Для подросткового возраста характерны самооценки

Психологические особенности подростка

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества (246, с. 32).

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой—бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быст-ро, разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».

Главная ценность отметки для учеников III—VII классов в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъ-ективных переживаний (187, с. 33—35, 39).

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у» него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ретардан-ты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т, п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний (114, с. 277—278).

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности (144, с. 213— 214).

Психологические особенности самооценки в подростковом возрасте

Главная > Реферат >Психология

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………. …..5

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста. ……………. 5

1.2. Самооценка как фактор человеческой личности………………………….12

1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте…. ………17

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………….24

2.1. Общая характеристика методик изучения самооценки личности……………………………………………………………………….…24

2.3. Результаты исследований…………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки подростка является на сегодняшний день актуальным.

Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.

Объектом исследования является подросток.

Предмет исследования – самооценка подростка.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи работы:

— изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;

— рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

— экспериментально исследовать особенности уровня самооценки у подростков.

Теоретической базой исследования являются труды таких авторов как Р.Я. Бернса, Т.В. Барласа, С.Ю. Головина, О.П. Елисеева, И.С. Кона, В.Н. Куницына, А.И.Кравченко, А.И. Липкина, В.М Мельникова, Р.В. Овчаровой, К.Р. Сидорова и др.

Экспериментальное исследование проводилось на учащихся 8-го класса средней школы №9 города Мозыря. Общая выборка 19 человек.

Структура работы: научная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст это время необычайно важно для каждого человека, наполнено событиями и переменами, противоречиями и бурями. Не менее сложное оно и для тех, кто его изучает, старается выделить и проследить основные закономерности [1, с. 20]. Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности [2, с. 98].

Говоря о переходном возрасте, учёные часто используют слово «кризис», подчёркивая, что сложности и проблемы, присущие, этому периоду, закономерны и встречаются в жизни практически каждого. Источники кризиса, считает И.В. Дубровина, – в сложности триединой задачи, которая стоит перед тем, кто вступает в переходный возраст, – задачи перехода от детства к взрослости, включающей три аспекта – биологический, социальный, психологический. Ряд проблем переходного возраста связан с неравномерностью трёх аспектов развития в этот период и со сложностью их взаимодействия. Часто неравномерность возникает из-за того, что достижение социальной зрелости в нашем обществе занимает слишком много времени, Но случается и обратная ситуация: жизненные обстоятельства складываются так, что требуют раннего вступления во взрослую жизнь, тогда как психологически человек ещё не расстался с детством, то есть социальный аспект взросления опережает психологический. Неравномерность развития в переходном возрасте ярко проявляется и на индивидуальном уровне. В одном классе можно встретить и почти взрослую девушку, и мальчишку на голову её ниже. Не меньше, и хотя не так легко заметные различия между сверстниками существуют и в психологическом и социальном плане. При этом физически менее развитый подросток может опережать своих сверстников в умственном развитии или быть психологически гораздо более зрелым сформировавшимся как личность. Поэтому в переходном возрасте, как ни в каком другом велико разнообразие вариантов развития, а общие закономерности могут плохо соответствовать, тому, что происходит с каждым в отдельности [13, с 153]. И.С. Кон считал, что главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному Я, уникальному и неповторимому. Открытие Я или, на языке более строгой научной терминологии формирование Я – образа является центральным психологическим процессом переходного возраста и одновременно основным его достижением. По данным психологов, для подростков в начале переходного возраста характерно снижение самооценки, отрицательное отношение к своим качествам, причем именно к тем, которые кажутся наиболее важными. Подростки делаются застенчивыми, растет убеждение, что родители, учителя и товарищи хуже к ним относятся. Источник подобных трудностей – в сложности и противоречиях процессов формирования Я- образа [5, c. 62].

Подросток, по мнению И.В.Дубровиной, требует признания своей самостоятельно­сти, своего равенства, хотя для этого отсутствуют ре­альные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой обще­ственно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправ­ные отношения со взрослыми. Психологическая значи­мость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения со взрос­лыми. Кстати, и в отношениях с товарищами, коллегами по утверждению своего места в обществе, главное состоит в совместном их стремлении быть признанными в мире взрослых отношений [13, c. 149].

Как считает В.Н.Куницына, неудачи в жизни могут вызвать у подростка неверие в себя, может возникнуть состояние беспомощности, ощуще­ние своей никчемности. Со временем это станет отличи­тельной и достаточно стойкой особенностью человека.

Преодоление отрицательных состояний у подростков крайне важно потому, что они не только препятствуют успешному выполнению какой-либо деятельности, но и сказываются на поведении ребенка в целом. Временное отрицательное состояние может стабилизироваться, перей­ти в черту характера, если не будут вовремя приняты долж­ные меры [7, с. 115].

По мнению Р.В Овчаровой, у многих подростков наблюдаются так называемые «ак­центуации характера», при которых заостряются негатив­ные свойства, повышающие степень риска психической па­тологии и отклоняющегося поведения. К «группе риска» относятся подростки с повышенной возбудимостью, склон­ностью к резким перепадам настроения, повышенной утом­ляемостью, повышенной чувствительностью, повышенной тревожностью и мнительностью, аутизмом, эпилептоидностью, истеричностью, конформностью. Акцентуации у не­которых подростков могут усиливаться из-за недостаточ­ного развития интеллекта и способности к рефлексии. Неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и бо­лее серьезных деформаций черт характера.

Нормы поведения подростков определяются требовани­ями со стороны родителей и учителей. И все же правила поведения детей в отрочестве в большей степени зависят от нормативов референтной группы сверстников.

Моральные убеждения вырабатываются постепенно. Решающую роль в их формировании играет личный опыт морального выбора, сложившиеся в детстве нравственные привычки и чувства, пример значимых взрослых, требова­ния коллектива сверстников.

Одновременно с системой моральных ценностей у чело­века складывается система взглядов на общество и мир, на действительность, на самого себя и других людей. Одним из центральных моментов при этом является поиск смыс­ла жизни [12, с. 23].

По определению А.A.Реана, развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка, сколько с появлением у него новых вопросов о себе, новых контекстов восприятия и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.

В процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстни­ками подросток все больше осознает себя личностью. Он усваивает права личности на самостоятельность и уваже­ние. Перед подростком встает вопрос: «Что я за человек? Что во мне хорошего, а что плохого?» У подростка возни­кает интерес к себе и другим людям, желание понять осо­бенности человека и взаимоотношений его с другими людь­ми, мотивы его поступков и его переживания. Установка на сравнение себя с другим человеком выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки – соб­ственные и чужие [14, с. 73].

По данным И. В. Дубровиной, личностная рефлексия начинает проявляться у 78% детей в возрасте 12-13 лет. У подростков наблюдается повышенная склонность к само­наблюдению, эгоцентризм, неустойчивость «образа Я»; об­наруживается феномен самоотвержения, самонеприятия.

Важным побуждающим моментом к тому, чтобы по­размышлять о себе, оказывается для подростка стремле­ние занимать уважаемое положение в кругу сверстников, общаться с товарищами, которые нравятся. Среди многих качеств, привлекающих ребят в тех людях, на которых они хотят быть похожими, на первом месте стоят нравствен­ные качества, затем качества мужественности. Преобладающие образцы подражания для подростков при этом – реальные люди.

В общении с товарищами и друзьями подросток учится познавать другого человека и себя, становятся богаче его представления о собственных качествах, недостатках и осо­бенностях – он сам сравнивает себя с товарищами, они также высказывают свои суждения о нем. Оценки взрос­лых важны для того, чтобы у подростка сложилась пра­вильная самооценка [13, с.160].

Психологические особенности подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростко­вый комплекс», а обусловленные ими нарушения поведе­ния проявляются как «пубертатный криз».

И.С.Кон определил, что подростковый комплекс включает перепады настрое­ния от безудержного веселья к унынию и обратно без дос­таточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений со­четается с излишней самонадеянностью и безапелляцион­ными суждениями в отношении окружающих. Сентимен­тальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, чувствен­ное фантазирование – с сухим мудрствованием, желанием быть признанным и оцененным другими [5, c. 67].

