Понятие я-концепции и самооценки личности

Я-концепция

Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие-началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. Я-концепция здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Я-концепция определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: Я знаю, что окажусь полным дураком или «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. В Я-концепции запрограммировано, каким должно быть поведение человека.

Я-концепция — это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. Я-концепция дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я». Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с Я-концепцией и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление Я-концепции настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

Слишком жесткая структура Я-концепции вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может «гнуться» и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между Я-концепцией и реальным поведением, эта Я-концепция настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».

«Образ Я»- одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, отрицание собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Вопрос об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я-концепция», «самосознание» и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин «Я-концепция».

Определение. «Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.

«Я-концепция» включает в себя три компонента:

1) когнитивный компонент — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.;

2) эмоционально-оценочный компонент — переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.

3) поведенческий компонент — действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Возможность развивать систему представлений о себе («Я-концепцию») у человека возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.

В феноменологической теории личности К. Роджерса «Я-концепция» включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, по нашему мнению, мы должны быть и хотели бы быть. В связи с этим в психологии в качестве когнитивной составляющей выделяют две формы «Я-концепции» — реальную и идеальную.

Понятие реальная «Я-концепция» совсем не предполагает, что эта концепция реалистична, главное — это представление личности о себе, о том, «какой я есть».

«Я — идеальное» — это представление личности о своих желаниях: «каким бы я хотел бы быть». В «Я-идеальном» отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.

Эмоционально-оценочный компонент является ядром «Я-концепции», к нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение.

Степень адекватности «Я-концепции» связана с адекватностью самооценки личности.

Определение. Самооценка личности — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.

Исходной точкой отчета самооценки является социальное взаимодействие: отношения с другими людьми в процессе деятельности и общения. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют отработать собственную оценку. В дальнейшем уже сложившаяся оценка «Я» постоянно сопоставляется личностью с тем, что она видит в других людях. При укреплении самооценки личность, как правило, ориентируются на некоторую референтную группу.

Определение. Референтная группа — это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируются в своем поведении и самооценке.

Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.

Определение. Уровень притязаний личности — степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.

На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным — завышенным или заниженным. Завышенный уровень притязаний, когда человек ставят перед собой слишком сложные, нереализуемые цели, является результатом завышенной самооценки личности. Заниженный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой легковыполнимые цели, — результат заниженной самооценки личности.

Определяющим компонентом «Я—концепции» является самоуважение.

Определение. Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.

У. Джемс предложил следующую формулу самоуважения: самоуважение = успех / притязания. Таким образом, самоуважение личности прямо пропорционально количеству достигнутых ей успехов и обратно пропорционально уровню притязаний. Для высокого уровня самоуважения характерно следующее: чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека. Отсюда следует, что для повышения самоуважения можно идти двумя путями: в одном случае необходимо приложить максимум усилий и добиваться успеха (что является трудной задачей), в другом — человек может снижать уровень притязаний и тогда, даже при самых скромных успехах, самоуважение не будет потеряно.

Высокий уровень самоуважения создает у личности чувство комфорта, стимулирует развитие её уровня притязаний. Низкий уровень самоуважения, напротив, приводит к острой неудовлетворенности собой, провоцирует неврозы и депрессию, но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Так, в самооценках интеллектуального развитых, у творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которыми они обладают, и теми, которыми бы они хотели обладать. Отсюда проистекает недовольство собой, побуждающее человека повышать свой уровень притязаний, ставить перед собой более сложные задачи, стремиться к самоусовершенствованию или, выражаясь термином У. Маслоу, к самоактуализации.

Возможность построения адекватной «Я-концепции» у человека складывается на основе критичности сознания.

Понятие я-концепции и самооценки личности

В раннем взрослом возрасте личность определяет цели и выбирает средства для их достижения, оценивает успешность своих действий в соответствии с. Я-концепции, индивидуализирует самооценку — субъективное восприятие д достигнутых результатов, согласно которому то, что для одного человека является успехом, другая воспринимает как неудач.

С годами самооценка становится все более дифференцированной. Взрослый человек может очень высоко оценить одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие — уровень межличностных отношений ч или физические возможности. Дифференциацию самооценки психологи объясняют наличием в структуре. Я-концепции человека реального. Я (более или менее адекватного представления о себе) и идеального. Я. Идеальное. Я мо ты реалистичным или фантастическиеним.

Реальное и идеальное. Я, как правило, не тождественны. Расхождение между ними порождает как негативные, так и позитивные последствия. Слишком большое расхождение свидетельствует о неадекватности самооценки и болезненное отношение ния к себе, вызывает эмоциональные переживания и неадекватные поступки. Такая личность не способна преодолеть разрыв между своим реальным состоянием и тем, к которому она стремится. Иногда в поисках выхода из этой стекла рекордного ситуации человек используетвує деструктивные защиты (агрессию, конфронтацию, изоляцию, регрессию и др.), которые могут вызвать болезни, патологические состояния

Я-концепция и психологический возраст личности

Поскольку развитие человека происходит не только в хронологическом, но и в психологическом времени, то. Я-концепция личности имеет индивидуальный временной аспект. Суть его заключается в наличии различных тенденций восприятия и оценки своего возраста и времени на разных этапах жизни. Если, например, подросток стремится быть старше своего хронологический возраст, то люди зрелого возраста, особенно женщины, стараются быть молод шимми.

