Как понять самооценку

Оглавление:

Как определить свою самооценку, если она постоянно меняется?

Интересный вопрос. Я не эксперт, но отвечу так. У меня тоже часто меняется самооценка, но в один прекрасный день я понял, что она прямо пропорционально зависит от моих достижений и навыков. Пример: если у меня 2 по математике, самооценка падает. Но зато я лучший на физ-культуре, самооценка поднимается. Из этого следует, что самооценка ни когда не стоит на месте и определить её получится только если вы будете заниматься чем-то одним.

Есть немало тестов и еще раз тестов. Хоть и неэффективный вариант в частных случаях, но этот вариант предлагает систему отбора из немалой базы данных. Также вы можете довериться друзьям, которым зачастую приходится выслушивать вашу позицию по каким-то параметрам. Можете попросить понаблюдать и сделать вывод в течение какого-то отрезка времени. Ну и самый, по мне, действенный метод — самопознание. Этим важно заниматься каждый раз — разбор полетов, самоактуализация поможет вам побороть «вечные» вопросы вашего бытия.

7 признаков низкой самооценки

Низкая самооценка названа по результатам теста проведенным на моем блоге причиной номер два в том, что многим не получается достичь успеха. Довольно сложно самому себе поставить диагноз – наделены вы таким «даром» или нет. Следующие 7 признаков низкой самооценки помогут оценить, как себя, так и других.

Признаки низкой самооценки

Первый признак: много негативного текста и фраз

Человек с низкой самооценкой часто использует негативные фразы в своей речи. Или же, вы ловите себя, что такие словечки, как заевшая пластинка, крутятся часто в голове.

Примерные фразы: это не возможно; на это нет требуемых знаний; лень; все плохо; недостаточно подготовлен; может быть, а может не быть; возможно; да, но …; не уверен; вряд ли;

Конечно, эти слова могут быть признаком, а не самодостаточным способом по выявлению такового негативного отношения к себе. В то же время, как человек говорит, выражает свои чувство, так он и смотрит на мир. Психодиагностика (те же нлп-ры) такому методу анализа личности уделяют достаточное внимание.

Второй признак неуверенности: плохое настроение и, или депрессия

Плохое настроение само по себе еще не признак неуверенности, низкой самооценки. Но вот депрессия или зачастившие случаи плохого настроения – как раз явный показатель.

Сразу не поймешь. Курица или Яйцо? То ли вначале был «негатив на душе» который и родил низкую самооценки. Или сама неуверенность дала плод – плохое настроение…

Впрочем, не важно. Но частые смены настроения на плохое, депрессия – это явный симптом, что у вас низкая самооценка.

Часто плохое настроение любит «шифроваться»: в недовольстве, цинизме, излишней критичностью. Вам все «не так»: не те друзья, не та страна, не то правительство, соседи – гады, супруг (-а) – паразит…

Уверенный в себе индивид легко относится к своим недостаткам и точно также относится легко к чужим…

Третий признак неверия в себя: перфекционизм, тяга к совершенству

Перед тем, как выйти в «свет» (на базар, в супермаркет) вы крутитесь перед зеркалом часами, пытаясь скрыть изъяны, желая придать себе самый красивый вид. Знакомо?

Вы с семи дневной щетиной (для девушки, как вариант, накрасится без помощи зеркала), лицо, свое, последний раз видели в зеркало – не помните когда. То, либо вы бомж, либо очень уверенный господин. Соответственно, выше абзац – характеризует не уверенного человека.

Желание выглядеть, быть, работать лучше, идеальнее, чем другие – вы не хотите, чтоб вас люди оценивали таким, каким вы есть.

Четвёртый признак: одиночество, дистанцирование от других

Четвертый — очень вредный признак для здоровья, как душевного (психического), так и физического. Человек – существо общительное. Вся наша цивилизация держится на связях, а более успешные люди (уверенные) при этом эти связи заставляют работать на себя.

Как пример такого признака – если вы боитесь разговаривать с людьми, и чем человек постороннее – тем «страшнее».

Пятый признак: боязнь рисковать

Человеку с низкой самооценкой довольно сложно вылезти из своей безопасной «раковины». «А вдруг станет еще хуже?». Такая самооценка может прятаться под разными личинами, такими как: робость, чрезмерная застенчивость или скромность, «комформизм». Такой человек выберет старое охотнее, чем новое, ибо новое часто несет неизвестность.

