Формирование адекватной самооценки

4.4. Формирование адекватной самооценки работников и уверенности в себе

Одной из задач корпоративного психолога является повышение у работников уверенности в себе и формирование у них адекватной самооценки.

Существует множество подходов к оиределени ю понятия «самооценка«, ее моста и роли вструктуре личности, взаимосвязис другими компонентами, влиянии на эффективность профессиональной деятельности, щюфосснональ- ную адаптацию.

Самооценка как «отношение к себе*, по мнению Б.Г.Ананьева (1977), наиболее позднее, по сравнению с другими отношениями, образование, вместе с тем именно она завершает формирование характера индивида, определяя его целостность.

Большинство авторов трактует самооценку как внутренний механизм, обеспечивающий саморегуляцию личности

P.M.Грановская (1988) относит самооценку к наиболее значимым характеристикам личности и определяет ос как оценку человеком самого себя, своего положения в группе, своего отношения к другим людям, отношения к деятельности. Иными словами под самооценкой понимается система отношений. От самооценки зависит стремление человека к развитию, к самосовершенству, его активность.

Формирование самооценки, по мнению Р.М.Грановской, происходит путем ннтериоризации внешних оценок, которые представляют собой оценки человека другими людьми, во внутренние — как требование человека к самому себе. Формирование и укрепление самооценки происходит постепенно, сопровождаясь усилением способности к утверждению и отстаиванием своих жизненных идеалов.

По мнению Г.С.Никифорова (1996) самооценка представляет собой процесс сравнения какой-либо переменной с образцом, в результате этого субъект приходит к заключению о соответствии, либо несоответствии «объекта* и «эталона». При этом результат самооценивания может быть верным или неверным. Эго за висит как от индивидуально- психологических особенностей человека, так и от внешних факторов. Автор отмечает, что надежность самооценки во многом определяется навыками самоконтроля у лаиногоиндивида.Результатсамооценки.ставшийобъоктом самоконтроля, обеспечивает надежность и объективность такой самооценки.

По данным М.К.Тутушкиной и М.Ю.Ронгинского (1992) в самооценке выражается эмоционально-ценностное отношение к самому себе. С помощью самооценки человек может оценить свои способности, поступки, психологические качества, жизненные цели и пути их достижения, свое место среди других людей.

Авторы, изучающие самооценку, единодушны во мнении, что самооценка является сложным, многоуровневым образованием и имеет множество видов

Так, существует самооценка реальных и потенциальных возможностей личности, требуемых для выполнения определенного вида деятельности; самооценка, в познавательной и поведенческой сферах личности; самооценка отдельных качеств волевых, нравственных, социально-психологических и др. В структуре самооценки выделяют два основных компонента: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент самооценки выполняет познавательную функцию, сравнивая свои достижения с результатами деятельности других людей и устанавливая степень рассогласования этих показателей. Сформированность когнитивного компонента самооценки обусловлена развитием познавательных процессов у данного индивида. Кроме того, когнитивный компонент самооценки связан с рефлексивными процессами, которые обеспечивают базу и средства для реализации процесса сравнения результатов деятельности, достижений данного человека с достижениями других людей.

Когнитивный компонент самооценки, по мере своего развития, способствует повышению адекватности самооценки.

Эмоциональный компонент самооценки выполняетфункцию своего рода психологической защиты личности и проявляется в отношениях субъекта к своим качествам. Степень выраженности данного компонента в общей структуре самооценки личности обусловлена потребностью индивида в том или ином уровне самооценки. У одних лиц эта потребность будет выше, у других, соответственно, ниже. Эмоциональный компонент самооценки определяется психофизиологическими особенностями, индивидуальнопсихологическими, социально-психологическими и др. Так, например, усилению эмоционального компонента самооценки способствует слабость нервной системы, высокая личностная тревожность, неудовлетворенность человека своим положением в группе. Бесспорно, чем больше места в структуре самооценки занимает эмоциональный компонент, тем менее адекватна самооценка.

Основными характеристиками самооценки являются: уровень, адекватность, устойчивость и динамика.

Под уровнем самооценки понимается ее относительная высота — низкая.

средняя, высокая самооценка. Критерием высоты самооценки, по мнению

С.А.Будасси (1984), является ее близость или, напротив, удаленность относительно внутреннего эталона.

Уровень самооценки у лиц, принадлежащих к какой-либо группе, сравнить непросто, т.к. эталоны, лежащие в основе процесса сравнения, существенно отличаются у лиц, входящих в эту группу. Так, в работе Ю.А.Цагарелли (1981) установлено, что эталоны, обуславливающие формирование самооценки у студентов консерватории, разнятся между собой. У одних студентов такими эталонами являются достижения музыкантов из непосредственного окружения, у других — достижения великих музыкантов. По-видимому, уровень самооценки в этих группах можно сравнить только при наличии единого внешнего эталона.

