Диагностика самооценка младших школьников

Оглавление:

Как провести диагностику самооценки младших школьников с помощью методики «Лесенка»

Младший школьный возраст — это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников. Постоянно находясь в школьном коллективе, важно, чтобы ребёнку было комфортно в нём, а значит, задача учителя — приложить все усилия для создания благоприятных условий. Однако педагогу очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определённый отрезок времени. В этом поможет методика диагностики младших школьников «Лесенка».

Суть диагностики младших школьников по Дембо-Рубинштейн

Методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя и окружающих. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. Первоначально техника была направлена на выяснение отношения людей к понятию «счастье». Но в 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками. «Лесенка» представляет собой набор для оценки особенностей своей личности, состоящий из 9 карточек с 9 ступеньками на каждой, которые обозначают выраженность важнейших составных качеств личности:

  • здоровья;
  • умственного развития;
  • красоты;
  • роста;
  • смелости;
  • доброты;
  • принятия в классе;
  • черт характера;
  • счастья.
  • Например, блок счастья представляется следующим образом:

  • Самый счастливый.
  • Очень счастливый.
  • Счастливый.
  • Счастливый более или менее.
  • Средне счастливый.
  • Более или менее несчастный.
  • Несчастный.
  • Очень несчастливый.
  • Самый несчастный.
  • Задача малыша — выбрать ту ступеньку, а соответственно, и качество, которое, как кажется самому испытуемому, обозначает степень проявления этой черты. «Лесенка» помогает:

  • выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде;
  • вовремя принять меры по социальной адаптации ребёнка в случае необходимости;
  • научиться работать не только индивидуально, но и в группах;
  • развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.
  • В чём вклад в методику «Лесенка» психолога Щур

    Психолог В. Г. Щур несколько упростила методику проведения теста, адаптировав его под дошколят и первоклассников. В результате стало меньше блоков (5–6, касающихся здоровья, умственного развития, доброты, черт характера, принятия в классе) и меньше вопросов (около 3 на каждой карточке). Например, карточка о чертах характера:

  • Я очень трудолюбивый.
  • Я трудолюбивый.
  • Я ни трудолюбивый, ни ленивый.
  • Я ленивый.
  • Я очень ленивый.
  • Как правильно провести

    От правильности проведения «Лесенки» зависит, насколько правдивыми будут результаты.

    1. Ребёнку даётся набор карточек с изображением деток (животных, героев мультфильмов).
    2. Учитель объясняет задание: нужно представить себе, что поднимаешься по лестнице. Наверху — самый здоровый (как карточке «Здоровье»), самый добрый (на карточке «Доброта»), а внизу — самый больной, скорее больной, а не здоровый, больной, тяжело больной.
    3. Малышу предлагается карандашом отметить своё место на этой шкале.
    4. Затем ребёнок делает пометки на других шкалах, отвечая на вопросы: «Каким ты хочешь стать?», «На какую ступеньку поставила бы тебя мама (папа, бабушка)?», «Как бы оценила тебя твоя учительница?»
    5. В процессе составления такого рейтинга малыша нужно спрашивать: «Ты на самом деле такой или хочешь таким казаться?», чтобы избавить ребёнка от долгих раздумий и колебаний.

      Виды тестирования

      Тест «Лесенка» может проводиться в двух видах.

    6. Дети в классе получают бланки для ответов и карандаши.
    7. Учитель на доске рисует ступеньки лестницы.
    8. Педагог объясняет, например, что на верхней ступеньке стоят самые добрые ребята (при этом взрослый указывает на 1 ступеньку). Затем — добрые (показывает на 2, 3 ступеньки). Далее — ни добрые, ни злые (4 ступенька). Потом злые (5, 6 ступеньки). На 7 ступени — самые злые.
    9. Каждый из испытуемых должен представить себя на этой шкале и обозначить своё место на лесенке кружочком.
    10. Индивидуально. Процедура проведения такая же, только каждый выбор ребёнка следует попросить прокомментировать.
    11. Обработка и интерпретация результатов теста

      Анализ готовой «Лесенки» довольно прост. Необходимо подсчитать, какое количество ответов ребёнок расположил на той или иной ступени. Результат будет зависеть от того, каких позиций оказалось больше.

