Самооценка обществознание 5 класс

Статья (5 класс) по теме:
Самооценка пятиклассника.

Важным моменом в жизни пятиклассника является переход из младшей школы в среднюю.В этот период идёт формирование самооценки. И я хотела выяснить связь успеваемости ученика с его самооценкой. Я проводила исследование самооценки личности по методике Дембо — Рубенштейна.В результате исследавания я выяснила:

у 14 пятиклассников — «средняя» самооценка;

у 4 пятиклассников — «завышенная»;

у 2 пятиклассников — «занишенная».

После этого я сделала вывод: как выстраивать свои отношения с каждым учеником, кому нужна помощь и какая.

Предварительный просмотр:

Тема: Самооценка пятиклассника.

учитель ГБОУ № 655, Кулешова Галина Михайловна

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучении, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.

Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности), так и негативные (протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является формирование самооценки. Самооценка – оценка человеком самого себя, своего внутреннего мира. У подростка возникает интерес к своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке ребенок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие подростки. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной самооценки относятся: «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию). Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как переоценка своих данных, эгоистичность, чувство превосходства, пренебрежение мнением других.

Заниженная самооценка личности, напротив, может формировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Ведущим мотивом в формировании самооценки является желание утвердиться среди сверстников, их авторитет и уважение.

Основным фактором развития самооценки является семейный фактор.

Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я — концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности.

Ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания.

Это способствует формированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность с взглядами, принятыми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распространенными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предоставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится повышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низкий уровень успешности, в конечном счете, неспособность строить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали: «Мама вообще не обращает внимания на мои отметки».

Самооценка детей, родители которых руководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чем самооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции родителей.

Важным фактором развития самооценки являются — социальные факторы.

Психологическое самоощущение детей, переходящих из начальной школы в пятый класс, характеризуется напряженностью в контактах, страхи, тревога. Меняется мир ребёнка, его система ценностей, самооценка.

Пятиклассники испытывают психологические трудности в процессе учебы: с одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных особенностей ребенка, а именно степень его тревоги и самооценки.

Интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью, не сочетается с развитием творческих способностей.

Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в пятом классе.

В исследовании важно выяснить связь успеваемости ученика с его самооценкой в пятом классе.

Определение уровня самооценки личности по методике Дембо-Рубенштейна.

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн

На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению, находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой).

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки – от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между «х» и «о» – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» – это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, – «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже «х») определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком не реалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

В исследовании участвовало 19 пятиклассников.

По результатам исследования можно сделать вывод:

  • у 14 пятиклассников – «средняя» самооценка;
  • у 4 пятиклассников – «завышенная» самооценка;
  • у 2 пятиклассников – «заниженная» самооценка.

Результаты исследования могут быть полезны педагогам для выстраивания отношений с учениками.

Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. / Ю.П. Азаров. — М., 1997.;

Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. / Р. Бернс – М.: Прогресс, 1998.;

Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000.;

Захарова А.В. Психология формирования самооценки. / А.В.Захарова. – М., 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к «Методике оценки уровня квалификации педагогических работников», подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Ваша профессио.

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах.

Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы.

По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведени.

Учебный материал для уроков по психологии.

Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави.

Урок обществознания. Тема: «Самосознание и развитие личности». 10-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет, класс Обществознание; 10 «А»класс.

Тип урока Изучение нового материала.

Место урока в курсе обществознания: урок завершает изучение темы «Познание как деятельность», что позволяет использовать знания, полученные в ходе предыдущих уроков.

Цель урока: изучение темы «Самосознание» в рамках темы «Самопознание».

Задачи:

  • раскрытие понятий: самосознание, «Я» — концепция, идентичность;
  • развитие навыков самоанализа, навыков умения работать с тестами ЕГЭ частей А, В, С;
  • воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека;
  • подготовка к социализации, основанной на знании своего «Я» и умении применять свое знание в процессе адаптации.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, бланки ЕГЭ, на доске термины, домашнее задание, презентация к уроку.

1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

II. Промежуточная диагностика (повторение изученного).

III. . Изучение нового материала.

4. Компоненты самосознания.