Адекватность самооценки определяется степенью соответствия результатов деятельности индивида его оценочным суждениям об этих результатах. Показателем адекватности самооценки личностных свойств является степень соответствия мнению человека о себе самом с оценкой его окружающими людьми. Вместе с тем оценка окружающих людей не всегда бывает объективной, а, следовательно, адекватной. Надежность внешней оценки можно несколько увеличить путем использования группы независимых экспертов. Усредненная экспертная оценка тех или иных свойств, поступков, высказываний, результатов работы и т.п. является наиболее (объективной) адекватной. Неадекватная самооценка индивида может быть как завышенной, так н заниженной.

Устойчивость самооценки во многом зависит от того, насколько человек четко представляет себе свои возможности.

Если самооценка неустойчива, то это проявляется в ее резком повышении после успеха и значительном снижении после неудачи. Если самооценка устойчива, тооиа изменяется незначительно в случае возможного успеха или неудачи. Неустойчивая самооценка свидетельствуете несформированности у индивида отношения к себе. Вместе с тем излишняя устойчивость самооценки также нежелательна, так как снижается возможность ее регулятивной функции при изменении жизненных ситуаций.

В профессиональной деятельности самооценка является одним из важнейших механизмов саморегуляции деятельности, одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень эффективности и надежности деятельности. В работе Н.Ф. Лукьяновой (1979), посвященной изучению деятельности операторов в экстремальных условиях, было установлено, что неадекватно завышенная самооценка снижает надежность работы человека в экстремальных условиях, обусловливает конфликты в группе. И, напротив, адекватная самооценка способствует успешной деятельности, повышает помехоустойчивость к соревновательному стрессу и стабилизирует эмоциональное состояние во время состязании у спортсменов.

Неадекватная и неустойчивая самооценка снижает надежность деятельности человека и, прежде всего, в нестандартных ситуациях. ПО мнению Г.С.Никифорова (1996) завышенная самооценка (или самоуверенность), неправильная самооценка своих возможностей нередко приводит к принятию человеком поспешных, необдуманных решений, ошибкам, рискованным действиям. Самоуверенность снижает безопасность и надежность деятельности человека. Такие люди не восприимчивы к внешней обратной связи и не склонны анализировать свои действия и поступки .Стиль поведения самоуверенных людей обусловлен определенным несоответствием (разрывом) механизмов самооценки и самоконтроля. У таких лиц, как правило, самоконтроль сформирован недостаточно.

Заниженная самооценка, чрезмерная неуверенность в себе, проявляется в неадекватно заниженной оценке индивидом своих возможностей. Такие люди не могут обеспечить надежность в деятельности, связанной с принятием ответственных решений, в условиях воздействия неблагоприятных факторов, в сложной экстремальной ситуации. Неуверенность в правильности принимаемых решений компенсируется у таких работников повышенны м самоконтролем, избыточными самопроверками. Как завышенная, так и заниженная самооценка, по данным Г.С.Никифорова (1996), обусловлены нарушением баланса между самооценкой н самоконтролем. Только оптимальное соотношение этих психологических феноменов обеспечивает объективную уверенность человека в правильности своих действий и поступков. Уверенный человек отличается решительностью, твердостью, умением принимать оптимальные решения и их реализовывать; он самокритичен, способен адекватнооцениватьсвои промахи и ошибки, искать пути их устранения.

Истоки неадекватной самооценки человека, в частности — заниженной самооценки, нередко кроются в его индивидуальных особенностях, таких как враждебная сверхтревожность и застенчивость, либо в неблагоприятных условиях воспитания данного человека в семье, либо в школе. Так, поданным Н.Самоукиной (1997), если ребенок воспитывается в семье, где один или оба родителя властны, доминантны, авторитарны, то это, как правило, приводит к формированию заниженной самооценки. В неполной семье, когда юноша воспитывается доминантной матерью, в восьми случаях из десяти, он становится инфантильным, зависимым, слабым, неуравновешенным, неуверенным в себе. В последующем этот«маменькин сыночек»может либо остаться на всю жизнь зависимым от матери, либо он должен начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. В обоих случаях такой

юноша нуждается в помощи квалифицированного психолога.

Заниженная самооценка у денушки формируется, как правило, под влиянием отношения к ней отца. Если отецэмоционалыю холоден к дочери, невнимателен к ней, не поддерживает ос, не одобряет ее поведение, то дочь становится скованной, тревожной, застенчивой, неуверенной в себе.