С точки зрения А. Е. Личко, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту оп­ределенные психологические особенности, поведенче­ские модели, специфические подростковые поведенче­ские реакции на воздействия окружающей среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со свер­стниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реак­ции, обусловленные формирующимся сексуальным вле­чением.

Для подросткового возраста характерны самооценки

Характерные черты самоотношения в подростковом возрасте

самосознание психологический самooтношение подросток

Одним из особенно значимых вопросов в возрастной психологии является проблема самоотношение в онтогенезе. Существует два подхода, соответствующих основным факторам развития: являются наследственность и внешняя среда.

Последователи психоаналитического подхода отдают главную роль в развитии личности биологическим процессам созревания организма, врожденным задаткам и предпосылкам [48]. Неофрейдисты склоняются к тому, что на развитие личности в большей степени влияние оказывает окружающая среда [3]. Сторонники социологизаторских идей, вовсе отрицают роль врожденных биологических данных в развитии личности и считают, что социальная среда полностью определяет психическое развитие ребенка. Зарубежные подходы едины во мнении, что сам ребенок выступает в пассивной роли биологического влияния или социального.

Отечественные психологические школы рассматривают взаимосвязь биологического созревания, социальных условий жизни и активного взаимодействия субъекта со средой, и признают каждую составляющую этой взаимосвязи фактором развития личности вместе с ее самосознанием [6].

Время возникновения самосознания и этапы его развития являются важными вопросами, рассматривающийся в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.

В отечественной психологии на настоящий момент не существует единого воззрения об исходном времени и критериях появления самосознания в онтогенезе. С точки зрения Б. Г. Aнаньева самосознание зарождается в то время, когда маленький ребенок начинает отделять себя в виде субъекта собственных действий. Тем не менее границы этого периода довольно размыты [2].

Длительный процесс созревания личности, по мнению многих исследователей, начинается в младенческом возрасте. Переживание по поводу присутствия своего «Я» выступает как его результат. Начиная с первого года жизни у ребенка начинает проявляться самосознание. Взаимоотношения с внешним миром и соответствующие моменты физического и психического развития обуславливают пока несформировавшиеся виды самосознания ребенка. И. И. Чеснокова считает, что физическое «Я» ребенка выделяется в первую очередь. В его основе лежат отраженные им его физические качества и возможности, особенности собственного тела. Неразрывно и одновременно с физическим и духовным созреванием личности происходит развитие и изменение «Я» [49].

И. М. Сеченoв считал, что рефлекторная деятельность мозга лежит в основе всех актов самосознания, в том числе и обращенных на постижение своего физического «Я». Такого рода деятельность дает возможность объединять отдельные ощущения органов чувств в многообразные связи. Синтез ощущений внутренних и внешних органов чувств является исходным моментом в образовании представления ребенка о собственном теле [9].

Формирование самосознания на разных этапах онтогенеза протекают некоторые сменяющие друг друга стадии: [49]

Во второй половине первого года жизни у малыша начинают возникать представление о собственном теле и умение управлять им, совершая произвольные движения, а затем происходит выделение тела из окружающего пространства и отделение его от неодушевленных предметов.

В возрасте полутора лет ребенок усваивает представление о собственном поле. К 2-3 годам он овладевает местоимением «Я», идентифицируя себя и других с определенным полом, хотя может ориентироваться при этом на случайные признаки. К концу дошкольного возраста психические функции все более совершенствуются (эмоциональные, волевые, интеллектуальные), в результате этого формируется собственная достаточно устойчивая самооценка [5, 7]. Отношение к ребенку родителей является источником первоначальной самооценки.

К 6-7 годам ребенок окончательно усваивает понятие половой принадлежности и его необратимости, а также появляется произвольность поведения. В этом возрасте младенец начинает координировать свои действия посредством отношения к себе и своим возможностям. С точки зрения И. И. Чесноковой, в онтогенетическом плане самоотношение представляет собой прогрессивно разворачивающийся во времени интегративная психическая деятельность, в основе которого находится все сильнее усложняющаяся процесс самопoзнания, эмоционально ценностное отношение к себе и способность координировать свои действия. Вследствие осмысления прошлого и планирования будущего, область самосознания безостановочно расширяется. Этот процесс основывается на развитии эмоциональных, мнестических, интеллектуальных свойств психики [12].

Пубертатный период представляет для нас наибольший интерес, так как в этот период формируется и развивается сознательное «Я».

Л. С. Выгoтский предполагает, что главным новообразованием пубертатного периода, является трансформация самосознания и самоотношения на новый уровень, выражающийся в потребности познания себя как личности [7]. Подростковый период (от 10-11лет до 14-15) характеризуется как этап активного и противоречивого развития, следующего за сравнительно спокойной фазой роста и набирания сил в прошлом младшем школьном возрасте. Это этап значительных изменений в организме и психике подростка, играющих значительную роль в образовании его личности. Сама личность в этот период столь же противоречива, как и физическое развитие. Пубертатный возраст в онтогенезе является одним из самых критических.

Выделяются три критических момента возрастного развития: 11 лет — младший пубертатный или предпубертатный возраст, 13 лет -наступает средний подростковый или просто пубертатный возраст, и 15 лет — наступает старший подростковый или постпубертатный возраст. Каждый раз за этот период происходит перестройка и адаптация к новым условиям и притязаниям. Всякий из приведенных кризисов описывается собственными характеристиками — как позитивными, так и негативными. Для младшего подростка, характерным является самоутверждение и общение в среде сверстников. Подросток стремится к самостоятельности и нуждается в признании этой самостоятельности. Осознание себя как личности, непохожей от других людей, выступает на первый план. Фельдштейн Д. И. характеризует данный период как локально капризный уровень развития подростка, обусловленный ситуативными эмоциями («я — хочу!»). Также характерна склонность к фантазированию и не критичности планирования своего будущего. В системе интересов происходит коренная перестройка, результате чего может быть снижение успеваемости. В представлении о своем «Я» отмечается размах. Характерной чертой среднего подростка является изменчивость и неустойчивость. Фельдштейну Д. И. именует этот уровень развития правозначимым, обусловленным потребностью в общественном признании («я — должен!»). Идеализированное воззрение о взрослости, и его стремление к этой взрослости в этом возрасте стимулирует критическую позиция к настоящему и идеализацию будущего. Старший подросток — это другая степень самосознания, незамедлительно самооцениваемый в соотношении с общепринятыми нормами. Он связан со способностью познания себя как личности, и обусловлен формированием способности мышления в понятиях. Для подростка также присуще самоопределение при стабильно сформировавшихся увлечениях и с учетом внешних обстоятельств и своих возможностей, а также развитие такого новообразования как рефлексия.

В целом подростковый период обозначается как «период социализации, вхождение в мир культуры, коллективных ценностей», в то же время — это период индивидуализации, раскрытия и установления своего неповторимого и уникального «Я» [47].

Отечественные психологи Л. И. Бoжович, И. И. Чеснoковой, А. М. Прихoжан, Д. И. Фельдштeйн и др., исследуя самосознание личности подростка, рассматривают генезис самосознания посредством динамики таковых его образующих, каким является самопознание, самooтношение, саморегуляция.

На формирование новообразований в психике сфере подростка влияет целый спектр факторов. В их числе окончание телесного и полового созревания, общественные положение жизни подростка, иные требования к его поведению и деятельности, развитие и дифференциация интеллектуальной и эмоциональной сфер, увеличение круга волевой активности, смещение в мотивационной области и ценностных ориентациях, «перемены в структуре общения» [48].

Поведение подростков характеризуются стремлением к независимости, упрямством и негативизмом, демонстративным безразличием к школьным оценкам и т. д. Интимно — личностные коммуникации в данный период делаются ведущей деятельностью, и пронизывает все сферы жизнедеятельности подростков (учеба, досуг, отношения с родителями и т.п.).

