Как формировать самооценку дошкольника

В работах отечественных психологов Б. Г. Ананьева [1], Л. И. Божович [3], А. В. Захаровой [4], А. И. Липкиной [7] и др. самооценка определяется как важнейшее личностное образование, автономная характеристика личности, формирующаяся при активном участии самой личности и отражающаяся качественное своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выступает необходимым условием организации субъектом своего поведения и деятельности.

В исследованиях Л. И. Божович, М. И. Лисиной и др. отмечается, что в дошкольном возрасте развитие самооценки идет по пути изменения глобально-позитивного отношения ребенка к себе, опосредствованию им этого отношения знанием о себе. Таким образом, по мнению М. И. Лисиной [8], к концу дошкольного возраста начинается процесс интеллектуализации самооценки ребенка.

В работе Г. И. Катрич [5], посвященной формированию рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте, было выделено три типа ее функционирования у детей:

1) Диффузно-утилитарный тип. Он характеризуется отсутствием отделенности «Я» от конкретных условий и близкого окружения. Здесь происходит переживание ребенком своей безусловной ценности. Самооценка этих детей неустойчива и в целом неадекватна, т.к. ее функционирование не связано с опорой на свои внутренние свойства. В целом для такого типа самооценки характерны недифференцированность предметного содержания, категоричность суждений, низкая степень адекватности частных самооценок;

2) Ситуативно-практический тип. В отличие от детей первой группы у этих детей присутствует оценка, прежде всего, своих практических умений. В целом, детям этой группы свойственен средний коэффициент адекватности частных самооценок, тенденция к завышению общей самооценки, опора на оправдательную логику, категоричная модальность суждений о себе.

3) Обобщенно-рефлексивный тип. Он характеризуется высокой дифференцированностью предметного содержания, проблематичностью суждений, а также снижением величины самооценки и повышением ее адекватности.

Г. И. Катрич приходит к выводу, что наиболее адекватной структурой, характеризующейся высокой степенью когнитивности и дифференцированности, ясностью и положительным самоотношением, обладает самооценка, связанная с рефлексивной направленностью на самосознание.

Самооценка развивается в тесной связи с собственной деятельностью ребенка и со спецификой его взаимодействия с окружающими. Динамика самооценки определяется динамикой социальной ситуации развития ребенка. Овладевая способами самооценивания в учебно-познавательной деятельности, старшие дошкольники расширяют и углубляют знания о себе, своих способностях, приобретают дополнительные побудительно-мотивационные смыслы собственной деятельности. Умение адекватно оценить себя, свои возможности в процессе познания во многом определяет успешность развития ребенка как субъекта деятельности, оптимизирует процесс его социальной интеграции.

К сожалению, исследования самооценки дошкольников с ЗПР не столь многочисленны. В работах Н. Л. Белопольской [2], Р. Д. Тригер [9] отмечается, что самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Так, Р. Д. Тригер пишет, что ребенок с ЗПР не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает. Это приводит к тому, что уже в начале школьного обучения ребенок обижается на учителей и на одноклассников. Если же коррекционная работа с такими детьми не ведется, то к середине младших классов у детей с ЗПР завышенная самооценка изменяется на заниженную. У них появляется стремление уйти от ситуации школьного обучения, увеличивается нежелание общаться со сверстниками.

Изучение самооценки старших дошкольников с ЗПР проводилось нами в русле исследования у них саморегуляции в учебно-познавательной деятельности. Экспериментальные задания были построены на основе конструктивной деятельности и имели вид привычных для детей занятий в дошкольном учреждении. Используемая диагностическая методика сконструирована на критериально-ориентированной основе и позволяет не только вычленить качественные характеристики самооценки на момент исследования, но и наметить средства и пути ее формирования. Дошкольникам последовательно предлагалось две учебно-познавательные ситуации, связанные с конструктивной деятельностью. В первой ситуации они должны были выполнить и оценить постройку на основе графического образца по типу силуэт, а во второй сконструировать модель по словесным условиям.

