Дети общаются друг с другом картинки

Дети в чатах: о чем они говорят друг с другом

«2 кр@cото4к@: Превед, 4ем бум сеня занимацца?» — «Прива, ниняю, 4моки!» Непонятно? Не переживайте: этот закодированный язык предназначен не для нас, а для миллионов детей, общающихся на нем в чатах. И возраст этих детей стремительно понижается.

Жене девять лет, он играет на кларнете и любит шахматы, но в интернет-чате, куда он заходит пообщаться с ровесниками, называет себя «мачо-шмачо» и уверяет, будто ему 15 лет и «деффки ему на шею вешаюцца». Кино, жизнь звезд, настоящие или выдуманные новости собственной жизни — обо всем этом Женя и его старшая сестра, 12-летняя Марьяна, ежедневно болтают в чате со своими виртуальными приятелями.

В 8-12 лет из-за разных темпов развития девочки и мальчики испытывают трудности в общении друг с другом, и чат становится для них идеальным местом для коммуникации. «В школе девчонки меня не замечают или дразнят „ботаном“, а тут я могу говорить на какие угодно темы, и им со мной интересно», — рассказывает Женя. Однако желание завязать общение со сверстниками противоположного пола — далеко не единственная причина, заставляющая детей вести бесконечные, порой вызывающие у родителей беспокойство диалоги по аське* или часами просиживать в чатах.

Идеальное «Я»

Собственные потайные уголки в доме и во дворе, заповедные шалаши в дачном лесу или выдуманные страны, в которые дети переносятся в своих мечтах, — все это составляет секретный мир детства, играющий важнейшую роль в психическом развитии ребенка. «Это особая, волшебная среда, наполненная фантазиями. Мир, в котором отсутствуют взрослые, — объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — В этом мире нет реальности, но есть идеальность: в нем все — и сам ребенок, и то, что его окружает, — лучше, ярче, рельефней. Дети в этом возрасте не воспринимают реальность так, как мы, взрослые. Они видят мир через призму своего волшебного мира, где все происходит „понарошку“. Поэтому они не боятся в чате примерять на себя любую маску, опробовать любую роль».

Именно эти возможности предоставляет детям чат. Пятиклассники 1272-й московской школы согласились поговорить c нами и приоткрыть дверь в их секретный мир. 11-летние подруги Арина и Снежана ссорятся из-за виртуального приятеля. «Только он думает, что нам 17, — говорит Арина. — Мне брат потрясающие фотки скачал из Интернета, и я их выложила на свою страничку — будто бы это я!» 12-летний Сережа любит заходить в чат под разными именами: «Для каждого ника у меня свой характер и картинка, иногда я захожу в чат одновременно под двумя именами — под мужским и под женским!» 10-летний Тема «чатится» с фанатами его любимой компьютерной игры: «Мы, конечно, обсуждаем игру, но, если честно, больше про девчонок болтаем». Чат дает ребенку практически безграничную свободу в обращении и с реальностью, и со своими эмоциями. Однако какие последствия может иметь это волнующее заигрывание с реальностью? По мнению французского психотерапевта Жака Арена (Jacques Arenes), увлечение чатами не вполне безопасно для ребенка: «Проблема в том, что дети нередко начинают избегать реального контакта со сверстниками». C ним не соглашается Светлана Кривцова, которая считает, что о подобной опасности следует говорить скорее применительно к подросткам: «Дети же примеряют на себя роли героев и героинь — сильных, красивых, смелых, сексуальных, то есть полных желания жить. Примерно до 12 лет наши сыновья и дочери нуждаются в некоем героическом идеале, а сверстники необходимы им как зеркало, в котором наши дети найдут подтверждение тому, что их идеалы кто-то может с ними разделить, чтобы вместе играть в принцесс и героев в этом секретном мире, куда не допускаются ни реальность, ни взрослые». Поэтому общение в чате не столько диалог, сколько монолог: от собеседников дети ждут не каких-то самостоятельных суждений, но в первую очередь реакции на собственные высказывания, на свое идеальное «Я». Иными словами, партнер по чату воспринимается ребенком не как конкретный, реальный человек, но исключительно как зеркало, отражающее его собственные интересы и желания.

