Обозов нН Самооценка

Обозов Н.Н.. Книги онлайн

Обозов Николай Николаевич (1941) — российский психолог, специалист в области социальной психологии, ученик Б. Г. Ананьева.

Ректор АППиМ, доктор психологических наук, профессор, Академик Международной Академии психологических наук, Балтийской педагогической Академии, Международной кадровой Академии.

Основной научный интерес — пограничные проблемы дифференциальной и социальной психологии (межличностное взаимодействие и отношения, совместимость и сработанность людей). Впервые в психологии изучил и дифференцировал явления совместимости и сработанности, ввел понятие сработанности. Создал оригинальную концепцию типологии личности, по которой люди дифференцируются на мыслителей, собеседников и практиков (М-С-П). С 1989 года занимался внедрением дистанционного просвещения и обучения психологии.

Автор более 150 научных трудов. Основные труды: «Межличностные отношения», «Психология работы с людьми», «Психология менеджмента», «Мужчина женщина?!», «Практическая психология: От тела к душе», «Психология внушения и конформности», «Психология управлением группой», «Психология власти и лидерства», «Психотренеригротехник», «Психология человека», «Психология делового общения».

Юноша (девушка), а тем более подросток, уже не дети и еще не взрослые люди. Это критический период развития личности, когда тело и душа вступают в противоречие между собой и, главное, с родительской семьей, обществом и государством.

Юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность. Однако, хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному.

Важная деталь — возрастные категории во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус.

Книга профессора Н.Н.Обозова — известного психолога и успешного предпринимателя — полезна менеджеру любого уровня.

Руководителю организации она поможет выстроить грамотную кадровую политику, менеджеру среднего звена — приобрести навыки, которые будут способствовать его карьерному росту, студенту или абитуриенту — решить, годится ли он для руководящей работы, а психологу и кадровику даст возможность в новом свете увидеть таинство лидерства.

Соавтор: Куприн А.А. и др.

Ускорение профессионализации управления персоналом обусловлено развитием сфер деятельности человека, которые обретают характер его профессиональных качеств. Однако их многообразие и сложность в организации совместной деятельности обусловливают необходимость поиска способов более эффективного освоения накопленного профессионального опыта и передачи его рационального использования.

Содержание пособия соответствует структурным и понятийным требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования, а систематизированный в учебном пособии материал является дополнением к изучаемым дисциплинам для студентов всех форм обучения, руководителей кадровых служб, специалистов в области управления персоналом и др.

Книга «Психология конфликта» поможет ответить на основные вопросы о конфликтах: причины, типы, способы разрешения. Книга содержит оригинальные упражнения, направленные на тренировку навыков в разрешении конфликтов.

Как учитывать человеческий фактор в кадровой работе? Как построить беседу, научиться слушать и слышать собеседника? На эти и многие другие вопросы отвечают авторы предлагаемой книги.

В ней раскрываются социально-психологические и психолого-педагогические аспекты работы с людьми, даются практические рекомендации.

ля бизнесменов и менеджеров, специалистов кадровых служб, преподавателей и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, массового читателя.

Кого называют психологом-игротехником (психотренером)?

Практический психолог — это человек, обладающий знаниями в области теории психологии и реально работающий с людьми, чтобы помочь им решить их жизненные проблемы.

Практический психолог, который использует для этого активные методы воздействия и обучения, применяющий различные виды игр, превращающий знания в умения, навыки в реальную практику, является психологом-игротехником.

Психолог-игротехник, или Учитель, объединяет в себе и психолога-преподавателя, и исследователя-экспериментатора, и организатора, и консультанта.

Нет профессий, в которых абсолютно преобладает только интеллектуальная или только коммуникативная или же сугубо преобразовательная функция. Еще в древнеиндийской и античной философии выделялась трехкомпонентная структура человеческого поведения, в котором проявляется психика. Она включает в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы.

В поведении любого человека всегда присутствуют все три составные. Однако одна из них, как правило, превалирует над двумя остальными, что позволяет определить у личности тот или иной тип поведения. Так, преобладание познавательного или информационного компонента определяет тип «мыслителя», аффективного (эмоционально-коммуникативного) — «собеседника», а практического (поведенческого, регулятивного) — «практика».

Обозов нН Самооценка

Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» — 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «Нет» — 0 баллов.

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней? www.guidebanking.ru

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в школе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам предписана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силу утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборкой и прочих дел?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов:

· 0 – 12 баллов – сила воли слабая;

· 13 – 21 баллов – сила воли средняя;

· 22 – 30 баллов – сила воли большая.

С помощью чего осуществляется социальный контроль?
Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же напротив, собственным усилиям и способнос .

Вывод
Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что эффективная система практических мероприятий по предотвращению и профилактике суицидов может быть создана лишь на базе глубоких научных исследований, вскрывающих причины, условия и механизмы суицидального поведения, которые открывают пути его прогнозирования, а следовательно, и возм .

Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации
Деятельность специалистов, которые реализуют психологическое обеспечение в системе управления человеческими ресурсами, осуществляется как: * психолого-просветительская деятельность;* диагностика; * психологическая экспертиза; * психологическое воздействие, в частности, чтобы создать предпосылки к оптимальному функционированию персонала, .

автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в спорте

Автореферат диссертации по теме «Особенности самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в спорте»

г/О ОД — — АВГ 1997

На правах рукописи

МАТОЩУК УСергей_Але ксеев и ч

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

19.00.13 — психология развития, акмеология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Диссертация выполнена на кафедре психологии им.проф.А.Ц.Пуни Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры ии.П.Ф.Лесгафта

Научный руководитель — доктор педагогических наук,

профессор В.А.ЧЕРЕПОВ Официальные оппоненты:

— доктор психологических наук,

Ведущая организация — Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

— кандидат психологических наук, и.о.доцента В.Б.МЯКОНЬКОВ

Защита диссертации состоится

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессо)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры и спорта, выражается в необходимости получения научной информации о социально-психологических факторах и условиях личного осуществления предпринимательской деятельности в сфере спорта в целях эффективной ее реализации в экономической жизни страны.