Результаты диагностики позволяют нам утверждать, что самооценка подавляющего большинства испытуемых имеет завышенно положительный характер. На наш взгляд, это связано с отсутствием у детей представлений о реально существующих критериях оценки, а также с переживанием дошкольниками безусловной ценности результата любой выполненной ими деятельности. Так, объясняя свою оценку результата работы, дети часто делали следующее обоснование: «У меня все хорошо получилось, потому что у меня всегда хорошо получается»; «Я все правильно сделал, потому что красиво получилось» и т.п.

Следует отметить и такую существенную особенность самооценки дошкольников с ЗПР, как ее значительную зависимость от мнения референтных лиц (воспитателя, сверстников, более старших детей). Достаточно часто дети с ЗПР не решаются дать оценку своей деятельности, не получив оценки со стороны взрослого, проявляют готовность изменить собственное мнение под влиянием значимых для них окружающих, демонстрируют конформизм независимо от качества своей работы. Полученная нами характеристика в целом совпадает с выделенным в работе Г. И. Катрич наиболее низким диффузно-утилитарным уровнем функционирования самооценки у детей.

К сожалению, даже в специализированном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего типа формирование самооценки в учебно-познавательной деятельности осуществляется в недостаточной мере. Нами была предпринята попытка формирования самооценки у старших дошкольников с ЗПР средствами продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование). Выбор ее был обусловлен особым положением среди других традиционных для дошкольного учреждения видов деятельности. По мнению ряда исследователей (Т. Н. Доронова, В. В. Кисова [6], В. С. Мухина, У. В. Ульенкова [10] и др.), процесс создания лепного образа, рисунка, аппликации наиболее близок по своей структуре учебной деятельности школьного типа. Кроме того, процесс изображения предполагает обязательное наличие вещественного продукта деятельности, который дает возможность оценивать как общий итог работы, так и ее промежуточные результаты. Также очень важно и то, что создание рисунка или поделки интересно и доступно ребенку, вызывает у него положительные эмоциональные переживания.

Экспериментальная работа по формированию самооценки в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников с ЗПР была подчинена последовательному решению следующих основных задач: 1) развитие у детей умения оценивать свою работу, опираясь на образец оценки взрослого; 2) формирование у детей умения самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным материализованным критериям; 3) развитие у детей умения самостоятельно оценивать качество работы с учетом способов ее выполнения.

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на реализацию поставленных задач, была организована как в групповой, так и индивидуальной форме.

Занятия начального этапа обучения были построены в форме коллективной деятельности с целью повышения эффективности роли педагога в процессе формирования у детей самооценки. Для оказания помощи в процессе оценивания детей обучали использованию специальных материализованных опор, которые представляли собой схему критериев оценки (соответствие цвету, форме, величине и т.п.). Также вводилась система условных обозначений оценивания: солнышко — условие соблюдено полностью; солнышко с тучкой — некоторые детали условия упущены; тучка с дождиком — условие не выполнено.

Первоначально оценивание результата работы на занятии проводилось следующим образом: воспитанникам предъявлялась демонстрационная карта оценок с пронумерованными окошечками, в которые соответственно номеру рассматриваемого критерия необходимо было вкладывать рисунки-оценки. Кроме того, педагог выставлял на стенд соответствующую выполненному виду работы таблицу критериев для оценивания. После этого дети совместно с взрослым проводили оценивание результата своей деятельности, а далее по количеству оценок-рисунков делали общий вывод о качестве рисунка, поделки и т.п.

В дальнейшем на занятиях использовался такой прием, как намеренно допущенная педагогом ошибка в системе оценок. Детям предлагалось проверить правильность оценки, сделанной взрослым, и дать свою оценку по каждому критерию, при опоре на схему.

