Коррекция самооценки школьников

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников

Аннотация. В статье раскрыты теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников; проведен анализ самооценки младших школьников; предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников.
Ключевые слова: самооценка младших школьников, коррекция, модель, диагностика, тестирование.

Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.

Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.

Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст — начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Завышенная самооценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученных, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Ведь завышенная самооценка кроме своего положительного влияния, которое проявляется в уверенности субъекта, оказывает и отрицательное воздействие, при котором наблюдается повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценка собственных сил [1].

Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева [2], выделившего в структуре самооценки индивидные, личностные и субъект-деятельностные характеристики. Р. Бернс [3], А.В. Захарова [4], А.И. Липкина [5] рассматривали особенности соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности. В исследованиях И.С. Кон [6], Ч. Кули [7], Э. Эриксона [8] раскрываются проблемы изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей ее формирования. Центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция». Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [9, 10].

Проблема самооценки – одно из важнейших личностных образований, в настоящее время становится одной из самой популярной в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению самооценки в младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период идет ее формирование.

Личностью человек не рождается, а становится, поэтому именно важно в этот период сформировать адекватную самооценку.

Изучая научную литературу видно, что самооценка является неотъемлемой частью Я-концепции. Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является Я-концепция. Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Коррекция самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, необходимо разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции для завышенной самооценки младших школьников.

Представляем далее модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников с завышенной самооценкой построенную на основании соответствующего «Дерева целей». Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в который выделены: генеральная цель, подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [11]. Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [12].

Коррекционная работа должна строиться с учетом специфики неадекватной самооценки: коррекция завышенной самооценки предполагает одни методы, коррекция заниженной другие. Я предлагаю модель психолого-педагогической коррекции завышенной самооценки младших школьников.

Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников опирается на методологическую основу, которую составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения и специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.

К общим относятся:

1. Рекомендательный (не обязательный для исполнения) характер советов сопровождающего.

Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их замещающими.

2. Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого.

Специалист системы сопровождения должен решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

3. Непрерывный характер сопровождения.

Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

4. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

Необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

К специфическим относятся принципы:

1. Создание ситуации неуспеха.

Ситуация неуспеха обычно создается для снижения негативного влияния отрицательного лидера в классе, осознание ребенком своих слабых сторон и стремлению к совершенствованию.

2. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка.

Принцип определяется той ролью, который играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

3. Ориентация на ведущий вид деятельности.

При разработке и реализации коррекционной программы необходимо учитывать ведущий вид деятельности ребенка.

В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников ее содержательный компонент должен включать три блока:

— диагностический блок представляет собой программу изучения уровня самооценки и степени ее реалистичности;

— развивающий блок включает такие направления работы, которые обеспечивают реалистичность самооценки;

— психокоррекционный блок направлен на психолого-педагогическую коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.

В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:

— расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у младших школьников;

— обучение приемам, способствующим развитию самооценки и степени ее реалистичности;

— обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;

— вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.

Технологический компонент модели психолого-педагогического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня самооценки и степени ее реалистичности у младших школьников.

В процессе реализации технологического компонента модели должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня самооценки и степени ее реалистичности; во-вторых, различные развивающие методы (игровые, проективные т.д.).

В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.

В-третьих, в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.

В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:

— выражение субъектом своих чувств;

— стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире;

— удовлетворение потребности в общении;

— познание окружающего мира.

Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:

— переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;

— создание с помощью искусства эстетической реакции.

В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.

В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо использовать специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.

Должны быть использованы директивные и недирективный метод сказкотерапии.

При использовании директивной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.

Недирективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.

В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:

— дидактические, имеющие поучительный смысл;

— психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий;

— психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.

Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

Рисунок 2 — Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников

Таким образом, в ходе теоретического анализа была разработана модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. При построении модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников необходимо учитывать общие и специфические принципы для формирования адекватной самооценки.

В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников, ее содержательный компонент должен включать три блока: диагностический, развивающий и психокоррекционный. Результатом этой модели должна стать наметившаяся тенденция к адекватности оценивания себя.

