Завышенная самооценка у ребенка

Формирование самооценки у ребенка

Психологи утверждают: познавательная активность ребенка, поведение, развитие личности и жизненный сценарий в целом во многом определяются его восприятием себя и отношением к себе.
Психологи выделяют следующие уровни самооценки:

Адекватной является высокая (не завышенная!) самооценка у ребенка.

Она награждает ребенка активностью, любознательностью, общительностью, жизнерадостностью, открытостью и непосредственностью. Малыш умеет считаться с замечаниями взрослого или сверстника, осознавая их справедливость, признавая возможное нарушение им правил или наличие ошибок в своей работе. Родители ребенка с высокой самооценкой, скорее всего, и не задумываются о ее существовании. Ведь малыш благополучно развивается: и эмоционально, и интеллектуально, и социально.

  • Ребенок с завышенной самооценкой обладает высокой познавательной и физической активностью.
  • Любит начинать новые дела, даже весьма сложные, хотя его энергичность, импульсивность порой не позволяют доводить их до конца. Но собственных неудач не осознает. Капризен, обидчив, отличается повышенной конфликтностью. Эгоцентричен, всеми силами старается обратить на себя внимание, выделиться на фоне других. Бурно реагирует на замечание — кричит, топает ногами, плачет. В детском коллективе часто занимает положение лидера.

  • Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности.
  • Ее характерные проявления: нерешительность, обидчивость, скованность в движениях, неуверенность в себе, эмоциональная закрытость, чувствительность, необщительность. Малыш тревожен, страдает от многочисленных страхов. Трудно сходится со сверстниками, хотя и имеет на то желание. Плохо адаптируется к новым условиям. При выполнении любого дела настроен на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Часто отказывается от новых видов деятельности из-за страха не справиться. Про детские страхи советую почитать здесь. В детском коллективе за ним прочно закрепляется роль слабака, плаксы, копуши, неумехи, даже изгоя.

    Самооценку «лепит» семья.

    Климат семьи — индикатор самооценки крохи. Родители должны четко усвоить: самооценка закладывается в детстве. Все зависит от вас, родители, вашего тактичного и психологически грамотного поведения!
    В целом для ребенка-дошкольника свойственна скорее завышенная самооценка, завышенные представления о себе и своих возможностях. Это можно считать вариантом нормы. Малыш считает себя центром, вокруг которого все вертится (так называемый детский эгоцентризм). Ведь в детстве крохе жизненно необходимо насытиться любовью, заботой и вниманием окружающих. Именно это прекрасное чувство защищенности любовью поможет ребенку расти и расцветать, чувствовать себя важным, нужным. Только имея положительное представление о себе (а оно формируется в первую очередь самыми близкими людьми) малыш может легко преодолевать трудности и чувствовать себя счастливым. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых — притязание на признание. Стремление к реализации притязаний развивает малыша, делает его совершеннее. Поэтому очень важно, чтобы взрослый выражал уверенность в том, что ребенок обязательно научится тому, что еще пока не умеет, что у него все получится; что он действительно хороший, умный, добрый, честный. Искренняя теплая семейная атмосфера, в которой царят уважение, доверие, понимание, поддержка, чувство психологической защищенности, будет формировать позитивную самооценку у ребенка. Напротив, отрицательный стиль воспитания может стать основой для формирования неадекватной самооценки. И как следствие — негативных вариантов поведения.