В пубертатный и раннеюношеском возрасте период формирование самоотношения представляется хорошо явным и наглядным. У подростков в возрасте 12 лет возрастает увлеченность к своему внутреннему миру, самопознание постепенно усложняется и углубляется, в то же время углубляется его дифференцированность и типичность. В возрасте 15-16 лет воззрения о себе, как и у зрелой личности становится относительно устойчивым [8].

Компоненты самоотношения подростка соответствуют взрослой личности [13]. К ним относятся когнитивный, поведенческий, и преобладающий эмоциональный компоненты. В связи с этим, эмоционально-ценностное отношение к себе представляется основным переживанием душевной жизни подростка, это усиливает понимание внешних оценок и самовосприятие, и вызывает замедление развития когнитивного компонента.

Д. В. Ольшанский представляет суть созревания в пубертатном возрасте в стремлении утвердить себя, отстоять и дифференцировать своё «Я». В этом возрасте изучения подростком целостного «Я», начинает складываться из следующих компонентов — рационального и эмоционального [25].

По мнению И. В. Борисовой, спецификой самосознания в пубертатном возрасте вырастает то, что в этот период такие акты самосознания как самoпознание, самoнаблюдение, самooтношение, самoрегуляция поведения впервые делаются важными для нужд личности. В предшествующие периоды развития личности развитие самоотношения осуществлялось спонтанно, предпочтительно без введения субъекта в процесс его развития. В данном же периоде возникает еще одна главная линия, подразумевающая интенсивность самого субъекта в процессе развития самоотношения.

Анализируя содержание «образа Я» можно отметить, что на рубеже пубертатного и раннего юношеского возрастов проистекают значительные перемены в формировании когнитивной составляющей самосознания, характеризующиеся переходом самосознания на другой, более сложный уровень.

Эмоциональная аспект самосознания оказывает существенное воздействие на образование самоотношения личности подростка. В работах И. И. Чеснoковой представлены как эмоционально-ценностное формирования [49]. А. В. Захарова также отмечает преобладание эмоционального компонента в сфере «Я» подростка, в результате этого эмоционально-ценностное отношение душевной жизни подростка усиливает интерорецепцию внешних оценок и самовосприятие [3]. Развивающееся самоотношение делает подростка в этом возрасте тревожным, неуверенным в себе.

С точки зрения А. М. Прихожан, основным «ядерным» образованием юношеского самосознания является эмоционально-ценностные отношения к себе (т.е. самоотношения), оно определяет его возрастные особенности. В своих исследованиях автор показывает ряд этапов развития эмоционально-ценностных отношений к себе. В младшем подростковом возрасте характерно общее позитивное отношение к себе. В возрасте 12-13лет к общему позитивному отношению приобщается ситуативно негативное отношение, которое зависит от оценок окружающих людей. В возраста 13-14 лет появляется оперативная самооценка, которая отражает отношение подростка к себе в данный конкретный момент, и сосуществует с общим отношением к себе и рядом ситуативных оценок [31].

И. В. Дубрoвина, Е. И. Савoнько считают, что к 7 классу совершается преобразование ориентации с оценки внешнего окружения на самооценку, при этом критериями самооценки еще не достаточно независимы [9]. В подростковом периоде характерно формирование и развитие самооценки, и переориентация на самооценку с оценки окружающих. Отличительными чертами самооценки подростка представляются эмоциональная неустойчивость, внутренняя противоречивость, предрасположенность к крайностям в оценке розных своих качеств.

Самооценка часто играет функцию психологической защиты. Стремление к положительному образу «Я» побуждает индивида преуменьшать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Чаще всего адекватность самооценки повышается с возрастом. Так, взрослая самооценка более реалистична и объективна по большинству показателей. Причинами этого представлены такие факторы как умственное развитие, большой житейский опыт и стабилизированные уровня притязаний. [16].

Самооценка и самосознание в юношеском возрасте во многом зависят от стереотипных представлений о женщинах и мужчинах. Эти представления являются производными от исторически сложившейся в обществе дифференциации половых ролей [31].

Продолжительность переходного периода, особенности развития образа «Я», содержание компонентов самосознания и интенсивность связанных с этим переживаний зависят от многих факторов, таких как интеллектуальное развитие личности, отношение к ребенку в семье, тип семьи.

В подростковом возрасте окончательно оформляется автономизация и эмансипация самооценки, ориентация на оценку на собственную самооценку или значимых других становится характеристикой целостного стиля личности и признаком устойчивых индивидуальных различий. Самооценка также играет роль саморегуляции, организуя взаимоотношения с окружающими людьми и поведение подростка. Оценка собственных качеств и способностей носит достаточна сложный характер. В предыдущем возрасте на формирование самооценки ключевую роль выступает семья, в подростковом периоде на первый план выходит интимно-личностное коммуникации со ровесниками, чьи оценки и мнения как референтной группы получают большую субъективную значимость [2].

Динамика степени притязаний под влиянием удачи и неудачи является показателем созревания регуляторной (поведенческой) части самосознания. В юношеском возрасте образовывается умение отделять оценку себя как личности от успешности или не успешности в конкретной деятельности.

С помощью рефлексии направленной на себя и других осуществляется развитие самосознания подростка [1]. И. В. Дубровина определяет личностную рефлексию как механизм самосознания, как особый акт исследования своего внутреннего мира и себя как исследователя [25]. Структурные звенья самосознания наполняются благодаря рефлексии.

Завершение оформления половой идентичности в пубертатном и в юношеском возрастах считается одним из аспектов самоопределения, который формирует «позицию индивида о себе как представителе конкретного пола в соотнесении с принятыми половыми эталонами» [25]. Образование половой идентификации тесно связано с развитием рефлексии, ценностных ориентаций, самоотношения, с отличительными чертами содержания и структуры оценочных образцов. В. С. Мухина считает, что в подростковом возрасте половая идентичность обостряет рефлексивные способности на развитие новых, еще более зрелых отношений с сверстниками обоих полов [25].

Одним из преимущественно значительных и стабильных элементов во всех возрастах самоотношения является осознание своей половой идентичности. Первичная половая идентификация выступает своеобразным стержнем системы самооценок, с помощью которой индивид определяет, насколько он соответствует традиционной точки зрения о половой принадлежности (насколько полно воплощены в подростке черты женщины или мужчины). При этом огромное значение играет оценка собственного тела и внешности [49]. Для Подростка весьма важно, в какой мере их внешний вид соответствуют стереотипному (нередко завышенному, нереалистичному) образцу феминности или маскулинности.

В течение подросткового и юношеского периода меняется отношение «физических» и морально-психологических составляющих «Я». Подростки чувствительно относятся к отличительным чертам тела и своей внешности, сравнивая собственное развитие с развитием ровесников [29]. В результате в подростковый период больше, чем в других возрастных периодах встречается синдром дисморфофобии (страх или бред физических недостатков). Е. Т. Соколова исследуя формирование отрицательного самоотношения и искаженного представления «телесного Я», выдвигает предположение о том, что некоторые индивидуально личностные особенности в подростковом возрасте связанные с ожирением при неблагоприятных семейных условиях станут содействовать искаженному формированию самосознания.

Подростковый период — это критический этап в формировании самоотношения. В этом возрасте формирование самосознания проходит путь от невинного незнания в отношении самого себя к все более основательному самопознанию. Самооценкой при этом становится все более обусловленным и время от времени несдержанно колеблющейся. Особенности самооценки и самосознания сильно влияют на поведении подростка. В случаи сниженной самооценки в подростковом возрасте, обычно недооценивают свой потенциал и возможности, стремятся к исполнению исключительно несложных задач, что негативно сказывается на его развитии. В случаи завышенной самооценке подростки обычно переоценивают собственные возможности.

Большая часть психологов и психотерапевтов полагают подростковый период наиболее благоприятным для развития адекватной самооценки и формирования целостной «Я — концепции», а также коррекции самоотношения [2, 3, 49]. O. Л. Субгатуллина показывает, что возрастные характерные черты и своеобразность развития самоотношения дает возможность рассматривать ранний период юношества как плодотворный для социально-психологической корректировки самоотношения личности [46]. Мы считаем, что данное положение представляется действующим не только для юношеского возраста, но и для подросткового периода в целом.

