);
    6. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
    7. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
    8. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
    9. Рефлексия бывает: Слайд 9

      а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
      б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

      Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

    10. Слайд 10 Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
    11. Слайд 11. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
    12. Слайд 12. Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
    13. Слайд 13. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

    14. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
    15. Рефлексия деятельности
    16. Рефлексия содержания учебного материала
    17. Приемы рефлексии эмоционального состояния.

    18. Слайд 14 Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
    19. Слайд 14 «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
    20. Слайд 15 «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

    Рефлексия деятельности.Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

  • Слайд 16 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
  • «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
  • Слайд 17«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
  • Слайд18 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
  • Слайд 19 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
  • Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд 20

    Слайд 21«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

    Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

    Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

    В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

    В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    Слайд 22 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

    • первая строка – название темы (одно существительное);
    • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
    • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
    • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
    • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
    • Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

      «+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

      Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

      Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

      Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

      Слайд 23 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

      Приемы формирования рефлексии

      Основной задачей начальной школы является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия.

      Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.

      В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное — успешным.

      Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

      Рефлексия, в упрощённом определении, — это “разговор с самим собой”.

      Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

      Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.

      Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.

      В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

      Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

      При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

      1) физическую (успел – не успел);

      2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

      3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

      4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

      а) индивидуальная– формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

      б) групповая акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. (“Смогли бы сделать, если бы с нами не работал . (имя)” “Какую помощь в работе оказал. (имя)”)

      Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

      Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

      Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

      Интеллектуальная— проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

      Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

      Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

      Рефлексия настроения и эмоционального состояния

      Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. Что можно применять?

      Вербальные техники:“из уст в уста, глаза в глаза”

      Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоции, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания.

      Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов класса.

      Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре “Съедобное- несъедобное”), предоставляя таким образом возможность высказаться каждому участнику. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям.

      Ребятам задается такой вопрос: “Если бы я был волшебником, то сегодня я бы. ”:

      • Исправил.
      • Сделал.
      • Добавил.
      • Похвалил.
      • Ребятам предлагается подумать и высказаться, на что похож сегодняшний день, проведенное мероприятие, урок и т.д. Сделать это можно в круге, передавая право голоса друг другу с помощью какого-либо предмета.

        Преимущества использования невербальных техник заключается в том, что каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение.

        Недостаток техники – это отсутствие живого общения.

        “Карта настроения”(Приложение1),“Лента настроения”, “Роза настроения”, “Сердечное настроение”, “Мишень настроения”, “Облако настроения”, “Ваза настроения”, “Паровозик настроения” (Приложение1), “Гусеница настроения”, “Гора настроения”, “Лестница настроения”, “Кинотека настроения”, “Поляна настроения”, “Звездопад настроения”, “Домик настроения”, “Строительство настроения”, “Мелодия настроения”, “Корзина настроения”, “Клубничное настроение”, “Ромашка настроения”, “Пазлы настроения”, “Аквариумное настроение”

        Роза настроения. “Роза” делится на секторы – по количеству дней. Заполняется “роза” в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

        Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

        Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

        Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

        “ Лесенка успеха”.Самооценка активности на каждом этапе урока

        Нижняя ступенька, у “человечка” руки опущены — у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у “человечка” руки разведены в стороны — у меня были проблемы; верхняя ступенька, у “человечка” руки подняты вверх — мне всё удалось;

        “Дерево успеха” — зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

        Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

        “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

        “Поляна”. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

        “Гусеница”. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.

        Насколько сегодня учитель смог “вытянуть” гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

        “Закрой глаза”. Обычно предлагается делать в конце урока.

        Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:

        — Что нового я узнал сегодня на уроке?

        — Что было особенно интересным и познавательным?

        — В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

        Дети сигналят карточками:

        • Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
        • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
        • Красной – дело не понравилось, скучно.
        • Рефлексия содержания учебного материала

          Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

          Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

          Прием незаконченного предложения.

          • Сегодня на уроке я.
          • Научился.
          • Было интересно..
          • Было трудно.
          • Мои ощущения.
          • Этот урок дал мне для жизни.
          • Больше всего понравились задания.
          • Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало.

            “Мудрые совы”: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:

            • “ + ” — знаю,
            • “ — ” — не знаю,
            • “ ! ”- узнал новое,
            • “ ? ” — удивило
            • После работы с текстом задаю вопросы:

              — Выберите ту информацию, которая вам знакома.

              — А какая информация ранее была неизвестна?

              — Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?

              — У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?

              — Что бы вы еще хотели узнать?

              Пометки на полях ( маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

              • “+” — знал,
              • “!” — новый материал (узнал),
              • “?” — хочу узнать
              • Приём: “Конкурс шпаргалок”

                Описание: Участники за определенное время (5 минут, например)должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, «запротоколировать» наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.

                Такой прием можно использовать на уроке любого предмета.

                На этапе рефлексии вызывает интерес приём “паучка”, когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:

                • Я (личный вклад собственного труда)
                • Мы (работа всего класса)
                • Дело (степень новизны темы)
                • Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения“Комплимент” (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

                  Рефлексия как средство самооценки

                  Автор: Потапова Надежда Владимировна

                  Организация: МБОУ «Солнечная СОШ №1»

                  Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, п. Солнечный

                  Проблема самооценки школьников является одной из актуальных проблем, которая играет особое значение в становлении личности ребенка. Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания. Это осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, мотивов и целей своего поведения, физических сил, поступков, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

                  Самооценка имеет очень весомое значение в организации результативного управления поведением человека. Кроме того, самооценка выступает как субъективный уровень определения целей, которые человек ставит перед собой и к реализации которых он стремится.

                  Начиная формироваться в младшем школьном возрасте, самооценкаможет меняться на протяжении всего обучения в начальной школе. Следовательно, развитие у школьников адекватной и содержательной самооценки является очень значимым процессом, так как адекватная самооценка является основой самопознания, образования и коррекции намеченных целей и путей их достижения.

                  Одним из наиболее эффективных способов формирования адекватной самооценки личности является рефлексия своей деятельности. Рефлексируя, человек может понять и осознать свои действия и поступки, критично оценить правильность принятия того или иного решения, подправить или изменить свою деятельность.

                  Становление рефлексии в младшем школьном возрасте способствует его становлению как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

                  Отсюда следует, что процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только себя как личности, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия в образовательном процессе – это совместная деятельность учителя и учащихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого школьника.

                  В настоящее время у учителя есть огромное разнообразие форм рефлексии, которые будут наиболее оптимальны для построения учебного процесса в начальной школе. Работая с детьми младшего школьного возраста, педагогу следует обратить особое внимание проведению рефлексии настроения и эмоционального состояния, эмоционально-художественной, эмоционально-музыкальной рефлексии, так как обучение должно приносить радость познания, радость общения, радость успеха.

                  Проведение рефлексии может осуществляться не только в учебной, но и внеучебной деятельности, что будет способствовать развитию личности и раскрытию способностей не только в заданной образовательной ситуации, но и в нестандартной неформальной обстановке. Формирование рефлексивных навыков у младших школьников является требованием новых федеральных образовательных стандартов, что еще раз подчеркивает актуальность и значимость данной темы.

                  Применение разнообразных приемов рефлексии является не только способом мышления и средством самопознания, но и формой деятельности, которая раскрывает цели, содержание, средства и способы деятельности, отражать внутреннее состояние человека.

                  Рефлексия помогает школьникам сформулировать получаемые результаты, определить цели для дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь и выстроить вою траекторию развития. «Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления» [2, с. 287].

                  Таким образом, важной особенностью современного урока становится преобладание ученической самооценки, самокоррекции по отношению к учительским замечаниям и оценке со стороны.

                  Развитие рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте способствует «превращению» ребенка в ученика, формирует самостоятельность в ведении учебной деятельности. Но для того, чтобы этот процесс осуществлялся успешнее, необходимо учитывать структуру и механизм проведения рефлексии.

                  При построении образовательного процесса необходимо учитывать то, что рефлексия является совместной деятельностью учителя и учащихся, позволяющей совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого школьника[1, с. 35].

                  Результатом рефлексивной деятельности детей младшего школьного возраста является формирование умения критически мыслить, аргументированно высказывать и отстаивать свое мнение, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность окружающих людей.

                  Список использованной литературы:

                  Агапов, В.С. Сущностная характеристика Я-концепции [Текст] / В.С. Агапов. Учебно-методическое пособие. – М.: МГСА РПО, 2001 – 84с.

                  Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Минск, 1998. – 386c.

                  Зак, А.3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников [Текст] / А.З. Зак //Вопросы психологии. — 1978. — № 2. — С. 102 — 110.

                  Рефлексия как средство самооценки