У ребенка низкая самооценка

У ребенка низкая самооценка

Как определить заниженную самооценку у ребенка и как помочь ему чувствовать себя увереннее – рассказывает психолог Екатерина Сафонова.

психолог портала «Я — родитель»

Самооценка – это отношение человека к самому себе. Формируется она достаточно рано, ещё в дошкольном возрасте, но с взрослением претерпевает множество изменений. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Несмотря на то, что существует масса методик, выявляющих проблемы с отношением к себе самому, самооценка часто бывает ситуативной – любой человек в каком-то вопросе уверен в себе и своих силах, в каком-то – нет, это нормально и естественно. Как определить, адекватно ли оценивает себя ребенок, и нужно ли как-то вмешиваться в формирование детской самооценки? Давайте разбираться.

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый детский эгоцентризм. Малыши уверены, что мир крутится вокруг них, а никак не наоборот. Всем знаком яркий пример детского эгоцентризма, когда малыш, наблюдая Луну из окна автомобиля, сообщает, что Луна за ним следит. Детская психика пока устроена так, что ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии понять физических законов, поэтому вывод прост: Луна всегда видна лишь потому, что следит за ним. Такой эгоцентризм заложен в природе ребенка, поэтому не нужно его пугаться и пытаться исправить: в норме к 7 годам у малыша формируется произвольность, а эгоцентризм остаётся в детстве.

Для подростков же характерна заниженная самооценка, и это тоже объясняется возрастными особенностями. Подростки склонны преувеличивать (а то и вовсе выдумывать) телесные недостатки, размышлять о бренности бытия и о людях-пешках, тинейджеры часто отмечают, что их эмоциональный фон скорее депрессивный, нежели позитивный. Но есть и интересный механизм: в психологии традиционно завышенная самооценка (не применимо к дошкольникам) воспринимается как заниженная, но отягощённая защитными механизмами. Бравирующий подросток, заявляющий, что он властелин мира, на самом деле может быть глубоко в себе не уверен и, чтобы защитить самого себя от этих фрустрирующих переживаний, изображает из себя самоуверенного мачо. У тинейджеров обычно это временное явление, и оно проходит с наступлением нового возрастного периода.

В любом возрасте на детскую самооценку влияет несколько факторов: семья, отношения со сверстниками, успехи в учебе. Разница лишь в том, что в разные возрастные периоды для ребенка важны разные вещи, а значит и на формирование самооценки будет влиять разное. Например, в подростковом возрасте самым важным для детей является интимно-личностное общение, а значит в первую очередь самооценка будет зависеть от отношений со сверстниками. У младших школьников основное занятие – учеба, соответственно самооценка будет формироваться в зависимости от успехов в школе.

Итак, как понять, что у ребёнка проблемы с самооценкой?

Если мы говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте, следует обратить внимание на рисунки малыша. Если на них он себя всегда изображает внизу листа, рисует серым/черным цветом, либо не изображает вообще, то следует обратиться к психологу за более точным определением уровня самооценки.

Малышам также можно предложить пройти интересную методику. Нарисуйте ребенку простую лесенку:

Расскажите, что на самых верхних ступенях находятся самые «хорошие» дети, а на низких – самые «плохие». Предложите малышу изобразить себя на какой-либо ступеньке, а потом спросите, чем он руководствовался, выбирая для себя ступеньку. Наиболее неуверенные в себе вовсе отказываются выполнять это задание или ставят себя на самую низкую ступень.

Неуверенного ребенка всегда видно: он открыто говорит, что не уверен в себе и своих силах, безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых взрослых.

Если вы заметили такие симптомы у своего ребенка, то следует придерживаться нескольких правил:

Обязательно хвалите его.

Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Даже простое «Ты уже проснулся? Какой молодец!» утром помогут малышу сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, это миф, поэтому не бойтесь переборщить.

Избегайте сравнений ребенка с другими детьми.

«Маша получила 5, а ты – 3, не стыдно?» – как часто дети слышат подобные фразы в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.

В конфликтах избегайте перехода на личности.

Не «ты плохой!», а «ты нехорошо поступил, но я всё равно люблю тебя. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» — такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.

Чаще просите у малыша совета или помощи.

«Как ты думаешь, суп уже разогрелся?», «давай вместе протрём пыль, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку как к равному, как к уже сложившейся личности, тогда и он будет чувствовать это отношение и поверит в собственные силы. Но не переусердствуйте – внимательно отнеситесь к тому, о чем вы его просите. Не взваливайте на дошкольника ответственность за младшую сестру, а на подростка – за ваш материальный достаток.

