Как повысить самооценку у ребенка 6 лет

Адекватная самооценка ребёнка

Нередко родители задаются вопросом, как повысить самооценку ребёнку. Сначала нам важно понять, что такое самооценка, какой она бывает и как формируется самооценка детей.

Самооценка – это ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. При этом ценность себя и результатов своей деятельности далеко не всегда отражает реальность. Так, красивый человек может считать себя уродливым (заниженная самооценка своей внешности), а не имеющий, например, музыкальных способностей может считать себя одарённым.

Как же формируется самооценка ребёнка? Существует несколько механизмов получения знаний о себе. Это усвоение мнений окружающих (для ребёнка в первую очередь – родителей), сравнение себя с другими людьми, оценка своих результатов и достижений. Получается, что самооценка ребёнка во многом зависит от других людей.

Важно, что положительная (адекватная) самооценка формируется не в том случае, когда ребёнок оценивает себя положительно по сравнению с другими людьми («Я – хороший, ты – плохой»), а когда ребёнок положительно оценивает и себя, и других детей.

Остановимся на ошибках, которые родители могут допускать, стремясь повысить самооценку ребёнку. Если родитель сравнивает ребёнка с другими детьми, он обязательно акцентирует внимание на том, что кто-то из детей в чём-то лучше, а другой – хуже. Если мама, стремясь повысить самооценку дочери, регулярно говорит: «Ты поешь гораздо лучше Тани. Ты красивее всех девочек на свете. Ты лучше всех рисуешь», то таким образом формирование самооценки ребёнка происходит за счёт принижения других детей (посыл: «Ты – хороший, он – плохой»). Таким образом самооценка ребёнка становится уязвимой, и удерживать её получается только за счёт принижения других в собственных глазах. Бывает и обратный вариант. Родитель хочет, чтобы ребёнок становился лучше, и сравнивает его со всеми, но сравнение всегда не в пользу ребёнка: «Валя лучше тебя катается на велосипеде, Игорь лучше танцует» (посыл: «Ты – плохой, он – хороший»). В этом случае ребёнок переживает себя как неудачника, его самооценка падает. В этом случае остаётся незамеченным, что ребёнок при этом неплохо рисует, он добрый и отзывчивый. Положительные качества ребёнка как будто не замечаются родителями.

Понятно, что нельзя делать, но как же способствовать формированию адекватной самооценки, как повысить самооценку ребёнка, если она занижена? Важно положительно оценивать ребёнка в целом, целенаправленно не сравнивая при этом его с другими детьми (посыл: «Ты – хороший, он – хороший, вы – разные»). Это не значит, что нужно постоянно хвалить ребёнка. Это тоже вредно. Но важно замечать успехи ребёнка, замечать, что он старается, отмечать, чего ребёнок достиг. В нужный момент приободрить, подсказать, утешить. Нужно просто быть внимательным и чувствительным к своему ребёнку. Важно помнить, что основное условие принятия себя, а, значит, и положительной самооценки – принятие ребёнка самыми близкими людьми, родными. Если вы принимаете и любите ребёнка с его достоинствами и недостатками, то и он сам будет принимать себя.

«Как принимать», – спросите вы? Что это значит? Это значит, что ребёнок обладает большим количеством достоинств, многие из которых вы считаете чем-то обыденным. Так, родители могут не замечать, что ребёнок всегда чистит зубы по утрам или сам собирает портфель. Попробуйте составить список положительных качеств, умений и навыков ребёнка, и вы увидите, что ему и вам есть чем гордиться. Не забывайте замечать то хорошее, что есть в ребёнке. Это залог его адекватной самооценки.

Как повысить самооценку у ребенка 6 лет

«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь).

В современной научно-популярной литературе часто смешивают понятие «тревога» и «тревожность». Однако это различные понятия. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, и.т.д.

Поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становиться причиной мобилизации потенциальных возможностей.
Различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.


ТРЕВОГА

Мобилизующая Расслабляющая
(дает дополнительный импульс) (парализует человека)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в семье. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, родители настраивали ребенка на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Единичные, редко возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».
Понятие «страх» трактуется как специфическая эмоция. Тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой и является страх (Э. Изард).

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, но каждому возрасту присущи свои «возрастные страхи». В два года ребенок чаще всего боится посещения врача, а начиная с трех лет число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты, одиночества. В 6-7 лет ведущим становиться страх своей смерти, а в 7-8 – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам.
Итак, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, а вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Ряд авторов полагает, что одной из причин повышения уровня тревожности дошкольников и младших школьников является нарушение детско-родительских отношений.

