Проблема самооценки у подростков

Проблемы самооценки в подростковом возрасте

Что же происходит с ребенком в подростковом возрасте? В этот период идет мощная физиологическая перестройка организма, гормональные всплески сильно влияют на эмоциональное состояние подростка. В этот период идет осознание того, что детство заканчивается. И в первую очередь заканчивается то ощущение защищенности и стабильности, которое ребенок испытывает в детстве.

Самооценка подростка в этот период напрямую зависит от того, насколько родители понимают и ценят его достоинства. От родителей в этот период требуется постоянная поддержка, одобрение и похвала малейших успехов своего ребенка, для того чтобы подросток чувствовал, что его любят, ценят, гордятся его успехами. За счет осознания собственных достижений, одобрительной поддержки взрослых самооценка подростка растет.

Подростки с низкой самооценкой невероятно уязвимы. Уровень тревожности таких детей гораздо выше, чем у их сверстников с более высокой самооценкой. Низкая самооценка заставляет подростков сильно страдать, им кажется, что все над ними смеются, что они все делают неправильно. В обществе они ведут себя очень скованно, стесняются, очень бояться сделать что-то не так, в результате замыкаются в себе, стараются не привлекать к себе внимание, поэтому не участвуют в общественной школьной жизни.

Еще один отрицательный момент, который вытекает из проблемы низкой самооценки – это то, что такие подростки очень сильно подвержены чужому влиянию. Вследствие того, что они не умеют постоять за себя, не могут отстаивать свои убеждения или свою точку зрения по различным вопросам, они предпочитают, чтобы кто-то сделал это за них. Поэтому таким подросткам очень легко внушить любые идеи, ими легко управлять и манипулировать.

По мере взросления подросток учится справляться со своими страхами и неуверенностью, но задача взрослых помочь ему в этом нелегком деле. Кроме эмоциональной поддержки в семье, можно привлечь на помощь профессионалов. Застенчивым и скромным подросткам могут пойти на пользу актерские курсы, посещение которых поможет придать уверенности в себе.

Изучение таких дисциплин как техника речи научит подростка не боятся выступать на публике, послужит стимулом к тому, чтобы повысить свою активность в обществе, что в свою очередь положительным образом скажется на повышении его собственной самооценки.

Компания UVM-Group предалагет жд перевозки в Пензу. Производится перевозка различных типов грузов — крупногабаритных, настандартных и других. Компания обеспечит пунктуальность и высокую скорость доставки.

научная статья по теме Проблема развития самооценки у подростков Биология

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Проблема развития самооценки у подростков»

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого: Сегодня работодатели к выпускникам учебных заведений предъявляют требования по организации собственной деятельности, выборе типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценке их эффективности и качества, принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и ответственность за них;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики: Методика тестирования давно создана. Тест в руках педагога — удобный инструмент для почти моментального видения картины усвоения материала.

-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы: Нет сомнений в преимуществах использования электронных обучающих программ, методических и учебных пособий в накоплении и распространении педагогического опыта;

-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

-интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Идет процесс накопления опыта внедрения Интернет в систему образования, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах, особенно в сфере профессионального образования. Сложность внедрения современных ИКТ определяется тем, что в современном образовании нет специализированных научно-исследовательских структур, которые занимались бы разработкой специального контента для профессионального образования. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция ИКТ и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.

Список использованных источников

1. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования/ И.В. Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994. — 321с.

Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

г. Находка, Россия

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ

В статье поднята проблема смены образовательной парадигмы с авторитарной, технократической на гуманистическую. Анализируются изменения, связанные с содержательной стороной самооценки подростков. Делается вывод о том, что роль и значение самооценки как формы переживания человеком своей личности возрастает именно в подростковый период.

Вслед за переменами в обществе в психолого-педагогических науках происходит смена образовательной парадигмы. На смену авторитарной, технократической педагогике приходит педагогика гуманистическая, которая в центр внимания ставит ученика, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации. Основной идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом являются утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия; рассмотрение личности как целостной развивающей системы [2].

Современная педагогика, опираясь на общефилософскую идею самодвижения, саморазвития оперирует понятиями, адекватно отражающими гуманистическую сущность человека и процесс его обучения и воспитания. Она обращается к таким категориям смежных наук как «субъект», «объект», «сознание», «самосознание», «развитие», «саморазвитие», «самореализация», «Я-концепция» и другим, которые подчеркивают не только внешнюю, но и внутреннюю обусловленность процессов взросления и развития [7].