Следующим шагом в обучении детей оцениванию был переход от работы с помощью общей оценочной карты к оперированию индивидуальной картой и набором карточек-оценок. Основным дидактическим моментом здесь явилось проведение детьми индивидуального самостоятельного оценивания результата деятельности с последующей коррекцией собственной оценки на основе образца, данного педагогом.

Отличительной особенностью второго этапа коррекционной работы был постепенный перевод процесса оценивания на самостоятельную основу. В ходе выполнения задания педагог оказывал детям некоторую помощь, предварительно обсуждая с ними критерии оценки по схеме и акцентируя внимание на наиболее важных из них. На следующих этапах работы включение педагога в процесс оценивания все более минимизировалось. Формирование самооценки проходило не только как оценивание ребенком качества собственной деятельности, но и как оценка результата труда других детей.

В дальнейшем с целью повышения эффективности обучения был использован игровой момент ­­- введение детей-контролеров по каждому критерию оценки (мастер по цвету; мастер по работе с клеем; с ножницами и т.п.). Педагог предлагал детям-контролерам оценить по выделенным ранее критериям представленные результаты и выставить каждой работе общую оценку, убедительно ее мотивировав. В ходе такого оценивания проводился сравнительный анализ оценок детей-контролеров и исполнителей данной работы. Следует отметить и тот факт, что педагогом заранее обговаривалась возможность несогласия исполнителя с оценкой контролера; при наличии у ребенка убедительной аргументации оценка могла быть пересмотрена.

На заключительном третьем этапе коррекционной работы формирование самооценки происходило без использования каких-либо материализованных опор. Вначале вычленение детьми критериев для оценки работ осуществлялось в процессе совместного с педагогом обсуждения, после чего они производили самостоятельное оценивание результатов своей деятельности. На этих занятиях дети проводили подробную поэтапную оценку своей работы в развернутой вербальной форме, что давало возможность осуществлять необходимую коррекцию процесса оценивания каждого ребенка как со стороны других детей, так и со стороны взрослого.

В дальнейшем контроль педагога за ходом оценивания детей приобретал все более опосредованный характер. Вычленение и утверждение единых для всех дошкольников критериев оценивания результатов работы проходило фактически без вмешательства со стороны взрослого. Поэтапный отчет детей по выделенным до оценивания критериям носил более сжатую и свернутую форму. Лишь в тех случаях, когда оценка по какому-либо критерию была неадекватна представленному результату, взрослый побуждал воспитанников дать более развернутый, подробный анализ.

Кроме проведения подробного словесного оценивания детьми качества своих работ на занятиях был введен момент «уровневого оценивания». Детям предлагалось разместить свои рисунки, аппликации, поделки на общем стенде по трем предложенным условиям: в верхней части стенда работы, которые выполнены безошибочно или с одной ошибкой незначительного характера; в середине — работы с двумя-тремя ошибками и в нижней части стенда — работы с количеством ошибок больше трех. Соответственно уровням предлагались следующие общие оценки — очень хорошо, хорошо, не очень хорошо.

Позднее в процессе оценивания на занятиях был использован такой методический прием, как взаимооценка результатов деятельности детей и сравнение адекватности собственной оценки ребенка с оценкой сверстников.

Как уже указывалось ранее, при формировании самооценки использовались и индивидуальные формы работы. Наибольшая потребность в них обнаружилась в ходе проведения второго и третьего этапа обучения. Многим детям потребовалась дополнительная помощь взрослого в освоении схем оценивания, в овладении навыком самостоятельного выделения критериев для оценки.

Значительную роль сыграла индивидуальная работа и в формировании у воспитанников адекватной, независимой от мнения других детей самооценки. Эта работа с детьми проводилась вариабельно: на материале уже прошедшего занятия; с использованием более доступного для ребенка вида продуктивной деятельности; с включением в работу уже готовых поделок, рисунков, аппликаций других детей и т.п.

