Тренинг на эмоциональность

Психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы «Картина нашего настроения»

Тема: Картина нашего настроения.

Цель: Формирование положительных эмоций на основе совместной продуктивной деятельности.

Оборудование: свеча; картина “Настроение”; пиктограммы; цветные бабочки; маркеры; аудио запись релаксационных мелодий; клубок нитей, специализированный кабинет с мягким покрытием и сенсорным оборудованием.

Звучит спокойная музыка. Дети заходят в кабинет и становятся в круг. Психолог встречает детей с зажженной свечей в руках)

Психолог: Добрый день, ребята! Я очень рада встрече с вами. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом. Сейчас каждый из вас будет передавать свечу, которая излучает тепло. Подарите теплоту ваших сердец друг другу, передавая свечу соседу справа со словами “Я рада тебя видеть!”.

Психолог: Давайте скажем “Доброе утро!” солнцу, небу, и всем нам.

“Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!”

(Дети садятся на стулья, расположенные кругом)

Психолог: Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам принять друг друга такими, какие вы есть, со всеми достоинствами и недостатками. В этом нам поможет упражнение на принятие и взаимодействие в общении: “Я принимаю вас…”

(Дети повторяют слова и жесты за ведущим)

Психолог: Чем мы будем сегодня заниматься?

Психолог: Для того, чтобы поднять наше настроение, выполним упражнение “Муха”.

Представьте, что вам на нос села муха. Прогнать ее можно только движением носа. Муха перелетает с места на место. Вот она села на левый глаз, губы, правую щеку, лоб, на подбородок, на плечо, на ногу…

Муху мы прогнали, теперь нам никто не мешает продолжить наше занятие.

(Звучит спокойная музыка со звуками природы, пением птиц)

Психолог: Закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох. Представьте себе летний день на лесной поляне. Ярко светит солнце, поют птицы, веет легкий ветерок, который несет ароматы цветов. Попробуйте найти среди них тот, который похож на вас, который можно назвать вашим именем. Возьмите его в руки и рассмотрите, вдохните его запах. Постарайтесь запомнить этот цветок. Теперь глубоко вдохните — выдохните и откройте глаза.

Сегодня мы с вами постараемся создать картину нашего настроения. У нас уже есть лесная поляна (дети подходят к картине). Посмотрите, чем она отличается от той, которую вы представляли? Верно, здесь совсем нет цветов. Я для вас приготовила необычные цветы. У каждого цветка есть свое лицо, свое настроение. Выберите цветок, похожий на вас и прикрепите его к картине.

Психолог: Вот и ожила наша поляна и стало веселее. Ребята, свое настроение можно выразить словами, а можно обойтись и без слов. Давайте выразим свое настроение в движении, изображая фигуры. Мы сейчас будем двигаться под веселую музыку, прыгать, танцевать – на слово “Огонь!”, а по сигналу: “1,2,3-замри!”- вы должны изобразить фигуру, которая соответствует вашему настроению

(Дети двигаются под музыку и по команде изображают фигуры)

Психолог обращается к детям по имени и задает нелепые вопросы:

  • Каким цветом твоя фигура?
  • Чем пахнет твоя фигура?
  • Какая на вкус твоя фигура?
  • На что похожа твоя фигура? и др.
  • (Дети остаются в кругу)

    Психолог: Восстановим наше дыхание. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох — представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая- съезжаете с нее, как с горки со звуком “Ух!”.

    (Дети выполняют упражнение 3 раза и остаются в кругу)

    Психолог: Представьте, что ваше тело – окаменевший, замерший ствол дерева. Весна…почва начинает прогреваться на солнышке и дерево постепенно просыпается. Вот согрелись корни дерева – ваши ноги (медленно наклоняемся к ногам и постепенно поднимаемся вверх по телу). Теплый сок пошел по стволу вверх. Ваши веточки оживают, появляются листочки (руки медленно через стороны разводим вверх). Листочки распускаются и наполняются светом солнца и влагой. Поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох – выдох.

    (Дети садятся на стулья)

    Психолог: Ребята, я хочу вам напомнить одну историю, как один маленький мальчик придумал такие слова: “Пусть всегда будет солнце!”. Давайте споем эти строки.

