Проблема завышенной самооценки

Оглавление:

Неадекватная самооценка, виды. Формирование самоценки

Что такое самооценка и уровень притязаний личности мы рассказали в одноименной статье , теперь обсудим виды неадекватных самооценок и расскажем как они формируются.

Неадекватная самооценка может быть как заниженной, так и завышенной. Некоторые психологи описывают не две разновидности нереалистичной самооценки, а несколько больше. Давайте познакомимся с ними.

1. Заниженная самооценка: постоянное использование механизмов психологической защиты, неуверенность в себе. Человек с заниженной самооценкой предпочитает вести себя в соответствии со стратегией «гарантированного успеха», т. е. выбирает лишь такие цели, которых заведомо может достичь, без риска неудачи — и очень часто эти цели оказываются ниже его настоящих возможностей. И в учебе, и в работе такие люди ведут себя пассивно, держатся в тени — не потому, что и в самом деле ни на что не способны, а потому, что слишком боятся допустить какой-нибудь промах. Уровень успешности обычно ниже среднего, но в целом стабилен: вполне постоянное «посредственно».

2. Неустойчивая, преимущественно заниженная самооценка: активизированные механизмы психологической защиты. Предпочтение отдается таким способам поведения, которые поддерживают стратегию «обесценивания неудачи», вроде как «не удалось достичь желаемого — ну и ладно, не больно-то и хотелось». Люди с таким типом самооценки обладают завышенным уровнем притязаний и, поставив перед собой слишком сложную задачу, не прикладывают целенаправленных усилий к тому, чтобы ее решить.

Впрочем, встречаются и упрямцы, которые пытаются допрыгнуть до установленной слишком высоко планки; но делают они это без всякой предварительной подготовки, без опоры на свои возможности и способности — в этом и проявляется заниженность самооценки: эти люди не видят и не ценят своих сильных сторон и выбирают цели более или менее наугад. Успехи, которых удается достичь в учебе или в профессиональной деятельности, незначительны и нестабильны. При этом свои неудачи человек с неустойчиво-заниженной самооценкой объясняет сторонними причинами, несправедливостью начальства и т. п.

3. Завышенная самооценка: основное стремление — любой ценой уберечься от неудачи, и потому люди с такой самооценкой, подобно первому типу, всеми силами стремятся избегать целей, достижение которых не гарантировано на 100%. Это уже знакомая нам стратегия «гарантированного успеха». Такие люди стремятся скрыть даже от самих себя тот факт, что их возможности ниже притязаний, и потому уклоняются от любых ситуаций, в которых могло бы выявиться это несоответствие. В результате — деятельность этих людей может быть даже и довольно успешной (причем стабильно), но все же ниже их реальных возможностей.

4. Устойчивая завышенная самооценка: необоснованная уверенность в собственных способностях , возможностях, дарованиях. Часто такая самооценка формируется у людей, действительно обладающих значительными способностями в каком-то одном виде деятельности: например, успехи в спорте человек может «автоматически» переносить и на сферу бизнеса, полагая, что в предпринимательстве он непременно добьется таких же успехов, как на беговой дорожке. При этом он не отдает себе отчета в том, что качествами, необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности, он вовсе не обладает, а его победы в беге на короткую дистанцию — отнюдь не гарантия больших достижений в неизвестной ему сфере.

Человек с устойчиво завышенной самооценкой «с разгона» ставит перед собой сложные, труднодостижимые цели в плохо знакомых областях деятельности, первые неудачи игнорирует и приписывает их случайности. Но повторение неудач приводит к очень сильным переживаниям, к настоящей эмоциональной буре.

Формирование самооценки.

Изначально самооценка формируется у ребенка при получении опыта достижений и неудач: совершая первые шаги (как в прямом, так и в переносном смысле), взаимодействуя с окружающим миром, он начинает осознавать свои возможности, выяснять, что он может сделать, а что — нет, к каким результатам приводят те или иные его действия. И конечно, очень мощным источником для формирования самооценки является отношение к ребенку взрослых — прежде всего родителей, затем воспитателей, учителей, а с наступлением подросткового возраста огромное значение приобретает и мнение сверстников.

