Гиппенрейтер общаться с ребенком как и продолжаем общаться с ребенком так

О книге «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

Пособие для родителей, написанное Юлией Гиппенрейтер, «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» является второй книгой автора, в которой она продолжает давать советы по воспитанию детей. Первая книга стала настольной во многих семьях, вторая не уступает ей по количеству полезной информации. Книга написана живым языком, без излишнего усложнения. Её автор постаралась интересно изложить такую непростую тему, и это ей удалось. В книге множество примеров из жизни, которые поясняют написанное и помогают увидеть свои ошибки и способы их устранения.

Значительная часть книги посвящена внутреннему миру ребёнка. Юлия Гиппенрейтер пишет о том, как важно с осторожностью и вниманием относиться к детской психике. Она использует не только свой личный опыт, но и опыт других психологов и педагогов. Здесь есть примеры из детства известных людей. Родители смогут найти ответы на вопросы, как правильно заниматься развитием ребёнка, как дать ему веру в свои силы и способности.

Важной темой является вопрос наказания. Автор пишет, стоит ли наказывать детей, как и почему. Здесь уделено особое внимание тому, чем именно должно стать для ребёнка наказание. Ведь смысл не в том, чтобы сделать маленькому человечку больнее, а в том, чтобы показать, как поступать не следует. Отдельно говорится и о способах поощрения, о приучении к порядку и уважении к старшим.

С помощью этой книги родители научаться слышать своих детей, понимать то, что они не могут сказать или объяснить. Это особая техника, которая позволит избежать многих конфликтов и обид с обеих сторон. В книге есть иллюстрации, которые наглядно отражают часто возникающие жизненные ситуации. Её можно читать неоднократно и каждый раз находить в ней что-то новое и полезное.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Гиппенрейтер Юлия Борисовна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Читать онлайн «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна — RuLit — Страница 1

Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Светлой памяти нашего дорогого сына Алеши

Судя по отзывам читателей, первая книга оказалась полезной. Многие говорили мне о позитивных изменениях в их жизни, которые происходили после ее прочтения. На встречах с очень разными людьми – это были родители и дети, семейные пары и одиночки, студенты и люди бизнеса – мы обсуждали трудные вопросы воспитания, проблемы общения, сложные жизненные ситуации. Так накопился живой материал, который вошел в новую книгу.

Помимо живых историй, в книге использованы идеи выдающихся профессиональных психологов, педагогов, философов и мыслителей. Еще одним бесценным материалом стали яркие описания переживаний в произведениях художественной литературы, в воспоминаниях, биографиях и автобиографиях[1]. Ведь только через реальные истории, личный опыт и практику можно дойти до глубокого понимания того, что пытались и пытаются передать нам выдающиеся гуманисты – ученые и практики, избравшие в качестве своей профессии помощь людям в воспитании детей и развитии собственной личности. Поэтому каждое «теоретическое» слово я пытаюсь иллюстрировать «практической» историей и, наоборот, в каждой конкретной истории приглашаю читателя увидеть общие закономерности и сделать полезные выводы.

Относительно содержания книги. Мне было очень трудно выстроить строгую линейную «логику». В жизни все переплетено. В течение нескольких дней можно пережить все: недовольство и радость, согласие и противоречия, игры и конфликты, уступки, запреты, наказания, прощение. Если говорить о чем-то одном, то неизбежно цепляется другое. Поэтому разбивать на части и главы пришлось условно, заранее предвидя неизбежность повторения, и уж конечно, пересечения обсуждаемых тем.

Есть темы, которые проходят через всю книгу.

Первая – это знание и понимание ребенка. Ребенок одарен от природы, у него сильная потребность расти и развиваться, он умеет и хочет учиться; он упорен, сосредоточен, очарован миром; он непосредственен и эмоционален; он ищет нашего сочувствия и одновременно защищается от непонимания и грубого вторжения в его мир. Успех нашей миссии как родителей очень зависит от того, насколько мы понимаем и учитываем природу детей. Описанию их потребностей, мотивов их поведения, эмоций и переживаний, их внутреннего мира посвящены несколько глав книги.

Следующая тема – пути и способы воспитания ребенка. К сожалению, в области воспитания сохранилось много ошибочных мнений, устарелых и порочных традиций. Среди них – практика принуждений, строгих наказаний, «дрессуры», подавления свободы и личности ребенка. Подобная практика сохраняется в поколениях, передается современным родителям, приводит к трудным проблемам в семьях. Часто родители не знают, как действовать подругому, потому что с ними так поступали в детстве.