Знание особенностей формирования и проявления самооценки личностных и деловых качеств менеджеров и организаторов бизнеса является важным элементом социально-психологической и профессиональной подготовки и переподготовки спортивных специалистов-организаторов в рамках учебного процесса по психологии управленческой деятельности в институтах и академиях физической культуры, при повышении квалификации на факультетах повышения квалификации, при проведении тренингов-семинаров, а также в целях самосовершенствования и саморазвития личности организатора и руководителя в спорте. Данное исследование актуально и во многих других отношениях. Оно актуально потому, что предпринимательская деятельность ныне является ведущей в экономическом возрождении России. Следовательно, необходимы исследования субъектов бизнеса, их психологии развития и особенностей личности, выражающихся в самооценке и в своеобразии их «Я-концепции» как организаторов, предпринимателей, бизнесменов, от успешной деятельности которых зависит благосостояние нации и ее социально-экономическое развитие. Исследование самооценки российского предпринимателя актуально и с точки зрения познания тех

факторов и условий, которые оказывают мотивирующее или затрудняющее психологическое влияние на формирование адекватной самооценки деловых и личностных качеств начинающих российских бизнесменов и менеджеров в нестабильных социально-экономических условиях. При этом следует учитывать, что возрождение и развитие капитализма в современной России происходит болезненно и существенно отличается в социально-психологическом плане от аналогичных процессов в капиталистически развитых западных странах. Особенности самооценки бизнесменов является своего рода «социально-психологическим зеркалом», отражающем спады и подъемы экономики страны и условия достижения личного успеха в бизнесе.

Теоретическая значимость исследования выражается в необходимости дальнейшего развития и уточнения научных концепций о предпринимательской деятельности с позиций психологии развития личности предпринимателя в современной России, ее акмеологии как психологии профессионального успеха в бизнесе пока еще незрелой российской экономики, для создания новых теоретических основ формирования и проявления самооценки предпринимателей в общении и совместной деятельности с партнерами по бизнесу с учетом возрастно-половых и индивидуальных свойств человека, определяющих развитие его способностей к совместной коммерческой, организаторской и управленческой деятельности в сфере бизнеса. Исследования и наблюдения показывают, что поведение и профессиональная компетентность менеджера-бизнесмена строится на основе не только его экономических и юридических знаний, но и соответствия его самооценки реальным

возможностям ее практического осуществления в конкретных формах делового сотрудничества и конкуренции в бизнесе под влиянием рыночных отношений. Известно, что развитие теоретических представлений о психологических особенностях формирования и проявления самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью на различных этапах ее осуществления и продуктивной реализации, является необходимым условием формирования отечественной теории спортивного менеджмента, которая еще только зарождается (В.А.Черепов, 1994). Этим определяется теоретическая значимость данного исследования.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его теоретических положений, экспериментальных данных, выводов и рекомендаций для организации дальнейших научно-исследовательских разработок по указанной проблеме с использованием материалов диссертационного исследования в лекционной работе со спортивными^ специалистами и руководителями команд, для повышения их квалификации на факультетах повышения квалификации в институтах и академиях физической культуры, в учебном процессе со студентами по психологии организации бизнеса и психологии менеджмента в спорте, а также при разработке программ психологического тренинга менеджеров и бизнесменов с целью коррекции и повышения их самооценки, воспитания нравственных качеств личности молодых руководителей, обучения предпринимателей саморегуляции психических состояний и т.д.

Научная новизна исследования выражается в акмеологическом подходе к анализу проблемы формирования и

проявления самооценки начинающих предпринимателей в спорте в условиях социально-экономической нестабильности в России и в характеристике тех объективных и субъективных трудностей?-которые препятствуют формированию адекватной и высокой самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры и спорта. Новыми являются также экспериментальные данные о типе, психологическом своеобразии, величине самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в малом бизнесе в спорте в условиях, существенно затрудняющих ее адекватное проявление в поведении и общении в силу нестабильности социальной ситуации, правовой и психологической незащищенности личности предпринимателя от негативных социальных влияний (коррупция, угроза криминальных структур жизни и достоинству личности предпринимателя, страх разорения и т.д.).

Научная достоверность и обоснованность положений и выводов по диссертации определяется комплексным теоретико-методологическим анализом проблемы психологии развития и формирования личности российского предпринимателя, адекватными методами сбора данных на репрезентативной выборке, использованием статистических приемов, в т.ч. компьютерной обработки экспериментальных данных по программе статистических средних (сигма, ошибка средней, уровень достоверности различий средних). При обработке результатов исследования автор использовал учебник Г.В.Суходольского «Математическая статистика для психологов». — (Изд. ЛГУ,1972. -429с.).

Гипотеза исследования состояла в предположении, что в современных условиях социально-экономической нестабильности в

России, конфликтных взаимоотношений предпринимателей с государством из-за отсутствия социально-правовой защищенности и неэффективной поддержки развития бизнеса, а также неадекватного налогового бремени и несовершенства законодательной базы предпринимательства, формирование и проявление самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в спорте, будет характеризоваться противоречивыми тенденциями, нестабильностью самооценки и ее неадекватностью у лиц, уже приобретших необходимый личный и профессиональный опыт предпринимательской деятельности, а также у лиц, пробовавших свои силы в бизнесе, но в силу сложившихся обстоятельств ставших безработными.

Предметом исследования являлись особенности и тенденции формирования и проявления самооценки лиц, занятых

предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры и спорта.

Объектом исследования выступили люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью в спорте и смежных сферах экономики, а также безработные, ранее пробовавшие свои силы в предпринимательской деятельности.

Цель исследования заключалась в получении научно-обоснованной информации о социально-психологических, экономических, политических, индивидуальных и групповых факторах и условиях, оказывающих формирующее и деформирующее влияние на самооценку лиц, занятых предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры и спорта.

1) Теоретически обосновать необходимость психологического и акмеологического изучения проблемы самооценки» предпринимателей на примере бизнеса в спорте.

2) Изучить факторы и условия, влияющие на формирование и проявление особенностей самооценки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

3) Провести экспериментальное изучение особенностей самооценки личностных и деловых качеств предпринимателей в зависимости от социально-психологических и социально-экономических факторов, влияющих на успешность их профессиональной деятельности.

Методы и. процедуры исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были использованы методы психологического наблюдения (в том числе включенного), анкетный опрос по разработанной автором методике, метод интервью, метод изучения продуктов деятельности, бланковые методики самооценки личностных и деловых качеств предпринимателей, тест ситуативной и личностной тревоги по Спилбергу-Ханину, методика САН.

1) Самооценка лиц, занятых предпринимательской деятельностью, является регулятором поведения и общения, а также важнейшим субъективным фактором успешности трудовой деятельности предпринимателя.