Да и в зрелом возрасте наше отношение к себе, безусловно, в изрядной степени зависит от мнения других людей — но, конечно, уже совсем не так сильно, как в детстве.

Но если самооценка у человека отклоняется от адекватной, это всегда проявляется и в том, что он чрезмерно полагается на отношение к нему окружающих: знание самого себя развито недостаточно, и постоянно требуется «зеркало».

Проблема заключается в том, что если в определении своей значимости человек целиком полагается на одобрение окружающих, он обречен на весьма неприятные переживания, когда его перестанут хвалить или даже начнут критиковать (пусть даже эта критика будет вполне конструктивной). Если другие люди не будут поддерживать самооценку такого человека на высоте, он неминуемо начнет ощущать себя безнадежным неудачником.

Теперь, когда мы немного разобрались с видами самооценки, можем переходить к борьбе с неадекватной самооценкой, в частности с заниженной, поэтому в продолжение темы читайте статью » Как повысить самооценку «.

Заниженная и завышенная самооценка: причины и признаки. Как научиться адекватно себя оценивать?

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: «Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?» Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная — недооценивание собственных сил;
  • завышенная — переоценивание собственных сил;
  • нормальная — адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.
  • Каковы признаки заниженной самооценки?

  • Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  • Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  • Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всём окружающих.
  • Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  • Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита — это нападение.
  • Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  • Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот — апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  • Одиночество или, наоборот — страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: «Такого как я нельзя полюбить».
  • Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  • Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  • Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  • Обострённое чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет «лучшим» подтверждением его неполноценности.
  • Как проявляется завышенная самооценка?

    1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: «Я лучше, чем они». Постоянное соперничество как способ это доказать, «выпячивание» напоказ своих достоинств.
    2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
    3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как «соль» жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его «дудку».
    4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
    5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
    6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
    7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
    8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
    9. Желание учить жизни окружающих, «тыкать» их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счёт других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
    10. Преобладание в речи местоимения «я». В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.
    11. По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

      Детские травмы, причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

      Эдипов период. Возраст от 3 до 6–7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

      Подростковый период. Возраст 13 до 17–18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: «Кто я?»

      Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

      Некоторые паттерны поведения родителей, которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.

      Единственный ребёнок в семье, когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

      Низкая оценка родителями и родными ребёнка, его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

      Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

      Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: «Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть«. Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

      Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

      Гиперопека, чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

      Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: «Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом». Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.

      Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя «полюсами» самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

      Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

      В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

      Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

      Как работать с заниженной самооценкой?

      1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнёте видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнёте взращивать самооценку.
      2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
      3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.

      4. Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своём теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

      5. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
      6. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
      7. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем «вырастают крылья». Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.

      Схема работы с завышенной самооценкой

    12. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по-своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
    13. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
    14. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
    15. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это даёт реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
    16. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
    17. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чём причина неудачи.
    18. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
    19. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
    20. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации — они видятся по поступкам.
    21. Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

      Быть. Делать. Иметь.

      «Иметь» — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

      «Делать» — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

      «Быть» — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

      В своей практике я люблю работать с «бытием человека», с тем, что происходит внутри него самого. Тогда «делать» и «иметь» придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

      К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию «бытие», а не «действие». Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

      Вам было предоставлено два варианта: «делать» и «быть», и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

      Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

      Nav view search

      Завышенная самооценка

      Самооценка — это совокупность представлений человека о различных свойствах собственной личности, как то наличие личных достижений, достоинств, недостатков и их значение и др. Как правило, эти качества воспринимаются в соотношении или сравнении с аналогичными качествами других людей. Завышенная самооценка личности — это состояние психики, характеризующееся неадекватно положительным представлением человека о себе.

      Что такое самооценка?