В исследовании коррекции самооценки младших школьников были использованы следующие методы и методики:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки данных (Т – критерий Вилкоксона), тестирование по методикам: В.Г. Щур «Лесенка», Р.С. Немова «Какой я?» и А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

Экспериментальное исследование по изучению коррекции самооценки младших школьников проводилось на базе школы №137 г. Челябинска. Общий объем выборки составил 27 учащихся 1г класса: 17 мальчиков, 10 девочек.

Полученные общие результаты представим наглядно в диаграмме (Рис. 3).

Рисунок 3 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников

Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что общий уровень самооценки у 10 учащихся (37%) — адекватный, что свидетельствует о способности детей критически оценивать себя, а у 17 (63%) — высокий, что свидетельствует о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

В итоге была определена группа детей с высоким уровнем самооценки, которая требует психолого-педагогической коррекции.

Цель программы психолого-педагогической коррекции: психолого-педагогическая коррекция самооценки участников, за счёт изменения поведения с помощью анализа и рефлексии.

1. Формировать осознанное восприятие своего «я», своих недостатков и достоинств.

2. Формировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.

3. Развивать произвольную регуляцию поведения.

4. Снимать тревожность и мнительность.

5. Повышать групповую сплоченность.

6. Развивать способность позитивного отношения к людям.

7. Обучать детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов.

Занятие 1. Какой я?

Цель: Знакомство с группой, расширение представлений участников о самих себе.

Цель: знакомство ведущего с участниками, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

Игра «Кто в теремочке живет?».

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

Принятие правил группы

Цель: фиксация правил группы как основы работы на коррекционных занятиях.

Упражнение «Какой я?»

Цель: анализ самооценки.

Цель: определение своих лучших качеств.

Цель: развитие самоуважения.

Занятие 2. Я и другие

Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

Цель: мотивация на работу в группе.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Упражнение «Как расселить людей в доме».

Цель: обучение детей видеть хорошее в себе и в окружающих.

Упражнение «Присядьте те кто…»

Цель: развитие взаимопонимания между детьми.

Упражнение «Ладонь полная солнца».

Цель: формирование у детей умения любить окружающих.

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 3. Чем я отличаюсь от других

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

Игра «Ласковое имя».

Цель: помочь детям осмыслить ценность каждого из членов коллектива.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Цель: Научить правильному оцениванию своего партнера, выделению в нем главных индивидуальных качеств, высказыванию своего мнения о партнере, а также правильному оцениванию мнения о себе.

Игра «Похожие и разные»

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и не похожи…».

Цель: осознание участниками своей уникальности.

Упражнение «Сказочные дома»

Занятие 4. Мешок хороших качеств

Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки.

Цель: мотивация на работу.

Игра «Лучи хороших качеств».

Цель: помочь детям выявить хорошие качества человека.

Этюды на отображение положительных качеств человека

Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.

Игра «Мешок хороших качеств»

Цель: повышение самооценки и самоуважения.

Занятие 5. Темные и светлые качества

Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков.

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

Упражнение «Темные и светлые качества».

Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных качествах.

Упражнение «Мои плюсы и минусы»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа, воспитание умения более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека

Цель: закрепление знаний о достоинствах и недостатках человека.

Занятие 6. Гармонизация притязаний на признание

Цель: формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании.

Чтение сказки «Гадкий утенок»

Упражнение «Гадкий утенок»

Цель: формирование моральных представлений, коррекция самооценки.

Упражнение «Я умею…».

Цель: расширение представлений о себе, укрепление уверенности в своих возможностях, осознавание и выражение своих мыслей и желаний.

Цель: акцентирование внимания на положительных сторонах «Я» участника.

Занятие 7. Выработка уверенности в своих силах

Цель: развитие у детей уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

Чтение сказки «Маленькая рыбка»

Цель: развитие уверенности в себе.

Упражнение «Назови свои сильные стороны»

Цель: развитие способностей думать о себе позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей.

Игра «Я справлюсь».

Цель: выработка уверенности в своих силах.

Упражнение «Я такой, какой я есть!»