5. Функции самосознания.

6. Значение самосознания

IV. Обобщение изученного (рефлексия):

Сегодня тема нашего урока «Самосознание и развитие личности»

Тема соответствует программе, входит в кодификатор ЕГЭ

В течение урока нам предстоит:

— поработать с тестами ЕГЭ;

— поговорить о самосознании и его составляющих

(«Я — концепции», «самооценке», «идентичности»)

— в конце урока, закрепляя изученный материал, нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме «Самосознание и развитие личности».

II. Промежуточная диагностика (повторение изученного). (слайды 3-6) Приложение 2.

— Мы продолжаем работать с тестами А, В, С на бланках ЕГЭ с целью отработки навыков верного выполнения заданий. Не забывайте о правилах заполнения бланков.

— Время на выполнение задания истекло, возьмите цветную ручку и проверяем выполнение заданий.

(часть А — фронтальный опрос, часть В — выборочный)

? — Кто набрал 10-11 баллов; 8-9 баллов; 6-7 баллов; менее?

III. Изучение нового материала.

1. Самосознание. Этапы самосознания.

— Мы продолжаем говорить о самопознании и самосознании ,а также о развитии самосознания.

— У вас на столах рабочие листы (Приложение 3) в которых, для экономии времени, вы будите заполнять пропущенные слова и определения, и в конце урока нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме «Самосознание и развитие личности».

? — Выполняя задание С5, мы с вами сказали что самопознание-это:

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

— Прочитайте в рабочих листах определение понятия «Самосознание «.

? — В чем разница? Какое понятие шире и почему?

— Сейчас изучением личности человека занимается психология. Мы с вами тоже уже обращались к понятию личности, давайте вспомним его определение. (Боголюбов «Обществознание»,

Дети выполняют задания на бланках ЕГЭ

Поверка и исправление ошибок

Дают опр. самопознания

Дают опр. самосознания,делают вывод, что это понятие шире

Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е.

Самосознаниесознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненноважных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Невозможно переоценить эти процессы, которые начинаются с момента рождения и продолжаются всю нашу сознательную жизнь.

В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я«.

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как «Я»; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Стадии (или этапы) развития самосознания: (слайды 7-9)

Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

К 2-м — 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

— Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

— Оценка результатов своей деятельности

Психологи выявили фазы (этапы, периоды) самопознания и самосознания (слайд 10)

— Как их можно охарактеризовать? Заполните пропуски в таблице.

Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира.

Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет.

К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.

Самопознание в отличие от других видов познания:

— направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

— в отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность;

— большое значение в познании собственного «Я» имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

— в отличие от других видов познания присутствует творческое «Я» (стремление субъекта к самосовершенствованию).

2. «Я» — концепция и образ «Я» (слайды 11-13)

А) — «Я» человека как объект познания — сложное и динамичное образование.

Образ «Я» — совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах.

Мы можем рассматривать наше «Я» как: «Я» — физическое; «Я» — многогранное; «Я» — личность; «Я» — и жизненные роли и т. д.

Для того, чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание («Я») в виде круга, разделенного на четыре части. (Комментарий слайда). Самопознание — это путь от скрытого «Я» к открытому. (Слайд 14)

«Я» скрытое — вы знаете, другие не знают — секреты; все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе

«Я» неизвестное — никто не знает — то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях.

«Я» слепое — вы не знаете, другие знают — то, что интересно другим, а вам не очень ясно.

«Я» открытое — вы знаете, другие знают — знания о себе, о других.

Подобное деление «Я» на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы.

Б) «Я» — концепция (или образ «Я») — что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.

«Я» — концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».

В психологии выделяют составляющие «Я» — концепции (слайд 15)

Когнитивная (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

Можно рассматривать «Я» концепцию:

— По временной отнесенности можно выделить (слайд 16)

— По содержанию можно выделить образы (слайд 17)

По источнику информации: разные зеркальные «Я» — ( Слайд 18)

«Я» глазами родителей, друзей и т. п.

3. Идентичность. (Слайд 19)

Мы переходим к еще одному понятию: идентичность

Идентичность (англ. Identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе — политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

? — Скажите, на какой фазе самосознания и развития личности мы можем применять это понятие?

