Ребёнок не хочет ходить в школу как помочь

Оглавление:

Что делать когда ребенок не хочет ходить в школу

Почему ребёнок не хочет идти в школу, какие причины вызывают нежелание ребят младшей, средней и старшей школы переступать порог класса 1 сентября и что влияет на нежелание первоклашек познать особенности обучения в школе? Об этом ниже.

Выделяют несколько основных причин, влияющих на нежелание детей ходить в школу. Пока остановимся на ребятах, которые уже являются учениками и знают, что их ждет за порогом школьных дверей.

Итак, основные причины негативного отношения ребёнка к школе:

  • проблемы с успеваемостью;
  • конфликты с учителями;
  • непонимание одноклассников;
  • конфликты со старшеклассниками;
  • боязнь показаться на фоне более успешных учеников неудачником;
  • усиленная нагрузка.
  • В большинстве случаев именно эти причины вызывают у ребёнка острое нежелание продолжать учебу с наступлением нового учебного года. Однако детские психологи уверены, что родителям под силу помочь детям справиться с трудностями и по-другому посмотреть на процесс обучения в школе. Как это сделать? Ниже простые советы.

    Проблемы с успеваемостью

    Для начала родители должны дать понять ребёнку, что оценки ни при каких обстоятельствах не повлияют на их отношение к нему. Чувствуя поддержку и понимание взрослых, ребёнок научится спокойнее относиться к школьной оценке знаний, повысит собственную самооценку и сможет найти способ улучшить успеваемость.

    Важно, чтобы родители не ограничивались только словесной поддержкой любимого чада, но также обязательно нашли время побеседовать с учителями по поводу его успеваемости. Необходимо понять, что именно вызывает сложности в процессе усвоения нового материала: возможно, ребёнок невнимателен, плохо воспринимает новую информацию, много пропускает либо просто уклоняется от выполнения задаваемых на дом заданий.

    Улучшить ситуацию в любом случае поможет участие взрослых в процессе обучения. Родители могут помогать ребёнку с выполнением заданий сами, а могут нанять для него репетитора, с помощью которого он сможет догнать и даже перегнать одноклассников.

    Имея проблемы с неуспеваемостью ребёнка, стоит помнить главное: нельзя ругать его за плохие оценки и обязательно поощрять за хорошие.

    Сложные отношения с учителями

    Если проблема в назревшем конфликте с учителем или даже с несколькими учителями, нужно постараться разобраться в ситуации. Важно, чтобы родители, не подрывая авторитет учителя, смогли донести до ребёнка, что критика, пусть и не всегда конструктивная, должна восприниматься им спокойно.

    Учитель имеет право на свое мнение, тогда как такое же право имеет и ученик. Взглянув на ситуацию с философской точки зрения, можно будет успокоить ребёнка и научить его смотреть на конфликты шире, без обиды и раздражения.

    Серьёзные конфликты, пагубным образом влияющие на обучение ученика в школе, обязательно должны стать сигналом для встречи родителей с педагогом. Переговоры с участием трёх сторон в большинстве случаев помогут найти правильное решение и выход из ситуации.

    Непонимание одноклассников: как помочь?

    Если причина неприязни ребёнка к школе кроется в плохих отношениях с одноклассниками, то стоит постараться решить проблему как можно раньше, не допуская её усугубления. Родителям следует постараться разобраться в причине конфликта, объяснить чаду, что ему совсем не обязательно нравится каждому и дружить со всеми.

    Для того чтобы чувствовать себя в классе комфортно и приятно, достаточно будет выбрать несколько одноклассников со схожими интересами, с которыми можно завязать дружбу или приятельские отношения.

    Если у ребёнка откровенные сложности с коммуникабельностью, стоит проконсультироваться со специалистом, который деликатно поможет ему выбрать правильную линию поведения.

    Конфликты со старшеклассниками

    В школе конфликты между учениками разных возрастов — достаточно частое явление. Если главная причина нежелания ребёнка идти на занятия заключается именно в этом, стоит срочно побеседовать с классным руководителем, который должен будет принять меры.

    В свою очередь задача родителей — объяснить ребёнку, насколько важно для него научиться избегать конфликтных ситуаций и не реагировать на разного рода провокации, в том числе и старших товарищей. Обидные прозвища, подначивания — всё это неприятно, но чем больше ученик реагирует на обидчиков, тем больше они получают от этого удовольствия.

    Как правило, беседа обеих сторон конфликта с классным руководителем помогает решить проблему, в противном же случае ребёнку придется научиться не реагировать на насмешки, сохраняя чувство собственного достоинства.

    Боязнь показаться неудачником на фоне более успешных учеников

    Еще одна фобия школьников — это страх перед более успешными и популярными одноклассниками. В этом случае решением проблемы может стать только общение — с родителями, с классным руководителем, при необходимости с психологом.

    Очень важно, чтобы ребёнок понял — он не нуждается в сравнении с другими детьми, он уникален и по-своему одарён и перспективен. Главное — вера в себя и в свои силы, а также желание развиваться, и никакие пока ещё более значимые успехи некоторых одноклассников не должны этому помешать.