      Одно из главных свойств личности — формирование системы представлений индивида о самом себе, что может включать в себя оценку собственных поступков, внешности, восприятие определенных недостатков и достоинств и пр. Такие установки в своей совокупности выполняют 3 функции:

    22. личностного развития. Конкретный вид самооценки побуждает индивида к совершенствованию тех или иных навыков. Если определенные качества воспринимаются как высокоразвитые, усилия по их развитию не предпринимаются. Как вариант, человек считает себя идеальным, поэтому полностью отрицает потребность в самосовершенствовании;
    23. защитная. Оценка соответствующих личных качеств в определенной мере предостерегает человека от опрометчивых поступков. К примеру, если он понимает, что не сможет справиться с определенным объемом работы, то не будет брать на себя такие обязательства. Также совокупность устойчивых представлений о собственных качествах, предотвращает деформацию личности под влиянием внешней среды и поведения других людей;
    24. регуляторная. Человек значительную часть решений принимает в зависимости от представлений о самом себе. Так, на основе условного списка наиболее развитых качеств выбирается будущая профессия.
    25. Люди с завышенной самооценкой испытывают затруднения при коммуникации, а разрешение повседневных задач подчас отнимает у них больше сил, что в конечном итоге может привести к психоэмоциональному истощению, невротическому или психическому расстройству.

      Чем опасна завышенная самооценка?

      Ряд проведенных исследований показывает, что многие успешные бизнесмены, политики, общественные деятели необоснованно положительно оценивают свои личные качества. В определенной степени типичная модель поведения в подобных жизненных ситуациях понятна — пока окружающие дотошно исследуют все аспекты проблемы, человек с завышенной самооценкой мгновенно приступает к ее решению. Тем не менее гораздо чаще переоценка собственного потенциала приводит к негативным последствиям:

    26. для индивида существует единственно верная точка зрения — его собственная. Однако даже высокообразованный человек с отменной деловой хваткой нередко ошибается. Свести риск неудачи к минимуму можно лишь при рациональном исследовании вопроса;
    27. человек с завышенной самооценкой может брать на себя задачи, которые никогда не сможет решить, поскольку не обладает соответствующей квалификацией, личными качествами или другими необходимыми для этого ресурсами. Неоднократный срыв рабочих проектов постепенно приводит к профессиональной деградации и разрушению карьеры;
    28. человек перестает принимать во внимание значимость других людей. Он демонстрирует пренебрежение к окружающим, в различной форме оскорбляет их. Такое поведение неизбежно разрушает социальные связи и регулярно провоцирует конфликты;
    29. индивид отрицает необходимость самосовершенствования (полностью или в отношении определенных качеств). В дальнейшем это приводит к личной и профессиональной деградации;
    30. любая критика воспринимается крайне болезненно и провоцирует ответную агрессию.
    31. Поскольку большинство актов коммуникации человека с завышенной самооценкой сопровождается острыми конфликтами, постепенно наступает психоэмоциональное истощение. Это может привести к развитию опасных болезней, психических и невротических расстройств. Параллельно разрушаются социальные связи (человек теряет друзей, партнера, не может начать новые отношения), деградируют профессиональные качества индивида.

      Человек с завышенной самооценкой всегда уверен в своих действиях, что может быть подспорьем в профессиональном развитии. С другой стороны, нередко самоуверенность не имеет под собой реальной почвы, поэтому индивид переоценивает свои возможности, берясь за какое-либо дело. В любом случае, проблема завышенной самооценки заключается в тяжелом разочаровании и даже депрессивных состояниях, которые развиваются, когда ожидаемого результата не происходит.

      Проявления завышенной самооценки

      В зависимости от степени проявления и сопутствующих признаков завышенная самооценка может указывать на:

      • индивидуальные особенности характера. В этом случае завышенная самооценка не искажает восприятие реальности так, чтобы повлечь за собой слишком деструктивные последствия;
      • нарциссическую акцентуацию характера. Завышенная самооценка значительно затрудняет повседневную жизнь;
      • нарциссическое расстройство личности. Человек убежден в собственной уникальности, избранности, наличии выдающихся достижений и талантов. При этом он полностью отрицает существующие правила, вся его деятельность направлена на поиск восхищения окружающих. Также в психиатрии выделяется нарциссическая травма, которая возникает вследствие продолжительного общения с человеком, страдающим нарциссическим расстройством. Для нее характерно стремление к поддержанию ощущения собственной сверхзначимости, но при этом сохраняется способность к эмпатии;
      • маниакальный синдром, биполярное аффективное расстройство. Помимо завышенной самооценки у пациента наблюдаются ускорение мышления (вплоть до скачки идей), повышение настроения, двигательной и побудительной активности.
      • Для людей с завышенной самооценкой характерные следующие черты поведения:

      • надменное, высокомерное поведение, граничащее с агрессией;
      • отношения с другими людьми носят поверхностный характер, эмпатия почти никогда не возникает;
      • в целом вся деятельность направлена на поддержание собственной сверхзначимости — получение одобрения со стороны окружающих;
      • единственная цель близких отношений с другими людьми — самоактуализация. Это справедливо даже для собственных детей и партнера;
      • сравнение вслух себя с другими людьми не в пользу последних, подчеркивание своих достоинств на фоне собеседников;
      • самоутверждение за счет окружающих;
      • болезненная реакция на критику — плач, крик, злость.
      • Выделяют 2 вида явления:

      • адекватно завышенная самооценка чаще встречается у взрослых людей. Как правило, она обусловлена реальными достижениями на профессиональном, социальном, семейном поприще. В этом случае она становится своеобразной формой признания индивидом собственных заслуг. Поскольку завышенная самооценка искажает восприятие объективной реальности, в этом случае корректировка личностных установок и поведения может быть необходима;
      • неадекватно завышенная самооценка наблюдается преимущественно у детей, подростков и людей с отсутствием достижений. Источник завышенной самооценки этого типа — неудовлетворение собой, собственными достижениями, стремление приписать себе хоть какие-то успехи. Завышенная самооценка у ребенка ко всему прочему нередко подпитывается родителями, бабушками и дедушками.
      • Причины завышенной самооценки

        В исключительном большинстве случаев самооценка формируется на этапе первичной социализации — в процессе воспитания родителями, обучении в дошкольных образовательных учреждениях, школе, в результате общения ребенка с близкими родственниками, сверстниками. Слом закрепленных установок в более зрелом возрасте обычно возможен лишь после психического насилия и пережитой психотравмирующей ситуации или в результате развития болезни, психического или невротического расстройства.

        Выделяют ряд факторов, способствующих формированию завышенной самооценки:

      • нарциссизм родителей. В процессе первичной социализации родители в должной мере не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, поскольку он сам является всего-навсего средством самоактуализации взрослых (или одного из родителей). В дальнейшем завышенная самооценка становится способом компенсации недополученных положительных переживаний;
      • человек — первый или чаще единственный ребенок в семье;
      • избалованность в детстве, неправильно выстроенные отношения «ребенок — взрослый», когда внимание взрослых в семье приковано к ребенку, его интересы находятся на первом месте, а желания удовлетворяются по первому требованию, вне зависимости от возможных препятствий (болезнь родителей, отсутствие денег);
      • внешние данные — нередко люди обоего пола считают себя лучше окружающих из-за собственной привлекательной внешности;
      • необоснованно положительное отношение преподавателей и учителей. Достаточно часто возникают ситуации, когда педагоги выделяют некоторых своих учеников из-за личной симпатии, высокого материального или социального положения их родителей;
      • отсутствие адекватных испытаний собственных способностей. Так, при наличии личных способностей и хорошей дошкольной подготовки ребенок может блестяще справляться с программой обычной школы, тогда как обучение в более престижном учебном заведении потребовало бы от него дополнительных усилий. При продолжительном отсутствии серьезных испытаний, человек может начать приписывать себе выдающиеся способности.
      • Причины завышенной самооценки в каждом конкретном случае можно попытаться выявить при помощи методов психодиагностики. Результаты такого обследования играют ключевую роль в дальнейшей коррекции установок, поведения или лечении расстройства.

        Завышенная самооценка: признаки

        Завышенная самооценка человека зачастую очевидна для окружающих, но им самим редко воспринимается как проблема. Индивид с подобными установками в качестве причины собственных неудач видит негативное стечение обстоятельств, зависть и происки недоброжелателей, отсутствие должных профессиональных качеств у деловых партнеров или коллег по работе и пр. Психолог или психиатр могут достоверно установить уровень самооценки и при необходимости назначить процедуры, корректирующие поведение и установки.

