Самооценка и я концепция как они связаны

Оглавление:

Развитие Я-концепции и самооценки

Как указывает Л. И. Божович, кризис подросткового возраста является самым острым и продолжительным по сравнению с другими кризисами [1] . Это связано с депривацией новых потребностей подростка, возникающих в связи с быстрым физическим и умственным развитием, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости и гетерохронности физического, полового, психического и социального развития подростка. Особенностью кризиса подростковой) возраста является и то, что в подростковом возрасте наряду с внешними запретами и препятствиями на пути удовлетворения потребностей возникают не менее сильные внутренние запреты и ограничения. Центральным новообразованием подросткового возраста становится самосознание, вызывающее к жизни стремление к самоутверждению и самовыражению, самовоспитанию и саморазвитию. Самосознание — способность направлять сознание на собственные внутренние переживания и мышление. В подростковом возрасте становление личности прямо связано с осознанием себя как личности. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание — это осознание себя в системе общественных отношений.

Специфика самопознания в подростковом возрасте заключается в том, что оно осуществляется в процессе сравнения себя с другими, причем как с реальными сверстниками, так и с референтными образцами. Немалое значение приобретают образцы — идеалы и эталоны для подражания, которые воплощают в себе требования, которые подросток предъявляет к человеку. В основе развития самооценки и Я-концепции лежит рефлексия, реализующая стремление подростка попять самого себя и соответствовать принятым требованиям.

Я-конценция подростка. Я-концепция — система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов [2] . Я-концепция выполняет функцию интерпретации опыта человека, является источником ожиданий и способствует достижению внутренней согласованности личности [3] . Под Я-концепцией X. Ремшмидт понимает организованную систему взглядов, установок и мотивов, составляющих основу личности и обусловливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность [4] .

Я-концепция включает в себя три структурных компонента:

1) когнитивный компонент — «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе;

2) эмоционально-ценностный (аффективный), оценочный компонент переживание отношения к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п.;

3) поведенческий компонент, характеризующий проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении [5] .

В. В. Столпи говорит о том, что анализ продуктов самосознания, которые выражаются в Я-концепции, т.е. в представлениях человека о самом себе, может происходить двумя способами: либо как поиск классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (т.е. содержательных параметров) этого образа [6] .

М. Розенберг (1965) ввел понимание Я-коицепции как установочной системы и предложил более сложную классификацию образов «Я»:

• наличное «Я» — то, каким индивид видит себя в настоящий момент;

• желаемое «Я» — то, каким индивид хотел бы видеть себя;

• представляемое «Я» — то, каким он показывает себя другим.

Таким образом, все те образы, которые создает в своем сознании подросток, очень разнообразны, именно они определяют его личность, направленность и жизненные планы на данном возрастном этапе развития. Познание себя и своих качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции, а с ним связаны оценочный и поведенческий компоненты.

Для подростка важно понимать не только, какой он, кто он, но и на что он способен, т.е. насколько значимы и ценны его особенности. Оценивать свои качества и способности юноша может самостоятельно, но лишь в результате оценки со стороны, через призму мнения окружающих. Оценка себя и своих особенностей зависит от сложившейся системы ценностей, которая формируется в первую очередь благодаря семье и сверстникам.

Развитие самооценки сопровождается переживаниями, часто принимающими форму внутренних конфликтов, в которых сталкиваются самоуверенность подростка и сомнения в своих силах. Подростки остро реагируют на свои успехи и неудачи, постоянно впадая в крайности: от восхищения своими способностями и талантами до переживания собственного «ничтожества» и «никчемности». Неуверенность в себе может привести подростка к ложным формам самоутверждения — протестному поведению, нарушению норм и правил, кривлянию, браваде, призванным продемонстрировать окружающим взрослость и независимость подростка, а также к повышенной ранимости, обидчивости, грубости [1] .

Противоречивость самооценки порождает аффект неадекватности, который представляет собой устойчивое эмоциональное переживание, связанное с отрицанием, вытеснением и игнорированием своего неуспеха и неудачи с целью сохранения неадекватно завышенной самооценки при ее внутренней противоречивости. В эксперименте подросткам было предложено самим выбрать и решить задачи определенной степени трудности, руководствуясь собственной оценкой своих возможностей. При этом предлагаемые задачи были значительно сложнее, чем это было заявлено, и попытки решения задачи, как правило, оказывались неудачными. Было обнаружено, что подростки с адекватной высокой устойчивой самооценкой адекватно реагировали на неудачу снижением уровня притязаний. Напротив, подростки с завышенной самооценкой повышали степень трудности задачи при неуспехе и крайне аффективно реагировали на неудачу (Л. И. Божович, Л. С. Славина). Неспособность скорректировать свой уровень притязаний при неуспехе, стремление во что бы то ни стало сохранить завышенную самооценку является индикатором формирования дисгармоничной структуры личности. В то время как осознание подростком расхождения между его уровнем притязаний и возможностями в случае благополучия развития Я-концепции становится условием развития личности, в случае аффекта неадекватности создает предпосылки нарушений способности личности к саморегуляции и становится источником искажения развития. Подросток теряет способность адекватно воспринимать действительность и свои возможности и в угоду сохранения высокой осознанной самооценки отвергает сам факт своего неуспеха и перекладывает ответственность за неудачу на обстоятельства и других людей.