Процесс обучения в школе также весьма значим для формирования самооценки. ормировяние адекватной самооценки во многом зависит от отношения к ученику его первой учительницы и от его места в социометрической структуре класса. Лица, которых «не переносила» их первая учительница и которые оказались «отверженными» в классе, становятся, чаше всего, неуверенными всебо, скованными и «зажатыми». И, напротив, уверенные и активные ребята — это те, кого «любила» их первая учительница, и кто смог стать лидером в классе (Самоукина Н.В., 1997).

Таким образом, неблагополучие в семье, отсутствие родительской любви, недооценка возможностей своего ребенка, негативные высказывания в его адрес, а также изьниы школьного образования, приводят к тому, что в сознании ребенка формируется отрицательная или заниженная самооценка самого себя, ощущение своей никчемности, неполноценности.

Как в детстве, так и в период зрелости лица с заниженной самооценкой отличаются низким жизненным энергетическим тонусом. Они пассивны, медлительны, вялы, сверхтревожны в словах и поступках. Иной внд проявления низкой самооценки — суетливость, многословность, излишняя возбудимость. Все этонаиболее ярко проявляется вновой, необычной для таких людей ситуации, когда они только приспосабливаются к этим условиям.

Н.Самоукнна (1997), наблюдая в школе за учительницами, отличающимися низкой самооценкой, составила их «обобщенный» психологический портрет с типичными внешними проявлениями. Остановимся подробнее на описании внешнего облика такой учительницы.

Согласно данным литературы любовь к себе является основой сложного психологичес кою образования — «Я-концепции *. Эт образован не включает в себя всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему егосамооценок. Если человек оценивает свои возможности адекватно тем задачам, которые ставит перед ним жизнь и он сам, то это уверенный в себе человек.

Чувство соответствия своих возможностей тем задачам, которые ставит перед человеком жизнь, либо он сам составляет основу для радости жизни, способности во всем полагаться на самою себя. Уверенный в себе человек знает о своих правах, умеет выразить вовне свои желания, чувства, потребности, переживания так, чтобы не обидеть, не «ущемить» чувства других людей. Он умеет строить свои отношения с другими людьми па равных, умеет обратиться к другому человеку с просьбой, в случае необходимости может вежливо отказать. Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства, скрывает свои желания и потребности, избегает общения с людьми, ему трудно сказать * нет*. Он постоянно чувствует, что у него недостаточно возможностей, чтобы добиться успеха, испытывает тревогу, беспокойство, страх, чувство вины. Неуверенный в себе человек постоянно находится под влиянием отрицательных чувств и эмоциональных состояний. Житьстакимиощущсниямитяжело, практически невозможно. Это разрушает здоровье человека, его психику и личность. Таким образом, основная проблема неуверенного в себе человека состоит в недостатке самопринятия, любви к себе. Основные словесные выражения таких людей: невозможно, не могу, пытался, ограничения, если только; да, но; трудно, обязан, должен, сомнсиия.

Как было отмечено ранее как заниженная, так и завышенная самооценка неблагоприятно сказывается на жизни человека, его здоровье, отношении с другими людьми, профессиональной карьере. Если самооценка занижена, человек неуверен вевоих силах, у него ограничены жизненные перспективы, он не стремится к полной реализации своих возможностей. Неадекватно завышенная самооценка также неблагоприятно отражается на развитии личности. Она нередко приводит к формированию у человека заносчивости, конфликтности, снижению его нравственных ценностей, развитию высокомерия и иекритичностн (Рувинский Л.И., 1982).

Анализ данных литературы свидетельствует о том, что эффективная деятельность возможна только при наличии адекватной самооценки личности, кото(>ая обеспечит человека способностью объективно оценивать свои качества и возможности, соотносить их с требованиями окружающих людей и общества в целом, умением видеть причины неуспехов и срывов в деятельности и исправлять их, быть самокритичным, адекватно реагировать

на критику еоето()опиокружак>щих(Заха[>онаА.В.,Ап;и>ущопкоТ.Ю., 1980).