В подростковый период самосознание существенно изменяется — формируется, и систематизируется, становится все более сложным, устойчивым, дифференцированным и интегрированным в единую целостную систему, стабилизируется представление о своем «Я». Интенсивно проходит процесс созревания самоотношения (эмоционального составляющего самосознания), в ходе которого изменяются его структурные и процессуальные компоненты. Важность изучения особенностей развития самоотношения в подростковый период обусловливается тем, что эта возрастная стадия является преимущественно синзетивным для созревания данного психологического феномена.

Особенности самооценки подростков из неполных семей

1. Теоретические аспекты изучения самооценки подростков из неполных семей

1.1 Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста

Внимание педагогов, социологов и психологов всегда привлекает к себе развитие человека в подростковом возрасте.

В традиционной возрастной периодизации подростковый возраст включает период развития от 9-12 до 15-17 лет. Этот этап развития в психологии принято называть по-разному: «трудный», «отроческий», «пубертатный», «переходный».

Подростковый возраст имеет три стадии:

— 1-я стадия – младший подростковый возраст – период от 11 до 13 лет;

— 2-я стадия – средний подростковый возраст – период от 13 до 15 лет;

— 3-я стадия – старший подростковый возраст – период от 15 до 17 лет [3, c . 54-59].

В 17 лет старший подростковый возраст, по мнению большинства авторов, онтогенетически закономерно переходит в юношеский возраст.

В подростковом периоде заканчивается половое созревание и возникает чувство взрослости, качественно меняющееся на протяжении всего подросткового возраста. Подростку свойственны антагонистические стремления:

— устремление к эмансипации (во всех сферах жизни) и абсолютное подчинение группе, которой он относится (референтная группа);

— с одной стороны обособленность и индивидуализация, а с другой стороны – стремление следовать общепринятой моде [3, c . 54-59].

Противоречия существуют не только во внутренней позиции, но и в отношении окружающих к подростку (то необходимо подчинения, как от маленького, то нужна самостоятельность взрослого). Этот этап развития имеет большое значение для индивидуализации, а поэтому временами называется «вторым рождением личности», т.к. активный рост самосознания, свойственный подростку, является поворотным в формировании личности [46].

Самоутверждение выступает ведущей потребность периода. Кардинально меняется социальная ситуация развития. Школа, как место получения знаний, утрачивает свою значимость для подростка, однако сохраняет свое значение с точки зрения потенциала для самоутверждения в ее стенах. Чувство взрослости имеет неглубокий характер, об объективной самооценке можно говорить к концу подросткового периода. Для подростка казаться взрослым и быть взрослым им – одно и то же. Подростки чтобы выглядеть взрослым используют внешние атрибуты взрослости: броский макияж, развязное поведение, курение и пр.

На базе новообразования рефлексии учебной деятельности активизируется личностная рефлексия (но только формируется, ответы категоричны, односторонни). В своем внешнем облике и поведении подростки ориентированы на идола, подражая значимому для них герою. В этом возрасте очень важно самоутвердиться среди ровесников. Взрослые утрачивают свой авторитет. Для данного возраста характерна «реакция группирования», т.е. склонность подростков к объединению в группы. Тяготение принадлежать какой-либо группе настолько сильно, что подросток может выдумать группу значимых ровесников. Если подросток не стремится к объединению в группу, то следует говорить об отклонениях. Подростковой группе свойственно единство ценностей, совместность действий, акты могут иметь спонтанный и случайный характер.

Подростковый возраст – это пора вопросов. Первоначально подростку свойственно неприязненное отношение к противоположному полу, однако к концу этого периода оно наполняется духовным содержанием. Чтобы подростку было комфортно в любой группировке, он должен реализовывать следующих потребностей:

— совместная деятельность, т.е. внесение своего вклада в общее дело;

— чувство интеллектуальной состоятельности [46].

В случае если подросток обнаруживает психическое отклонение, то следует уточнить, какая из подростковых потребностей не удовлетворяется. Интеллектуальная несостоятельность ведет к неудовлетворенности. Разрушительное поведение подростка базируется на позитивной потребности в самоутверждении [10].

Д.И. Фельдштейн [44] осуществил детальный анализ зарубежных концепций причин и проявления подросткового кризиса. Он считает, что первым, обратившим внимание на подростковый период развития, являлся Ж.Ж. Русо. «Отцом» психологии переходного возраста правильно называть С. Холла, предложившему концепцию и определившему круг проблем, связываемых с подростковым возрастом. Данный этап обозначается Холлом как кризис самосознания, справившись с который индивид приобретает «чувство индивидуальности» (данный этап он называет «буря и натиск»).

Теории психоанализа (З. Фрейда, А. Фрейд), гештальтпсихологии (К Левина) и бихевиоризм (Р. Бенедикт) отталкиваются от общей модели онтогенетического развития эволюции.

Э. Штерн анализировал подростковый возраст как один их периодов формирования личности.

Благодаря теории Г. Салливена психология подросткового возраста расширилась важной проблемой – генезис общения.

Предметом исследования Ж. Пиаже и его последователей стал интеллектуальный аспект развития подростка.

В разработанных Л.И. Божович [6], Л.С. Выготским [11], Д.И. Фельдштейном [44], Д.Б. Элькониным [50] отечественных концепциях подросткового возраста, изучение психологического содержания возраста базируется на диалектико-материалистическом понимании развития.

Анализируя наиболее длительный и сложный из всех кризисов – кризис подросткового возраст, Л.И. Божович [6] подчеркивала на его неоднородность: на первой фазе (12-14 лет) он характеризуется появлением способности ориентироваться на цели, которые выходят за пределы дня сегодняшнего, а на второй фазе (15-17 лет) – понимание своего места в будущем.

Л.И. Божович [6] считала стержневым моментом кризиса формирование подросткового самосознания. Развитие самосознания, а так же его основной стороны самооценки является сложным и длительным процессом, который сопровождается целой гаммой специфичных переживаний.

С точки зрения Д.Б. Эльконина [50] подростковый возраст взаимосвязан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предыдущего периода. Учебная деятельность осуществляет «поворот» от ориентации на мир к ориентации на себя самого.

Мнение Д.И. Фельдштейна [44] о содержании, роли и значение подросткового возраста как этапа психического развития базируется на изучении логики психического развития, а так же связи его с окружающей средой. В зависимости от того, как проходит социальная ориентация на данном этапе, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

Новообразованиями подросткового возраста выступают:

— развитие самосознания и чувства взрослости;

— стремление к самосовершенствованию [44].

Отношения с родителями – это общение пропитано проблемами: недооценка ребенка, неправильные представления об его переживаниях, либо мотивах различных поступков, гиперопека – пренебрежение чувством взрослости, не понимание того, что учебная деятельность больше не является ведущей, а ведущим выступает общение с ровесниками – все это может стать причинами кризиса. Взрослые зачастую замечают в подростке только отрицательные стороны: непослушание, скрытность, и не видят положительного – развития способности к эмпатии в отношении с взрослыми, ориентация на его поддержку, разделить радостей и горя. Взрослые в лучшем случае склонны сами выказать сочувствие или сопереживание, но абсолютно не готовы к принятию подобного отношения со стороны подростка – для этого нужно быть с подростком «на равных». Но при этом взрослые много требуют и часто высказывают мнение о том, что сам подросток уже самостоятелен, взросл, что вызывает противоречия в подростковых представлениях о степени своей взрослости, а также его притязания на новые права. Именно данное противостояние выступает источником трудностей и конфликтов, возникающих в отношениях между взрослым и подростком из-за несогласованности их представлений о характере прав и меры подростковой самостоятельности.