Будьте осторожны с наказаниями.

Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.

Чаще говорите ребенку о своей любви.

Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.

Поддерживайте инициативу ребенка.

Это крайне важно делать в любом возрасте – для подростка, например, подавление инициативы является триггером девиантного поведения. Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.

Реагируйте сами на собственные успехи и неудачи адекватно.

Ребенок всегда равняется на родителей, а значит именно вы являетесь для него главным авторитетом. Если он видит адекватную реакцию, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Признаки низкой самооценки у детей

В общем случае признаки низкой самооценки у ребенка выражаются в следующих внешних проявлениях:

Застенчивость: Ребенок, страдающий низкой самооценкой чрезмерно застенчив, избегает встреч с новыми людьми или столкновений с новыми ситуациями. Нежелание видеть незнакомых людей иногда может иметь истерические проявления, что очень часто ошибочно определяется родителями как детские истерики. Родители должны понять, что такие проявления застенчивости – ненормальное явление. Естественно, детям свойственно стесняться, но если проявления этого чрезмерны до такой степени, что создают проблемы для взрослых и окружающих – нужно рассматривать это как предупреждающий сигнал.

Повышенное чувство опасности: Низкая самооценка приводит к неуверенности. Слишком сильное желание ребенка все время находится рядом со взрослыми, в буквальном смысле слова цепляясь за них и не отпуская ни на шаг, очень часто может быть признаком низкой самооценки. Таким способом ребенок пытается гарантировать себе, что рядом с ним постоянно кто-то будет, а значит – он защищен, к нему никто чужой не подойдет и не задаст ему какой-нибудь «страшный вопрос», например – «Как тебя зовут?».

Страх: Необоснованные страхи часто сопровождают низкую самооценку. Такие дети боятся пробовать что-то новое, потому что предполагают, что потерпят неудачу и заранее жалеют себя. Как правило, дети весьма беззаботны и редко дважды подумают, прежде чем прыгнуть с забора на землю или залезть на дерево. Но ребенок с низкой самооценкой может быть слишком осторожным и даже не пытаться участвовать в подобных приключениях.

Нерешительность: Это один из основных признаков низкой самооценки, который родители могут без труда распознать. Как известно, дети очень любопытны и любознательны, когда речь идет о том, чтобы пробовать все новое и экспериментировать. Но ребенок с низкой самооценкой будет откладывать ознакомление с чем-то новым «на потом». Например, получив в подарок новый велосипед, они долго будут отказываться учиться кататься на нем, или даже выходить с ним во двор. Это связано с тем, что дети с низкой самооценкой боятся провала и не могут принять отрицательный опыт. В результате они предпочитают вообще не предпринимать никаких попыток, чем потерпеть неудачу.

Пессимизм: Как уже говорилось, дети, страдающие низкой самооценкой, в душе глубокие пессимисты о часто жалеют себя, чуть ли не до слез. Прежде, чем попытаться что-то сделать, они уже знают, что ничего не получится. Родители часто могут слышать от них такие высказывания: «я неудачник», «у меня никогда ничего не получается» или «Вот видишь, я всегда говорил (говорила), что я не могу этого сделать».

Стремление к совершенству и излишнее усердие: Дети с низкой самооценкой в основном перфекционисты, потому что страх перед неудачей заставляет их пытаться достичь совершенства в том, что они выполняют и сделать так, чтобы выполненная ими работа ни под каким предлогом не могла быть подвергнута хоть самой малой критике. Но это очень редко удается, поэтому – либо страдания продолжаются, либо начатое дело, никогда не доводится до конца — «Я так и знала, что ничего не выйдет!».

Зависимость: Иногда дети с низкой самооценкой очень сильно зависят от своих родителей, предпочитают не заводить друзей и практически их не имеют, а, следовательно, все время проводят дома. Эти дети не могут самостоятельно принимать решения и чувствуют постоянную необходимость получать родительское одобрение или разрешение по любому, даже самому незначительному поводу.

Упрямство: Иногда, дети, страдающие от низкой самооценки, становятся демонстративно смелыми и упрямыми. Это происходит из-за их внутреннего стремления доказать обратное — они не бесполезны, все умеют и ничего не боятся. Но их бравада всегда демонстрируется «на публике». Они никогда не будут совершать безрассудные поступки, если их никто не видит или никто не узнает о том, что они сделали.

Все перечисленные признаки низкой самооценки, на первый взгляд, выглядят вроде бы естественно, и каждый родитель обязательно найдет похожие черты поведения в своем собственном детстве или у других детей. Но в том и заключается внимательность родителя, чтобы почувствовать, когда определенные модели поведения переходят границы нормальности, потому что игнорирование этого приведет к тяжелым последствиям для ребенка.