Самооценка включает аффективный, когнитивный и регулятивный компоненты. Аффективный компонент как самопринятие — оценка «Я» и отношение к себе (принимающее или отвергающее). Когнитивный компонент представляет знание подростка о себе, своих способностях, качествах, возможностях. Регулятивный компонент может быть определен как уровень притязаний на успех и достижения в определенной зоне объективной трудности задач. Структура самооценки включает реальное «Я», зеркальное «Я» и идеальное «Я». Реальное «Я» — это восприятие индивидом своих актуальных способностей, ролей и статуса, т.е. его представления о том, каков он на самом деле. Зеркальное (социальное) «Я» — это представления индивида о том, как его видят другие. Идеальное «Я» — представления индивида о том, каким он хотел бы стать [8] . Различают две формы самооценки — общую и частную (парциальную или конкретную). Частные самооценки отражают оценку конкретных поступков, действий, отношений, способностей и могут быть как ситуативными, так и обобщенными. Оперативные самооценки отражают изменения в оценках личности своих качеств и действий. Общая самооценка в подростковом возрасте представляет собой иерархически организованную динамическую систему парциальных оценок, которые находятся либо в отношениях целостности и единства, либо в конфликтном противодействии, характеризуясь амбивалентностью.

Основными параметрами самооценки являются адекватность (объективность, реалистическое соответствие самооценки достижениям и успехам личности), уровень самооценки (высокая — низкая), дифференцированность (оценок качеств личности и оценок «Я» — реального, зеркального и идеального), устойчивость, стабильность, осознанность (осознаваемая неосознаваемая).

Развитие самооценки в подростковом возрасте связано с самопознанием и становлением самосознания личности. Два типа коммуникации выступают психологическим механизмом развития самооценки и Я-концепции: коммуникация «Я — Другой», в которой формирование самооценки основывается на соотнесении себя с другими и выделении сходства и различий, и аутокоммуникация «Я-Я» [9] . Самонаблюдение и самовосприятие составляют основу развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте, позволяя установить сходство «Я» с Другими и выделить свою непохожесть и уникальность, отличность от Других. В аутокоммуникации самоанализ и самоосмысление становятся механизмом осознания себя как субъекта со своими мотивами, интересами и смыслами, достигая целостности и единства внешнего и внутреннего бытия. В диспозиционной теории личности самооценка рассматривается как уровневая структура, в которой нижний уровень составляют неосознанные установки/самочувствие; средний уровень — осознание и самооценка отдельных свойств и качеств, составляющих относительно целостный образ «Я»; третий уровень предполагает включение самооценки в общую систему ценностных ориентации личности, выделение смысла, жизненных целей и средств их достижения

[10] . В подростковом возрасте можно наблюдать переход к ценностному уровню самооценки.

В подростковом возрасте самооценка становится все более дифференцированной в отношении различных социальных контекстов — феномен, получивший отражение в известной метафоре «социальный хамелеон» (Дж. Герген). Важнейшей задачей развития подросткового возраста является формирование личностной идентичности (Э. Эриксон). Разрешение этой задачи находит прямое отражение в закономерностях развития Я-концепции и самооценки подростков — процессы дифференциации самооценки в различных социачьных контекстах дополняются процессами интеграции множественных «Я», формированием стабильной и устойчивой самооценки. Дифференциация и интеграция выступают в целостном единстве, определяя развитие личности подростка. Общая закономерность формирования самооценки заключается в возрастании устойчивости самооценки и ее дифференциации в зависимости от социального контекста взаимодействия и сотрудничества.

Исследование связи между уровнем притязаний подростков, их уверенностью или неуверенностью в себе и особенностями их самооценки обнаружило, что в зависимости от характера самооценки (ее адекватности, устойчивости) у школьника возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, т.е. определенные черты характера. При этом самооценка, ставшая чертой характера, не ограничивается рамками одной какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности [11] . В исследовании Е. И. Савонько и М. С. Неймарк подросткам предлагали решать арифметические задачи, расположенные по возрастающей трудности. Было обнаружено, что в целом среди подростков преобладают учащиеся, которые ориентировались на самооценку. С возрастом растет число подростков с преобладающей ориентацией па самооценку и уменьшается число ориентирующихся преимущественно на оценку других людей — учителей [12] .