  • Завышенные ожидания в отношении ребенка, принятие за него ответственных решений, лишение самостоятельности, (про самостоятельность ребенка я подробно описывала в этой статье http://mamochki-detishki.ru/samostoyatelnost-rebenka) постоянная опека и контроль, противоречивые требования, авторитаризм формируют у крохи заниженную самооценку, порождают сомнения в своих возможностях, тревожность, страх ошибки, потерю инициативности и чувства собственного достоинства.
  • В семьях, где есть неприятие ребенка (его не ждали или хотели малыша другого пола, он не оправдывает родительские установки), нет душевного контакта, создается эмоциональный вакуум вокруг ребенка. В его характере формируются замкнутость, робость, обидчивость, неверие в свои силы, неуверенность в себе.
  • При гиперсоциальном воспитании слишком «правильные» родители пытаются выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. В такой семье малыш чрезмерно дисциплинирован и исполнителен, вынужден постоянно подавлять свои чувства, желания; он растет замкнутым и эмоционально холодным.
  • В семьях с тревожно-мнительным воспитанием присутствует постоянная тревога за здоровье и благополучие ребенка (как правило, он единственный, поздний или болезненный). Малыш не самостоятелен, робок, нерешителен, обидчив, не уверен в себе.
  • Пренебрежение ребенком, равнодушие родителей, уделяющих детке мало внимания, когда он чувствует себя нелюбимым, ненужным, лишним, способствуют развитию комплекса собственной неполноценности, преследующего его всю жизнь.
  • Беспредельное обожание и восхваление малыша, где он растет кумиром семьи, удовлетворение любой прихоти, стремление сделать его жизнь безоблачной ведут к тому, что ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать ничего взамен.
  • Таким образом, формирование самооценки у ребенка является для малыша важным этапом развития личности, основой настоящих и будущих побед и успехов, процессом становления таких позитивных качеств, как самоуважение и чувство собственного достоинства. В норме у ребенка к 7 годам самооценка становится более адекватной, реальным регулятором его поведения. Постепенно приходит понимание и видение себя как бы со стороны. Что нужно для развития позитивной самооценки?

  • Принимайте кроху таким, какой он есть.
  • Сравнивайте малыша только с самим собой — вчерашние изменения с сегодняшними; успехи и недостатки с его же достижениями и промахами.
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Давайте посильные задания и поручения, учитывая реальные возможности крохи. Усложняйте задания только тогда, когда малыш справится с предыдущими. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  • Поощряйте инициативу, самостоятельность, искренне радуйтесь каждому, даже самому маленькому, успеху. Это вселяет в ребенка уверенность и окрыляет для новых достижений.
  • Воспитывайте веру малыша в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!
  • Верьте в свое чадо! Только оптимизм и вера родителей в успех порождают в ребенке чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.
  • Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда малыш начнет чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.
  • Помогите ребенку объективно взглянуть на свои способности, возможности, достоинства. Это будет способствовать гармоничному развитию его личности.
  • Анализируйте вместе с малышом негативные особенности его характера, его неудачи, делая правильные выводы. Иначе воспитаете ребенка-зазнайку с завышенной самооценкой, который будет болезненно реагировать на естественные трудности и проблемы, возникающие на жизненном пути, обвиняя во всем окружающих.
  • Учите малыша уважать себя.
  • Повседневно тренируйте с ребенком навыки общения, учите искренне радоваться успехам других.
  • Завышенная самооценка у ребенка

    Самооценка ребенка — это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам. Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе и межличностное взаимодействие. Она зарождается в младенчестве и в дальнейшем проявляет существенное воздействие на взрослую жизнь детей, их поведение, отношение к себе и событиям, окружающему социуму. Первостепенной задачей родителей наряду с воспитанием, обучением и заботой о малыше является формирование адекватного самооценивания и соответствующего норме чувства собственного достоинства.

    Самооценка у детей дошкольного возраста

    Индивид становится личностью благодаря наличию целого ряда условий. Самооценка считается одним из самых существенных из них. Она развивает у ребенка потребность отвечать не только лишь уровню окружающего социума, но и степени субъективных личностных оценок. Адекватно сформированная самооценка ребенка старшего дошкольного возраста – это не просто знание самого себя, и не сумма отдельных качеств, а детерминированное отношение к себе, предусматривающее постижение личности как некоторый устойчивый объект.

    Самооценивание – это центральное звено в цепи произвольной саморегуляции, обуславливающее направленность и степень активности личности, ее отношение к среде, социуму, самому себе. Она являет собой довольно сложный психологический феномен.

    Самооценка вовлечена во множество взаимосвязей и взаимоотношений с психическими новообразованиями личности. Она выступает важной детерминантой всех видов деятельности и коммуникаций. Умение оценивать себя берет свое начало с раннего детства, а ее дальнейшее формирование и совершенствование осуществляется на протяжении всей жизни субъекта.

    Адекватное самооценивание позволяет сберечь неизменность личности вне зависимости от изменений условий и обстоятельств, при этом, обеспечивая способность оставаться самим собой. Сегодня все более очевидным становится воздействие самооценки ребенка дошкольного возраста на его поступки и межличностные контакты.

    Старший дошкольный возраст характеризуется периодом осознания малышом самого себя, собственной мотивации и потребностей в среде человеческих взаимоотношений. А потому довольно важно в данном периоде заложить базис для образования адекватной самооценки, что в дальнейшем позволит ребенку верно оценивать себя, реально представлять свои возможности и силы, самостоятельно определять цели, задачи и направления.