С точки зрения Д.И. Фельдштейна [44] существуют следующие уровни развития личности подростка:

— рубеж 10-12 лет – стремление к самостоятельности и потребность в признании данной самостоятельности в мире взрослых, где его Я выступает на равных с другими; стремление выйти за пределы круга отношений с близкими и перейти в круг широких общественных отношений. Возникает интерес к своим психологическим и нравственным особенностям, а так же потребность в оценки своих личностных качеств и качеств окружающих людей, увеличение негативных самооценок.

— 13-14 лет – признание со стороны окружающих своих новых возможностей, завоевать доверие, «ибо я тоже взрослый». Следовательно, поиск конкретных взрослых дел, т.е. видов деятельности, имеющих социальное признание и получающих оценку социума.

— 15-17 лет – усиление потребности в признании обществом, понимание не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Развивается новый уровень самосознание подростка – осознание себя участником общественных отношений, понимание себя как общественно значимого индивида – субъекта [44].

Также претерпевает значительную трансформацию познавательная сфера подростка. Восприятие становится целенаправленным, избирательным и анализирующим, последовательным, содержательным и планомерным. Внимание можно охарактеризовать не только объемом, но и особой избирательностью, становится все более произвольным, а также может быть преднамеренным. Подросток длительное время способен сохранять устойчивое и высокоинтенсивное внимание, развивает умение быстро концентрироваться и четко распределять свое внимание. Память имеет избирательный характер, увеличивается объем памяти главным образом за счет логического понимания материала, становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление окончательно развивается (Пиаже). Возрастает способность к абстрактному мышлению, возникает способность мыслить дедуктивно, теоретически, развивается система логических высказываний. Под воздействие абстрактного мышления воображение переходит в область «фантазии». Подросток скрывает свои фантазии как сокровенную тайну и скорее признается в своих провинностях, чем раскроет свои фантазии.

1.2 Характеристика понятия «самооценка» и факторы ее формирования

В отечественной психологии при анализе проблемы самооценки принято отталкиваться от традиционного представления о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе [7].

Основные подходы к изучению самооценки мы привели в виде схемы (см. рис. 1).

Рис. 1. Основные подходы к изучению самооценки

Личностный подход рассматривает самооценку как важнейший компонент самосознания личности.

Структурно-целостный подход рассматривает самооценку как один из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности;

Деятельностный подход рассматривает самооценку как фактор, влияющий на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной).

Психопатологический подход рассматривает самооценку как показатель психического здоровья человека как личности.

Функциональный подход рассматривает самооценку как одну из основных функций личности.

Динамический подход рассматривает самооценку в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности [2].

По мнению Г.В. Лозовой [25], невзирая на то, что самооценка – это один из самых популярных объектов для изучения в психологической науке, ее исследование на текущий момент оказывается в затруднительном положении, объясняемом присутствием целого комплекса нерешенных проблем, имеющих методологический характер.

Г.В. Лозовая [25] к ним относит:

— нахождение родового (по отношению к рассматриваемому) понятия;

— определение видов самооценки (и уровней ее развития);

— определение свойств самооценки и ее функций как психологического явления;

— установление механизмов формирования самооценки;

— обоснование «структуры» самооценки [25].

Согласно точке зрения Г.В. Лозовой [25], исследование самооценки по-прежнему далеко от своего окончания. Существует еще довольно большое количество неразрешенных вопросов, ответы на которые необходимо получить в ходе экспериментальных изучения этого феномена. Важное место в психологии как науке, отводится исследованию самооценки в ее взаимосвязи с разнообразными периодами возрастного развития человеческой личности.

В существующих исследованиях самооценки преобладают две точки зрения:

— первая точка зрения гласит, что субъект формируется примерно до возраста ранней взрослости и далее он в течение всей жизни уже не изменяется, т.е. что через всю жизнь мы проносим устойчивое ядро своего «Я»;

— в других же исследованиях факт возрастной динамики самооценки на протяжении взрослых лет жизни не подвергается сомнению [34, c . 82-86].

Однако надо заметить, что приводимые в работах сведения нередко противоречивы. Во всяком случае, Р. Уайли, предпринявшая попытку проанализировать всю литературу по данной теме, не только не обнаружила сколько-нибудь устоявшейся, общепринятой точки зрения на проблему динамики самооценки в течение жизни человека, но и выдвинула гипотезу об отсутствии системной возрастной изменчивости самооценки. И хотя эта гипотеза оспаривалась рядом авторов, к общему соглашению о характере и динамике влияния возраста на самооценку исследователи не пришли.

В ряде работ показано, что именно молодым взрослым присущи высокое самоуважение и наиболее благоприятный образ «Я», которые с возрастом постепенно снижаются и становятся более негативными; согласно другим данным, обнаруживается противоположная картина.

Недавно проведенное исследование по изучению динамики самооценки в течение жизни (беспрецедентное по объему благодаря использованию интернет-коммуникаций – 326 641 респондента) позволило авторам получить данные в возрастном диапазоне от 9 до 90 лет. В результате картина выглядит следующим образом: высота самооценки с высокого уровня в детстве существенно снижается в подростковом возрасте, затем постепенно поднимается в период взрослости и, наконец, стремительно падает в старости. Эта траектория сохраняет свой характер независимо от половых, этнических различий и инвариантна относительно социально-экономического статуса. Однако даже такое обширное исследование оставляет открытым вопрос динамики самооценки на протяжении всего жизненного пути индивида, поскольку имеет ряд существенных ограничений, характерных в целом для метода поперечных срезов: исключается возможность ответить на вопрос об индивидуальной стабильности во времени, не учитывается эффект поколения, не решена проблема эквивалентности измерений [27].

Приведенные факты и обозначенные подходы демонстрируют разнообразие подходов к решению проблемы изучения самооценки, что говорит о необходимости дальнейших исследований в этой области.

Таким образом, приведенные факты и обозначенные подходы демонстрируют разнообразие подходов к решению проблемы изучения самооценки, что говорит о необходимости дальнейших исследований в этой области. Под понятием «самооценка» в данном исследовании будет пониматься комплекс оценочного отношения индивида к себе, своим способностям, продуктам деятельности, обобщающий прошлый опыт личности и организующий новую информацию относительно данного аспекта «Я».

Самооценка личности начинает формироваться в ходе индивидуального развития ребенка с раннего возраста. Осознание «Я» приобретается в ходе развития личности. Сначала младенец начинает узнавать других (первые месяцы жизни); далее в возрасте около года формируется важная составная часть Я – телесное Я, которое охватывает знания о собственном теле и своих ощущениях. В возрасте около 2-х лет появляется тождественность с собственным Я, благодаря чему ребенок уже отделяет себя от других.

В два – два с половиной года ребенок начинает открывать и реализовывать стремление к самоутверждению. В дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка. В ходе этого процесса мнение ребенка о себе складывается на основе сопоставления мнений родителей, воспитателей и товарищей. Таким образом, возникает образ собственного Я.

В возрасте 6 – 12 лет ребенок начинает думать о своих чувствах, мыслях, поведении, ролях, которые он играет в различных сферах. На этом этапе можно говорить о рефлексивном «Я».

Подростковый возраст привносит значительные изменения в жизни личности в телесном, умственном и эмоциональном плане. Самый важный, и чаще всего задаваемый себе вопрос в этот период – «Кем я являюсь?» В это время подросток ищет себя, поэтому образ собственного Я еще не является прочным. В результате успешного поиска подросток, перешедший в юношеский возраст, находит тождественность с собственным Я, свою идентичность [20, c . 91-96].

Выделяются в частности следующие аспекты «Я» (см. рис. 2):

Рис. 2. Аспекты «Я»

Идеальное «Я» включает в себя идеалы, программирующие и направляющие личность, это система представлений о том, как следует поступать в соответствии с идеальной моделью поведения.

Образ собственного «Я» состоит из концепции себя, наиболее интенсивно формирующейся в подростковом возрасте, до этого является относительно не развитым и нестабильным.

Самооценка выступает эмоционально-оценочным компонентом собственного Я, если уровень самооценки низкий, то поведение становится крайне осторожным и тревожным, если высокий – наблюдается повышенная готовность к риску [26, c . 23-51].