      • 1-я ступенька. У малыша явно завышенная самооценка. Но для учащихся 1-х классов она является нормой. Сами дети объясняют свой выбор так: «Мама говорит, что я самый лучший», «Я себя очень люблю» и т. д. Однако чаще всего испытуемые никак не объясняют свой выбор, так как в этом возрасте у них ещё слабая способность к рефлексии и анализу своей личности. Кстати, именно поэтому первоклассникам нельзя ставить баллы за учебную работу, так как малыш оценивает себя через призму полученного поощрения: «Я хороший, потому что у меня 3 «солнышка», «звёздочки». Или «Я плохой, потому что у меня сегодня «тучка» по чтению».
      • 2-я, 3-я ступени. Адекватное оценивание себя. Малыш обладает уже сформированным позитивным отношением к собственной личности. Он умеет объяснить оценку: «Я хорошая, потому что помогаю родителям в работе по дому». Такое развитие самооценки является нормальным вариантом.
      • 4-я ступенька. Самооценка занижена. Такая позиция связана с тем, что у ребёнка нарушены эмоциональные связи со взрослыми, имеющими для него ключевое значение — мамой, учительницей. «Я ни хороший, ни плохой, плохой, потому что у меня не получается красиво писать буквы, а мама ругает за плохие оценки. Но я быстро читаю, поэтому по чтению у меня уже 2 «солнышка» за неделю».
      • 5-я, 6-я ступеньки. У ребёнка явно занижена самооценка, но это явление ситуативное: «Я плохая, потому что на перемене забрала у Тани куклу, и она от обиды расплакалась». Обычно через 1–2 дня на этот же вопрос у малыша уже будет совершенно другой ответ, с адекватной самооценкой. Правда, если таких ответов у малыша большинство, то есть смысл задуматься, ведь подобная картина может означать, что у ребёнка нарушена мотивация. И опасность такой ситуации в том, что негативное оценивание собственной личности может сохраниться на всю жизнь.
      • Французский писатель В. Гюго говорил: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

        В этой ситуации важно узнать причину ответа. Это могут быть ссоры с родителями («Я нарисую свой кружок на нижней ступеньке, потому что папа говорит, что я очень невнимательный, некрасиво и с ошибками пишу в тетрадях»). В любом случае необходимо разговаривать с родителями, объясняя им, что у каждого малыша свой темп и особенности процесса обучения.

      • 7-я ступень. Критически заниженная самооценка. Такие результаты показывают те дети, которые находятся в эмоциональном неблагополучии. То есть в школьном коллективе и среди родных они получают стабильно отрицательную оценку. В этом случае необходимо проводить беседы с родными малыша на предмет создания для него ситуаций успеха, а также создавать благоприятные условия для общения с одноклассниками (привлекать к общественно полезному коллективному труду, задействовать во внеклассной и внешкольной работе).
      • Тестирование младших школьников с помощью методики «Лесенка» позволяет вовремя распознать проблемы, связанные с самооценкой малышей. Таким образом, у педагога есть возможность повлиять на формирование и коррекцию основополагающих для личностного роста качеств. И всё это возможно при оптимистическом, одобряющем и положительном отношении к детям, постоянном контакте с той средой, в которой воспитывается каждый конкретный ребёнок в классе.

        Диагностика самооценка младших школьников

        Самооценка школьника — это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам. От ее адекватности зависят все жизненные достижения, межличностное взаимодействие, успешность в учебе.

        Самооценка школьника развивается с младенчества и в дальнейшем оказывает значительное воздействие на взрослую жизнь личности, ее поведение, отношение к событиям и к себе, окружающему социуму. Первостепенной задачей взрослых наряду с заботой, воспитанием, обучением ребенка является развитие адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

        Самооценка младших школьников

        Школьники становятся личностью при наличии ряда условий. Самооценка младших школьников относится к самым существенным из них. Она формирует у школьника потребность соответствовать как уровню окружающего социума, так и степени личностных субъективных оценок.