Форми|юпапнсядекватной самооценки п; »одпо-чагает участие снециад истов и, прожде іісоїч), исихолоїчш, .шаіоїцихсіч»механизмы, иначе шиможнм ошибки. В профессиональной ДОЯТОЛІ.НОСТИ МЫ нередко СТаЛКИНаоМСЯ с жимедствшіми неправильного формировании лпчікм ти и, її часпнмти, с неадекватной самооценкой. В таких случаях (ючі, идеї уже не оформлюваний адекватной самооценки, а о необходимости коррекции ранее оформ иіюпапной неадекватной самооценки. Вработе А.И.Липкипой ссоаит. (1968) обобщены денные лите|>нтуры по проблеме коррекции неадекватной самооценки. Суіцегтиуют различные приемы, позволяющие скорректщю- вать этот изъян. Выбор того или иного приема обусловлен спецификой самооценки данного индивида. 11а пример учебной деятельности демопстрм- руются специфические приемы кор|м;кции неадекватно за и мшенной и неадекватно заниженной самооценки. Если у человека неадекватно лввышенпая самооценка, то для коррекции могут быть использованы следующие приемы:

Есл и у человека неадекватіюзапижеппал самооценка, тельное коррекции —

организовать учебный процесс таким образом, чтобы чередовались успехи и неудачи в освоении учебного материала. Это позволит учащимся получать более объективную информацию о своих реальных возможностях; —

устранить отрицательную значимость факторов, которые могут поколебать самооценку.

С этой целью можно.1

-ввести факт неуспеха в систему более социально значимой установки;

-переориентировать внимание с одного уровня выполнения деятельности на другой(например, с (іезультата деятельности на пути его достижения);

-добиваться того, чтобы все изменения в самооценке воспринимались индивидом как результат собственных усилий, а не казались навязанными извне.

Формирование адекватной самооценки у ребенка

Вопрос: что я могу сделать, чтобы вырастить ответственного, хорошо адаптируемого ребенка, с адекватной самооценкой?

Ответ: сo временем дети начинают четко понимать, кто они и как они «вписываются» в окружающий мир. Дети приходят к самооценке в первую очередь благодаря чувству того, что их ценят и бескорыстно любят наиболее важные для них люди. Если родители создают атмосферу высокой оценки любви детей, такими, какие они есть, то дети, вырастая, не боятся высказывать свое мнение, принимать решения, пользоваться шансами и справляться с жизненными трудностями.

— Найдите время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребенку все свое внимание, не деля его ни с чем (подробнее см. статью «Настоящее волшебство: развлечения один на один»).

— Покажите ребенку, что вы признаете и понимаете его чувства, даже если не согласны с ним. Объясните, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Но помните, что признавать чувства ребенка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение.

Когда трехлетний сын Ивана начал ныть, что он не хочет чистить зубы, первым его желанием было ответить: «Конечно, ты хочешь чистить зубы, ведь не хочешь, чтобы у тебя были дырки в зубах, так ведь?» Но он решил использовать более «понимающий», но не менее твердый подход: «Уверен, ты бы хотел сразу пойти спать; я вижу, как сильно ты устал. Но зубы нуждаются в чистке, чтобы быть здоровыми». С этими словами он взял сына за руку и повел в ванную.

— Как бы вам ни нравилась ситуация или какой-то план, спросите об этом мнение ребенка, если необходимо, предложите ему пару альтернатив, приемлемых для вас. Это не только приучит ребенка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, а это дает ребенку чувство контроля над ситуацией. (Такой подход особенно эффективен, если ситуация сложная или вам нужно какое-то время, чтобы самому обдумать свой ответ).

Когда Катя спросила сына, как он считает, чем им дальше заняться, он с энтузиазмом воскликнул: «Конечно, кататься на велосипедах!» Мама ответила: «Так-так! Еще одна замечательная идея Николая Ивановича!» Через некоторое время сын с удовольствием сказал: «Мамочка, у меня есть еще одна замечательная идея!»

— Показывайте детям свою бескорыстную любовь. Дети, которых любят и ценят, скорее всего, будут счастливыми и лучше себя вести.

Олег каждый день находил время для добрых слов сыну и того, что он называет «просто так». Время от времени он обнимает сына или дает ему что-нибудь вкусненькое «просто так», потому, что любит. Его любовь не зарабатывается, это не плата за хорошее поведение, она абсолютно бескорыстна, даже в тяжелый день.

— Установите последовательные, твердые ограничения, это позволит ребенку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за плохое поведение. Маленькие дети обязательно, и не раз, проверят крепость этих ограничений, и все равно, зная, что родители их контролируют, чувствуют себя в безопасности.

— Оценивайте непосредственно плохое поведение ребенка, не нападая и не критикуя его характер.

Очень терпеливая мама так сообщила дочке свое мнение о ее поведении: «Драться нельзя! Посиди рядом со мной, пока не успокоишься», но никогда не говорила: «Какая ты плохая девочка! На самом деле, ты самая злая девочка в парке!»

— Хвалите ребенка за конкретные поступки, а не «вообще». Если ребенок видит, что вы действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он, скорее всего, их повторит.