2) Особенности самооценки личности предпринимателя существенно зависят от его осознания своего положения в обществе, той формы собственности, которой он может

распоряжаться, а также от тех социальных трудностей, которые затрудняют и препятствуют формирование адекватного восприятия и понимания себя как бизнесмена.

3) Достижение успеха в избранном виде предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта определяется высокой и адекватной самооценкой личностных и деловых качеств предпринимателей в сочетании с профессиональной компетентностью и опытностью в организации своего бизнеса.

Апробация материалов диссертации осуществлена автором на семинарах по предпринимательской деятельности, проводимых администрацией в Кировского района Санкт-Петербурга, на заседаниях секции проблем управленческой деятельности Балтийской Педагогической Академии, на ежегодных научных конференциях Академии физической культуры им.П.ФЛесгафта, на международной конференции по проблемам спортивного менеджмента в Дании (1997г.), в собственной предпринимательской деятельности и в научных публикациях результатов исследования по теме диссертации.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы (131 название, из них 10 — на иностранных языках) и приложений. Содержание работы изложено на 167 страницах машинописного текста, содержит 6 рисунков и 11 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава диссертации посвящена теоретико-методологическим вопросам изучения предпринимательства как

основной формы социальной и трудовой деятельности в капиталистическом обществе в условиях рыночной экономики.

Вторая глава анализирует проблему самооценки личности как субъекта и объекта предпринимательской деятельности в современных условиях возрождения и становления капитализма в России, а также рассматривает предприимчивость как базовое качество и способность личности к организаторской и управленческой деятельности в сфере бизнеса, менеджмента и маркетинга. Автор использует работы дореволюционных авторов, посвященных психологии российского купечества (П.Сорокина, Н.Бердяева, В.Соловьева, С.Ожегова и др.), а также работы современных исследователей предпринимательской деятельности (Т.Н.Шашковой, М.К.Тутушкиной, Н.Н.Обозова, И.П.Волкова, В.А.Черепова, В.Б.Мяконькова, Ф.А.Воскобойникова,

A.В.Батаршева, Н.Р.Битияновой, Н.Н.Даниловой, Р.Р.Кашанова, Ф.А.Кузина, А.С.Пелиха, Т.Г.Кизиловой, Н.П.Соханя, Р.Л.Щук и др.). С целью социально-психологического анализа формирования личности предпринимателя как менеджера и руководителя к литературному обзору привлекаются работы известных отечественных социальных психологов (А.А.Бодалева, Е.С.Кузьмина, Г.М.Андреевой, В.В.Бойко, В.Н.Панферова, Ю.П.Платонова, А.Л.Свенцицкого и др.), а также труды психологов по изучению функций и особенностей формирования самооценки личности в совместной деятельности (Б.Г.Ананьева,

B.А.Якунина, В.Н.Куницыной, Р.М.Грановской и др.).

Теоретический анализ и разработка программы исследования

осуществлены автором согласно традиционным теоретико-методологическим принципам конкретно-социологического исследования по В.А.Ядову (см.В.А.Ядов. Социологическое

исследование: методология, программы, методы. — М.:Наука, 1987). Схема анализа особенностей самооценки предпринимателя показана на рис.1.

Самооценка личности как выражение особенностей самосознания («Я»)

Особенности самооценки предпринимателя как объекта социальных отношений

Особенности самооценки предпринимателя как субъекта социальных отношений

Общие социально-экономические условия предпринимательской деятельности в России

Рис.1 Схема анализа особенностей самооценки испытуемых

На первом этапе исследования была проведена серия интервью с лицами, занятыми предпринимательской деятельностью, для того, чтобы выявить мнение испытуемых о своих возможностях в сфере бизнеса с учетом их ориентаций на доступных клиентов и партнеров в России и за рубежом. Б результате обработки 87 протоколов бесед выявились определенные тенденции проявления самооценки по ее величине и социальной ориентации опрошенных. Эти данные представлены в таблице 1.

На втором этапе исследования было показано, что в зависимости от ориентации сознания на свои возможности в развитии бизнеса с участием российских или зарубежных клиентов и партнеров возможно проявление трех вариантов самооценки испытуемых: завышенная, адекватная и заниженная самооценка собственных возможностей в бизнесе.

Мнение предпринимателей о своих возможностях в избранной сфере бизнеса (в процентах)

Уровень возможностей (самооценки) Направленность деятельности в бизнесе

на клиентов в России на клиентов за рубежом нет четкой ориентации

Большие возможности (Завышенная) 63,5 30,0 6,5

Определенные возможности (Адекватная) 27,4 68,2 4,4

Неопределенные возможности (Заниженная) 40,3 4,5 55,2

Далее был изучен вопрос о том, по каким качествам прежде всего у предпринимателя может формироваться и проявляться завышенное мнение о своих возможностях. Во всех исследованиях качества менеджера обычно подразделяют на деловые и личностно-коммуникативные. Деловые качества характеризуют профессиональные способности, личные — способности менеджера к общению и взаимопониманию в’- деловых контактах и переговорной деятельности.

В результате нестандартизованных анкетных опросов и интервью с участием 25 предпринимателей мужского пола со стажем предпринимательства более 5 лет в сфере частного

бизнеса были выявлены наиболее значимые качества личности, характеризующие самооценку предпринимателя. Частотный анализ ответов позволил ограничить оценочную шкалу перечнем из 20 качеств; из них 10 качеств были отнесены к деловым, другие 10 — к личностно-коммуникативным качествам. Самооценка качеств производилась с использованием метода шкалирования с бальной оценкой от 0 до 10 баллов (т.е. применялась порядковая 11-шаговая шкала оценки ).

Результаты опросов 192 респондентов, представляющих руководителей, организаторов (учредителей -собственников) и работников частных предприятий в сфере коммерческой деятельности, представлены в таблице 2. В качестве контрольной группы мы опросили 82 безработных того же возраста и пола, ранее работавших в сфере управленческой деятельности.