Уровень самооценки личности повышается, когда ей удается реализовать мотивации, сформированные в ходе идентификаций, и он может вызвать напряжение, если, например, во избежание отрицательного отношения со стороны окружающих, человеку приходится понизить уровень своих идеалов. Таким образом, самооценка выполняет сложную регулирующую роль в развитии Я и личности подростка, ее колебания могут вызвать значимые реакции.

Самооценка способна трансформироваться в направлении развития с раннего возраста до пожилого, что связано с прохождением ряда кризисных (переходных) этапов возрастного развития; хотя маловероятно, что возможны значительные трансформации рамках нормального развития. Подростковый возраст является как раз таким жизненным периодом, для которого характерно формирование самооценки. Это вызвано разного рода конфликтами, возрастными трансформациями развития–созревания, привязанностями к сверстникам и влюбленностями.

Другой критический период – это переход от среднего возраста в пожилой, включающий в себя чувство нестабильности и изменение социальных ролей. Период сопровождается феноменом, получившим название «эффект пустого гнезда» в связи с тем, что в человеческих взаимоотношениях появляются потери (смерть близких) и сокращаются социальные связи. В физическом состоянии также многое изменяется – портится здоровье, ухудшаются психические процессы. Все это способствует снижению самооценки.

Так, было установлено, что самооценка наиболее тесно связана с уровнем эмоциональной стабильности, экстраверсией и совестливостью. В среднем, эмоциональная стабильность повышается, начиная с юношеского возраста до среднего, и остается на высоком уровне до старости. Совестливость повышается до среднего возраста и снижается во время старости. Экстраверсия обнаруживает минимальное изменение в течение жизни.

Формирование самооценки зависит от разных факторов, превосходство которых меняется соответственно возрасту, но можно установить, что оно происходит благодаря развитию «Я».

В жизни каждого человека большую роль играет то, как он сам себя оценивает (самооценка, Я-концепция). Наряду с постоянно возникающими и меняющимися от ситуации к ситуации образами-Я каждый человек обладает достаточно устойчивой Я-концепцией. Известно также, что самым важным мотивом (в иерархии мотивации) в жизнедеятельности человека является стремление выразить себя как личность с лучшей, положительной стороны. Этот мотив самоуважения присутствует и при формировании Я-концепции. Последняя конструируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии с социальным окружением. Дж. Мид считал, что каждый человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно отражать, что думают о нем другие, по его мнению. Учет мнений окружающего мира предполагает социальное сравнение [15].

Индивид сравнивает свое настоящее «Я» с прошлым и с прогнозируемым будущим. Сравнение происходит по линии осуществления ранее поставленных целей.

Известна формула У. Джеймса

Самоуважение = Успех / Притязания

Человек кладет на одну чашу воображаемых весов свои притязания, на другую – достижения. Наибольшую значимость для него имеет цена этой дроби в двух основных сферах жизнедеятельности: карьеры и личной жизни. Арифметика проста, чем выше степень притязаний, тем сложнее получить большее значение дроби, т.е. высокую степень самоуважения. Оценивая свои жизненные притязания и их реализацию, человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Здесь большое значение имеет оценка конкретной ситуации, степень ее объективности. Человек должен соизмерять притязания со своими возможностями, чтобы сохранить определенную самооценку.

В формировании Я-концепции значительная роль отводится социально-психологическим качествам личности (характеру, ценностным ориентациям и др.) [33].

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений.

По мнению Ф. Зимбардо [16], основными психологическими механизмами формирования самооценки являются следующие: усвоение оценок других людей, социальное сравнение, смысловая интерпретация жизненных переживаний, самосознание. Кратко опишем их содержание.

1. Усвоение оценок других людей.

Для формирования самооценки личности часто оказывается недостаточно собственного мнения, поэтому человек обращается к мнению окружающих. Самооценка в таком случае формируется, исходя из той реакции, что индивид получает от окружающих.

2. Социальное сравнение .

Самооценка на основе данного механизма формируется, исходя из той информации, что индивид получает извне об особях, схожих с ним. Это значит, что человек, чтобы лучше понять себя, начинает наблюдение за людьми, похожими на себя.

Выделяют восходящее и нисходящее социальное сравнение.

Восходящее сравнение – это сравнение себя с теми, у кого соответствующие черты, способности выражаются ярче, чем у нас. Оно помогает определить стандарт или идеал.

Нисходящее социальное сравнение – сравнение себя с теми, у кого эта же черта выражена слабее. Оно может создать комфортное ощущение и помогает оценить настоящее положение.

3. Смысловая интерпретация жизненных переживаний.

Данный механизм заключается в формировании самооценки путем интерпретации переживаний, получаемых личностью в процессе жизни.

Данный механизм формирования самооценки заключается в предположении о том, что когда люди фокусируют свое внимание на самих себе, то они оценивают и сравнивают свое поведение со своими внутренними стандартами и ценностями. Чем выше расхождение, тем ниже самооценка. Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными идеальными чертами своего идеального «Я», отрицательная же реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик [16].

Являясь результатом прошлого опыта личности, самооценка включает в себя заданные извне и усвоенные личностью, а также сконструированные ею самостоятельно способы оценки себя как объекта.

1.3 Влияние семьи на личность подростка и его самооценку

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением индивида в общественной системе отношений. Подростковый возраст «начинается» с существенного изменения социальной ситуации развития и общественных условий формирования личности ребенка на этом этапе [14].

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте имеет уже все основные параметры социального развития, присущие взрослым людям. В психологии подростковый период называют переходным, трудным, критическим возрастом во многом из-за существенного усложнения социальных отношений подростков. Подросток осваивает все возможные виды социальных отношений [43, c .95-110].

Таким образом, социальная ситуация развития предполагает собою наличие определенных социальных отношений. В ходе формирования социальных отношений личностью осуществляется социальное познание и социальное поведение.

Социальное познание – это когнитивная активность личности, сопровождающая и опосредствующая социальное поведение, включая получение информации о социальном окружении, организацию и трансформацию этой информации в памяти, а так же ее влияние на социальное поведение.

Социальное поведение – это:

— в широком смысле – любое поведение субъекта, включающее в себя какой-либо социальный компонент;

— поведение личности или группы, находящееся под контролем других групп или общества в целом [43, c .95-110].

Подросток проявляет социальную активность нередко более интенсивно, чем взрослый человек. Социальная активность трактуется в качестве потребности личности в трансформации или поддержке основ человеческой жизни согласно своему мировоззрению, своим ценностным ориентациям и взглядам на жизнь. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием.

Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и для других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов места, воздействующих на человека. Социальная активность личности, следовательно, основана на трех ипостасях : мировоззрение ↔ долженствование ↔ воля.

Подросток осваивает социальную реальность исключительно активно и целенаправленно. Социализация – это культурно обусловленный, а так же исторически обусловленный процесс и результат усвоения и воспроизводства человеком социального опыта, который осуществляется человеком в общении и совместной деятельности с другими людьми. Принято считать, что т.н. пассивная социализация детей происходит в семье, а т.н. активная социализация детей происходит в социальных институтах воспитания и обучения, – детских садах, школах и т.п. [35]

В подростковом возрасте социальная ситуация развития личности существенно меняется в сторону увеличения, усложнения и структуризации социальных связей. Социальная ситуация развития личности, по Л.С. Выготскому [11], понимается как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста, отношение между человеком и средой, которое определяет две основные социальные характеристики развития личности. Первое: объективное место ребенка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом. Второе: особенности понимания (осознания) ребенком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми.

На протяжении длительного времени семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, но на каждом этапе онтогенеза ее роль и значение меняются и имеют свои специфические особенности.