Существенным фактором формирования личности подростка являются оценки его окружающими людьми. При сохранении значимости оценок качеств подростка взрослыми — родителями и учителями — все большую роль играют оценки сверстников, в общении с которыми интенсивно формируется самооценка. Тип семейного воспитания и особенности родительской позиции влияют на формирование самооценки в подростковом возрасте. Однако связь между дисгармоничным типом воспитания и вариантом нарушения самооценки не линейна — нарушение типа семейного воспитания может приводить к различным, альтернативным вариантам развития самооценки. В то же время исследование связи восприятия подростками родительской позиции и их самооценкой позволило установить, что характер самооценки обусловлен различными параметрами родительской позиции. Эмоциональное принятие родителями подростков (доброжелательность, интерес, амбивалентность, дистантность, враждебность) оказывается тесно связанным с самооценкой подростков. Одновременно такие параметры родительской позиции, как директивность и автономность, в меньшей степени значимы для самооценки подростков. И мать, и отец являются равно значимыми фигурами в определении характера самооценки подростка. Выявлена различная чувствительность самооценки применительно к различным социальным контекстам (семейному, образовательному, в группах сверстников). Низкое эмоциональное принятие, амбивалентность или отвержение подростка хотя бы одним из родителей приводит к снижению самооценки подростков, причем наиболее чувствительными оказываются контексты общения и взаимодействия с близкими (родители) и социальными взрослыми (учителя) [13] .

  • [1] Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна
  • [2] Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003
  • [3] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986
  • [4] Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности
  • [5] Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко
  • [6] Столиц В. В. Самосознание личности. М. : Издательство Московского университета, 1983
  • [7] Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна
  • [8] Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание
  • [9] Чеснокова И. И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии. 1984. №5. С. 162-164
  • [10] Ядов В. А. Социальная идентификация личности. М.: Изд-во Института социологии

  • [11] Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников : дис. канд. психол. наук. М., 1956
  • [12] Неймарк М. З. Психологическое изучение направленности личности подростка : дис. . д-ра психол. наук. М., 1972 : Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми : дис. канд. психол. наук. М., 1970
  • [13] Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции) : дис. д-ра психол. наук
  • Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ — Шпаргалки по учебному предмету «Общая психология»

    Любые студенческие работы — ДОРОГО!

    100 р бонус за первый заказ

    Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и «Я-концепция» имеют отличия. «Я-концепция» представляет набор скорее описательных, представлений о себе. Хотя, та или иная часть «Я-концепция» может быть окрашена положительно или отрицательно.Понятие самооценки, связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его «Я-концепция», но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане.В случае же самооценки те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности. При этом субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане с другими, как лучшего или наоборот как худшего. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают самооценку). Важно отметить, что поскольку самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительно влияет па формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, , в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

    Например, известно, что самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и деадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость данных о самооценке с асоциальным поведением несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и девиантным поведением подростка. При этом выделяют (Х. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной «Я-концепция».

    1. Снижение самоуважения и часто как следствие — социальная деградация агрессивность и преступность.

    2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

    3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

    Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, по А. Маслоу). Блокирование реализации этой потребности даже рассматривается автором концепции общего адаптационного синдрома Г.Селье в качестве мощного фактора. В связи с этим он подчеркивал, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других факторов способствует стрессу.

    Понятие и роль “Я-концепции”

    В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

    Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

    1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
    2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
    3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

    Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

    Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции

    КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

    Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

    Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

    ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

    Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

    Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

    Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

    Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с тем что, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

    Самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

    Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

    ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

    Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

    Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

    Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. В детском лагере «Я-концепция» проходит уточнение, так как в лагере снимаются психологические фильтры, он не уже не может играть какую-то роль, то у подростка появляется отличная возможность более точно выяснить кто Я и скорректировать отдельные качества.

  • Рефлексировать свое поведение
  • Рефлексировать влияние этого поведения на чувства окружающих его
  • Рефлексировать влияние на мысли других о нем
  • Рефлексировать влияние на свое мнение о себе себя
  • _Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. Коллектив авторов Психология человека от рождения до смерти

    Особенности Я-концепции

    Я-концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

    Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.

    Особенности развития Я-концепции в период ранней взрослости

    Многие представления о себе, которые формировали Я-концепцию человека в период его взросления и продолжают обогащать ее уже у взрослой личности, по-прежнему основываются на собственном организмическом (в лексике К. Роджерса) оценочном процессе (здоровый – нездоровый, красивый – некрасивый, счастливый – несчастливый и т. д.). Этот процесс связан с тенденцией актуализации. Таким образом, Я-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности, стремление к актуализации – мотивирующий стимул развития Я-концепции.

    Однако у взрослого человека этот процесс в большей мере контролируется принятыми личностью социальными (культурологическими, нравственными и др.) понятиями и ценностями. В соответствии с представлениями, устремленностями, критериями оценки определенных социальных групп, к которым относится личность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Я-концепция включает в себя, следовательно, и то, что связано с определенными стремлениями в самоактуализации . Таким образом, возникает конфликт взаимообусловленности.

    «Конфликт между стремлениями к актуализации и Я-концепцией, которая является подсистемой стремления актуализации, препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта» (Нельсон-Джоунс Р., 2000, с. 30).

    Личностный опыт не всегда согласуется с Я-концепцией. Это рассогласование воспринимается как угроза Я-концепции.