    Необходимо, чтобы родители внушили чаду, что единственный, с кем уместно себя сравнивать — это с собой же, только несколько часов, дней или лет назад. Тогда, учитывая собственные маленькие и большие победы и поражения, ребёнок сделает правильные выводы и избежит повторных ошибок.

    Усиленная нагрузка в школе

    Серьёзная причина нежелания ребёнка идти в школу — это несоответствующая его возрасту и готовности учебная нагрузка в школе. В таком случае единственно правильным вариантом станет разгрузка ученика (отказ от дополнительных занятий и репетиторов, кружков и секций) либо смена школы.

    Достаточное количество отдыха и возможность посвятить время любимому занятию вернёт ученику интерес к учёбе и школьной жизни в целом.

    Общие советы родителям

    Важно, чтобы родители принимали участие в жизни ребёнка, в том числе и в школьной, прислушивались к его мнению и вникали в его проблемы. Школьные собрания, беседы с учителями необходимы не столько для обеспечения контроля над поведением чада, сколько для понимания того, что происходит в стенах школы, когда самых близких нет рядом.

    Общение с ребёнком, помощь в выполнении домашних заданий, планирование правильного режима сна, отдыха, питания и посещения дополнительных кружков и секций помогут не допустить развития проблем, влияющих на нежелание ученика продолжать учёбу.

    Негативное отношение первоклассника к школе, его причины

    Нежелание учиться и посещать школу возникает не только у учеников младшей, средней или старшей школы. Протестуют против школы и дети 6-7 лет, не имеющие абсолютно никакого опыта учёбы, но уже столкнувшиеся со страхом перед обучением в новой для себя обстановке. Чаще всего страх у малышей вызывают:

    • необходимость расставания с родителями и знакомства с новыми людьми;
    • негативный опыт старших товарищей, сестёр или братьев;
    • неуверенность в своих силах.

    Независимо от причины, вызывающей негативное отношение к школе ещё до знакомства с процессом обучения, родителям нужно постараться внушить ребёнку, что его ждут только приятные знакомства, новые интересные знания, поддержка и понимание учителей. Скрасить тревожный момент подготовки к школе поможет совместная покупка школьных принадлежностей, школьной формы, нового яркого рюкзака.

    Если малышу очень страшно, перед началом учебного года можно побывать с ним в школе, посетить будущий класс, познакомиться с учителем. Будет хорошо, если в одном классе с первоклассником будут учиться знакомые по садику или двору дети.

    Важно понимать, что период адаптации к школе с присущими ему проблемами, страхами и тревогами — это неизбежное явление, такое же, как и в случае с адаптационным периодом в дошкольном образовательном учреждении. Нужно запастись терпением и помочь малышу как можно быстрее справиться со сложным периодом в его жизни.

    Что касается старших товарищей, братьев, сестёр и их негативного опыта, внушающего страх первокласснику перед школой, то здесь опять же поможет разъяснительная и доверительная беседа.

    Родители должны объяснить дошкольнику, что бывает так, когда у кого-то в школе возникают сложности, но это не значит, что нужно считать их непреодолимыми и тем более неизбежными. Каждый ученик идёт по своему пути, и будущий первоклассник должен усвоить это сразу.

    Как облегчить жизнь будущему первокласснику

    Чтобы ребёнок, имеющий страх перед школой, быстрее справился с адаптацией, стоит позаботиться о его психологической подготовке. В этом может помочь детский психолог, родители, старшие дети, имеющие опыт обучения в общеобразовательной школе.

    Родители должны понаблюдать за готовностью малыша к школе, обращая внимание на его умение концентрироваться на одном задании в течение определённого времени, на развитие мелкой моторики и навыков начального чтения и письма.

    Важно, чтобы малыш был ознакомлен с основными правилами поведения в школе и классе во время урока, обладал элементарными навыками коммуникации.

    Первый учитель в жизни первоклассника

    Главный совет родителям — выбирайте для первоклассника не школу и не класс, а учителя! Именно учитель поможет малышу полюбить процесс получения новых знаний, проявлять терпение и усердие в учёбе, строить дружеские отношения с одноклассниками. Помните, что от контакта ребёнка с учителем будет зависеть его комфорт и успеваемость в младшей школе.

    Важно, чтобы родители поддерживали авторитет учителя в глазах ребёнка, не позволяя себе грубые высказывания в его адрес. Только в этом случае малыш будет питать уважение и доверие к педагогу.

    С младшим школьником особенно важно вести постоянные беседы о том, для чего ему нужно учиться, что ему даст образование в будущем, придумывать варианты будущих профессий. Мотивируя таким образом малыша, взрослые привьют ему настоящую и продолжительную любовь к учёбе.

    В заключение отметим, что даже если ребёнок не хочет идти в школу (не важно, в каком он классе), нужно стараться мотивировать его продолжать обучение и получать от этого удовольствие, решая его проблемы по мере поступления в тандеме с классным руководителем.

    Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу?