Также психологи выявили интересную закономерность: чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает страхов.
Так называемая школьная тревожность начинает формироваться именно в дошкольном возрасте. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Для того, чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Также родители и педагоги смогут использовать следующие методы: как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду или в классе можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи»). Избегать заданий которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Спрашивать таких детей, желательно, не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять ребенка с ответом.
Очень важным является, обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками (пальцами, ладошками).
Использование элементов массажа и даже простое растирание тела ребенка, также способствуют снятию мышечного напряжения.

Филичева Кира
Психолог-консультант

Как повысить самооценку ребенка?

Говоря о самооценке, чаще всего имеют в виду взрослых людей, но и для детей эта тема более чем актуальна. К трем годам у ребенка формируется собственное «Я», а также формируется и самооценка. Нередко уже в дошкольном возрасте самооценку ребенка можно охарактеризовать как заниженную, но ее вполне реально повысить при соблюдении определенных правил.

Природа заниженной самооценки

Как родители могут понять, что у ребенка заниженная самооценка? Вроде бы, ярких «симптомов» мамы и папы не замечают — ребенок позитивен, подвижен, в меру активен, хоть и отличается скромностью и спокойствием. Но если в коллективе он сдержан, часто не верит в собственные силы и отказывается от ответственных заданий, значит, уже можно говорить о его заниженной самооценке.

Откуда же у ребенка уже в дошкольном возрасте неадекватная самооценка? Дело в том, что именно в этот период дети оценивают себя по оценкам окружающих. То есть ребенок не сам анализирует свои поступки, а прислушивается к характеристикам и отзывам, которые дают ему родные, друзья, воспитатели в детсаду и даже малознакомые люди. Если ребенка постоянно критиковать, ругать и обвинять в недостаточном старании, он перестает верить в себя, что, естественно, сказывается на его самооценке.

Повышаем детскую самооценку

Неуверенного ребенка видно — он переживает за любое доверенное ему задание, не верит в свой успех и часто даже не стремится добиться высоких результатов. Родителям в этом случае нужно пересмотреть установленную в семье систему воспитания и отношений, сосредоточившись на развитии детской самооценки. Следуя нескольким принципам и правилам, вы сможете научить ребенка верить в свои силы:

  • Никакой критики. Если для взрослых конструктивная критика — путь к самосовершенствованию, то для детей — проявление недовольства родителей. Детки дошкольного возраста слишком восприимчивы к оценке их действий со стороны, и фразы вроде «Мог бы сделать лучше» и «У тебя плохо получилось» могут негативно отразиться на самооценке.
  • Никаких сравнений. Желая простимулировать ребенка, родители часто используют сравнения — «А Паша-то красивее рисует», «Женя — молодец, больше родителям помогает», «Смотри, как Света хорошо танцует». Ребенок же будет слышать только одно — «Другие ребята талантливее и лучше тебя».
  • Хвалите и поощряйте. Комплименты стимулируют детей гораздо эффективнее, чем сравнения и критика. Услышав приятные слова в свой адрес, они будут стараться еще больше, чтобы снова получить одобрение старших. Но родителям нужно научиться правильно хвалить ребенка — не льстить, а говорить правду, находить искренние слова.
  • Давайте ребенку только посильные задания, т.к. дети объективно не могут справиться со всеми поставленными задачами. А потерпев неудачу при выполнении задания, ребенок теряет уверенность и веру в свои силы.
  • Любите ребенка. Самый счастливый ребенок — тот, кто чувствует, что его любят. Если в семье поддерживать дружелюбную атмосферу, говорить слова нежности и любви, то у ребенка сформируется адекватная самооценка.
  • Поощряйте интересы ребенка. Зачастую желания родителей и детей относительно деятельности последних не совпадают. Например, ребенок хочет порисовать, но мама заставляет его заниматься скучной математикой. Лишая ребенка возможности делать то, что он действительно хочет, мама словно говорит «Твои занятия не так важны, они могут подождать». Естественно, такое отношение влияет на формирование самооценки, т.к. ограничивается стремление ребенка к самовыражению.
  • Подчеркивайте неповторимость ребенка. Все дети разные, и у каждого есть свои таланты, свои способности. Возможно, ваш ребенок не силен в спорте, как соседский сынишка, но обладает исключительным музыкальным слухом. Или дочка не может выучить большую поэму, но прекрасно справляется с мамиными поручениями по дому.
  • Теряясь в догадках, как повысить самооценку ребенка в возрасте 3−6 лет, родители часто упускают один важный момент — с ребенком нужно общаться. Причем делать это следует на равных, уважая его мнение и интересы. Естественно, окончательное решение всегда остается за старшими, но выслушать ребенка, попытаться понять его позицию крайне важно для формирования у него адекватной самооценки. А если еще и доверить младшему члену семьи какой-нибудь «большой» секрет или попросить его дать маме или папе совет, то ребенок почувствует себя важной частью семьи.