Общение по правилам

Многие западные сайты требуют у ребенка не только его e-mail, но и e-mail его родителей, подтверждающее письмо от которых делает действительной его регистрацию. Кроме того, взрослые модераторы следят там за порядком и прекращают общение в 21.00. Увы, на большинстве российских чатов эти принципы пока не действуют, поэтому стоит распечатать правила поведения в сети и повесить их рядом с компьютером:

  • никогда не называй свои реальные фамилию и имя, никому не давай адрес (почтовый и электронный) или номер телефона;
  • сохраняй осторожность: взрослый может выдавать себя за ребенка и наоборот;
  • никогда не употребляй грубых и непристойных выражений, не затрагивай национальные или религиозные чувства собеседника.
  • На грани фола

    Вечером Арина заходит на сайт http://interchat.ru и начинает болтать с одноклассницей. Вдруг в их разговор вклинивается некто Mad_Pussy c вопросом: «А тебе в каких позах больше нравится — сверху или снизу?» Вот он, один из самых тревожных для родителей моментов — расхождение между реальным возрастом детей и непристойностью некоторых их реплик. «Сегодня чаще, чем раньше, мы наблюдаем у 8-10-летних варианты поведения, которые соответствуют скорее подростковому, нежели детскому возрасту, — говорит социальный психолог Елена Белинская. — Сейчас дети раньше получают большие объемы информации, от них раньше ждут личных достижений и социальной успешности, все меньше времени и пространства остается у них для игр — взрослый мир стремительно наступает».

    Многие детские чаты вовсю практикуют «виртуальные браки»: дети «женятся» и «разводятся» одним нажатием кнопки. Марьяна ничуть не смущена, признавая, что она знает про эти чаты и бывает там: «А что такого? Я тренируюсь для взрослой жизни». Что же заставляет их играть чувствами, для которых они не созрели ни физиологически, ни психологически? «Дети репетируют влюбленность, примеряют на себя социальные роли, активно исследуют свою женственность («Сколько «валентинок» я получила?») и мужественность («Сколько девочек обратили на меня внимание?»), — считает Светлана Кривцова. — Сегодня ребенок воспитывается на примерах, почерпнутых из телевизора, начиная с очень раннего возраста в огромных дозах получает сексуальные и эротические впечатления. Не понимая глубинной сути увиденного, он воспринимает их атрибуты как безусловную данность и потому примеряет на себя».

    Полезные ссылки

    • Прочитать подробные правила поведения в Интернете и инструкции по безопасности для детей: http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
    • Проконтролировать, чем ребенок занимается в Интернете: www.cybermama.ru
    • Узнать об опасностях, с которыми дети могут столкнуться в чатах: www.content-filtering.ru/catalog.asp?ob_no=1449
    • Ознакомиться с Биллем о правах детей в Интернете: www.content-filtering.ru/catalog.asp?ob_no=1119
    • Не пускать на самотек

      Узнав, что дети становятся участниками диалогов на сомнительные темы, родители скорее всего попытаются оградить их от этого виртуального мира — манящего, но полного ловушек, о которых дети даже не подозревают. «У родительского страха есть объективные причины, — считает Елена Белинская. — Мы боимся конкретных вещей — таких, как педофилия или втягивание ребенка в порнобизнес». Однако нас страшит и то, что, пускаясь в «скользкие» диалоги с чужими людьми, наш ребенок нарушает нормативную интимность подобных разговоров. «Между тем, — продолжает Елена Белинская, — еще до появления Интернета дети узнавали о „низкой“ стороне жизни в первую очередь из разговоров со сверстниками. Сегодня чат по сути дела выполняет ту же древнюю функцию на ином технологическом уровне и в этом смысле не более опасен, чем непристойные картинки на заборе».

      Однако совсем пускать на самотек детское общение в виртуальном мире не стоит. Жак Арен убежден: дети должны знать, что на сайте появляются взрослые и именно поэтому в разговорах с ними следует быть бдительнее. «Если родители почувствуют, что грань между фантазией и реальностью размывается, им следует немедленно вмешаться», — говорит психотерапевт.

      С ним соглашается и Елена Белинская: «Если вы очень сильно нервничаете из-за того, что дети много болтают в чатах, то время от времени вы можете заглядывать на сайт, где общается ваш сын или дочь, и тогда вы лучше поймете желания или интересы ребенка и узнаете о беспокоящих его вопросах, которые он, быть может, не решается вам задать».