    Обучение без школы — семейное обучение, экстернат и другие варианты

    Хорошо, если ребёнок ждёт начала учебных занятий. Да, и такое бывает. У меня старшая дочка до шестого класса с нетерпением ждала начала занятий. А что делать, если Ваш ребёнок не хочет идти в школу? И не просто не хочет, а уже готов демонстрировать родителям по утрам симптомы всех известных ему болезней, только бы не идти в школу. Какие есть варианты у родителей?

    В этой статье хочу поделиться полезной информацией. И дать несколько советов, как мама двух дочек, да ещё и с психологическим образованием:) Советы основаны на личном опыте.

    Сначала рекомендации для профилактики возможных проблем.

    Первая рекомендация

    Разрешайте ребёнку не ходить в школу, если он грустный, заболевает, выражает явное нежелание. Никакого давления «Как же ты пропустишь уроки?! Ты отстанешь от одноклассников! Как же ты догонишь?» Мои дочки изначально знали, что возможность пропустить занятия есть. Конечно, спокойно поговорить с ребёнком и выяснить причину нежелания — обязательно. Ведь это может быть непонимание материала, просто ссора с другом, а может и затянувшийся конфликт с учительницей. Постарайтесь разобраться с причиной отказа посещения школы. В труднопонятных случаях обратитесь к психологу.

    Если ребёнок будет уверен, что вы представляете его интересы, то тогда у него не будет необходимости вызывать болезни или их симптомы для оправданного пропуска уроков.

    Вторая рекомендация

    В некоторых школах уже ввели каникулы каждую пятую неделю. Возьмите себе на заметку. Пропущенные три-пять дней двоечником Вашего сына или дочку не сделают. Не преувеличивайте. Примите такое решение и объясните его ребёнку. Лучше, если ребёнок будет заранее знать о таких разрешенных каникулах. Его организм будет рассчитывать свои силы. Особенно это важно во второй, третьей четверти: когда световой день короткий. И когда усталость накапливается быстрее, чем в другое время года.

    Третья рекомендация

    Можно взять в детской поликлинике справку о щадящем режиме. Такая справка даёт право официально пропускать один учебный день в неделю. Справка может содержать любой диагноз. Тут можно просто договориться с врачом. Например, я своей младшей дочке брала такую справку с конца второго класса с диагнозом «нарушение осанки».

    Отдаете учителю, объясняете ей смысл этой справки, выбираете день, когда ребёнка не будет в школе. Слова говорите правильные: «В этот день ребёнок занимается дома, посещает врача, делает какие-то специальные процедуры (гимнастика, массаж и т.д.)» И ребёнок будет знать, что в этот день он не просто «ничегонеделает», а учится дома, учится учиться.

    Это были советы по профилактике различных болезней ребёнка, в основе которых может лежать стресс от посещения школы. Теперь предположим, что ваш ребенок категорически отказывается идти в школу. Что делать в этом случае?

    Вы можете перевести его на семейное обучение. То есть учить ребёнка дома самостоятельно. Как это организовать? Вы пишите в своей школе заявление на имя директора. Причин отказать вам — нет. А есть документы, регламентирующие все моменты семейного обучения.

    Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 года №225.
    «В целях реализации Закона Российской Федерации «Об образовании», предусматривающего необходимость расширения прав и возможностей граждан на получение общего образования и предоставляющего возможность обучающимся достичь необходимого образовательного уровня в избранной ими форме обучения, приказываю:
    1.Утвердить:
    1.2.Примерное положение о получении образования в семье (приложение 2)»

    Моя вторая дочка на семейном обучении была в четвертом классе. Весь учебный год. Она захотела сама учиться дома, так как видела домашнее обучение старшей сестры.

    Я читала, что все родители, которые хотят перевести своих детей на семейную форму обучения сталкиваются с огромным сопротивлением со стороны школьных структур. Аргумент один — «Вы не профессионалы, вам не обойтись без учителей». Но это не обязательно. В нашем случае директор совершенно спокойно отнеслась к нашему решению, а вот учительница не могла понять «почему?» мы так сделали. И некоторые вопросы наших взаимоотношений мы выяснили до нового года.

    Как проходило обучение чисто организационно? Мы по всем предметам занимались дома самостоятельно. С учительницей договорились, что будем приходить на контрольные работы, диктанты. Чтение отвечала на уроках. Предметы «Музыка», «Окружающий мир» дочка сдавала рефератами. Ей очень нравилось искать материал для них. Она научилась пользоваться интернетом, энциклопедиями. Мы с ней ходили в музеи по определенной тематике. Потом с интересом рассказывала на уроках своим одноклассникам.

    Я общалась с одной мамой мальчика, находящего на семейном обучении и вот, как у них было всё организовано. Она написала заявление, всё оформила официально, и ей ещё государство выплачивало деньги. В разделе 4. Приложения 2. «Финансовое обеспечение семейного образования» говорится о том, что «родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждение, определяемых федеральными нормативами».

    Сдавали они только контрольные по предметам «Математика», «Русский язык», «Чтение». Остальное изучали самостоятельно, без промежуточных и итоговых аттестаций.

