Подростковый возраст самооценка

Подводя итоги этого параграфа, мы видим, что подростковый возраст — это трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростки претерпевают гормональные изменения, у них появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир. Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Несомненно, мы можем отметить, что все вышесказанное способствует становлению у подростков такого явления, как самооценка. Самооценка – это сложное личностное образование, которое характеризуется непостоянством в подростковом возрасте; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что зависит от многих факторов, в частности, от окружения подростка и его личных суждений.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Подростковый возраст

Самым тяжелым периодом для шизоидов является подростковый возраст.

Самооценка

Отношение подростка–шизоида к себе чрезвычайно неоднозначно. С одной стороны, самооценка подкрепляется интеллектуальным превосходством над сверстниками. Однако постоянное отторжение с их стороны, понимание своих дефицитов и слабостей в плане установления отношений с окружающим миром резко занижает самооценку.

Она постоянно меняется, поднимаясь до мании величия и стремительно падая вниз до ощущения полного самоуничижения и никчемности.

Реакция эмансипации

Реакция эмансипации почти не проявляется при благожелательном отношении к ребенку, на фоне спокойной семейной атмосферы. Подросток вроде бы не замечает всех перипетий семейной жизни.

На самом деле в не доступных для нас пространствах его души находится чувствительный барометр, фиксирующий характер семейных отношений. Конфликты, разлад и развод родителей подобны атомной бомбе, взорванной на глубине океана, когда до постороннего наблюдателя доходят еле уловимые толчки, в то время как внутренняя структура ребенка претерпевает сильнейшие разрушения.

В благополучных семьях подросток подчиняется установленному порядку жизни. Однако нарушение его частной жизни, попытка вторгнуться в его внутренний мир могут вызвать яростный протест подростка–шизоида.

Например, он может не позволять родителям входить в свою комнату без стука, трогать его вещи, не только контролировать его школьную жизнь и учебу, но даже осведомляться о ней.

Общение со сверстниками перерастает в огромную проблему, которая, по–видимому, уже никогда не будет решена в соответствии с общепринятыми стандартами. Одиночество становится верным спутником шизоидного подростка.

Иногда общение происходит в узком кругу таких же необычных существ или принимает форму вынужденных, поверхностных контактов, скучных и досадных для подростка.

Это может быть и полная изоляция от группы сверстников, необычная одежда, обувь, шляпа, насмешка в отношении всего, чем живут его одногодки.

Если повезет, то радом окажется подросток–циклотимик, общительный и доброжелательный. Привлеченный ярким интеллектом шизоида, он втянет его в сверкающую вереницу своих похождений, как бы легализуя нестандартность шизоида, и волчья стая, слегка поворчав, примет этого парня. Однако его «неконформность не позволяет ни слиться с группой, ни подчиниться ей»(2).

Замкнутость шизоида, его отгороженность от сверстников бросается в глаза. Иногда одиночество даже не тяготит подростка–шизоида. Он «живет в своем мире со своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков…

Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте — «не знаю, о чем говорить» — нередко побуждают к еще большему уходу в себя»(2).

Уход в мир фантазий

Прекрасное описание проблем шизоидного ребенка дает Набоков в «Защите Лужина». Помимо холодности, отгороженности от окружающих для Лужина характерна еще одна существенная черта данного психотипа — уход в мир фантазий, который является своеобразным механизмом психологической защиты.

То, чего человек не находит в окружающей жизни, он может найти в своих мечтах, в причудливом мире своих фантазий. Там он удовлетворяет свои жизненные потребности в том случае, если окружающая жизнь их подавляет.

В своих фантазиях циклотимик реализует потребность в поиске. Эпилептоид удовлетворяет потребность во власти, истероид срывает аплодисменты, астеник находит понимание и поддержку. Но наиболее ярко способность к фантазированию выражена у шизоида.

Он всегда отгорожен от людей. В реальности ему трудно найти друзей, любимых, и каждый раз, когда он терпит фиаско, он ускользает в спасительный для него мир фантазий. В ответ на любое поражение в действительном мире он уходит в мир своих мечтаний, как улитка в раковину.

Внутренние пространства шизоидного ребенка необычны, хрупки и словно сделаны из холодного хрусталя. В случае непринятия индивидуальности ребенка со стороны родителей, оказания на него грубого давления этот мир может дать трещину и даже разлететься на осколки, «когда сохранившиеся обломки психической активности лежат среди развалин отупевшей души»(3). Прекрасной, но грустной иллюстрацией является фильм «Shine».

Подростковый возраст самооценка

Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:
10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д
В Украине принято различать младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Трудности этого возраста в большой мере связаны с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста .

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся:

  • реакция эмансипации,
  • реакция группирования со сверстниками,
  • реакция увеличения (хобби).
  • Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

    Реакция группирования со сверстниками.

    Подросткам свойствен-но инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

    Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
    Они делятся на следующие виды:
    1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
    2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
    3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

    Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
    В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
    Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.

    Формирование само-сознания составляет главный итог переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстника-ми.

    Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
    Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

    Главными личностными чертами подростка являются следующие:

  • Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
    • Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
    • Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
    • У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
  • В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
  • Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

    Тренинг для подростков «Самооценка» (от 14 до 16 лет)

    Адекватная самооценка – это объективная оценка себя и своих способностей, это основа успешной жизни, база для гармоничного, стабильного психологического состояния. Человек с адекватной самооценкой знает свои достоинства и недостатки, доволен собой, не склонен доказывать что-то окружающим, уважительно относится к себе, знает себе цену, умеет любить.