Когда четырехлетний сын наконец собрал все игрушки, папа не крикнул ему из другой комнаты: «Хорошо поработал!», а вошел в детскую и удовлетворительно оглядел ее. Затем он сказал: «Здорово, Миша! Мне нравится, как ты сложил кубики. Тебе, наверное, долго пришлось их так аккуратно укладывать в нужную коробку. Вот это я и называю — хорошая организация!» Миша просто «раздулся» от гордости, что папа заметил его хорошую работу.

Помните, что неконкретная или неискренняя похвала может привести к тому, что будет утерян позитивный эффект настоящих похвал.


Как похвалить ребенка:

1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Похвала ребенку — один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины, который могут использовать родители в его первые годы жизни. Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода «зависимость» от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают.

2. Хвалите за что-то конкретное, а не «вообще». «Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф», а не «Хорошая девочка!»

3. Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. «Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола». Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается. Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы «но. «, весь ее позитивный эффект был бы утрачен: «Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного». Однако вы можете после похвалы ребенка за его усилия сделаеть паузу, а потом добавить: «А в углах так трудно отскребать, давай попробуем вместе».

4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: «лучший», «самый умный», «самый симпатичный». Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его «совершенства». Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот. Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким — самым хорошим — и будет. а это, согласитесь, непосильная ноша!

5. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: «забавный», «музыкальный», «помощник», «добрый», «правдивый». Например: «Мне нравится, что ты честный и признался, как было разбито окно». Таким образом родитель учит ребенка тому, «что такое хорошо» и «что такое плохо», не давя на него и не критикуя.

Подробнее о том, как правильно хвалить ребенка, вы можете прочитать в статье «Критикуем и хвалим по-новому».

— Используйте ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего ожидать.

— Помогите детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых.

Пятилетнему Гене было трудно в детском саду, потому что мальчик постарше высмеивал его, как только узнал, что Гена все еще любит Олю. Несколько вечеров подряд, перед сном, Гена с мамой обсуждали способы заставить мальчика перестать его дразнить. Он мог согласиться с дразнящим, сказав: «Да, люблю, и очень!» и тем лишив его удовольствия; он мог сказать: «Ну и что?», показав обидчику свое безразличие к нему; или он мог широко улыбнуться в ответ обидчику и сказать: «Вот забавно! Не смеши меня!» Больше недели мама с сыном практиковались в этих стратегиях, по очереди исполняя роли обоих мальчиков. После того как Гена, набравшись уверенности, использовал один из отрепетированных ответов, забияка перестал к нему приставать. И надо было видеть, как Гена вбежал в дом, радостно крича маме, что он справился сам!

— Уважайте усилия ваших детей, им так многому приходится учиться.

Федор, наблюдая за неумелыми попытками своей четырехлетней дочери застегнуть пуговицы на свитере, потерял терпение и хотел уже было воскликнуть: «Давай, я застегну!», но удержался, подумал и сказал: «Пуговицы тугие для маленьких пальчиков». После ободряющего папиного замечания девочка повеселела и опять попыталась застегнуться. Как хорошо иметь такого понимающего папу!

— Показывайте своему ребенку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Покажите ребенку его старые рисунки, или проиграйте записанную на магнитофон его речь, или покажите его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки в общении и моторике.

У одного врача-логопеда родилась великолепная идея. Она давала пятилетнему Виктору цветной стикер за каждое новое освоенное им слово. В конце года сложили их в линейку и были в восторге, что эта «линейка» протянулась через весь холл! «Ой, какой я молодец!» — воскликнул мальчик.

— Объясните ребенку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться.

Когда пятилетний сын потерял надежду научиться печатать свои письма, мама рассказала ему свой любимый анекдот о Томасе Эдисоне. «Запомни, Томас Эдисон сделал сотни попыток, пока изобретенная им электрическая лампа не начала работать хорошо. Представь себе, как было бы темно, если бы он в какой-то момент сдался и перестал работать».

— Старайтесь концентрироваться на позитивном — это не всегда легко, особенно если ваш ребенок — не из «легких». Придумайте что-нибудь интересное, даже если вам придется очень напрячь для этого свои мозги, результат будет стоить ваших усилий.

Например, семья Светы на еженедельных семейных советах играет в игру, которую они называют «давайте скажем что-нибудь хорошее о ком-то». Каждый по очереди обходит вокруг стола, говоря что-либо хорошее о каждом из сидящих за столом. Никому не разрешается говорить о ком-то плохое или говорить раздраженно во время игры. Забавно, как заразительно это оказывалось — сестренка была в таком восторге услышать, как брат сказал о ней приятное, что постаралась даже превзойти его, когда говорила хорошее о нем.

— Помогите ребенку почувствовать его важность, с раннего возраста поручая ему какие-нибудь дела или обязанности по дому, чтобы помочь семье.

