Профилактика семейных конфликтов с детьми

Предотвращение и разрешение семейных конфликтов.

Возникает вопрос: можно ли избежать семейных конфликтов, не доводя их до хронического состояния? А если все же конфликт возник, какие меры следует предпринять, чтобы нейтрализовать его психотравмирующее воздействие на членов семьи, и прежде всего на детей?

Разногласия в любой семье неизбежны, потому что в ней бок о бок живут люди с разными потребностями, взглядами и интересами и, наконец, с разными индивидуально-психологическими и личностными особенностями. Поэтому научиться находить оптимальные варианты разрешения семейных трудностей, задач и проблем, не ущемляя достоинства друг друга. А это не так просто сделать. Рассмотрим несколько типичных вариантов завершения конфликтов, которые не всегда приводят к положительным результатам.

  • Принуждение (наиболее распространенный) — волевое навязывание такого решения, которое устраивает лишь инициатора конфликта. Такой авторитарный прием имеет неблагоприятные последствия: ущемляются права членов семьи, унижается из достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.
  • Конфронтация. Никто из участников конфликта не принимает во внимание позицию другого, накапливается негативизм отношений, дело доходит до личных оскорблений, общие интересы семьи отдвигаются на второй план, а у её членов нарастают стрессовые состояния.
  • Уход от разрешения возникшего противоречия. В целом такой прием нельзя признать правильным: конфликт остается, а развязка оттягивается. Однако положительно здесь то, что появляется время для обдумывания претензии, для принятия решения.
  • Сглаживание конфликта. Это позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений, но не всегда.
  • Компромисс (самый приемлемый выход из конфликта) – открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения. Здесь обязательны равенство прав и обязанностей, откровенность требований, взаимные уступки.
  • Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликта:

    — сужение «площадки» спора до минимума,

    — управление отрицательными эмоциями,

    -стремление и умение понять друг друга,

    -осознание того, что в споре почти всегда нет правых,

    -умение и стремление супругов решать конфликт с позиции доброты, недопустимость приклеивания ярлыков друг другу,

    Традиционный вопрос «кто виноват?» стоит заменить другим «как нам быть?», следует почаще использовать юмор и всегда помнить, что спор должен вестись во имя единения.

    Чешский психотерапевт С.Кратохвил предложил своеобразную супружескую тактику, такую форму коммуникации с партнером, следование которой способствует предупреждению возможных конфликтов, напряженности в отношениях, конфронтации и ссор. В частности, он рекомендует использовать позитивные формы поведения, предполагающие подавление агрессивных чувств или, по крайней мере, их внешних проявлений.

    Для того чтобы иметь хорошие отношения с брачным партнером, необходимо интересоваться его мнением, его увлечениями, познать не только его положительные качества, но и попытаться понять его слабые стороны – словом узнать и познать его.

    Тому, кто интересуется лишь собственными проблемами, трудно контактировать с людьми, естественно, со своим спутником жизни. Понимание значительно сокращает число поводов к проявлению агрессии.

    Умение слушать обеспечивает хороший контакт с людьми и часто бывает более ценным, чем умение говорить. И семья не исключение. Например, обрушившийся на только что вернувшегося с работы мужа шквал слов жены о последних соседских новостях, о непослушании детей, о нехватке какой-то вещи в гардеробе вряд ли будет способствовать установлению благоприятного микроклимата в семье. В подобной ситуации мужу остается только молчать и сосредоточиться на своих мыслях, которыми он также надеялся поделиться с женой. Тактичная жена сначала позволит высказаться мужу и внимательно выслушает его, а потом ненавязчиво расскажет ему о своих делах и проблемах.

  • Говорить о том, что интересует партнера.
  • Часто бывает недостаточно только внимания слушателя. Говорящий должен чувствовать, что собеседник не только слушает, но и следит за ходом его мысли, понимает его. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы супруга интересовало содержание беседы.

  • Не злоупотреблять критикой.
  • Часто критика бумерангом возвращается туда, откуда она вышла. Критика должна включать и позитивные элементы, она не должна задевать достоинства партнера, а скорее подталкивать его к самокритике. Не следует делать критические замечании в форме нападок. Критика не должна быть прямой: критикуя партнера, необходимо одновременно похвалить в нем что-то положительное.

  • Быть осторожней с приказами.
  • Большинство людей не любят, когда им кто-то приказывает, напоминает об их обязанностях, особенно это касается супружеских отношений, брака, где партнеры чувствуют себя равными. Чтобы избежать сопротивления приказам, следует облечь их в форму вопроса или просьбы о помощи.

    Если своевременно понять свои ошибки и исправить их, то ссоры или конфликта может и не быть. Когда мы добровольно признаем своей ошибкой то, что вообще ошибкой не является, мы можем успешно овладеть конфликтной ситуацией.