Внутреннее ощущение возраста связано с субъективным переживанием времени. Человек, который считает время безвозвратно утраченным, воспринимает себя моложе, чем она есть, т.е.»ее психологический возраст является меньшим е ид реального. Но если жизнь полна многих потрясений, ее внутреннее ощущение возраста значительно превышает реальныеий.

По адекватной самооценки четко прослеживаются различия между людьми, принадлежащих к разным возрастным группам. С возрастом значительно увеличивается количество взрослых с психологическим возрастом, не соответствует хроно ологичному.

На этапе ранней взрослости личность видит еще весьма значительной свою жизненную перспективу, реалистично смотрит на жизнь, распределяет будущее на последовательные этапы. Эта перспектива выглядит не всегда опти имистичною, потому что человек уже знает цену реальным трудностям. Продолжая ориентироваться на будущее, она больше связывает себя с настоящим, оставаясь несколько изолированной от минулогго.

Я-концепция и семейные отношения

Создав семью, супруги начинают выполнять новые социальные роли. Меняются рациональная, эмоционально-ценностная и поведенческая составляющие этих ролей — жены (мужа), матери (отца), невестки ( (зятя), крестной матери (крестного отца). Ощутимо меняет. Я-образ личности и критерии ее самооценки рождения ребенка. Эти изменения касаются самоидентичности личности, перераспределения ролей в подр жних отношениях и во взаимодействии с лицами старшего поколения. Эффективность этих преобразований зависит от самооценки личности. Как правило, те, кто не испытывает проблем относительно самооценки, значительно легче при стосовуються к новому социальному статусатусу.

От степени адекватности родительской. Я-концепции заключается налаживание отношений с детьми. Органичное включение в. Я-концепцию образов собственных детей, их ожиданий позволяет налаживать доброжелательные в тосункы с ними. Если центром. Я-концепции родителей является. Я-профессий-не, их самовыражения, а проблемы детей находятся на ее периферии, то могут возникать конфликтти.

Профессиональная Я-концепция и самооценка

Понятие»профессиональная. Я-концепция»означает представление личности о себе как профессионала. Она имеет реальную и идеальную составляющие. Реальная профессиональная. Я-концепция — это реальное представление личности о себе как профессионалаофесіонала, идеальная профессиональная. Я-концепция — представление о своих профессиональных достижениях. Обе они в основном не являются тождественными, что стимулирует профессиональное самосовершенствование личности, стремление к развитию

Важным элементом в структуре профессиональной. Я-концепции личности является профессиональная самооценка — оценка себя как субъекта профессиональной деятельности. В ней выделяют операционно-деятельностный и личностный аспекты. Операционно-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке достижений, своего профессионального уровня (сформированности операций и навыков), уровня компетентности

(систем профессиональных знаний, умений и навыков) и стиля деятельности. Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке личных качеств в связи с идеалом образа. Я-профессиональное. Эти два аспекта самооценки не всегда согласуются между собой, что негативно влияет на профессиональную адаптацию, достижение ус спеху и профессиональное развитие личностиі.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» личности

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ»

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).
  • Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

    Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

    СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

    Структура «Я-концепции»

    «Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

    Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

    В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

    Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

    Роль «Я-концепции» в жизни личности

    «Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

    1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
    2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
    3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

    Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
  • чувством личной адекватности индивида;
  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Образ Я, Я-концепция

При таких родительских внушениях формируется негативная Я-концепция, низкая самооценка и неуверенность в себе.
скачать видео

Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

С этой минуты я был убежден, что непременно изобрету что-нибудь гениальное!
скачать видео

Из чего состоит Я-концепция

Есть понятие «внутренняя картина болезни» — то, как человек воспринимает свое заболевание. А «я-концепция» — внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это

  • Образ Я — представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера
  • Субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение
  • Действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными себя», выражающими его Я
  • Позитивная Я-концепция — это позитивное отношение к себе, самоуважение и принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция — негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

    Устойчивость и изменение Я-концепции

    Я-концепция — обычно очень устойчивая конструкция. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

    Это больше похоже на школьное сочинение, которое рождается часто случайно, неизвестно откуда, и при этом сочиняется под определенную задачу.

    Несмотря на устойчивость, «я-концепция» — меняться может и меняется. На ее изменение обычно влияют:

  • контакты со «значимыми другими».
  • Как ведут себя «значимые другие», обычно оказывается образцом или хотя бы ориентиром. Образ жизни родителей — впитывается ребенком.

    То, что значимые люди о нас думают, как правило, сильно влияет на наши представления о себе и отношение к самому себе.

    Общий уровень эмоционального тона, ситуативное настроение, состояние здоровье и психосоматические обстоятельства.

  • сопоставление имеющегося и желаемого.
  • Например, сопоставление Я-реального и Я-идеального, сопоставление что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.

    Самооценка во многом меняется не «потому что», а «для того, чтобы», в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.

    Понятие я-концепции и самооценки личности