Чем раньше склонность к развитию низкой самооценки будет замечена, тем больше шансов никогда не дать ей расцвести пышным цветением. Несомненно, начинать нужно с выявления причин, которые могут способствовать развитию низкой самооценки у ребенка. Таких причин много, начиная с неправильного поведения родителей и до наличия в семье более успешного старшего брата или сестры.

Как только причины определены, их исправление не потребует больших усилий, но займет много времени и заставит запастись терпением родителей и всех членов семьи.

Что делать, если у ребенка низкая самооценка

Низкая самооценка у ребенка — неприятная новость для любой мамы. Ведь детки, не уверенные в своих силах, чувствуют себя неуютно при общении со сверстниками и взрослыми, а также хуже других учатся и тяжелее переживают неудачи. Естественное желание мамы — как можно быстрее решить эту проблему. Как распознать низкую самооценку и наиболее быстро и эффективно изменить ситуацию в лучшую сторону?

Признаки низкой самооценки у ребенка

Наиболее часто мама узнает о том, что у ребенка занижена самооценка, от детского психолога при поступлении в школу либо в период первых лет обучения. На самом деле вы можете заранее выявить и купировать проблему, достаточно понаблюдать за тем, как себя ведет и что говорит ваш ребенок.

Распознать заниженную самооценку у детей можно по таким фразам: «Я не сумею», «У меня ничего не получится», «Я не знаю». Также следует обратить внимание и на то, как малыш ведет себя в кругу сверстников. Дети, не уверенные в себе, могут быть как очень стеснительными и некоммуникабельными, так и наоборот — вести себя вызывающе. Бывает, что самые задиры и хулиганы только пытаются казаться такими, а внутренне испытывают беспокойство и неуверенность.

Выявить начало проблемы помогут и нехитрые психологические тесты. Можете попросить ребенка нарисовать себя. Этот рисунок может о многом рассказать: мрачные цвета, неказистый человечек — признак того, что поводы для беспокойства есть. Чтобы утвердиться в своих догадках, попросите ребенка сделать рисунок, на котором изображены все члены вашей семьи и он сам. Малыш страдает низкой самооценкой, если изобразил себя непропорционально маленьким.

Причины появления низкой самооценки у ребенка

Для того, чтобы найти способ устранения проблемы, нужно найти причины ее возникновения. Особенно подвержены низкой самооценкой дети, которые растут в неполных семьях либо у которых есть некоторые физические недостатки. Например, подобные чувства могут испытывать детки с заиканием, лишним весом, те, что носят очки или не выговаривают какие-либо буквы. К сожалению, их сверстники бывают очень жестокими и не имеют чувства такта, вот и придумывают обидные клички, что в итоге может вызвать и проблемы с самооценкой у вашего ребенка.

Но бывают случаи, когда сами родители виноваты в том, что ребенок потерял уверенность в себе. Иногда мама, раздосадованная тем, что у малыша что-то не получается, называет его неумехой либо говорит о том, что он несообразительный. С каждым разом ребенок все сильнее убеждается в своей никчемности и замыкается в себе. К таким же последствиям могут привести и чрезмерные запреты родителей или когда они своей опекой мешают малышу познавать мир. Например, ребенок увидел, как мама делает уборку, и пытается ей подражать, на что мама вместо поощрения начинает ругаться: «Ничего не умеешь, только грязь размазываешь!».

Как исправить пониженную самооценку у ребенка?

Первый и главный человек в жизни ребенка – это мама, именно она может помочь справиться маленькому человечку с неуверенностью в себе. Чаще хвалите малыша, акцентируйте свое и его внимание на успехах и достоинствах и старайтесь игнорировать неудачи. Если же по какой-то причине на неудачи не удается закрыть глаза, мягко корректируйте действия ребенка, при этом подбадривая словами: «У тебя все получится, ты молодец!».

Если у ребенка проблемы с учебой, то вместе делайте уроки. Рядом с мамой ему будет проще, ведь он чувствует поддержку. Когда же задание будет успешно выполнено, похвалите ребенка, акцентировав его внимание на том, что все самое тяжелое он сделал самостоятельно и вы им гордитесь.

Когда причиной заниженной самооценки у ребенка являются насмешки сверстников, нужно действовать более тонко. Выясните причину их насмешек и попытайтесь ее купировать. Например, если у ребенка лишний вес, то имеет смысл отдать его в спортивную секцию и скорректировать питание. Спорт добавит уверенности в себе, а со временем и вес придет в норму. Если ребенок не выговаривает какие-либо буквы, стоит начать водить его на сеансы к логопеду – в большинстве случаев такие дефекты достаточно легко устраняются. Если же физический недостаток вашего ребенка невозможно исправить, то превратите его в достоинство либо акцентируйте внимание вашего малыша на достоинствах, перекрывающих недостаток.