Шестой признак низкой самооценки: чувство вины

Такой будет брать всю ответственность на себя. «Хозяева своей жизни» так же берут ее на себя, но для того, чтоб отследить – куда в следующий раз приложит вектор силы. А с низкой самооценкой – для того, чтоб в очередной раз доказать себе и другим, какой он неудачник.

Очень легко определить по такому признаку: если человек берет ответственность на себя в чем он совершенно не виноват, но щедро извиняется за свою «оплошность» — перед вами (надеюсь не вы, это крайний и болезненный случай) личность с очень низкой самооценкой.

Семь: низкая инициативность, отсутствие таковой, сдача позиций

Если наделить полномочиями такого, он при малейшей попытке отдаст их в чужие руки. В разговоре никогда не станет противоречить, легко согласиться с оппонентом.

Можно выделить, что низкая самооценка может быть «локальная», когда вы в чем-то не уверенны, зато в другом – вы «Ас». Это нормально. Конечно, лучше, чтоб первого было поменьше, а второго побольше. Куда худо дело – если во всех сферах, «глобально», у вас присутствуют все 7 таких признаков низкой самооценки. Что делать? Это уже другая история…

Как узнать самооценку ребенка: определяем и принимаем меры

Привет, привет, родители!

В малыше с двух лет уже начинает формироваться самооценка, он начинает понимать и осознавать всю важность своего прибытия и может в некотором смысле нести ответственность за свои поступки и даже действия.

В будущем это непосредственно скажется на его жизненном статусе, его социальном положении, взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка, как взрослого человека, так и маленького ребенка играет непосредственную роль в его жизни и напрямую связана с его личными успехами и достижениями. Безусловно, немаловажную роль в этом играет и мотивация.

Поэтому, так важно отнестись к ее формированию именно в дошкольный период, когда закладывается фундамент. Если не будет слишком перекошена в ту или иную сторону, можно скорректировать в последующие годы.

Но как, говорится, лучше все делать вовремя и меньше нужно будет исправлять в последствии.

Из чего же складывается самооценка маленького ребенка? От чего зависит ее перекос? Как не наделать ошибок или исправить имеющиеся? Как узнать самооценку ребенка?

Интересно? Будем читать?

Как формируется?

Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания кризиса самостоятельности, когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является похвала со стороны взрослых, это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.

Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.

Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.

Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.

Как определить?

Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.

У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.

При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.

Признаки заниженной самооценки

Заниженная самооценка приносит много печали и горя своему обладателю. Ребенок превращается в закоренелого пессимиста.

  1. Очень раним и обидчив, часто капризничает, плачет. Его переполняет неуверенность в себе и своих силах. Испытывает стеснение, волнение, тревогу, чаще уединяется или замыкается.
  2. Обратите внимание, какие слова он использует в разговоре: я не могу, у меня не получится, они сделают лучше.
  3. Даже не пытается проявить инициативу, уверен, что все равно у него не получится или кто-то другой сделает лучше него.
  4. Не участвует в общественных мероприятиях и командных играх. Ребенку трудно находиться в коллективе, играть и контактировать с другими детьми.
  5. Нет настойчивости, стремления, нет цели.
  6. И чем дольше так происходит, тем еще сильнее падает самооценка. Обратите внимание, в каком обществе вращается ваш ребенок, кто его друзья, какие у них отношения с вашим ребенком?

    Признаки завышенной самооценки

    Завышенная самооценка ничем не лучше заниженной, поскольку оборотная сторона все той же медали. Противоположная крайность.

    1. Такой ребенок слишком эгоистичен, высокомерен.
    2. Ставит себя выше других, не считается с чужим мнением.
    3. Не воспринимает советы, критику.
    4. Становится частым провокатором конфликтных ситуаций со сверстниками.
    5. Неудачу воспринимает, как негативное стечение обстоятельств, а не не хватку навыков или знаний.
    6. Не умеет быть благодарным.
    7. Самооценка может меняться в течение жизни, но ее основное формирование происходит в раннем возрасте, что бывает достаточно проблематично изменить. Здесь закладываются детские комплексы, обиды, несбывшиеся надежды и мечты.