Цель: выработка у участников более объективной самооценки.

Занятие 8. Могу и хочу

Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки.

Разминка «Смена ритмов»

II. Основная часть

Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: определение направленности потребностей, устремление детей по их заветным желаниям.

Цель: анализ участниками собственных желаний.

Упражнение «Я могу…».

Цель: повышение уверенности в себе и в своих силах.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

Цель: формирование адекватной самооценки.

Занятие 9. Как добиться удачи

Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка.

I. Вводная часть

Чтение сказки «Случай в лесу»

Цель: развитие уверенности в своих силах.

Цель: развитие умения преодолевать трудности.

Упражнение «Как мы боремся с трудностями»

Цель: проработка личностных трудностей, визуализация, совместная творческая работа.

Занятие 10. Сказочное превращение

Цель: подведение итогов проделанной работы.

Чтение сказки о воробье с завышенной самооценкой

Цель: коррекция завышенной самооценки.

Цель: подведение итогов, получение позитивных эмоций.

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Цель: создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Таким образом, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции для экспериментальной группы, направленная на психолого-педагогическую коррекцию самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю. Были использованы следующие методы: сказкотерапия, игротерапия, проективные методы и психотерапевтические. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты, формирование адекватной самооценки, развитие позитивной Я-концепции.

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников осуществлялась в процессе реализации модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Для формирующего эксперимента была набрана группа из 12 детей 1г класса с завышенной самооценкой.

После реализации программы была вновь проведена диагностика самооценки младших школьников у экспериментальной группы по методике В.Г. Щур «Лесенка», методике Р.С. Немова «Какой я» и методике А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

Результаты распределения общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы показаны наглядно на диаграмме (Рис. 4).

Рисунок 4 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что общий уровень самооценки у 7 учащихся (58%) — высокий, а у 5 (42%) — адекватный. Эти данные говорят о том, что наметились тенденции в изменении самооценки в сторону адекватной, ведь до реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у 12 человек (100%) была высокая самооценка.

Как видим, в результате экспериментального воздействия произошли количественные изменения самооценки младших школьников.

Статистическая обработка результатов экспериментального исследования по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона [13].

Н0 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения не превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения.

Н1 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения превосходит интенсивность сдвигов в сторону увеличения.

Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике «Лесенка» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=4, 4

Формирование самооценки

Доказано, что формирование самооценки происходит в первые 5 лет жизни человека. В этот период в особенности важно проявлять к маленькому человечку доверие, уважение и любовь. Частая критика и упреки в дальнейшем способны сыграть плохую шутку – став взрослым, такой человек будет страдать от заниженной самооценки, даже если добьется успеха в жизни. Наши специалисты прекрасно понимают, какую важную роль играет формирование самооценки. Для ее коррекции применяются различные методики: аутогенные тренировки, арт-терапия, десенсибилизация, поведенческие тренинги и игротерапия. Вас беспокоит собственная самооценка? Обращайтесь на консультацию, мы поможем разобраться в причинах заниженной самооценки и провести коррекцию.

Специалисты «IsraClinic» будут рады оперативно ответить на Ваши вопросы, связанные с диагностикой и лечением в Израиле. Заполните форму заявки, мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

Широко известно высказывание из талмуда, что мы видим вещи не такими, которые они есть, а такими, какие мы сами. И во многом наше видение зависит от того, как мы себя оцениваем и насколько гармоничен наш внутренний мир.

Cамооценка — одно из базовых понятий в современной психологии. По сути дела, самооценка определяет направление и уровень активности человека, его отношение к окружающему миру, является важным фактором сознательной саморегуляции. Многие исследователи сходятся во мнении, что неадекватная или заниженная самооценка негативно влияет на социальное поведение человека и значительно снижает адаптацию к стрессам.

Что же такое самооценка и как она формируется?