    В дошкольном возрасте малыш начинает осознавать сам факт своего существования. Формирование истинной самооценки начинается с реалистичного оценивания детьми собственных умений, итогов деятельности и определенных знаний. В этот период малыши менее объективно могут оценить качества своей личности. Они склонны переоценивать себя вследствие того, что значимые взрослые преимущественно положительно их оценивают. Именно от оценки взрослого индивида во многом зависит оценивание малышом самого себя. Заниженное оценивание оказывает отрицательное влияние. А завышенные оценки искажают суждения детей о собственном потенциале в сторону преувеличения. Однако наряду с этим положительные оценки играют позитивные роли в деятельности.

    Поэтому, от оценочного воздействия значимых взрослых индивидов во многом зависит правильность представлений дошкольником собственных действий. Одновременно с этим, полностью сформированное видение себя позволяет малышу относиться более критично к оценкам окружающего социума.

    Личностная внутренняя позиция малышей дошкольного возраста в отношении других лиц обуславливается осознанием персонального «Я», своих поступков, поведения и заинтересованностью миром взрослых. В этом возрасте малыш учится отделять свою личность от оценки других. Постижение дошкольниками границ собственных возможностей происходит не только благодаря общению с взрослыми людьми или ровесниками, но и личным практическим навыкам. Маленькие индивиды с завышенным или заниженным оцениванием себя являются более ранимыми и чувствительными к оценочным суждениям взрослых, вследствие чего довольно легко поддаются их воздействию.

    Значительную роль в вырабатывании адекватного представления детей о самих себе играет взаимодействие со сверстниками. Способность видеть себя при помощи глаз сверстников развивается благодаря обмену между ними оценочными воздействиями и одновременно с этим появляется определенное отношение к остальным детям. Способность дошкольника анализировать следствия своей деятельности прямо пропорционально зависит от его способности подвергать анализу результаты других детей. Именно в коммуникационном взаимодействии вырабатывается умение оценивать другого индивида, которое стимулирует формирование самооценки.

    Дошкольникам богатый опыт личной деятельности помогает оценивать критически воздействия сверстников. Среди детей существует ценностная система, которая обуславливает их взаимные оценки.

    Оценивание себя дошкольниками происходит немного труднее, чем ровесника. К сверстнику он более требователен и поэтому оценивает его гораздо объективнее. Самооценивание дошкольника довольно эмоционально, вследствие чего, часто положительно. Самооценки отрицательного характера встречаются очень редко.

    Самооценивание у малыша старшего дошкольного возраста часто неадекватное (в основном завышенное). Это происходит вследствие того, что малышу трудно отделить персональные способности от своей личности в целом. Малыши не могут признать, что они что-то делают хуже других, ведь для них это будет обозначать признание в том, что сами они хуже других.

    Со временем самооценка ребенка старшего дошкольного возраста меняется в сторону адекватности, и более полноценно отражают его потенциал. Вначале она проявляется в производительных видах деятельности или в играх с конкретными правилами, в которых наглядно можно продемонстрировать и сопоставлять собственные достижения с результатами других детей. Основываясь на реальных опорах, например, на собственных рисунках, дошкольникам проще правильно оценить себя. Игровой процесс является своеобразной школой общественных отношений, моделирующей поведение дошкольников. Именно в игровых процессах формируются основные новообразования данного периода.

    Подводя итоги, следует сделать вывод, что для вырабатывания адекватной самооценки дошкольников важна деятельность, в которую вовлечен малыш и оценивание его достижений, успехов значимыми взрослыми и ровесниками.

    Самооценка ребенка младшего школьного возраста

    Самооценка является важнейшим личностным образованием, оказывающим значительное воздействие на все области жизнедеятельности субъекта и выступающим важнейшим балансиром деятельности, который способствует саморазвитию. От характерностей самооценки прямо пропорционально зависит степень притязаний, взаимоотношение субъекта с окружающими индивидами и его активность.

    Для ощущения себя счастливым, формирования способности лучше приспосабливаться и побеждать трудности, малышу необходимо иметь положительное видение себя и адекватную самооценку.