    В зависимости от степени угрозы, которую несет собой опыт, человек может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди, в особенности взрослые, психологически благополучны в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать важный для них опыт. Эту возможность обеспечивает константное ядро Я-концепции .

    Константное «ядро» Я-концепции полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, взрослых людей должно включать (в системе взглядов К. Роджерса и А. Маслоу): открытость для опыта, рациональность, личную ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведению этичного образа жизни.

    «Оболочка» Я-концепции взрослого включает в себя многофакторный Я-образ , а также изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки.

    Различие между Я-образом и Я-концепцией увеличивается с взрослением и состоит в том, что Я-концепция взрослого не всегда соответствует его собственному Я-образу (отражающему преимущественно личностные переживания). Конгруэнтность Я-концепции и различных аспектов Я достигается посредством самоактуализации.

    Актуальный жизненный опыт взрослого человека меняет Я-концепцию, преобразуя ее в связи с новым возрастно-психологическим контекстом . О том, как меняется Я-концепция личности и самосознание взрослого после наступления половой и социальной зрелости, мало экспериментальных исследований. Возможно, потому, что в зрелости Я-концепция превращается в сложно организованное, многоуровневое и многоаспектное образование, в котором частные Я-концепции не всегда взаимообусловлены. Следовательно, выделить конкретный аспект и исследовать его достаточно трудно, а учесть в исследовании весь комплекс Я-концепции – еще более сложно.

    Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении социальных ролей. Соответственно, более актуальными становятся частные Я-концепции, определяемые содержанием (тем или иным социальным контекстом) роли: сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, руководителя – подчиненного и т. д.

    Влияние условий ценности на Я-концепцию

    В силу активного социального функционирования взрослость увеличивает влияние на Я-концепцию различных условий ценности .

    Условия ценности – то, что определяет неконгруэнтную Я-концепцию, в то время как конгруэнтная Я-концепция базируется на собственном организмическом оценочном процессе.

    Эмпатическое понимание – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир и переживание субъектом тех же самых чувств, которые испытывает другой.

    Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332).

    Люди отличаются друг от друга по степени усвоения ими условий ценности. Это зависит от индивидуальной потребности личности в безусловном позитивном отношении, получаемом от значимых для них людей, а также и от того, в какой степени они проявляют эмпатическое понимание и конгруэнтность.

    «Ядро» Я-концепции содержит безусловные, «организмические» личностные ценности. Однако даже успешно развивающаяся личность «принимает» некоторые условия ценности, другие же, менее успешные люди отличаются большим количеством условий ценности.

    Например, для таких людей характерны следующие условия ценности.

    1. «Достижение цели очень важно, я окажусь неполноценной личностью, если не достигну поставленной цели».

    2. «Делать деньги очень важно; если у меня это не получается, значит, я – неудачник».

    3. «Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекательным для окружающих, в ином случае его считают социально незрелым».

    4. «На благополучие близких влияют наши поступки, поэтому надо сделать все, чтобы это влияние было приемлемым».

    Принятие личностью условий ценностей определяет содержание самооценки . Многие люди основывают свою самооценку на общих, не индивидуализированных условиях ценности, не принимая во внимание изменения их ситуационного смысла. Нередко это приводит к понижению их самоуважения и к искаженному восприятию Я-образа.

    Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности

    Я-концепция взрослого продолжает развиваться под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Особенно важны для него контакты со значимыми другими, которые на этапе ранней взрослости продолжают оказывать влияние и во многом определять представление индивида о самом себе. Однако Я-концепция взрослого человека, являясь активным элементом его личности, сама становится важным фактором в интерпретации опыта.

    Можно сказать, что функционально Я-концепция выполняет несколько ролей:

    – способствует достижению внутренней согласованности личности,

    – определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

    Я-концепция как совокупность ожиданий

    В соответствии со своей Я-концепцией личность интерпретирует свои действия и действия других в конкретной ситуации. Кроме того, у человека создаются определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти при развитии конкретной ситуации. Некоторые исследователи даже считают эту функцию Я-концепции центральной. Так, например, люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Те же, кто обычно сомневается в своей ценности, заранее убеждены в негативном отношении к себе со стороны других. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, по мнению Р. Бернса, лежит механизм самореализующегося пророчества.

    Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом
    На этапе ранней взрослости «самопророчества» формулируются на основе собственного опыта и знаний, которые приобретены личностью на пути ее индивидуального развития, а также в связи с установками в самовосприятии, созданными на основе оценок значимых других. Личность в начале самоактуализации часто использует «пророчества» значимых других для обозначения направления своего развития, выбора целей и средств их достижения. Часто «пророчества» других интериоризируются личностью в самоопределения.

    Роль психологических защит в Я-концепции

    Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречия с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

    По мнению ряда ученых, индивид часто отказывается видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, отрицает информацию, несовместимую со сложившимися представлениями, в том числе и о себе, то есть проявляет защиту от потенциально тревожной информации (Бернс Р., 1986; Грановская Р. М., 1999 и др.). Защита может проявляться в форме отрицания или рационализации.