      Вариантов определения самооценки ребенка множество. Ознакомившись с ними, можете просто время от времени наблюдать за своим ребенком, но делать конкретные выводы можно после шести лет. Тогда ребенок уже может воспринимать себя как отдельную личность, отвечать и осознавать свои поступки, оценивать свои силы. Наблюдайте и прислушивайтесь к своему ребенку:

    8. Когда ребенок рисует или делает поделку , где он ее располагает: в верхней или нижней части листа. Если в верхней самооценка завышена, если внизу — занижена. О том же свидетельствует и почерк, когда ребенок пишет в тетрадке выше клеточек или линеечек, то завышена и наоборот.
    9. Как он выражает свои мысли : я не смогу, у меня не полается, учительница ко меня придирается, ты меня не любишь. Если подобного рода фразы вы слышите чаще всего, то вот вам сигнал.
    10. Методика оценки «Дерево» . Предложите ребенку рассмотреть картинку, объясните, что на дереве много человечков и все они разные, каждый занят своим делом. Раскрась красным фломастером того человечка, который похож на тебя? Который напоминает тебя? А зеленым фломастером раскрась того, на месте какого человечка ты хотел бы быть?

    Смотрим, какого человечка ребенок выбрал красным, а какого зеленым. каким он хочет быть и каким является на самом деле. Чтобы было понятно, человечки пронумерованы.

    Выбор человечков под номерами 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

    № 2, 11, 12, 18, 19 — хорошие отношения с окружающими, общительность.

    № 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

    № 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

    № 9 — мотивация на развлечения.

    № 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

    № 8 — отстраненность , уход в себя.

    № 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

    № 14 — кризисное состояние, депрессия.

    № 20 часто выбирают дети с завышенной самооценкой.

    Если ребенок выбрал человечка №16 или №17, обязательно уточните, что именно ребенку видится. Здесь важно: что №16 несет на себе №17, а не то, что они играют или обнимаются.

    4. Методика оценки «Кружочки». На рисунке ниже нарисованы кружки. Представь, что эти кружки — люди. Каким кружком ты видишь себя?

    Если ребенок указывает на третий — четвертый круг слева, значит адекватно воспринимает особенности своего « Я -образа», осознает свою целостность и принимает себя.

    При указании на первый круг, имеет завышенную самооценку.

    При указании на круги далее пятого — заниженную.

    Характерные ошибки родителей

    Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:

    • Даем оценку не поступку ребенка, а переходим на характеристику личности . Как часто мы можем разговаривать с ребенком в подобном ключе: «какой ты бестолковый, не можешь сам уроки сделать, все тебе помогать нужно»; «какой ты поросенок, весь вывозился, посмотри (подтверждаем свои слова)»; «опять наделал тут делов, убирай все немедленно, пока не надовала тебе, растяпа».
    • Так же, противоположный пример, когда ребенка при малейших успехах слишком расхваливают и превозносят . Как, когда и за что хвалить можно почитать здесь.
    • И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.

      Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.

      В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.

      Как правильно сформировать самооценку у ребенка

      ♥ Оценивайте поступки, а не самого ребенка , не переходите на личности. Ты не помыл посуду, получил двойку, не сделал уроки — значит ты плохой. Ты погулял с собакой, убрался в квартире, сходил в магазин — ты молодец! Так важно понимать и отделять сами поступки от ребенка. «Мне не нравится твой поступок, ты поступил неправильно», — так ребенок учится контролировать именно свои действия и не проецировать переживания на себя, как на личность.

      Всегда проговаривайте, что вам нравится, что не нравится, как нужно делать, как не следует поступать. В раннем возрасте, до 5 лет, ребенок интуитивно отождествляет свои поступки с реакцией взрослых. Если ему не сделали замечание, не объяснили, значит это не плохо, нормально.

      Всегда объясняйте ребенку, как можно поступать, а как не следует и почему. Ребенок должен услышать это от вас, а не читать ваши мысли и догадываться и самостоятельно делать ошибочные выводы.

      ♥ Оценивайте поступки правильно . Не нужно чересчур восхищаться и нахваливать ребенка за обычные повседневные дела. Да сделайте акцент, что он вам помог — теперь у вас появится время, чтобы вместе поиграть, это хорошо. За хорошие поступки хвалите, за проказы — поправляйте и корректируйте поведение. Знайте меру.

      ♥ Не манипулируйте, не угрожайте ребенку, не шантажируйте своими чувствами: если он не сделает, то вы его не будете любить, если сейчас же не приберешься в своей комнате, не поедешь на выходные в лагерь.