    Помните, что самооценка детей дошкольного возраста — это отражение вашего отношения к ним. Заслуженные поощрения, искренние похвалы, мотивирующие слова и свобода самовыражения — залог формирования адекватной самоуверенности и самооценки у ребенка.

    Как вы считаете, какие факторы влияют на формирование детской самооценки? Как помочь ребенку перебороть неуверенность в себе и научить его верить в свои силы?

    Как повысить самооценку ребенку?

    У моей дочери очень низкая самооценка, сегодня это даже воспитательница и логопед в дет.саду отметили. Я и сама это замечаю,ребенок критичен , застенчив, излишне впечатлителен ,но почему. Откуда не возьмись еще и начались комплексы связанные с внешним видом, не обоснованные( без лишней скромности , ребенок красивый) ,не рано ли ?
    P.S:Доче 6 лет . ;воспитывала ее одна , без участия бабушек и прочих родственников . С отцом у дочери отношения формальные .Сейчас второй раз замужем .Отношение мужа к ребенку странное , но по моему сегодня, даже его сердце дрогнуло,во многом со мной согласился

    Эксперты Woman.ru

    Узнай мнение эксперта по твоей теме

    Кулагин Павел

    Психолог, Online-консультант Skype. Специалист с сайта b17.ru

    Елена Тухарели

    Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

    Нечипоренко Ирина Павловна
    Елена Езерова

    Психолог. Специалист с сайта b17.ru

    Гришин Владимир Олегович

    Психолог, Семейный терапевт консультант. Специалист с сайта b17.ru

    Андронова (Волохонская) Марина Сергеевна

    Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

    Муратова Анна Эдуардовна

    Психолог, Онлайн- консультант. Специалист с сайта b17.ru

    Сидорова Екатерина Станиславовна

    Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

    Баракин Андрей Михайлович

    Психолог, Эриксоновский гипнотерапевт гипноз. Специалист с сайта b17.ru

    Старостина Людмила Васильевна

    Психолог, Практический психолог. Специалист с сайта b17.ru

    [2745464939] – 17 ноября 2011 г., 02:18

    Больше xвалить ребёнка надо и всегда прислушиваться к его мнению.

    [3793020622] – 17 ноября 2011 г., 02:27

    Действительно, больше хвалить, отмечать любое ее достижение, пусть мизерное, телесный контакт тоже важен, нужно чтобы ребенок понял что он окружен любовью и заботой, что окружающие — друзья, а не враги!

    [302683145] – 17 ноября 2011 г., 03:21

    4to zna4it strannoe.

    [616598497] – 17 ноября 2011 г., 04:55

    [4023168292] – 17 ноября 2011 г., 07:02

    Самые злые существа на земле это дети, они замечают все недостатки и издеваются над этим. Может стоит попробовать сменить дет сад? Потому как воспитатели даже если и видят издевательства, то вряд ли будут с этим что-то делать. Поговорите с дочерью, может было какое-то событие, послужившее поводом для издевок.

    [1766745989] – 17 ноября 2011 г., 07:15

    [4282558888] – 17 ноября 2011 г., 08:47

    только хвалить ребенка! сделала что то, какая ты молодец, ой как красива одета, глазки красивые и т.д. Надо чтобы ребенок знал, что он самый самый.

    [1757820023] – 17 ноября 2011 г., 09:55

    Я про мужа тоже что-то недопоняла. что значит отношение странное?

    [4007294425] – 17 ноября 2011 г., 10:31

    не хочу пугать, но вы уверены что отчим нормальный? часто низкая самооценка в комбинации со слишком «взрослыми» проблемами и ощущениями бывает у девочек которых домогаются.

    Плюсую, автор, не мешало бы проверить Вашего нового «мужа».

    [480295642] – 17 ноября 2011 г., 11:29

    Поясните про странное отношение мужа к ребенку. Может в этом причина?

    Ваш текст
    Сейчас , поясню .
    Возражая , со мной ребенок живет всю жизнь . Самооценка в один миг не падает , несогласны ?(про мужа)

    [480295642] – 17 ноября 2011 г., 11:38

    Ваш текст
    В этом отношении нормальный , исключено
    Странное поведения мужа ,заключается в том , что он подшучивает (надеюсь теперь , уже в прошедшем времени) ребенок верит ведется , где-то шутки не понимает

    [480295642] – 17 ноября 2011 г., 11:43

    Ваш текст
    Я вот тоже , думаю насчет детей , но что-то пока глухо .Дочка ничего не рассказывает

    [480295642] – 17 ноября 2011 г., 11:44

    Красотка словами не описать

    Ваш текст
    Вроде я и так все это делаю

    [494635796] – 19 ноября 2011 г., 21:02

    ПЕРЕСТАТЬ МОЗГИ Е Б АТЬ СВЕЙ ОПЕКОЙ ТИПО ЗАЩИЩАЯ ОТ МИРА ВРАЖДЕБНОГО

    [2167839845] – 24 ноября 2011 г., 18:04

    меня мама всегда хвалила, папа не гнобил, в садике — тоже, не обижали, но помню себя только с низкой самооценкой и мне кажется, что это врожденное. окружающие чаще всего могут сделать только хуже, изменить человека может только он сам.