Экспериментальное исследование, проведенное по окончании коррекционной работы, показало, что целенаправленное формирование самооценки как компонента учебно-познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР было эффективным. Большинство детей, участвовавших в обучении, перешли на более высокий уровень самооценки. Они осознанно и вдумчиво отбирали критерии для оценки, исходя из заданных правил деятельности, точно следовали продуманному плану оценивания. Потребность одобрения своих действий со стороны взрослого продолжала сохраняться, но перестала носить характер полной зависимости от его мнения. Оценка результата деятельности стала более приближенной к реальной, хотя и продолжала сохранять некоторую тенденцию к завышению.

Рецензенты:

Сорокоумова Светлана Николаевна, д.психол.н., доцент, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Серебровская Наталья Евгеньевна, д.психол.н., доцент, зав. кафедрой социальной психологии и педагогики НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.

Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 02.10.2013

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Цветкова А. Н. Формирование самооценки у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4224/ (дата обращения: 02.10.2018).

Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребёнком. Многим детям всё труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Важной чертой личности ребёнка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности.

Самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является регулятором поведения. Современных родителей обычно волнует развитие ребёнка физическое, интеллектуальное, а также эмоциональное. Беспокоит, как относятся к нему педагоги, взрослые≤ Хорошо ли ему среди ровесников≤ Мы думаем: чего не хватает нашим детям, каких качеств≤ И сравниваем с другими детьми. Но редко кто из родителей задаёт себе вопрос: «А что ребёнок думает о самом себе≤». Между тем именно от ответа на этот очень важный вопрос зависит, какой образ самого себя, собственного «Я» сложится у ребёнка. Образ, сотканный из едва уловимых штрихов, которые рисует невидимой кистью жизнь. Именно это представление ребёнка о себе во многом определит не только характер растущего человека, но и такие поистине судьбоносные отношения, как «Я — и Мир вокруг», «Я — и Другие».

Самооценка, как известно, бывает низкой и высокой. В первом случае дети обычно робки, тревожны, замкнуты, во втором — уверены в себе, спокойны, общительны. Но это вовсе не значит, что низкая самооценка — плохо, а высокая — очень хорошо. Мой опыт работы показывает насколько соответствует представление ребёнка о самом себе (его самооценка) реальности (то есть его способностям, которые выявляются в деятельности, и отношению к нему других людей). Часто бывает у ребёнка высокая самооценка, а в реальности он оказывается неспособным осуществить какую-либо деятельность (нарисовать домик, самому застегнуть пуговицы на куртке), всё это приводит к неблагоприятным последствиям: ребёнок становится раздражительным, нервным, капризным, пытаясь переложить «вину» на кого-то другого (плохие карандаши попались, мама надела не ту куртку и т. д.). В такие моменты я советую родителям и педагогам не критиковать ребёнка, пытаясь скорректировать его самооценку и реальность. Лучше объяснить, почему у него не получается это сделать, успокоить или помочь ему.

Любому ребёнку хочется, чтобы его считали хорошим. Наша задача — это желание развить. И всё же заниженная самооценка хуже: она нередко лишает ребёнка, вообще какого — либо желания делать усилие. «Я не смогу!» — звучит, как приговор. «Что же делать≤! Как исправить это≤!» — ломают голову родители. Наверное, прежде всего, стоит обернуться назад и проанализировать, что же послужило причиной такого представления ребёнка о самом себе, какие ошибки невольно допустили взрослые в общении с ребёнком.

В конце концов, самооценка не застывшая величина. Она постоянно меняется в ту или иную сторону, а значит, пока ребёнок растёт можно многое исправить.

Поэтому, я считаю, что необходимо научить детей концентрировать своё внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. На занятиях использую психологические упражнения, которые помогают:

— научить определять доступные и конкретные цели и активно стремиться к их достижению;

— понять, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение;

— искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться выражать свои чувства без агрессии и насилия);

— понять, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны;

— гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее;

— жить в мире реальности;

— справляться со своими страхами и стрессами;

— развивать сильные стороны своего характера;

Наша задача педагогов и родителей, помочь детям соединить чувства и мораль, чтобы они ощущали себя счастливыми наедине с собой и в коллективе.