      Людмила, мама 10-летнего Темы, очень переживала и боялась «лезть в личную жизнь сына», но и оставить это интернетное общение без контроля не могла: «Каюсь: прочла потихоньку его разговоры в аське. Сперва ничего не поняла, но потом разобралась… Меня шокировали орфографические ошибки и этот ужасный компьютерный сленг, но в общем — обыкновенный детский треп, может, не очень интеллектуальный, но вполне безвредный». При этом она уверена: благодаря общению в чатах ее сын стал гораздо более «социализированным и раскрепощенным». «По крайней мере, ему теперь по телефону звонят девочки, да и он им тоже. Так что, думаю, определенная польза от чатов все же есть — даже если нам, взрослым, не очень нравятся их стиль и темы, которые там обсуждают».

      Пять советов неравнодушному родителю

      Если ваш ребенок проводит в Интернете много времени, родителям будет полезно взять на вооружение несколько простых принципов. Советует социальный психолог Елена Белинская.

      • Важно понимать, с кем (не) дружит ваш ребенок — не только в реальной, но и виртуальной жизни — и в чем причина его предпочтений.
      • Помогите ребенку в реальной жизни выстраивать дружеские отношения со сверстниками: приглашайте его друзей в дом, на дачу, на дни рождения.
      • Больше разговаривайте с ним — прежде всего о его интересах, в том числе и о специфике интернет-общения.
      • Найдите возможность удовлетворить его сексуальное любопытство сообразно возрасту, если вы сами стесняетесь говорить «про это», предложите ему хорошую книгу, описывающую взаимоотношения между полами*.
      • Объясните ребенку, что пространство Сети — это зеркало нашей жизни и что там действуют те же правила безопасности, вежливости и приличий.

      * Например, Кристиан Верду, Жаклин Кан-Натан, Жан Коэн, Жильбер Торджман «Энциклопедия сексуальной жизни для детей» (Дом, 1994);

      Харри Янес «Мальчик и девочка» (Валгус, 1988).

      * icq — программа быстрого обмена сообщениями на экране компьютера.

      Дети говорят друг с другом

      Дети говорят друг с другом. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста. Общение с другим ребенком. Как ребенок общается со сверстниками.

      Рекомендуем родителям и специалистам:

      Психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, т. е. направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-то позвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться — добиться внимания, участия матери, отца, няни и для этого начинает очень рано использовать речь.

      Нужно оговориться, однако, что сначала ребенок обращается исключительно к окружающим взрослым, уже в конце первого года жизни его речевые реакции — это ясно выраженные просьбы, зов, жалобы.

      Интересно, что до девяти-десятимесячного возраста (иногда и дольше) дети не замечают друг друга, даже если посадить их рядышком. Они могут обратить внимание на яркую пуговицу или помпон на одежде другого ребенка, но не на него самого. Первые слова, которые один малыш говорит другому, не носят характера общения; это не просьба, не зов, а скорее, заученная речевая реакция на ситуацию.

      Близнецы Света и Ира Г. в 1 год 2 месяца постоянно находились в манежике, но играть вместе еще не умели. Если одна девочка видела в руках другой привлекательную игрушку, она выхватывала ее и говорила: «Сиба» (спасибо). Обиженная сестричка с плачем отнимала игрушку и, завладев ею, сквозь слезы повторяла: «Сиба!»

      Девочки научены были говорить «спасибо», когда что-нибудь получали в руки, но это не было пока выражением благодарности, а лишь автоматизированной реакцией на получение вещи. Ни Света, ни Ира не говорили друг другу «дай-дай» или «на!», с которыми они уже обращались к родителям.

      Кира С. в этом же возрасте, играя в манеже в ясельной группе, довольно часто отнимал игрушки у других малышей и при этом говорил: «Та-ак, та-ак!» Оказывается, когда его учили правильно брать предмет пальцами и ему это удавалось, воспитательница обычно хвалила малыша: «Так, так!»

      Таким образом, первые слова, которые ребенок как будто говорит другому, по сути дела, ему даже не адресованы — просто малыш научен в данной ситуации произносить определенное слово, как Ирочка со Светой или Кирюша.

      Только во второй половине второго года жизни дети действительно начинают обращаться друг к другу, словесное общение их принимает социальный характер. Большую роль поначалу играет жестикуляция, а слово служит дополнением к ней.