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья – подросток» детерминирована, в первую очередь, задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, взаимодействий с родителями, иногда неверных стратегий, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья – это сообщество разновозрастных групп, в котором подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, с разными гендерными особенностями. Влияние семьи на подростка распространяется на все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (занимает весь период онтогенеза, в любое время года, суток и т.д.) и ощущается даже за пределами дома. Характер складывающихся в семье отношений и степень их воздействия на дезадаптированного подростка зависят от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуально-характерологические свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов. Во-вторых, «семейные» факторы, в частности, психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с ближайшими родственниками, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он – не просто продукт воспитания, а сам осмысливает семью, свой статус в ней, определяет свое отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности [45].

На протяжении всего периода взросления родители являются для индивида чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных ипостасях, играя разные социальные роли.

Это, во-первых, источник эмоциональной близости, фасилитации, без которых ребенок чувствует себя депривированным.

Во-вторых, родители – директивная инстанция, распорядители удовольствий и неудовольствий, наказаний и поощрений.

В-третьих, родители – это пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми.

В-четвертых, родители – источник знаний, жизненного опыта, друзья и советчики в решении сложных жизненных проблем. По мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются. Подростковый возраст, как и предыдущие стадии возрастного развития, рассматривает семью как источник эмоционального тепла и близости. В период вступления подростка в фазу интенсивного формирования «Я» концепции эта поддержка особенно значима и важна, поскольку эта фаза сопровождается амбивалентными переживаниями, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить основополагающее чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, минимизирующая чувство тревоги, возникающего в новых или стрессовых ситуациях [4].

На своем возрастном этапе дезадаптированный подросток без семьи обходиться не может. Родители выступают как «верховная власть», от которой зависит удовлетворение важных потребностей индивида, в том числе материально-бытовых. Во многом положение в группе сверстников определяется наличием престижных вещей, одежды, техники. Испытывая зависимость от семьи, подростки, тем не менее, уже не испытывают прежнего пиетета перед абсолютным авторитетом родителей. Родители воспринимаются более критично. Степень идентификации с ними заметно снижается, а моделью для подражания начинают выступать другие люди: знакомые, приятели, публичные люди: писатели, певцы, артисты и т.д. Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они чувствуют себя в этом мире адекватно и комфортно.

Каждая семья в ответе за своих детей, их поведение, одна из важнейших функций родителей – помощь подростку в решении сложных жизненных проблем, убеждение, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных жизненных перипетий. Подросток начинает овладевать социальными ролями взрослого человека, круг его общения быстро расширяется, и при всей тяге к эмансипации, они остро нуждаются в жизненном опыте и поддержке близких людей. Эта роль родителей ощущается и самими подростками [47].

Характер процесса влияния семьи на социализацию детей и подростков детерминирован также характером детско-родительских отношений.

Первой теорией, согласно которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве определяющего фактора детского развития, был психоанализ. По мнению З. и А. Фрейд, детское развитие представляет собой процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода принципа удовольствия к принципу реальности. Решающую роль в этом процессе выполняет мать, которая либо принимает и исполняет, либо отвергает желания ребенка, являясь не только первым объектом любви, но и первым законодателем для ребенка.

По эпигенетической концепции Э. Эриксона, в отношениях между родителями и ребенком наблюдается двойственная интенция, совмещающая в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с твердой установкой полное личное доверие к нему. В процессе социализации ребенок должен положительно разрешить конфликт сепарации от родителей и индивидуализации.

Представитель гуманистического направления Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

— контролируемость – неконтролируемость [47].

Таким образом, Э. Фромм выделяет двойственность и противоречивость как существенные характеристики родительского отношения.

В основе теории привязанности (Д. Боулби и М. Эйнсворт) лежит формирование надежной привязанности, которая складывается в условиях, когда мать проявляет нежность и внимание к потребностям ребенка, дает чувство защищенности и безопасности. Качество этой привязанности зависит главным образом от типа отношений матери к своему ребенку. Привязанность ребенка к матери характеризуется противоположными тенденциями: стремлением к риску, активному познанию мира, уводящему ребенка от матери, и стремлением к защите и безопасности, возвращающим его к ней; и чем надежнее привязанность, тем выше инициативность ребенка.

Опыт современной науки в разработке типологии форм родительско-детского взаимодействия и критериев их классификации позволяет сделать вывод о том, что наиболее распространенным является описание стилей взаимодействия на основе выделения одного или нескольких компонентов, среди которых:

— когнитивный компонент [28].

С. Броди были описаны 4 типа отношения матери к ребенку:

— успешное приспособление матери к потребностям ребенка, поддерживающее, разрешающее поведение;

— сознательное приспособление к потребностям ребенка, недостаток непосредственности;

— отсутствие интереса к ребенку, доминирование чувства долга;

— непоследовательность по отношению к ребенку [28].

Последний тип представляется наиболее неблагоприятным, так как непоследовательность материнского поведения лишает ребенка ощущения стабильности, порождает тревожность.

А. Рое и М. Сигельман выделили 6 типов родительских отношений к ребенку:

— отвержение (при таком типе родительского отношения ребенок чувствует себя отвергаемым);

— безразличие (при таком типе родительского отношения ребенок чувствует себя ненужным родителям);

— гиперопека (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает постоянное, болезненное внимание родителей);

— сверхтребовательность (при таком типе родительского отношения ребенок испытывает постоянное давление от требований родителей);

— устойчивость (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает стабильную поддержку от родителей);

— активная любовь (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает любовь родителей) [39].

Из них только два последних типа обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка, а первый является наиболее травмирующим, т.к. вызывает повышенный уровень тревоги и агрессивности.

Е. Шафер и Р. Бел предложили динамическую двухфакторную модель родительских отношений, основные факторы – эмоциональный (любовь-ненависть) и поведенческий (автономия-контроль).

Далее рассмотрим подход к изучению детско-родительских отношений, предложенный отечественными учеными.

В отечественной психологии изучение особенностей родительско-детского взаимодействия наиболее широко проводилось в рамках клинического подхода. При этом в центре внимания исследователей были проблемные формы отношений родителей к детям. Так, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис изучали зависимость акцентуаций подростков от стиля семейного воспитания, среди которых выделяются:

— потворствующая гиперпротекция (ребенок в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей);

— доминирующая гиперпротекция (ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты);

— повышенная моральная ответственность (сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей);

— эмоциональное отвержение (сочетание пониженной протекции и игнорирования потребностей ребенка; в крайнем варианте это воспитание по типу «золушки»);

— жестокое обращение (складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований);

— гипопротекция (ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его) [9, c . 86-104].

А.Я. Варга на основе опыта практической работы предложила следующие 4 типа родительского отношения к ребенку:

— принимающее-авторитарное (заключается в теплом отношении и принятии ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях);

— отвергающее (проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка);

— симбиотическое (заключается в слиянии родителя с ребенком, в стремлении удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни);

— симбиотический-авторитарное (выражается в гиперпротекции и тотальном контроле поведения ребенка, блокировании осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации) [39].

А.Я. Варга полагает, что структура родительских отношений содержит 4 составляющих:

— интегральное принятие – межличностная дистанция (близость или отдаленность эмоционального контакта в системе «родитель-ребенок»);

— отвержение (отказ в эмоциональном контакте, игнорирование переживаний ребенка);

— формы и направления контроля (характер контролирующей деятельности, осуществляемой родителем);

— социальная желательность поведения (стремление представить себя в лучшем свете и желание постоянного общественного одобрения) [39].

Каждая образующая содержит три компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный.

В.А. Петровский выделяет пять типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик семейного воспитания:

— диктат (данная тактика предполагает полный диктат родителей по отношению к ребенку);

— опека (данная тактика предполагает, что дети воспринимаются как неспособные к самостоятельным действиям);

— конфронтация (данная тактика предполагает постоянное противостояние между родителями и ребенком);

— мирное сосуществование на основе невмешательства (данная тактика предполагает полное невмешательство родителей в дела ребенка);

— сотрудничество (данная тактика основана на сотрудничестве родителей и ребенка) [40, c . 3-28].