— Относитесь с уважением к индивидуальным особенностям вашего ребенка, к его степени развития на разных стадиях; позвольте ему «двигаться в его собственном темпе».

Сын Елены в раннем детстве был очень застенчивым и зажатым. Поэтому когда она видела, как играют соседские дети, ей очень хотелось просто схватить сына и потащить его к ним, чтобы он научился общаться. Но тот начинал ныть: «Я не хочу туда идти!», и вместо того, чтобы играть с детьми, прятался за дерево и оттуда украдкой подглядывал за ними. Но время шло, сын становился вежливым и более открытым, и примерно через год он был готов и хотел присоединиться к другим детям. Елена поняла, что, если бы она заставила его общаться до того, как он созрел для этого, сын, вероятно, чувствовал бы себя еще более дискомфортно, а она и вовсе бы лишилась душевного спокойствия.

— Признавайте сильные стороны своего ребенка и хвалите его за них, а не фиксируйте внимание на его слабостях. Предоставьте ребенку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается, — это поможет ему приобрести уверенность в себе, которая понадобится при выполнении заданий, трудных для него.

— Избегайте сравнения своего ребенка, да и себя тоже, с другими, не важно будет ли это сравнение в его пользу или нет; пусть он знает, что его любят и ценят таким, какой он есть.

— Пусть ваш ребенок знает о семейных корнях, рассказывайте ему интересные детали о вашей семье и семьях ваших родителей, об истории семьи. Просите об этом ваших родственников.

В одном классе начальной школы был проведен урок, посвященный семьям детей. В качестве домашнего задания каждого ребенка попросили подготовить забавную семейную историю, а родителей — помочь им. На следующий день дети с гордостью рассказывали перед всем классом свои истории: о самых забавных вещах, которые происходили с их родителями или дедушками и бабушками, когда они были детьми. Дети были в таком восторге от этих историй, что пересказывали их своим домашним. И семьи были довольны, что больше узнали друг о друге. Учительница признала, что это было самое интересное событие в школе за весь год, и даже застенчивые дети с удовольствием рассказывали свои истории.

— Обязательно устраивайте семейные праздники. Установите собственные семейные традиции, обычаи, ритуалы, чтобы все с нетерпением их ждали. Если вы в растерянности, не зная, что придумать, спросите у детей. Вероятно, если вы уже что-то устраивали, что очень им понравилось, они захотят повторить это. Подумайте, может, стоит отмечать небольшие повседневные события.

— Приоткрывайте ребенку свой внутренний мир, делитесь с ним своими пристрастиями, знаниями, эмоциями. Очень вероятно, что «количество времени», потраченное на ребенка, перейдет по-настоящему в «качественное время».

— Бережно относитесь к миру вашего ребенка; уважайте его интересы, серьезно воспринимайте огорчения, какими бы тривиальными, бесконечно повторяющимися и скучными они вам не казались.

— Время от времени похвастайтесь своими успехами, пусть ребенок видит, что вы гордитесь и собой, а не только им!

— Поймите, что «безобидные» прозвища или шуточные поддразнивания, кажущиеся вам забавными, совсем не так безобидно воспринимаются вашим ребенком. И если он просит вас перестать, прислушайтесь к нему!

— Старайтесь смотреть на вещи глазами вашего ребенка; помните, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом еще мышлении.


Как думают дети от двух до пяти лет?

Незрелое мышление маленького ребенка основывается на его восприятии окружающего мира, как существующего для удовлетворения его нужд, желаний и потребностей. Он сосредотачивается (концентрируется) на том, что видит, а не том, к чему может прийти логическими рассуждениями.

Следующие примеры иллюстрируют специфические аспекты незрелого детского мышления.

1. Дети верят, что все происходит специально для них. Один ребенок считает, что дождь начинается для того, чтобы он мог испытать свой новый зонтик. Другой думает, что, когда он наблюдает в зоопарке за львом, тот рычит по единственной причине — желая его съесть.

2. Они часто понимают слова буквально. Один четырехлетний ребенок все еще продолжает искать «глаза» на мамином затылке!

3. Они могут пользоваться своим воображением «в корыстным целях». Иногда ребенок сваливает свою вину за плохой поступок на воображаемого друга, таким образом оставаясь хорошим в собственных глазах.

4. Они плохо понимают абстрактные слова, обозначающие отрезки времени (такие как минуты, часы, дни, недели, вчера, завтра, скоро, позже). Один ребенок наконец понял, что значит, папа вернется из поездки домой через два дня, когда мама сказала ему: «Твой папа будет дома после того, как ты два раза поспишь» (с такой конкретной реальностью ребенок мог соотнести время).