Самооценка деловых и личностно-коммуникативных качеств предпринимателей и безработных (в баллах)

Деловые качества предпри- безра- Личностные качества предпри- безра-

Знание дела 7,60 7,87 Общительность 6,78 7,96

Трудолюбие 8,41 8,92 Активность 8,90 7,45

Предприимчивость 9,25 6,80 Верность слову 9,45 8,20

Целеустремленность 8,92 7,58 Умение шутить 7,18 6,27

Орг.способности 9,12 7,56 Деликатность 7,48 8,78

Должностная категория испытуемых

ниматели ботные ниматели ботные

Расчетливость 8,10 6,81 Аккуратность 7,65 7,70

Энергичность 7,62 6,59 Обаяние 6,96 7,12

Умение руководить 8Д0 6,70 Умение выслушивать 8,18 7,14

Деловая опытность 8,93 7,24 Привлекательность 7,75 7,34

Интеллект 7,25 8,76 Самоконтроль эмоций 8,26 7,10

Средняя оценка 8,33 7,48 Средняя оценка 7,85 7,51

Сравнение различий итоговых средневзвешенных показателей самооценки деловых и личностно-коммуникативных качеств (см. таблицу 2), осуществленное методом ХИ-квадрат, не выявило достоверных различий в самооценке личностно-коммуникативных качеств предпринимателей и безработных. Выявлено лишь достоверное различие (на 5% уровне значимости) в самооценках деловых качеств опрошенных лиц. У предпринимателей, как и ожидалось, проявилась более высокая, чем у безработных, самооценка своих деловых качеств. В особенности высоко предприниматели оценивают себя по таким качествам как предприимчивость, организаторские способности,

целеустремленность, умение руководить, и профессиональная опытность. Однако, по самооценке уровня общего интеллекта безработные несколько превосходят предпринимателей, что может свидетельствовать о меньшей адекватности их самооценки интеллекта.

Результаты, представленные в таблице 2, в целом подтверждают гипотезу о том, что предприниматель в роли субъекта деятельности должен иметь высокую самооценку. По ряду личностно-коммуникативных качеств представители контрольной группы безработных оценили себя выше, чем предприниматели: общительность, деликатность, аккуратность (Р<0.05).

Для изучения самооценки предпринимателей в зависимости от своего экономического положения в анкетном опросе испытуемых просили отнести себя к одной из статусных категорий по самооценке уровня финансово-экономического благополучия в своем бизнесе: «очень богатый», «богатый», «состоятельный», «небогатый», «несостоятельный», «бедный», «очень бедный». В результате анализа ответов 192 респондентов основной выборки выявилось, во-первых, что ни один из опрошенных не считает себя ни «очень богатым», ни «очень бедным». Согласно гауссовской кривой ожидаемого распределения ответов в данном случае проявился «феномен края» — испытуемые отвергли крайние самооценки, тем более что опрос носил анонимный характер.

Полученные в анкетном опросе ответы распределились, в основном (95%), между категориями «богатый» и «бедный». При этом среди предпринимателей с завышенной самооценкой успешности в бизнесе оценили себя как «богатые» 77.5%, а «небогатые» — 12.5%, в то время как у представителей с заниженной самооценкой своих возможностей в бизнесе «богатыми» оценили себя лишь 9.4%, а «небогатыми» — 46% опрошенных. Следовательно, самооценка предпринимателя — • существенно зависит от прибыльности в избранном виде бизнеса н отражает его успешность в деятельности.

На рис.2 представлена гистограмма с обобщенными показателями величины самооценки предпринимателями своей успешности в бизнесе в зависимости от отнесения себя категории «богатый» и «небогатый».

Рис.2 Гистограмма величины самооценки в зависимости от отнесения себя к категориям: а) «Богатый»; б) «Небогатый»

Представляют определенный научно-практический интерес полученные данные о ценностной направленности и ориентации личности предпринимателей на выборке из 38 испытуемых, среди которых по предварительным данным 18 человек имели заниженную самооценку своих возможностей в бизнесе и отнесли себя к категориям «Небогатый» и «Несостоятельный» в бизнесе, а

20 человек имели высокую самооценку. Сравнительные данные представлены в таблице 3.

Показатели ориентационного теста направленности личности предпринимателей (в процентах)

Величина самооценки Тип направленности личности

на себя на других на дело

Завышенная 38,3 9,3 52,4

Адекватная 27,6 20,4 52,0

Заниженная 20,5 48,6 30,9

Полученные данные свидетельствуют, что для предпринимателя с завышенной самооценкой своих возможностей в бизнесе характерна ориентация прежде всего на свое дело (52.4%) и на самого себя (38.3%), менее выражена ориентация на взаимоотношения с партнерами и клиентами (9.3%). Для лиц с пониженной самооценкой своих возможностей в бизнесе характерна доминирующая ориентация на взаимоотношения (48.6%) и менее выражена ориентация на дело (30.9%) и на самого себя (28.8%).

По-видимому, в этих данных отражается привычный для менеджеров и не всегда эффективный стереотип их делового поведения, субъективно завышающий возможности собственной личности и своих деловых качеств.

Наряду с вышепредставленными данными в диссертации содержатся другие разнообразные результаты эмпирического

исследования, полученные на малых выборках основной совокупности испытуемых, результаты которых позволяют считать, что задачи исследования выполнены, а выдвинутые гипотезы, в основном, подтвердились.

Выводы по диссертации:

1. На основании анализа литературных источников по проблеме исследования в диссертации представлена социально-психологическая и акмеологическая характеристики предпринимательской деятельности в современных условиях в России применительно к организации бизнеса в физической культуре и спорте. Охарактеризованы основные теоретические и практические трудности изучения психологии личности предпринимателя и особенностей его самооценки как субъекта бизнеса.

2. В результате эмпирического исследования репрезентативной выборки предпринимателей установлено, что их самооценка может быть завышенной, заниженной или адекватной по качествам, определяющим успешность их предпринимательской деятельности. Самооценка успешности в бизнесе положительно коррелирует с ее адекватностью.

3. Применение опросных и тестовых методик исследования позволило получить сравнительные данные об особенностях самооценки деловых и личностно-коммуникативных качеств работающих предпринимателей и безработных. Оценка себя по степени успешности в предпринимательстве и по финансово-экономическому статусу позволила выделить условные группы предпринимателей, оценивающих себя как богатых и небогатых,

перспективных и неперспективных, успешных и неуспешных, что свидетельствует о противоречивых тенденциях в самооценке респондентов.

4. Наиболее значимыми для формирования делового имиджа в самооценке предпринимателей среди деловых качеств оказались: знание дела, предприимчивость, расчетливость, опытность, интеллект, а среди личностно-коммуникативных — активность, верность слову, умение выслушивать, привлекательность и самоконтроль эмоций.

5. Применение теста на ситуативную тревогу по Ханину-Спилбергу не выявило значимых зависимостей тревоги от самооценки, но выявило зависимость уровня ситуативной тревоги от должностного уровня • чем выше должностной ранг лица, занятого в сфере предпринимательской деятельности, тем выше его самооценка уровня тревоги.