    Можно сказать, что отрицание человеком опасной или нежелательной информации происходит для того, чтобы избежать конфликта между Я-образом и непосредственным опытом. Этот способ защиты имеет место при особо серьезных обстоятельствах. Например, любящие родители не способны объективно относиться к деяниям своего ребенка, обвиняемого в асоциальном поведении; порой больные отрицают тяжесть своего заболевания, так как это чревато для них значительными потрясениями в личной жизни и непредсказуемыми последствиями.

    Если противоречивый опыт, вносящий рассогласования в структуру личности, тем не менее осознается, то срабатывает такой защитно-психологический механизм , как рационализация. В определении Р. М. Грановской (1999, с. 52) рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации состоит в отыскании места для иррационального побуждения или поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде.

    При помощи рационализации человек легко закрывает глаза на расхождения между причиной и следствием, которые так заметны для внешнего наблюдателя. Как заметил Р. Бернс (1986, с. 41), рационализация позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В качестве примера можно представить такую ситуацию, когда на фоне конфликтных взаимоотношений с сотрудниками человек продолжает настаивать на том, что работа вполне его устраивает, так как она высокооплачиваемая. Другой вариант, в котором срабатывает механизм рационализации, связан с жизнью супругов, не испытывающих друг к другу прежних чувств любви и привязанности, но тем не менее продолжающих рассматривать свою семейную жизнь как вполне приемлемую, так как их семейное кредо состоит в «благополучии детей».

    Итак, отрицание и рационализация – это уловки, посредством которых человек уклоняется от восприятия проблемной реальности, которая интерпретируется им таким образом, чтобы сохранить «Я-концепцию» достойной и разумной личности.

    Мнение ученых

    С точки зрения Р. Бернса, рационализация, представляющая собой стремление человека защитить свою Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий, является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения личности. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объяснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение – абсурдным.

    Я-концепция и самооценка

    На этапе ранней взрослости личность выбирает цели и средства их достижения, связанные с различными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих действий в соответствии с Я-концепцией.

    Самооценка личности зависит от того, кем ей хотелось бы стать, какое место занять в этом мире, какими методами реализовать свои устремления, – это является критерием в самооценке собственных успехов или неудач. На самооценку влияет уровень достижения личности: она повышается, если притязания личности реализуются, и понижается, если цели не удается достигнуть.

    В случаях неудачи личность имеет несколько возможностей поддержания константности Я-концепции:

    1) каким-то образом объяснить свой неуспех, используя рационализацию;

    2) отрицать неуспех;

    3) снизить уровень своих притязаний;

    4) заняться другой деятельностью, в которой возможна бо́льшая успешность.

    Я-концепция индивидуализирует самооценку. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.

    С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие – уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций.

    Дифференциация Я-концепции

    Дифференциация Я-концепции – в структуре личности взрослого можно выделить несколько независимых Я-концепций.

    Реальное Я – представление о себе в настоящий момент.

    Идеальное Я – представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».

    Дифференциация Я-концепции человека выражается также в существовании реального Я и идеального Я . Взрослый человек имеет более или менее адекватное представление о себе, что является его реальным Я-образом. Кроме того, каждый взрослый человек имеет представление о том, каким он мог бы быть или каким ему хотелось быть; таким образом, его Я-концепция содержит идеальный Я-образ.

    Иногда идеальный образ реалистичен, иногда фантастичен. Реальный и идеальный Я-образы могут совпадать, но чаще они все же различаются. Расхождение между реальным и идеальным Я может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям.

    Большое расхождение между идеальным и реальным Я человека, по мнению клинических психологов, является тревожным симптомом, поскольку указывает на неадекватность самооценки и отношения к себе, что часто приводит к эмоциональным и поведенческим неадекватностям. Такая личность не способна преодолеть «расстояние» между своим актуальным состоянием и тем, к которому стремится. В поиске выхода из этой затруднительной ситуации личность использует порой и патологические защиты. Примером таких защит является невроз или психосоматизация.

    Невроз – функциональное нервно-психическое расстройство психогенной (как правило, конфликтогенной) природы, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах.

    Психосоматизация – развитие функциональных и органических расстройств, заболеваний, как специфических «патологических личностных защит».

    По мнению некоторых ученых, разрыв между идеальным и реальным Я может рассматриваться как признак взрослости (Кац, Зиглер, Зелк, 1975). С их точки зрения, выработка высокого стандарта идеального Я связана с развитием у личности контроля над своими эмоциональными импульсами.

    Я-концепция и психологический возраст личности

    Психологическое время – субъективно оцениваемое время, отражает психологический возраст личности, самоощущение возраста.

    Хронологическое время – определяет паспортный возраст личности.

    Поскольку развитие человека происходит наряду с хронологическим еще и в психологическом времени , то Я-концепция личности имеет индивидуальный временной контекст.