    • Помнить, что стоит за похвалой.
    • Обычно мы ругаем то, что нам не нравится. Когда же нам что-либо нравится, мы чаще всего молчим. Если мужу по вкусу блюдо, подготовленное женой, он ест его молча, а когда еда ему не нравится, он начинает высказывать претензии. В супружеской тактике должно быть все наоборот. В разговоре целесообразно слегка идеализировать партнера, говорить о нем так, если бы он уже стал таким, каким мы хотели бы его видеть.

    • Войти в положение другого.
    • На каждый вопрос каждый из нас смотрит под своим углом и видит их по своему. Например, муж опоздал на ужин, к которому жена давно ждет его. Он, усталый, нервный, сосредоточенный на своих мыслях, отодвигает недоеденный ужин. Обиженная жена уходит в свою комнату, между супругами нарастает напряжение. Жена думает, что муж невнимателен по отношению к ней. Она не знает, что на работе у него было много хлопот и дел которые не выходят у него из головы, а он не догадывается, что жена хотела сделать ему приятный сюрприз в виде вкусного ужина в спокойной милой обстановке, полагая, что доставит ему удовольствие. Если человек пытается поставить себя на место другого, постарается понять ситуацию и переживания партнера, он будет более терпим к нему и найдет правильный выход, что позволит избежать конфликтов.

      Деструктивная ссора не решает возникшей проблемы, а лишь усиливает напряженность и чувство несправедливости. Принцип «не ссориться» вовсе не предполагает полного молчания, он означает «быть выше ссоры», участвовать в разговоре, но при этом не противоречить тому, что говорит партнер. Если мы начинаем возражать партнеру, повторяя « ты не прав», «это твоя вина», мы как бы даем ему понять, что он глуп или плох, а мы сообразительнее и лучше, а это никому не приятно. Тем самым мы затрудняем принятие вашего мнения, даже если оно правильное.

      Приветливая улыбка диаметрально противоположна конфликту. В присутствии добродушно улыбающегося человека у других пропадает желание ругаться и ссориться, скорее возникает доброжелательное отношение. Настроение легко передается. Если вы будете улыбаться партнеру, то можете быть уверены, что и он вам ответит улыбкой. Приветливость и доброжелательность одного вызывают аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение.

      Американские психологи Ян Готлиб и Кэтрин Колби предлагают ряд советов, как избежать деструктивных ссор супругов, иметь возможности примирения и углубления гармонии.

      о психологии, мужчинах, женщинах, отношениях, любви, семье, здоровье, кулинарии и не только…

      Рубрики сайта

      Профилактика конфликтов в отношениях родителей и детей

      Буквально на днях мы с вами дорогие читатели блога Он и Она рассматривали причины конфликтов в семье. Сегодня хочу предложить не менее важную, а если уж совсем откровенно, то, наверное, одну из главных тем – конфликтов между родителями и детьми. Как известно лучшее лечение “заболевания” – это его профилактика. Вот и конфликты, есть некая степень болезненности в отношениях. Как вы понимаете, вид, и степень конфликта зависит, конечно, от возраста ребенка.

      Рассмотрим сначала общие профилактические направления в конфликтах родителей с детьми. Итак, профилактика конфликтов в отношениях родителей и детей .

      повышение уровня педагогической культуры родителей, позволяющей знать и учитывать особенности возрастного развития ребенка, его эмоциональных состояний;

      адекватное распределение трудовых обязанностей, основание традиции взаимопомощи, формирование совместных увлечений, позволяющих выявить возможные противоречия и найти пути их разрешения;

      сказали – сделали – словесные требования должны соответствовать воспитательному процессу;

      обязательная заинтересованность внутренним миром ребенка, его проблемами, переживаниями, эмоциями, увлечениями и т.д.

      Вот, пожалуй, самые общие рекомендации по профилактике конфликтов в отношениях с детьми, применимыми в принципе для любой возрастной группы.

      Конструктивному разрешению конфликтов с маленькими детьми могут способствовать следующие моменты:

      помните всегда об индивидуальности ребенка;

      каждая новая ситуация требует нового взгляда и решение – не забывайте об этом;

      старайтесь понять, что требует ваш ребенок;

      для того чтобы произошли перемены – нужно время, об этом необходимо помнить;

      если ваш ребенок вам противоречит – воспринимайте это как факторы нормального развития;

      для того, чтобы вас услышали – будьте постоянными;

      как можно чаще предлагайте альтернативные выборы;

      конструктивное поведение не забывайте одобрять;

      для того, чтобы изменить ситуацию пытайтесь искать совместные пути выхода из нее;

      пытайтесь уменьшать количество “нельзя” на “можно”, в пределах разумного конечно;

      если наказываете – не забывайте о справедливости;

      логически аргументируйте свое решение наказать, объясните ребенку негативные стороны и последствия его проступка;

      поощряйте ребенка морально, а не материально;

      подавайте пример своим положительным примером в поведении;

      не забывайте о легкости переключения внимания у ребенка.

      Помните о самом главном – должно быть так, что на первом месте в вашей семье будут задачи связанные с воспитанием и заботой о ребенке. И тогда ребенок всегда будет центром и смыслом в супружеских отношениях, а не их помехой.

      Профилактика семейных конфликтов с детьми