    (Дети исполняют хором припев песни)

    Психолог: А сейчас мы все вместе придумаем свою песню. Придумайте самое свое заветное “Пусть…!”

    (Дети хором поют “Пусть всегда будет…”, а каждый учащийся добавляет свое слово)

    Психолог: Я хочу, чтобы все ваши желания исполнились, и навсегда вас покинула грусть и печаль. Ребята, я думаю, что вам всем приятно получать комплименты и слышать добрые слова. Я уверена, что у каждого из вас есть положительные качества. Когда вы входили в кабинет, я почувствовала, как между вами тянуться ниточки тепла, нежности. Давайте подарим тепло друг другу, протягивая нить. Произносите добрые и теплые слова тому, кому бросаете клубок.

    ( Дети бросают клубок другому, произносят комплименты и закрепляют нить на своем пальце. Таким образом получается паутина)

    Психолог: Каждый из вас – часть клубочка тепла. Почувствуйте тепло друг от друга. Сохраните теплые отношения в вашем коллективе, а я сохраню эту паутину в знак теплых отношений с вами.

    Продолжая ощущение единства, я предлагаю вам ощутить себя одним цветком, где каждый из вас – лепесток этого цветка.

    (Дети садятся в узкий круг нагнувшись к полу и берутся за руки. Звучит спокойная музыка )

    Психолог: Наш цветок еще в бутоне. Но вот пригрело солнышко, и бутон стал постепенно раскрываться (дети под музыку постепенно поднимаются, имитируя, как цветок распускается). Какой красивый цветок, он радует глаз! Я желаю, чтоб ваша жизнь была такой же прекрасной и яркой.

    (Дети встают и подходят к картине)

    Психолог: Вернемся к нашей картине. Солнце светит, но не греет, т.к. нет лучиков. Давайте нарисуем солнечные лучи, посылая, таким образом, тепло тем, кому пожелаете. Произнесите имя того, кому посылаете свое тепло.

    (Дети рисуют на солнце лучи, называя имена своих друзей)

    Психолог: Нашим цветам на лесной поляне нужно не только тепло, но и влага. Я предлагаю вам превратиться в капельки дождя и полить нашу цветочную поляну.

    (Дети выполняют упражнение “Австралийский дождь”: по цепочке, повторяя за соседом справа, постукивают кончиками пальцев по груди, по коленям, по полу ногами, затем в обратном порядке)

    Психолог: Цветы мы полили, солнышко светит ярко, излучая тепло, значит с настроением у нас все в порядке. Можно расслабиться и немного отдохнуть.

    ( Дети ложатся на мягкое покрытие, приняв удобную позу на спине. Звучит релаксационная музыка со звуками природы, шумом прибоя, криком чаек. Выключается свет и включается психологическое оборудование для релаксации: аквариум, водопад, сенсорный шар и др.)

    Психолог: Сделайте глубокий вдох – выдох. Закройте глаза. Ваши руки – расслаблены, мышцы лица – расслаблены, все тело – расслаблено. Почувствуйте расслабление во всем теле. Вам легко дышать, спокойно, уютно и тепло. Я желаю вам увидеть цветные сны, где исполнятся ваши самые заветные желания…

    (Дети расслабляются в течение 15 минут)

    Психолог: Настало время пробуждаться. Откройте глаза, потянитесь, улыбнитесь. Встаньте и сядьте на свои места.

    • Кому из вас удалось увидеть чудесный сон? Кто желает поделиться своими впечатлениями?
    • Выскажите свои ощущения от нашего занятия.
    • Были ли на занятии такие моменты, которые вам хотелось бы повторить еще?
    • (Дети высказывают свои ощущения)

      Психолог: Я предлагаю поиграть в игру “Покажи, кто…?” Поднимите руку вверх и укажите , кто на занятии был самый активный?

      самый лохматый? и т.д.

      (Дети указывают рукой, полагаясь на свое мнение)

      Психолог: Вернемся к картине. Я предлагаю дополнить нашу картину разноцветными бабочками. Выберите бабочку такого цвета, с каким настроением вы уходите.

      (Каждый выбирает бабочку и прикрепляет ее к картине. Дети становится в круг. Звучит спокойная музыка.)