      Наташа в 1 год 10 месяцев ухватилась руками за куклу, которой играла ее ровесница Галя, и с просительной интонацией повторяет: «Да-ай! да-ай!» Галя сначала сопротивлялась, но, когда Наташа заплакала, сама протянула ей куклу: «Зями!» (возьми).

      Боря в 2 года стал очень интересоваться маленькими детьми и часто пытался заговорить с ними. Однажды он играл в саду в песке и, увидев стоящего неподалеку мальчугана примерно такого же возраста, стал звать его: «Ди Бое! Ди игать!» (Иди к Боре! Иди играть!) При этом Боря усиленно жестикулировал руками.

      По мере того как дети подрастают, формы их словесного общения усложняются, но для этого необходимо увеличение запаса слов.

      Некоторые психологи пытались выяснить, как сказывается знание нужных слов или отсутствие такого знания на возможности детей согласовывать свои действия.

      Американские психологи С. Глуксберг и Р. Краусс провели интересные исследования в этом направлении. Были взяты две группы детей (2 года 7 месяцев — 4 года и 4 года 3 месяца — 5 лет 2 месяца), и с ними стали проводить игру в кубики. На четырех сторонах каждого кубика было простое изображение какого-нибудь знакомого детям животного; в центре кубика имелась просверленная дырка, сквозь которую продевали стержень. Игра заключалась в следующем: двоих детей одного возраста усаживали за столик, разделенный непрозрачным экраном. Дети не видели друг друга и того, что делает второй ребенок, но могли переговариваться. Оба ребенка имели набор кубиков и стержень. У одного из них («говорящего») кубики лежали в особом ящичке, из которого их можно было доставать только по одному и в определенном порядке,- он вынимал кубик, называл его и надевал на стержень. Перед вторым ребенком («слушающим») кубики были рассыпаны по столу, он должен был найти кубик, который называл говорящий, и тоже надеть его на стержень. Так оба ребенка в процессе игры должны были построить одинаковые пирамиды из кубиков.

      Оказалось, что для решения такой задачи в младшей группе одного словесного общения было мало — «слушающие» не могли подобрать именно те кубики, которые называли «говорящие» (хотя знали названия изображенных на них животных), и нанизывали их в случайном порядке. Дети постарше — в возрасте около 5 лет — сравнительно легко научились правильно выполнять требования игры и охотно играли в нее.

      Затем этим детям дали кубики, на которых были изображены геометрические фигуры, названия которых дети не знали; все остальные условия игры были прежние. «Говорящие» придумывали словесные обозначения для этих геометрических фигур, например: «похоже на папину рубашку», «как колесо» и т. п. «Слушающие» не могли понять этих описаний, т. е. не могли соотнести их с какой-то фигурой, и ни в одной пробе не было получено удовлетворительного результата.

      Таким образом, для «собственного употребления» ребенок может как-то обозначить предмет словом, но этого недостаточно, чтобы наладить общение с другим ребенком. Только в том случае, когда оба ребенка связывают слово с одним и тем же предметом, налаживается двусторонняя связь между ними.

      Эти опыты не только показывают, что нужно для того, чтобы слово стало средством социального общения. Такие игры с успехом могут быть использованы как пробы для определения степени «социальной зрелости» ребенка.

      Большой интерес представляет изучение различных форм общения и последовательности их развития у детей.

      Этим вопросом много занималась румынская ученая Т. Слама-Казаку. Она проводила наблюдения над тем, какие формы речевого общения характерны для детей в разные возрастные периоды. Слама-Казаку записывала на магнитофонную ленту разговоры ребят на прогулке, во время умывания, еды и специально проводившихся игр.

      Удалось выявить три основные формы речевых реакций у детей:

      1. Речевые реакции в отсутствии партнера — это наиболее элементарная форма.
      2. Монолог — один из детей говорит в присутствии других, которые являются как бы аудиторией.
      3. Диалог — в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, просьбой, второй отвечает, в свою очередь задает вопросы и т. д. Это более высокая форма речевого общения.

      Дети «одинокие» (единственный ребенок в семье, например), но имеющие достаточное развитие речи, склонны к монологам. В игре с куклой, складывая кубики и т. д., ребенок говорит о том, что он делает или что делает кукла.

      Диалог представляет значительные трудности для малышей и обычно бывает очень кратким.