    Если Вы не очень представляете, как будете доказывать директору, учителям необходимость семейного обучения, а ребёнка из школы забрать нужно, то у вас есть возможность «домашнего обучения» Такая форма обучения возможна для детей, представивших медицинскую справку, подписанную тремя врачами, заверенную главврачом детской поликлиники. При такой форме обучения учителя приходят заниматься домой к учащемуся. Им, кстати, за это доплачивают. Поэтому и требуется медицинское обоснование таких расходов на зарплату.

    Как было в моей семье? У старшей дочки резко упало зрение к восьмому классу. Я взяла справку о домашнем обучении. Обошла всех учителей и переговорила с каждым. Отношение к моей дочке было хорошим всегда. Учителя с пониманием отнеслись к ситуации. Дочка выбрала уроки, на которые ходила в школу с классом: русский язык, алгебра, химия, физика. По остальным предметам занималась самостоятельно и посещала консультации учителей-предметников. Сдавала сочинения, рефераты, и всё, что положено. Физкультура и основы безопасности жизнедеятельности при домашнем обучении не сдаются. Такая форма обучения подготовила её к экстернату в старших классах.

    Что такое экстернат?

    «Приказ Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000г. №19884. Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната. В целях обеспечения граждан Российской Федерации на выбор формы получения общего образования приказываю:
    1.Утвердить:
    1.1.Положение о получении общего образования в форме экстерната (приложение №1)
    1.2.Форму справки о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении (приложение №2)

    В жизни «экстернат» — это когда человек, не имеющий среднего образования приходит в ближайшую школу и говорит: «Хочу сдать экзамен за среднюю школу». Для него собирают комиссию и организуют экзамены . Сдаются они бесплатно.

    Если в рекламе вы читаете, что экстернат стоит ХХХ рублей в месяц, то это означает, что вы подпишете договор в школе на платные дополнительные услуги по образованию. Как у нас с дочкой и было. И по установленному графику дети посещают занятия по разным предметам. Называется это консультациями.

    Положительные результаты всех вышеописанных моих действий. Первое- это здоровье, здоровье и ещё раз здоровье дочек. Второе — это развитие самоорганизованности, самостоятельности и ответственности у детей. Можно ещё добавить хорошее взаимопонимание между нами.

    Вот кратко о возможных формах обучения. Почитайте законы и приложения, подумайте, проведите инвентаризацию своих приоритетов и возможностей, ещё и ещё поговорите с ребёнком — и сделайте что-то для него.

    Я общалась с родителями на эту тему и знаю основные сомнения.

    1. «Ребёнок пропустит занятия! Он не «догонит» своих одноклассников!»

    Постарайтесь обойтись без трагедий. Предложите ребенку почитать учебники дома. Вы можете договориться с ним, что он поищет информацию в Интернете и подготовит реферат. Есть интересные обучающие диски. На самом деле ничего страшного не происходит. Весь ужас у вас в голове. Понятно, что вы желаете успешного будущего своему ребёнку, но пропущенные занятия восполнить по знаниям возможно. А вот возможно ли восполнить утерянное своё здоровье и ребёнка, а также взаимопонимание между вами?!

    2. «Я не смогу научить ребёнка»

    Если Вы считаете, что невозможно дать ребёнку без учителя знания начальной школы, то значит, вы давно не делали уроки с собственным ребенком. Ничего суперсложного в материалах начальной школы — нет. Про среднюю школу говорить не буду — опыта подачи нового материала не было. А с 8-го класса дочка уже много занималась самостоятельно. Но потребовалось два месяца, чтобы ребёнок привык ориентироваться не на текущую оценку, а на изучаемые знания. И навыки самоорганизации процесса учебы, самоконтроля тоже не сами собой появились. Подсказывали ей, направляли. И, безусловно, мы с папой ей помогали по тем вопросам, с которыми она обращалась.

    Важный момент. Помните, ваш ребёнок в любой момент имеет право вернуться в школу.

    3. «Ребёнок лишен общения со сверстниками»

    Извините, но мне это не совсем понятно. Ребёнок не будет жить изолированно, если вы того не захотите. Или он сам не предпочтет быть один. Ребёнок ходит в спортивную школу, художественную школу, в различные студии, он гуляет около дома, он сдаёт зачеты в школе. Как он может быть лишен общения? Перечитайте ещё раз статью — при любом способе обучения ребёнок общается. Опять же — не преувеличивайте. Иногда дети просто устают от общения с одноклассниками в школе.

    Больше разговаривайте с ребёнком и слушайте его. Он просто так причину не придумает. Чем раньше начнёте слушать собственного ребёнка, и не уменьшать значимость его чувств, ощущений, тем проще вам же будет.

    4. «У меня нет времени заниматься с ребенком»

    А вот этот аргумент убедителен до того момента, когда или проблемы здоровья ребёнка, или школьные проблемы станут самым важным вопросом в вашей общей с ним жизни.