    Самовосприятие и самооценивание своего возраста имеет разнонаправленные тенденции на разных возрастных этапах. Известно, что ребенок и в еще большей мере подросток стремятся быть старше своего хронологического возраста, а люди зрелого возраста, наоборот, хотят быть моложе. Однако вопрос, каким образом объективная хронология жизни трансформируется в самооценку возраста, остается малоизученным. Иногда хронологический возраст полностью утрачивает свое значение во внутреннем мире человека. Нередко бывает, что тридцатилетний чувствует себя старцем, а шестидесятилетний не находит внутренних различий в своем самоощущении с тридцатилетними.

    Внутреннее чувство возраста связано с субъективным переживанием времени. Время может казаться безвозвратно утраченным, и тогда самооценка возраста будет меньше реального возраста. Напротив, если жизнь человека наполнена большим количеством потрясений, то его внутреннее ощущение возраста значительно превосходит реальный. Такое самоощущение возраста более свойственно взрослому человеку, нежели ребенку.

    Таким образом, можно предположить, что человек оценивает себя моложе или старше хронологического возраста, исходя из более серьезных оснований, чем просто произвольное желание видеть себя в том возрасте, который кажется ему наиболее привлекательным.

    Феномен «консервации возраста»

    Изучению механизмов, которые лежат в основе субъективных оценок возраста, было посвящено исследование А. А. Кроника и Е. И. Головахи (1983). В эксперименте приняли участие 83 человека (женщин – 40, мужчин – 43) в возрасте от 21 до 44 лет . Все они должны были представить, что не знают своего истинного календарного возраста, и им предлагалось определить его.

    Результаты показали, что лишь у 24 % опрошенных субъективная оценка возраста полностью совпала с возрастом, определяемым по дате рождения, или отличалась от него с незначительной разностью 1 год. Большинство же опрошенных (55 %) считали себя более молодыми, чем это было в действительности; у 21 % опрошенных оценки возраста оказались завышенными, то есть они чувствовали себя старше. Средняя абсолютная разность между субъективной оценкой и реальным возрастом составила 4,2 года. При этом наибольшим вариантом занижения возраста был 21 год, а завышения – 11 лет.

    По результатам исследования была обнаружена определенная тенденция, обозначенная авторами как феномен «консервации возраста» , состоящий в следующем. При адекватности самооценок отчетливо проявились различия между испытуемыми, принадлежащими к разным возрастным группам. С возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности. Так, в группе до 30 лет таких оказалось 47 %, а в группе 30 лет и более – 73 %. Степень занижения собственного возраста в самооценках также значительно увеличивается: в группе до 30 лет средняя величина занижения составляла 3,6 года, а в группе свыше 30 лет – 8,3 года.

    Авторы исследования предполагают существование у человека некоего «счетчика» годовых циклов психофизиологической активности, на основании показания которого формируются оценки собственного возраста.

    Второе возможное объяснение этого несовпадения исследователи видят в социальных факторах, обусловливающих оценку личностью собственного возраста. Таким фактором может выступить существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий, которые направлены на достижение личностью определенного статуса, соответствующего тому или иному возрасту. С этой точки зрения самооценка возраста является результатом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с предъявляемыми к ней возрастно-ролевыми ожиданиями. В том случае, если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста; если же человек достиг меньше, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

    Действие этого механизма иллюстрируется результатами в следующей части вышеописанного исследования. Теперь опрашивалась однородная по профессиональному статусу и возрасту группа молодых инженеров (41 человек 23–25 лет ). Люди этого возраста испытывают определенные ожидания относительно вступления в брак и создания собственной семьи. Были рассмотрены различия между самооценками возраста в группах холостых (незамужних) и женатых (замужних). По результатам исследования оказалось, что в группе несемейных большинство опрошенных (63 %) чувствуют себя моложе, чем это есть в действительности. В группе семейных таких оказался лишь 21 %, большинство же оценивают себя соответственно своему возрасту или несколько старше.

    Таким образом, рассогласования между реальным возрастом человека и его самооценкой могут объясняться закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности.

    Гендерные особенности Я-концепции

    Гендерные особенности – особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

    Маскулинность – развитие мужских половых признаков.

    Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И. С. Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. С точки зрения И. С. Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам маскулинности .

    Исследование Т. В. Андреевой (1989) посвящено изучению самооценки интересов и активности мужчин и женщин через несколько лет после окончания вуза по одной из наиболее творческих специальностей – архитектуре. Косвенно эти данные позволяют судить об особенностях Я-концепции молодых мужчин и женщин. Так, на основании выделенных в исследовании основных типов направленности интересов в различных сферах деятельности можно сделать следующие выводы.

    1. У мужчин Я-концепция отмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.

    2. У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Интересно и то, что для многих женщин такой «саморазвивающий прогноз» совпадал с их реальным Я-образом. Это объяснялось тем, что женщины-архитекторы с идеальным Я-образом, в котором акцентировалась семейная роль, часто работали не по основной профессии, но находили работу на неполный день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься семьей и детьми.