Оказывается, чтобы находить ответы, приходится расширять рамки привычного мышления. Нужно, чтобы в наш словарь вошли не только глаголы «учить», «приучать», «направлять», «заставлять», «требовать», но также и «радовать», «играть», «развивать», «увлекать».

Практические ответы мы находим в деятельности выдающихся ученых, педагогов и родителей. Их опыт, который освещается на протяжении всей книги, красноречивее многих слов. В конце концов, как же еще учиться, если не перенимать опыт мастеров?

Предыдущая тема воспитания, конечно, пересекается с темой общения. Она проходит красной нитью через все главы книги. В отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как помогаем переживать трудности. Умение слушать, выражать себя, быть позитивным, разрешать конфликты входят в техники общения. Основы этих техник описаны в моей предыдущей книге. Здесь же (особенно в третьей части книги) они обсуждаются более глубоко, с важными подробностями.

Многие читатели знают, что просто прочесть книгу и даже много книг «про общение» далеко не достаточно. Нужна практика! Без попыток пробовать по-новому – по-новому реагировать, отвечать, поступать, выражать свои чувства – ничего не получается. Старые привычки сидят крепко.

Однако, поверьте, менять свое привычное поведение вполне возможно. Не отступайте! Вначале новые интонации или слова могут показаться искусственными. Искусственность возникает от излишнего напряжения. Но потом это проходит. Новые способы поведения автоматизируются и становятся такими же «непроизвольными», какими были старые.

Но это еще не все. Очень скоро вы обнаружите изменения в самих себе. Многие читатели пишут, что по мере освоения эффективных техник общения они, к собственному удивлению, начинают чувствовать себя иначе: более спокойно и уверенно. Они начинают лучше понимать детей и близких, меньше раздражаются, больше прислушиваются к чувствам людей, и это идет уже изнутри.

Так работа над внешней стороной поведения меняет внутреннее состояние человека! Усилия, затраченные на освоение техник, окупаются сторицей!

Приношу искреннюю благодарность всем, кто причастен к появлению этой книги. Многие родители, друзья, коллеги, известные и неизвестные мне читатели в личном общении и в письмах делились своими вопросами и проблемами, заботами и наблюдениями, успешными пробами, опытом и замечательными достижениями. За ними всегда стояли их дети – живые, искренние, непосредственные, талантливые и одновременно нуждающиеся в нашей помощи. Так создавалось общее доброжелательное «поле», незримое сообщество людей, которые напряженно работали на благо и счастье детей и близких. Это поле обогащалось уникальным вкладом каждого и, в свою очередь, морально поддерживало каждого, в том числе и автора книги.

Я глубоко признательна художникам: Елене Белоусовой и Марине Федоровской за внимательное отношение ко всем пожеланиям автора и творческое воплощение их в рисунках.

Моя специальная благодарность Ирине Умновой, любезно согласившейся просмотреть и отредактировать рукопись. Ее высокий профессионализм в области литературы, журналистики и психологии помог мне увидеть и посильно исправить недостатки как общей композиции книги, так и изложения отдельных глав.

Список цитированных источников приведен в конце книги.

Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Предисловие автора

Эта книга про общение взрослых с детьми и в какой-то мере взрослых между собой. Она продолжает и углубляет темы моей предыдущей книги «Общаться с ребенком. Как?».

Помимо живых историй, в книге использованы идеи выдающихся профессиональных психологов, педагогов, философов и мыслителей. Еще одним бесценным материалом стали яркие описания переживаний в произведениях художественной литературы, в воспоминаниях, биографиях и автобиографиях [1] . Ведь только через реальные истории, личный опыт и практику можно дойти до глубокого понимания того, что пытались и пытаются передать нам выдающиеся гуманисты – ученые и практики, избравшие в качестве своей профессии помощь людям в воспитании детей и развитии собственной личности. Поэтому каждое «теоретическое» слово я пытаюсь иллюстрировать «практической» историей и, наоборот, в каждой конкретной истории приглашаю читателя увидеть общие закономерности и сделать полезные выводы.

Первая – это знание и понимание ребенка. Ребенок одарен от природы, у него сильная потребность расти и развиваться, он умеет и хочет учиться; он упорен, сосредоточен, очарован миром; он непосредственен и эмоционален; он ищет нашего сочувствия и одновременно защищается от непонимания и грубого вторжения в его мир. Успех нашей миссии как родителей очень зависит от того, насколько мы понимаем и учитываем природу детей. Описанию их потребностей, мотивов их поведения, эмоций и переживаний, их внутреннего мира посвящены несколько глав книги.