        Сформированная адекватно самооценка младшего школьника — это как знание самого себя, так и сумма отдельных качеств, детерминированное к себе отношение.

        Самооценка младших школьников — это ведущее звено произвольной саморегуляции, которая обуславливает направленность, а также степень активности малыша, отношение к социуму, среде, самому себе.

        Самооценка младших школьников представляет довольно сложный психологический феномен.

        Самооценивание вовлечено во множество взаимоотношений и взаимосвязей с психическими новообразованиями индивида. Оно является значимой детерминантой у всех видов коммуникаций и деятельности. Умение оценивать себя идет из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережет неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой. На сегодняшний день, очевидно, становится, что самооценка младших школьников оказывает влияние на поступки, а также межличностные контакты.

        Самооценка младших школьников отмечается периодом осознания самого себя, личной мотивации, а также потребностей в среде других индивидов. Поэтому очень важно в этом возрасте заложить базис для формирования адекватной самооценки, что непременно позволит малышу правильно оценивать себя и реально представлять свои силы и возможности, определяя самостоятельно цели, направления и задачи.

        В младшем школьном возрасте маленькие индивиды с заниженным или завышенным оцениванием себя предстают более чувствительными и ранимыми перед оценочными суждениями взрослых, вследствие чего очень легко подвержены их воздействиям. Существенную роль в выработке адекватного представления школьников о самих себе представляет межличностное взаимодействие со сверстниками. От самооценки школьника зависит взаимоотношение, степень притязаний ребенка с окружающими личностями и его активность. Чтобы младшему школьнику ощущать себя счастливым, уметь побеждать трудности, ему необходимо обладать положительным видением себя, а также адекватной самооценкой.

        Развитие самооценки младшего школьника

        Поскольку основы самооценки закладываются в раннем возрасте, а продолжают формироваться уже в школьном, то они поддается коррекции и воздействию. Учитывая это, родители, учителя, взрослые, должны принимать во внимание все характерные особенности, закономерности образования самооценки, а также пути развития адекватной (нормальной) самооценки и позитивной «Я»-концепции развития личности. В этот период большую роль в развитии ребенка приобретает коммуникационное взаимодействие со сверстниками.

        Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремленность к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным. Возможностью находиться в детском коллективе дети очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития детской личности. Это говорит о том, что межличностное взаимодействие относят к важнейшему фактору, развивающему личность и вырабатывающему адекватную самооценку.

        Но не стоит забывать о необходимом вкладе родительского поощрения, похвалы в развитии самооценки младшего школьника.

        Школьная группа с неблагополучной позицией в системе межличностных отношений имеет похожие характеристики. Школьники в таких группах зачастую характеризуются проблемами в общении, неуживчивостью, что проявляется в драчливости, чрезмерной изменчивости, вспыльчивости, грубости, замкнутости, капризности. Такие дети отличаются склонностью к зазнайству, ябедничеству, жадности, неряшливости, неаккуратности. Дети, которые пользуются популярностью среди сверстников, отмечаются общими чертами. Они обладают уравновешенным характером, инициативны, общительны, активны и богаты на фантазию. Большинство таких школьников неплохо учится.

        У детей постепенно в ходе учебы повышается притязательность, критичность, требовательность к себе. Малыш в первом классе позитивно оценивает личную учебную деятельность, а неуспех связывает с объективными обстоятельствами и причинами.

        Ребенок второго, а также третьего класса к собственной личности относится более критично, при этом делает предметом оценивания плохие действия, например, неуспехи в учении.

        На протяжении всего обучения в начальной школе для детей значение отметок существенно видоизменяется. Оценивание находится в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, требований, которые дети к себе предъявляют. Отношение младших школьников к восприятию своих успехов, достижений существеннее связывается с необходимостью иметь справедливые представления о личной значимости. Из этого следует, что учитель, оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал. Именно таким образом воспринимаются оценки малышами.

        Ориентируясь на оценки учителя, младшие школьники разделяют себя и сверстников на отличников, слабых и средних учеников, старательных или не совсем, ответственных и не очень, дисциплинированных или нет.