6. Применение теста ориентаций в сопоставлении с характером самооценки респондентов выявило доминирующее значение ориентации лиц, занятых предпринимательской деятельностью, на самого себя и на свое дело. Ориентация на взаимоотношения со значимыми партнерами и клиентами по бизнесу занимает, по данным исследования, третью позицию, что требует от бизнесменов внимания к ней в процессе делового общения и переговоров.

7. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы о том. что в психологии личности предпринимателя в России произошли определенные сдвиги, сформировались оценочные и эталонные критерии для кристаллизации самосознания («Я-концепции») лиц, занятых бизнесом в России. Психологические исследования личности предпринимателя

должны способствовать улучшению психологического климата доверия в предпринимательской деятельности.

По материалам диссертации опубликованы:

1. Матощук С.А. Практическая психология бизнеса в России// Методические рекомендации. — СПб: Изд.БПА, 1996. -23 с. (Соавт. И.П.Волков, В.А.Черепов).

2. Матощук С.А. Психологическая совместимость партнеров по предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта / / Научные исследования и разработки в спорте/Вестник аспирантуры. — СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1997,-Вьш.З.- с.27-32.

3. Матощук С.А. Формирование и проявление отношений доверия партнеров по бизнесу в спорте// Вестник Балтийской Академии. — 1997. — Вып.11. — с.44-50.

4. Матощук С.А. Организация рекламы как основа успешного бизнеса в спорте// Научные исследования и разработки в спорте/ Вестник аспирантуры. — СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1997. — Вып.З,- с.133-137 ( Соавт. С.В.Бахвалова).

5. S.Matoschuk. Social Pedagogics in the Management Activity in Sport. / / Second Annual Congress of the European College of Sport Science — Copenhagen, 1997. — p.27. (Co-author V.Tcherepov).

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Матощук, Сергей Алексеевич, 1997 год

1. Теоретико-методологические основы исследования

1.1. Социально-психологические предпосылки исследования

1.2. Особенности психологии предпринимательства в России

1.3. Психология личности предпринимателя

1.4. Концептуальные трудности изучения самооценки предпринимателей в России

2. Значение самооценки предпринимателей в деловых взаимоотношениях партнеров по бизнесу

2.1. Самооценка как внутренний регулятор поведения личности

2.2. Проявление самооценки во взаимоотношениях партнеров по бизнесу

2.3. Психологическая совмее^щ^сть^т|ртнеров по бизнесу в зависимости от самооценки’

2.4. Предприимчивость — базовое качество самосознания бизнесмена

2.5. Значение самооценки для формирования имиджа делового человека

3. Организация, методы и результаты эмпирического исследования

3.1. Организация и программа исследования

3.2. Методы и методики исследования

3.3. Результаты пилотажного исследования

3.4. Особенности самооценки деловых и личностных качеств лиц, занятых в предпринимательской деятельности

3.5. Влияние направленности лиц, занятых предпринимательской деятельностью, на особенности их самооценок

3.6. Индексы оценочной биполяризации и самооценки респондентов

3.7. Результаты корреляционного анализа Заключение

Введение диссертации по психологии, на тему «Особенности самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в спорте»

Актуальность исследования самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в России, определяется социальным заказом психологии бизнеса, а также необходимостью получения научной информации о состоянии общественного сознания людей в экономической деятельности на основе новых законов о предпринимательстве и частной собственности в России.

Теоретическая значимость исследования выражается в развитии теоретических основ психологических исследований предпринимательской деятельности как особой формы экономической деятельности, основанной на личной инициативе и высокой самооценке предпринимателя.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в социально-психологической подготовке и переподготовке управленческих кадров в сфере организации малого и среднего бизнеса, а также в учебной работе со студентами в ВУЗе.

Новизна исследования выражается в рассмотрении психологии личности предпринимателя в аспекте его самооценки и в получении автором новых научных данных о своеобразии, особенностях и закономерностях формирования и проявления самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в физической культуре и спорте.

Достоверность и обоснованность материалов и выводов обеспечена в исследовании репрезентативной выборкой испытуемых (более 300 человек), подбором адекватных методов, разработкой собственной опросной методики исследования, применением валидных тестов и статистических приемов количественного анализа экспериментальных данных.

Предметом исследования явились психологические закономерности и особенности самооценки лиц, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, применительно к условиям коммерческой деятельности в спорте.

Объектом исследования явились лица, занятые предпринимательской деятельностью на основе частного, муниципального и государственного предпринимательства, в количестве более 300 человек

1. Теоретически обосновать необходимость изучения проблемы самооценки личности предпринимателя в России в современных условиях организации спорта.

2. Изучить особенности самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в сфере спорта.

3. Изучить влияние личностных особенностей лиц, занятых предпринимательской деятельностью, на особенности их самосознания и самооценки деловых и личностных качеств.

Цель исследования состояла в получении новых научно-практических данных о состоянии реальной практической психологии предпринимателя в малом и среднем бизнесе в России применительно к условиям коммерческой деятельности в физической культуре и спорте.

Гипотеза исследования предполагала выявить различные типы самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью, и их связи с условиями организации бизнеса и личностными особенностями респондентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самооценка лиц, занятых в предпринимательской деятельности, является важнейшим психологическим фактором успешности в деятельности и выполняет оценочную, регулятивную и коммуникативную функции.

2. Особенности самооценки лиц, занятых в предпринимательской деятельности, существенно зависят от формы собственности и должностного уровня субъекта деятельности.

3. Для успешного предпринимателя в спорте характерна высокая и адекватная самооценка своих деловых и личностных качеств в сочетании с высокой мотивацией достижения успеха, волевыми качествами характера, самостоятельностью и независимостью от мнений окружающих.

Апробация материалов диссертации осуществлена автором на заседаниях кафедры психологии им.А.Ц.Пуни СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, на научно-практических конференциях секции проблем управленческой деятельности Балтийской Педагогической Академии, на семинарах с предпринимателями Кировского района Санкт-Петербурга, а также в собственной предпринимательской практике автора диссертации.

Заключение диссертации научная статья по теме «Психология развития, акмеология»

8. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы о том, что в психологии личности предпринимателя в России произошли определенные сдвиги, сформировались оценочные и эталонные критерии для кристаллизации самосознания («Я-концепция») лиц, занятых бизнесом в России.