Регулярные наблюдения за детьми в условиях детского сада позволяют мне достаточно объективно оценивать эмоциональное состояние. Наблюдение за детьми происходит в естественных условиях: в группе, на прогулке. Это даёт мне возможность тщательно исследовать поведение в реальных жизненных обстоятельствах, а также возможность корректировать нежелательные черты характера и поведения.

Во время занятий детям с низкой самооценкой оказываю психологическую поддержку. В условиях групповой работы использую невербальную эмоциональную поддержку: доброжелательный взгляд, лёгкие прикосновения, одобряющие жесты. На индивидуальных занятиях, в ходе доверительных бесед употребляется «доверительная похвала», подчеркиваются успешные элементы деятельности.. занятия строю в доступной и интересной форме для детей. Для этого мною используются: развивающие игры, игры драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения; упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, этюды, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, мои рассказы и рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках, это создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание. Каждое занятие завершается созданием детьми, какого — либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.

Цель моей работы постепенное психологическое развитие ребёнка, расширить пространство вокруг ребёнка, включая в него других людей (ровесников и взрослых).

В результате проделанной работы дети повысили уровень самооценки с 20 % до 40 %, уровень тревожности снизился с 20 % до 10 %, внутренний потенциал повысился на 30 %, коммуникативные навыки становятся значительно шире.

Представим такую ситуацию: пятилетний ребёнок старается завязать шнурки, но у него не получается. «Ну, конечно!» — нетерпеливо заключает мать. — Как всегда ничего не можешь сделать». Нетрудно догадаться, какая самооценка сложится у мальчика. Ведь слова, которые мимоходом, буквально на бегу бросают родители своему ребёнку, очень значимы, поэтому в работе с родителями и педагогами важно постоянно помнить об этом. Авторитет любого взрослого несомненен.

Рекомендации для родителей:

1. Одна из основных ошибок, которых следует избегать родителям — неосторожные слова и резкие отрицательные характеристики в адрес ребёнка. Последнее время стало даже модным общаться со своим ребёнком как бы «на равных». Особенно часто увлекаются этим молодые родители.

2. О бессмысленности и вреде физического наказания знают все. Дети, которых бьют родители, имеют крайне низкое мнение не только о себе, но и вообще о людях. Любое наказание с применением силы рождает в сердце ребенка, прежде всего страх и сознание собственного бессилия. А это главные «киты», на которых зиждется заниженная самооценка.

3. Не стоит обсуждать недостатки ребёнка с другими людьми, особенно при ребёнке. Помня слова Василия Сухомлинского: «О плохом, что есть в ребёнке, пусть знает как можно меньше людей».

4. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Приучайте малыша следить за собственными успехами и радоваться им. Именно это состояние успеха — личного и есть лучший стимул, чтобы двигаться дальше.

5. Не предъявляйте ребёнку завышенные требования, которые ему не под силу. Если ребёнку ещё трудно убрать свою кровать, не ругайте его. Сосредоточьте внимание на том, что у него хорошо получается (например, собрать игрушки).

В работе с детьми хорошо видно, как ребёнок изображает себя. На занятиях дети любят рисовать, обсуждают, делятся впечатлениями. Если они рисуют себя маленькими и крошечными, значит не чувствуют в себе уверенности. Также дети любят рисовать себя на лесенке, если ребёнок рисует себя на высокой ступеньке, значит самооценка высокая, и соответственно на низкой — низкая.

Так, когда же у ребёнка складывается собственная самооценка≤ Тогда, когда он готов — производить самоанализ, а из наблюдений, делать это они начинают рано.