      Психолог: Сохраните теплоту ваших сердец, дотрагиваясь ладонями друг до друга- правая ладошка вниз, а левая- вверх. Я вас благодарю за работу на занятии, похлопаем себе.

      (Дети ударяют правой ладошкой о левую соседа. Затем становятся в тесный круг, обняв друг друга)

      Психолог: Спасибо за прекрасный день! Спасибо нам, до новых встреч!

      Развитие эмоционального интеллекта

      Развитие эмоционального интеллекта – развитие способностей и навыков осознания своих эмоций, понимания эмоций других людей и управления своими эмоциями и эмоциями других людей.

      Зачем развивать эмоциональный интеллект?

      Прежде всего, имеет смысл определиться с тем, для чего человеку необходимо развивать эмоциональный интеллект. Взрослому человеку трудно развивать что-либо «просто так», даже если это модно и все сейчас об этом говорят. Чтобы развитие навыков эмоционального интеллекта принесло реальную пользу, стоит сформулировать конкретные цели, что именно вам важно изменить и получить в результате.

      Для этого можно составить список эмоционально значимых ситуаций, в которых вы не очень довольны тем, как вы действуете. Можно заполнить такую таблицу:

      Как я действую сейчас

      Ситуация

      Как я хочу действовать

      Разговор с недовольным клиентом

      Чувствую растерянность, не могу быстро снизить его агрессию

      Уверенно и спокойно продолжать разговор, разговаривать таким образом, чтобы собеседник достаточно быстро успокаивался

      Вместо абстрактных идей вроде «Наверное, мне нужно научиться понимать лучше эмоции других людей», запишите перечень ситуаций, в которых вам важно лучше понимать эмоции собеседника.

      Развиваем эмоциональный интеллект: с чего начать?

      Первый шаг на пути развития эмоционального интеллекта – это развитие навыков осознания своих эмоций.

      Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая. Именно поэтому, прежде всего, важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей, о которых можно прочитать подробнее в статье «Глобальная Драма эмоционального интеллекта».

      Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или подписаться на наш канал в Телеграм (вам будут приходить 3 напоминания в день в дневное время по московскому времени).

      Второй шаг – улучшить навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».

      Третий шаг в развитии эмоционального интеллекта – управление своими эмоциями. Важно не путать управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве – это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется, «накопилось»), либо отразятся на нашем физическом состоянии (например, начнет болеть голова). Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

      Четвертый шаг – управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.

      Развивать эмоциональный интеллект можно самостоятельно, а также на тренингах и индивидуальных консультациях. Преимущество работы в группе или со специалистом заключается, прежде всего, в возможности получить обратную связь. Иногда со стороны виднее, какую эмоцию мы испытываем. Также вместе с кем-то может быть легче справиться с сильными эмоциональными состояниями.

      Развитие навыков эмоционального интеллекта заложено в любом нашем тренинге. Поэтому вы можете выбрать тренинг, наиболее интересный для вас по тематике. Здесь можно прочитать, каким образом выбрать тренинг, который будет лучше всего подходить под ваши задачи и потребности. Можно также пройти наш онлайн-курс или пакет индивидуальных консультаций по развитию эмоционального интеллекта.

      Тренинг «Регуляция эмоционального состояния»

      Цель тренинга:

      • Обучающая – дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем.
      • Практическая – развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.
      • Задачи тренинга “Регуляция эмоционального состояния”:

        • активизация процесса самопознания;
        • обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния;
        • повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
        • формирование навыков произвольного контроля.

        Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.

        Тематический план тренинга “Регуляция эмоционального состояния”

        Содержание программы и методические указания к тренинговым занятиям

        Значимые характеристики группы:

        Возраст: от 18 до 50 лет.

        Гетерогенная группа: муж. и жен.

        Способ набора группы: добровольная.

        Специфическая характеристика группы: родители и (или) педагоги детского сада.

        Длительность тренинга: 2 – 2,5 часа.

        Режим работы группы: 3 занятия по 40 – 50 минут в течение 1 недели.

        Кол-во участников: до 12 человек;

        Каждое занятие включает:

        • разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе;
        • основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
        • завершающая часть направленная на рефлексию;
        • домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.
        • Условия проведения тренинга: просторное помещение.

          Необходимые материалы: стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).