      ♥ Чаще давайте ребенку различного характера просьбы : помочь вам почистить картошку, вынести мусор, прибраться в квартире. Это делает ребенка более самостоятельным и ответственным, что в формировании самооценки играет не последнюю роль.

      ♥ Просите ребенка делать то, что ему по силам, то что он сможет сделать . Тогда он будет помогать вам с удовольствием. Если вы будете давать ребенку постоянно непосильные задачи, то это скажется отрицательно на формировании его самооценки.

      ♥ Если ребенок провинился, контролируйте свои эмоции, речь и тон . В порыве мы можем наговорить разного. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, не обобщайте что произошло: ты как всегда не смотришь под ноги, ты все время грязный.

      Если все же не удержались, наговорили — имейте смелость извиниться даже перед самым маленьким ребенком. Это вызовет его доверие, и на вашем примере будет понимать, что нужно и можно извиняться, в этом нет ничего предосудительного.

      ♥ Уважайте вашего ребенка не смотря на его возраст . Учитывайте его мнение и желание, но не путайте с ленью и наглостью.

      ♥ Работайте над ошибками вместе . Если ребенок сделал что-то неправильно, или не получается сделать, подбадривайте его: давай сделаем в следующий раз по-другому и обязательно получится.

      Помните, что самооценка маленького ребенка напрямую зависит от влияния взрослого окружения. Любите вашего ребенка, не бойтесь говорить ему теплые слова и обнимать ежедневно.

      В заключение хочется отметить, что в дошкольном возрасте все еще можно поправить. Если обнаружили тревожные звоночки, не впадайте в панику, это положение вещей на текущий момент и примите меры по коррекции.

      С возрастом самооценка ребенка может формироваться и без вашего участия, ведь ребенок вращается не только в кругу семьи, у него появляются свои друзья и знакомые, свои победы и неудачи.

      В ваших же силах все решить и исправить, дорогие родители!

      Как понять, на каком уровне находится ваша самооценка

      Низкий или высокий уровень стрессоустойчивости, тревожность или спокойствие, неудачи или успехи на работе и в личной жизни мы привыкли связывать с уровнем нашей самооценки. Тем не менее, далеко не каждый человек сможет внятно объяснить, а какая же у него самооценка – высокая или низкая?

      Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более подробно узнать, что такое самооценка, как она формируется и какие категории включает в себя.

      Из чего складывается самооценка?

      Итак, мы привыкли считать, что человек, наделенный харизмой и пробивным характером, скорее всего, обладает высокой самооценкой. Тем не менее, очень часто эти черты могут быть следствием нарциссизма – наигранного себялюбия и неадекватного восприятия себя и других людей. Почему это плохо? Попробуем разобраться подробнее.

      Каждому из нас хотелось бы обладать адекватной самооценкой, которая помогала бы нам выходить из неудобных ситуаций победителями и привлекала бы к нам других людей. Однако поведение нарциссов стоит далеко от поведения человека, обладающего адекватной самооценкой.

      Нарциссизм рождается во время неадекватной родительской оценки способностей ребенка – то есть когда они чрезмерно хвалят его за успехи, которых на самом деле у малыша не было. Так рождаются внешне уверенные в себе, но внутренне закомплексованные и закрытые личности, которые знают, что «в действительности я не такой, каким хочу показаться». Таким образом, на формирование самооценки сильно влияют родители. Однако это не единственная составляющая.

      В более широком плане самооценка – это комплекс всех прошлых и настоящих действий, которые когда-либо совершал человек. Иными словами, это не врожденное, а приобретенное свойство, которое обладает способностью к изменению в положительную или отрицательную сторону.

      Как определить уровень самооценки?

      Существует немало тестов, пройдя которые, вы сможете определить собственный уровень самооценки, например, тест Розенберга (шкала самооценки). Еще более простой способ выяснить, на каком уровне находится ваша самооценка – проанализировать примеры, указанные ниже.

      Итак, вы обладаете низкой самооценкой, если вы:

      1. Не умеете проводить время наедине с собой, занимаясь вещами, которые вам на самом деле нравятся.
      2. Ощущаете необъяснимую тревожность и постоянную угрозу, исходящую от окружающих.
      3. Часто пребываете в депрессии.
      4. Привыкли критиковать других людей.
      5. Часто чувствуете стыд и вину.
      6. Думаете, что вы определенно хуже других людей.
      7. Живете «не своей жизнью».