Есть в нашей христианской культуре и ещё одно, более точное, указание на срок созревшей самооценки. Шесть лет — возраст, когда в храм ребёнок допускается к исповеди, а следовательно, способен оценивать себя и свои поступки. Если так, то времени, чтобы помочь ребёнку составить здоровое мнение о самом себе, у нас крайне мало.

Похожие статьи

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

родитель, ребенок, завышенная самооценка, заниженная самооценка, Самооценка, ребенок фразы, будущее поколение, отношение, неадекватная самооценка, формирование самооценки.

ребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст.

ребенок, родитель, семья, самооценка, адекватная самооценка.

В настоящее время существует большое множество определений к понятию самооценка.

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка, особое внимание.

родитель, ребенок, завышенная самооценка, заниженная.

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка. родитель, ребенок, завышенная самооценка, заниженная самооценка, Самооценка, ребенок фразы, будущее поколение, отношение, неадекватная самооценка, формирование самооценки.

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале.

Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Дошкольный возрaст — время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир

Программа состояла из 12 занятий, общее время реализации программы составило 8 недель.

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка.

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Однозначно можно сказать, что наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители.

Как формировать самооценку дошкольника

3 Развитие самооценки у дошкольника

Ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения со взрослым, а также интенсивное развитие общения с. Однолит ткамы. Общение становится той сферой действительности, которая аккумулирует все психические функции ребенка: его внимание, восприятие, память, мышление, эмоции. Психика и личность ребенка приобретает именно тех качеств, которые необх и дни ей для обеспечения общения со взрослыми и ровесниками. В самосознания появляются те свойства, отражающие роль и место ребенка в общении и позволяют регулировать его. Как подчеркну вал. С. Л. Рубинштейн,»не существует»я»вне отношением к»ты», и не существует самосознания без осознания другого человека как самостоятельного субъекта»[129, с 636]. Дошкольник в процессе общения получает от и. Других значительное количество регулирующих воздействий: оценок, замечаний, одобрений. Впоследствии сама начинает выражать их партнерам. Так у ребенка накапливается информация о том, что ей удалось лучше, что вызвало сх свержению, что — наоборот — делать не стоит. Все более четкими и объемными становятся представления о себе, в частности о своих возможностях. Если в раннем возрасте самоотношение ребенка было преимущественно положительным и. Негно чким в различных ситуациях деятельности, то у дошкольника оно все больше зависит от конкретных успехов в деятельности и меняется чаще. В 3-4 г ребенок только начинает выделять некоторые умения, лич тесные и познавательные черты, так завышает свои возможности в достижении результата, почти не умеет находить ошибки по сравнению с образцом. Стремление взрослого привлечь внимание малыша к его недостаткам с принимается последнее негативно как обобщенная личностная оценка со значением»плохой»При развитого опыта общения ребенок в 5 г знает о своих умениях, имеет некоторое представление о познавательных м ожливости, личностные черты, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 р дошкольник осознает свои физические, личностные и умственные возможности, оценивает их правильнні, особистісні та розумові можливості, оцінює їх правильно.

На основе знаний и мыслей о себе у дошкольника развивается сложный компонент самосознания — самооценка. Она во многом зависит от того, как ребенка оценивает взрослый. Чем точнее и аргументированней оценочная действие взрослого, тем благоприятнее условия формирования самооценки. Оценка взрослого ребенка должна иг. Ават стимулирующую роль, мобилизовать усилия ребенка на получение результата. Заниженные оценки взрослых имеют самые негативные последствия, снижают самостоятельность и инициативность ребенка. Впоследствии сформировано представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в определенной степени противостоять им в случае тормозного их влияния на развитие личности. Старшие дошкольники самостоятельно вм иють анализировать результаты своих действий, отделяют себя от оценки другогоншого.