Все, наверное, помнят сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Неприятности утёнка начались с самого появления на свет. Вылупился из яйца позже всех, был неуклюж и разительно отличался от собратьев своей неординарной внешностью. На своей первой презентации на птичьем дворе, утёнок провалил экзамен на аттестат «правильного утёнка» и был с позором выгнан, а все птицы нашли его внешность уродливой. После такого сокрушительного удара судьбы, утёнок не сломался, а продолжал бороться за своё место под солнцем. Ему пришлось пережить холод и голод, издевательства окружающих из-за его необычной внешности, и не раз он был на грани решения — свести счёты с жизнью. Он не мог понять кто он и зачем родился на свет, ведь никто не принимал его за своего. Его согревала только мысль, что когда он подрастет, то он станет таким же красивым как прекрасные птицы, которых он видел только однажды и не знал им названия.

Негативная оценка внешности утёнка, полученная им на птичьем дворе однажды, а в последствии закрепленная мнением окружающих, надолго закрепила образ «безобразного урода» в сознании утёнка. Он считал, что для него в этой жизни уготована роль изгоя, вынужденного вечно прятать своё уродство от окружающих. У него даже не промелькнула мысль, что может быть всё по-другому. И даже в финальном эпизоде сказки, когда утёнок превратился в прекрасного лебедя, подплыл к величественным птицам и сказал: «Убейте меня!», — всё ещё воспринимая себя уродливым и ничтожным существом.

Ситуация, описанная в сказке, весьма тривиальна и описывает основные этапы формирования самооценки. Большинство специалистов в области психологии развития сходятся во мнении, что ядро личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека. Как правило, мнение о себе основывается на отношении к нам важных для нас людей или референтных групп. Значение референтных групп для человека меняется в процессе его становления как личности. Первые навыки самооценки ребёнок получает в семье. Если родители проявляют в обращении с ребёнком любовь, уважение и доверие, то и ребёнок привыкает сам относится к себе как к человеку, достойному этих чувств.

Считается, что для формирования положительной самооценки у ребёнка необходимо соблюдение трёх условий:

  • Полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка;
  • Ясные и последовательные требования;
  • Уважение индивидуальности в рамках установленных ограничений
  • Стэнли Куперсмит, 1967 год

    В дальнейшем значение родителей как главной референтной группы снижается, и на первый план выступают группы товарищей по учёбе, службе в армии, работе. Насколько человек будет успешно адаптирован в этих группах и сможет максимально реализовать свой потенциал зависит дальнейшее формирование адекватной самооценки. Самооценка в идеале – это динамический процесс, который развивается вместе с внутренним миром человека. В реальности мы часто видим совершенно другую картину. Представьте себе преуспевающего финансиста, который «ворочает» миллионами и руководит огромной компанией, но чувствует себя при этом глубоко несчастным и одиноким человеком. Вроде бы всё есть, а ничто не радует. Наверное, сложно предположить, что у такого внешне преуспевающего человека может быть заниженная самооценка.

    А в чём причина низкой самооценки?

    Причина в том, что финансист пронёс свою низкую самооценку из детства через всю свою жизнь. Складывалось впечатление, что он так и остался в своём детстве, воспринимающим себя бездарем и никчёмным человеком ни на что неспособным в жизни. Референтная группа родителей, осуждающая его и критикующая, стала для него основной. Как будто не было блестящей учёбы в школе и в университете, не было успешной карьеры.

    Подобные жизненные сценарии в практике психиатрической клиники «IsraClinic» достаточно распространены. Люди попросту не умеют и не позволяют себе быть счастливыми. Находятся в плену собственных табу, проигрывая при этом чужие жизненные сценарии. При видимой успешности их жизнь представляется им пустой и лишенной всякого смысла. Такие люди, лишенные поддержки и профессиональной помощи, начинают искать смысл жизни в неадаптивном поведении — алкоголь, наркотики, игра в казино.

    Стоит так прожигать свою жизнь и навсегда лишить себя возможности быть счастливым? Решение за Вами.

    Исправление неправильной самооценки

    Самооценка может быть не только заниженной, но и завышенной, когда человек не в состоянии объективно критиковать себя. Мысленно он себя идеализирует, что в реальности приносит проблемы в отношениях с другими людьми. Главная задача психолога в данном случае – определить, какие именно проблемы имеются у человека с самооценкой и разработать подходящую ему схему коррекции.