          Методы оценки эффективности тренинга: рисуночный тест “Мое настроение”, рефлексия, стабилизация эмоционального состояния участников тренинга, поведенческие изменения в ответ на внешние воздействия.

          Перед занятием всем участникам тренинга предлагается нарисовать свое настроение. Предложить карандаши, мелки, фломастеры и бумагу (2 мин).

          1) Вступление (10 мин)

          Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу.

          Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них, назовите какие именно? Названные способы записываются ведущим на доске. (Участники перечисляют: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, размышление о приятном, различные движения потягивания, расслабления мышц, вдыхание свежего воздуха и т.д.). Попробуйте задать себе вопросы:

          — Что помогает вам поднять настроение, переключиться?

          — Что я могу использовать из выше перечисленного?

          На бумаге, составьте перечень этих способов.

          К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени. Прежде чем начать обучение, предлагаю вам встать в круг и представиться.

          2) Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)

          Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

          3) Игра “Приветствие” (2 мин)

          Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его по имени.

          4) Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь неприятное” (5-7 мин)

          Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

          Обсуждение ощущений:

          • какие ощущения возникли в процессе воспоминания?
          • какие ощущения были в мышцах?
          • где больше всего чувствовалось напряжение?
          • приятным было такое состояние?
          • Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.

            5) Упражнение “Вспомни неприятную ситуацию и расслабься” (3-4 мин)

            Участники вновь погружаются в воспоминания той же ситуации, но при этом стараются контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения – расслабиться. После данного упражнения каждый участник рассказывает:

            • насколько удалось расслабиться;
            • какие ощущения возникли после расслабления;
            • какое настроение сейчас;
            • осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.
            • 6) Телесно ориентированное упражнение “Погода” (3 мин)

              Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

              7) Игра “Снежки” (2 мин)

              Участникам предлагается бумагу, они комкают ее и делают “снежки”. Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего “снежков” на их территории.

              8) Рефлексия (5-7 мин)

              Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.

              Домашнее задание – совершенствовать способность расслабления мышц в стрессовых ситуациях или при воспоминании о них.

              1) Игра “Приветствие” (2 мин)

              Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – плечами, стопами ног, тыльной стороной ладони и т.п.

              2) Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

              Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на тренинге опыт в какой-нибудь негативной ситуации.

              3) Упражнение “Веревка” (3 мин)

              Ведущий предлагает представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв “веревку” за кончики, медленно двигаем руками на уровне ушей, имитируя движение “веревки” из стороны в сторону. При этом мысленно представляем себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной “очистки” мозгов.

              Основная часть (20-25 мин)

              4) Обучение способам управления дыханием

              Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.

              Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

              Способ 1

              Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

              Способ 2

              Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох,

              • глубоко выдохните;
              • задержите дыхание так надолго, как сможете;
              • сделайте несколько глубоких вдохов;
              • снова задержите дыхание.
              • 5) Управление тонусом мышц, движения

                Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

                Сядьте удобно, закройте глаза;

                — дышите глубоко и медленно;

                — пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

                — постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

                — прочувствуйте это напряжение;

                — резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;

                — сделайте это несколько раз.

                6) Рефлексия (5-7 мин)

                Какие ощущения у вас появились после упражнения? Удалось или нет снять зажимы? Какое из упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?

                Домашнее задание – тренироваться в освоении способов саморегуляции для регуляции своего психоэмоционального состояния.

                Занятие 3

                1. Игра “Приветствие” (2мин)

                Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – спиной, коленками, локтями.

                2. Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

                Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на предыдущих тренингах опыт.

                3. “Моя самооценка” (10-15 мин)

                Ведущий предлагает участникам тренинга в течение 5 минут составить наиболее полный перечень своих достоинств. После того как все написали, обсудить. У кого получилось больше всего, что было тяжелее – рассказывать о своих достоинствах или слушать других, почему?

                4. Упражнения “Похвалилки” (5 мин)

                1) Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторяем:

                “Меня замечают, любят и высоко ценят”.

                2) Поворачивая голову вправо-влево, повторяем: “Все идет хорошо”.

                3) Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: “В моей жизни случается только хорошее”.

                5. Упражнение “Лучик” (2-3 мин)

                Сидя, примите удобную для вас позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней части, возникает светлый луч, который медленно и постепенно освещает лицо, шею, плечи. Руки теплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей профессией.