Следующая тема – пути и способы воспитания ребенка. К сожалению, в области воспитания сохранилось много ошибочных мнений, устарелых и порочных традиций. Среди них – практика принуждений, строгих наказаний, «дрессуры», подавления свободы и личности ребенка. Подобная практика сохраняется в поколениях, передается современным родителям, приводит к трудным проблемам в семьях. Часто родители не знают, как действовать подругому, потому что с ними так поступали в детстве.

В этой книге, как и в предыдущей, мы обсуждаем ответы на родительские вопросы: «Как его воспитывать? Как его приучать и дисциплинировать? Как наказывать? Как делать так, чтобы он учился?».

Предыдущая тема воспитания, конечно, пересекается с темой общения. Она проходит красной нитью через все главы книги. В отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как помогаем переживать трудности. Умение слушать, выражать себя, быть позитивным, разрешать конфликты входят в техники общения. Основы этих техник описаны в моей предыдущей книге. Здесь же (особенно в третьей части книги) они обсуждаются более глубоко, с важными подробностями.

Несмотря на главную направленность книги – воспитание ребенка, – я сочла необходимым включить в нее и «взрослые» темы. На это были две причины.

Во-первых, основные правила и принципы эффективного общения универсальны. Они действуют не только в отношениях с детьми, но и в личных взаимоотношениях взрослых. Правда, в освоении навыков общения дети продвигаются удивительно быстро, обычно опережая взрослых.

Во-вторых, гармоничные отношения между взрослыми – необходимое условие эмоционального благополучия детей и их развития в целом. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на стиль общения друг с другом и с окружающими. Надеюсь, что в книге они найдут помощь и в этом отношении.

Многие читатели знают, что просто прочесть книгу и даже много книг «про общение» далеко не достаточно. Нужна практика! Без попыток пробовать по-новому – по-новому реагировать, отвечать, поступать, выражать свои чувства – ничего не получается. Старые привычки сидят крепко.

То, что вы держите в руках эту книгу, говорит о том, что вы хотите изменяться к лучшему. Возможно, вы уже пробуете общаться по-новому и получаете подтверждение полезного, а иногда просто «волшебного» действия правильных техник. Со всеми успехами хочется вас горячо поздравить, так как они вселяют веру не только в прекрасные возможности грамотного общения, но и в ваши собственные силы.

в удобном приложении MyBook

Подробная информация

Дата написания: 2008

Год издания: 2009

ISBN (EAN): 9785170508075

Объем: 280.0 тыс. знаков

Отзывы на книгу

Книгу Общаться с ребёнком. Как? я прочитала в своё время с большим удовольствием. Над ней много копий сломано — кто-то советует её как панацею от всех бед, кто-то высмеивает как абсолютно бесполезную, я же считаю, что она весьма и весьма полезна, но разумеется, не должна возводиться в абсолют. Как и большинство книг о психологии и отношениях, должна быть осознана, а все её идеи — переработаны и использованы с умом, а не тупо «по схеме».

Когда же я совершенно случайно увидела в продаже продолжение, то купила с жадностью и тут же прочитала. И поначалу совершенно разочаровалась.

Показалось, что книга совершенно необязательная, практически не содержит новых мыслей, перепевает идеи первой книги, только более расплывчато как-то что ли. Очень много длинных цитат из литературных произведений, мемуаров и других книг. Флоренский и Звонкин, Выготский и Цветаева, Чехов и Ле Шан, Эриксон и Нилл. Поначалу кажется, что мыслей самой Юлии Борисовны в книге и вовсе нету — только пересказ чужих произведений.

А потом, когда книга была дочитана, я подумала другое. Нет, не лишняя, не необязательная — важная всё-таки книга. Только назначение у неё другое. Это не инструмент, не алгоритм, не инструкция — это что-то вроде доброго светильника. Сгусток позитива, обещание, что всё не безнадёжно, что из любой ситуации есть выход, надо только захотеть его найти. Её надо читать не для того, чтобы чему-то научиться, а для того, чтобы получить вдохновение на поиски собственного пути.

Тёплое, очень тёплое ощущение от прочтения. Как и первую книгу, советую всем родителям. Никаких готовых рецептов — но очень важно для осмысленного отношения к детям.

Рецензии на книгу « Продолжаем общаться с ребенком. Так? »

Гиппенрейтер Ю.Б.

Настоящая книга расширяет и углубляет темы предыдущей книги автора «Общаться с ребенком. Как?», которая стала лидером продаж благодаря редкому сочетанию научной глубины и ясности изложения.
В новой книге обсуждаются многочисленные вопросы, которые волнуют родителей: «Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить его хорошо учиться?» Разбираются и объясняются новые важные подробности и приемы искусства эффективного общения.