Также помочь ребенку сблизиться с ровесниками и стать авторитетнее в их глазах помогут интересные праздники, организованные в его честь. К примеру, устройте ему незабываемый день рождения, пригласив на него всю детвору. Причем пусть развлекают детей профессиональные аниматоры, одетые в костюмы любимых героев фильмов или мультиков. И последний совет: никогда не жалуйтесь на проблемы при ребенке, не принижайте свои достоинства и не ругайте свою жизнь. Малыш ведь во всем нас копирует!

5 признаков, что у вашего ребенка низкая самооценка

Как повысить самооценку ребенка? Мы можем думать, что достаточно хвалить ребенка, чтобы сформировать у него уверенность в себе, но этого бывает не достаточно. Как бы мы ни болели за наших детей, их самооценка может быть заниженной.

Наша обязанность в воспитании детей, как родителей, — вовремя заметить признаки того, что у ребенка низкая самооценка, понять, откуда взялась неуверенность в себе и помочь ему справиться с этой проблемой. Обратите внимание на 5 самых кричащих признаков того, что у вашего ребенка низкая самооценка.

Ребенок не воспринимает комплименты

Дети с низкой самооценкой не могут принять комплимент, потому что они не верят, что это правда. Они, реагируют на похвалу, не соглашаясь, отрицательно качая головой, или вращая глазами (или, в некоторых случаях, все вместе).

Ребенок уклоняется от вызова

Ваш ребенок пытается избежать задачи, даже не пытаясь решить ее? Или отказывается при первых признаках неудачи? Это, как правило, сигнализирует о том, что у ребенка страх неудачи, к которому приводит низкая самооценка. Объясните ребенку, как стать уверенным в себе. Об этом мы писали в статье Как помочь ребенку повысить самооценку.

Ребенок застенчивый

Конечно, не каждый ребенок должен быть заводилой, но иногда застенчивость может быть признаком большей проблемы. Ребенок, который остается в стороне от общества, может делать это из-за беспокойства, что другие будут говорить или делать. Эта черта может также появиться из ниоткуда, поэтому обратите внимание, если ваш ребенок начинает избегать друзей или занятий, которые ему когда-то нравились.

Ребенок слишком самокритичен

Это может показаться очевидным, но это все же стоит отметить. Хотя низкая самооценка является более заметной в возрасте 10-12 лет, у младших детей также может возникать самокритичность. Если ваш ребенок постоянно критикует свою внешность, интеллект, или личность, возможно, пришло время, чтобы вмешаться и подумать, как повысить самооценку.

Ребенок запугивает своих сверстников

Мы привыкли думать, что у кого-кого, а у хулиганистых детей уверенность в себе – главная черта. В конце концов, они ходят с высоко поднятой головой, и их не волнует, что думают другие. Однако в большинстве случаев они ведут себя агрессивно из-за низкой самооценки.

По материалам popsugar.com

Последние новости:

Беременность и роды

От рождения и до года

От 1 до 6 лет

От 9 до 16 лет

Полезные ссылки

или
войти с помощью:

СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу [email protected], с указанием своего почтового адреса.

На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

Низкая самооценка у ребенка – последствия

Как помочь ребенку с низкой самооценкой?

«И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растёт» – считает Рабиндранат Тагор. Только стебелёк травы об этом даже не задумывается, чего он достоин, а чего нет, как не задумывается об этом всё в природе – и малое и большое. Он не оценивает себя, а растёт себе и растёт, выполняя своё предназначение. Наверное, проблемы с самооценкой свойственны лишь человеку. Видимо, такова плата за ум, за высокую способность анализировать, сравнивать, делать субъективные выводы, улучшать. Часто в ущерб чувству. Парадокс: в погоне за своей значительностью мы теряем собственную значимость. И начинается это смятение в жизни человека очень рано, до обидного рано. Низкая самооценка у ребёнка – это тема для серьёзного разговора и размышлений, а также повод для кропотливой работы. Потому что все нерешённые проблемы детства не исчезают никуда, они рюкзачком, тяжёлым или не очень, висят на плечах человека всю жизнь. Не лучше ли снять этот рюкзачок поскорее?
Самое интересное, что дети никогда не рождаются с низкой самооценкой. Они себя не оценивают, а просто живут, приспосабливаясь к миру или же пытаясь приспособить мир к себе. Оценивать и сравнивать начинают родители с «доброй» подачи нормативов – медицинских, педагогических и психологических. И тут же следом возникает эмоция – либо гордости и восхищения своим «продвинутым» чадом, либо досады на отстающего и страха за его будущее. Эмоция рождает действие, часто суетливое: скорее-скорее начинаем заниматься, развиваться, питаться и т.д. чтобы догнать, или наоборот – раз уж мы такие ранние, то заглянем-ка мы дальше в нормативы, что там пишут про более старший возраст? Чуть позже к сравнению и анализу малыша приступает общество – детский сад и школа. Иногда бестактностью и прямолинейностью взрослых и жестокостью сверстников довершают расшатанное равновесие. Если с обществом ничего не поделаешь и это вполне нормально, то дома, в семье вполне можно сделать «прививку» против низкой самооценки, которая как раз и поможет адекватно и с достоинством принимать неприятные царапины внешнего мира, а иногда и противостоять каким-то его проявлениям.