Задание: откройте учебник на стр. 284 прочитайте 6 и 7 абзацы со слов «По мнению психологов:»и назовите 3 аспекта идентичности.

— Что такое «социальная » и «личностная» идентификация?

Три аспекта идентичности

Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем.

Идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе.

Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Анализ теста «Кто Я». (слайд 20) (тестирование проводится заранее)

Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики — определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

О низком уровне самооценки можно говорить, когда за несколько минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

Семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. Рефлексивное «Я» включает 2 показателя:

Персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д. ), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, клевый);

глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

II. «Социальное Я« включает 7 показателей:

прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д. ) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

III. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

IV. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

V. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

пристрастия в еде, вредные привычки.

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п. );

групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением;

оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты: отсутствует

описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

Таким образом, обретение идентичности является главной линией развития самосознания каждого человека.

Варианты обретения идентичности у подростков. (Слайд 21)

Диффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора.

Предрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих.

Подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.

Реализованная идентичность: подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно, на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину ( В. С. Мерлин — советский психолог. ) (слайд 22)

сознание своей тождественности (тождество, идентичность, одинаковость; единство, общность, равенство, синонимичность, тожественность, сходность, тожество, совпадение, однозначность, адекватность)

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Функции самосознания: (слайд 23)

Рассмотрев понятия самопознание, идентичность, самосознание логичным будет вопрос:

? — Для чего человек на протяжении всей жизни самосознает себя? Если говорить обществоведческим языком, то каковы функции самосознания?

Получение информации о себе.

Эмоционально-ценностное отношение к себе.

6. Значение самосознания: (слайд 23)

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

IV. Обобщение изученного (рефлексия):

беседа о значении самосознания, выполнение задания С8.

Цель — систематизировать полученные знания по новому материалу, проверить, усвоен ли материал (индивидуальный контроль); отработка выполнения задания С8.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Самосознание и развитие личности«. Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему.

Вопросы по технологии составления сложного плана.

Работа с текстом. Выполнение задания С1-С4.

1. Учебник: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др. ]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др. ]. — М.: Просвещение, 2011. )

2. Обществознание: Сборник заданий. ФИПИ-М. : ЭКСМО 20111

3. Обществознание: Репетитор. ФИПИ-М. : ЭКСМО, 2008.

4. Обществознание. ЕГЭ-2010: Реальные задания. АСТ. АСТРЕЛЬ: М. , 2010.

5. Обществознание. ЕГЭ-2010: Реальные задания. АСТ. АСТРЕЛЬ: М. , 2011.

Самооценка подростка Урок обществознания в 7 классе Учитель Яковлева О.А. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВалентина Федореева

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Самооценка подростка Урок обществознания в 7 классе Учитель Яковлева О.А.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Самооценка подростка Урок обществознания в 7 классе Учитель Яковлева О.А.

2 Цели урока: Сформировать представление об основных понятиях урока; Сформировать представление об основных понятиях урока; Развивать объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль; Развивать объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль; Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, самообразованию и самовоспитанию. Воспитывать стремление к самосовершенствованию личности учащихся, самообразованию и самовоспитанию.

3 План темы: Как сдерживать свои чувства и эмоции? Как сдерживать свои чувства и эмоции? Что такое самооценка подростка. Что такое самооценка подростка.

4 Правила. 1. Вы должны принять и полюбить себя таким, какой вы есть. 2. Заведите как можно больше друзей и знакомых. 3. Активно и много общайтесь. 4. Выражайте, а не сдерживайте свои эмоции, но в рамках приличия. 5. Признавайтесь в своих чувствах, не отказывайтесь в них. 6. Разделяйте свои чувства с тем, кому вы доверяете.

5 Что такое самооценка? Самооценка – представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка – представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков.

6 Правильная самооценка является необходимым условием развития личности. Что влияет на самооценку подростка? Задание: прочесть текст на стр учебника.