      В своих наблюдениях Слама-Казаку предлагала детям играть в игрушечный телефон, а содержание разговора регистрировалось. Разговор детей 2-3 лет сводился к стереотипному повторению вопроса: «Ты что делаешь?» — «Ничего. А ты что делаешь?» — «Ничего. А ты что делаешь?» и т. д.

      Дети постарше (4-5 лет) ведут по телефону более связный разговор и затрагивают несколько тем, правда, легко перескакивая с одной на другую часто без видимой связи. Шести-семилетние ребята в этой игре обнаруживают способность разговаривать друг с другом довольно свободно и дольше сосредоточиваться на одной теме.

      В играх «у доктора», «приготовление обеда» выявились эти же возрастные особенности разговора детей. Младшие дети ограничиваются тем, что жалуются: «она кашляет» или «животик болит», трехлетний доктор выслушивает больного и назначает горчичник (независимо от того, на что были жалобы). Старшие же дети подробно рассказывают, как ребенок простудился, что у него болит, а доктор задает много вопросов, советует, как лечить больного.

      Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящим детям трудно порой поддержать разговор в форме диалога с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как, если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной. В играх, подобных тем, которые мы перечислили, где имеются роли для разговаривающих детей и темы подсказываются ситуацией игры, разговор с двусторонним обменом вопросами, ответами и замечаниями очень облегчается.

      По нашим наблюдениям, развитию у детей этой формы речевого общения необычайно помогает заучивание маленьких сценок из сказок и т. д. Выученные таким образом обороты речи дети потом используют как готовый материал в своих импровизациях.

      «Домашние» дети испытывают самые большие трудности в общении с другими детьми. Здесь очень важно найти ребенку подругу или товарища и научить их «говорить по телефону», играть в «доктора», «продавца и покупателя» и т. д. Особенно интересны для детей и дают прекрасные результаты инсценировки, но они, конечно, могут устраиваться только под руководством и с помощью взрослых.

      Необходимо также в разговоре с детьми стараться получать ответы, реплики с их стороны. К сожалению, очень часто разговор с ребенком ведет сам взрослый, даже тогда, когда можно построить этот разговор в форме вопросов и ответов (правда, это требует больше усилий со стороны взрослых).

      Нужно иметь в виду, что такие игры или беседы с детьми не должны быть очень продолжительными: 5-10 минут два или три раза в день — этого совершенно достаточно. Поэтому работа по развитию речевого общения ребенка не будет очень уж обременительна для родителей.

      . Часто возникает вопрос о том, можно ли одновременно учить ребенка говорить на двух языках? Родители порой опасаются, что это может повлечь за собой возникновение заикания и других расстройств речи. Однако практика показывает, что дети довольно легко справляются с этой задачей и одновременное пользование двумя языками не вызывает у них никаких осложнений, они даже не путают их. Известно, что в ряде стран имеется два государственных языка и ребята с первых лет жизни учат оба. Так, в Бельгии они изучают французский и фламандский языки.

      Таким образом, нет оснований бояться нарушений в развитии речи детей, если они одновременно учатся говорить на двух языках. Нужно лишь иметь в виду, что усвоение эгих языков происходит различно, в зависимости от того, являются ли они разговорными в семье или одному из них ребенка обучают специально, все время сопоставляя слова, построение фраз и т. д. Этот способ, по-видимому, несколько труднее для малышей.

      Осложнения при «двуязычии» возникают лишь в случаях перегрузки детей со слабой нервной системой или при предъявлении им непомерных требований.

      Источник: книга М. Кольцовой «Ребенок учится говорить»

      Общение малышей со сверстниками

      Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.

      Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.

      Правильно организованное общение:

    • обогащает детей впечатлениями;
    • является источником разнообразных эмоций;
    • учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;
    • помогает преодолеть робость;
    • способствует становлению личности;
    • формирует представление о другом человеке — ровеснике;
    • начинает развивать способность пониматьдругих людей;
    • подготавливает к последующему общению со сверстниками.
    • Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез. М. И. Лисиной выделены несколько его этапов.

    • Эмоционально-практическое общение (2-4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе — локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
    • Ситуативно-деловое общение (4-6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения — деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.
    • Внеситуативно-деловое (6-7лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы.
    • В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вращается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей. Дружба со сверстниками во многом определена отношением со стороны учителя.