. Общение со сверстниками начинает играть все более весомую роль в процессе развития самосознания дошкольника. В раннем возрасте ребенок видел во взрослом, прежде всего, партнера, теперь — ребенок ориентируется на взрослого как на образец, которого трудно достичь. Позиция взрослым лого не позволяет ребенку применять для его деятельности оценочных действий время партнера дети начинают видеть в своих ровесниках, между ними возникает обмен оценками, а на их основе развивается способность ь видеть себя со стороны, с позиции другого. Растет значимость оценок сверстников. Формирование способности к оценке товарищей опережает и стимулирует формирование самооценки. К ровесника ребенок требовательна и в ценю его объективно, чем себя. Она находит ошибки и недочеты в работе товарища в то время как аналогичные ошибки у себя не замечает. К концу дошкольного возраста умения оценивать работу ровесника переносятся на собственную деятельностьяльність.

Растет ориентация ребенка на анализ деятельности и ее результатов как основу оценки ровесника. В младших дошкольников взаемооцин-ки более субъективные, определяются эмоциональным отношением друг к другу. Ди идти почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не умеют различать их личностные качества (Т. О. Репина). Положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. В старших дошкольников преобладают позитивные. Наиболее чувствительны к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет, богатый опыт индивидуальной деятельности помогает им критически оценивать действия сверстников [153, с 217, с. 217].

Оценке ровесников подлежат прежде всего те сферы деятельности детей, которые выполняются ими совместно. Первыми дети учатся отличать те свойства товарищей, от которых зависит успешность их спилкув ния и сотрудничества: игровые умения, умения продуктивных видов деятельности, изобретательность, выдумка, способность учитывать предложения товарищей. В оценках сверстников дети учитывают, как они выполняют в имогы взрослых: не бить никого, слушаться воспитательницу, мамму.

На формирование самооценки влияет отношение дошкольника к ровесникам. Выделяют три позиции дошкольника в отношении сверстников

1. Эгоистичный позиция которая заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а ее интересы сосредоточены на предметах, в частности игрушках, из-за которых возникают споры и конфликты

2. Конкурентное позиция проявляется, когда сверстники интересуют ребенка только как средство самоутверждения ради одобрение и поощрение взрослого дошкольник пытается быть послушным, хорошим, никого не кри ивдиты. Оценка других детей неадекватна, потому играет роль своеобразного фона, на котором ребенок стремится показать свои преимуществаги.

3 ребенка с гуманной позицией положительно относится к товарищам, хорошо знает их интересы, настроения и желания, охотно, по собственной инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвал лу, а потому что получает от этого радость и удовлетворение. Гуманная позиция в отношении сверстников наиболее благоприятна для формирования адекватной самооценкики.

На основе опыта оценки товарищей у ребенка формируется самооценка. Характерной для дошкольника является завышенная самооценка, сопровождаемая положительными эмоциями. Преобладание положительных самооценок в дошкиль ьникив играет защитную функцию, предохраняя незрелую личность ребенка от разрушительного воздействия отрицательных эмоцийій.

Стремление к одобрению со стороны взрослых порождает у ребенка хвастовство, желание подчеркнуть наиболее выигрышные свои свойства, привлечь внимание к ним. Младшие дошкольники оценивают себя в абсолютных величинах:»ловкий,»лучше играю в разные игры»Средние дошкольники приписывают высокие оценки наиболее популярным ровесникам, или тем, к кому они относятся лучше. При этом такие оценки даются с учетом ситуации: «сегодня я добрый, потому добрые не пришли в детский сад»У старших дошкольников представления о себе более точное и дифференцированное:»я старательный, но не очень»»я стараюсь, когда составляю домик из кубиков, леплю грибочек»В самооценках возникают ссылки на примеры из поведения:»Я, наверное, не очень умная, умный. Женя — он всегда первый на занят тях соответствуетзумніший. Женя — він завжди перший на заняттях відповідає»

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижения. Это происходит по нескольким причинам (Р. Х. Шакуров). Приписывая себе определенную черту, ребенок ориентируется, насампере ед, на ее обобщенное положительное оценочное значение»хороший», а не на содержание этого качества. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своем психической жизни и осознать свои свойства. Бывает есть, что потребность в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны взрослого настолько обострена, что ребенок приписывает себе те черты, за которые ее похвалятякі її похвалять.