        Для определения самооценки проводятся:

        • исследование образа жизни индивида. При подозрении на психическое или невротическое расстройство большое значение получают сведения, полученные от близких пациента;
        • исследования на основе опросников самоотношения;
        • беседа специалиста с пациентом. Она проводится в свободной форме, но по ее завершению должны быть получены четкие ответы на вопросы, характеризующие отношение индивида к различным аспектам собственного Я.
        • В целом завышенный уровень самооценки характеризуется:

        • непоколебимой уверенностью в собственной правоте, даже при наличии доказательств обратного;
        • стремлением навязать всем собеседникам свое мнение, агрессией в случае неудачи;
        • признанием в качестве авторитета лишь самого себя;
        • отрицанием любых правил, кроме тех, которые устанавливаются им самим;
        • отрицанием чужого авторитета и власти;
        • поиском «внешнего врага», виновного в неудачах. Наиболее часто таковыми выступают родители, государство (не только родное, но и иностранное), коллеги;
        • желанием во что бы то ни стало быть на ведущих ролях, нередко не прилагая к этому усилий;
        • «яканием» в разговорах, попытками перетянуть тему на обсуждение собственных проблем;
        • отсутствием самокритики, агрессивным восприятием критики со стороны;
        • восприятием помощи как жалости и, следовательно, отказом от нее;
        • болезненным переживанием неудач вплоть до депрессии, страхом ошибки.
        • Как скорректировать завышенный уровень самооценки?

          Взвешенный анализ может показать, что главная виновница жизненных неудач человека — его завышенная самооценка. Что делать в такой ситуации, подскажет психолог или психотерапевт. Самостоятельно справиться с неадекватной оценкой себя и своих действий бывает довольно сложно. Это требует большой самодисциплины и самоконтроля, которые зачастую отсутствуют у людей с завышенной самооценкой. Наилучшие результаты в коррекции установок и поведения показывают различные методы когнитивной психотерапии, которые в данном случае направлены на:

        • анализ собственного поведения и поступков. Индивид должен перестать искать виновного в неудачах, научиться рассматривать каждый отдельный случай и оценивать свой вклад в случившееся;
        • формирование способности прислушиваться к мнению окружающих, не оппонировать в разговоре, принимать чужие суждения;
        • спокойное восприятие критики и развитие самокритичности;
        • формирование способности принимать помощь, например, от более успешных специалистов в профессии;
        • оценку своих возможностей до начала новых проектов, проведение расчетов, составление пошаговых планов;
        • анализ собственного поведения в части того, как оно влияет на окружающих, не обижает ли близких людей, не создает ли препятствий к дружбе и романтической привязанности;
        • формирование уважения чувств и желаний окружающих.
        • В общении с нарциссом некоторые специалисты рекомендуют не стесняться откровенности: говорить о том, что он ставит себя выше других, напрямую спрашивать, на чем основаны его заявления. С другой стороны, этот подход является довольно грубым, и неспециалист может спровоцировать острый конфликт, который исключит возможность дальнейшей терапии.

          Коррекция завышенной самооценки детей имеет ряд специфических особенностей. Главным образом они касаются изменения модели поведения родителей и близких родственников (бабушек и дедушек):

        • похвала должна следовать за каким-либо достижением, но не сама по себе и не за то, к чему ребенок не прикладывал усилий (например, внешность);
        • интересы ребенка не должны стоять на первом месте, если это не касается его здоровья, развития, питания;
        • не стоит смягчать последствия поступков ребенка. Он должен знать объективный результат своих действий. Если ребенок намеренно сломал игрушку, нельзя срочно покупать ему новую. В противном случае малыш не учится оценивать собственные поступки и у него не формируется способность восприятия связей между действиями и их результатами.
        • Завышенная самооценка у ребенка

          Да. Знакомая проблема. Только не как мамы — как дочки с завышенной самооценкой :)) Чем она плоха, знаю не понаслышке :))

          По своему опыту могу сказать, что «лечить» завышенную самооценку может только какой-то внешний товарищ — педагог/тренер/воспитатель, или коллектив детей. Не родители с бабушками. Ведь вы ее будете любить любой и в любом случае вряд ли сможете объективно оценивать результаты ее деятельности.