    Понятно, что данная статья будет интересна тем родителям, кто знаком с ситуацией, когда ребёнок отказывается идти в школу. У кого всё хорошо, на материалы статьи внимания не обратит. И как всегда пишут в таких случаях — «решать вам», «выбор за вами». Да, я тоже это напишу. Ведь и в самом деле выбор за вами. Но хочу, чтобы вы всё-таки сделали шаг к собственному ребёнку. И если ситуация такова, что количество школы в жизни ребёнка уже нужно уменьшить — сделайте это.

    Если ребенок не хочет в школу.

    Скоро в школу. У кого-то эти слова вызывают радость — встреча с друзьями, интересные уроки, учителя любимые. Но у многих детей ближе к 1 сентября начинается депрессия — опять рано вставать, опять проклятые уроки вместо гулянья, и опять будут дразнить очкариком. «Не хочу в школу!» — может сказать и старшеклассник, и первоклашка. Почему так, и что с этим делать, обсуждаем со школьным психологом Татьяной Малютиной .

    Если чувствуете, что ребенок ближе к 1 сентября загрустил, или слышите «не хочу в школу», обязательно узнайте, в чем проблема? О том, что пугает маленького школьника, расскажут рисунки. Чадо может рисовать дерущихся детей, злую учительницу, в общем то, чего боится. Еще понять причину помогут игры. Проиграйте с мишками и зайчиками поход в школу. Почему Зайка не хочет садиться за парту? Почему Мишка плачет 1 сентября? Выяснить, что не так, поможет школьный психолог.

    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

    Проблема 1: Страх перед новым, неизвестным

    Чаще он встречается у «несадовских», домашних детей. Их пугает, что теперь мамы не будет рядом, что придется общаться с незнакомыми людьми, что ребята в классе не будут дружить, некоторые малыши боятся ходить в туалет, боятся потеряться в коридорах.

    ЧТО ДЕЛАТЬ:

    — Рассказывать, показывать, обсуждать. Расскажите, что в детстве тоже боялись идти в школу, вспомните, что именно вас пугало, вспомните пару историй. Главное, чтобы все ваши рассказы были с хэппи-эндом, чтобы ребенок понял, что ничего страшного в этом нет, и что все будет хорошо.

    — Многие психологи не рекомендуют приводить детей в школу в последние дни августа. Вроде как, ребенок лишается ощущения праздника 1 сентября, да и пустые коридоры и классы могут напугать. Это утверждение очень спорное. Потому что именно поход в школу, экскурсия по классам, коридорам, туалетам избавит малыша от страха перед неизвестностью. А еще в последние дни августа в школу часто заходят ученики — второго, третьего классов, да и старшеклассники. Вы можете поговорить с ними при ребенке, познакомить своего первоклашку с теми, кто здесь учится, пусть они расскажут, как им нравятся уроки и учителя, как много друзей они нашли здесь.

    Проблема 2: Негативный опыт

    Малыш уже ходил на подготовку, или уже прошел через первый класс, и все скалыдвалось непросто. Его дразнили, учение давалось с трудом, с учителем были конфликты. И повторения всего этого ужаса ребенок боится.

    ЧТО ДЕЛАТЬ: Уговаривать. Обсуждать. Объяснять.Если у малыша был конфликт с учителем, не говорите, что учитель плохой. Учитель для первоклашки — это первый представитель взрослого мира. И общаясь с ним, ребенок налаживает отношения с миром больших. Так что постарайтесь адекватно посмотреть на ситуацию, понять, кто прав, кто виноват, рассудить и объяснить. Если учитель действительно не прав, записывайте ребенка не в его класс, а в параллельный.

    Если конфликт был со сверстниками, то разберите его, объясните, что к чему и научите ребенка решать конфликты. Вы всегда на его стороне, он может на вас рассчитывать, но разбираться с одноклассниками ему придется самому. И ваша задача объяснить, как договариваться, чтобы всем было хорошо. Школьный психолог тоже может помочь. Спросите у него совета.

    Проблема 3: У меня не получится

    У дошклольников и младших школьников эта проблема растет из раннего детства, когда они настаивали: «Я сам!», а мамы-папы отвечали: «Ты не сможешь, я сделаю быстрее!» Страх может посещать и подросших школьников, ведь ребята хотят дружить с теми, кто хорошо учится, интереснее с теми, кто больше знает. А вдруг он не сможет хорошо учиться, и с ним не захотят дружить?

    ЧТО ДЕЛАТЬ: Хвалите (только объективно), подбадривайте. Почаще вспоминайте моменты, когда у ребенка все получилось, когда он был героем. Радуйтесь успехам своего ученика, оценивайте продвижения. И давайте побольше самостоятельности, доверяйте важные задания.

    ПОДРОСТКИ

    Проблема старшекласника 1: Не хочу учиться!

    И это не потому, что он хочет жениться. Нет, он может просто не понимать, зачем ему все это? Он решает примеры, изучает явления на физике, переливает цветные жидкости на химии, смотрит в микроскоп, но понятия не имеет, зачем все это? ЧТО ДЕЛАТЬ:Вам нужно привязать учебные предметы к жизни. Находите физику, химию, географию и биологию во всем. Сводите школьника в музеи, на познавательные экскурсии, устройте экспедицию. Гуляя в парке, можно составить его карту. Благодарите ребенка, если он помог вам перевести что-то с английского. Предложите ему поучаствовать в каких-нибудь конкурсах.