Постепенно у детей возрастает способность мотивировать самооценку, изменяется содержание аргументов. В 4-5 г аргументом самооценки выступает оценка окружающих, прежде всего, взрослых:»я хороший, потому что меня вы ихователька хвалит»В 5-7 г положительную самооценку дети объясняют с точки зрения наличия у себя нравственных качеств:»я хороший, потому делюсь игрушками с другими»Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы с воих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на свои знания и опыт время даже в 6-7 р не все дети могут мотивировать самооценку (Т. О. Репина). Заключение о развитии самооценки у дошкольникавиток самооцінки у дошкільника:

— ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет общение со взрослым, а также интенсивное развитие общения со сверстниками;

— предпосылкой возникновения самооценки является формирование у ребенка представлений о себе на основе информации, поступающей от партнеров по общению;

— ведущую роль в возникновении самооценки играет совместная деятельность и общение с ровесниками;

— самооценка тесно связана с оценкой ребенка взрослым, оценками ребенка по ровесника и ровесника отношении ребенка;

— содержанием взаимооценок и самооценок выступают умения, возможности, свойства детей;

— на протяжении дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая служит защитным фактором для незрелой личности ребенка;

— растет объективность, аргументированность, дифференцированность, мотивированность оценок и самооценок

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Формирование адекватного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Секция: Психология

III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Формирование адекватного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Проблема развития личности детей в старшем дошкольном возрасте с интеллектуальной недостаточностью является весьма актуальной на сегодняшний день, так как количество детей с данным дефектом постоянно увеличивается. Социализация личности и ее развитие- главный фактор становления адекватной самооценки и уровня притязаний в будущем любого ребенка, а в особенности у детей данной категории. Самооценка- ядерное образование самосознания личности, выступает как система представлений и оценок о себе, своих возможностях и качествах и системе отношений с другими людьми [2]. Самооценка дошкольника с данным нарушением в обычных условиях воспитания подвержена целому ряду изменений. В целом, самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется как неадекватная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватно завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но как только ребенок расширяет круг общения со сверстниками, самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на данного ребенка или психически нормально развивающиеся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

Таким образом, самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью подвержена серьезным изменениям и характеризуется как неадекватная.

По результатам проведенной мной раннее диагностики на базе ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ОВЗ», выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью самооценка является неадекватно заниженной у 4 из 5 детей. Следовательно, присутствует необходимость в разработке коррекционно-развивающей программы, направленную на формирование и развитие оптимального уровня самооценки у детей данной категории, что и стало целью данного исследования.

На сегодняшний день существует ряд программ, направленных на формирование и развитие оптимального уровня самооценки для детей различного возраста: Е.В. Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое Я»; С.А. Козлова «Я-человек»; Е.Н. Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности»; Л.Ф. Анн «Саморазвитие личности»; М.А. Вовчук «Развитие адекватной самооценки детей дошкольного возраста»; Плотникова Н.В. «Хочу и могу»; Е.В. Котова «В мире друзей». Исходя из результатов, полученных в ходе диагностического исследования и существующих коррекционно-развивающих программ, автором была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию оптимального уровня самооценки для детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, в основу которой были положены программы Н.В. Плотниковой, М.А. Вовчук. Для каждого упражнения исследователем были предложены доступные для понимания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью инструкции.

Цель программы: формирование оптимального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи программы: формирование социального доверия; развитие оптимального уровня самооценки; снятие состояния эмоционального дискомфорта; снижение уровня тревожности; формирование способности к осознанию себя и своих способностей;

Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Как формировать самооценку дошкольника