Лучшая рецензия на книгу

Как-то первая часть лучше зашла. А тут вроде уже ничего нового, одно да по тому-же. Интересные истории-примеры, но что-то не зацепило. Даже не знаю, что о ней и сказать.

Короче говоря, повторение — мать учения!

Тираж: 7000 экз.
Формат: 60×90/16 (

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Рецензии читателей

Еще одна книга в копилку думающим родителям!
Мне она понравилась, и как в качестве продолжения к первой части работу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», и в качестве самостоятельной весомой книги по педагогике и психологии. Очень понравилось то, что эта книга изобилует примерами из жизни знаменитых личностей, которые делятся своим опытом и опытом их родителей.
Огромный плюс здесь, это, конечно же, призыв автора видеть в ребенке, прежде всего, личность, полноценного человека, с которым нужно выстроить доверительные отношения. Его не нужно воспитывать и тем более дрессировать, но нужно направлять и вдохновлять своим примером. Не нужно ему ничего навязывать и заставлять чем-то заниматься (например балетом, если ему больше нравится бокс, математикой, если ему по душе литература, или языки и т. д). Можно заинтересовать ребенка, направить его так, чтоб он ам стремился познавать мир, проявлять себя в нем и развиваться ,постигая все новое и новое.
Очень понравились некоторые техники и приемы, которые я с успехом «опробовала» на пятилетней племянице! И это работает! Главное терпение, нужно стараться чувствовать ребенка, не давить на него и не стремиться подчинить.
Ладно, не буду спойлерить=) Книга просто замечательна, беЗспорный must read для родителей, которые хотят, чтоб их ребенок рос счастливым и умиротворенным, а главное чувствоал себя любимым!

Еще одна книга в копилку думающим родителям!
Мне она понравилась, и как в качестве продолжения к первой части работу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», и в качестве самостоятельной весомой книги по педагогике и психологии. Очень понравилось то, что эта книга изобилует примерами из жизни знаменитых личностей, которые делятся своим опытом и опытом их родителей.
Огромный плюс здесь, это, конечно же, призыв автора видеть в ребенке, прежде всего, личность, полноценного человека, с которым нужно выстроить доверительные отношения. Его не нужно воспитывать и тем более дрессировать, но нужно направлять и вдохновлять своим примером. Не нужно ему ничего навязывать и заставлять чем-то заниматься (например балетом, если ему больше нравится бокс, математикой, если ему по душе литература,… Развернуть

А вот продолжение уже более продуктивно. Тут нет такого количества простых заданий на оттачивание одного навыка. Тут не учат начать слушать. Тут дается же более практическая информация о том, как придти к новому способу общения с ребенком (и не только), что нужно делать чтобы сдвиги произошли, и показаны реальные примеры того, как это все реализовывается. Да действительно во многом такой подход к воспитанию для нас если не дик, то крайне сложен. Ведь «отпустить вожжи» порой бывает больше страшно, чем трудно. И кроме того, ведь надо учитывать, что эти рекомендации оптимальны для обычных среднестатистических детей (даже если они трудные подростки). а вот если у вас ребенок с проблемами по неврологии, то этот способ увы не будет оптимальным, хотя и многое из книги будет полезно.

Прочитана в рамках игр Пятилетку — в три тома!, Тур пятый. «Найди сокровище» и Школьная вселенная. Седьмой учебный год класс «Анонимные А»

Бралась за чтение книги вполне осознанно, после прочтения первой, и не разочарована. После основных мыслей, изложенных в первой части, изобилие реальных практических примеров, кроме того, если первая книга в основном о правилах общения, то вторая касается не менее важного — воспитания и приучения к определённым правилам. Примеры подобраны великолепно, удивляет как автор владеет материалом, сколько всего переработано в голове, чтобы в понятной, доступной каждому форме, рассказать и убедить. Читать обязательно всем обе части, а также периодически перечитывать, а то выветривается из головы со временем.

Первую часть читала очень давно, в рамках литературы для работы. насколько мне не понравилась первая часть, настолько мне понравилось продолжение. скажу честно, что не ждала от этой книги чего-то нового, но прочитать все-таки решила. в результате, не пожалела, кое-что полезное для себя вынесла. рекомендую к прочтению.