          И критику она научится воспринимать, когда критика будет для нее значима. А для этого она должна перестать быть критикой и стать объективным и непредвзятым анализом результатов — как по вертикали (с ней прошлой и нынешней), так и по горизонтали (если в спорте один пробежит быстрее, а другой медленнее, то будь ты трижды самоуверенна, но обижаться остается только на секундомер).

          Так что однозначно надо искать ей конкуретную среду. Только не в том, что Вам хочется (танцы, потому что, по-Вашему мнению, она плохо танцует), а то, что интересно ей. По себе помню — меня очень увлекал спорт. Причем, не какая-нибудь гимнастика (я никогда не отличалась гибкостью и грациозностью), а легкая атлетика. Может, выяснить, что ее интересует, и создать ей обстановку соревнования?

          А бабушек и нянь, имхо, я б оставила в покое. На то они и бабушки — внуков своих любить безумно 🙂 15.06.2005 16:15:12, Curry

          Стало быть, не готова она сейчас к конкуренции, дорасти надо. Что там 5-летняя девочка — меня вот до сих пор в мои 30 лет наличие кого-то более сильного (умного, успешного) в значимой для меня области может вывести из себя.

          Можно обратиться к японскому опыту. Насколько я знаю (понаслышке), японцы вообще сильно против личной конкуренции. У них ни в саду, ни в начальной школе ни оценок не ставят, ни соревнований не устраивают. Максимум — соревнования между командами, и то — больше среди подростков. Никакого индивидуализма.

          Я бы с дочкой не торопилась, придет и ее время.
          Пожалуй, стоит отметить еще два момента: необходимо определиться, кто она у вас — индивидуальный и командный игрок, и найти ей занятия по интересом либо в «личном», либо в «командном» зачете. Опять же — ПОКА без конкуренции (мне кажется, можно найти такие кружки, только это будет не спорт, а нечто художественное — вряд ли можно четко ранжировать по успешности рисунок или скульптуру).

          И еще: важно организовать ее жизнь так, чтобы ей встречались объективные, а не искусственно созданные трудности, которые необходимо было бы преодолевать, а потом гордиться собственной силой и выносливостью.

          У меня из воспоминаний детства есть поход с папой на лыжах в 6 лет и поездка на Байкал в 8 лет(тоже с папой, без мамы). Оба раза я ужасно устала и очень хотела есть. Когда была на лыжах, я просто сняла с себя лыжи, села в сугроб и сказала папе, что никуда больше не пойду, лыжи не потащу и вообще не сдвинусь с места, пока он мне не принесет бутерброд с горячим чаем. Папа сказал, что он тоже не может мои лыжи взять (руки палками заняты), чая с бутером у него нет и время ограничено — нас мама с горячим обедом ждет. После чего подождал меня 10 минут (ха, не на ту напал!) и скрылся на лыжне за поворотом.

          Я поплакала еще минут 10. Папа не появился. Поскольку есть хотелось еще больше, я, злясь и ругаясь, надела лыжи и громко и истерически плача на весь лес, поплелась по лыжне. За поворотом меня ждал восторженный папа и, воздав хвалу моей смелости и силе воли, тут же взял меня на буксир 🙂 и быстренько доставил домой :))

          Это я не к тому, что родители (особенно мама) должны так поступать. Это просто пример условно объективной необходимости преодолеть себя 🙂 17.06.2005 09:22:58, Curry

          Финансовый гений

          Финансовая грамотность, эффективное управление личными финансами

          Высокая и низкая самооценка личности

          Сегодня мы с вами поговорим о том, чем отличаются высокая и низкая самооценка личности. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое самооценка личности, для чего она нужна, какие основные функции она выполняет, каковы основные признаки и причины низкой и высокой самооценки, и много другой интересной и полезной информации на эту тему. Все это будет нам необходимо для того, чтобы в следующей статье рассмотреть, как поднять самооценку и уверенность в себе. Итак, обо всем по порядку.

          Что такое самооценка личности?

          Начнем с определения. Самооценка – это мнение человека о нем самом, о собственной личности, ее достоинствах и недостатках, о своих физических возможностях и духовных качествах, о своих способностях и умениях, о своей внешности, сравнение себя с другими людьми, представление о себе на фоне других.