    Проблема старшеклассника 2: Не интересно

    У ребенка нет мотивации. Ему просто не интересно.

    ЧТО ДЕЛАТЬ: Проведите «ревизию»: чем он интересуется в жизни? Компьютером? Направьте это увлечение в полезное русло. Старшеклассник может делать несложные задания для вашей работы, например. А вы будете приносить ему небольшой, но заработок. Если ребенок ничем не интересуется, задумайтесь. А вы чем интересуетесь? Мама и папа — лучший пример, и если вы сами проводите свободное от работы время лежа без движения у телевизора, то ребенку сложно быть живым и интересующимся. Поговорите откровенно, чего хочет ваш школьник, кем он видит себя в жизни. Опять же вам очень поможет разговор со школьным психологом.

    ТАК НЕ НАДО! Никогда не запугивайте неудачами: «Не будешь учиться, станешь дворником!»

    Проблема старшеклассника 3: Разбитое сердце

    Была любовь. Не сложилось. И видеть объект, разбивший сердце, нет никакого желания.

    ЧТО ДЕЛАТЬ: Не смеяться! Это очень серьезно! Разговаривайте по душам, будьте рядом, будьте терпеливы. Ребенок может попросить вас перевести его в другую школу, но это лишнее. Объясните, что все изменится со временем, появится новое счастье, и нужно идти навстречу новым чувствам, а не сбегать каждый раз, когда что-то не удалось.

    Проблема старшеклассника 4: Конфликт с одноклассниками и учителями.

    ЧТО ДЕЛАТЬ: Учиться разрешать конфликты. Ваша задача — быть рядом с ребенком, адекватно оценить ситуацию и объяснить, что происходит. Ребенок может обижаться просто потому, что сейчас его подростковая кровь кипит, и ему кажется, что весь мир против него. Но все подростки — борцы за справедливость, а, значит, ваши объективные аргументы смогут его убедить.Если же учитель действительно не прав, беседуйте с ним, обращайтесь к школьному психологу, и в крайнем случае решайте вопрос с администрацией школы.

    ВАЖНО! На стороне ребенка

    Родителям часто кажется, что раз ребенок идет в школу, он теперь взрослый. «Сам разбирайся, мы тебе помогать не будем!» — часто слышит малыш. Но то, что у него теперь есть портфель и пиджак, не значит, что в голове у малыша появились ответы на все вопросы. Ему все так же нужны вы, родители. Ему нужна ваша поддержка, чтобы учиться, нужна ваша похвала, чтобы идти вперед, нужно ощущение стены за спиной, чтобы быть уверенным в себе. Ему нужно, чтобы вы сказали: «Мы всегда с тобой! И очень тебя любим «.

    Другая крайность — это когда мамы-папы бросаются в атаку, защищая свое чадо, не разобравшись. Наш мальчик нагрубил учителю? Так наверное, учитель был с ним слишком холоден! Наш принц ударил девочку? Она сама виновата!Как бы сильно вы не обожали своего наследника, решайте конфликты честно. Объективно взгляните на ситуацию, выслушайте обе стороны и только тогда принимайте решение.

    РЕЖИМ

    Следить за режимом нужно родителям не только малышей, но и всех-всех-всех учеников. Ложиться спать в одно и то же время, просыпаться не за пять минут до выхода, а заранее, чтобы была возможность раскачаться, проснуться, сделать зарядку и позавтракать спокойно. И по утрам не носитесь с вытаращенными глазами, собираясь и опаздывая на работу. Ребенку всегда передается ваше эмоциональное состояние.

    Это страшное слово «домашка»

    Чтобы подготовка уроков для первоклашек не превращалась в мучение, соблюдайте несколько правил:

    1. Начинайте с того, что ребенку нравится, и что у него получается.

    2. Делайте динамические перерывы. Физкульт-минутка, зарядка для пальчиков, прыгать, приседать после того, как выполнит задания по одному предмету.

    3. Начинайте с письменных заданий.

    4. Первое время сидите рядом. Но потом, начинайте ненадолго отходить. Пусть школьник привыкает сам все делать, а вы только возвращайтесь и проверяйте.

    5. В перерывах между предметами разрешите ребенку «вернуться в детство » — поиграть с игрушками, погонять машинки, нарядить куклу. Он стал учеником, но не перестал быть ребенком!

    Адаптация Привыкать к школе ребенок будет пару месяцев. А у кого-то адаптация длится и до Нового года. В это время от вас требуется:- больше внимания,- больше наблюдения за ребенком (смотрите, что он рисует, во что играет, что его волнует),- больше поддержки,- больше общения с учителями и одноклассниками.

    Почему ребенок не хочет идти в школу?