Исследования Н.Н. Авдеевой и С.Ю. Мещеряковой основаны на концепции генезиса общения ребенка со взрослым М.И. Лисиной, которая исходит из представления о ведущей роли субъектно-ориентированного общения в психическом развитии ребенка. Такого рода общение возможно лишь при отношении взрослого к ребенку как к субъекту, личности в противоположность «объектному» отношению.

В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся Н.Н. Авдеевой на три основных: либерально-попустительский, авторитарный и демократический.

Первый из них обычно появляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, либо же, исповедуется принцип вседозволенности: ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не может вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих взаимоотношений, получая излишние ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей [40, c . 3-28].

Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жестокая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавления инициативы, принуждение, а на другом – позиция дружеского понимания, ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной социализации, развитая культура чувств и эмоций [41].

Основными причинами нарушений семейного воспитания детей-дошкольников, по мнению Л.Ф. Шеховцовой, являются следующие:

— инверсия семейных ролей;

— неправильное поведение родителей, других взрослых, окружающих ребенка;

— ошибки, систематически допускаемые родителями в воспитании детей;

Выводы по главе 1

Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.

Под понятием «самооценка» в данном исследовании нами будет пониматься представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Регулирующая функция самооценки влияет на выбор собственных целей человека, определяет характерные для него эмоциональные и мотивационные состояния, во многом обусловливает характер оценки и отношение человека к достигаемым им результатам, а также степень принятия индивидом задаваемых ему извне целей. Однако нетрудно предположить, что и особенности протекания деятельности, ее результаты во многом влияют на самооценку индивида.

Большинство авторов подчеркивают ключевую роль родительского отношения в формировании личности ребенка. Семья в исследованиях выступает важнейшей средой формирования личности ребенка. К факторам, определяющим психологические механизмы влияния внутрисемейных отношений на эмоциональное развитие ребенка в семье, относятся социальные образы – эталоны, задаваемые взрослыми через деятельность и взаимоотношения с другими людьми, оценочное отношение родителей к ребенку, организацию совместной деятельности, родительское поведение как пример для подражания, ожидания ребенка.

2. Экспериментальное изучение самооценки подростков из неполных семей

2.1 Результаты диагностики самооценки подростков из неполных семей

Объект исследования – развитие самооценки в подростковом возрасте.

Предмет исследования – особенности самооценки подростков из неполных семей.

Цель исследования – выявить особенности самооценки подростков из неполных семей и апробировать программу коррекции неадекватной самооценки данной категории подростков.

Основная гипотеза исследования – предполагается, что подростки из неполных семей отличаются неадекватной самооценкой и низким социометрическим статусом.

Вспомогательная гипотеза исследования – внедрение программы коррекции неадекватной самооценки подростков из неполных семей позволит сформировать у участников адекватную систему самооценивания.

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:

Представить результаты диагностики самооценки подростков из неполных семей.

Предложить и апробировать программу коррекции неадекватной самооценки подростков из неполных семей.

Выполнить обсуждение результатов внедрения коррекционной программы.

— «Социометрия» Дж. Морено;

— методика «Самооценка личности» (Б.А. Сосновский);

— методы математической статистики – критерий Манна-Уитни.

Экспериментальное изучение самооценки подростков из неполных семей проходило в три основных этапа:

Констатирующий этап исследования. Цель констатирующего этапа изучить уровень самооценки и социометрического статуса подростков.

Формирующий этап исследования. Цель формирующего этапа – нормализовать уровень самооценки испытуемых, способствовать повышению благоприятности их социометрического положения в группе.

Контрольный этап исследования. Цель контрольного этапа выявить влияние коррекционно-развивающей программы на повышение самооценки и, соответственно, повышение социометрического статуса подростка в группе.

Выборка испытуемых: в исследовании приняли участие 20 подростков из неполных семей из Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Для определения индивидуального статуса подростков из неполных семей в группе мы использовали методику «Социометрия» Дж. Морено.

Назначение и содержание методики : Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. (Подробное описание методики представлено нами в Приложении 1).

Социометрическое распределение в группе представлено в нижеприведенной таблице 1.

Таблица 1 Социометрическое распределение подростков из неполных семей

Как видно из таблицы 1, социометрия, проведённая в группе подростков из неполных семей, выявила, что благоприятный социометрический статус в группе (лидер и предпочитаемый) имеют 50% выборки (из них 10% относится к категории лидер, а 40% относится к категории предпочитаемый). Другая половина подростков продемонстрировала наличие неблагоприятного социометрического положения – 45% подростков относится к категории пренебрегаемых, а 5% выборки относится к категории изолированных.

Наглядно социометрическое распределение приведено в диаграмме на рисунке 3.

Рис. 3. Социометрическое распределение подростков из неполных семей

Подростки с высоким социометрическим статусом в процессе взаимодействия и общения со сверстниками находятся чаще всего в более благоприятном межличностном положении, чем подростки, имеющие низкий статус.

Подростки, имеющие благоприятный социометрический статус, отличаются благополучием в системе межличностных отношений, удовлетворенностью в общении, признанием у сверстников.

Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который называется «уровнем благополучия взаимоотношений».

Анализ экспериментального материала показывает, что в нашей выборке соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий указывает на то, что уровень благополучия взаимоотношений находится на среднем уровне, так как количество испытуемых, оказавшихся в благоприятной статусной категории (лидеры и предпочитаемые), приблизительно равно количеству подростков, оказавшихся в неблагоприятной статусной категории (пренебрегаемые и изолирование).

Следовательно, мы можем констатировать тот факт, что межличностные взаимоотношения подростков в группе можно охарактеризовать как не дружественные, не достаточно оптимальные для адекватного восприятия друг друга и установления благополучных, для развития личности, отношений.

Подводя итог анализа статусной структуры группы подростков из неполных семей, отметим, что для нее характерно наличие всех статусных категорий (полная структура). Применение метода социометрии позволило нам объективно определить место каждого подростка данной выборки в системе личных взаимоотношений, которые складываются в группе.

Для изучения особенностей самооценки подростков мы применили методику «Самооценка личности» (модификация методики Б.А. Сосновского).

Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма — внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности.

Обычно адекватность определяется путем соотнесения самооценки реального состояния личности с оценкой этих же качеств у некоей идеальной личности. Возможно и определение реальной выраженности качеств испытуемых с помощью экспертных оценок степени наличия этих качеств со стороны людей, хорошо знающих респондентов.

Опросив испытуемых (стимульный материал Приложение 2) и получив ответы, мы, следуя методике, посчитываем среднее арифметическое всех ответов испытуемого: определяем общую сумму баллов и делим ее на число пунктов методики, т.е. на 24; получаем показатель общей самооценки позитивности развития личности.

Определяем показатели выраженности самооценки отдельных факторов личности, т.е. специфических групп качеств с помощью ключа; суммируем баллы по данной категории и делим сумму на число пунктов – получаем среднее арифметическое (сохраняем не менее двух знаков после запятой). Это число и выражает самооценку своих качеств по данной категории личности. Таким образом, подсчитываем среднее по каждому фактору.

Соотносим получившиеся результаты с табличными уровнями самооценки (см. Приложение 3) и определяем уровни выраженности общей самооценки и ее отдельных факторов.

Наиболее оптимальным, гармоничным является высокий уровень их выраженности. Психологически здоровый человек имеет такой уровень общей самооценки выраженности позитивных аспектов и качеств личности. При этом на высоком уровне обязательно должны быть выражены нравственность, воля, самостоятельность и гармоничность.

Таблица 3 Уровни выраженности общей самооценки личности и отдельных ее факторов

Интервал в баллах

Завышенный уровень самооценки

Адекватный уровень самооценки

Заниженный уровень самооценки

Данные показатели являются интервальными в пределах допустимых значений по трем исследуемым уровням самооценки. Интервалы в баллах и процентах представлены и апробированы по методике Б.А. Сосновского. Исходя из общепринятого бального распределения, мы вычислили уровни самооценки исследуемых подростков, полученные данные занесены в нижеприведенную таблицу (см. таблица 4).

Таблица 4 Результаты диагностики самооценки у подростков из неполных семей

Для подросткового возраста характерны самооценки