    Так как самооценка закладывается в раннем детском возрасте, а продолжает формироваться в школьном, она в этом периоде хорошо поддается воздействию и коррекции. Вот поэтому родителям, учителям и прочим взрослым, которые работают с малышами младшего школьного возраста, необходимо знать и принимать во внимание все закономерности, характерные особенности образования самооценки, а кроме этого, пути развития нормальной (адекватной) самооценки и позитивной «Я»-концепции в целом.

    В младшем школьном периоде все большую роль для развития малыша приобретает его коммуникационное взаимодействие с ровесниками. Во время общения детей с одногодками не только более эффективно осуществляется когнитивно–предметная деятельность, но и вырабатываются стержневые навыки межличностного взаимодействия и морально-нравственного поведения. Устремленность к ровесникам, тяга к общению с ними делает коллектив одногодок для школьника неимоверно ценностным и притягательным. Возможностью быть в детском коллективе они очень дорожат. Именно от качественности общения с ровесниками зависит направленность его развития. Отсюда следует, что межличностное взаимодействие в коллективе считается одним из важнейших факторов, развивающих личность и вырабатывающих адекватную самооценку. Однако не стоит забывать и о вкладе родительского правильного поощрения и грамотной похвалы в формирование нормального самооценивания у ребенка.

    Школьная группа, имеющая неблагополучную позицию в системе межличностных отношений класса, обладает похожими характеристиками. Дети в таких группах имеют проблемы в общении с ровесниками, характеризуются неуживчивостью, что может выражаться в драчливости, чрезмерной вспыльчивости, изменчивости, грубости, капризности или в замкнутости. Нередко таких малышей отличает склонность к ябедничеству, зазнайству, жадности, неаккуратности и неряшливости.

    Дети, пользующиеся популярностью у сверстников, характеризуются набором общих черт. Они имеют уравновешенный характер, общительны, выделяются инициативностью, активностью и богатой фантазией. Большинство таких малышей довольно хорошо учится.

    В ходе учебно-воспитательного процесса, у детей понемногу повышается критичность, притязательность и требовательность к себе. Ребенок в первом классе преимущественно позитивно оценивает собственную учебную деятельность, а вот неудачи и неуспех связывает с объективными причинами и обстоятельствами. Дети второго, а особенно третьего класса более критично относятся к собственной личности, при этом делают предметом оценивания не только хорошее поведение, но и плохие действия, не только успешность, но и неуспехи в учении.

    На протяжении обучения в начальных классах значение отметок для детей существенно видоизменяется, при этом они находятся в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, от требований, которые они сами к себе предъявляют. Отношение малышей к восприятию их достижений и успехов все сильнее связывается с надобностью иметь более справедливые представления о собственной личности. Отсюда следует, что роль школьных отметок не заключается только в том, что они должны влиять на когнитивную деятельность ребенка. Преподаватель, оценивая знания младших школьников, по сути, одновременно с этим оценивает и личность ребенка, его потенциал и место среди других. Поэтому именно таким образом оценки воспринимаются малышами. Ориентируясь на отметки преподавателя, дети сами разделяют себя и одноклассников на отличников, средних и слабых учеников, старательных или не очень, ответственных или не совсем, дисциплинированных или нет.

    Основное направление в формировании самооценки заключается в поэтапном выделении малышами отдельных качеств из некоторых видов деятельности и поведения, их обобщении и понимании сначала в качестве характерных особенностей поведения, а потом в качестве сравнительно постоянных качеств личности.

    Дети не появляются в этом мире уже с определенным отношением к себе. Их самооценка, как и другие характерные особенности личности, формируется в ходе воспитания, в котором главная роль отводится семье и школе.

    Самооценка у детей и подростков

    Для абсолютно всех людей самооценка является важнейшим критерием, который позволяет личности развиваться правильно. А в пубертатном периоде ее значимость еще больше возрастает. В случае наличия адекватной самооценки подростка, его шансы на успех увеличиваются. Какие критерии адекватности? Если подросток способен оценить собственный потенциал объективно, если он в состоянии осознать, какое положение он занимает в группе сверстников и в социуме в целом. К сожалению, не все родители осознают важность самооценки и ее уровня для личностного роста, развития, дальнейшей успешности детей. Поэтому они не стараются понять, как правильно воспитывать ребенка, чтобы у него самооценка была адекватной.