          Если у человека не будет уверенности в себе – он не сможет убедить в чем-то собеседника, он не сможет повести за собой других людей, поэтому в целом, идти по намеченному пути ему будет намного сложнее.

          Самооценка личности играет огромную роль в развитии человека и достижении его жизненных целей. Без адекватной самооценки человек вряд ли достигнет успеха в делах, построит карьеру, будет счастлив в личной жизни, вообще чего-то добьется.

          Функции самооценки.

          Психологи выделяют 3 основных функции самооценки личности:

        • Защитная функция. Самооценка личности формирует степень независимости человека от чужого мнения, а уверенность в себе дает возможность чувствовать себя относительно защищенным от влияния каких-либо внешних неблагоприятных факторов.
        • Регуляторная функция. Самооценка дает человеку возможность совершать выбор и регулировать свой жизненный путь: самостоятельно ставить себе цели и задачи и следовать своим, а не чужим целям.
        • Развивающая функция. Благодаря самооценке, человек развивается и совершенствуется, поскольку она выступает своего рода мотивирующим фактором для саморазвития.
        • Низкая, высокая и завышенная самооценка.

          Часто можно услышать такие выражения как “адекватная самооценка”, “низкая или заниженная самооценка”, “высокая самооценка”, “завышенная самооценка”. Давайте разберемся, что они означают простыми словами.

          Низкая самооценка (заниженная самооценка) – это придание себе, своей личности более низких оценок и характеристик, чем они есть на самом деле.

          Завышенная самооценка – это восприятие собственной личности на более высоком уровне по сравнению с реальностью.

          Соответственно, адекватная, идеальная, высокая самооценка – это максимально объективное и реальное оценивание собственной личности, восприятие ее такой, какая она есть: не лучше, и не хуже.

          И заниженная, и завышенная самооценка мешают человеку развиваться, только проявляется это по-разному. Людей с адекватной, высокой (но не завышенной!) самооценкой, на самом деле, очень мало. Множественные исследования психологов доказали, что чаще всего люди обладают именно низкой самооценкой, что и является одной из наиболее серьезных причин их жизненных неудач. В том числе, применительно к тематике сайта Финансовый гений – и низкого уровня финансового состояния. Поэтому людям, у которых она занижена, очень важно задуматься о повышении самооценки, и не просто задуматься, а начать действовать в этом направлении.

          Признаки низкой самооценки.

          Поскольку человеку всегда трудно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, которые указывают на то, что у него заниженная самооценка.

        • Постоянная неудовлетворенность собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
        • Постоянная самокритика и самокопание;
        • Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, сильная реакция на критику;
        • Сильная зависимость от мнения окружающих;
        • Желание действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, желание всем угодить, желание оправдывать свои действия перед окружающими;
        • Нерешительность, боязнь совершения ошибок, сильные расстройства и переживания после совершения ошибки;
        • Сильное чувство ревности, особенно – без повода;
        • Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
        • Постоянные обиды, в т.ч. по пустякам;
        • Недовольство своим внешним видом;
        • Враждебный настрой к окружающему миру (все вокруг – враги);
        • Постоянное чувство страха и позиция защиты;
        • Ярко выраженный пессимистический настрой.
        • Чем больше этих признаков вы нашли у себя, тем сильнее вам следует задуматься о том, как поднять самооценку и обрести уверенность в себе.

          Зачем нужна высокая самооценка?

          Теперь давайте еще раз остановимся на том, почему так важна адекватная, высокая самооценка. У многих людей сложилось стереотипное мнение, что высокая самооценка – это плохо, что нужно “знать себе место и сидеть, не высовываться”. И такое убеждение, кстати, тоже является одним из признаков низкой самооценки.

          На самом деле, заниженная самооценка личности порождает очень проблем, становится причиной развития комплексов и даже психических расстройств, а главное – очень сильно мешает человеку развиваться и двигаться вперед. Просто потому, что он не уверен в том, что сможет пройти какие-то определенные шаги. Такие люди “плывут по течению”, и главное для них – чтобы их никто не трогал.

          Высокая самооценка, наоборот, открывает путь к достижениям, к новым вершинам, новым направлениям деятельности.