      Скорее всего, ваша самооценка находится в норме или даже на высоте, если вы:

      1. Любите проводить время наедине с самим собой, чувствуете спокойствие и удовлетворение.
      2. Не испытываете вину и стыд без очень серьезного повода.
      3. Решаете проблему, а не впадаете в панику.
      4. Чувствуете, что мир вокруг относится к вам благоприятно.
      5. Знаете, что вы не хуже, а в чем-то даже лучше других людей.
      6. Можете спокойно вести беседу, не опасаясь, что человек узнает про вас что-то плохое.
      7. Знаете, чего хотите от жизни, и реализуете свои идеи.

      Инструкция: как определить самооценку и характер человека по голосу

      Хотите узнать, как со стороны звучит ваш голос и что он сообщает о вас собеседнику? Или, наоборот, проанализировать чью-то манеру говорить, чтобы лучше узнать нового знакомого? Вопрос психодиагностики человека по вокальным характеристикам исследуется учеными.

      Голос и речь как символ личности — предмет изучения Валерия Манёрова, доктора психологических наук, профессора РГПУ им. А. И. Герцена. Специалист в области нетестовой психодиагностики, эксперт-профайлер Алексей Филатов цитирует и дополняет коллегу в телеграм-канале, посвященном профайлингу, детекции лжи и нейротехнологиям.

      Вот речевые признаки основных характерологических качеств, подтвержденные экспериментально. Прислушайтесь к собеседнику.

      Жизненная сила, энергичность и жизнеспособность проявляются такими признаками:

    • громкость, звучность;
    • хорошая акцентуация — мелодическая, динамическая и темпоральная, с плавным нарастанием и снижением;
    • четкая артикуляция;
    • ритмы речи без нарушений.
    • Напротив, вялого человека выдают:

    • тихий, незвучный голос;
    • небрежная артикуляция;
    • плохая акцентуация;
    • нарушенное протекание речевого потока;
    • нерегулярные колебания громкости и высоты.
    • Эти признаки отличают человека с сильной волей:

    • громкость чаще выше средней;
    • жесткий тембр, металлический, холодный, иногда сдавленный;
    • ритм напряженный;
    • ударение чаще динамическое, толчком в конце предложения;
    • сдержанное интонирование;
    • короткие, лаконичные предложения.
    • Человека со слабой волей выдают:

    • плохая артикуляция;
    • громкость чаще ниже средней;
    • мягкий тембр;
    • неустойчивость ритмического протекания;
    • ритм ненапряженный;
    • хорошая мелодика;
    • хорошее темпоральное ударение.
    • Психологи также изучили «душевность», чувствительность, глубину людей по голосу. Душевного человека отличают такие речевые признаки:

    • довольно низкий голос (баритон или альт);
    • темный, теплый, мягкий, звучный тембр;
    • живая мелодика;
    • живое темпоральное ударение;
    • плавное, расслабленное, но неравномерное ритмичное протекание;
    • довольно небрежная артикуляция;
    • диалогический стиль речи;
    • свободная, неожиданная смысловая форма;
    • сниженная меткость и четкость понятий.
    • А эти особенности выдают в говорящем чувствительного и впечатлительного человека:

      • довольно высокий голос;
      • громкость невысокая;
      • малая звучность;
      • светлый тембр;
      • темп выше среднего;
      • плавное, но напряженное ритмическое протекание;
      • хорошая артикуляция;
      • диалогический, предметно-ориентированный или интеллектуальный стиль речи;
      • хорошая смысловая форма.
      • О возбудимости чувств говорят такие признаки:

      • мелодическое ударение сопровождается темпоральными ускорениями;
      • скользящая мелодия;
      • неравномерный, оживленный поток;
      • свободный, расслабленный ритм.
      • На глубину чувств указывают:

      • частое изменение темпоральной окраски звучания;
      • большая полнозвучность;
      • мягкий тембр.

      Теперь к самооценке. Если у человека здоровая самооценка, см. первый пункт про витальность — признаки во многом будут совпадать. А вот что может свидетельствовать о завышенной самооценке:

    • сильный, звучный голос;
    • вокализация речи;
    • модификации окраски звучания (палатализация, назализация);
    • мелодические выбросы, чаще как восходящая мелодика;
    • темпоральные растягивания;
    • широкая небрежная артикуляция;
    • манерность в смысловой форме речи.
    • Как понять самооценку