    В самом раннем детстве самооценивание у малыша находится на должном уровне. Однако постепенно взрослея, он начинает понимать, что для своих родителей самое главное существо, а мир он считает созданным для себя. Отсюда и появляется завышенная самооценка. До достижения малышом школьного возраста самооценка более или менее адекватная, так как он сталкивается с реальностью окружающей среды и начинает осознавать, что он во вселенной далеко не единственный и понимает, что других детей тоже любят. Только, когда дети достигают среднего школьного возраста, возникает потребность коррекции и вырабатывания адекватной самооценки у них, так как у некоторых она может просто зашкаливать вверх, а у других – вниз.

    В раннем детском возрасте на развитие у малыша самооценивания воздействовали, в основном, родители, воспитатели и учителя. В более старшем школьном возрасте на передний план выходят ровесники. В этом периоде хорошие отметки играют второстепенную роль, а становятся более важными личные качества, такие как общительность, умение выражать свою точку зрения или отстаивать позиции, способность дружить и т.д.

    В этом возрасте взрослые должны помочь подростку правильно трактовать его желания, чувства, эмоции, акцентировать внимание на положительных чертах характера и избавиться от негативных качеств личности. Поэтому выделять только лишь успеваемость – не является правильным.

    У детей среднего школьного возраста самооценка может характеризоваться полярностью, что выражается в крайностях. Так, например, у ребенка-лидера класса самооценка будет чрезмерно завышенной, а у ребенка-аутсайдера – совсем низкой.

    Для формирования адекватной самооценки или коррекции уже существующей завышенной или заниженной, родителям требуется оказывать ребенку помощь и поддержку. Они должны доверять своим детям и относиться к ним справедливо. Следить за тем, чтобы в воспитании не прослеживались двойные стандарты. Подростку требуется уважение родителей. Взрослым рекомендуется избегать тотального контроля над ребенком, но в то же время следует проявлять искренний интерес к его увлечениям. Также нужно уважать мнение и позицию своего ребенка.

    Уровень притязаний и самооценивание подростков-старшеклассников являются результатом взаимоотношений с ровесниками. Если подросток – лидер по характеру или, наоборот, аутсайдер, то ожидать формирования у него адекватной самооценки не следует. Фавориты класса обладают способностью преобразовывать собственные недостатки и ошибки в достоинства, тем самым подавая пример другим детям. Это возносит их на значительную высоту, но ведь падать с нее рано или поздно придется, что будет очень больно для подростка. Поэтому до ребенка нужно постараться донести, что немного здоровой самокритичности ему не помешает. Родители должны четко осознавать, что незаслуженная или чрезмерная похвала ведет непосредственно к появлению нарциссизма.

    Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о суициде. Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее. И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.

    Диагностика самооценки детей

    Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.

    К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

    У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.

    Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.

    Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.

    Заниженная самооценка у ребенка

    Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.

    Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.

    К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:

    • непривлекательную внешность;
      • внешние дефекты внешности;
      • недостаточный уровень умственных способностей;
      • неправильное воспитание родителями;
      • неуважительное отношение старших детей в семье;
      • неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
      • финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
      • болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
      • смена места жительства;
    • неблагополучная или неполная семья;
    • агрессия в семье.
    • Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.

      Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.

      Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

      Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

      Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.

      Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

      На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

      Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

      Если ребенок чрезмерно агрессивен, то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

      Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

      Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

      Как повысить самооценку ребенку

      Абсолютно все родители мечтают о том, что у их чада самостоятельно выработается адекватная самооценка. Однако они забывают, что на 90% формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте зависит именно от их поведения и модели воспитательного воздействия. В то же время далеко не все родители способны сами оценить себя адекватно.

      Если вас волнует вопрос, как поднять самооценку у ребенка, то в первую очередь вам следует обратить внимание на свое поведение в отношении ребенка. Часто ли вы его хвалите и хвалите ли вообще, каким образом и за что, как критикуете. Запомните — и хвалить и ругать ребенка можно только за его поступки, действия, достижения, а не за внешность и свойства личности. Если вы заметили у малыша первые признаки низкой самооценки, то не пренебрегайте похвалой. Хвалите его даже за самые крошечные победы, достижения и правильные действия. Часто действия, которые ребенок считает правильными, не всегда будут казаться вам такими. Поэтому постарайтесь вникнуть в логику мотивации поступка ребёнка. Запомните, что чем чаще малыш будет достигать успешности в малом, тем быстрее он уверует в свои силы и перейдет к большим свершениям. Вы просто постарайтесь четко донести информацию о том, что существуют простые вещи, побеждаемые без особого труда, и сложные, для победы над которыми нужно приложить больше усилий. Если у ребенка что-то не получается, покажите ему свою веру в него и вселите в него уверенность, что при дальнейших попытках все получится.