В теоретических исследованиях и образовательной практике, в нормативных документах мы все чаще сталкиваемся с терминами, начинающимися с приставок «сам», «само», которые в интегративном

виде характеризуют человека как субъекта собственного развития, то есть как субъекта сознания, деятельности, общения [3].

Проблема профессионального становления личности сегодня одна из актуальных в педагогической науке и практике. Особенно это касается старшеклассников и выпускников школ, поскольку трансформация современного общества создаёт трудности в формировании их социально-профессиональных ориентаций [4].

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности — в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию [5].

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Мы объясняем это тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются и их суждения относительно своих недостатков. Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим. различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться. Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего «Я» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него, прежде всего, под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. Содержание самооценки девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации.

Оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя [6].

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Обнаруживается определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

В.Ф. Сафин, Л.С. Сапожникова, Д.И. Фельдштейн отмечают, что главными потребностями подросткового периода являются потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению, чуткое реагирование на мнение сверстников. Значение фактора общения, базирующегося на модели субъект-субъектных связей педагога и ребенка, подчеркивается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева и др. [1].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что роль и значение самооценки возрастает в подростковый период: она влияет на личностное становление подростка. В исследовании самооценка представлена как форма переживания человеком своей личности, где происходит открытие самого себя, где выражается самоотношение, смысл «Я». Положительная самооценка рассматривается как эмоционально личностное переживание подр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Формирование самооценки подростка

Подростки… Под какую из категорий они попадают: это взрослые или дети?Если спросить у родителей – то те, несомненно, причислят их к детям. За рамками семьи 13-17-летних личностей назовут взрослыми, особенно, если речь идет о выполнении каких-то обязательств и ответственности за свои поступки.

С точки зрения формирования личности, этот период считаетсяпереходным от ребенка до взрослого. Они точно уже не дети, которым нужно указывать, что делать и как поступить, контролируя при этом их действия. Но еще и не взрослые, имеющие знания и жизненный опыт.

С одной стороны – это дети, нуждающиеся в поддержке и одобрении, а с – другой уже взрослые люди, способные отвечать за свои действия. Обращаясь к ним, как к детям и используя при этом директивность, родители тем самым провоцируют ответный бунт. Подросткам становится еще тяжелее, когда их начинают сравнивать с кем-то, кто более успешен и более активен. Они тогда попадают в чувство вины перед родителями, что не могут оправдать их ожидания, теряют уверенность в себе.

Есть, как минимум, восемь вещей, которые важно учитывать при общении с подростком. Именно они влияют на формирование значимости и важности подростка, на его самооценку и уверенность в своих силах и достижении желаемого. Это:

Когда я был в твоем возрасте… (говоря эти слова, взрослый подчеркивает свою зрелость и успешность уже в те далекие времена, при этом занижает способности подростка).

— Ты просто не понимаешь!(подчеркивается незрелость личности и собственная «умность»).

— Ты только думаешь, что у тебя есть какие-то проблемы(на самом деле, даже незначительная на взгляд взрослого проблема, у подростка может вызвать не только сильнейшие страдания, но даже и суицид).

— У меня нет времени, чтобы выслушать тебя сейчас(у взрослого есть дела поважнее, чем заниматься проблемами ребенка).

— Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю(я могу нарушать правила, а ты нет).

— Потому, что я приказал тебе!(ты полностью в моей власти, я управляю твоей жизнью).

— Да почему же ты не можешь быть похожим на…(ты не «дотягиваешь» до идеального образца, ты хуже, чем он).

— Однажды ты вспомнишь этот день…(ты не должен поступать по своему усмотрению, я лучше знаю, как сделать, у меня же больше опыта).

Кроме предыдущих восьми посланий, у взрослых в воспитательном арсенале есть еще и коммуникационные барьеры, которые делают подростка менее умным, менее сильным, менее знающим. Барьеры инфантилизируют его, вмешиваясь в его собственный путь набора опыта. Это:

— Команды, директивность: «Ты должен сделать…», «Перестань жаловаться…». Родители пытаются контролировать ситуацию, дать ребенку быстрые решения. Ребенок это воспринимает, как: «Ты не имеешь право выбирать способ своих действий и решений».

— Советы: «А почему бы тебе…», «Я придумал, как…». Родители пытаются повлиять на ребенка аргументами или мыслями. Ребенок воспринимает это как: «У тебя нет достаточно ума, чтобы найти собственное решение».