        Малыши не приходят в этот мир с определенным отношением к себе. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе.

        Адекватное самооценивание младшего школьника увеличивает шансы на успех. Ребенок, обладая адекватным самооцениванием, способен оценить личный потенциал объективно. К сожалению, не все взрослые понимают необходимость самооценки, а также ее уровня для личностного роста, дальнейшей успешности, развития.

        В раннем детстве самооценка у ребенка пребывает на должном уровне. Однако взрослея, малыш понимает, что для родителей он является главным существом и мир считает созданным только для себя. Так возникает завышенная самооценка. До достижения школьного возраста, у малыша самооценка сохраняется адекватной. Это связано с тем, что ребенок осознает, что он не является во вселенной единственным и других малышей тоже любят.

        Когда школьники достигают среднего возраста, то их самооценка может зашкаливать или вверх, или вниз. В этом случае необходима коррекция выработки адекватного самооценивания.

        Полярность самооценки объясняется положением в школьной группе: ребенок-лидер имеет завышенную самооценку, а ребенок-аутсайдер очень низкую. Для развития адекватной самооценки или коррекции уже имеющейся заниженной или завышенной самооценки, родителям необходимо оказывать школьнику помощь и поддержку. Ребенок нуждается в уважении, доверии, справедливом отношении. Психологи взрослым рекомендуют исключить тотальный контроль, однако проявлять интерес к увлечениям школьника.

        Родители должны четко отдавать себе отчет, что чрезмерная или незаслуженная похвала ведет к появлению нарциссизма.

        Низкая самооценка у школьника развивается из-за влияния семейного воспитания, безответной любви, избыточной самокритичности, неудовлетворения внешностью, недовольства собой. Такие школьники нередко склонны к мыслям о суициде, подвержены уходам из дому. Поэтому им жизненно необходимо повышенное внимание, любовь родных и уважение. От критики лучше воздерживаться, даже если она необходима. Следует акцентировать внимание только на всех позитивных моментах, качествах личности. Ребенок с заниженной самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведение.

        Диагностика самооценки школьника

        Средства, позволяющие современной психодиагностике выявить уровень самооценки, а также самосознания школьников, делятся на малоформализованные и формализованные методики.

        Формализованные методы диагностики отмечаются объективизацией процесса исследования. К ним причисляют тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики включают разговор, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

        У детей младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью разнообразных игр. Например, игра «Имя» дает возможность получить информацию о самооценке школьника.

        Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.

        Повседневная педагогическая практика для формирования адекватного самооценивания младших школьников применяет игровые формы и приемы, например «говорящие рисунки» или «лесенка успеха».

        Форма «говорящие рисунки» заключается в следующем. Если малыш доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающееся лицо. Если возникали сложности, не все получалось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникали сложности, многое не получалось, ребенок рисует грустное лицо.

        «Лесенка успеха» включает четыре ступеньки:

        Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;

        Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;

        Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.

        Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.

        Тесты для школьников: диагностика младших школьников

        Название: Тесты для школьников: диагностика младших школьников.
        Год издания: 2000 — 11
        Формат: doc в rar. архиве
        Размер: 3,08 Мб
        Качество: хорошее

        К моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же тесты.

        Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически уже вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4— 6-летнего возраста, т. е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и раз­личные сознательные, сложные оценки ребенком окружа­ющей среды.

        Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, Необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и вместе с тем не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологичес­кого развития, достигнутый ребенком.

        Представленная подборка «Тесты для школьников: диагностика младших школьников» содержит методики изучения личности младшего школьника.

        Содержание подборки «Тесты для школьников: диагностика младших школьников»:

        Изучение личности младших школьников.

      • Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»
      • Методика «Цветик-семицветик»
      • Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)
      • Методика «Кем быть?»
      • Методика «Мой герой»
      • Методика «Выбор»
      • Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
      • Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
      • Диагностика темперамента младших школьников.

      • Изучение темперамента школьника методом наблюдения
      • Изучение самооценки младших школьников.