      Как поднять самооценку у ребенка? Не мешайте ребенку проявлять инициативу и хвалите, когда он совершает первые шаги в новой для себя деятельности. Старайтесь всегда поддерживать его во время любых неудач. Если у него что-то не получается, то помогите, однако не делайте всю работу за него. Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета – это мало.

      Помните, что все ваши слова, поступки и воспитательные моменты влияют на становление личности и формирование самооценки, от которой зависит дальнейшая успешность индивида во взрослой жизни и эффективность построения межличностных отношений.

      Завышенная самооценка

      Индивид неадекватно оценивает собственный потенциал и переоценивает личные возможности – это завышенная самооценка. Однако далеко не всегда подобная ситуация отрицательна: чрезмерный эгоцентризм, отсутствие уважительности к мнению других, нередко в ней есть и положительные моменты: уверенность в себе и в своих действиях

      Впрочем, нередко переоценка своих способностей при развитии неуспеха может оказаться причиной впадения в депрессию, а потому лучше всего ее контролировать.

      Завышенная самооценка признаки

      Следует отметить более однообразное проявление завышенной самооценки и ее признаков, чем это наблюдается при заниженной самооценке. Прежде всего, речь заходит о развитии неуемной гордыни, являющейся обязательным сопроводительным элементом преувеличенной собственной значимости.

      Вот ключевые признаки, характеризующие неадекватно оценивающего себя человека:

    • Уверенность в непогрешимой личностной правоте даже при наличии факторов, убеждающих в обратном.
    • Убежденность в том, что всякая конфликтная ситуация должна завершаться его фразой, вне зависимости от сути такой фразы.
    • Полнейшее отрицание возможности существования обратного мнения и права каждого на свою точку зрения.
    • Уверенность в том, что возникающие проблемы – причина окружения и складывающихся обстоятельств, а не собственных недоработок и недостатков.
    • Неумение приносить извинения из-за уверенности в собственной непогрешимости.
    • Непрекращающаяся конкуренция с окружающими, постоянное стремление быть лучшим, не допускать ошибок.
    • Высказывание своего мнения даже в тех случаях, когда оно никому неинтересно и не важно.
    • Чрезмерно частое употребление «Я» в дебатах.
    • Невосприимчивость к критике в отношении собственной персоны, выражение совершенного безразличия к мнению извне.
    • Впадение в уныние при неудачах, нервозность из-за этого.
    • Предпочтение ввязывания в дела, связанные с трудностями, однако без просчета возможных рисков.
    • Боязнь показать себя нерешительным и беспомощным.
    • Постановка личных интересов на главный план.
    • Склонность к поучениям окружающих даже в мелочах, с переходом на глобальные вопросы.
    • Расположенность к доминированию в разговорах, с постоянным стремлением к тому, чтобы перебивать.
    • Снисходительность в тональности разговора, а просьбы граничат с приказом.
    • Люди с завышенной самооценкой

      Безусловно, что люди с завышенной самооценкой глубоко внутри себя, возможно даже неосознанно, будучи высочайшего мнения о себе, ощущают недовольство собой. Нередко их отношения с окружающим социумом неоднозначны и сложны из-за их надменности и высокомерия, а порой даже агрессивности.

      При проявлениях завышенной самооценки индивид склонен к самовосхвалению, к подчеркиванию собственной значимости, к неуважительности в отношении других. Цель – самоутверждение за чужой счет, мнение: «Я» лучший, а все остальные ничто».

      Чрезвычайная болезненность реакций на всякую мало-мальски значимую критику, восприятие ее с неприкрытой агрессией. Стремление к тотальному превосходству надо всеми и желание признания такого первенства.

      Завышенная самооценка причины

      Обычно причины завышенной самооценки кроются в неправильном воспитании, когда один ребенок в семье становится средоточием внимания, когда большинство семейных интересов концентрируется на исполнении его желаний. Потворство во всем оказывается причиной искаженного восприятия собственной значимости и собственного «Я», когда человек начинает думать, будто он центр всего мира.

      Если говорить о девушке, то ее самооценка соседствует с неприятием социума с доминированием «шовинистов в штанах», с борьбой за личное место в обществе. Также преувеличенной самооценке девушки может способствовать ее незаурядные внешние данные.