      В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко возрастает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.

      Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентрацией (способностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью,личностным отношением к собеседнику и уважением его индивидуальности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенденций и является условием и проявлением способности человека к личному росту и самоактуализации (Э. Фромм). Возрастные трансформации характера общения детей между собой, его особенности представлены ниже (табл. 7.3).

      Таблица 7.3
      Изменение общения детей со сверстниками с возрастом

      Общение детей раннего возраста со сверстниками

      Ирина Малышенкова
      Общение детей раннего возраста со сверстниками

      В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми.

      В первый год жизни ребенка все его окружение — это родители, бабушки и дедушки, если есть братья и сестры. Ребенку достаточно этого. С ним играют, его окружают вниманием и заботой. Но примерно с 1,5 лет ребенок тянется к другим детям. И чем старше он становится, тем больше потребность в общении с ровесниками.

      Как общаются малыши?

      Общение детей раннего возраста со сверстниками происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории:

      1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к взрослому, и даже к неодушевленным предметам.

      2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении с взрослыми.

      3. Наблюдение за другими и подражание им. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и с взрослыми).

      4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

      Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.

      К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.

      На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

      Т. е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.

      Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.

      Наш опыт показывает, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

      Все общение детей друг с другом сводится к игре. Они находятся в тесном контакте. Главное отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми – повышенная эмоциональность. Ребенок, играя с другими детьми, чаще смеется, громче разговаривает, больше бегает. Также общение детей отличает то, что у них нет строгих правил и норм поведения. Они прыгают, носятся, ищут новые занятия.

      Что дают игры со сверстниками?

      Общение со сверстниками более многогранно. В общении с взрослыми ребенок более зажат, он зависит от мнения родителей. А в играх с другими детьми проявляются все скрытые черты характера. Ребенок самоутверждается и выражает свою индивидуальность, он больше проявляет инициативу. Кстати, именно в играх со сверстниками ребенок получает новые умения и знания. Видя, что делают другие дети, он повторяет за ними. Дети, которые любят играть, всегда найдут контакт со сверстниками. Важно, чтобы всегда была возможность для такого общения, для этого многие психологи советуют водить детей туда, где есть его ровесники.

      Что делать взрослым?

      Должны ли взрослые вмешиваться в игры детей?

      Именно родители или воспитатели делают все, чтобы детям было комфортно друг с другом. Если назревает ссора, то вмешательство просто необходимо. А вот, если дети спокойно играют в песочнице, делятся игрушками, то можно просто наблюдать за происходящим. В то же время именно взрослые учат детей совместной игре, особенно важно играть в сюжетно-ролевые игры. Нужно помочь детям придумать сюжет, чтобы им было интересно. Например, мы катаем кукол в колясках, играем в магазин. Понятно, что для всестороннего развития ребенка ему просто необходимо общение со сверстниками. Именно в таких играх дети выражают свою индивидуальность, лучше узнаю себя и окружающий мир. Разумеется, хорошо, когда ребенок ходит в садик. Но если так получилось, что ему приходится сидеть дома, то нужно чаще гулять во дворе или ходить в различные игровые комнаты. Тогда жизнь ребенка будет более насыщенной и эмоциональной.

      Организация общения между детьми в течение дня в группе

      Мы стараемся организовать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в группу. С этой целью предлагаем малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаем внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Если в групповой комнате уже есть дети, мы привлекаем их внимание к вновь пришедшему малышу, предлагаем им поздороваться с ним.

      У нас в группе соблюдается ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.

      Во время режимных моментов обращаем внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, побуждаем их желать друг другу спокойного сна.

      Для поддержания интереса детей друг к другу используем различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.

      Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом мы стараемся обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.

      Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, празднование детских дней рождений.

      Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Поэтому мы стараемся побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.

      Сближению детей способствует совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Иногда мы предлагаем нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, просим их рассказать сверстнику об увиденном.

      Первые контакты между детьми иногда осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.

      Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, мы стараемся мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. В данной ситуации взрослый может :

      • отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;

      • организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

      • помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.