      • Модификация методики Дембо-Рубинштейн
      • Диагностика познавательных процессов младших школьников.

        Внимание:

      • Методика «Изучение переключения внимания»
      • Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
      • Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)
      • Память:

        • Методика «Определение типа памяти»
        • Методика «Изучение логической и механической памяти»
        • Мышление:

        • Методика «Простые аналогии»
        • Методика «Исключение лишнего»
        • Методика «Изучение скорости мышления»
        • Методика «Изучение саморегуляции»
        • Воображение:

        • Методика «Дорисовывание фигур»
        • Скачать «Тесты для школьников: диагностика младших школьников»

          Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация На ту же тему:

          Особенности самооценки у детей

          Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, быстро адаптировался и умел преодолевать трудности, он должен иметь положительное представление о себе. То есть, самооценка у дошкольников и детей в младшем школьном возрасте должна быть в норме. Но, к сожалению, ребёнок не всегда может оценивать себя и свои возможности правильно. В раннем возрасте у каждого ребёнка самооценка адекватна, но её особенность состоит в том, что впоследствии, по мере взросления малыша, она изменяется, и тогда задача родителей – обратить на это пристальное внимание и помочь ему.

          Как самооценка влияет на успеваемость младших школьников? Как она сказывается на развитии навыков общения у дошкольников? Если самооценка понижена, то крайне негативным образом. Если завышена – это также ведёт к различным трудностям и проблемам.

          Диагностика самооценки младших школьников и дошкольников

          Понять, какая самооценка у вашего ребёнка, несложно. Если он постоянно «копается» в себе, ищет слабые стороны, видит в своей личности только плохое и не чувствует уверенность в своих силах – самооценка понижена. Если же, наоборот, ребёнок постоянно хвастается и гордится своей персоной, ставя себя выше других – одноклассников, друзей, товарищей по группе в детском саду, его самооценка завышена.

          Завышенная самооценка у ребёнка: что делать?

          Завышенную самооценку у детей часто можно встретить в дошкольном возрасте. В этом ничего страшного нет, так как в таком возрасте малыш только познаёт себя. Задача родителей – развивать в ребёнке чувство уверенности, положительную самооценку, так как если она понизится, сделать её адекватной будет очень и очень сложно.

          Безусловно, всё время нахваливать малыша не нужно. Здесь важна мера. Критика тоже может иметь место, но в разумных пределах. Например, вместо: «Ты не смог», вы должны говорить своему ребёнку: «Ты смог, но…».

          Завышенная самооценка встречается и у первоклассников. Обычно дети в этом возрасте переоценивают себя. Важно поймать этот период и не дать упасть самооценке, а это вполне может произойти из-за того, что ребёнок не справляется с какими-то заданиями и поручениями.

          Как повысить самооценку ребёнку

          Если самооценка у ребёнка занижена, нужно ему помочь. Формирование и развитие адекватной самооценки у дошкольников и младших школьников потребует от родителей всех усилий. Как поднять самооценку ребёнку? Для этого нужно придерживаться некоторых правил:

        • Коррекция самооценки у младших школьников и детей раннего возраста невозможна без полного доверия. То есть, родители и ребёнок должны доверять друг другу, общаться, обсуждать различные проблемы. Всегда интересуйтесь у малыша, как он провёл день, что у него получилось, а что нет. Возможно, ему требуется ваша помощь.
        • Не ругайте ребёнка. Даже если он что-то не может сделать, объясните или покажите ему, если нужно, несколько раз. Не ставьте малышу в пример других детей.
        • Обязательно замечайте успехи ребёнка. Если вы будете воспринимать их, как должное, и при этом за каждый промах ругать сына или дочь, у них обязательно понизится самооценка. Заслуженная похвала – хороший стимул. К тому же, она вселяет уверенность в себе.
        • Любите своих детей и придерживайтесь правил воспитания.

          От вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок в будущем, помните об этом. Принимайте ребёнка таким, какой он есть, и у него обязательно всё получится!

          Сборник диагностик для выявления интерессов и способностей младших школьников.

          Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

          Сборник диагностик для выявления интересов и способностей мл. школьников и родителей.

          Сборник диагностик направлен на выявление интересов и способностей младших школьников и их родителей.

          Сборник включает в себя диагностики направленные на выявления интересов и способностей младших школьников. В сборник включены содержание, пояснительная записка, диагностики , список литературы.

          Сборник адресован студентам педагогических колледжей, а так же может быть полезен для учителей, воспитателей.

          Диагностика на выявление интересов младших школьников.

          Познавательные процессы . Внимание. Самооценка.

          Исследование особенностей распределения внимания .

          Методика «Составление расписания на неделю»

          ра Пояснительная записка.

          Актуальность исследования . Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности.

          Проблема развития способностей младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Способности необходимы человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе задатки, найти свое место в жизни.

          Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы — звить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.

          Диагностика на выявление интересов младших школьников.

          Инструкция для детей

          В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится «+», если очень нравится, ставьте «++».

          Инструкция для родителей

          Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке — «-«; если нравится -«+»; очень нравится — «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

          Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам . «

          решать логические задачи и задачи на сообразительность;

          читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

          играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

          читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

          делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

          играть с техническим конструктором;

          изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

          играть в спортивные, подвижные игры;

          руководить играми детей;

          ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

          ходить в магазин за продуктами;

          читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

          играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

          самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

          соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

          разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

          содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);

          убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;

          конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

          знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

          самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

          читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

          объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

          ухаживать за домашними растениями;

          помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

          считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

          знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

          участвовать в постановке спектаклей;

          заниматься спортом в секциях и кружках;

          помогать другим людям;

          работать в саду, на огороде, выращивать растения;

          помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

          Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

          Дата__________ Фамилия, имя_______________

          Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

          математика и техника;

          физкультура и спорт;

          природа и естествознание;

          домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

          Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

          Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей.

          Модификация методики Дембо-Рубинштейн

          Цель: исследование самооценки учащегося.

          Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

          Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по. (название качества). В верхней точке находится самый. (максимум качества), в нижней — самый. (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.

          После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

          Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки. Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой.

          В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор. Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

          1. Методика «Изучение переключения внимания»

          Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

          Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

          Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

          Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

          2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

          Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

          Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

          Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

          Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле

          К = m/n х 100%, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

          3. Исследование особенностей распределения внимания

          (методика Т.Е. Рыбакова)

          Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

          Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

          Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

          3. Методика «Радости и огорчения»

          (методика незаконченных предложений)

          Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

          1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда. », «Больше всего я огорчаюсь, когда. ».

          2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

          3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

          4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?»

          При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

          4. Методика «Кем быть?»

          Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.

          Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) фнаписать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

          Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.

          5. Методика «Мой герой»

          Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.

          Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.

          1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):

          — на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

          — есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?

          — на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

          2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели быть похожими: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.

          3. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как. ».

          Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

          Цель: выявление направленности потребностей.

          Инструкция испытуемому. «Представь себе, что ты заработал (тебе дали) . рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

          Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

          7. Методика «Составление расписания на неделю»(С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна)

          Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

          Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

          Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать любые. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

          Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

          На основании проведенного теоретического анализа психологической литературы можно сделать следующие выводы.

          Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов деятельности. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. То есть, человек не рождается способным к той или иной деятельности, а участием в деятельности формирует у себя способности к ней.

          Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей с задатками, интересом и склонностями. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Но задатки – лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков. Интерес проявляется в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса. Для младших школьников предметом интереса является учебная деятельность. Однако для того чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

          1. Эта деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции.

          2. Деятельность школьника должна быть по возможности творческой.

          3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности.

          В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, какие же факторы оказывают влияние на развитие способностей младших школьников. На основе анализа литературы можно выделить следующие факторы:

          1. Исходная предпосылка – врожденные задатки.

          2. Время выявления способностей.

          3. Развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес.

          4. Сотрудничество учителя и ребенка.

          Педагогическая задача состоит в том, чтобы учитывать данные факторы в развитии способностей младших школьников, и их личности в целом.

          Диагностика самооценка младших школьников