                Заканчиваем упражнение словами: “Я стала новым человеком! Я стала спокойной! Я все буду делать хорошо!”

                Второй раз выполнить упражнение самостоятельно – сверху вниз.

                6. Упражнение “Передача энергии” (5 мин)

                1. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
                2. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
                3. Поместите энергию справа. Ощутите ее воздействие на левую половину тела.
                4. Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
                5. Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.

                Вопросы к участникам: удалось вам представить источник вашей энергии? В каком виде вы ее представили? Чувствовали вы ее воздействие на ваше тело? Какие ощущение это вызвало у вас?

                Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.

                Заключительная часть

                7) Рефлексия (5-7 мин)

                Участникам предлагается нарисовать свое настроение. По окончании рисования каждый участник высказывает свое мнение о тренинге, что нового для себя открыл; что заставило задуматься или изменить взгляд на ситуацию.

                Тренинг «Эмоциональная устойчивость педагога»

                Цель — научиться регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.

                — развитие культуры общения;

                — развитие эмпатийных качеств личности;

                — обучение навыкам поведения в конфликтной ситуации;

                -обучение способам профилактики и преодоления эмоциональной напряженности.

                Контингент участников – педагогический коллектив

                Количество участников – 15 – 20 человек

                Время проведения: 1 час

                Вводная часть. Беседа про актуальность данного тренинга.

                Упражнение «Кто Я».

                Упражнение «Луч света».

                Упражнение «Любящий взгляд».

                Упражнение «Калоши счастья».

                Притча «Картина моего спокойствия».

                Упражнение «Сказка о тройке».

                Упражнение «Звуковая гимнастика».

                Подведение итогов занятия. Притча про колодец.

                Важной особенностью педагогической деятельности является ее насыщенность стрессогенными факторами. Исследования А. А. Баранова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, О. А. Прохорова, А. А. Реана и других показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Все это негативно сказывается на профессиональной деятельности, здоровье педагога и благополучии детей. Чрезмерные эмоциональные нагрузки в процессе выполнения профессиональных обязанностей вызывают снижение профессиональной активности, негативное отношение к педагогической деятельности, ухудшение самочувствия, развитие заболеваний психосоматического характера, нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, нервные истощения, неврозы. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, начинают возникать проблемы со здоровьем. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается нами как профессионально значимое качество личности педагога. Развитие эмоциональной устойчивости является одной из наиболее важных сторон профессиональной деятельности педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания».

                Упражнение «Кто я?»

                Цель: личностная установка на самоанализ.

                Инструкция: «Вы должны ответить на вопрос «Кто я?» десятью разными словами или словосочетаниями».

                Это задание участники группы выполняют на листочках. Затем они зачитывают их вслух. Первые три ответа, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я-образа. Предлагается поработать с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я-образ в первом приближении.

                Психолог. Чаще всего мы видим лишь то, что позволяют видеть люди, окружающие нас. При этом скажем прямо, большинство людей предпочитают, чтобы их несовершенства не выставлялись на всеобщее обозрение. Лишённые «грима», застигнутые в состоянии стресса или оказавшиеся в ситуации, которая требует от людей действия в той области, где у них слабое место, они все оказываются всего лишь людьми. Каждый человек замечательный лишь, какой он есть на самом деле. И – что самое важное – нужно принять самого себя таким, какой вы есть, а не таким, которым видят меня окружающие.

                Упражнение «Луч света»

                Цель: снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

                Упражнение выполняется индивидуально. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, как вам буде удобнее. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

                Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

                Упражнение «Любящий взгляд»

                Цель: развитие мимической экспрессивности (отзывчивости).

                Один участник выхолит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человека. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

                Упражнение «Калоши счастья»

                Цель: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

                Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

                Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

                Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

                Директор (заведующая) отчитал вас за плохо выполненную работу.

                Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

                В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

                Вам дали классное руководство над слабыми детьми (очень «сложную» группу).

                Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.

                Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом (группой).

                На работе задержали зарплату.

                Можно сэкономить на чем-то.

                Можно теперь сесть на диету.

                По дороге на работу вы сломали каблук.

                Хороший повод купить новые сапоги.