— Утешения: «Да не так уж это плохо…», «Все будет хорошо». Родители пытаются уменьшить переживания ребенка, чтобы тот почувствовал себя лучше. Восприятие ребенком: «Ты не имеешь права на свои чувства, ты не можешь преодолеть дискомфорт».

— Допросы: «Что ты ему сделал?». Побуждения у родителей очень даже понятные, есть желание найти корень проблемы, узнать, что ребенок сделал не так. Он же воспринимает это как: «Ты где-то что-то натворил…».

— Психологический анализ: «Ты знаешь, почему ты это сказал?». Родители намерены путем анализа проблемы предотвратить будущие проблемы, а ребенок воспринимает это, как «Я знаю о тебе больше тебя самого, я уже предвижу последствия».

— Сарказм: «Надо же было до такого додуматься…», «Это же надо было так поступить». Ребенок воспринимает это замечание как «Ты глупый», а родители, посмеиваясь, всего лишь хотят показать ему, каким неправильным было его поведение.

— Морализаторство:«Нужно было сделать так…». Родители хотят показать ребенку «правильный» способ справиться с проблемой, а он воспринимает это как навязывание ему чужих решений: «…И не старайся выбирать свои собственные ценности».

— Подчеркивание значимости родителей«Я-все-знаю». Когда родители объясняют ребенку, что «на самом деле решение очень простое», ребенок чувствует, что он знает очень мало или совсем ничего, а родители дают «скрытое» послание о том, что для преодоления любых проблем у него есть родители.

Если родители вспомнят, как им самим было подчиняться воле родителей в свое время, какие родительские установки «окрыляли» их, а какие наоборот, гасили любые спонтанные проявления и как все это сказывалось на формировании их личностей — они больше смогут понимать мир своих подростков. Родители смогут давать своим детям поддержку, признание и принятие, а не быть для них строгими учителями, перед которыми нужно «держать» ответ.

Проблема самооценки у подростков

Подводя итоги этого параграфа, мы видим, что подростковый возраст — это трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростки претерпевают гормональные изменения, у них появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир. Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Несомненно, мы можем отметить, что все вышесказанное способствует становлению у подростков такого явления, как самооценка. Самооценка – это сложное личностное образование, которое характеризуется непостоянством в подростковом возрасте; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что зависит от многих факторов, в частности, от окружения подростка и его личных суждений.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

ЖИВИ СМЕЛЕЕ

Половое созревание, несомненно, сложный период. Но причин тому несколько, и не все они связаны с месячными.

Проблемы с самооценкой — самая большая проблема в подростковом возрасте (да и в жизни). Если тебе трудно, надо искать способ справиться с этим состоянием.

Заниженную самооценку подростка нельзя игнорировать. Если твой внутренний голос постоянно тебя принижает, сделай что-нибудь. Если не придать этому значения, это может привести к уходу в себя и изоляции от общества. Может даже привести к тому, что ты забросишь друзей и учебу. Может проявляться в нарушении питания и причинении себе вреда.

Из-за чего бывает низкая самооценка? Во-первых, из-за слишком высоких требований к себе. Конечно, высокие устремления, например желание управлять страной или стать техническим гением — это отлично, но если в реальной жизни ты бесконечно далека от достижения своих целей, ты будешь раздавлена стрессом. Расслабься и отдохни. Будь лучшей ровно настолько, насколько у тебя сейчас получается.

Если у тебя подавленное настроение, поговори с кем-то, кому доверяешь, например со старшей сестрой, тетей, другом семьи или школьным психологом. Со временем, рассказывая о своих проблемах, ты будешь обретать уверенность в себе, и постепенно они покажутся тебе не такими важными. Ты читала о том, что физические нагрузки повышают уровень эндорфинов и поднимают настроение? Это все правда, так что самое время к ним приступить!

Причины плохого настроения

Рассказывать о своей жизни в Facebook весело, но это может вызывать стресс, особенно если ты станешь жертвой интернет-троллей. Постарайся какое-то время не заходить в социальные сети. Вместо этого общайся с людьми в реальной жизни.

Нас окружают нереалистичные изображения «идеальной фигуры», поэтому неудивительно, что тебе может не нравиться твое развивающееся тело. Помни: все подростки выглядят немного неуклюже.

Им важно, как ты себя чувствуешь? Готовы ли они тебя поддержать? Понимают ли они тебя, когда ты чего-то не хочешь? Если ответ на эти вопросы отрицательный, неудивительно, что ты себя ощущаешь не очень. Тебе нужны новые друзья.

Проблема самооценки у подростков