7 Тест «Самооценка» По этому тесту вы сможете оценить свой характер 1.Терпение2.Искренность3.Оптимизм 4. Доверчивость 5.Умение радоваться 6.Уверенность в своих силах 7.Умение сосредоточиться 8.Умственное развитие 9.Энергичность10.Сердечность11.Общительность 12.Житейская мудрость 13.Отзывчивость14.Влюбчивость.15.Уравновешенность 16.Чувство юмора. 1. Скупость 2. Нетерпимость 3. Пессимизм 4. Агрессивность 5. Ворчливость 6. Нетактичность 7. Жадность 8. Мстительность 9. Некоммуникабельность 10. Недовольство жизнью 11. Робость 12. Мелочность 13. Зависть 14. Непостоянство 15. Эгоизм 16. Прямолинейность

8 Оценка результатов тестирования по сумме баллов. Не более 80 баллов – вы склонны к преувеличениям, это говорит о том, что у вас временная депрессия. Не черты характера виноваты в этом, а лишь неуверенность в себе. Такая закомплексованность редко вызывает симпатии у людей. Не более 80 баллов – вы склонны к преувеличениям, это говорит о том, что у вас временная депрессия. Не черты характера виноваты в этом, а лишь неуверенность в себе. Такая закомплексованность редко вызывает симпатии у людей.

9 Сумма баллов от 80 до 120 – вы оцениваете себя реалистично. Оценка похожа на действительность. Можно предположить, что вы умеете оценить критически не только себя. Сумма баллов от 80 до 120 – вы оцениваете себя реалистично. Оценка похожа на действительность. Можно предположить, что вы умеете оценить критически не только себя.

10 Сумма баллов больше 120 – почти не осталось положительных черт,которыми, по вашему мнению, вы обладаете. Не переоцениваете ли вы себя? Все ли вас любят или вам только это кажется? Может быть, причина «идеальности» в том, что даже себе вы не хотите признаться в отсутствии тех или иных качеств? Начните еще раз и постарайтесь отвечать, смотря правде в лицо. Сумма баллов больше 120 – почти не осталось положительных черт,которыми, по вашему мнению, вы обладаете. Не переоцениваете ли вы себя? Все ли вас любят или вам только это кажется? Может быть, причина «идеальности» в том, что даже себе вы не хотите признаться в отсутствии тех или иных качеств? Начните еще раз и постарайтесь отвечать, смотря правде в лицо.

11 Подведем итоги: Роль самооценки в формировании, становлении личности весьма высока. По мере взросления характерные черты (отрицательные и положительные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку личности, и повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем будучи взрослым Роль самооценки в формировании, становлении личности весьма высока. По мере взросления характерные черты (отрицательные и положительные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку личности, и повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем будучи взрослым

12 Домашнее задание: §7 читать, ответь на вопросы 1-3 (устно) §7 читать, ответь на вопросы 1-3 (устно) Подготовить сообщения о жизнедеятельности выдающихся, замечательных личностей. Подготовить сообщения о жизнедеятельности выдающихся, замечательных личностей.

Самосознание и самооценка

Урок 5. Обществознание 6 класс

Конспект урока «Самосознание и самооценка»

Познание окружающего мира, стремление понять и узнать самого себя приводит к развитию самосознания. Под этим термином принято понимать сознание, которое направлено на самого себя.

Самосознание состоит из осознания и оценки человеком:

· своих сильных и слабых сторон;

· взаимоотношений с окружающими его людьми;

· своих моральных и физических качеств;

· практических умений и навыков.

Ещё древние греки на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала Пифия, жрица-прорицательница, сделали надпись: «Познай самого себя».

Важной стороной самосознания является самооценка, то есть оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Согласитесь, что вы не только замечаете действия и оценки других людей по отношению к вам, но и стараетесь их анализировать: к какому совету стоит прислушаться, а к какому нет, с чем согласиться, а против чего возразить.

Вы самостоятельно можете оценить свои физические качества, умения, поступки и моральные качества.

Но почему же необходимо себя оценивать? Может быть, это не так уж и важно и без этого можно обойтись?

Конечно же, нельзя. Оценивать себя необходимо хотя бы из-за того, что объективное отношение к своим неудачам и успехам, к осуждению и поощрению позволяет понимать, что впереди у каждого из нас большой жизненный путь и всё можно исправить, ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе.