    Вывод Т. В. Андреевой (1998) о том, что молодые мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты, дает основание предположить, что и Я-концепция мужчин (возможно, не только творчески ориентированных) более сбалансирована, тогда как у большинства женщин (не только творческих профессий) в Я-концепции преобладает семейная направленность. В связи с этим Я-концепция наиболее творчески активных женщин менее сбалансирована и более динамична.

    Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком)
    Н. Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами.

    Существуют различия между полами по отношению к похвале и вознаграждению . Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность в том, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят получать вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе даже в том случае, если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих.

    Половые различия

    Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной.
    Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком. Это позволяет считать, что Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. Если реальный Я-образ женщины достаточно далек от идеальной модели Я-образа (например, женщина не имеет доверительных личных отношений), то она чувствует свою ущемленность больше, чем мужчина. Кроме того, женщины чаще используют психологические защиты (стабилизирующие Я-концепцию), маскирующие самовосприятие неудовлетворительной реальности. Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком), в то время как психологические защиты мужчин более прямолинейны в своей рациональности или иррациональности (например, алкоголизация).

    Психологические защиты мужчин более прямолинейны в своей рациональности или иррациональности (например, алкоголизация)

    Внешний облик и половая самоидентичность

    Степень удовлетворенности своим телесным Я-образом непременно отражается на общей самооценке молодых людей. От этого во многом зависит их самоощущение благополучия и счастья.

    Экспериментальным подтверждением этого является исследование Маттес и Хан (1975), проведенное на 211 мужчинах и женщинах – студентах старших курсов университетов. Физическая привлекательность измерялась методом экспертных оценок, а ощущение счастья и самооценка – методом специально организованных самоотчетов.

    Выяснилось, что у женщин физическая привлекательность является основанием для ощущения счастья и высокой самооценки. У мужчин показатели оказались несколько иными: физическая привлекательность была прямо связана с ощущением счастья, в то время как с самооценкой зависимость была обратной.

    Для объяснения этих результатов было выдвинуто предположение, что физическая привлекательность для женщин этого возраста является более значимой, чем для мужчин, поскольку успешность женщины больше зависит от ее способности вступать в прочный союз с мужчиной, в то время как успешность мужчины определяется его личными достижениями. Таким образом, в социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший «выигрыш» от производимого ею впечатления, чем столь же привлекательный мужчина. Но коль скоро физическая привлекательность имеет для женщин большее значение, то и коэффициенты корреляции привлекательности с ощущением счастья, психическим здоровьем и самооценкой у них должны быть соответственно выше, чем у мужчин.

    Результаты исследований свидетельствуют также о том, что стереотипу мужественности соответствует мезоморфный тип , а стереотипу женственности – эктоморфный. Действительно, мезоморфный тип телосложения считается идеальным типом мужской фигуры и ассоциируется с определенным культурным эталоном.

    Эктоморфный тип женской фигуры соответствует идеальному образу женского тела. Это объясняется характерным стереотипным представлением, согласно которому стройность является признаком внешней привлекательности женщины. Поэтому по аналогии легко прийти к заключению, что сексуально-ролевые черты женственности ассоциируются именно с идеальным образом женского тела.

    Из всего сказанного вовсе не следует, что тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его половой самоидентичности. Однако наличие указанного соотношения свидетельствует в пользу предположения о том, что люди реагируют друг на друга в соответствии с устойчивыми стереотипами, что и придает их внешнему поведению черты самореализующегося пророчества. Если внешняя составляющая личности обусловливает первоначально ведущий принцип отношения к человеку, вполне возможно, что такое взаимодействие способствует формированию половой самоидентичности индивида.

    Развитие личного Я: идентичность, близость и генеративность

    Э. Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человеку отсутствие новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

    Близость и одиночество

    Шестой стадией жизненного цикла, по Э. Эриксону, является начало зрелости, период от конца юности до начала среднего возраста. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, во всяком случае, ничего важного. Но Э. Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.

    Под близостью Э. Эриксон понимает не только физическую близость двух людей. В это понятие он включает способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости.

    Понятие близости между людьми не обязательно связано с сексуальным влечением, оно распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образцом близости в самом широком смысле этого слова. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Э. Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

    Я-концепция и семейные отношения

    Если Я-концепция мужчины или женщины содержит определенную модель удовлетворения потребности к близости посредством брачных отношений, в таком случае можно говорить, что мужчины и женщины ориентированы на создание семьи. При этом их Я-образы содержат определенные ожидания относительно себя и партнера в супружестве.

    У. Харли (1992) на основе психотерапевтической работы с тысячами супружеских пар выделяет следующие основные ожидания в отношении партнера:

    у мужчин – половое удовлетворение, спутник по отдыху, привлекательная жена, ведение домашнего хозяйства или «домашняя поддержка» со стороны супруги, восхищение жены или ее моральная поддержка;

    у женщин – нежность или атмосфера романтики и заботливости, возможность поговорить, честность и открытость, финансовая поддержка, преданность мужа семье или выполнение им отцовских обязанностей.

    По мнению У. Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, то неудивительно, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни, особенно если их Я-образы ригидны.