    Как правило, исправление неправильно сформированной самооценки в «IsraClinic» проводится комплексно, с учетом индивидуальных особенностей личности. Однако приоритет при коррекции самооценки отдается психотерапии.

    Методики коррекции самооценки

    Коррекция самооценки, как было указано выше, проводится комплексным методом, то есть применением различных методов терапии одновременно. Только так можно достичь должных результатов. К методикам коррекции самооценки относятся:

    • метод игротерапии;
    • поведенческие тренинги;
    • аутогенные тренировки;
    • методы десенсибилизации;
    • метод арт-терапии (в особенности, при коррекции самооценки детей);
    • Применение описанных методик на практике дает возможность вызвать у пациента нетипичные, несвойственные для него реакции и усвоить их посредством многократного повторения. Например, если ранее пациент практически не мог никому отказать в просьбах, чем часто давал повод пользоваться собой, то на сеансах психотерапии он учится говорить твердое «Нет!», не испытывая при этом чувства вины. Многократное повторение усвоенных новых реакций дает результат – пациент спокойно отказывает в неудобных ему просьбах и вне стен кабинета психолога.

      Профилактика, сохранение правильной самооценки

      Самооценка, согласно последним исследованиям специалистов, формируется на протяжении всей жизни, она поддается коррекции, однако ее основы закладываются в детстве, в возрасте до 5 лет. Профилактические меры простые – необходимо любить своих детей и не скрывать своих чувств.

      Помните, «перелюбить» ребенка невозможно. Также немаловажное значение имеет уважение – никогда не прибегайте к унижению, как методу воспитания, тем более – на людях. Этим вы не только не сможете добиться должного воспитательного эффекта, но и можете всерьез занизить ребенку самооценку, что во взрослой жизни вызовет серьезные проблемы в общении, личной жизни и в построении карьеры. При любых подозрениях на сниженную самооценку обратитесь к специалистам, которые знают, как помочь таким пациентам.

      Коррекция самооценки школьников

      ВЕБИНАР: Дети с диагнозом «Детский церебральный паралич». Особенности обучения, воспитания и абилитации

      ВЕБИНАР: Мастерская психолога-консультанта. Супервизия сложных случаев из опыта работы

      ВЕБИНАР: Тест Векслера (WISC). Методика исследования интеллектуальной сферы ребенка

      IV Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»

      II Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века» — «Психическое здоровье и образование»

      Всероссийский конгресс с международным участием «Женское психическое здоровье: междисциплинарный статус» (к 100-летию кафедры психиатрии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, бывшего Женского Медицинского Института)

      II международная научная конференция «Ребенок и мир: открытые возможности»

      V Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

      «Ананьевские чтения — 2018. Психология личности: традиции и современность»

      Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка «Консультативная психология: предмет, принципы, методы»

      Коррекция застенчивости и тревожности у школьников

      Многие психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии «застенчивость». Их ответы на вопрос, чем бывает вызвана застенчивость, различны:

      Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как например, уровень интеллекта или рост.

      Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определенными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения. Психоаналитики утверждают, что застенчивость – это симптом. Внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта.

      Социологи и некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в терминах социального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми.

      Социальные психологи предполагают, что застенчивость начинается не с чего иного, как с навешивания ярлыка. «Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому что другие меня таким считают».Конечно, эти подходы не исчерпывают всего многообразия возможных объяснений. Например, у одного писателя есть своеобразная теория, что люди застенчивы в силу безграничного стремления к успеху. Но каждое из приведенных объяснений может способствовать нашему пониманию застенчивости. Говоря о коррекции застенчивости, нельзя не обратиться к работе Зимбардо Ф. «Застенчивость». Вот что говорит об этой проблеме автор в первой части своей книги «Что такое застенчивость»:

      Нельзя не согласиться с автором в том, что задача — победить застенчивость, — достаточно сложна, «но подобно строительству египетских пирамид, она решается шаг за шагом, кирпич к кирпичу. Чудотворных магических заклинаний не существует, и ошибается тот, кто рассчитывает на немедленный успех целительного снадобья доктора Зимбаро. Основной ингредиент нашего лекарства – это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь, — сила вашего собственного разума».