Но что же нужно знать для правильной самооценки?

Прежде всего необходимо знать свои положительные и отрицательные качества, и, конечно же, стараться развивать первые и избавляться от вторых. Необходимо научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими людьми, но и с самим собой.

«Ну это просто, – скажете вы, – что тут сложного?» И, конечно же, легко назовёте не менее десяти присущих вам положительных качеств, ну и, может быть, пару-тройку отрицательных. Не так ли? Но так ли это всё на самом деле?

Поэтому современные психологи выделяют у человека три уровня самооценки: завышенную, нормальную и заниженную.

На самооценку могут оказывать влияние внешность, психическое здоровье, социальный или экономический статус, а также отношение к человеку окружающих.

Кстати, большинство людей думает, что с их самооценкой всё нормально, и ничего не стоит менять, но это далеко не так.

…….. и от тебя, Лиса, уйду!

Завышенная самооценка, как правило, может привести к очень негативным последствиям. Возьмём для примера хорошо знакомого вам Колобка. Этот сказочный герой сбежал и от бабушки, и от дедушки, и от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой, в том числе из-за своей завышенной самооценки и самоуверенности.

Как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Самоуверенность – повелительница глупцов и баловство для умных людей».

Как правило, человек с завышенной самооценкой:

· всегда уверен в собственной правоте;

· пытается оставить в споре последнее слово за собой;

· не признаёт чужого мнения;

· в случае неудачи винит не себя, а окружающих;

· никогда не просит прощения и не извиняется;

· постоянно пытается быть лучше других, выставляя это напоказ;

· в любых спорах постоянно употребляет местоимение «Я»;

· враждебно воспринимает любую критику в свой адрес;

· эгоистичен, ставит свои интересы и увлечения превыше других;

· любые его просьбы, как правило, напоминают приказы и так далее.

Ну и как теперь обстоит дело с вашим списком положительных и отрицательных качеств?

Для того, чтобы иметь нормальную самооценку, прежде всего необходимо осознавать свои действия и поступки. Тем более, что критическое отношение к себе – дело хорошее.

Кстати, многие знаменитые люди достаточно самокритично относились к самим себе и постоянно стремились достичь большего.

Например, русский писатель Лев Толстой писал в своём дневнике: «В моём возрасте Паганини уже был известен во всей Европе, а Пушкин писал прекрасные стихи».

При этом главное не переусердствовать с самокритикой, так как это может привести к занижению самооценки.

Человеку с заниженной самооценкой свойственны:

· чрезмерная самокритика и неудовлетворённость;

· обида на критику в свой адрес;

· нерешительность и боязнь допустить ошибку;

· желание угодить, чтобы не обидеть человека;

· постоянное чувство вины;

· пессимизм и негативное отношение к окружающему миру;

· отношение к временным неудачам, как к постоянным.

Познавая самого себя и оценивая свои возможности, необходимо придерживаться целого ряда правил, таких как:

· верить в себя и не думать о неудачах;

· забыть такие слова как: «я не могу», «я не умею», «у меня не получится», «я с этим не справлюсь»;

· правильно оценивать свои силы и использовать их для достижения поставленных целей;

· анализировать свои поступки, понимать причины того или иного поведения;

· признавать свои неудачи и промахи;

· избегать излишней неуверенности в себе.

По мнению психологов, развить данные качества помогает самовнушение, то есть внушение чего-либо самому себе.

Например, во многих странах мира известны упражнения с чётками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды.

Каждая бусинка соответствует определённой установке: «Я с каждым днём лучше владею собой», «У меня всё получится», «Я докажу, что многое умею», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении» и так далее. Перебирая каждую бусинку, надо мысленно отдавать себе такие команды. По мнению психологов, постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние неуверенного в себе человека, главное – не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.

Убедиться в результативности самовнушения вам поможет следующий интересный факт.

В начале двадцатого века французский психолог и фармацевт Эмиль Куэ применил метод самовнушения при лечении больных. Вместо лекарств он стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днём я чувствую себя всё лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.

Эмиль Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет поставленной перед собой цели.

Самооценка обществознание 5 класс