    Похожие темы

    Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
    Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

    Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
    на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

    Copyright (с) 2016-2018 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

    Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

    Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

    Как повысить самооценку ребенку: полезные рекомендации

    Узнай особенности самооценки детей разных возрастов и способы ее повышения

    Самооценка ребенка – это его отношение к самому себе, своим качествам, удачам, недочетам и примеривание своего места в жизни, среди людей. Очень важно, чтобы самооценка малыша соответствовала действительности, а не падала ниже плинтуса, повергая его в состояние апатии, страха, неуверенности в себе и даже депрессии.

    Как происходит формирование и развитие самооценки ребенка, как помочь ему полюбить себя и заставить окружающих уважать его мнение, на что стоит обратить внимание в процессе воспитания и как поднять самооценку ребенку, читай на tochka.net.

    Родители должны понимать, что самооценка ребенка чрезвычайно важна в процессе формирования его личности. Адекватное и правильное оценивание себя показывает, что малыш отдает полный отчет своим достоинствам и готов бороться с недостатками. А значит, делает первый уверенный шаг в социум, который его окружает, и свое успешное будущее.

    Кто же из родителей не стремится вырастить самодостаточного, счастливого и уверенного в себе ребенка! Но тут важно понимать, что развитие самооценки ребенка на разных этапах его взросления происходит по-разному, и одинаковый метод помощи и воздействия не сработает.

    Как же происходит формирование самооценки у детей на каждом возрастном промежутке?

    • Самооценка детей старшего дошкольного возраста, как правило, немного завышена. Такой ребенок только учится сопоставлять себя и мир, а потому такое положение дел вполне нормально. В этом возрасте родителям важно сформировать у малыша позитивное и достаточно высокое мнение о себе. Для этого старайся чаще хвалить ребенка, избегать в разговоре с ним частицы «не», давать малышу задания в соответствии с его возрастом, чтобы он мог их выполнить и обрадоваться, что у него все получилось.
    • Самооценка детей младшего школьного возраста уже больше приближена к нормальной. Становясь взрослее, детки учатся сравнивать себя со сверстниками и давать более объективную оценку своему поведению, реакции, способностям. К тому же, на этом этапе в их мировоззрение вносит свои коррективы система баллов, существующая в школе. А потому и родителям, и педагогам на этом этапе важно давать поступкам детей объективную оценку, не впадая в крайности, например, превознося слабого ученика и, наоборот, нивелируя талант одаренного малыша.
    • Чем занять ребенка в плохую погоду: 5 простых идей
      • Самооценка детей среднего школьного возраста уже вполне адекватна и соответствует действительности. Ребята в этом возрасте способны разобраться в своих успехах и неудачах, правильно охарактеризовать качества свои и одноклассников. У них происходит переоценка ценностей, авторитетным становится мнение сверстников, а не взрослых, появляется желание поспорить и отстоять свое мнение. Здесь взрослому важно не давить авторитетом, не конфликтовать с ребенком, не читать нравоучения, а удержаться в роли безусловного друга, готового прийти на помощь, подсказать и посоветовать. Также важно помочь ребенку раскрыть способности и таланты, найти любимое занятие, приобщиться к спорту, музыке, творчеству.
      • Особенности самооценки детей старшего школьного возраста характеризуются неуверенностью в своих силах. Это период преобразования из ребенка во взрослую личность, и далеко не у всех он проходит безболезненно. Любая критика в его адрес может быть воспринята в штыки или же принята близко к сердцу. Психика старшеклассников очень ранима, чувства обострены, самооценка либо зашкаливает, либо стремится к нулю. Именно этот период опасен уходом подростка в себя, он подвержен влиянию разнообразных течений, сект, опасных групп в соцсетях. Родителям следует очень аккуратно и бережно общаться с подросшими детьми. Не отталкивать их и не уходить от решения проблем. Не стоит сравнивать тинейджера с другими. Чаще говори ребенку том, что проблемы, которые кажутся ему непереносимыми, на самом деле ему по силам. Не запрещай самовыражаться, даже если ради этого он захочет покрасить волосы, сделать татуаж и т.п. Это явление временное, и если не усугублять ситуацию, она вскоре сама рассосется. Зато его самооценка не пострадает.

      Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net

      Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

      Как повысить самооценку у ребенка 6 лет