5. Они часто отвечают честно, только не совсем на тот вопрос, который вы задавали. Перед обедом папа спросил сына: «Ты вымыл руки?» Ребенок ответил: «Да, папа, я мыл» (не ложь — однако он делал это вчера!).

6. Они часто определяют количество «на взгляд» (как вещи выглядят). Трехлетний ребенок воспринимает десять конфет тянучек, расположенных в ряд близко друг к другу, как меньшее количество, чем если бы они были разбросаны по столу.

7. Они приписывают чувства неодушевленным объектам. Например, один малыш волновался из-за того, что если сильно потянуть шнурки от ботинок, им будет больно.

8. Им всегда очень трудно отделять фантазию от реальности. Младшая сестренка действительно боится, что ее брат превратится в медведя, когда надел костюм и маску медведя.

9. Дети часто абсолютно верят в то, что видят или слышат по телевизору. Один ребенок верит в то, что Супермен умеет летать.

10. Также реально они воспринимают то, что им снится. Монстры и страшилища кажутся ребенку абсолютно реальными.

11. Они могут винить себя, когда кому-то больно, даже если в этом и нет их вины. Когда у мамы начинает болеть спина, ее дочка-дошкольница думает, что это она виновата, потому что оступилась или споткнулась по дороге в детский сад. Другой ребенок считает, что его плохое поведение стало причиной развода родителей.

— Знакомьте ребенка с многообразием окружающего мира; говорите о том, что каждый человек — уникален, и это великолепно, — с уважением говорите о культурных, физических и более тонких различиях между людьми. Скорее всего, ребенок сделает вывод, что никто другой в точности не похож на него и что его любят не за что-то, а такого, какой он есть.

Источник: Гейл Рейчлин и Каролин Винклер «Карманный справочник для родителей»

Правила формирования адекватной самооценки

Все нам известно какое огромное значение имеет формирования самооценки у детишек еще в раннем возрасте. Такую самооценку стоит уметь формировать у ребенка еще в дошкольный период и только тогда она будет адекватной. Ведь только адекватная самооценка способна отыграть значимую роль в формировании личности ребенка. Детишки не появляются на свет уже с определенным отношением к себе. Вот поэтому качества формирования личности родители вкладывают самооценку ребенку вместе с его воспитанием. Вот именно поэтому родителям очень важно знать основные правила формирования адекватной самооценки и непременно следовать им.

Мы предлагаем вам 7 правил формирования адекватной самооценки у ребенка, которые помогут со временем вашему малышу четко понять, кто он и какое место он занимает в окружающем мире. Помните, что детишки приходят к нормальной самооценке при помощи осознания и ощущения того, что их ценят и бескорыстно любят самые близкие люди – родители. Вот поэтому родителям, в первую очередь, необходимо создать для своего чада атмосферу любви и взаимопонимания. Только после этого ребенок, когда вырастет, сможет не бояться высказывать свои мысли, принимать ответственные решения и без всяких трудностей справляться с жизненными трудностями. Итак, перед вами семь ступеней к формированию положительной, объективной, здоровой самооценки.

Любовь к ребенку

Конечно, все родители любят своих детей и не боятся об этом сказать вслух. Но, как бы это странно не звучало, именно из благих побуждений многие родители допускают ошибки. Конечно, не существует в мире абсолютно идеальных родителей, которые соблюдали бы все правила воспитания и всегда принимали верные решения в его процессе. Но относиться к своему чаду с уважением и пониманием одинаково должны как мать, так и отец. Не стоит экономить на времени, проведенном с ребенком. Не забывайте гулять с малышом, играть, заниматься спортом, выполнять домашнюю работу, помогать развивать фантазию и так дальше. Стоит помнить, что всякая совместная деятельность должна излучать позитив и радость как для вас самих, так и вашего чада. Искреннее общение с малышом даст ему полную возможность ощутить то, что вы видите в его детском образе маленького человека, с которым желаете постоянно проводить время и дружить. Ведь незрелое мышление ребенка всегда основывается на восприятии окружающего мира, как способа удовлетворения своих желаний и нужд. Ребенок всегда концентрируется на том, что видит, а не мыслит путем логических рассуждений.

На этапе формирования личности малыша не нужно его сравнивать с другими детьми. Понятно, что тем, когда вы говорите о том, как соседский ребенок красиво держит свою спинку, вы хотите, чтобы ваш ребенок был лучше всех, но, когда он вырастет, он станет неуверенный в себе человек, с заниженной самооценкой. Так что этим вы адекватной самооценки совсем не добьетесь. Внушение происходит еще с самого детства, также формирование адекватной самооценки. Помните об этом!