    Следующее, что характеризует брачно-семейные представления в этом возрасте, – это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании представлений студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их по уму, честности, веселью и трудолюбию.

    Брачно-семейные представления в этом возрасте характеризует потребительская нереальность
    В. И. Зацепин отмечает также пигмалионизм в межличностном восприятии юношей и девушек. Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по многим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень развития у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотели бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Работы эстонских социологов показали, что подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно весьма подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих наборах больше всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (девушки ценят еще силу и целеустремленность, а юноши – скромность своих избранниц).

    Исследования

    Молодые люди, начинающие совместную жизнь, плохо знают характеры друг друга – оценки, присваиваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооценкой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону большей мужественности или женственности (Ковалев С. В., 1989).
    Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек являет собой:

    – формирование у них реалистичности и цельности восприятия себя и других;

    – формирование правильных воззрений о соотношении любви и брака;

    – преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни;

    Все это возможно при эффективной и конгруэнтной Я-концепции супругов.

    Я-концепция и переход к родительству

    В семье муж и жена обретают новые роли, иной социальный статус. Это вносит существенные коррективы в Я-концепцию личности, включенной в новый семейный цикл .

    Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство предполагает существенные перемены в Я-образе личности и в критериях самооценивания.

    Кроме того, изменения касаются самоидентичности личности, имеет место перераспределение ролей в супружеских отношениях и в отношениях старшего поколения, меняется личностный статус человека вне семьи. Степень эффективности таких личностных преобразований зависит от самооценки родителей: те, у кого она выше, приспосабливаются лучше (информация приводится по: Крайг Г., 2000, с. 708). Родители, ориентированные на хорошие взаимоотношения с детьми, должны учитывать, что от степени адекватности родительской Я-концепции зависит то, насколько правильно они устанавливают отношения со своими детьми.

    Профессиональная Я-концепция и самооценка

    D. Super (1963) утверждал, что люди стремятся выбрать профессию, которая отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Если выбранная профессия соответствует их Я-концепции, то они добиваются самоактуализации.

    Профессиональная Я-концепция – представление личности о себе как о профессионале. В современной психологии рассматривают различные частные формы Я-концепции. А. А. Реан (1999) вводит понятие профессиональной Я-концепции личности и выделяет в нем реальную и идеальную составляющие. Реальная профессиональная концепция себя – это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам.

    Реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности и ее стремления к развитию.

    Профессиональная самооценка

    Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Рассматривая профессиональную самооценку как образование, от которого в значительной степени зависит профессиональная успешность личности, А. А. Реан выделяет в ней операционно-деятельностный и личностный аспекты.

    Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).

    Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно конкордантна (согласованна). Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности.

    В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять:

    а) самооценку результата;

    б) самооценку потенциала.

    Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность / неудовлетворенность достижениями.

    Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.

    Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности.

    Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности. К настоящему моменту сделано уже достаточно эмпирических наблюдений (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), подкрепляющих сделанные обобщения.

    В теоретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифференцированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Именно с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности.

    Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

    Собственный организмический оценочный процесс – непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. По мере взросления оценочные процессы все в большей степени помогают личности достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.
    Константное ядро Я-концепции – основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.

    Оболочка Я-концепции – многофакторный Я-образ, изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки.

    Я-образ – совокупность образов (чувственных – ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

    Конгруэнтность Я-концепции – соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепции.

    Возрастно-психологический контекст – возрастная специфичность потребностей и ценностей.

    Механизм «самореализующегося пророчества» – основа отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением. Ожидания личности во многом определяют и характер ее действий и ее интерпретации реакций окружающих.

    Самоопределение – форма самоотношения.

    Интериоризация – перенос чьих-то представлений в свое сознание.

    Защитно-психологический механизм – механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом.

    Отрицание – игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом.

    Рационализация – осознание информации, приемлемой для личности, в связи с ее стремлением «контролировать» свое поведение и ситуацию.

    Мезоморфное (атлетическое) телосложение – стройный, сильный, мускулистый индивид, ассоциируется с соматотоническим типом личности, для которого характерны высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску.

    Эктоморфное (астеническое) телосложение – высокий, худой, хрупкий индивид, ассоциируется с церебротоническим типом личности, характерными чертами которого является замкнутость, сдержанность, бережливость, умеренность, пассивность.

    Образ тела – представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения.

    Близость (в понимании Э. Эриксона) – способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

    Идентификация – отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.

    Одиночество – состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

    Пигмалионизм – ожидание, что в личностных качествах партнера окажется то, что наиболее высоко оценивается субъектом у себя.

    Ригидные Я-образы – нарушение способности воспринимать преобразование образа при его реальном изменении.

    Семейный цикл – последовательность предсказуемых событий или периодов, начинающихся с ухода из родительской семьи и включающих в себя такие характерные события, как образование пары, вступление в брак, рождение первого ребенка и т. д.

    Самооценка и я концепция как они связаны