          Есть еще один немаловажный момент: если у человека низкая самооценка, другие люди никогда не будут оценивать его высоко (а это для него, как вы помните, важно!). В то время как человека с высокой самооценкой всегда знают и уважают, его мнение ценят, к нему прислушиваются.

          Признаки высокой самооценки.

          Теперь, по аналогии, давайте выделим главные признаки того, что у вас высокая самооценка, вы смогли ее поднять, либо она такая и была (в этом случае вы – молодец!).

        • Вы всегда уверены в себе, своих силах и возможностях;
        • Вы принимаете себя таким, какой вы есть;
        • Вы не боитесь совершать ошибки, вы учитесь на них, воспринимаете как опыт, и двигаетесь дальше;
        • Вы спокойны, когда вас критикуют, различаете конструктивную и деструктивную критику;
        • Вы легко вступаете в контакт и находите общий язык с разными людьми, не боитесь общения;
        • Вы всегда имеете собственную точку зрения по каким-либо вопросам;
        • Вы стремитесь к саморазвитию и самосовершенствованию;
        • Вы, как правило, достигаете успеха в своих начинаниях.
        • Причины низкой самооценки.

          Чтобы говорить о том, как повысить самооценку и уверенность в себе, необходимо также знать причины низкой самооценки, поскольку устранить причину эффективнее, чем бороться с последствиями. Что интересно, эти причины могут быть самого разного характера, начиная от генетической предрасположенности, заканчивая социальной средой, условиями, в которых растет и развивается человек. Давайте их рассмотрим.

          Причина 1 . Неправильное воспитание. Очень многих людей родители воспитывали только “кнутом”, постоянно ругая, сравнивая не в лучшую сторону с другими детьми. Естественно, у такого ребенка с самого детства формируется низкая самооценка: он ничего не может, он плохой, он неудачник, другие лучше.

          Причина 2 . Череда неудач или психологическая травма. Бывает, что у человека часто случаются неудачи, и особенно когда их много, и они идут чередой, он начинает воспринимать это как закономерность, собственную слабость, собственное бессилие. Либо же это может быть одно, но очень значимое событие, которое психологи называют “психологической травмой”. Особенно ярко это бывает выражено, опять же, у детей и подростков (а именно в раннем возрасте преимущественно и формируется самооценка личности). Соответственно, у человека формируется заниженная самооценка: он не может быть уверен в себе и заранее “программирует” себя на неудачи.

          Причина 3 . Отсутствие жизненных целей. Очень серьезная причина низкой самооценки. Если у человека отсутствуют четко выраженные жизненные цели – ему не к чему стремиться, незачем развиваться. Такой человек ведет пассивный образ жизни, никак не развивая свои личностные качества. Он не мечтает, не заботится о своей внешности и своем благосостоянии, и у такого человека часто не просто низкая самооценка, а вообще отсутствующая.

          Причина 4 . Окружение и социальная среда. На формирование самооценки личности огромное влияние оказывает окружение и среда, в которой находится человек. Если он растет и развивается среди аморфных людей без целей, плывущих по течению, он скорее всего, сам будет таким же, низкая самооценка ему обеспечена. Но если его окружают амбициозные, постоянно развивающиеся и успешные люди, являющиеся хорошим примером для подражания, человек будет стремиться не отставать от них, и у него скорее сформируется адекватная, высокая самооценка.

          Причина 5 . Проблемы с внешностью или здоровьем. И, наконец, еще одна существенная причина низкой самооценки – это наличие определенных дефектов внешности или видимых проблем со здоровьем (лишний вес, слабое зрение и т.д.). Опять же, с ранних лет такие люди могут подвергаться насмешкам и оскорблениям, поэтому у них часто формируется низкая самооценка, что мешает на протяжении всей взрослой жизни.

          Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое самооценка личности, чем отличаются низкая и высокая самооценка, каковы их признаки и причины. А в следующей статье мы будем говорить о том, как поднять свою самооценку, если она занижена.

          Следите за обновлениями! До новых встреч на Финансовом гении!

          Автор Константин Белый Дата 31.10.2016 · Категория Успех

          Проблема завышенной самооценки