Низкая самооценка – штука опасная, особенно в детстве. Опаснее даже, чем завышенная, в этом-то случае жизнь неминуемо скорректирует процесс, правда, порой весьма болезненно. А недооценивая себя, не принимая самого себя, как единицу мироздания, маленький человек включает программу самоуничтожения. Которая медленно, но верно раскачивает баланс. Низкая самооценка – это почва для страхов всей видов и мастей, замкнутости, неспособности видеть хорошее в людях и в себе, неумения радоваться. Это зародыш зависти, ревности, озлобленности и уныния. В подростковом возрасте в самый неожиданный момент всё это может прорваться в такой шторм, что и обломки собрать будет непросто.

Ни в коем случае не хочу пугать, но на память приходит яркий пример из литературы – «Преступление и наказание». Тихий омут стал неуправляемым. А мотив помните? Доказать себе и всем, что «право имею», что я не «тварь дрожащая», а человек. Это, конечно, крайне болезненное проявление, вывороченное наизнанку и совершенно неадекватное, но в зерне, в основе всё та же проблема с самооценкой.

Что делать, если у ребёнка низкая самооценка? Работать над собой прежде всего родителям. «Истинное воспитание ребёнка – это воспитание самих себя», – Ш. Амонашвили. И это действительно так.

Учимся безусловной любви. Вроде бы всё понятно – принимаем и любим. Это не сложно, ведь речь идёт о родном ребёнке, о своей кровиночке. Но невелик шаг от безусловной любви к культу и попустительству, часто эти дорожки путаются. Безусловная любовь – родник питающий и дающий возможность и свободу расти и развиваться. Она не слепа, она способна направлять и останавливать, если нарушаются законы любви и нравственности. Безусловная любовь не раздражается, не досадует, не обижается.

У каждого из нас есть какие-то недостатки. Учимся сами (и тем самым учим детей) воспринимать их как бы со стороны: да, они (недостатки) мои, но они – не я. Они не прилипают ко мне намертво, всё можно изменить при желании.

Учимся видеть свою неповторимость и уникальность. Пусть есть миллионы людей с похожей внешностью и схожим характером, с такими же радостями и мечтами, проблемами и вопросами. Пусть многие из них талантливее в чём-то во сто крат. Но сочетание всех этих качеств, их пропорции – это уникально в каждом человеке, другого такого человека нет нигде! Это ли не чудо? А рядом с нами такие же неповторимые и уникальные люди.

Похвала. Хвалим своего ребёнка от души, а точнее – из души. Ищем и находим хорошее. Похвала должна рождать радость и доверие, быть стимулом для дальнейшего движения, а не точкой в каком-либо действии. Она должна быть искренней, в этом деле подвох чувствуется очень тонко и воспринимается очень остро. А чтобы похвала была не «понарошку», жизненные задачи у ребёнка должны быть по силам, но на потолке его сегодняшних возможностей. Конечно, не всегда есть возможность «фильтровать» эти самые задачи, иногда жизнь предлагает их совсем не по возрасту. Но это уже другая тема.

Когда-то давно попалось на глаза сравнение жизни с симфонией. Весь мир играет эту многоголосую оркестровую симфонию, а жизнь каждого существа – это нота. Короткая или длинная, тихая или пронзительная, высокая или низкая. Она нужна миру именно такая, какая она есть! И нет в этой симфонии ненужных или не важных нот. Казалось бы, попробуй услышать свой голос в этом Произведении – может быть, в этом и смысл жизни, и счастье?
Автор: Юлия Белка

У ребенка низкая самооценка