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
Владимир Маяковский

Сцена 1
Место действия: вагон трамвая

На одном из сидений – мамаша с дочкой. Девочка ревёт во весь рот, испугавшись то ли железных внутренностей трамвая, то ли стука-грюка его колёс, то ли синевеких и розовопомадных бабулек, которые так и лезут к ребёнку посюсюкать. Пассажиры оглядываются — кто безразлично, кто сочувственно, некоторые недовольно цокают языком или что-то ворчат. Мамаша, смущенная таким вниманием, теряется и вместо того, чтобы успокоить своё чадо, начинает орать на него, девочка от крика родительницы, плачет еще пуще, мать кричит громче, девочка — громче, мать — громче и т.д. Эта битва децибелов закончится, только когда они доедут до нужной остановки, и мамаша выволочет уже бьющуюся в истерике дочь из вагона.

Смотрим и понимаем – это плохо.

Сцена 2
Место действия: парк

Семья – мама, папа и двухгодовалый сын, устроили пикник у озера. Пока родители раскладывали продукты, их сынишка успел найти грязь, упасть в неё, встать, ещё раз упасть. Папаша, увидев запачканный комбинезончик, хватает сына за шкирку и начинает орать: «Ах, ты засранец, идиот, все в г**не!» Ну и так далее, включая непередаваемую игру матерных слов.

Смотрим и понимаем – это очень плохо.

Сцена 3
Место действия: всё тот же трамвайный вагон

На одной из остановок заходят бабушка с внуком. Завидев одно свободное место, мальчик сразу же бросается к нему и садится. Бабулька дотаскивает тяжёлый портфель внука до сидения и просит: «Сашенька, у бабушки болят ножки, дай я сяду». «Нет» — отвечает ей внук. «Ну, Сашенька…» — пытается что-то сказать старушка. «Нет!» — орёт её любимый внучок и отворачивается к окну. Бабулька вздыхает, ставит на пол портфель и стоя едет положенные им десять остановок.

А что же такое хорошо? Как нужно? Дети не рождаются завёрнутые в инструкцию по сборке личности. Как правильно растить маленького человечка, что бы с годами он стал достойным человеком? Над этим вопросом день и ночь трудятся специалисты по детской психологии и уже выдали немало советов и способов. О некоторых из них рассказывает Юлия Гиппенрейтер в книжках «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»». Здесь речь пойдёт о последней.

Как и предыдущая книга, «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»» написана просто и легко, методы воспитания разбавлены историями как обычных, так и известных людей, таких как Паганини, Цветаева, Чуковский. Интересно, а главное – запоминается.

В первой части книги автор погружает читателя в мир ребёнка, говорит о некоторых особенностях детской психики, напоминает обвзрослевшим нам, как мыслят дети. Во второй части Юлия Гиппенрейтер учит нас, как привить ребёнку любовь к порядку, что делать с наказанием и как чувство юмора помогает в воспитании. Третья часть — это повторение и закрепление, того, о чём уже было сказано в «Общаться с ребёнком. Как?» — активное слушанье, Я-сообщения, важность искренности в отношениях взрослый-ребёнок.

В «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» вы не найдёте универсальной карты по воспитанию ребёнка, да такой и нет – каждая ситуация уникальна. Но книга укажет верную дорогу и в разы сократит ошибки. Юлия Гиппенрейтер выдаёт несколько кирпичиков и объясняет основы стройки. А что с ними делать — складывать один к другому, возводить стену или строить храм – за это в ответе уже сами родители.

Идет прохожий и видит – люди что-то строят.
«Что ты делаешь?» – спрашивает он одного каменщика.
«Я укладываю кирпичи», – отвечает тот.
«А ты что делаешь?» – спрашивает он второго.
«Я возвожу стену», – отвечает второй.
«А ты что делаешь?» – спрашивает он третьего.
«Я строю Храм», – был ответ.

Известная притча (текст из книги «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»)

Прочитано в рамках игры »Нон-фикшн».

Повезло крошке сыну – было, у кого спрашивать. А куда пойти озадаченным родителям, которые хотят понять, что такое хорошо и что такое плохо в воспитании детей? Можно обратиться к примерам из жизни. Итак…

На одном из сидений – мамаша с дочкой. Девочка ревёт во весь рот, испугавшись то ли железных внутренностей трамвая, то ли стука-грюка его колёс, то ли синевеких и розовопомадных бабулек, которые так и лезут к ребёнку посюсюкать. Пассажиры оглядываются — кто безразлично, кто сочувственно, некоторые недовольно цокают языком или что-то ворчат. Мамаша, смущенная таким… Развернуть

Гиппенрейтер общаться с ребенком как и продолжаем общаться с ребенком так