                Большинство ваших воспитанников выполнили работу очень слабо.

                Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

                Вы внезапно заболели.

                Хороший повод отдохнуть.

                Заняться наконец-то своим здоровьем.

                Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

                Больше времени на хобби.

                Вы попали под сокращение.

                Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

                Новый коллектив, новые перспективы.

                При аттестации вам снизили категорию.

                В один прекрасный момент Вы поняли, что педагогика — это не ваше.

                На работе большой «завал» бумажной работы и Вы ничего не успеваете.

                Директор (заведующая) сказал, что Вы не достаточно квалифицированный педагог.

                Родители обратились к директору (заведующей) с жалобой на Вас.

                Получив двойку на уроке, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.

                Вы первый раз проводите открытый урок и очень переживаете, и вам кажется, что все идет не по плану.

                Трудно ли вам было отвечать?

                Было ли для вас что-то новое?

                Считаете ли вы полезным упражнение?

                Открыли ли вы что-то новое для себя?

                Как вы себя сейчас чувствуете?

                Какие у вас сейчас ощущения?

                Ч асто внешние ситуации выбивают нас из состояния внутреннего спокойствия. Мы под давлением происходящего можем очень быстро потерять покой в своем сердце. Таким образом, сами ситуации показывают нам, что они могут управлять нами, а не мы ими. Эта мудрая притча расскажет вам о том, как важно уметь сохранять мир в сердце, что бы ни происходило вокруг.

                Притча «Картина моего спокойствия».

                Одному богатому человеку захотелось иметь картину, при одном взгляде на которую становится спокойно на душе. Он учредил премию и пообещал миллион тому, кто напишет самую спокойную картину из всех. И тогда с разных уголков страны начали приходить работы художников, и было их несметное множество. Просмотрев все, богач особо отметил только две из них. На одной, яркой и радужной, был изображен совершенно идиллический пейзаж: голубое озеро блестело на дополуденном летнем солнце, вокруг стояли деревья, тянущиеся ветками к воде; по водной глади плыли белые лебеди, а в отдалении виднелась небольшая деревушка и мирно пасущиеся на лугу лошади. Вторая же картина была полной противоположностью первой: на ней художник изобразил высокую серую скалу, возвышающуюся над беспокойным морем. Бушевал шторм, волны были настолько высоки, что доставали почти до середины утёса; низкие грозовые облака хмуро нависали над местностью, а на вершине обрыва виднелись тёмные и зловещие силуэты деревьев, озаряемые бесконечными молниями. Эту картину сложно было назвать спокойной. Но, приглядевшись, под тенью утёса богач разглядел небольшой куст, произрастающий из щели в скале. А на нём было свито гнездо, а внутри него гордо восседала маленькая белая птица. Сидя там, окружённая безумием стихии, она всё так же высиживала своих будущих птенцов. Именно эту картину и выбрал богатый человек, посчитав, что она излучает спокойствие гораздо сильнее, чем первая. А всё потому, что, на самом деле, ощущение покоя наступает не тогда, когда вокруг тишина и ничего не происходит, а тогда, когда, что бы ни происходило вокруг, ты можешь сохранить спокойствие внутри себя.

                Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

                Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

                Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.

                Упражнение «Сказка о тройке».

                Цель: налаживание межличностного взаимодействия.

                Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

                А – слепой, но слышит и говорит.

                В – глухой, но может видеть и двигаться.

                С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.

                Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.

                1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего решения?

                2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

                3. Какие чувства испытывали?

                Упражнение “Звуковая гимнастика”.

                Цель: снятие напряжение, обучение навыку восстановления в стрессовой ситуации.

                Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

                А – воздействует благотворно на весь организм;

                Е – воздействует на щитовидную железу;

                И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

                О – воздействует на сердце, легкие;

                У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

                Я – воздействует на работу всего организма;

                Х – помогает очищению организма;

                ХА – помогает повысить настроение.

                Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.

                А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

                Притча о колодце.

                Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца был невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

                Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

                Запомните пять простых правил:

                1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.

                2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.

                3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

                4. Отдавайте больше.

                5. Ожидайте меньше.

                Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!

                1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.

                2. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.

                3. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. — Минск, 1998.

                4. Семенова Е . Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. — М., 2002.

                Тренинг на эмоциональность