      Причем, в книге дается полная программа приобретения уверенности в себе:

      1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.
      2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, так, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.
      3. Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, забудьте о них и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.
      4. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.
      5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.
      6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность – это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи своими именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
      7. Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты — «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».
      8. Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике – воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.
      9. Помните, что иное поражение – это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможный последующих более крупных неприятностей удалось избежать.
      10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
      11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.
      12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди – они такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте им понять, что вы открыты для такого обмена.
      13. Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» — оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.
      14. Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит.
      15. Вы – не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы – вершина эволюционной пирамиды, вы – воплощение надежд ваших родителей. Вы – неповторимая личность, активный творец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться, как вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни».
      16. Помощь ребенку в преодолении застенчивости — задача для школьного психолога не из легких, но она решаема. Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей — групповые формы работы, целью которых является:

      17. формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром;
      18. тренировка взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
      19. На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.

        Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы дизайн кабинета, в котором проводятся занятия, способствовал социальным контактам детей.

        В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность – мощный фактор развития личности (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль – наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.

        Зачастую застенчивость часто сопровождают такие негативные чувства, как тревожность, беспокойство, одиночество. Застенчивости сопутствует чувство неполноценности. Застенчивых людей могут мучить необъяснимые страхи и сомнения.

        Рассмотрим школьную тревожность
        Школьная тревожность – проблема в наше время достаточно распространенная. Возникновению ее способствует в немалой степени и стрессогенная, нестабильная, тревожная обстановка в мире, доступная информация об этих опасностях.

        В психологии под тревожностью понимается устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

        Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

        Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
        1) Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

        2) Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

        3) Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

        Приемы коррекционной работы с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием:

      20. «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».
      21. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» — с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
      22. «Приятное воспоминание». Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
      23. Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.
      24. Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняеться как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовки уроков.
      25. «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
      26. «Дыхание». Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выход вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
      27. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
      28. «Репетиция». Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается и то, что психолог, не предупреждая школьника об этом заранее, меняет тон разговора с ним. Он становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
      29. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
      30. «Переформулировка задачи». Известно, что одним из моментов, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о законе всемирного тяготения» вместо «Я должен ответить во что бы то ни стало» или «Я должен получить 5». Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

      Эти и другие прием являются достаточно эффективными, прежде всего, для учащихся, испытывающих так называемую «открытую тревогу». В работе со школьниками, тревожность которых проявляется как бы в скрытой форме (часто такие учащиеся говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей), необходимо обратить внимание на развитие у школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). Для этого можно предложить им сначала обсудить переживания или поступки сверстников по схеме: что произошло? Что переживает и думает герой? Какова причина? Успешно или не успешно он действовал в этой ситуации? Что он должен делать? Затем школьнику можно предложить применить эту схему по отношению к себе, ведя разграфленный соответствующим образом дневник или записывая ответы на вопросы на магнитофон. Часть этих записей в последующем можно обсудить совместно с психологом.

      Важным этапом в работе со «скрытыми» учащимися является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. Продуктивным в таких случаях оказывается обсуждение вместе со школьником объективных показателей успеха в той или иной ситуации, как бы «договориться» с ним, какой результат считать успешным, и затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, после чего постоянно в беседах обращаться к этим критериям, побуждая учащегося оценивать свои результаты.

      Проблема застенчивости и тревожности – очень важна, заслуживающая вашего пристального внимания! Чем раньше Вы займетесь их преодолением, тем проще ребенку будет в дальнейшем справляться с возникающими трудностями и тем более радужные воспоминания останутся у него о чудесных школьных годах!

      Литература:

    • Гаврилова Т.П. У истоков творческой личности. Витебск, 1996.
    • Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
    • Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. В кн.: Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.
    • Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми” Лютова Е.К., Монина Г.Б. — М.: Генезис, 2000
    • Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 1990.
    • Назарова Юлия Васильевна, педагог-психолог высшей кв. категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения, для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска (МБОУ ЦПМСС)

      Коррекция самооценки школьников