1. На основании анализа большого числа литературных источников в диссертации представлена социально-психологическая и акмеологическая характеристика предпринимательской деятельности в современных условиях в России применительно к организации бизнеса в физической культуре и спорте. Охарактеризованы основные теоретические трудности изучения психологии личности предпринимателя.

2. В результате исследования репрезентативной выборки предпринимателей установлено, что их самооценка может быть завышенной, заниженной или адекватной по качествам, определяющим успешность их предпринимательской деятельности. Самооценка успешности в бизнесе положительно коррелирует с ее адекватностью.

3. Применение опросных и тестовых методик исследования позволило получить данные об особенностях самооценки деловых и личностно-коммуникативных качеств респондентов, оценивших себя по степени успешности в предпринимательстве и по финансово-экономическому статусу. Выделены условные группы предпринимателей, оценивающих себя как богатых и небогатых, перспективных и неперспективных, успешных и неуспешных (безработных).

4. Наиболее значимыми для формирования делового имиджа в самооценке предпринимателей среди деловых качеств оказались: знание дела, предприимчивость, расчетливость, опытность, интеллект, а среди личностно-коммуникативных качеств — активность, верность слову, умение выслушивать, привлекательность, самоконтроль.

5. Применение теста на ситуативную тревогу по Ханину-Спилбергеру не выявило значимых зависимостей тревоги от самооценки, но выявило зависимость уровня ситуативной тревоги от должностного уровня: чем выше должностной ранг лица, занятого в сфере предпринимательской деятельности, тем выше его самооценка уровня тревоги. Повышенный уровень переживания тревоги у менеджеров и руководителей бизнеса объясняется ответственностью за конечные результаты их труда.

6. Применение теста ориентаций в сопоставлении с характером самооценки респондентов выявило доминирующее значение ориентации сознания лиц, занятых предпринимательской деятельностью, на себя и на дело. Ориентация на отношения со значимыми партнерами и клиентами по бизнесу занимает, по данным исследования, субдоминирующую позицию, что требует от бизнесменов специального внимания к ней.

7. Применение теста оценочной биполяризации на выборке 94 респондентов, из которых 45 были успешными предпринимателями, а 49 — безработными, показано, что успешный предприниматель характеризуется, в сравнении с безработным, высоким индексом оценочной биполяризации, эгоцентрическим типом самооценки и высокой независимостью от мнений окружающих.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Матощук, Сергей Алексеевич, Санкт-Петербург

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1995. 224 с.

2. Алексеев А.А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л.:1. Знание, 1991. 164 с.

3. Алехина И.В. Имидж и этика делового человека. М.: Энн, 1996.125 с.

4. Амуржуев О.В./ред./ Словарь делового человека. М.: Экономика,1992. 236 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд.ЛГУ, 1969. — 336 с.

6. Ананьев Б.Г./ред./ Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд.ЛГУ, 1971. Вып.4. — 106 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология / Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 376 с.

8. Ассанджоли Р. Психоситез: теория и практика / От душевного кризиса к высшему «Я». М.: Ридл-Вук, 1994. — 314 с.

9. Батаршев А.В. Психология предпринимательской деятельности. -Таллинн, 1994. 104 с.

10. Бегунов Ю.К. Тайные силы истории России / Сборник статей и документов. СПб; Изд.Суворина, 1995. — 288 с.

11. Бегуйлова Н.И. Личностные и социально-культурные особенности морального «Я» у студентов / Автореф.дисс.канд.психол.наук. Л.: ЛГУ, 1990. — 18 с.

12. Бендюков М.А. Влияние локуса контроля спортсменов на эффективность автоматизированной прсихорегуляции «состояний / / Автореф.дисс.канд.психол.наук. СПбГУ, 1992. — 17 с.

13. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 421 с.

14. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М.: Интерэксперт, 1992. — 139 с.

15. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: МПА, 1995. -63 с.

16. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд.ЛГУ, 1965.- 112 с.

17. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л: Изд.ЛГУ, 1970. — 134 с.

18. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.

19. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.- 207 с.

20. Браун Л. Имидж путь к успеху / Практические пособие для мужчин и женщин. — СПб: Питер-Пресс, 1996. — 288 с.

21. Волгин Б.Н. Деловые совещания. Московский рабочий, 1981. -159 с.

22. Волков И.П., Воскобойников Ф.А., Черепов В.А. Хочу в менеджеры, хочу в бизнесмены. А Вы знаете психологию? / Соц.психол.практикум. — СПб: АО «Игослав», 1993. — 64 с.

23. Волков И.П., Черепов В.А. Курс психологии для деловых женщин / Социально-психологический практикум. СПб: АО «Игослав», 1994. — 62 с.

24. Волков И.П. О некоторых тенденциях развития современной практической психологии / / Вестник Балт.Акад. 1996. — Вып.б. -с.11.

25. Воскобойников Ф.А., Черепов В.А., Мяконьков В.М. Возродить социально-психические исследования предпринимательства в России / / Вестник Балт.Академии. 1996. — Вып.З. — с. 12-16.

26. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. Дело, 1991. — 320 с.

27. Годфруа Ж. Что такое психология? М .: Мир, 1992. — Т.1. — 496 с.

28. Гражданский Кодекс Российской Федерации. СПб: Манускрипт, 1995. — 205 с.

29. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1988. — 560 с.

30. Григорьева Е.А. 0 самооценке педагога / / Эксперим. и прикладная психол. Изд.ЛГУ, 1971. — Вып.4. — с.90-95.

31. Гришина Н.В. Я и другие / Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990. 174 с.

32. Гришина Н.В. Давайте договоримся / Практическое пособие. -СПбГУ, 1993. 86 с.

33. Гительмахер Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. -Иваново, Изд.ИВГ, 1991. 131 с.

34. Данилова-Данильяна Н.Н./ред./ Современный менеджмент: принципы и правила. Нижний Новгород, НКЦП, 1992. — 232 с.

35. Добротворский И.Л. Технология успеха: все, что вам нужно знать о достижении успеха. М.: КСП, 1996. — 192 с.

36. Дракер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200с.

37. Дэна Д. Преодоление разногласий. / Как улучшить взаимопонимание на работе и дома. СПб: АО «Ленато», 1994. -138 с.

38. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996. — 373 с.

39. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.: Экономика, 1991. -232 с.

40. Звенигородская Н.О., Кулешова Л.Н. Влияние личностных факторов на экспертную оценку успешности деятельности / / Эксперим. и приклад.психол. Изд.ЛГУ, 1982. — Вып.11. — с.91-96.