    Поэтому так важно, чтобы в подростковом возрасте человек обрел правильные, неискаженные представления о собственной личности.

    Что дает адекватная самооценка?

  • Уверенность в себе, вера в себя и свои силы
  • Решительность
  • Независимость от чужого мнения
  • Умение слушать и слышать себя
  • Понимание своих чувств и желаний
  • Собственное мнение, которое не страшно высказывать
  • Спокойное восприятие конструктивной критики
  • Способность противостоять стрессам и справляться с негативными эмоциями
  • Способность принимать решения и пользовать шансами
  • …и многое другое!
  • Подростковый возраст – сложное время для подростка, время бурных перемен во всех сферах жизни. Ещё не взрослый, но уже не ребенок, подросток направлен «во вне», и ищет поддержки, принятия и понимания у тех, кто его окружает.

    Подростковый возраст дается человеку, чтобы сформировать свою идентичность. При этом самооценка и Я-концепция еще неустойчивы, отвержение и критика переживается крайне болезненно.

    Тренинг по самооценке для подростков – это возможность в уютной и безопасной атмосфере приобрести и усвоить необходимые в жизни навыки.

    Как проходят наши занятия?

    Подростки будут участвовать в форум-театре, где смогут обсуждать, предлагать свои и услышать другие варианты выхода из проблемной ситуации; будут формировать свои приоритеты ценностей; познавать себя через арттерапию и ассоциативно-метафорические карты; смотреть и делать собственные видеопрезентации; отдохнут и наполнятся внутренней силой, благодаря техникам релаксации и визуализации; попробуют себя в роли лидера, выполняя групповые интерактивные упражнения.

    Наши занятия помогут ответить на вопросы «Кто я? Какой я? Чем отличаюсь от других?»

    Методы работы:

    Арттерапевтические техники, интерактивные методы, видеопросмотры, элементы психодраммы.

    В результате программы участники могут:

  • Сформировать здоровое представление о себе
  • Осознать свои личностные ресурсы и научится ими пользоваться
  • Разработать личную программу приёмов повышения самооценки
  • Улучшить коммуникативные навыки
  • Получить возможность выработать новые модели поведения
  • Получить возможность быть уважаемым, вовлеченным, принятым
    1. Актуализация и осознание собственных ресурсов
    2. Развитие положительного отношения к себе
    3. Гармонизация эмоционального состояния
    4. Формирование адекватной самооценки
    5. Развитие лидерских умений
    6. Самопринятие, формирование положительной Я-концепции

    Возраст участников:

    от 14 до 16 лет

    Длительность:

    Количество занятий:

    12 занятий по 2 акад. часа 1 раз в неделю

    Кто проводит?

    Наталья Кобринец, психолог Центра успешных отношений.
    Стаж работы 15 лет.
    Прошла обучение у шведских партнеров программе формированию лидерства среди подростков, является координатором международной американско-белорусской программы «SNOWBALL», направленной на формирование лидерства, профилактики ПАВ среди детей и молодежи.
    Легко устанавливает контакт с подростками, понимает их потребности и эмоциональный мир.

    72 рубля/месяц занятий

    Стоимость при оплате всей программы сразу — 200 рублей (Скидка 16 рублей!)

    с 15 сентября 2018, с 16.00 до 17.30 (12 занятий по 2 акад. часа по субботам)

    2-й пер Тимошенко, 3, вход возле 5 подъезда

    Тест на самооценку подростка

    Подростковый возраст считается самым сложным для ребенка. Очень часто родители начинают ссориться со своим чадом именно в этот переходный период. Иногда проблема возникает именно из-за самооценки. Поэтому мы предлагаем пройти тест на самооценку подростка, чтобы быть в курсе, что происходит с ребенком.

    Тест на самооценку подростка

    Пройти тест

    Многие специалисты считают, что самые большие изменения в поведении вашего малыша происходят в переходные периоды. Таких периодов бывает от трех за жизнь ребенка и более. Самым тяжелым считается подростковый период. Обычно в это время дети начинают замыкаться в себе. Они не подпускают к себе взрослых, часто всем недовольны и иногда у них падает самооценка. Тест личности может помочь в данном случае, но стоит отметить, что ребенок может не захотеть самостоятельно его проходить.

    Что даст тест для детей на самооценку?

    Многие родители не знают о том, что самооценка очень важна, а особенно если мы говорим про такие сложные периоды. Часто никто не обращает внимания на чадо и тем самым только усугубляет ситуацию. Если ребенок становится готом, панком или же чересчур увлекается другим направлением, обычно это свидетельствует о том, что у ребенка проблемы с самооценкой. Часто нехватка внимания родителей плюс неуверенность в себе приводит к тому, что дети начинают выделяться из общества с помощью различных нарядов или же причесок.

    Тест личности поможет вам разобраться в своем отпрыске. Вы сможете понять, что творится в душе человека, и станете ему ближе. Наш тест удобен тем, что он проходит достаточно быстро, но этого времени хватит, чтобы узнать результат, и при этом он будет точным. Лучше всего, если тест проходить будет сам ребенок, так как он сможет дать более точные ответы.

    Многие не понимают, что нужно делать, чтобы получить правильный результат. На самом деле все очень просто:

    • Вы заходите на наш сайт и открываете тест;
    • Отвечаете на ряд вопросов, которые даны;
    • Ждете пару секунд и получаете результат.
    • Есть тесты подобного рода и на других порталах. Но стоит сказать, что очень часто эти тесты неправдивые или же они платные. Поэтому стоит отдать предпочтение именно нашему сайту, так как у нас все просто!

      Подростковый возраст самооценка