    Катерина Демина, детский психолог

    Перегрузка

    Это одна из самых распространенных причин нежелания ребенка ходить в школу. Например, во втором классе расписание человека, которому всего 8 лет, может выглядеть таким образом: 5−6 уроков ежедневно, включая иностранный язык (а мы еще и родной не освоили), 2 раза в неделю спортивная секция — для здоровья и тонуса, 2−3 часа дополнительных занятий языком или математикой, музыкальная школа (и обязательно домашние упражнения). По выходным вся семья отправляется в образовательные поездки или планирует полезные для развития развлечения и «культурную программу» типа экскурсии в музей, до которого еще ехать полдня.

    И это не преувеличение, это обычное расписание большинства современных школьников из хороших семей. Называется этот воспитательный подход «зато он не тратит время на гаджеты».

    В старших классах добавляется подготовка к экзаменам, которая на практике выглядит как сильно увеличившаяся родительская и учительская тревога и много бессмысленных проверок. В результате средний школьник проводит за учебниками примерно 10 часов в день. Десять! То есть у ребенка рабочий день длится дольше, чем у его родителей (без отдыха).

    А если он начинает сопротивляться и протестовать, его начинают наказывать и еще больше нагружать.

    Вот цитата из книги американских исследователей Стюарта Брауна и Кристофера Вогана, работающих с темой детской и подростковой депрессии, а также потери современными подростками мотивации к росту и достижениям: «Заполняя время детей — то есть непрерывно перевозя их из одного места в другое, где они занимаются заранее определенными вещами под руководством взрослых, — мы можем считать, что помогаем их будущему. И конечно, такое поведение одобряется в нашей культуре и укрепляет нашу роль «хороших» родителей. Но на деле не исключено, что мы отнимаем у них время, необходимое, чтобы самостоятельно открыть самые важные свои таланты и знания. И возможно, мы лишаем их доступа к внутренней мотивации, которая позднее должна стать движущей силой всей их жизни».

    Небезопасная обстановка

    Моей первой учительницей была башнеподобная Антонина Павловна, обладательница громового голоса, взрывного темперамента, огненной прически «хала» и безразмерных кримпленовых платьев кричащих цветов. Как опытному и «сильному» педагогу, ей был предоставлен в безраздельное владение класс из 45 человек, половина их которых прошла сложный конкурс в английскую спецшколу, а другая половина попала сюда по прописке или потому, что мама работает здесь, например, уборщицей.

    То есть часть детей умела читать и писать примерно с четырех лет, ни разу в жизни не слышали слов грубее и громче «Ну, что же ты так неловко, зайка!», а часть не воспринимала никаких объяснений, если они были без крика и ругани.

    К концу первой четверти я обзавелась функциональной глухотой и слепотой («Ничего не слышу, ничего не знаю, интерфейс отключен из-за перегрузки»), осенью принялась усердно болеть, дневник был исписан алыми единицами и требованиями: «Родителям немедленно зайти в школу. » И ездить туда надо было 45 минут в набитом автобусе, выходить в 7:20, затемно.

    Во втором классе к моим злоключениям добавился английский — 6 раз в неделю, примерно по тому же образцу: 30 минут учительница орет на «дебилов» и пытается навести хоть какой-то порядок, 15 минут судорожно впихивает в полупарализованные головы таблицу «Способ образования вопросительной формы предложения».

    Менингит как осложнение после свинки оказался наилучшим выходом из ситуации. Из школы меня забрали, перевели в дворовую, обычную: те же 40 человек, но нежнейшая учительница, нормальные дети из соседних домов, вторая смена — я высыпаюсь и успеваю спокойно добрести до школы. Я стала круглой отличницей, в каковом состоянии и пребывала до конца учебы.

    Могла я сказать родителям, что в школе мне очень плохо? Могла. Но даже не заикалась. Потому что думала, что так и должно быть.

    В садике на нас тоже орали, и даже били, и заставляли своей одеждой мыть пол, если что-то пролилось. Про пищевое насилие, когда недоеденный суп выливают за шиворот, все помнят. Детей били и унижали везде и всюду, любая бабка в автобусе могла тебя отчитать, поднять за шкирку с места, любой пьяный мужик представлял реальную угрозу, орава агрессивных подростков могла привязаться на улице. Насилие воспринималось как норма жизни.

    Вашего ребенка тоже могут травить в школе, преследовать, издеваться. Учитель может кричать — даже не на него, на других детей.

    И ребенок не будет жаловаться, потому что уверен, что, во‑первых, так можно, а во-вторых, он сам виноват. Это представление о себе, как о вечно виновном, складывается исподволь, из ваших комментариев в сердцах «Что ты никогда не можешь сделать ничего нормально!», из раздраженного «Не реви, сам виноват, надо было под ноги смотреть!», из язвительных замечаний по поводу его внешнего вида или умственных способностей. Вы можете этого не замечать, именно потому, что с вами в детстве обращались точно так же, и в вашей голове такое поведение закрепилось с ярлыком «Нормальное детство и семья».