      Выбирая тот или иной способ улаживания конфликта, взрослый должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, а также степень эмоциональной напряженности ситуации. В достаточно спокойной ситуации мы предлагаем детям совместную игру или установить очередность действий. При этом объясняем детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно уметь договариваться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, взрослый может взять игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

      В рамках личностно-ориентированного взаимодействия мы придерживаемся следующих правил при разрешении детских конфликтов:

      • избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);

      • не унижать ребенка («жадина», «злюка» и пр.);

      • применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;

      • использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);

      • тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);

      • использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;

      • запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

      Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, которые мы используем в группе.

      Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками.

      Совместные игры нескольких детей требуют от них собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.

      Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями ровесника.

      В ходе игры мы предлагаем малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др., побуждаем их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру усложняем, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Иногда просим малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

      Поддерживаем инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставляем детям больше свободы в организуемых играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, мы предлагаем им более спокойное занятие.

      Таким образом, следует соблюдаем баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их организуем в любое время дня, чередуем с подвижными играми. Пальчиковые игры помогают нам занять всю группу детей, сидящих на стульчиках в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.

      Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Нам эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. В хороводные игры мы включаем мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

      Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

      Организуем и игры с правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника. Во многих играх этого типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов – активных движений и их торможения, что требует от детей определенных усилий. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.

      Для развития игрового взаимодействия детей организуем, такие игры с правилами, в которых малыши по очереди берут на себя центральную роль. Ведущий должен действовать перед другими детьми, чувствуя на себе их внимание. В ходе таких игр дети не только овладевают элементами ролевого поведения, но и учатся преодолевать робость, внутреннее напряжение, возникающее у некоторых малышей, когда они оказываются в центре внимания.

      Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками. Часто дети раннего возраста бывают так поглощены игрой с предметами, что совершенно не замечают сверстника. Малыши еще не умеют играть друг с другом, ссорятся из-за игрушек, отнимают их друг у друга. Но тот факт, что игрушки часто служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы их общения. Очень важно создавать ситуации, сочетающие предметные игры и общение сверстников.

      Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных играх детей раннего возраста должен участвовать взрослый, задачей которого является обучение детей и помощь им в распределении игрушек, координации и согласовании действий. При этом в группе мы следим не только за последовательностью выполнения игровых действий, но и организуем общение детей по ходу их выполнения: называем малышей по именам, привлекаем их внимание к действиям партнера, его желаниям, предлагаем помощь, хвалим, вместе радуемся полученному результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.

      В ходе совместных предметных игр мы играем в мяч, собираем и разбираем пирамидки, делаем различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др., песка, выкладываем фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливаем бусы для кукол т. п. Мы организуем совместные игры с куклами и другими игрушками. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.

      В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к детям, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

      Рекомендуемая литература:

      Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками» «Мозаика-синтез», М. 2008

      «Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б. С., Волкова Н. В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. — 272 с.

      Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб. : Речь, 2006. — 176 с.

      Речевое общение детей 5–7 лет На передний план в сфере общения у старших дошкольников выдвигается общение со сверстниками. Ребенок начинает предпочитать ровесника взрослому.

      Доклад «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Слайд 1 Тема доклада: «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Воспитатель: Мошнова Ирина.

      Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста Методическая разработка на тему: Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного.

      Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Поможем медвежонку» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 22 Краснодарского края (сенсорное развитие детей раннего.

      Консультация для родителей «Общение детей в детском саду и семье» Многочисленные исследования психологов показывают, что общение для ребенка является главным и решающим условием становления психических.

      Консультация «Общение детей дошкольного возраста со сверстниками» Общение дошкольников со сверстниками Чернышова Олеся Александровна Воспитатель ГБДОУ детский сад №66 Общеразвивающего вида с приоритетным.

      Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования На фоне разработанности проблемы общения и взаимоотношений детей-дошкольников.

      Практический семинар для воспитателей «Педагогическое общение — это партнерское общение» Цели: 1. Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. 2. Показать закономерность, действующую.

      Проект по безопасности детей дошкольного возраста «Общение с незнакомыми людьми». Старшая группа Проект по безопасности детей дошкольного возраста «Общение с незнакомыми людьми» Старшая группа \ Актуальность проекта:.

      Занятия для коррекции отношений со сверстниками у агрессивных детей Занятия для коррекции отношений со сверстниками у агрессивных детей. Разработан Гавриловой Т. М. педагогом-психологом «Детского сада общеразвивающего.

      Дети общаются друг с другом картинки