Развивайте чувство компетентности у малыша

При формировании адекватной и правильной формы выражения своего «Я» и уверенности в себе, будет неплохо, если вы раскроете у ребенка чувство компетентности. Это в дальнейшем поможет ему реализовать себя во всех сферах жизни. Делайте так, чтобы малыш многое умел сделать сам своими руками, решал задачи и опирался только на свои силы, а это все приносило ему гордость за достижения, сделанные им самим. Отыщите ту сферу деятельности, где ваше чадо сможет проявить себя с самой лучшей стороны. Например, развитие навыка хорошо петь или рисовать поможет поднять его самоуважение и уверенность в своих силах и возможностях. Помните, что один успех порождает стремление к следующим!

Поощряйте как можно больше ребенка и меньше наказывайте его

Важно, чтобы малыша хвалили не только его родители, но и посторонние люди. Создайте для ребенка такие условия, чтобы его старания могли оценить и окружающие. Это все отыграет заметную роль в поднятии его самооценки. Кстати, не лишним будет сказать и о том, что некоторые из детей очень не любят, когда хвалят кого-то, а не его. Если вы заметили такое, постарайтесь развить у вашего чада чувство благожелательности.

Хвалить ребенка нужно тоже правильно, найдите ту «золотую средину», за которую ваш малыш должен получать похвалу.

И еще, зачастую родители из-за капризов или непослушания ребенка применяют к нему суровые меры наказания: упрекают, выражают в жесткой форме свое недовольство и даже угрожают. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, уменьшая его привязанность к родителям, и вызывает чувство озлобленности и ненависти с возрастом. Пустые угрозы также не приносят добра, если родители пообещали наказать – пусть это сделают. Но помните, всего можно добиться при помощи правильного тона разговора, а не криков и брани!

Не нужно требовать от ребенка невозможного

Всегда стоит соблюдать равновесие. С одной стороны необходимо, чтобы ребенок получил опыт, а с другой – не перегружать его. Специалисты советуют определить самооценку малыша при помощи специальной формулы. В эту формулу входят два пути поднятия самооценки. В первом случае самооценку можно повысить при помощи результативных достижений в разнообразных видах деятельности, а во втором случае – при снижении уровня притязаний. Помните, что притязания ребенка должны отвечать его допустимым потенциалам и способностям. Только так он достигнет успеха, а его самооценка станет адекватной.

Прививайте ребенку уверенность в том, что он хороший человек

Все родители хотят видеть своих чад счастливыми, и чтобы они были хорошими. Но для этого необходимо научить ребенка делать хорошие поступки и получать от этого удовольствие, что поднимет его самоуважение. Давайте малышу постоянные практические советы, что воспитают в нем ответственность, самостоятельность, доброту и компетентность. Все это поможет ему обзавестись высокой самооценкой и самоуважением. Кстати, лучше всего это делать при помощи добрых и поучительных книг.

Критикуйте как можно меньше ребенка

Основные правила формирования здоровой самооценки гласят, что не стоит подмечать все промахи и неудачи ребенка и вешать на него «ярлыки». Если он опрокинул стакан, не нужно называть его «неуклюжим». Такие слова могут из-за частого применения убить в ребенке самоуважение, снизить его самооценку, заставив поверить его в то, что он такой есть. Откажитесь от «острых» реплик. Помните, что при похвале и поддержке у него получится многое и он вырастет с адекватной самооценкой!

Формирование адекватной самооценки

Рекомендации по формированию (воспитанию) адекватной самооценки у детей

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками.

Для формирования адекватной самооценке родители должны оказывать ребенку психологическую поддержку. Вербально и невербально родители должны сообщать ребенку, что верят в его силы и способности.

Родителям необходимо пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной оценки и формируют уверенность ребенка в себе.

Слова и фразы, поддерживающие ребенка:

Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.

У тебя все получится!

Что ты думаешь по этому поводу?

Это серьезное дело, и я уверена, что ты с ним справишься.

Я горжусь тобой!

Я рад твоей помощи.

Хорошо, благодарю тебя.

Я рад, что ты в этом участвовал.

Все идет прекрасно!

Все мы люди и все мы совершаем ошибки.

В конце концов исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Поведение и действия, поддерживающие ребенка:

Обнять его, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу.

Посидеть, постоять, поиграть с ребенком, беседовать с ним и слушать его.

Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех.

Слова и фразы, разрушающие веру ребенка в себя:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать гораздо лучше.

Ты мог бы постараться сделать лучше.

Ты с этим не справишься.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю.

Ты плохой ребенок!

Ты ничего не понимаешь.

Я тебя больше не люблю.

По материалам Гиппенрейтер Ю.Б. — Общаться с ребенком. Как?

Формирование адекватной самооценки