    Физический дискомфорт

    Это явления, которые мы привычно не замечаем: в классе очень душно, жарко или холодно, из туалета плохо пахнет или в нем нет туалетной бумаги и не запираются дверцы, так что чувствительный ребенок вынужден терпеть до дома, еда в столовой несъедобная или ее не хватает, или длинные очереди, а перемена короткая. Невозможно переодеться после физкультуры или в сильный мороз, дети вынуждены или сидеть в теплых штанах в перегретом классе, или добегать до школы в тонких колготках. Не замечаем — но в реальности они мешают и сосредоточиться, и воспринимать информацию, и вообще чувствовать себя комфортно.

    Подросткам совсем не шуточные страдания причиняет ранний подъем, особенно зимой.

    Дело в том, что они действительно не могут заснуть допоздна, и вовсе не из-за того, что болтают в соцсетях или смотрят дурацкие ролики в телефоне. Мощный выброс половых гормонов тормозит выработку мелатонина, гормона, отвечающего за ночной сон, именно поэтому детям старше 12 так тяжело угомониться вечером. И трудно встать утром. Исследования доказали, что изменение времени начала уроков для подростков всего лишь на один час вперед (в 9:30 вместо 8:30) повысило успеваемость по сложным предметам, которые традиционно стоят первыми в расписании. Можно попробовать договориться со школой, чтобы подросток иногда пропускал первые уроки: он будет чувствовать себя гораздо лучше, и учеба перестанет вызывать такой дискомфорт.

    Если ваш ребенок жалуется, что в классе шумно, его дергают и отвлекают, стоит подумать о смене класса или школы или вообще перевести ребенка на экстернат.

    Многие родители, сделавшие подобный выбор, отмечали, что в результате это было лучшим решением. Конечно, речь идет о достаточно самостоятельных и ответственных детях, у которых есть не связанный со школой круг общения, и они в состоянии поддерживать свой собственный ритм учебы.

    «Наша старшая дочь перешла в профильную гимназию в 10-м классе, и поначалу все выглядело достаточно привлекательно: дополнительные часы по ее любимым предметам, отсутствие «лишних» уроков, сдвоенные или даже строенные часы, что сильно облегчало ее рюкзак. Но уже через месяц она стала жаловаться, что в классе слишком шумно, что почти на всех уроках практически невозможно слушать учителя. Как-то раз она пришла ко мне с вопросом: «А когда ученица падает со стула, потому что пьяная и ее тошнит — это уже совсем дно или подождать?» Я помчалась в школу, шел урок, но из-за двери класса доносился даже не ровный гул, а звуки какого-то разнузданного шабаша.

    Я зашла, будучи в полной уверенности, что учителя нет. Не угадала. Учительница была в классе — сидела за столом, что-то писала, и даже не делала никаких попыток остановить дискотеку.

    В прямом смысле дискотеку: юноша танцевал на парте под работающий плеер и одобрительные возгласы одноклассников. Я быстренько подсунула на подпись заявление о переводе на экстернат и поспешила ретироваться. Назвать это действо «учебой» язык не повернулся бы даже у самого демократичного критика — похоже, в этой школе и дети, и учителя были просто предоставлены сами себе».

    Домашняя обстановка

    Как ни удивительно, но напряженная домашняя обстановка тоже может являться фактором, удерживающим ребенка дома и вызывающим отторжение школы. Хотя, по логике вещей, должно быть наоборот: если дома плохо (ссоры, скандалы, кто-то пьет или требует постоянного ухода) — пойду в школу, отдохну. Дети с крепкой нервной системой так и делают, но дети с повышенной тревожностью, чуткие, пугливые или добровольно взявшие на себя роль «спасателя семьи», поневоле ставшие «мамой» собственным родителям, могут попросту бояться оставить свой важный пост. Они всерьез думают: «А вдруг в мое отсутствие случится что-то действительно страшное? Вдруг все умрут? Или разведутся?»

    В таком случае дополнительным симптомом будут признаки депрессии у ребенка: плохой аппетит, сон, регулярные непонятные болезни, постоянно плохое настроение, плаксивость, страхи, которых раньше не было. Депрессия может возникнуть и без травмирующих событий — так что если есть подозрения, проконсультируйтесь с психологом.

    С одним мальчиком мы встречались на консультациях в течение нескольких лет. Жалобы родителей были все время одни и те же: сын отказывался ходить в школу, часто болел, а когда был здоров, находил другие причины избегать учебы. В классе его не обижали, со здоровьем все было в порядке. Меня еще очень смущало, что мальчик сильно «не дотягивал» до своего реального возраста, показывая инфантильное поведение, характерное, скорее, для младшего школьника, чем для подростка. Но никаких серьезных нарушений или психологических травм мы не нашли. И только через два года случайно выяснилось, что родители решили сохранять видимость отличных отношений, чтобы не расстраивать ребенка, а также бабушек и дедушек.

    Разводиться они не собирались, но у обоих уже были и параллельные отношения. Мальчик бессознательно старался остаться в том возрасте, когда в семье все было хорошо, мама и папа были вместе и любили друг друга. А малыши, конечно, в школу не ходят.

    Ребёнок не хочет ходить в школу как помочь