      Когда говорим о мужчине с неадекватной самооценкой, то речь идет о его безразличии к достоинствам окружающих, о восприятии их «серой массой», неспособной на вынесение собственных суждений, с отсутствием у них приватного мнения. Субъективизм в оценке личной значимости доминирует и мешает правильному восприятию себя в обществе, явление такое принято называть нарциссизмом.
      Если обратиться к статистике, то мужчин с подобным «недугом» гораздо больше, чем женщин.

      Завышенная и заниженная самооценка

      Самооценка – это личное представление индивида о самом себе, о персональных возможностях и о своей роли в социуме. В случае чрезмерной самоуверенности человека говорится о его гиперболизированной самооценке, когда он видит себя ненастоящим, а выдуманным. Реальность воспринимается им через призму собственной преувеличенной значимости.

      При неадекватно преувеличенной самооценке человек не считается ни с кем, ни с друзьями, ни с родными, его личным культом становится собственная неординарность. Впрочем, за подобным отношением к миру вполне может укрываться личная неуверенность в своих силах, такое отношение – суть щит от окружающего мира.

      Чтобы привести личностную самооценку в норму, весьма желательно придерживаться ряда правил

      Беседуя, следует стараться не просто слушать оппонента, но и реально слышать его. Нельзя думать, будто собеседники высказывают исключительно неверные суждения, на самом деле они могут гораздо лучше разбираться в тех или иных отраслях, ведь один какой-то человек в принципе не может быть знатоком во всем. Отказ от принципа недопущения ошибок на самом деле позволяет набраться действительно ценного опыта.

      Отказаться от цели доказать кому-либо что-либо во что бы то ни стало. Не удалось добиться желаемого, стоит разобраться в ситуации, а не ввергаться в депрессивное состояние. Важно осознать истинные причины своих неудач, не пытаясь винить в них исключительно социум или внешние обстоятельства.

      Во главу угла необходимо поставить тот факт, что идеальных людей практически не существует, и что Вы также не являетесь абсолютным совершенством, обладая, в том числе и недостатками, над осознанием и исправлением которых следует работать, а не скрываться от них.

      Когда индивид предельно критичен к себе, проявляется его заниженная самооценка. Проявляется это в принижении личных наработок и достижений, добродетелей и позитивных черт. Заниженная и завышенная самооценка чаще всего родом из детства, когда родители допустили ошибки в воспитании своего ребенка. Заниженная самооценка может оказаться и причиной воздействия на индивида силы окружающего социума, вызывающего уничижительное к себе отношение.

      При сформировавшейся завышенной самооценке у ребенка он не замечает своих недостатков, и, думая о своей исключительности, сталкивается с большими сложностями в построении будущих отношений с остальными детьми. Чрезмерная конфликтность и невозможность стойко переносить неудачи, если не удается добиться поставленных целей, отличает детей, имеющих деформированное о себе представление.

      Непрестанное восхищение достижениями малыша со стороны родителей или другого значимого для него человека, формируют у него переоценку собственной значимости, что при попадании в среду сверстников может оказаться причиной возникновения проблем с будущей социализацией. В один прекрасный момент из «самого-самого» такой ребенок может превратиться в «одного из многих», что чаще всего тяжело им переносится. В результате завышенная самооценка резко переформатируется в заниженную, вызывая психическое потрясение, и оказываясь основанием для разрастания внутриличностного конфликта.

      Из-за завышенной самооценки ребенок будет страдать от идеализации собственного «Я», от неадекватной оценки личного потенциала. Он станет отвергать на эмоциональном уровне все то, что будет нарушать его взгляд на самого себя. Как следствие – искривление реальности и отношение к ней исключительно через призму эмоций, откуда сложности в общении.

      Что предпринимать, когда у ребенка наблюдаются признаки завышенной самооценки? Непреложно значение родительского отношения ко всему тому, что делает ребенок, важна поддержка родителей, их одобрение. Впрочем, похвалы должны звучать в правильный момент, ведь в отдельных случаях похвалы излишни, особенно когда малыш добился неких результатов, не затратив на это собственных физических, умственных усилий.

      Не нужно нахваливать внешнюю пригожесть ребенка, ведь это не его заслуга, что он родился красивым. Одним словом, гипертрофированное превознесение может оказаться причиной формирования неадекватно преувеличенной самооценки, а значит, генерировать будущие проблемы с процессом социализации и развитием межличностных взаимоотношений.

      Завышенная самооценка у ребенка