41. ЗигертВ., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Экономика, 1990. — 335 с.

42. Знаменская Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания / Автореф.дисс.канд.психол.наук. Казань, КГУ, 1996. — 16 с.

43. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 312 с.

44. Кашанов P.P. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха / Учебное пособие. Екатеринбург, 1996. — 443 с.

45. Кимпеляйнен Е.И. Социально-психологическая эффективность переговоров / Автореф.дисс.канд.психол.наук. СПбГУ, 1995. — 16 с.

46. Коновалов А.И. Справочник финансового спекулянта. СПб, ВВМИУ им.В.И.Ленина, 1992, — 110 с.

47. Коноплева С.Н. Формирование у клиента образа психолога в результате первого впечатления о нем / / Вестник Балт.Академии. 1996. — Вып.З. — с. 24-27.

48. Коростылева Л.А., Советова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Учебное пособие. СПб, 1995. — 35 с.

49. Крашенникова Е.Л. О культуре продавца. М.: Экономика, 1989. -140 с.

50. Крылов А.А./ред./ Личность и деятельность / Эксперим. и прикл.психол. Сборник статей. Изд.ЛГУ, 1982. — Вып.11. — 198 с.

51. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М.: Дело, 1993. -192 с.

52. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена / Практическое пособие. М.: Ось, 1996. — 304 с.

53. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Изд.ЛГУ, 1967. -173 с.

54. Кузьмин Е.С., Свенцицкий А.Л./ред./ Промышленная социальная психология. Изд.ЛГУ, 1982. — 204 с.

55. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Лениздат, 1974. — 167 с.

56. Кукосьян О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления в межличностном познании / / Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. — с.174-177.

57. Куницына В.Н., Бодалев А.А. К вопросу о восприятии человеком самого себя / / Человек и общество. Изд.ЛГУ, 1968. — Вып.З. -с.7-12.

58. Курицин А.Н. Управление в Японии / Организация и методы . -М.: Наука, 1981.- 232 с.

59. Кутасов Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. М.: МПА,1994. 222 с.

60. Кучевская Н.В. Советы психолога продавцу. М.: Экономика, 1990. — 127 с.

61. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. — 156 с.

62. Ливайн С., Кром М. Лидер в тебе / Как завоевать друзей и преуспеть в меняющемся мире. Карнеги для 90-х. М.: Яхтсмен,1995. 240 с.

63. Линчевский Э.Э. Вопросы торговой психологии. М.: Экономика, 1976. — 134 с.

64. Линчевский Э.Э. Социальная психология торговли. М.: Экономика, 1981. — 152 с.

65. Линчевский Э.Э. Деловые переговоры сквозь призму психологии. -СПб,: Конус, 1995. 22 с.

66. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. М.: Экономика,1991. 320 с.

67. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. Лениздат, 1989. — 172 с.

68. Леайерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997. — 685 с.

69. Маккей X. Как уцелеть среди акул. М.: Экономика, 1991. — 172 с.

70. Матощук С.А. Формирование и проявление отношений доверия партнеров по бизнесу в спорте / / Вестник Балт.Академии. 1997.- Вып.П. с.44-50.

71. Матощук С.А. Психологическая совместимость партнеров по предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта / / Научные исследования и разработки в спорте / Вестник аспирантуры. 1997. — Вып.З. — с.27- 32.

72. Мольц М. Я это Я или как стать счастливым. — СПб: Лениздат,1992. 192 с.

73. Монигетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. -Пермь, Хорстон Лимитед, 1994. 48 с.

74. Муздыбаев К.Б. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. -240 с.

75. Мяконьков В.М. Отношение спортивных специалистов к предпринимательской деятельности в спорте / Дисс.канд.психол.наук. СПбГУ, 1996. — 167 с.

76. Никифоров Г.С./ред./ Психология профессиональной подготовки.- СПбГУ, 1993. 172 с.

77. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке.- М.: Финансы, 1991. 304 с.

78. Обозов Н.Н. Практикум по менеджменту. СПб, 1992. — 89 с.

79. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.

80. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Лениздат, 1967.- 260 с.

81. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Наука, 1981. — 192 с.

82. Парыгин Б.Д./ред./ Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб: МАПН, 1994. — 176 с.

83. Парыгин Б.Д. Социальная психология территориального самоуправления. СПб, 1993. — 165 с.

84. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильви. -СПб: Питер, 1996. 192 с.

85. Пелих А.С., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Имидж делового человека. М.: Приор, 1997. — 112 с.

86. Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре «Я-образа» у студентов / Автореферат дисс. канд.психол.наук. Л.: ЛГУ, 1984. — 16 с.

87. Почебут Л.Г. Социальная психология промышленности. СПбГУ, 1995. — 126 с.

88. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология.- Изд.СПбГУ, 1997. 180 с.

89. Розман И.В. К вопросу о совместимости и помехоустойчивости предпринимателей / / Вестник Балт.Академии. 1995. — Вып.2. -с. 18-20.

90. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995. — 240 с.

91. Ритсо М. Основы успешного предпринимательства. Таллинн, 1991. — 170 с.

92. Свенцицкий А .Л. Социальная психология управления. Изд.ЛГУ, 1986. — 176 с.

93. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Изд.ЛГУ, 1975. — 119 с.

94. Сохань Н.П. Изучение страхов у предпринимателей в сравнении с работниками бюджетных учреждений / / Вестник Балт.Академии. -1995. Вып.2. — с. 21-22.

95. Тамбовцев В.Л. Формальное и неформальное в управлении экономикой. М.; Наука, 1990. — 96 с.

96. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М.: Фаир, 1996. — 496 с.

97. Тутушкина М.К. Советы психолога менеджеру, СПб: СГбГАСУ, 1994. — 195 с.

98. Тутушкина М.К. Практическая психология менеджеров. М.: Филин, 1996. — 368 с.

99. Тутушкина М.К./ред./ Практическая психология,/ Учебник. -СПб: Дидактика плюс, 1997. 336 с.

100. Тутушкина М.К./ред./ Практическая психология для преподавателей. М.: Филин, 1997. — 328 с.

101. Тимченко Н.М. Искусство делового общения. Харьков, РИП «Оригинал», 1992. — 180 с.

102. Унесталь Л.Э. Да, ты можешь! СПб: АО «Игослав», 1996. — 112 с.

103. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990. — 156 с.

104. Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение / / Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. — с.25-41.

105. Хопкинс Т. Искусство торговать, СПб: Литера, 1996. — 256 с.

106. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб: Питер, 1997. — 608 с.

107. Цандер Э. Практика управления / Управление снова в центре внимания. — Обнинск: Изд.Титул, 1992. — 240 с.

108. Черепов В.А. Спортивный менеджер / Социально-педагогические основы управленческой деятельности в спорте. СПб: АО «Игослав», 1994. — 172 с.

109. Черепов В. А. Психологии управленческой деятельности / Лекция. СПбГАФК, 1996. — 19 с.

110. Черепов В. А. Актуальные проблемы отечественной теории управления / / Вестник Балт.Академии, 1996. Вып.6. — с.48-53.

111. Шашкова Т.Н. Предприимчивость как качество личности. Вестник Балтийской Академии. 1996. — Вып.З. — с.50-58.

112. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера., успех / Психология бизнеса. М.: Прогресс, 1993. — 240 с.

113. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.

114. Шстром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, Полифакт, 1992. — 128 с.

115. Шпигель Дж. Флирт путь к успеху / Практическое пособие. -СПб: Питер, — 1995. — 160 с.

116. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации. М.: Интерэксперт, 1994. — 157 с.

117. Шук Р.Л. Как стать профессиональным коммерсантом. СПб: Питер, 1996. — 224 с.

118. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 246 с.

119. Яничева Т.Г. Восприятие и оценивание ситуаций межличностного взаимодействия / Автореф.дисс.канд.психол.наук. СПбГУ, 1991 -16 с.

120. Якунин В.А. Обучение как процесс управления / Психологические аспекты. Л.: Изд.ЛГУ, 1988. — 160 с.

121. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. -СПбГУ, 1994. 155 с.

122. Affeman E.R. Fuhren durch Personlichkeit. Landsberg, 1983. — 370 s.

123. Autorenteam. Das 99 Tage Training. Hamburg, 1980. — s. 28-30.

124. Beyer G. Creatives Lemen. Dusseidorf, 1982. — s.45-56.

125. Birkenbihl V.F. Erfolgreich motivieren, in: Tagliche Betriebspraxis, 6.Jg., Heft 3. Freiburg, 1983. — s. 18-35.

126. Ebeling P.H. Maximen des Erfolgs. Wiesbaden, 1983. — 175 s.

127. Eysenck H.J. Know Your Own IQ? Harmonsworth, 1979. — 215 p.

128. Freudenberger A.J., Richelson G.P. Mit dem Erfolg leben. -Munchen, 1983. 234 s.

129. Hartwing H. Wirksames Werbetexten. Munchen, 1993. — 148 s.

130. Schwalbe H. Werbekompendium. Zurich, 1972. — 418 s.

131. Zander E., Schwalbe H.Heinz, 99 TT. Zurich, 1984. — 79 s.

132. ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТЕСТ (тестовый материал)

133. Наибольшее удовлетворение я получаю от:1. A. Одобрения моей работы

134. Б. Сознания того, что работа сделана хорошо

135. B. Сознания того, что меня окружают друзья

136. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть:

137. A. Тренером, который разрабатывает тактику игры Б. Известным игроком

138. B. Выбранным капитаном команды

139. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

140. A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход

141. Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете

142. B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение4. Мне нравится, когда люди:

143. A. Радуются выполненной работе

144. Б. С удовольствием работают в коллективе

145. B. Стремятся выполнить свою работу лучше других

146. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

147. A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности

148. Б. Были верны и преданны мне

149. B. Были умными и интересными людьми

150. Лучшими друзьями я считаю тех:

151. A. С кем складываются хорошие взаимоотношения Б. На кого всегда можно положиться

152. B. Кто может многого достичь в жизни7. Больше всего я не люблю:

153. A. Когда у меня что-то не получается

154. Б. Когда портятся отношения с товарищами1. B. Когда меня критикуют

155. По-моему, хуже всего, когда педагог:

156. A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними

157. Б. Вызывает дух соперничества в коллективе

158. B. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает

159. В детстве мне больше всего нравилось:

160. A. Проводить время с друзьями Б. Ощущение выполненных дел

161. B. Когда меня за что-нибудь хвалили

162. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:1. A. Добился успеха в жизни

163. Б. По-настоящему увлечен своим делом

164. B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью

165. В первую очередь школа должна:

166. A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь Б. Развивать индивидуальные способности ученика

167. B. Воспитывать качества., помогающие взаимодействовать с людьми

168. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

169. А. Для общения с друзьями Б. Для отдыха и развлечений

170. В. Для своих любимых дел и самообразования

171. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

172. A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны Б. У меня интересная работа

173. B. Мои усилия хорошо вознаграждаются14. Я люблю, когда:1. A. Другие люди меня ценят

174. Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы

175. B. Приятно провожу время с друзьями

176. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

177. A. Рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать

178. Б. Написали о моей деятельности

179. B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю

180. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

181. A. Имеет ко мне индивидуальный подход

182. Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету

183. B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем

184. Для меня нет ничего хуже, чем:

185. A. Оскорбление личного достоинства

186. Б. Неудача при выполнении важного дела1. B. Потеря друзей18. Больше всего я ценю:1. А. Успех

187. Б. Возможности хорошей совместной работы

188. В. Здравый практичный ум и смекалку

189. Я не люблю людей, которые:

190. A. Считают себя хуже других

191. Б. Часто ссорятся и конфликтуют

192. B. Возражают против всего нового20. Приятно, когда:

193. A. Работаешь над важным для всех делом Б. Имеешь много друзей

194. B. Вызываешь восхищение и всем нравишься

195. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:1. A. Доступным1. Б. Авторитетным1. B. Требовательным

196. В свободное время я охотно почитал бы книги:

197. A. 0 том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми

198. Б. О жизни знаменитых и интересных людей

199. B. 0 последних достижениях науки и техники

200. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

201. A. Дирижером Б. Композитором1. B. Солистом24. Мне бы хотелось:

202. A. Придумать интересный конкурс Б. Победить в конкурсе

203. B. Организовать конкурс и руководить им

204. Для меня важнее всего знать:

205. А. Что я хочу сделать Б. Как достичь цели

206. В. Как организовать людей для достижения цели

207. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

208. A. Другие были им довольны

209. Б. Прежде всего выполнить свою задачу

210. B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу

211. Лучше всего отдыхаю в свободное время:1. A. В общении с друзьями

212. Б. Просматривая развлекательные фильмы

Обозов нН Самооценка